Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Основные положения конфуцианства
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение………………3
Понятие конфуцианства………..4-5
О переходе учения в религию……….5-8
Основные положения конфуцианства………..8-15
Новый этап развития конфуцианства. Неоконфуцианство……..15 17
Заключение………………..18
Список используемой литературы………19
Введение
Фундаментальную роль
во всей истории этической
и политической мысли
Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды
изложены в книге "Лунь юй"
("Беседы и высказывания"), составленной
его учениками. На протяжении многих веков
эта книга оказывала значительное влияние
на мировоззрение и образ жизни китайцев.
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций
развивал патриархально - патерналистскую
концепцию государства. Государство трактуется
им как большая семья. Власть императора
("сына неба") уподобляется власти
отца, а отношения правящих и подданных
— семейным отношениям, где младшие зависят
от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическ я
иерархия строится на принципе неравенства
людей: "темные люди", "простолюдины&q ot;,"низкие&quo ;,"младшие"
должны подчиняться "благородным мужам","лу шим","высш м","старшим".
Тем самым Конфуций выступал за аристократическую
концепцию правления, поскольку простой
народ полностью устранялся от участия
в управлении государством.
Конфуцианство
в наше время стало очень
распространенным учением.
Объект – конфуцианство.
Предмет – основные положения
конфуцианства.
Задачи:
рассмотреть конфуцианство как учение;
определить переход учения в религию;
рассмотреть основные положения конфуцианства;
проследить новый этап развития конфуцианства.
Цель – рассмотреть
основные положения конфуцианства.
3
Понятие конфуцианства
Конфуцианство - этико-политическое
учение, возникшее в Древнем Китае, спустя
300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство
оказало огромное влияние на развитие
всей духовной культуры, политической
жизни и общественного строя Китая на
протяжении свыше двух тысяч лет. Основы
Конфуцианства были заложены в 6 в. до н.
э. Конфуцием и затем развиты его учениками
и последователями такими как Чжуан-цзы,
Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.
С самого возникновения
Конфуцианство, выражая интересы
части господствовавшего класса
(наследственной аристократии), было
активным участником в социально-политическ й
борьбе. Оно призывало к укреплению
общественного строя и сложившихся
форм государственного управления
путём строгого соблюдения древних
традиций, идеализированных конфуцианцами,
и определённых принципов взаимоотношений
между людьми в семье и обществе.
В Китае
это учение известно под названием
? или ?? (то есть «Школа ученых»); таким
образом традиция никогда не возводила
данное этико-политическое учение к деятельности
одного-единственного мыслителя. Тем не
менее, выделение конфуцианства в качестве
отдельного учения непосредственно связывается
с именем одного философа, который за пределами
Китая известен под именем Конфуций.
Основные положения конфуцианства
были разработаны философом Кун-цзы (Кун
Цю, Кун Чжунни, Кун Фу-цзы - отсюда и латинизированное
Confucius - Конфуций, 551 - 479 гг. до н. э.) и изложены
в его трактате Лунь юй (Беседы и суждения).
Затем идеи Конфуция были развиты и дополнены
его последователями - Мэн-цзы, Сюнь-цзы,
Дун Чжуншу, Чжу Си и другими
4
философами.
Предшественниками
конфуцианцев были выходцы из потомственных
чиновничьих семей, которые в случае потери
официального поста превращались в бродячих
философов и учителей, зарабатывавших
на жизнь преподаванием древних книг:
Шицзин ("Книга песен"), Шуцзин
("Книга истории"), Ли цзи ("Книга
ритуала”), ставших затем частью конфуцианского
канона (Тринадцатикнижия), и утраченной
впоследствии Юэцзин ("Книга о музыке").
В период Чуньцю (722-481 гг. до н. э.) таких
бродячих философов было особенно много
в царствах Лу (родина Конфуция) и Цзоу
(родина Мэн-цзы) - на территории
современной провинции Шаньдун. Поэтому
именно там и зародилось конфуцианство.
Первым этапом
становления конфуцианства была
деятельность самого Конфуция, который
тоже принадлежал к сословию
ученых книжников. Его учение
отличалось своей социально-политической
направленностью. Прежде всего,
оно призывало к гармонизации
общественного строя и к укреплению
сложившихся форм государственного
управления путём строгого соблюдения
древних традиций и определённых
принципов взаимоотношений между
людьми в семье и обществе.
О переходе учения в религию
Учение первоначального конфуцианства,
поставив основным своим принципом
присущее каждому человеку желание
жить и благоденствовать, занималось
только вопросами этики и политики
и совершенно не касалось метафизических
вопросов и, вообще, всего того,
что не может быть объяснено
человеческим разумом, а только
усваивается верой. Вера в загробную
жизнь и существование духов
допускалась не потому, что то
и другое считалось доказанным,
а только потому, что эта вера
до известной
5
степени способствует благополучию
жизни человека. Сообразно с этим
были усилены и требования относительно
сыновней почтительности и культа предков.
Для удовлетворения религиозных
потребностей народа конфуцианство
ограничилось с одной стороны
строго определённым ритуалом
культа предков (единственного,
по мнению некоторых синологов,
культа у первобытных китайцев)
и вытекающих из него обрядов,
a с другой стороны — признанием культа
лиц, удостоенных государственного чествования
или пользующихся чисто народным почитанием.
Главным предметом чествования должны
служить предки, до 4-го колена включительно.
Каждому из них посвящена отдельная дощечка
или таблица. Эти таблицы хранятся в особых
шкафах и чествуются ежедневно утром,
поклонами и возжжением курительных свечей,
а в известные дни — и жертвоприношениями,
из различных напитков и кушаний. Перед
этими же таблицами должны совершаться
и обязательные доклады о всякой более
или менее значительной отлучке из дома
и о всяком выдающемся событии в доме.
Главнейшие обряды после смерти:
малое, затем большое одевание
покойника, положение во гроб, кормление
покойника (собственно — полотняной куклы,
в которую, как предполагается, переселяется
душа усопшего) и, наконец, погребение
(не позже 100 дней после кончины, причём
душа покойного, по представлению китайца,
переселяется в таблицу с его именем).
Пока тело находится в доме (точнее — в
рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется,
для увеселения тоскующей души усопшего,
приглашать музыкантов (играющих у ворот
дома), а вся семья ежедневно утром и вечером
собирается около гроба и оплакивает покойного;
при этом старшее лицо в доме возжигает
курительные свечи и совершает возлияние
вина. Траур (всегда белого цвета, причём
визитные карточки пишутся не на
6
красной бумаге, как всегда,
а на жёлтой) делится на несколько
степеней, сообразно продолжительности
времени и качеству носимой в
это время одежды. Самый полный
траур носится по родителям, женой
по мужу и т. д. Во время траура нельзя
есть мяса и овощей, пить вина, слушать
музыку и вообще веселиться.
При заключении брака главное
и общеобязательное требование
— чтобы жених и невеста
носили разные фамилии (поэтому
родство по матери совершенно
не принимается во внимание) и
имели первый не менее 16 лет,
вторая — не менее 14. Главные
обряды при заключении брачного
союза: формальное сватовство, сговор,
встреча женихом невесты в
её доме, питьё сочетальной чаши
за ужином в доме жениха и, наконец, представление
молодой предкам мужа, в род которого она
теперь вступает.
«Обряд надевания шапки» совершается
кем-либо из родственников (но
не отцом), в присутствии всей
родни, с докладыванием и жертвоприношениями
предкам, над юношей 15-20 лет; при этом последний
получает новое имя и, как ставший уже
совершеннолетним, является ко всем
старшим родственникам и знакомым. Соответствующий
обряд совершается и над девочкой, по достижении
ею 15 лет и по просватании, кем-либо из
родственниц и с меньшей торжественностью.
Государственным чествованием
пользуются все государи всех
династий, равно как и царствующий
государь, затем все лица, принёсшие
пользу всему государству (изобретатели
земледелия, шелководства и пр., великие
учёные — Конфуций и 86 его
учеников и последователей) или
его части (чэн-ваны — «гении-хранители
городов»). Чествования может быть удостоен
всякий, о чьей полезной деятельности
местное начальство и население засвидетельствует
перед императором. Народное чествование
ничем не стеснено; в каждой местности
много своих местно — чтимых
7
(даже одной семьёй) духов.
В данный день на могилу
или в храм, в честь
«пожалованного духом», является старший
чиновник (при государственном чествовании)
или член семьи, совершает определённое
количество коленопреклонений, возжигает
перед таблицей курительные свечи, иногда
ставит жертвы из съедобных вещей; его
помощником прочитывается написанная
на отдельном листе специальная молитва,
которая затем тут же и сжигается в фонарике-столбе,
находящемся на дворе прямо против статуи
или изображения духа. К обрядам в честь
лиц, пользующихся общегосударственным
чествованием, чиновники относятся совершенно
формально. Понятен, поэтому, китайский
индифферентизм в деле религии; китайский
буддист спокойно мирится с конфуцианскими
обрядами, получившими общеобязательную
силу вследствие вековых традиций и санкции
правительства.
Основные положения конфуцианства
Основные
положения конфуцианства были
разработаны философом Кун-цзы (Кун
Цю, Кун Чжунни, Кун Фу-цзы - отсюда и латинизированное
Confucius - Конфуций, 551 - 479 гг. до н. э.) и изложены
в его трактате Лунь юй (Беседы и суждения).
Затем идеи Конфуция были развиты и дополнены
его последователями - Мэн-цзы, Сюнь-цзы
, Дун Чжуншу, Чжу Си и другими философами.
Предшественниками
конфуцианцев были выходцы из потомственных
чиновничьих семей, которые в случае потери
официального поста превращались в бродячих
философов и учителей, зарабатывавших
на жизнь преподаванием древних книг:
Шицзин ("Книга песен"), Шуцзин
("Книга истории"), Ли цзи ("Книга
ритуала”), ставших затем частью конфуцианского
канона (Тринадцатикнижия), и утраченной
впоследствии Юэцзин ("Книга о музыке").
В период Чуньцю (722-481 гг. до н. э.) таких
бродячих философов
8
было особенно много в
царствах Лу (родина Конфуция) и Цзоу
(родина Мэн-цзы) - на территории
современной провинции Шаньдун. Поэтому
именно там и зародилось конфуцианство.
Первым этапом
становления конфуцианства была
деятельность самого Конфуция, который
тоже принадлежал к сословию
ученых книжников. Его учение
отличалось своей социально-политической
направленностью. Прежде всего,
оно призывало к гармонизации
общественного строя и к укреплению
сложившихся форм государственного
управления путём строгого соблюдения
древних традиций и определённых
принципов взаимоотношений между
людьми в семье и обществе.
Исходным положением
конфуцианства является концепция
Неба (Тянь) и небесного веления (приказа,
т. е. судьбы). Небо это часть природы,
но вместе с тем и высшая духовная сила,
которая определяет саму природу и человека
(Жизнь и смерть определяется судьбой,
богатство и знатность зависят от Неба).
Человек, наделенный Небом определенными
этическими качествами, должен поступать
в согласии с ними и с высшим моральным
законом дао, а также совершенствовать
эти качества посредством образования.
Целью самосовершенствовани
является достижение уровня благородного
мужа (цзюнь-цзы). Этот уровень не зависит
от социального происхождения, а достигается
благодаря воспитанию в себе высоких нравственных
качеств и культуры. Благородный муж должен
прежде всего обладать жэнь - гуманностью,
человечностью и любовью к людям. В основе
жэнь лежит принцип - "чего не желаешь
себе, того не делай другим". Внешне
жэнь проявляется в справедливом отношении
к окружающим, в верности, наличии чувства
долга и искренности.
Особое место
в учении Конфуция занимает
концепция сяо - сыновней
9
почтительности, уважения к
родителям и к старшим вообще.
Сяо считается не только основой жэнь
и связанных с ним добродетелей, но и самым
эффективным методом управления страной
(страна - это большая семья).
Немалое значение
придается и юе - музыке, как лучшему
средству изменения плохих нравов и обычаев,
а главенствующая роль отводится ли (этикету)
- правилам благопристойности, регулирующим
поведение человека в разных жизненных
ситуациях.
Основой учения
о четком иерархическом разделении
обязанностей в обществе, а также
о правильном понимании вещей
и их применении стала концепция
чжэн мин - "исправления имен", т. е.
приведения вещей в соответствие с их
названием.
На базе этих
философских положений Конфуций
развивал свои политические концепции,
выступая за строгое, четкое, иерархическое
разделение обязанностей между
членами общества, образцом для
которого должна служить семья.
Эта идея была выражена Конфуцием
в его знаменитом изречении: "Правитель
должен быть правителем, а подданный
- подданным; отец - отцом, а сын
- сыном". При этом правитель
призывался управлять народом
не столько на основе законов
и наказаний, сколько примером
личной добродетели и высоконравственного
поведения, на основе обычного
права, не обременяя народ тяжёлыми
налогами и повинностями.
Конфуций нередко
допускал критику отдельных правителей
и противопоставлял им мудрых
и добродетельных государей прошлых
времён. Социальному неустройству
современного ему общества Конфуций
противопоставлял идеальное общество
да тун ("великого единения"),
которое якобы существовало в
первые годы правления династии
Чжоу (1027-256 гг. до н. э.). Начало эпохи Чжоу
Конфуций считал "золотым веком",
когда не
10
было войн и распрей, царили
всеобщее равенство и подлинная
забота государей о народе. На возрождение
этого "золотого века" и была направлена
вся философская система Конфуция.
Конфуция почти
не интересовали проблемы космогонии,
он уделял мало внимания учению о духах
и потустороннем мире ("Не ведая еще,
что такое жизнь, как можно знать, что такое
смерть?" "Не умея служить людям, как
можно служить духам?"). Но, наряду с
этим Конфуций выступал за сохранение
существующих обычаев и настаивал на тщательном
и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний,
из которых особо выделял обряд жертвоприношения
предкам как важнейший способ выражения
к ним почтения. Он считал, что путем точного
соблюдения традиций, освященных древностью,
можно вернуться к изначальным истокам
и таким образом достичь возрождения "золотого
века" и вновь построить общество гармонии
и справедливости.
После смерти
Конфуция его последователи основали
восемь самостоятельных школ, из
которых наиболее значительными
были две: школа, которую возглавил
Мэн-цзы (ок. 372-289 гг. до н. э.), и школа, возглавляемая
Сюнь-цзы (ок. 313 - 235, или ок. 298 - 238 гг. до
н.э.).
Важнейшим нововведением
Мэн-цзы был тезис о том, что природа человека
изначально добра. Исходя их этого, развивалась
идея о врожденном знании добра и способности
его творить, о возникновении зла в человеке
в результате нежелания следовать своей
природе, совершения ошибок или неспособности
отгородить себя от внешнего негативного
влияния. Мэн-цзы говорил о необходимости
полного раскрытия исконной природы человека
через образование, которое позволяет
познать Небо и служить ему. Небо интерпретируется
Мэн-цзы как высшая направляющая сила,
определяющая посредством воздействия
на народ и правителя судьбы людей и государств.
11
Человеколюбие (жэнь), справедливость
(и), благонравие (ли) и знание (чжи) также
врожденны человеку, причем жэнь и и нередко
выступают совместно: жэнь как принцип,
объединяющий людей, а и - их разграничивающий.
Жэнь и и являются
основой разработанной Мэн-цзы концепции
"гуманного управления" государством
(жэнь чжэн), в которой главная роль уже
отводится народу ("Народ является главным
в государстве, за ним следуют духи земли
и зерна, а государь занимает последнее
место"). Отсюда исходила и мысль о том,
что народ имеет право свергнуть путём
восстания жестокого или недостойного
правителя.
Сюнь-цзы принес в
конфуцианство идеи других философских
школ, в частности, даосизма и легизма
(древнекитайского этико-политического
учения об управлении человеком, обществом
и государством). Сюнь-цзы исходил из концепции
ци - первичной материи, или материальной
силы, обладающей двумя формами: инь (темнота,
пассивность, женское начало) и ян (свет,
активность, мужское начало). Мир существует
и развивается в согласии с естественными
познаваемыми закономерностями; Небо
- активный естественный элемент мира,
оно не управляет человеком, а наоборот,
может быть подчинено им и использовано
в интересах людей. От человека как части
природы зависят счастье и несчастье,
богатство и нищета, здоровье и болезнь,
порядок и смута. Человек по своей природе
зол, он рождается завистливым и злобным,
с инстинктивным чувством наживы. Поэтому
на человека необходимо воздействовать
с помощью воспитания (ли - этикет) и закона
(Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать
традиции и обряды и выполнять долг - тогда
у него появятся добродетель и культура.
Совершенство же достигается через долгое
обучение, длящееся всю жизнь.
Главными звеньями
управления страной Сюнь-цзы считал
справедливые приказы и любовь к народу,
почтительное отношение к традициям и
12
уважение к ученым, почитание
мудрых и привлечение к государственным
делам способных людей, а мерилом
правления - справедливость и мир.
В эпоху Хань
(206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) конфуцианство
окончательно утвердилось в Китае и заняло
господствующее положение. В 136 г. до н.
э. император У-ди (140-87 гг. до н. э.) провозгласил
конфуцианство официальной доктриной,
а философ Дун Чжуншу (180-115, или 179-104 гг.
до н. э.) предложил запретить другие учения
и объявить конфуцианство единственным
истинным учением, которому должны неукоснительно
следовать все подданные государства.
После этого конфуцианство оставалось
господствующей доктриной и идеологией
в Китае на протяжении свыше двух тысяч
лет (до буржуазной Синьхайской революции
1911 г.).
Дун Чжуншу соединил
конфуцианство с учением о космических
силах инь и ян и пяти первоэлементах (у
син). Природу человека он определял как
врожденную, полученную от Неба. В ней
содержится в равной степени как человечность
(жэнь), так и алчность, что отражает действия
в Небе сил инь и ян. Чувства (источники
зла) также являются частью природы человека,
но посредством воспитания человеческая
природа становится доброй и завершенной.
Воспитывать людей
должен правитель, который был
провозглашен Сыном Неба (Тяньцзы),
правящим по его повелению и выполняющим
таким образом его волю. Соответственно,
власть правителя признавалась священной
и дарованной свыше.
Принцип отношений
между правителем и подданными
был выражен в концепции трех
связей: правитель - подданный, отец
- сын, муж - жена, где первые
компоненты соответствуют доминирующей
силе ян и являются образцом для вторых,
соответствующих подчиненной силе инь.
Таким образом, становилась сакральной
и полностью оправдывалась авторитарная
13
власть императора.
На базе
конфуцианства в Китае создается
специфическая форма государственно-административного
управления, в основу которой
была положена система экзаменов
для занятия государственных
должностей. Благодаря такой системе
государственные должности могли
занимать только ученые конфуцианцы
(хотя конфуцианское учение в традиции
понималось скорее как наука вообще, а
конфуцианцы - жу (ученые книжники) - просто
как просвещенные и образованные люди).
Постепенно в
конфуцианстве все более усиливаются
религиозно-мистичес ие черты. На
первый план уже выдвигаются
положения о Небе (Тянь) как о предопределяющей
божественной силе, о зависимости общества
и человека от воли Неба, о божественном
происхождении власти государя - Сына
Неба, о верности подданного государю
и о господстве Сына Неба над всеми народами
Вселенной.
Формируется и
культ поклонения Конфуцию, который
стал почитаться как первоучитель
человечества. В 174 г. император
Гао-цзу уже лично посетил могилу Конфуция
на его родине в Цюйфу (провинция Шаньдун)
и принес на ней в жертву быка. Через 50
лет в честь Конфуция был воздвигнут храм.
В 267 г. императорским указом предписывалось
приносить в столице и на родине Конфуция
четырежды в год в жертву овцу, свинью
и быка. В 555 г. предписывалось сооружение
в каждом городе, где размещалась резиденция
представителя власти, храма в честь Конфуция.
Потомки Конфуция по прямой линии получили
наследственный княжеский титул, а старший
в роду должен был посвящать себя уходу
за могилой и храмом. В начале ХХ в. род
Конфуция насчитывал 20-30 тысяч членов;
он существует и поныне.
Конфуцианство
проникло во все поры общественной
жизни и определяло
14
нормы морали, семейные и
общественные традиции, научную и
философскую мысль, выработав определённые
стереотипы в сознании народа, в
особенности среди просвещенных
слоев общества.
В период Тан
(618-907 гг.) конфуцианство находилось
в сложных условиях соперничества,
борьбы и сосуществования с
буддизмом и даосизмом. Большая
роль в этой борьбе принадлежала
известному писателю и мыслителю
Хань Юю (768 -824 гг.), выступившему с резкой
критикой буддизма и в защиту конфуцианства.
Хань Юй уделял особое значение учению
о человеческой природе, в отношении которой
он впервые ввел понятие сань пинь (три
ступени): высшую - абсолютно хорошую; среднюю
- способную развиваться как в позитивном,
так и в негативном направлениях; и низшую
- абсолютно плохую. Человеческая природа
при этом отделялась от чувств: свою природу
человек получает при рождении, чувства
же обретает в контакте с внешними вещами.
Категорию жэнь Хань Юй расширил до понятия
всеобщей любви.
Новый этап развития конфуцианства. Неоконфуцианство
Новый этап
развития конфуцианства относится
к эпохам Сун (960-1279 гг.) и Мин (1279 -1644
гг.) и связан с именем Чжу Си (1130-1200 гг.)
- выдающегося учёного-историка, филолога
и философа, который является создателем
обновленной философской системы неоконфуцианства
(или чжусианства).
Чжу Си, систематизировав
и сохранив все основные идеи конфуцианства,
развил дуалистическую концепцию двух
начал - идеального, первичного ли и материального,
вторичного ци: ли нуждается в прикреплении
к определенному ци, ци же нуждается в
ли как в законе своего существования,
поэтому они неразделимы. Все принципы,
действительные и возможные, а
15
также и ци содержатся в лишенном
физической формы Великом Пределе (Тай
Цзи), существующем во всех вещах, взятых
в совокупности (Вселенная) и в отдельности.
Ли человека (или вещи) является его природой,
реальной и конкретной, причем ли его первоначальной
природы, ничем не затронутой и совершенной,
является моральным разумом, тогда как
ли его природы, смешанной с человеческими
желаниями и физическим элементом, является
человеческим разумом, подверженным как
добру, так и злу. Жэнь в трактовке Чжу
Си обрело форму характера человеческого
разума и правила любви.
Обобщающее учение
Чжу Си по глубине и уровню своих теоретических
построений, разнородности разрабатываемых
проблем намного превзошло классическое
конфуцианство. В последующие века чжусианство
стало доминирующим направлением конфуцианства,
которое именно в этой форме получило
дальнейшее распространение как в самом
Китае, так и за его пределами - в Японии,
Корее и Вьетнаме.
В период правления
маньчжурской династии Цин (1644-1911
гг.) придворным культом императорского
двора становится ламаизм и
религиозно-философс ие позиции конфуцианства
несколько ослабевают. Кроме того, конфуцианская
идеология уже становится тормозом на
пути к научно-техническому прогрессу
и способствует изоляции Китая от европейской
цивилизации, что явилось одним из факторов,
обусловивших относительную отсталость
Китая в этот период.
В конце XIX -
начале XX вв. философ и реформатор
Кан Ювэй (1858-1927 гг.) развернул борьбу
за установление в Китае конституционной
монархии и превращение конфуцианства
в государственную религию. Он также предпринял
попытку модернизировать конфуцианство,
которое всё более вступало в противоречие
с изменяющимися условиями общественного
16
бытия. Кан Ювэй развил концепцию
перемен, или изменений (бянь), как проявление
Пути Неба и закона (ли) вещей, имеющего
эволюционный и в значительной мере индивидуальный
характер. Понятие жэнь он истолковывал
как силу любви, объединяющую людей. Историческое
развитие человечества Кан Ювэй объяснял
при помощи теории трех этапов: хаоса,
поднимающегося покоя и великого покоя,
сменяющих друг друга в эволюционном процессе.
В итоге эволюция должна закончиться всеобщим
великим единением (да тун) - состоянием
абсолютного всеобщего равенства, любви,
справедливости и общественного владения
имуществом. Семья, государство, частная
собственность, наказания и даже национальные
языки будут упразднены либо постепенно
исчезнут, так же как и девять преград
(государственные, классовые, расовые,
национальные, родовые, половые, религиозные,
имущественные и профессиональные
различия).
В 1919 г. во
время движения «Четвертого мая»
наряду с общественно-политической
борьбой были выдвинуты требования
заменить старую конфуцианскую культуру
новой, демократической и более передовой.
Экономические преобразования в Китае
нанесли конфуцианской идеологии и традициям
сильный удар, но тем не менее конфуцианство
продолжало и продолжает играть значительную
роль в культурной и общественной жизни
страны.
17
Заключение
Конфуцианство проникло во
все поры общественной жизни и определяло
нормы морали, семейные и общественные
традиции, научную и философскую мысль,
выработав определённые стереотипы в
сознании народа, в особенности среди
просвещенных слоев общества. Конфуцианство
превратилось в официальную идеологию
древнекитайского общества и существенным
образом влияло на мировоззрение и социальный
уклад Восточной Азии вплоть до XX века.
В конце XIX -
начале XX вв. философ и реформатор
Кан Ювэй (1858-1927 гг.) развернул борьбу
за установление в Китае конституционной
монархии и превращение конфуцианства
в государственную религию. Он также предпринял
попытку модернизировать конфуцианство,
которое всё более вступало в противоречие
с изменяющимися условиями общественного
бытия. Кан Ювэй развил концепцию перемен,
или изменений (бянь), как проявление Пути
Неба и закона (ли) вещей, имеющего эволюционный
и в значительной мере индивидуальный
характер. Понятие жэнь он истолковывал
как силу любви, объединяющую людей. Историческое
развитие человечества Кан Ювэй объяснял
при помощи теории трех этапов: хаоса,
поднимающегося покоя и великого покоя,
сменяющих друг друга в эволюционном процессе.
В итоге эволюция должна закончиться всеобщим
великим единением (да тун) - состоянием
абсолютного всеобщего равенства, любви,
справедливости и общественного владения
имуществом. Семья, государство, частная
собственность, наказания и даже национальные
языки будут упразднены либо постепенно
исчезнут, так же как и девять преград
(государственные, классовые, расовые,
национальные, родовые, половые, религиозные,
имущественные и профессиональные
различия).
18
Список используемой литературы
1.Калкаева А., Калкаев Е. Новация
и традиция в раннеимперском конфуцианстве
(на материале трактата Ян Сюна «Великое
Сокровенное») // Проблемы Дальнего Востока.
М., 2003. № 1. С.132-142.
2.Кобзев А. И. Философия
китайского неоконфуцианства. М., 2002. —
606 с.
3.Козловский Ю. Б. Конфуцианские
школы: философская мысль и
авторитарные традиции // Народы
Азии и Африки. 1987. № 3. С.67-77.
4.Конфуцианство в Китае,
проблемы теории и практики. М.,
1982.
5.Кузнецов В. С. Конфуцианство
в современном Китае // Вопросы
истории.1997.№ 10. С. 155—159.
6.Ломанов А. В. Современное
конфуцианство: философия Фэн Юланя.
М., 1996.-248 с.
7.Радуль-Затуловски Я.Б.
Конфуцианство и его распространение
в Японии. М.-Л., АН СССР, 1947.- 451 с.
8.Ломанов А. В. Хэ Линь
и современное конфуцианство // Проблемы
Дальнего Востока. М., 199. № 5. С. 123—136.
9.Мартынов Д. Е. Николай
Иванович Зоммер — первый исследователь
неоконфуцианства в России // Четвёртые
Торчиновские чтения: Философия, религия
и культура стран Востока. / Сост. и отв.
ред. С. В. Пахомов. СПб, 2007. С. и т.д.................