На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формирование мотивов учения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Учебная деятельность и мотивация 6
    Общая характеристика учебной деятельности 6
    Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения 7
Глава 2. Методы и средства повышения мотивации учения математике 13
    Мотивация изучения математических понятий 13
    Роль задач с практическим применением в развитии предметной мотивации 18
    Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математики 20
    Задачи занимательного характера и исторические экскурсы 21
    Интересный урок – путь к повышению мотивации 22
    Разминка 24
    Числовой диктант 25
    Цифровой диктант 26
Заключение 27
Библиографический список 29
    Приложение 1. 30
    Приложение 2. 32

Введение

 
 
     Объем знаний, который человек может  усвоить в период школьного образования, естественно, ограничен. Современное  состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают  долю знаний, получаемых человеком  в период школьного образования  по отношению к информации, необходимой  ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. На первый план выходит задача интеллектуального  развития и, прежде всего, способность  к усвоению новой информации, и  интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, являющихся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.
     Актуальность  темы:
     За  последние десятилетия школа  переживает новый период совершенствования  математического образования. За это  время в содержание математики вошли  новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое  развитие информационных технологий требует  перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также нового осмысления содержания обучения. Особую актуальность приобретает  проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся  стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.
     За  последние десятилетия школа  переживает новый период совершенствования  математического образования. За это  время в содержание математики вошли  новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое  развитие информационных технологий требует  перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также нового осмысления содержания обучения. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.
     Проблема  качества математического образования  остаётся приоритетной для каждой страны в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам  в большинстве рабочих профессий, связанных с ростом высокотехнологических  производств, развития экономических  теорий. В связи с этим школа  призвана обеспечить необходимые условия  для развития мотивации учения. Развитие мотивации учения относится к  числу наиболее актуальных и сложных  проблем современной психопедагогики.
     С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях  стала всё больше осознаваться необходимость  постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о  том, что учащийся, не осознавший и  не понявший цели обучения, как свои соответственные, и не владеющий  средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться. А для этого необходимы такие  формы и методы учебной работы, которые вызвали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или её результатах. Иными словами, необходимо было постоянно соотносить каждое педагогическое действие с потребностями  и мотивами учащихся. Решение этой задачи требует объединения усилий педагогов, психологов, методистов и  передовых учителей.
     Общие вопросы мотивации в учебном  контексте были разработаны в  трудах многих исследователей. В них  содержатся теоретические рекомендации по созданию мотивационных ситуаций. Но при этом отсутствуют конкретные указания по составлению упражнений и задач.
     Цель: совершенствование процесса обучения математике путем разработки способов повышения мотивации обучения математике и их применения
     В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
    Осуществить анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
    Выявить особенности развития мотивации и познавательного интереса при обучении математике.
    Разработать методы и средства повышения мотивации учебной деятельности.
    Проследить реализацию этапа мотивации учебной деятельности при изучении математических понятий, теорем и алгоритмов
 
 
 

     

Глава 1. Учебная деятельность и мотивация

Общая характеристика учебной  деятельности

 
 
     Обучение - конкретный вид педагогического  процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно  обусловленные задачи образования  личности в тесной взаимосвязи с  ее воспитанием и развитием.
     Правильное  понимание самого процесса обучения включает необходимые характеристики:
     1) обучение есть специфическая  человеческая форма передачи  общественного опыта: посредством  орудий и предметов труда, языка  и речи, специально организованной  учебной деятельности передается  и усваивается опыт предшествующих  поколений;
     2) обучение невозможно без наличия  взаимодействия ученика и учителя,  без наличия «встречной» активности  учащегося, без его соответствующей  работы, называемой учением. «Учение  - это труд, полный активности  и мысли», - писал К.Д. Ушинский. Знание нельзя переложить механически  из одной головы в другую. Результат  общения определен не только  деятельностью учителя, но и  в такой, же степени деятельностью  ученика, самим их взаимоотношением;
     3) обучение - это не механическая  прибавка к уже имевшимся психологическим  процессам, а качественное изменение  всего внутреннего мира, всей  психики и личности ученика.  При усвоении (как высшей стадии  обученности) происходит как бы перенос знаний извне вовнутрь (интериоризация), отчего изучаемый материал становится как бы собственным достоянием личности, её принадлежащим и ею открытым. Специфическая особенность учебной деятельности - это деятельность по самоизменению. Её цель и результат - изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не изменении предметов, с которыми действует субъект (Д.Б. Эльконин).
     Таким образом, обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны  опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

Психолого-педагогические аспекты мотивации  обучения

 
 
    Понятие мотивации
     В настоящее время существуют различные  технологии и стратегии обучения математике.
     На  мой взгляд, основными компонентами обучения, являются:
     – что изучаем;
     – для чего изучаем;
     – каким образом обучаем;
     – как обучаются.
     «Что  изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. Процесс  обучения организован по циклам и  профилям с конкретными конечными  целями по каждому профилю и циклу.
     «Каким  образом обучаем» и «как обучаются» зависит от технологий и методов  обучения. Естественным образом возникают  следующие вопросы:
     – Почему мы делаем то, что делаем?
     – Почему один ученик учит, а другой нет?
     – Почему одни учащиеся успевают выполнять  школьные задания, а другие после  первых неудач обескураживаются и теряют интерес к учебе?
     Ответы  на эти и другие подобные вопросы  могут быть найдены при помощи теории мотивации. «Мышление, как и  всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где  их нет, нет и деятельности, которую  они могли бы вызвать» - писал  С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного  процесса продолжал: «Для того чтобы  он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать» .
     Проблема  мотивации и мотивов поведения  и деятельности – одна из главных  в психологии. Откуда берутся и  как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач».
     Научному  изучению причин активности человека положили начало ещё великие мыслители  древности – Аристотель, Демокрит, Платон, упоминавшие о нужде как об «учительнице жизни». Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющее активность человека, имеет природные основания. «Итак, всё, что люди делают, они делают по семи причинам: случайно, согласно требованиям природы, по принуждению, по привычке, под влиянием размышлений, гнева и страсти».
     Впервые слово «мотивация» употребил  А.Шопенгауер в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В 20-е и последующие годы XX века в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку.
     Все определения мотивации можно  отнести к двум направлениям. Первое направление рассматривает мотивацию  со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление  рассматривает мотивацию не как  статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
     Однако, и в том и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Не случайно, в последние годы отчётливее сформировалась мысль, что мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование.
     Мотивация и учение
     Любой метод обучения является многофункциональным. Одной из важных составляющих каждого  метода является его мотивационная  функция, которая призвана возбудить  интерес к учению, сделать учение увлекательным, мобилизировать психологическую энергию и усилия, поддержать стремления, преумножить любознательность и старания.
     Мотивы  и стимулы в учебной деятельности школьников долгое время находились как бы на периферии педагогических исследований. Большую помощь в разработке этой проблемы оказали психологи. Однако, с конца 70-х гг. и в педагогической теории стала все больше осознаваться необходимость постановки и решения  этих задач. Был сделан вывод о  том, что школьник, не осознавший и  не принявший цели обучения, как  свои собственные, и не владеющий  средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться. А для этого необходимы такие  формы и методы учебной работы, которые вызывали бы у учащихся потребность  в данном виде деятельности или ее результатах. Иными словами, необходимо было постоянно соотносить каждое педагогическое действие с потребностями и мотивами учащихся.
     Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. Мотивационная динамика зависит  не только от уровня компетентности и  энтузиазма учащихся, но и от пристрастий  учителя.
     Мышление  обучаемого может стать мотивированным, если он испытывает противоречия типа:
     – между тем, что ему необходимо, и тем, что он может получить;
     – между тем, что он уже делал, и  тем, что он может сделать;
     – между тем, что он собой представляет, и тем, кем он может стать;
     – между тем, что собой представляют другие, что они сделали, и тем, кем он мог бы стать и что  он мог бы сделать;
     – между тем, что он думает по поводу обсуждаемой порции учебного материала, и тем, что думают по этому поводу другие.
     Это значит, что любые изменения во внешних и внутренних представлениях индивидуума рождают противоречия (конфликты) между тем, что было, и  тем, что может быть.
     В каждой конкретной ситуации учитель  может создать искусственные  или реальные противоречия. В первом случае говорят, что противоречие субъективно, а во втором – объективно.
     Выделяются  два аспекта мотивации: по отношению  к учебному предмету и по отношению  к другим людям.
     К мотивам первого аспекта относятся:
     – широкие познавательные мотивы, направленные на овладение новыми знаниями;
     – учебно-познавательные мотивы, ориентирующиеся  на освоение знаний;
     – мотивы самообразования, побуждающие  субъекта к самостоятельному совершенствованию.
     Ко  второму аспекту относятся социальные и внешние мотивы.
     Классификация мотивов
     Общепризнанно, что не существует единой классификации  мотивов. В зависимости от целей  исследования, разными авторами предлагаются различные классификации мотивов. Мы будем придерживаться следующей общей классификация, которая включается в себя и внутренние и внешние мотивы:
    Познавательные мотивы.
    Мотивы подготовки к профессиональной деятельности.
    Мотивы достижения успеха.
    Мотивы личного самоутверждения.
    Мотивы эмоционального удовольствия.
    Мотивы социального самоутверждения.
    Социально-эмоциональные мотивы.
    Социально-моральные мотивы.
    Гражданско-патриотические мотивы.
    Внутренняя  и внешняя мотивации
     Мотивации разделены на две противоположные  категории:
     – интринсивные (внутренние) мотивации;
     – екстринсивные (внешние) мотивации.
     Основной  формой внутренней мотивации является любознательность, любопытство, необходимость  знать и расширять горизонты  знаний. В этом случае говорят, что  мотивация исходит из притягательности преследуемой цели.
     Внешняя мотивация исходит от внешнего источника. Она определена достижением какой-то внешней цели. Если ученик учит хорошо, потому что он желает быть первым в  классе, или из боязности, что огорчит родителей, то говорят, что обучение внешне мотивировано.
     Обычно  в учении преобладают внутренние мотивации. Поэтому необходимо добиться, чтобы внешние мотивации превратились, или по крайне мере приблизились, к  внутренним. С этой целью можно использовать следующую схему преобразования внешней мотивации:
     Амотивация - Внешняя мотивация - Внешнее регулирование -Интериоризация - Идентификация -Интеграция -Внутреняя мотивация
     Процесс учения может оказаться мотивированным одновременно и внутренними, и внешними мотивациями. Поэтому, при наличии  внешних мотиваций, можно постепенно создать внутренние мотивы. На первом этапе обучение регулируется внешним  образом, определенными стимулами. На втором этапе – интеориоризации – источник контроля является внешним, но перемены постепенно переходят во внутренние. На третьем этапе –идентификация – учащийся осознает, что выполнение заданий будет иметь важное значение для него. При этом мотивы останутся внешними. Только на четвертом этапе – интеграция – индивидуум осознает, что выполнение заданий соответствует личным целям и намерениям, которые важны для дальнейшего развития личности.

Глава 2. Методы и средства повышения мотивации учения математике

 
 
     Применить успешно метод мотивации в  учебном процессе невозможно без  знания природы математических понятий  и теорий. Ответить на вопрос «Что такое  математика?» так же трудно, как, согласно словам Кузьмы Пруткова, постараться  «объять необъятное». Термин «математика» происходит от греческого слова «µбиемб», что означает знания, наука. Это слово происходит от глагола мaхибхщ, что означает учить при помощи суждений и здравого смысла.
     Поскольку стадия формальных операций соответствует  возрасту 11 лет, а дети начинают учиться  с 6 – 7 лет, имеются определённые трудности  в формировании внутренней мотивации  учения математики. К счастью, школьный курс математики оперирует только конкретными  «пространственными формами» и «количественными отношениями». Эти факты позволяют  оперировать понятиями числа  и фигуры на более ранней стадии развития. Следует отметить, что  школьные учебники не содержат какой-либо информации о существовании многих областей математики. Но отдельные  способные учащиеся представляют школьную математику как всю математику и  стремятся стать специалистами в других областях знаний. 
 

Мотивация изучения математических понятий. 
 

     Начальным этапом формирования понятий является мотивация. Сущность этого этапа  заключается в подчеркивании  важности изучения понятия, в побуждении школьников к целенаправленной и  активной деятельности, в возбуждении  интереса к изучению понятия. Мотивация  может осуществляться как по средствам привлечения средств нематематического содержания (внешняя мотивация), так и в ходе выполнения специальных упражнений, объясняющих необходимость развития математических теорий (внутренняя мотивация). Например, появление обыкновенных дробей, как правило, мотивируется потребностями практики. Введение смежных углов можно мотивировать необходимостью изучения не только отдельных фигур, но и их объединений. Рассмотрение взаимного расположения прямой и окружности приводит к трем случаям, один из которых характерен тем, что окружность и прямая имеют одну общую точку. Указанный случай и обуславливает введение понятия касательной к окружности.
     Примеры:
    Арифметическая (геометрическая) прогрессия может быть введена путем выполнения упражнений на запись числовых последовательностей, заданных определенными свойствами, либо на выявление свойств, которыми обладают указанные последовательности.
     Например, при введении понятия арифметическая прогрессия можно предложить следующее  задание:
     Дана  последовательность чисел: 4, 7, 10, 13, 16, ….
     Ответьте  на следующие вопросы:
    Какая закономерность прослеживается между числами? (последующее число отличается от предыдущего на 3);
    Попробуйте выразить 3-ий член, 4-ый член, n-ый член через первый;
     Таким образом, обозначив первый член последовательности через а1, второй – а2, и так далее, а n-ый через аn, мы можем сделать соответствующие выводы: аn=an-1 + 3; разность между элементами равна 3, обозначим это число через d, тогда аn=an-1 + d, аn=a1 + (n – 1)d. Рассмотренная числовая последовательность называется арифметической.
     Определение: числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен  сумме предшествующего члена  и одного и того же числа d, называют арифметической прогрессией, а число d – разностью арифметической прогрессии.
    Ознакомление с существенными свойствами трапеции может осуществляться посредством предъявления учителем рисунка, на котором изображены различные четырехугольники, и выделения учащимися тех из них, у которых две стороны параллельны, а две другие нет.
     
       

        а          б    в   г   

     
       

     
        д      е    ж         з 
       

                 и
     Рассматривая  эти рисунки, учащиеся должны ответить на вопрос: «Какие из данных фигур имеют  общие свойства?» Ребята замечают, что в четырехугольниках а, б, г, д, и две противоположные стороны параллельны, а две другие нет. После этого им сообщается, что такой четырехугольник называется трапецией.
     Введение  понятия трапеция может быть введено  и путем выполнения упражнений на построение различных четырехугольников, в том числе и четырехугольников  у которых две стороны параллельны, а две другие нет.
    Рассмотрим подробнее мотивационный этап на примере введения понятия «правильный многоугольник».
     Введение  начинается с создания учебно-проблемной ситуации.
     В начале урока учителем предлагаются на рассмотрение различные многоугольники, нарисованные на доске.
     
       

               а   б      в   г
     
     
           д   е      ж   з
     Урок  начинается с фронтальной беседы. Учитель задает несколько вопросов, например:
    Чем отличается фигура г) от других фигур? (не является выпуклой)
    Что общего у многоугольников в), д), е), ж)? (все стороны равны)
    Что общего у многоугольников е), ж), з)? (все углы равны)
    Чем отличаются фигуры а) и д)?
    Чем отличаются фигуры ж) и д)?
    Выделите общее у многоугольников е) и ж).(стороны и углы равны)
     Таким образом, были отмечены существенные свойства понятия. Далее учитель отмечает, что выпуклые многоугольники, у которых  все стороны и углы равны, имеют  специальное название. Предлагается ученикам назвать эти многоугольники, и обосновать ответ (это можно  сделать, так как уже изучено  понятие правильного треугольника). То есть ставиться цель – дать название таким многоугольникам.
     Таким образом, после проделанной работы, учитель формулирует строгое  определение: правильным многоугольником  называется выпуклый многоугольник, у  которого все углы равны и все  стороны равны.
    На этапе мотивации можно предлагать задачи, разрешение которых и приводит к формированию определения. Рассмотрим на примере введения понятия «параллелограмм».
     В начале урока ученикам можно предложить для решения одну из следующих  задач:
    В четырехугольнике известны длины a и b двух смежных сторон. Какой должна быть форма четырехугольника, чтобы по этим данным можно было определить его периметр?
    В каких случаях для нахождения всех элементов четырехугольника достаточно знать две его смежные стороны и угол между ними?
     Так же можно предложить задачу, привлекающую учеников своей фабулой. Например:
    Собака и лиса устроили соревнования по бегу. Они договорились, что победителем будет тот из них, кто, пробежав по двум смежным сторонам поляны, имеющей форму четырехугольника, первым прибежит из одной вершину в противоположную. Известно две смежные стороны АВ и ВС поляны связаны соотношением ВС=2АВ. Какой формы должна быть поляна, чтобы можно было установить соотношение скоростей собаки и лисы, при котором собака победит лису?
     Решая задачу, школьники рассматривают  различные формы четырехугольников, в том числе и параллелограмма. В процессе решения «лишние» четырехугольники отбрасываются, остается параллелограмм. Таким образом, были рассмотрены существенные свойства параллелограмма, и была поставлена цель – построить четырехугольник, форма которого удовлетворяет поставленным в задаче условиям.
     После того, как задача решена, учитель  еще раз акцентирует внимание учащихся на свойствах полученного  четырехугольника и отмечает, что  он имеет свое название - «параллелограмм». Далее дается строгое определение параллелограмма: параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.