На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение
Глава 1. Понятие и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений.
Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий
Глава 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
Осмотр места происшествия
Осмотр транспортного средства
Осмотр трупа
Судебно-медицинская экспертиза
Допрос потерпевших
Допрос свидетелей
Допрос водителя
Дорожно-транспортная экспертиза
Следственный эксперимент
Заключение
Библиографический список


Введение

Актуальность данной темы обусловлена обстановкой в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибают около 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время на 1000 россиян приходится более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавит, что улично-дорожная часть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Не отвечает установленным требованиям и техническое состояние большинства автомобильных дорог. Остается неудовлетворенным состояние транспортной дисциплины участников дорожно-транспортного движения. Широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований.
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование ДТП, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.
Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это – результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств, в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.
Серьезным недостатком остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников отдела внутренних дел, специализирующихся на раскрытии и расследовании данного вида преступлений; одной из причин также является отсутствие достаточного количества справочной литературы по вопросам расследование ДТП.
С увеличением количества ДТП, в следственной и судебной практике, все чаще возникали вопросы относительно квалификации и разграничение со смежными составами деяний, относимых к числу транспортных преступлений. Вот почему в УК 1996г. законодатель выделил нормы о транспортных преступлениях в самостоятельную 27 главу, уточнив объективные признаки этих норм. Специфика рассматриваемых преступлений заключается в том, что они совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.
Своевременное и качественное расследование ДТП позволяет выявить виновных и назначить им справедливое наказание, что является одной из превентивных мер, обеспечивающих безопасность в сфере дорожного движения. Вот почему расследованию таких ДТП придается исключительно важное значение.
Объектом является общественные отношения, при возникновении ДТП.
Предметом – особенности ДТП.
Цель работы – это изучение и анализ норм федерального законодательства, методических рекомендаций и других актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по расследованию дорожно-транспортных происшествий.
Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах:
?          Проанализировать юридическую и специальную литературу по выбранной теме;
?          Классифицировать ДТП по различным основаниям;
?          Раскрыть методы и приемы расследования дорожно-транспортных происшествий;
?          Дать четкие характеристики основных положений темы;
?          Дать характеристику следственных действий, осуществляемых в ходе осмотра ДТП;
?          По результатам проведенной работы, на основе сделанных выводов дать предложения по улучшению работы правоохранительных органов в расследовании ДТП.
В дипломе использовались следующие методы: статистический, социологический, наблюдение, описание, сравнение и гипотеза.
Теоретическую основу работы составляют научные исследования в области криминалистики, уголовного процесса, уголовного права и т.д.
Нормативную базу составляют Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ и т.д. Выводы и предложения в работе основаны на современных законодательных и подзаконных актах.
Данная тема освещалась в работах ученых-криминалистов, таких как: Р.С. Белкин, А.Ф. Волынский, А.И. Дворкин, С.Н. Дмитриев, П.М. Зуев, А.А. Зактов, Л.Н. Игнатов, В.Н. Исаенко, Е.П. Ищенко, М.М. Котик, В.С. Кудрявцев, В.В. Лукьянов, И.Е. Маркина, В.А. Образцов, А.Ф. Савкин, Н.А. Селиванов, Э.Т. Сидоров, П.Т. Скорченко, Б.П. Смагоринский, В.И. Радченко, С.А. Разумов, Е.Р. Россинская, М.А. Решняк, И.Ф. Пантелеев, А.А. Толкаченко, А.А. Топорков, Н.П. Яблоков и других.
Структура дипломной работы состоит из обозначения и сокращения, введения, двух глав, заключения и списка источников использованных при подготовки работы.


Глава 1. Понятие и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.
Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах.
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Дорожно-транспортным преступлением является: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека…».
Состав большинства данных преступлений материальный, преступление окончено с момента наступления общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерти.
В зависимости от общественной опасности совершённого деяния, преступления, предусмотренные данной статьёй, могут быть преступлениями средней тяжести, тяжкими преступлениями.
Преступление может быть совершено действием, к примеру, водитель не удостоверившись в том, что проезжая часть в месте пешеходного перехода свободна от пешеходов выехал на неё и, своими действиями, причинил пешеходу (либо нескольким) тяжкий вред здоровью или смерть.
В юридической науке в качестве объекта преступления выступает безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Под безопасность дорожного движения понимается состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. А под эксплуатацией транспортных средств деятельность, которая направлена на обеспечение надлежащего технического состояния, технической исправности транспортного средства, как совокупность условий по обеспечению транспортной безопасности.
Предметом данных преступлений признаётся автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Под «Механическим транспортным средством» понимается любое транспортное средство кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. нарушение правил дорожного движения на двух- трёхколёсном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 кубических сантиметров и имеющим максимальную скорость на более 50 километров в час, не подпадают под действие данной статьи Уголовного кодекса России.
Лицо, управляющее транспортным средством может нести ответственность по статье № 264 только если наступившие общественно-опасные последствия наступили в следствии нарушения им правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, в иных случаях преступления будут квалифицироваться по другим статьям Уголовного кодекса России.
Под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Это сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, пассажиров и различные транспортные средства, движение подчиняется определённым принципам, нарушение которых влияет на квалификацию данных преступлений:
Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
Приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан участвующих в нём;
Соблюдение интересов граждан при обеспечении дорожного движения.
Нарушение правил эксплуатации транспортных средств заключается в не обеспечении надлежащего технического состояния, технической исправности транспортного средства, нарушении правил перевозки пассажиров или груза. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатировать транспортные средства, находится в приложении к правилам дорожного движения.
Дорожно-транспортные преступления могут выражаться в виде:
1. Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством [9, С. 124].
2. Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось
3. Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп
4. Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
5. Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
6. Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
7. Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
8. Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
9. Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.


Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений.

 
Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой.
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят:
1)наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;
2)столкновение транспортных средств между собой;
3)опрокидывание транспортных средств;
4)наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства.
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:
1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;
2)возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;
3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.
Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин.
Выяснить криминалистически значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы "водитель автомобиль дорога окружающая среда". Механизм это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.
В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная.
Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.
Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной.
Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов.
Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.
В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.
На характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.
Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления.
ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия.

Глава 2. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений.

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

 
Основным элементом криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые объективно отражаются в окружающей среде в виде следов преступления и преступника; дает представление о месте, времени, механизме, следах преступления; указывает на закономерную связь следов с обстановкой происшествия и возможные пути их обнаружения. Обстановка на месте ДТП состоит из трех частей.
Прежде всего, это особенности участка дороги, на котором произошло данное преступление, техническое обеспечение данного участка средствами организации и регулирования движения транспорта и пешеходов, положение застроек и т. д.
Другая состоит из метеоусловий (положение солнца или луны, облачность, осадки), состояние поверхности дороги, динамическая линейная и угловая обзорность и видимость пространства, особенности освещенности дороги и ее окрестностей. Обстановка, наблюдаемая при осмотре, чаще всего отличается от той, в которой развивалось событие. Третья выражается в виде остаточных явлений, образовавшихся в результате ДТП, сопутствующих ему или случайных, не связанных с ним процессов, событий, имевших место до, после, либо во время расследуемого события. К ним относятся: местонахождение и положение транспортного средства, причастного к дорожному событию, в пространстве дороги и прилегающем участке местности; следы движения транспортного средства; местонахождение, поза и положение трупа на проезжей части дороги или обочине; разнообразные вещественные образования (битое стекло, отделившиеся и разрушенные детали автомобиля, пятна каких-либо жидкостей и т.д.)
Только анализ всех обстоятельств обстановки на месте совершения ДТП, поможет правильно разобраться в механизме данного события. Механизм совершения ДТП подразделяют на следующие виды:
- столкновение двух и более движущихся транспортных средств;
- наезды на пешеходов, стоящие транспортные средства, велосипедиста, т. е. на любое препятствие;
- опрокидывание транспортного средства, выпадение пассажиров и т.д.
Водители со стажем менее года оказываются в аварийной ситуации гораздо чаще. ДТП совершаются вследствие, как объективных, так и субъективных причин и условий, к которым относятся:
- нарушение правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами,
- эксплуатация технически неисправных транспортных средств,
- управление транспортным средством в состоянии опьянения,
- плохие метеорологические условия,
- состояние дорог,
- ограниченная видимость и т.д.
Как правило, ДТП вызваны не одной, а несколькими причинами в сочетании с определенными условиями. Так, например, на скользкой дороге, водитель превысил установленную скорость и, неправильно выбрав дистанцию с впереди идущей машиной, совершает с ней столкновение когда, она останавливается по какой либо причине.
Чтобы признать дорожно-транспортное происшествие преступлением, прежде всего должны быть выявлены и доказаны следующие обстоятельства:
1. Нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем;
2. Наступление общественно-опасных последствий, предусмотренных уголовным законодательством;
3. Наличие причинно-следственной связи между нарушением безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем и наступившими последствиями.
В ходе расследования ДТП обстоятельства, подлежащие установлению, можно разбить на 3 группы:
1) относящиеся к дорожной обстановке места происшествия (выяснение расстояний, пройденных транспортным средством или пешеходом, их взаимного положения и точного место нахождения в определенный момент; общее состояние дороги, наличие или отсутствие дорожных знаков, их видимость и др.);
2) относящиеся к движению транспорта и действиям водителя (физическое состояние водителя, имелось ли у него время для осознания опасности и принятия решения в данной обстановке; скорость движения транспорта, его техническое состояние и т.д.);
3) характеризующие поведение потерпевшего (в каком направлении двигался пешеход по отношению к автотранспорту, которым был сбит; скорость движения пешехода, расстояние, пройденное им от края тротуара до места наезда и т.д.).
Организация расследования. Первостепенную значимость в организации расследования дорожно-транспортных преступлений имеют следующие действия органа дознания под руководством следователя:
а) сбор информации о дорожно-транспортном преступлении, и на основе ее анализа принятие требуемых организационных мер;
б) своевременное проведение неотложных следственных действий в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями, при обеспечении следственно-оперативной группы необходимыми научно-техническими средствами;
в) привлечение к расследованию дорожно-транспортного преступления, сил и средств органов внутренних дел, осуществление взаимодействия на постоянной основе сотрудников ГИБДД, УР и экспертных подразделений под руководством следователя;
г) организация проведения оперативно-розыскных мероприятий в местах возможного нахождения скрывшегося с места дорожно-транспортного преступления транспортного средства;
д) информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования дорожно-транспортного преступления, совершенного в условиях неочевидности.
На первоначальном этапе расследования ДТП, складываются следующие типичные следственные ситуации:
1) наличие на месте происшествия к моменту прибытия следственно-оперативной группы всех участников события, транспортных средств, свидетелей-очевидцев.
2) водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, личность его неизвестна.
3) водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия вместе с транспортным средством.
В первой ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства; освидетельствование водителя на факт присутствия в его крови алкоголя; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей, подозреваемого; назначение экспертизы.
Во второй ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства, уделяя особое внимание поиску следов лица, управлявшего перед этим транспортным средством; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей; назначает экспертизы; но одновременно следователь на основе имеющейся информации принимает меры по розыску скрывшегося водителя.
В третьей ситуации проводятся в основном те же следственные действия, а так же одновременно на основе имеющейся информации принимаются меры по розыску скрывшегося водителя и транспортного средства.
Информацию о скрывшемся с места происшествия транспортном средстве и его водителе получают как при осмотре места происшествия, так и в процессе допросов свидетелей и потерпевших. Если в ходе осмотра места происшествия установлено, что транспортное средство получило повреждение, которое не позволит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмотрена прилегающая к месту происшествия территория.
В тех случаях, когда на месте происшествия обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное средство. Установив место погрузки, следует выяснить, кто в день происшествия получал такой груз, на каких транспортных средствах он перевозился. Когда на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транспортного средства, по ним определяют тип и модель.
Затем с помощью учетов ГИБДД устанавливают, в каких организациях имеются такие транспортные средства, и проверяют, где находилось каждое из них в день происшествия. Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, то оно должно быть осмотрено.
При наличии сведений о номерном знаке или его части, а также о типе транспортного средства по учетам устанавливают, кому оно принадлежит и адрес стоянки. После выяснения этих данных необходимо выехать к месту стоянки для осмотра транспортного средства. В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствия ДТП об этом случае информируют все посты ДПС, сообщают выявленные приметы транспортного средства и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть немедленно осмотрено. В тех случаях, когда имеются сведения о транспортном средстве через ГИБДД можно узнать, кому принадлежит это транспортное средство.
Иногда скрывшийся водитель оставляет где-либо свое транспортное средство, а затем заявляет в милицию об его угоне. Доказать причастность такого водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты дактилоскопической экспертизы, если она дала заключение, что следы рук на рулевом колесе или рычагах оставлены одним человеком, а именно водителем, образцы отпечатков пальцев рук которого представлены на экспертизу.
В организации раскрытия ДТП, важную роль играет осуществление взаимодействия. Принципиальное значение оно имеет при проведении некоторых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий:
- осмотра места дорожно-транспортного происшествия;
- установления, розыска и задержания скрывшегося водителя и его транспортного средства;
- выявления и установления очевидцев происшедшего;
- выезде следователя с работниками органов дознания на место ДТП;
- совместном планировании;
- взаимном информировании в процессе расследования.
Особенности проведения отдельных следственных действий. По прибытии на место происшествия, перед началом осмотра необходимо:
- обеспечить безопасности лиц, участвующих в осмотре;
- принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов преступления, в первую очередь при плохих погодных условиях (осадки, туман, ветер и т. д.);
- удалить с места происшествия посторонних лиц, предварительно установив среди них тех, которые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании ДТП;
- провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников милиции, которые прибыли на место происшествия раньше следственно-оперативной группы;
- обеспечить сохранности расположения предметов до начала осмотра.
При осмотре места ДТП, в состав следственно-оперативной группы кроме следователя также должны входить: специалист-криминалист, специалист - автотехник (им может быть госавтоинспектор), участковый инспектор, судебно-медицинский эксперт (при наличии трупа).
Фиксация обстановки на месте происшествия должна производится как можно быстрее. Всякая остановка движения нарушит его порядок, способствует образованию заторов и задержек.
Осмотр начинают с выяснения и фиксации быстро исчезающих следов - на автомобилях, - на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу.
Необходимо зафиксировать:
- размеры следов и характер их образования,
- замерить расстояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографировать их. Производится ориентирующая и обзорная фотосъемка. При необходимости производится узловая и детальная фотосъемка.
В ходе осмотра, знакомясь с местностью, следователь получает представление о характере дороги, профиле, типе и состоянии покрытия проезжей части. Устанавливается наличие обочин, кюветов, тротуаров, кустарника, деревьев, дорожных знаков, светофоров, остановок общественного транспорта, разметки проезжей части и т.д. Необходимо зафиксировать расположение причастных к происшествию транспортных средств:
- иных объектов,
- потерпевших относительно друг друга и каких-то постоянных ориентиров (перекресток, угол дома, дорожный знак и т.д.).
Первостепенное значение для раскрытия ДТП имеет установление места столкновения транспортных средств или наезда на пешехода. Это удается сделать путем опроса водителей, потерпевших (если они в состоянии это сделать), очевидцев происшествия, а также при анализе различных выявленных следов совершенного ДТП.
Осмотр места происшествия не следует ограничивать только площадью, на которой произошло ДТП и расположены основные объекты дорожной обстановки. Необходимо расширить границы осмотра и охватить те участки дороги, где находился транспорт во время, предшествующее появлению в обстановке дорожного движения факторов, повлиявших на конечный результат. Так как границы осмотра сразу установить трудно, вначале рекомендуется осмотреть те места, где находятся основные объекты происшествия автомобиль, потерпевшие, наиболее выражены их следы. Затем, двигаясь в направлении, обратном движению автомобиля (или в направлении, соответствующем движению скрывшегося с места происшествия автомашины), следует осмотреть обочины, тротуара и прилегающие участки.
При осмотре места происшествия, в тех случаях, когда виновник происшествия скрылся на своей автомашине, принимают меры к обнаружению следов, по которым, можно было бы определить марку и вид транспортного средства (следы протекторов шин, частицы краски и осколки стёкол, отделившиеся при ударе о препятствие и т.д.).
Необходимо также осмотреть участок дороги по ходу движения скрывшегося автомобиля, т.к. следы масел, различных жидкостей говорят о том, что машина имеет повреждения и может проследовать ограниченное расстояние. В тех случаях, когда с места происшествия скрылось лишь лицо, управлявшее транспортным средством, следует установить и фиксировать следы, которые впоследствии могут быть использованы для установления и идентификации личности. Так, водители, стремясь избежать ответственности, главным образом в состоянии опьянения, покидают место происшествия, оставляя управляемый им транспорт. Случается, затем заявляют и о ложном угоне. При этом следы пальцев могут остаться на рулевом колесе, органах управления, дверных ручках, а на полу кабины могут быть обнаружены грунт (от обуви), окурки коробки спичек, пачки из-под папирос и т.д. Кроме того, на сиденье, особенно на ковре, могут быть обнаружены микроследы.
Если ДТП произошло со смертельным исходом, то на месте происшествия осматривается труп. Осмотр его производится в основном по общим тактическим правилам осмотра трупов на месте происшествия. Однако при расследовании ДТП имеются свои особенности. Необходимо на нем выявить повреждения, характерные для такого рода происшествий:
- обширные ссадины,
- скальпированные раны,
- большое количество кровоподтеков,
- многочисленные переломы костей.
На одежде и теле могут быть обнаружены следы транспортного средства: отпечатки шины, частицы краски и пятна масел, осколки разбитых фар и пр. Несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружении, различия в образцах грунта, изъятые с обуви пострадавшего, и грунта окружающей местности могут служить основанием для выдвижения и иных версии, в том числе об инсценировке происшествия.
В процессе осмотра места происшествия, необходимо осматривать и транспортные средства (если они остались на месте ДТП). Осмотр автомашины начинается с передней части, т.к. наиболее вероятно следы наезда и столкновения могут быть обнаружены именно на передней облицовке (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следы рук потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигнальных приборов). Затем осмотром охватывается правая и левая стороны, обращается внимание особенно на выступающие части автомашины. Если произошел переезд потерпевшего, то следы наезда следует искать снизу автомашины (на протекторах колес, карданном вале, тягах управления и других выступах нижней части автомашины).
Допрос водителя необходимо начинать сразу после осмотра места происшествия, проверив предварительно, не находится ли он в состоянии опьянения. Допрос целесообразно начинать с выяснения состояния транспортного средства, если оно было неисправно, то нужно выяснить какая эта неисправность и в какой момент он ее обнаружил. Анализируя ответ, следователь определяет, нарушил водитель правила движения или нет и связано это нарушение с наступившим преступным результатом.
Следователь должен выяснить, находился ли с водителем в кабине кто-то еще. Если водитель был в кабине не один, то на каком месте сидел пассажир. Затем, следователь выясняет в каком направлении ехал водитель, по какой улице или дороге, с какой скоростью, на каком расстоянии от осевой линии, правого тротуара или обочины, какая была видимость впереди, находились ли на проезжей части другие транспортные средства, какие именно, их положение по отношении к его транспортному средству.
Если совершен наезд на пешехода, то следователь должен выяснить, где находился пешеход в то время, когда его увидел водитель; был ли этот пешеход один или в числе других граждан; что он делал (стоял, шел, бежал), если шел или бежал, то в каком направлении и как быстро, смотрел ли при этом в сторону движущегося транспортного средства, которым управлял допрашиваемый водитель; какие дорожные знаки видел водитель перед местом происшествия (был ли там светофор, пешеходный переход, остановка городского пассажирского транспорта). Далее выясняется, какие меры предпринял водитель, чтобы избежать наезда на пешехода, какой частью транспортного средства он его сбил, сразу ли остановил транспортное средство, какие были его действия после остановки транспорта.
Если произошло столкновение транспортных средств, то при допросе каждого из водителей необходимо выяснить, с каким транспортным средством столкнулось его транспортное средство; на каком стороне проезжей части это случилось; на какой сигнал светофора выехал водитель на перекресток и в каком направлении его пересекал; почему не уступил дорогу тому транспортному средству, с которым произошло столкновение.
В тех случаях, когда столкновение произошло при перестроении движущихся в одном направлении транспортных средств из ряда в ряд, нужно выяснить, в каком ряду вел транспортное средство допрашиваемый водитель, кто из водителей производил это перестроение, из какого в какой ряд перемещалось транспортное средство, с какой целью это делалось, подавал ли водитель сигнал перестроения, в какой момент его включил, как произошло столкновение, имеются ли при столкновении потерпевшие и кто именно, какие были действия водителей после столкновения и т. д.
При допросе водителя, задержанного после того, как он скрылся на своем транспортном средстве с места происшествия, необходимо установить, почему он скрылся с места происшествия, не оказав помощь потерпевшему и не сообщив о случившемся в милицию. Дальнейшие вопросы будут зависеть от того, как водитель ответит на первые вопросы.
При допросе свидетеля следует иметь в виду, что для них это событие является неожиданностью, поэтому часто они дают показания не о всем происшествии, а только об отдельных его моментах, которые они непосредственно видели. Если такой свидетель довольно подробно рассказывает о всем происшествии, то нужно установить, действительно ли он наблюдал все происшествие или часть его показании является пересказом того, что он услышал на месте совершения ДТП от других лиц.
При допросе свидетелей необходимо учитывать, где они находились во время происшествия, что делали, в какую сторону смотрели, если они смотрели в сторону, противоположную той, где произошло ДТП, то нужно уточнить, что привлекло их внимание в тот момент, когда случилось происшествие. Затем им предлагается рассказать подробно о том, что они видели.
Если водитель скрылся с места происшествия, то у свидетеля выясняются тип и модель транспортного средства, его цвет, в каком направлении оно уехало, его номер, приметы водителя, пассажиров и т.д. Т.к. свидетели часто указывают скорость движения транспортных средств, у них нужно выяснить, как они ее определили.
Если свидетели дают путаные показания о том, где они находились в момент совершения ДТП, целесообразно предложить им нарисовать этот участок улицы или дороги и указать на рисунке место их нахождения, место нахождения транспортных средств, потерпевших и различных следов.
В качестве свидетелей могут быть допрошены и медицинские работники скорой помощи или лечебного учреждения, если потерпевший скончался в их присутствии. При этом они должны рассказать следователю все то, что сообщил о происшествии потерпевший перед смертью.
Проведение допрос потерпевшего связано с определенными трудностями.
С одной стороны потерпевшие в большинстве случаев бывают заинтересованными обвинить лишь самого водителя, а с другой находясь в состоянии сильного эмоционального потрясения и травмированными, не могут объективно воспроизвести картину события, иногда вообще ничего не помнят. В каждом конкретном случае следует производить допросы с разрешения врача. Если потерпевший находится в опасном для жизни состоянии, но периодически сознание к нему возвращается, то с разрешения врача и в присутствии других лиц следует его показания записать на магнитофон.
Вопросы, подлежащие выяснению при допросе потерпевшего, в основном те же, что и при допросах свидетелей-очевидцев. Конкретизация вопросов завысит от обстоятельств происшествия, его вида и т.д.
Так, в случае наезда, когда водители скрылись с места происшествия, при допросе потерпевшего необходимо выяснить, каким образом потерпевший оказался на месте ДТП, видел ли он приближающимся транспорт, видел или слышал сигналы, подаваемые водителем, состояние его зрения и слуха, приметы транспортного средства и водителя, где и когда переходил дорогу и на какой сигнал светофора, на каком расстоянии от движущегося транспорта начал переход дороги, был ли на момент происшествия трезв или в состоянии опьянения, кого он считает виновным, если водителя, то конкретно в чем видит его вину.
Следственный эксперимент приходится проводить на проезжей части дороги, где обычно продолжается транспортное и пешеходное движение. Поэтому рекомендации о воспроизведении условии времени и места расследуемого события не всегда выполнимы. Следственный эксперимент может быть проведен и в другое время, однако доказательственное значение его не становится меньшим. Лицо, производящее следственный эксперимент, заранее готовится и принимает меры для обеспечения безопасности его участников и окружающих лиц. Проверка опытным путем обстоятельств, связанных с заносом, экстренным торможением, определением технической возможности предотвращения наезда, восстановлением взаимного положения объектов, находящихся в движении непосредственно перед столкновением, опрокидыванием и т.п., недопустима.
При подготовке к эксперименту, следователь должен выяснить:
а) допустимо ли производство эксперимента в дорожных условиях, в которых произошло расследуемое событие;
б) будет ли нарушен ритм транспортного и пешеходного движения;
в) как обеспечить его безопасность;
г) какие средства регулирования движения следует использовать во время эксперимента;
д) какие вероятные результаты может дать следственный эксперимент.
Наиболее распространенным является эксперимент по проверке возможности наблюдать в конкретных условиях какое-либо событие, например: мог ли водитель заблаговременно увидеть препятствие на дороге, мог ли потерпевший видеть приближающееся транспортное средство, мог ли свидетель со своего места наблюдать ДТП, мог ли свидетель, посмотрев на движущееся транспортное средство, определить его скорость и др. Иногда возникает необходимость в проведении следственных экспериментов с целью установления возможности совершения каких-либо действии, например, поездка конкретного транспортного средства по определенному участку местности или разворота определенного транспортного средства в конкретной местности и т.д.
Наиболее часто проводятся автотехническая (дорожно-транспортная), трасологическая, судебно-медицинская, судебно-биологическая, судебно-химическая экспертизы. Кроме того, могут быть назначены товароведческая, металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая, судебно-психиатрическая и другие экспертизы.
Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда имеются человеческие жертвы или пострадавшим причинены телесные повреждения, устанавливается характер, степень тяжести телесных повреждении, определяется причина наступления смерти пострадавшего. Судебно-медицинская экспертиза может ответить на вопросы: какая была поза потерпевшего в момент его контакта с транспортным средством; какими деталями или частями машины причинены телесные повреждения пешеходу, пассажиру машины или самому водителю транспортного средства во время ДТП. При расследовании ДТП приходится назначать судебно-биологическую экспертизу, на которую направляют обнаруженные при осмотре на поверхности транспортного средства капли крови, частицы мозгового вещества, волосы. Эксперты определяют, кому принадлежит направленный на исследование объект человеку или животному. Если же кровь, обнаруженная на транспортном средстве, принадлежит человеку, то устанавливают, к какой группе или типу она относится и принадлежит ли потерпевшему. Если на автомашине обнаружены волосы человека, то определяют, сходны ли эти они с волосами потерпевшего.
Из криминалистических экспертиз чаще всего назначается экспертиза следов транспортных средств. Она может дать ответы на такие вопросы, как, к какому типу относится транспортное средство, следы которого обнаружены на месте происшествия, в каком направлении двигалось транспортное средство, оставлены ли следы колес, обнаруженные на месте происшествия, колесами конкретного транспортного средства и др.
Если водитель скрылся с места происшествия, оставив транспортное средство на месте происшествия, а при осмотре на рулевом колесе и рычагах управления были обнаружены следы пальцев рук то в случае заявления задержанного водителя о том, что транспортное средство у него, угнали, назначается дактилоскопическая экспертиза. Она назначается и тогда, когда водитель заявляет, что человека он не сбивал, но на внешней поверхности транспортного средства обнаружены следы рук и есть основания предполагать, что они оставлены потерпевшим в момент наезда на него.
Когда на одежде потерпевшего обнаружены частицы краски, пятна смазки и другие помарки, которые могли появиться в результате ДТП, то назначается судебно-химическая экспертиза. В этом случае перед экспертом ставится вопрос, каким веществом оставлена помарка на одежде.
Особенность автотехнической экспертизы в том, что как правило, ее объектами являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесторонних и достоверных исходных данных - важнейшие условие проведения автотехнической экспертизы.

 


Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий

 
Применительно к рассматриваемым преступлениям поводами к возбуждению уголовного дела являются сообщения и заявления о дорожно-транспортных происшествиях, поступающие в органы внутренних дел от лечебных учреждений, водителей, потерпевших, должностных лиц автохозяйств или отдельных граждан. С целью улучшения качества расследования дел нужно начинать его как можно раньше. Работники ГАИ обязаны немедленно сообщить следователю об обнаруженном происшествии, повлекшем тяжкие последствия, а следователь — выехать на место, провести осмотр и решить вопрос о возбуждении уголовного дела. При наличии человеческих жертв (тяжелых ранений) дела, как правило, возбуждаются немедленно, до получения дополнительных данных. Если из заявления или сообщения, а также результатов осмотра места происшествия невозможно сделать правильный вывод об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, основания для возбуждения уголовного дела устанавливаются путем проведения проверочных действий.
Отбираемые от граждан или должностных лиц объяснения должны касаться только фактов возникновения дорожно-транспортного происшествия и быть направлены на получение данных, без которых невозможно установить основания для возбуждения дела. Должностные лица автохозяйств, как правило, опрашиваются о фактах, относящихся к эксплуатации транспорта, очевидцы — о возникновении происшествия, водители — об обстоятельствах происшествия и техническом состоянии машин. Истребование документов при проверке заявлений или сообщений о дорожно-транспортных происшествиях необходимо в случаях, когда в полученных сведениях отсутствуют данные о последствиях происшествия или неясен характер допущенных нарушений правил безопасности движения. Это — справки лечебных учреждений о полученных потерпевшими повреждениях, об освидетельствовании водителей, справки автохозяйств о предварительном размере материального ущерба и т. п. Документы о размере материального ущерба в стадии возбуждения дела необходимы лишь в случаях, когда в результате происшествия нанесен только материальный ущерб. Если имеются раненные, для возбуждения дела достаточно данных о характере телесных повреждений потерпевших. Если исходные данные о событии указывают на нарушение конкретным лицом определенных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта (особенно в случаях нетрезвого состояния водителя или неисправности машины), устанавливается связь между нарушенными правилами и наступившими последствиями. Объем и содержание проверочных действий зависят от характера и полноты фактических данных, имеющихся в заявлении или сообщении о дорожно-транспортном происшествии, наличия или отсутствия водителя и транспорта на месте происшествия.
Сразу же после возбуждения дела для собирания фактических данных о происшествии производятся первоначальные следственные действия и оперативно- розыскные мероприятия, обеспечивающие обнаружение, фиксацию и сохранение доказательств; предупреждение возможности уклонения преступника от следствия и суда; препятствующие сокрытию имущества, подлежащего описи и аресту (если преступлением причинен существенный материальный ущерб).
Целесообразность проведения тех или иных первоначальных следственных действий и их последовательность обусловливаются характером дорожно-транспортного происшествия и исходными данными о нем.
В начале расследования чаще всего производятся такие следственные и оперативио-розыскные действия: осмотр места происшествия и транспорта; допрос очевидцев и потерпевших; задержание, освидетельствование и допрос подозреваемых; выемка и осмотр одежды потерпевшего и документов, характеризующих техническое состояние транспорта; назначение судебно-медицинской, судебно-автотехнической экспертиз; розыск транспорта и водителя, скрывшихся с места происшествия; установление очевидцев события;
времени и места совершения дорожно-транспортного происшествия, его характера, дорожной обстановки; устанавливаются причастные к происшествию транспортные средства, их техническое состояние; состояние водителей и потерпевшего, возникшие повреждения; кому причинен материальный вред; обнаруживаются материальные следы преступления, изымаются вещественные доказательства.
Первоначальные следственные действия должны производиться не только своевременно, но и качественно. Именно из-за некачественного их проведения дела зачастую возвращаются на дополнительные расследования. Основные недостатки: неполнота фиксации обстановки места происшествия и следов, поверхностный осмотр транспорта, неправильное изъятие необходимых для исследования деталей транспорта, проведение осмотра с большим опозданием, неустановление очевидцев происшествия и состояния водителей. Ошибки при проведении первоначальных следственных действий объясняются не только небрежностью следователей или лиц, производящих дознание, или недостаточным уровнем их квалификации, но и отсутствием целенаправленности, плановости в их работе на первоначальном этапе расследования. Как правило, сам факт происшествия в большинстве случаев очевиден, известны водитель и транспорт. Необходимы доказательства, подтверждающие или отрицающие нарушение водителем правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Они могут быть получены при осмотре места происшествия и транспорта, а также в результате допроса водителя, потерпевшего и очевидцев, а в ряде случаев и производства автотехнической экспертизы. Причины происшествия, относящиеся к нарушению правил эксплуатации транспорта, иногда не имеют внешнего проявления, не всегда они известны и водителю (например, скрытые конструктивные или ремонтные дефекты). Поэтому при исследовании обстоятельств происшествия необходимо (если к этому имеются основания) выяснить соблюдение правил эксплуатации транспорта лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспорта (допрос автомеханика, выемка документов о техническом обслуживании и т. п.). Если транспорт, совершивший наезд, неизвестен, первоначальные следственные действия должны быть направлены прежде всего на установление транспорта и водителя. В таких случаях следует организовать оперативно-розыскные мероприятия, обеспечить четкое взаимодействие с оперативными работниками и общественностью по выявлению транспорта и возможных свидетелей.
Планируя первоначальные следственные действия, важно правильно определить последовательность их проведения. В первую очередь следует намечать производство действий, позволяющих быстрее получить достоверные данные и предупредить уничтожение или изменение обстановки места происшествия и вещественных доказательств. Прежде всего, производится осмотр места происшествия и транспорта, а на основе его результатов — другие следственные действия и, при необходимости, оперативно-розыскные мероприятия. Последовательность проведения других следственных действий определяется характером имеющихся данных и степенью неотложности действий, позволяющих получить новые доказательства, проверить и уточнить собранные по делу материалы. Каждое следственное действие должно обеспечивать наилучшие условия для производства последующего. Если водитель скрылся вместе с транспортом, следователь, прежде всего, опрашивает очевидцев, а при возможности — и потерпевшего о приметах транспорта, необходимых для организации его розыска. При отсутствии очевидцев принимаются меры по их установлению. Задержанного водителя надо немедленно опросить и направить на судебно-медицинское освидетельствование для определения наличия опьянения. Транспорт осматривается на месте задержания, чтобы выявить и зафиксировать имеющиеся на нем следы. В сложных случаях, особенно если водитель скрылся с места происшествия или необходимо быстро провести много однотипных следственных действий (например, предъявление для опознания трупов), или место происшествия имеет значительную протяженность, целесообразно создать следственную группу. В ее состав включаются работники ГАИ, другие оперативные работники (уголовного розыска, экспертно-криминалистических отделов и т. д.).


Глава 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе

Первостепенную значимость в организации расследования до­рожно-транспортных преступлений имеют следующие действия ор­гана дознания под руководством следователя:
а) сбор информации о дорожно-транспортном преступлении и на основе ее анализа при­нятие требуемых организационных мер;
б) своевременное прове­дение неотложных следственных действий в сочетании с оператив­но-розыскными мероприятиями при обеспечении следственно-опе­ративной группы необходимыми научно-техническими средствами;
в) привлечение к расследованию дорожно-транспортного преступ­ления сил и средств органов внутренних дел, осуществление взаи­модействия на постоянной основе сотрудников ГИБДД, УР и экс­пертных подразделений под руководством следователя;
г) органи­зация проведения оперативно-розыскных мероприятий в местах возможного нахождения скрывшегося с места дорожно-транспорт­ного преступления транспортного средства;
д) информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования дорожно-транс­портного преступления, совершенного в условиях неочевидности.
На первоначальном этапе расследования ДТП складываются следующие типичные следственные ситуации:
к моменту прибытия следственно-оперативной  группы  на месте происшествия находятся все участники события, транспорт­ные средства, свидетели-очевидцы;
водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, личность его неизвестна;
водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшест­вия вместе с транспортным средством.
В первой ситуации необходимо провести осмотр места происше­ствия и транспортного средства; освидетельствование водителя на факт присутствия в его крови алкоголя; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей, подозреваемого; назначение экспертиз.
Во второй ситуации следователь проводит осмотр места проис­шествия и транспортного средства, уделяя особое внимание поиску следов лица, управлявшего транспортным средством; допрос по­терпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей; назна­чает экспертизы. Одновременно следователь на основе имеющейся информации принимает меры по розыску скрывшегося водителя.
В третьей ситуации проводят в основном те же следственные действия, а также одновременно на основе имеющейся информации принимаются меры по розыску скрывшегося водителя и транс­портного средства.
Особенностью второй и третьей следственных ситуаций являет­ся то, что указанные действия охватываются диспозицией ст. 265 УК, которая предусматривает уголовную ответственность за остав­ление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управ­ляющим транспортным средством и нарушившим правила дорож­ного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления определенных последствий.
Информацию о скрывшемся с места происшествия транспорт­ном средстве и его водителе получают как при осмотре места про­исшествия, так и в процессе допросов свидетелей и потерпевших.
Если  в ходе осмотра  места  происшествия установлено,  что транспортное средство получило повреждение, которое не позво­лит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмот­рена прилегающая к месту происшествия территория. В тех случа­ях, когда на месте происшествия обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное ' средство. Установив место погрузки, следует выяснить, кто в день происшествия получал такой груз, на каких транспортных средствах он перевозился. Если на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транспортного средства,  по ним определяют тип и модель. Затем с помощью учетов ГИБДД устанавливают, в каких организациях имеются такие транспортные средства, и про­веряют, где находилось каждое из них в день происшествия. Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, то оно должно быть осмотрено.
При наличии сведений о номерном знаке или его части, а также о типе транспортного средства, по учетам ГИБДД устанавливают, кому оно принадлежит и адрес стоянки. После выяснения этих дан­ных необходимо выехать к месту стоянки для осмотра транспортно­го средства. Если транспортное средство принадлежит конкретной организации, выясняют, кто в день происшествия работал на этом транспортном средстве в качестве водителя.
В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствия ДТП об этом случае информируют все посты ДПС, сообщают выявленные приметы тр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.