Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
отчет по практике Отчет по учебно-производственной практики
Информация:
Тип работы: отчет по практике.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ГОРОДА N
Отчет
О прохождении
учебно-производстве ной практики
ВЫПОЛНИЛ:
Студент N-ной уч. группы
N-го курса
юридического (ессно) факультета
NЮИ МВД России
очной формы обучения
Подлецович N.N.
N 2012
Содержание
Введение ………………3
Социально-экономиче кая
и географическая характеристика региона……..
9
Дислокация правоохранительных
органов в регионе………...10
Ознакомление
с организацией работы в следственном
подразделении.
Аппарат и структура прокуратуры
………12
Функциональные обязанности
следователя ……….14
Поводы и основание
к возбуждению уголовного дела………
20
Методика расследования отдельных
видов преступлений……….. 25
Заключение ………………28
Список использованной литературы
………..30
ВВЕДЕНИЕ
В период с 19 июля по 14 августа
2012 г. мною пройдена учебно-производствен ая
практика. Практику проходил в прокуратуре
N-го района г. N, которою возглавляет старший
советник юстиции Nиров К.Ф. Непосредственным
руководителем был назначен помощник
прокурора N-го района г. N Иванов Р.А.
В штате прокуратуры состоят:
прокурор, заместитель прокурора, десять
помощников прокурора и работники
20 отделов прокуратуры. В соответствии
с приказом прокурора района за каждым
оперативным работником закреплен определенный
участок работы.
Практика началась с ознакомления
с основными разделами и направлениями
деятельности прокуратуры района, её
составом и структурой, численностью
работников, их правами и обязанностями,
а так же общей организацией работы
прокуратуры и основами делопроизводства;
организацией работы по борьбе с преступностью
и методикой надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскну деятельность
и предварительное расследование;
методикой надзора за исполнением
законов и законностью правовых
актов; организацией работы по обеспечению
участия прокурора в рассмотрении
уголовных, гражданских дел.
Среди функций прокуратуры,
деятельности проводимой её работниками
в целях обеспечения верховенства
закона, единства и укрепления законности,
защиты прав и свобод человека и
гражданина, а также охраняемых законом
общества и государства, мне бы хотелось
особо выделить следующие:
- надзор за исполнением
законов федеральными министерствами
и ведомствами, представительными
и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами
местного самоуправления, органами
военного управления, органами контроля,
их должностными лицами, а также за соответствием
законам издаваемых ими правовых актов;
-надзор за соблюдением
прав и свобод человека и
гражданина федеральными
министерствами и ведомствами,
представительными и исполнительными
органами субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, органами
военного управления, органами контроля,
их должностными лицами, а также
органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за
исполнением законов
органами, осуществляющими
оперативно- розыскную деятельность,
дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением
законов администрациями органов
и учреждениями
исполняющих и применяющих
назначенные судом меры принудительного
характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под
стражу;
- уголовное преследование
в соответствии с полномочиями,
установленными
уголовно- процессуальным законодательством
Российской Федерации;
- координацию деятельности
правоохранительных органов по
борьбе с преступностью.
Согласно методическим рекомендациям,
далее мною было изучено планирование
работы в прокуратуре района, функциональные
обязанности и их разграничение, распределение
между прокурором и его заместителем,
помощниками прокурора и следователями;
формы контроля за работой следователей
и работников; порядок осуществления приема
посетителей; характер и формы взаимодействия
районной прокуратуры с правоохранительными
и другими органами власти и управления;
порядок разрешения жалоб и заявлений
при личном приеме граждан и по поступившим
в прокуратуру материалам; с порядок делопроизводства
и работы канцелярии; статистическая отчетностью
и прочие аспекты делопроизводства. При
этом изучил порядок приема, регистрации
и передачи на исполнение поступающей
корреспонденции, правилами учета и хранения
документов, оформления надзорных производств
по уголовным делам и проверочным материалам,
учетом и хранением вещественных доказательств
и ценностей.
Далее, непосредственно под
руководством помощника прокурора
Иванова Р.А., с целью более глубокого и
подробного ознакомления с оперативной
обстановкой в N-го района я изучил состояние
преступности в регионе: её уровень, структуру,
динамику; социально-экономичес ую и географическую
характеристику региона; дислокацию правоохранительных
учреждений в районе. Ознакомился с организацией
работы в следственном отделе: численностью
и структурой следственного подразделения;
правилами работы следователя с о служебными
документами; правилами и условиями хранения
вещественных доказательств в следственном
подразделении; организация обучения
следователей в системе служебной подготовки.
В ходе прохождения практики
изучил методические рекомендации по
проведению проверок за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскну деятельность
и предварительное расследование.
С целью овладения практическими
навыками проведения данных проверок
по поручению заместителя прокурора
проверил 30 материалов об отказе в возбуждении
уголовного дела, законность возбуждения
более десяти уголовных дел, совместно
с помощником прокурора в течение
двух недель проверял законность и
обоснованность задержания лиц по подозрению
в совершении преступлений, дважды
посетил ИВС. Подготовил три проекта
постановления об отмене постановления
об отказе в возбуждении уголовного
дела. Я присутствовал при ряде процессуальных
действий, проводимых следователем, таких
как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего,
допрос обвиняемого, осмотр
места преступления, выемка
документов.
Все вышеперечисленные мероприятия
входили в план подробного ознакомления
с организацией работы следователя:
начиная от организации рабочего
места следователя (в том числе с оборудованием
и технической оснащенностью рабочего
кабинета следователя); формой взаимодействия
следователя с работниками органов дознания,
прокуратуры, адвокатуры, суда и других
правоохранительных учреждений; особенностями
работы следователя в составе дежурной
следственно-оператив ой группы; вплоть
до соблюдением следователем режима секретности.
Также в ходе практики я
ознакомился с различными процессуальными
документами, которые имеют огромное
значение в фиксировании различных
следственных действий. Среди них
можно назвать следующие: протокол
допроса свидетеля, потерпевшего и
многие другие. Важно отметить, что
все эти документы составляются
в строго предписанной форме и
на определённых бланках. Несоблюдение,
к примеру, правил оформления разного
рода протоколов может повлечь недопустимость
применения его в качестве доказательства.
Все необходимые реквизиты вышеназванных
документов приведены в УПК РФ.
Так же под надзором своего
непосредственного руководителя Иванова
Р.А. я ознакомился со многими материалами
реальных дел, находящихся в его производстве,
изучив разные аспекты работы: поводы
и основания к возбуждению уголовного
дела; перечень и содержание первоначальных
следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий; видами планов расследования;
способами систематизации уголовных дел;
порядком составления описей к уголовным
делам; порядком использования следователем
в расследовании преступления результатов
оперативно-розыскно деятельности.
После усвоения вышеперечисленной
информации, получив базовые навыки, необходимые
для работы, я выполнял различные поручения
руководителя следователя, исполнял некоторые
функциональные обязанности помощника
следователя с целью формирования более
глубоких практических навыков по
реализации в своей деятельности нормативно-правовых
актов; освоения функциональных обязанности
по профилю работы; приобретение навыков
правовой оценки принимаемых решений
и составляемых нормативных актов; сбор
эмпирического материала, необходимого
для подготовки курсовой работы.
Чтобы освоить деятельность
по обеспечению участия прокурора в рассмотрении
уголовных дел присутствовал при непосредственном
рассмотрении судом N-го района двух уголовных
дел. В процессе судебного разбирательства
записывал результаты исследования доказательств,
знакомился с разрешения судьи с материалами
дела, по окончанию судебного следствия
готовил проект обвинительной речи, предложения
по квалификации преступления, судьбе
вещественных доказательств. По оглашению
приговора разбирали данный проект речи
и предложения с помощником прокурора,
поддерживавшим обвинение. Кроме того,
совместно с помощником прокурора проверил
законность и обоснованность приговоров
и других решений по 27 уголовным делам,
рассмотренным без участия прокурора.
Поскольку работа следователем
прокураты требует отличного
знания уголовных, уголовно-процессуальны
и многих других нормативно правовых
актов, регулирующих деятельность правоохранительных
органов, в том числе таких
аспектов как: совершение отдельных
следственных действий (осмотр места
происшествия, допросы, освидетельствование,
очная ставка, обыск, выемка, проверка
поNй на месте, наложение ареста на почтово-телеграфные
отправления, следственный эксперимент,
назначение судебных экспертиз, основания
и порядок задержания подозреваемого
и др.); порядок возбуждения уголовного
дела, привлечения в качестве обвиняемого,
участия защитника в деле, окончания предварительного
следствия с составлением обвинительного
заключения, применения норм Уголовного
кодекса РФ при квалификации действий
обвиняемого и многих других, то мною по
уNю моего руководителя помощника прокурора
Иванова Р.А. были подробно и основательно
изучены следующие документы:
- Конституция Российской
Федерации
- Федеральный Закон «О
Прокуратуре Российской Федерации»
- Уголовный кодекс РФ
- Уголовно-процессуальн й
кодекс Российской Федерации
- Указ Президента РФ "О
координации
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с
преступностью"
- Указ Президента РФ "Положение
о классных чинах прокурорских
работников Российской Федерации"
- Приказ Генерального
прокурора "Об организации
прокурорского надзора за исполнением
законов, соблюдением прав и
свобод человека и гражданина"
- Приказ Генерального
прокурора "О порядке рассмотрения
обращений и приема граждан
в органах прокуратуры Российской
Федерации" и некоторые другие.
Это способствовало эффективному
применению и закреплению теоретических
знаний, полученных ранее при изучении
в институте общеправовых дисциплин,
поскольку все эти нормативно-правовые
акты так или иначе использовались мною
при выполнении работ, перечисленных в
данном отчете.
Социально-экономиче кая
и географическая характеристика региона
N - один из наиболее развитых
в экономическом отношении регионов России.
Республика расположена в центре крупного
индустриального района РФ, на пересечении
важнейших магистралей, соединяющих
восток и
запад, север
и юг
страны.
Республика N обладает богатыми
природными ресурсами, мощной и диверсифицированной
промышленностью, высоким интеллектуальным
потенциалом и квалифицированной рабочей
силой. Согласно рейтингам эффективности
региональных социально-экономичес их
показателей, проведенным независимыми
федеральными органами, Республика N входит
в число шести лучших регионов, вместе
с Москвой, Санкт-Петербургом, Ленинградской,
Свердловской и Ярославской
областями.
Промышленный профиль
республики определяют топливная и
нефтехимическая отрасли промышленности
(добыча нефти, производство синтетического
каучука, шин, полиэтилена и широкого
спектра продуктов переработки
нефти), крупные машиностроительные
предприятия, производящие конкурентоспособную
продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты,
самолеты и авиадвигатели, компрессоры
и нефте-газо перекачивающее оборудование,
речные и морские суда, гамму легковых
автомобилей), а также
развитое электро- и
радио- приборостроение.
В республике добывается около
32 млн. тонн нефти в год. В начале
2008г. компания "КАМАЗ" занимала 29%
российского рынка грузовых автомобилей
полной массой свыше 14 тонн. Каждый второй
произведенный в России и СНГ
грузовик - это автомобиль "КАМАЗ".
В Nе производится 24% российских тракторов.
Республиканскими предприятиями нефтехимической
отрасли выпускается около трети российского
производства полиэтилена, синтетического
каучука и автошин.
Дислокация правоохранительных
органов в регионе
Аппарат Прокуратуры
N
г. Nь, ул. Кремлевская,
д. 14
Прокурор - Nиров К.Ф.
1 заместитель - Николаев A.Ч.
Заместитель - Загидуллин Ф.Х.
Заместитель - Галимов
П.С.
Прокуратура г. N
ул. К.Наджми, д. 20
Начальник - Нафиков И.С.
Министерство
внутренних дел
г. Nь, ул. Дзержинского, д. 19
Министр - Сафаров А. А.
Министерство
юстиции
г. Nь, ул. Кремлевская, д. 16
Министр - Курманов М.М.
Управление Федеральной
службы безопасности РФ по N
г. Nь, ул. Дзержинского
д. 23, ул. 1 мая, д. 23
Начальник - Вдовин Е.В.
Управление ФС
РФ по контролю за оборотом наркотиков
по N
Г. Nь, ул. Акад. Губкина, д. 50
Начальник - Минуллин И.М.
Управление Федеральной
налоговой службы РФ по N
г. Nь, ул.Театральная, д. 13а
Руководитель - Хайров Р.Ш.
Ознакомление
с организацией работы в следственном
подразделении
Численность и
структура следственного подразделения
Аппарат Прокуратуры N
Прокурор - Nиров
К.Ф.
1
заместитель - Николаев А.Ю.
Старшие
помощники и помощники:
|- по взаимодействию
со средствами массовой информации и общест ве н ностью
по правовому обеспечению
по организационным вопросам и контролю исполнения
по оперативному учету и статистике
- по надзору за процессуальной
деятельностью органов безопасности
- по пенсионному
обеспечению
по рассмотрению обращений и приему граждан
по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами местного самоуправления
по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наNй
по надзору за исполнением законов о национальных проектах и по связям с муниципальными образованиями
Отдел кадров
Начальник - Тимофеев
В.Г.
Отдел
по надзору за соблюдением федерального
законодательства
Начальник - Фатыхов
М.Х.
2 старших
прокурора, 11 прокуроров
Отдел
по надзору за исполнением налогового,
таможенного и финансового законодательства
Отдел
но расследованию убийств и бандитизма (№ 6) Начальник -
Ахмедзянов А.М.
Отдел по надзору
за процессуальной деятельностью органов внутренних
дел, таможни, юстиции и
Госнаркоконтроля
Начальник - Старостин
СП.
Отдел
общего и особого делопроизводства
Начальник - Зарипова
Э.В.
Отдел планирования,
труда, финансирования, бухгалтерского учета и Транспорта
Начальник - Файзуллина
Л.В.
Отдел материального
обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта
Начальник - Гилфанов
Д.Ш.
Функциональные
обязанности следователя
При распространенных и во
многом справедливых нареканиях, которые
высказывались и высказываются
в адрес нового УПК, следует отметить,
что он разрешил, и успешно, ряд
важных вопросов правоприменительной
практики. В том числе определил
положение и полномочия следователя,
указав, что следователь - это должностное
лицо, уполномоченное осуществлять предварительное
следствие по уголовным делам.
Действительно, согласно УПК РФ следователь
- самостоятельная процессуальная фигура
с достаточно широкими полномочиями. Но
вместе с тем Кодекс не определяет в должной
степени понятие и все полномочия следователя.
По нашему мнению, следственная деятельность
- это государственная деятельность, которая
значительно шире, чем расследование уголовного
дела. На следователя возложены многие
обязанности, но он не наделен должностными
полномочиями в осуществлении их. Не определен
в законе должным образом и статус следователя
независимо от того, в каком ведомстве
находится тот или иной аппарат предварительного
следствия. Его статус в целом регламентируется
не законом, а ведомственными положениями.
Исключение: процессуальные полномочия,
которые определены одним законом для
всех следователей, - УПК РФ. Но, как мы
полагаем, УПК неполно определяет статус
следователя.
Вспомним, что когда в российском уголовном
судопроизводстве появилась фигура следователя,
он назначался главой государства - императором,
был наделен широкими полномочиями, несменяем,
практически приравнен к судье.
Разве сейчас роль следователя изменилась?
Ведь и сегодня следователь уполномочен
не только собирать необходимые материалы
и доказательства, оценить их, но и принять
решения о прекращении уголовного дела.
Да, он поднадзорен прокурору, его решение
может рассмотреть суд и не согласиться
с ним, но все равно он правомочен принимать
решение по делу.
Закон определяет, что следователь обязан
выявлять причины и условия, которые способствовали
совершению преступления, в том числе
по обстоятельствам, не являющимся криминальными.
Это в определенной степени функция надзора,
поскольку, устанавливая нарушения закона,
которые не содержат признаков преступления,
но были причинами и условиями, которые
способствовали совершению преступления,
следователь уполномочен реагировать
на них посредством внесения представления.
Это, несомненно, достаточно сложная деятельность,
расширяющая обязанности следователя
при производстве предварительного следствия.
Более того, эта деятельность следователя
во многом связана с надзорной работой
прокурора. А вот вопросы взаимодействия
прокурора и следователя должным образом
не регламентированы, причем это касается
как следователей прокуратуры, так и (особенно)
следователей других ведомств.
На следователей возложена и проверка
поступивших заявлений и сообщений, содержащих
уNя на преступления. Это сложная и ответственная
деятельность. И следователи несут первоначальную
ответственность за принятие законных
и обоснованных решений при проверке и
принятии решений по заявлениям и сообщениям.
При производстве предварительного следствия
на следователей возложена и большая организационная
работа и, соответственно, ответственность.
Следователь, назначая, например, судебную
экспертизу, должен решать ряд организационных
вопросов по подысканию соответствующего
эксперта или экспертного учреждения;
в других случаях - обеспечить защиту имущественных
интересов потерпевших и т.д. Это все дополнительные,
но весьма значимые обязанности.
Статья 38 УПК предоставляет следователю
право давать поручения органам дознания,
в том числе о проведении оперативно-розыскных
мероприятий. Статья 163 предусматривает
возможность введения в состав следственной
группы работников, осуществляющих ОРД.
Все это связано с руководством и организацией
работы. Это дополнительная нагрузка для
следователя, дополнительная ответственность.
Каковы же полномочия, каков при этом статус
следователя? Он должным образом не регламентирован
законом. Следователь не осуществляет
надзор за законностью деятельности органов
дознания, в том числе и при производстве
оперативно-розыскны мероприятий. Это
дело прокурора. Однако,
думается, такое положение не соответствует
статусу следователя, который является
самостоятельной процессуальной фигурой,
определяющей направление предварительного
следствия.
Конечно, он не должен осуществлять надзор.
Но по конкретному уголовному делу должен,
по нашему мнению, иметь право знакомиться
с материалами органов, осуществляющих
оперативно-розыскну деятельность, особенно
там, где они действуют по его поручению.
Следователь оценивает доказательства
по своему внутреннему убеждению, основанному
на совокупности имеющихся в уголовном
деле доказательств, руководствуясь при
этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК).
Он собирает доказательства, проверяет
их и оценивает с позиций законности получения,
их достоверности, достаточности, относимости
и затем - допустимости. Как же это возможно,
если следователь не может сам ознакомиться,
полно ли и законно ли получены любые сведения
(доказательствами, согласно ст. 74 УПК,
являются любые сведения, на основе которых
следователь устанавливает наличие или
отсутствие обстоятельств, подлежащих
доказыванию), в том числе и сведения, полученные
при проведении ОРД? Кроме того, необходимо
обеспечить выполнение требований, уNных
в ст. 89 УПК. Иначе сведения, полученные
при осуществлении ОРД, заранее незаконны.
Не является ли это какой-то презумпцией
виновности оперативного работника, причем
без каких-либо оснований? Нам уже приходилось
высказывать об этом свое мнение, и представляется,
что данный вопрос должен быть урегулирован
законом более четко .
Еще один вопрос, который также ставит
следователя в ложное и явно не процессуальное
положение. Нередко бывает, что следователя
вызывают в суд в качестве свидетеля в
связи с пояснениями обвиняемого об условиях
проведения тех или иных следственных
действий. Вряд ли это правильно. Во всяком
случае уж никак не соответствует процессуальному
статусу следователя.
Следователь самостоятелен
и независим. Прокурор осуществляет надзор.
Это правильно. Но почему только в некоторых
случаях несогласие следователя с его
уNем приостанавливает их до рассмотрения
вышестоящим прокурором? Прокурор дает
уNе о проведении тех или иных следственных
действий, а следователь не согласен. Он
вправе обжаловать их, но обязан выполнять.
Но кто лучше знает дело и отвечает за
него? Следователь! Так почему же его несогласие
не приостанавливает уNе до решения вышестоящего
прокурора? Так же обстоит дело и с уNями
начальника следственного отдела (ч. 4
ст. 39 УПК).
Получается, что в этих случаях следователь
несамостоятелен, и не он принимает решения
о производстве следственных и иных процессуальных
действий, как об этом говорит п. 3 ч. 2 ст.
38 УПК РФ. Правильно ли это?
Следователь практически работает один.
Правда, следователю прокуратуры по наиболее
сложным делам, особенно по делам об убийствах,
помогает прокурор-криминалист но положение
этого важного участника расследования
процессуально не регламентировано.
Сейчас во многих прокуратурах появились
общественные помощники. Но это, во-первых,
общественные помощники, причем помощники
прокуроров, а не следователей, а во-вторых,
их положение законодательно не регламентировано,
и их процессуальные функции не определены.
Все эти проблемы должны быть решены в
законодательном порядке. Думается, необходимо
сделать это в УПК и в самостоятельном
законе, который регламентировал бы деятельность
следователя по всем направлениям.
Здесь соприкасаются вопросы регламентации
следственной деятельности и ее должного
обеспечения как в процессуальном, так
и в организационном и кадровом обеспечении.
Думается, это важно независимо от ведомственной
принадлежности следователя.
Остановимся еще на одном вопросе. Уголовно-процессуальн й
кодекс относит следователя к стороне
обвинения. Представляется, что это не
совсем обоснованное и правильное решение.
Отнесение следователя к стороне обвинения
создает впечатление, что его задача заключается
в обнаружении виновного во что бы то ни
стало и тем самым формирует мнение о его
заинтересованности именно обвинять.
Но такое мнение противоречит УПК РФ.
Да, если следователь, оценивая собранные
материалы, доказательства, придет к выводу,
что лицо совершило уголовно наказуемое
деяние, он выносит постановление о привлечении
его в качестве обвиняемого и затем предъявляет
обвинение. Но одновременно он направляет
копию постановления прокурору, который
проверяет обоснованность и законность
решения следователя.
Кроме того, в соответствии со ст. 73 УПК
следователь обязан выяснить как изобличающие
обстоятельства, так и оправдывающие и
смягчающие вину, исключающие ответственность.
Это явно не задача стороны обвинения.
Более того, и в обвинительном заключении
следователь обязан назвать как доказательства
обвиняющие, так и смягчающие вину обвиняемого.
При этом окончательное решение об утверждении
обвинительного заключения и о направлении
дела на рассмотрение суда принимает осуществляющий
уголовное преследование прокурор, а не
следователь. Все это говорит о том, что
следователя (как и дознавателя, орган
дознания, начальника следственного отдела)
неправомерно относить к стороне обвинения.
Представляется правильной позиция УПК
Республики Беларусь, где следователь
не отнесен к стороне обвинения. Ведь понятие
"расследование& uot; означает подвергать
всестороннему исследованию, изучению
каких-то фактов, обстоятельств, а не обвинять.
Это весьма важное положение, которое
способствует формированию понимания
следователя как объективного исследователя,
задачей которого является не обязательное
обвинение, а объективное, полное, всестороннее
исследование юридически значимого факта
и принятие законного решения. Без этого
невозможно осуществление правосудия,
обеспечение защиты прав и свобод человека
и гражданина в уголовном судопроизводстве
и вынесение законного, обоснованного
и справедливого приговора.
Следователь - исключительно важный и
ответственный участник уголовного судопроизводства.
У него сложные задачи и достаточно большие
полномочия. Его должность требует не
только знания разных разделов юриспруденции,
но и обостренного чувства справедливости,
умения понимать психологию человека,
чтобы правильно понимать и оценивать
те или иные побуждения и поступки. Чтобы
быть следователем, надо иметь призвание
и желание ответственно исполнять эти
исключительно важные обязанности.
Поводы и основание
к возбуждению уголовного дела
Под поводом к возбуждению
уголовного дела следует понимать получение
дознавателем, органом дознания, следователем
или прокурором из уNных в ч. 1 ст. 140 УПК
источников сведений о готовящемся или
совершенном преступлении.
Повод к возбуждению уголовного
дела является юридическим фактом,
с которым закон связывает
возникновение уголовно-процессуальных
отношений. С его появлением у
уNных органов возникает юридическая обязанность
принять заявление (сообщение) о совершенном
или готовящемся преступлении, проверить
его и вынести соответствующее решение,
уведомив о нем заявителя.
Однако не каждое заявление
(сообщение) о преступлении, полученное
дознавателем, органом дознания, следователем
или прокурором, является поводом
к возбуждению уголовного дела, т.
к. не все эти заявления (сообщения)
влекут правовую обязанность по их
рассмотрению и разрешению. Для возникновения
такой обязанности необходимо, чтобы
сведения о преступлении были получены
из перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК
источников.
Заявление о преступлении – самый распространенный
повод к возбуждению уголовного дела.
Правом обратиться к дознавателю, органу
дознания, следователю или прокурору с
заявлением о совершенном или готовящемся
преступлении пользуется любой гражданин,
а не только тот, который пострадал от
этого преступления. Вместе с тем ст. 20
УПК устанавливает, что уголовные дела
частного обвинения могут быть возбуждены
не иначе как по заявлению потерпевшего
и его законного представителя (ч. 2), а
дела частно-публичного обвинения – по
заявлению потерпевшего (ч. 3). В соответствии
же с ч. 4 этой статьи прокурор, а также
следователь или дознаватель с согласия
прокурора вправе возбудить уголовное
дело о любом преступлении, преследуемом
в частном или частно-публичном порядке,
и при отсутствии заявления потерпевшего,
если данное преступление совершено в
отношении лица, находящегося в зависимом
состоянии или по иным причинам не способного
самостоятельно воспользоваться принадлежащими
ему правами.
Согласно ст. 141 УПК, заявление
о преступлении может быть сделано
как в устном, так и в письменном
виде. Анонимные заявления о преступлении
не могут служить поводом к
возбуждению уголовного дела. Поэтому
письменное заявление должно быть подписано
заявителем, а устное заявление о
преступлении заносится в протокол,
который также должен быть подписан
заявителем и лицом, принявшим данное
заявление. Кроме этого, протокол принятия
устного заявления должен содержать
данные о заявителе, а также о
документах, удостоверяющих его личность.
Если устное сообщение
о преступлении сделано при производстве
следственного действия или в
ходе судебного разбирательства, то
оно заносится соответственно в
протокол следственного действия или
протокол судебного заседания.
В случае, когда заявитель
не может лично присутствовать при
составлении протокола, его заявление
оформляется рапортом лица, получившего
данное сообщение, об обнаружении признаков
преступления.
Сигналы о преступлениях,
поступившие в органы внутренних
дел по телефону, должны быть зарегистрированы
в журнале. Если лицо, сделавшее такое
сообщение, установлено, у него отбирается
письменное заявление или составляется
протокол приема устного заявления.
Если же телефонный звонок был анонимным,
поводом к возбуждению уголовного
дела в случае принятия такого решения
будет уNное в п. 3 ст. 140 УПК сообщение
о совершенном или готовящемся преступлении,
полученное из иных источников.
Заявитель предупреждается
об уголовной ответственности за
заведомо ложный донос в соответствии
со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе
делается отметка, удостоверяемая подписью
заявителя.
Второй повод к возбуждению
уголовного дела – явка с повинной
– представляет собой добровольное
сообщение лица о совершенном
им преступлении (ст. 142 УПК).
Для того чтобы такое сообщение
могло быть признано явкой с повинной,
необходимо наличие двух обязательных
условий: во-первых, гражданин должен
указывать на свои собственные действия
и, во-вторых, указывать на эти действия
как на преступные, т.е. он должен признавать
свою вину в совершении преступления.
Поэтому если, например, водитель сообщает,
что он участвовал в дорожно-транспортном
происшествии, но отрицает свою вину в
нем, явки с повинной не будет.
В соответствии с ч. 2 ст. 142
УПК заявление о явке с повинной
может быть сделано как в письменном,
так и в устном виде. Устное заявление
о явке с повинной принимается
и заносится в протокол в том
же порядке, что и заявление о
преступлении, поданное иным лицом. В
заявлении или протоколе нужно
указать, когда, где, каким образом
и при каких обстоятельствах
совершено преступление, какими данными
оно подтверждается, каковы мотивы,
побудившие лицо явиться с повинной,
и т. п.
Явка с повинной имеет
не только уголовно-процессуальн е, но
и уголовно-правовое значение: она
является обстоятельством, смягчающим
ответственность, а в уNных в законе
случаях – и основанием для освобождения
лица от уголовной ответственности или
наNя.
Третьим поводом к возбуждению
уголовного дела является сообщение о совершенном
или готовящемся преступлении, полученное
из иных источников. Таковым, в частности,
являются сообщения учреждений или организаций,
а также должностных лиц. Эти сообщения
должны быть сделаны в письменной форме
в виде служебного письма или заверенной
телеграммы, телефонограммы, радиограммы.
К ним могут быть приложены находящиеся
в распоряжении отправителя документы,
которыми подтверждаются обстоятельства
совершенного преступления. По делам,
возбуждаемым лишь по жалобе потерпевшего,
такие сообщения представляют источник
первичных сведений; поводом же к возбуждению
уголовного дела они могут быть только
тогда, когда на попечении этих учреждений
и организаций находится несовершеннолетнее
лицо, пострадавшее от данного преступления.
Рассматриваемым поводом
к возбуждению уголовного дела охватывается
также выявление дознавателем, следователем,
прокурором информации о преступлении
по собственной инициативе. Так, орган
дознания может выявить признаки
преступления при осуществлении
оперативно-розыскны мероприятий,
дознаватель и следователь –
при расследовании других уголовных
дел, прокурор – при осуществлении
надзора за соблюдением требований
закона юридическими лицами, общественными
объединениями, должностными лицами и
за соответствием законам издаваемых
ими правовых актов и т. п.
Кроме того, рассматриваемый
повод будет и тогда, когда
заявления и сообщения о преступлениях
не соответствуют установленным
для них законом требованиям.
Например, прокурор при наличии определенных
условий может возбудить уголовное
дело о преступлении, преследуемом
в порядке частного обвинения, и
без жалобы потерпевшего. В этих
и некоторых других случаях поводом
к возбуждению дела будет непосредственное
обнаружение признаков преступления
лицом, принимающим такое решение.
Для возбуждения уголовного
дела, помимо повода, необходимо и основание.
Таким основанием является наличие
достаточных данных, указывающих
на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).
Если в имеющихся в
распоряжении прокурора, следователя
или органа дознания данных содержится
информация о деянии, которое не
является преступлением, уголовное
дело не может быть возбуждено. Так,
недопустимо возбуждение уголовного
дела на основе сведений об антиобщественных
мыслях и установках лица, если они
не были воплощены в конкретном преступном
деянии. Не может считаться обоснованным
и возбуждение дела при наличии
данных о противоправных, но уголовно
ненаказуемых деяниях (административных
проступках, гражданских правонарушениях
и т. п.). Нельзя возбуждать уголовное
дело и в случаях, когда лицо, совершившее
общественно опасное деяние, не достигло
возраста, с которого наступает уголовная
ответственность.
Вместе с тем для
возбуждения уголовного дела достаточно,
если имеющиеся сведения характеризуют
содеянное лишь в общих чертах.
Так, для принятия такого решения
не обязательно устанавливать лицо,
совершившее деяние, форму его
вины и т.п. Выявление этих обстоятельств
является задачей расследования. Для
возбуждения же уголовного дела вполне
достаточно данных, свидетельствующих
о наличии объективных признаков
(объекта и объективной стороны)
преступления.
Причем наличие этих признаков
нет необходимости устанавливать
достоверно. Уголовное дело должно
возбуждаться даже при наличии минимальной
степени вероятности того, что
преступление действительно было совершено.
В ходе дальнейшего производства
это предположение может не подтвердиться,
и дело будет прекращено. Но это
не означает, что оно было возбуждено
неосновательно. Прекращение дела –
это нормальный (один из возможных)
результат расследования, соответствующий
задаче установления истины.
Обязательным условием законного
возбуждения уголовного дела служит
также отсутствие обстоятельств, исключающих
принятие этого решения (с и т.д.................