На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Уральская государственная юридическая академия»
 
 
Кафедра гражданского процесса
 
 
 
Группа 605
 
 
 
 
Курсовая работа
 
По дисциплине:  Исполнительное производство
 
Тема: Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 6 курса
Регионально-заочного факультета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург
2012
 

Содержание:
 
Введение
1. Добровольное исполнение
2. Меры принудительного исполнения
3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника
4. Отложение исполнительных действий
5. Приостановление исполнительного производства
Заключение


Введение

Исполнительное производство — это урегулированная правом, упорядоченная законом и иными нормативными актами, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения совокупность процессуальных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем (непосредственно или опосредованно, через поручение), направленных на своевременное и полное фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах юрисдикционных и не юрисдикционных органов[1].
Исполнительное производство с одной стороны представляет собой совокупность самых различных исполнительных процедур, отличных по содержанию. Вместе с тем, любое исполнительное производство осуществляется по определенным этапам, стадиям и совершение исполнительных действий происходит планомерно и поступательно. Стадийность исполнительного процесса (исполнительного производства) представляется наиболее важной для практиков, поскольку именно рассмотрение особенностей движения исполнительного процесса по стадиям позволяет правильно использовать средства принуждения, эффективно и экономично осуществить исполнительные действия[2].


1. Добровольное исполнение

Пунктом 3 статьи 9 ФЗ «Об исполнительном производстве предусмотрено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 81 и 82 Закона.
Институт добровольного исполнения имеет важное значение, т.к. в результате принудительного исполнения расходы должника  по погашению задолженности возрастают, поэтому закон стимулирует должника на добровольное исполнение исполнительного документа.  Кажется, что значение института добровольного исполнения еще шире. Он позволяет должнику по доброй воле исполнить требования исполнительного документа, которые в случае необходимости могут быть обеспечены мерами государственного принуждения, и имеют, следовательно, диспозитивный, демократически-гуманный характер[3].
Государство призывает должника самостоятельно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, т.е. самостоятельно, по доброй воле восстановить нарушенное право или охраняемый законом интерес. Тем самым государство сглаживает (нейтрализует) отдельные социальные противоречия. Институт добровольного исполнения оказывает, таким образом, и строго положительное влияние на повышение общественного и единичного правосознания.
Предоставление времени для добровольного исполнения – обязанность, а не право судебного пристава-исполнителя. Тем не менее, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать любой, но не свыше 5-дневного, срок для осуществления добровольного исполнения. Указанный пятидневный срок не соответствует реалиям работы российской почтовой системы. Как справедливо отмечается в научной литературе, прессе, это обстоятельство и порождает обоснованные жалобы организаций и граждан на неправомерное взыскание исполнительского сбора. Многие предлагают внести в закон норму, позволяющую производить исчисление данного срока не в момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, а со дня получения его должником[4]. При этом они предлагают судам, при рассмотрении таких жалоб, следует устанавливать, когда должник получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства, а в случае просрочки добровольного исполнения не по вине должника, следует освобождать его от уплаты исполнительского сбора. Уважительной причиной следует признавать и неполучение должником постановления о возбуждении исполнительного производства: в таком случае исполнительский сбор взысканию не подлежит[5]. В настоящий момент на практике при исполнении решений суда судебный пристав-исполнитель начинает отсчет срока для добровольного исполнения с момента получения должником постановления о возбуждении.
Добровольное исполнение осуществляется должником через судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав-исполнитель контролирует фактическое добровольное исполнение. В практике надзорных органов, а также суда, тем не менее, не редки случаи, когда судебный пристав-исполнитель формально относится к вопросу предоставления должнику времени для добровольного исполнения, самовольно увеличивает установленный законом 5-дневный срок для добровольного исполнения, что в целом не способствует полному и своевременному исполнению требований исполнительных документов и нарушает права и охраняемые законом интересы взыскателей[6].
Имеется и другая проблема – случаи добровольного исполнения пока составляют 71 % от общего количества исполнительных производств и по большинству остальных 29 % производств должники достаточно умело используют предоставленное им для добровольного исполнения время для сокрытия имущества, на которое может быть наложен арест, его реализации, в том числе при помощи фиктивных сделок и т.п.[7]
Представляется, что срок для производства добровольного исполнения должен быть увеличен хотя бы до 15 дней с момента вынесения постановления или 10 дней с момента получения его копии должником, а его реальная величина должна устанавливаться в каждом случае дифференцировано. Это связано с тем, что с течением времени (с момента выделения Службы судебных приставов в 1997 г.) на исполнение судебному приставу-исполнителю из года в год поступает большее количество исполнительных документов и чтобы подготовить пакет документов на отправку должнику требуется все больше времени. Также, у должника будет больше времени на то, чтобы изыскать возможность и погасить всю сумму долга сразу.
    Неисполнение должником требований исполнительного документа в добровольном порядке влечет взыскание с него исполнительского сбора.    


2. Меры принудительного исполнения

Как отмечалось ранее, добровольное исполнение является важным институтом гражданского исполнительного права. Между тем, добровольное исполнение не решает, да и не может решить вопросы об исполнении всех юрисдикционных актов. Общественное и частное правосознание пока, как в России, так и в мире в целом, не достигло столь высокой ступени развития, что позволило бы исполнять юрисдикционные акты без применения тех или иных мер государственного принуждения, и было бы наивно полагать, что до тех пор, пока в обществе существуют противоречивые интересы (а их наличие – имманентный признак любого общества) люди (а в организациях принимают решение о добровольном исполнении также конкретные индивиды) всегда будут исполнять их добровольно.
Причины здесь не только в «низкой морали» и т.п. людей, на практике все гораздо сложнее. Очень часто физическое или юридическое лицо не согласно со справедливостью принятого в его отношении юрисдикционного акта (а ведь исполняются именно те или иные решения, которые просто формально выражены в исполнительном листе) и поэтому внутренне не готово к его добровольному исполнению. Иногда людьми движет (не всегда законный) экономический или любой другой расчет, который говорит им о том, что добровольное исполнение в настоящий момент, не смотря на наличие штрафных санкций менее выгодно, чем в последствии. Иной в таком случае просто выводит активы от возможного обращения на них взыскания, а кто-то, даже законопослушный гражданин, не в состоянии исполнить решение (например, о выселении) за столь короткий срок, который предусмотрен законом для добровольного исполнения.
В этом случае государство гарантирует исполнение юрисдикционного акта и защиту (восстановление), тем самым, прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, публичных образований в принудительном порядке.
Основания применения мер принудительного исполнения установлены в ст. 44 Закона. В соответствии с указанной нормой к ним относятся:
1) предъявление в установленном федеральном законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;
2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;
3)  истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения[8].
Исполнительский сбор – это вид имущественной ответственности должника, без уважительных причин не выполнившего в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа.
Практика применения закона и судебного разрешения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя по взиманию исполнительского сбора дает возможность утверждать, что уважительные причины – это различные фактические обстоятельства, делающие невозможным исполнение требования исполнительного документа в установленный срок.
К таким обстоятельствам следует отнести:
?              непреодолимую силу (подп. 1 п. 1 ст. 202 ГК РФ);
?              возникшие у должника причины, влекущие отложение исполнительных действий  (ст. 19 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
?              предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта или акта другого органа, изменение способа и порядка его исполнения;
?              обязательное или факультативное приостановление исполнительного производства (ст. 20, 21 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Для должника-учреждения уважительной причиной для неисполнения требований исполнительного документа о взыскании денежных сумм является их отсутствие на его счетах в банке или в иной кредитной организации в течение срока, предоставленного для добровольного исполнения, так как в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами.
Если учреждение в соответствии с учредительными документами осуществляет деятельность, приносящую доходы, то имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение этого учреждения и учитывается на отдельном балансе  (ст. 298 ГК РФ). В этом случае неисполнение требования исполнительного документа из-за отсутствия денежных средств на счетах не будет являться уважительной причиной и должно повлечь за собой взыскание исполнительского сбора. Аналогично решается вопрос и в отношении образовательного учреждения. Для всех других организаций отсутствие на их счетах денежных средств не является уважительной причиной для неисполнения требования исполнительного документа.
День прекращения действия уважительных причин неисполнения требования исполнительного документа должен рассматриваться как начало срока, предоставленного для добровольного исполнения, по истечении которого взыскание исполнительского сбора будет правомерным.
По исполнительным документам о периодических платежах, взыскание которых обращается на заработную плату и иные виды доходов должника (о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, а также смертью кормильца), исполнительский сбор может быть взыскан лишь в случаях уклонения должника от этих платежей. Например, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей должник может сменить место работы или место жительства, не сообщив об этом судебному приставу-исполнителю по месту исполнения исполнительного документа и взыскателю, а также скрывать свой дополнительный заработок или иные виды дохода[9].
Позиция Конституционного суда РФ об исполнительском сборе, выраженная в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П говорит о том, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публичной ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости имущества, а по исполнительным документам неимущественного характера с физических лиц исполнительский сбор взыскивается в размере 5 МРОТ, с юридических лиц – от 50 до 500 МРОТ.
7 % - максимально допустимый размер взыскания, верхняя его граница. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств этот размер может быть снижен судебным приставом-исполнителем:
а) если постановление о взыскании исполнительского сбора не выносилось, то судебный пристав-исполнитель выносит данное постановление с уменьшенным размером исполнительского сбора;
б) если постановление о взыскании исполнительского сбора уже вынесено, то судебным приставом-исполнителем выносится постановление о снижении размера исполнительского сбора.
Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязан уведомить должника о том, что в случае неисполнения им исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, к должнику будут применены меры принудительного исполнения; судебный пристав-исполнитель вынесет постановление, по которому с должника будет взыскан исполнительский сбор.
При этом следует иметь в виду, что исчисление установленного срока для добровольного исполнения требования исполнительного документа со дня возбуждения исполнительного производства возможно только в случае вручения должнику постановления об этом в день его вынесения. Во всех остальных случаях отсчет должен производиться со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, причем, с применением аналогии закона, первым днем установленного срока должен считаться день, следующий за днем получения постановления, а если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока должен считаться следующий за ним первый рабочий день[10].
Вместе с тем следует учитывать, что законом предусмотрено предоставление 5-дневного срока для добровольного исполнения с момента возбуждения исполнительного производства, тогда как судебная практика указывает на необходимость исчисления срока для добровольного исполнения с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, что последний должен подтвердить соответствующими почтовыми документами.
Судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми  препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний   п. 1 ст. 81 Закона.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено лишь по истечении срока, установленного им для добровольного исполнения исполнительного документа, и обязательно должно утверждаться старшим судебным приставом.
При этом нужно иметь в виду, что постановление о взыскании исполнительского сбора следует выносить не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 51 Закона арест на имущество должника должен быть наложен не позднее одного месяца.
Рекомендуется придерживаться именно этого срока в связи с тем, что при выходе судебного пристава-исполнителя на место совершения исполнительных действий обращать взыскание на имущество необходимо не только в объеме основной суммы долга, но и в сумме исполнительского сбора по данному исполнительному производству. Указанные действия в совокупности приведут к возможности снижения процента подачи жалоб в суды заинтересованными лицами на действия судебных приставов-исполнителей по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора. Бремя доказывания отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа возлагается на должника: он должен доказать наличие обстоятельств, на которые ссылается в обоснование своих возражений, при условии обеспечения судебным приставом-исполнителем возможности должнику подтверждать свою невиновность[11].
Разъяснениями Минюста России от 03.09.2001 г. № 06/8752-АМ был рекомендован следующий порядок распределения исполнительского сбора при недостаточности взысканной суммы:
?              в первую очередь погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, и возмещаются расходы по совершению исполнительных действий;
?              затем одновременно удовлетворяются требования взыскателя и оплачивается исполнительский сбор пропорционально от реально взысканных сумм: 93% - взыскателю, 7% - исполнительский сбор.
Однако Определением Верховного суда РФ от 19.02.2002 г. № КАС-02-51 установлено, что взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке в случае недостаточности денежных средств, взысканных с должника, не позволяет исполнить судебный акт или акт иного уполномоченного органа, обязательный для судебного пристава-исполнителя, и удовлетворить требования взыскателя в полном объеме. Тем самым нарушенные права взыскателя оказываются незащищенными, что противоречит требованиям Конституции РФ, в соответствии с которыми обязанность государства защищать права и свободы человека относится к основам конституционного строя, а поэтому государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Установленный в п. 1 ст. 77 Закона порядок распределения взысканной суммы создает возможность неисполнения законных требований взыскателя, нарушает справедливый баланс между публичными и частными интересами на стадии исполнительного производства, искажает существо обязанности государства гарантировать защиту конституционных прав и свобод, в том числе право собственности, не отвечает конституционно значимым целям исполнительного производства, а поэтому не соответствует Конституции РФ. Таким образом, при распределении взысканной по исполнительному документу суммы в первую очередь удовлетворяются требования взыскателя, а затем оплачивается исполнительский сбор[12].   
С целью защиты прав и охраняемых законом интересов сторон исполнительного производства, иных лиц, связанных с исполнением юрисдикционного акта, государственных или общественных интересов, принудительное исполнение может быть осуществлено лишь в формах, определенных законом. Для этих целей в ст. 45 Закона указаны меры принудительного исполнения:
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;    
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим ФЗ и иными ФЗ, обеспечивающими исполнение исполнительного документа[13].
Перечисленные меры могут применяться как самостоятельно, так и в своей совокупности. Выбор конкретной меры принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем зависит от многих факторов, среди которых основные: мера должна соответствовать требованиям исполнительного документа, конкретной ситуации (положение сторон исполнительного производства и т.п.), быть наиболее приемлемой для своевременного и полного исполнения содержащихся  в исполнительном документе требований, а также соответствовать закону.
Пункты 1 и 2 статьи Закона указывают на обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации и обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника, т.е. деление происходит по признаку «доходы – имущество», хотя, строго говоря, заработная плата, пенсия, стипендия (иначе – денежные средства) – также являются имуществом, а имущество, которое может быть арестовано и реализовано, можно расценивать в ряде случаев как доход  (и почти всегда – как источник дохода).
Пункт 3 статьи говорит об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц. Здесь выделение меры взыскания иное – имущество арестовывается (изымается, реализуется или выдается взыскателю и т.п.) не у должника, а у третьих лиц. Исполнительные действия по-прежнему производятся в интересах данного взыскателя в отношении данного должника, однако место совершения исполнительных действий – то, где имущество должника находится, то есть территория третьего лица, например, его жилище, в которое можно проникнуть  только по основаниям, предусмотренным законом.
Указанная в п. 4 ст. 45 Закона мера принудительного исполнения – изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе – отличается от иных мер способом действия и определенностью предмета исполнения.
Пункт 5 предусматривает применение иных мер, предпринимаемых в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» и иными ФЗ, обеспечивающих исполнение исполнительного документа. На практике это чаще всего запрет на совершение определенных действий[14].


3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника

В специально установленных законом случаях взыскание может быть обращено на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Данные случаи оговорены в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии с указанной нормой взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается при исполнении решений о взыскании периодических платежей, взыскании суммы, не превышающей двух минимальных размеров оплаты труда, при отсутствии у должника имущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм[15].
Таким образом, законом установлены конкретные основания обращения взыскания на доходы.
1. Основания, содержащиеся в исполнительном документе:
а) исполнение решений о взыскании периодических платежей;
б) при взыскании суммы, не превышающей 2 МРОТ.
2. Основания, возникающие в ходе исполнительного производства:
а) отсутствие у должника имущества;
б) недостаточность имущества для полного погашения взыскиваемых сумм.
Прежде всего, необходимо уяснить, что понимается в законе под источниками доходов. В соответствии с трудовым законодательством и сложившейся практикой заработная плата – любая оплата труда, выплачиваемая за исполнение работником (должником) работы по трудовому договору (контракту), в том числе сверхурочная работа, работа по совместительству и т.д.
Пенсия – денежные средства, выплачиваемые пенсионеру (должнику) государством без учета пенсии, получаемой из негосударственных пенсионы фондов, а также дополнительной пенсии (материальной помощи) той организации, в которой работал должник (последние относятся уже к иным источникам доходов).
Стипендии – периодические денежные выплаты, предоставляемые лицам, обучающимся по очной форме обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в центрах послевузовского образования, в связи с учебой. Иные доходы должника – любые получаемые должником в качестве дохода денежные суммы, в основном это денежные суммы, выплачиваемые за выполнение работ по договору подряда, поручения, комиссии, аренды, другим гражданско-правовым договорам, доходы от предпринимательской деятельности, интеллектуальной деятельности, от паев, ценных бумаг, вкладов в кредитных учреждениях и т.д. Законодатель, таким образом, не устанавливает какого-либо исчерпывающего перечня доходов, на которые может быть обращено взыскание.
Однако закон жестко регулирует вопросы размеров удержаний из них. Так, ст. 65 Закона предусмотрено, что размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов[16].
При исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм. При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 процентов заработка (пп. 1 и 2 ст. 66 Закона)[17].
Ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач, установленные пп. 1 и 2 ст. 66 Закона не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70 процентов.
Указанные правила применяются также при обращении взыскания на причитающиеся должнику стипендии, пенсии, вознаграждения за использование автором своего авторского права, права на открытие, на изобретение, на которые выданы авторские свидетельства, а также за рационализаторское предложение и промышленный образец, на которые выданы свидетельства.
Отдельно урегулирован вопрос обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание. Так, с осужденного к исправительным работам взыскание по исполнительным документам должно производится из всего заработка без учета удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда. Тем самым увеличиваются верхние пределы для удержаний из заработка лиц, осужденных к указанной мере уголовного наказания. Согласно ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном  приговором суда, в размере от пяти до двадцати процентов. Соответственно, на указанный процент становится выше и общий размер удержаний, например, при одновременном взыскании алиментов удержания могут составить от 55 до 70 процентов заработка в зависимости от конкретной суммы удержаний, установленной приговором суда.
С осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также с лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание производится из всего заработка без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях (ст. 67 Закона), однако при этом следует руководствоваться одновременно и нормами УИК.
Так, согласно ст. 107 УИК из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном ГПК РФ[18].
Взыскание может быть обращено и на пособия по социальному страхованию. В силу ст. 68 Закона на пособия по социальному страхованию (при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком, в период частично оплачиваемого отпуска и др.), а также пособия по безработице взыскание производится только по решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.
Таким образом, Законом прямо определен круг доходов должника, на которые взыскания обращаются в особом порядке: ограничения взыскания установлены, в данном случае, по виду юрисдикционного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, или же самого исполнительного документа[19].
В статье 69 Закона предусмотрены виды доходов, на которые взыскание обращено быть не может. Это сделано с точки зрения защиты прав на минимальный уровень существования социально незащищенных слоев населения. В частности, взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые:
1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;
2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам 1 группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;
4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством РФ;
5) организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника[20].       
Статьей 70 Закона определено, что порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам определяется Семейным Кодексом РФ. Представляется, что это не совсем верный подход, который не оправдан с точки зрения юридической техники. Целесообразно было бы все-таки основным законом, регулирующим вопросы исполнения судебных решений и актов иных не юрисдикционных органов, предусмотреть общие правила и в данном случае. 
В Семейном Кодексе РФ порядку уплаты и взыскания алиментов посвящена глава 17. Нормами, содержащимися в статьях указанной главы, установлено следующее.
Прежде всего, исполнительными документами по делам о взыскании алиментов являются исполнительные листы, судебные приказы и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, которые также имеют силу исполнительного документа.
Размер алиментов, таким образом, может быть установлен двумя способами: в судебном порядке и соглашением сторон. Законодатель указывает, что соглашение сторон исключает решение дела в судебном порядке вследствие отсутствия спора между сторонами и соблюдения законодательства.
При наличии соглашения применяются правила ст. 110 СК РФ, в соответствии с которой удержание алиментов на основании  нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов может производиться и в случае, если общая сумма удержаний на основании такого соглашения и исполнительных документов превышает пятьдесят процентов заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты.
Наиболее бесконфликтным способом удержания алиментов является соглашение сторон. Алименты по нотариально удостоверенному соглашению - способ добровольной уплаты алиментов. Удержание по нотариально удостоверенному соглашению и другим исполнительным документам более 50% заработной платы плательщика алиментов не является препятствием для исполнения соглашения. Если общая сумма удержаний из заработной платы плательщика алиментов, выплачивающего алименты по нотариально удостоверенному соглашению, превышает 50%, администрация предприятий, учреждений и организаций взыскивает суммы, подлежащие удержанию из заработной платы по нотариально удостоверенному соглашению и другим исполнительным документам, полностью.
Однако при отсутствии соглашения об уплате алиментов члены семьи вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов (ст. 106 СК РФ).
Лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если алименты не выплачивались ранее по соглашению об уплате алиментов. Алименты присуждаются с момента обращения в суд. Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты (ст. 107 СК РФ)[21].
Возможно взыскание алиментов и до разрешения спора судом. В частности, ст. 108 СК РФ предусмотрено, что по делу о взыскании алиментов суд вправе вынести постановление о взыскании алиментов до вступления решения суда в законную силу; при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей – до вынесения судом решения о взыскании алиментов. Размер взыскиваемых алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения сторон. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяется в соответствии со ст. 81 СК РФ – при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Статьей 109 СК РФ на администрации организаций по месту работы должника возложена обязанность удерживать алименты. В частности, администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, и уплачивать или переводить их за счет лица, обязанного уплачивать алименты, лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.
При этом в силу ст. 111 СК РФ, администрация организации, производившая удержание алиментов на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, обязана в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю по месту исполнения решения о взыскании алиментов и лицу, получающему алименты, об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, а также о новом месте его работы или жительства, если оно ей известно.
Такого же рода обязанность предусмотрена и для должника: на основании п. 2 ст. 111 СК РФ лицо, обязанное уплачивать алименты, должно в срок, установленный для администрации организации, сообщить судебному приставу-исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям – и о наличии дополнительного заработка или иного дохода[22].
В случае несообщения по неуважительной причине указанных сведений виновные в этом должностные лица и иные граждане привлекаются к административной ответственности по ст. ст. 17.8, 19.4 КоАП РФ.
Семейным Кодексом РФ предусмотрена возможность обращения взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты[23]. Так, на основании ст. 112 СК РФ взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам производится из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты; при недостаточности заработка и (или) иного дохода алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках или в иных кредитных учреждениях денежных средств лица, обязанного уплачивать алименты, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности.
При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание. Обращение взыскания на денежные средства на счетах лица, обязанного уплачивать алименты, и на иное его имущество производится в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством[24].
На практике нередко возникают вопросы определения задолженно­сти по алиментам. Правила определения задолженности установлены ст. 113 Кодекса:
1.  Взыскание алиментов за прошедший период на основании согла­шения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится   в   пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверен­ного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
2.  В тех случаях, когда удержание алиментов на основании испол­нительного листа или на основании нотариально удостоверенного со­глашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязан­ного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 Семейного Кодекса РФ трехлетнего срока.
3.  Размер задолженности определяется судебным исполнителем ис­ходя из размера алиментов, определенного решением суда или согла­шением об уплате алиментов.
4.  Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Семейного Ко­декса РФ, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взы­скание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или)иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на мо­мент взыскания задолженности. Если такое определение задолженно­сти существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, инте­ресы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств[25].
5.  При несогласии с определением задолженности по алиментам су­дебным исполнителем любая из сторон может в 10-дневный срок обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским про­цессуальным законодательством.
6. Суммы установленного федеральным законом ежемесячного по­собия на ребенка, выплаченные в период розыска его родителей, укло­няющихся от уплаты алиментов, в части их пятидесяти процентного увеличения, взыскиваются с этих родителей с начислением десяти процентов с выплаченных сумм в доход бюджетов субъектов Россий­ской Федерации. Указанные требования приравниваются к требовани­ям об уплате алиментов[26].
Между тем, следует иметь в виду, что лицо может быть и освобо­ждено от уплаты задолженности по алиментам. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам или уменьшение этой задол­женности при уплате алиментов по соглашению сторон возможно по взаимному согласию сторон, за исключением случаев уплаты алимен­тов на несовершеннолетних детей. Суд вправе, по иску лица, обязан­ного уплачивать алименты, освободить его полностью, или частично, от уплаты задолженности по алиментам, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам (ст. 114 СК).
Статьей 115 СК предусмотрена ответственность за несвоевремен­ную уплату алиментов. Так, при образовании задолженности по вине лица, обязанного уп­лачивать алименты по соглашению об уплате алиментов, виновное ли­цо несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглаше­нием. При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает по­лучателю алиментов неустойку в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.
Законодательством не определено, кто именно должен рассчиты­вать конкретную сумму данной неустойки. Служба судебных приставов – орган исполнительной власти – не должна подменять юрисдикционный орган, что прямо противоречит принципу разделения властей. На наш взгляд, неустойка должна определяться только решением суда с учетом мнения должника и получателя али­ментов, а вот обратиться в суд с ходатайством об определении и при­суждении суммы неустойки судебный пристав-исполнитель действи­тельно вправе.
Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой[27].
В силу ст. 82 Семейного Кодекса виды заработка и (или) иного до­хода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной ва­люте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 Семейного Ко­декса, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолет­них детей» (в ред. -   Постановления Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 465) утвержден Перечень видов заработной платы и иного до­хода, из которых производится удержание алиментов на несовершен­нолетних детей.
Согласно п. 1 Перечня удержание алиментов на содержание несо­вершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного возна­граждения, как по основному месту работы, так и за работу по совмес­тительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе:
а) с суммы, начисленной по тарифным ставкам, должностным окла­дам, по сдельным расценкам, или в процентах от выручки от реализа­ции продукции (выполнения работ и оказания услуг) и т.п.;
б) со всех видов доплат и надбавок к тарифным ставкам и должно­стным окладам (за работу в опасных условиях труда, в ночное время; занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение про­фессий и должностей, временное заместительство, допуск к государственной тайне, ученую степень и ученое звание, выслугу лет, стаж рабо­ты и т. п.);
в) с премий (вознаграждений), имеющих регулярный или периоди­ческий характер, а также по итогам работы за год;
г) с оплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и празд­ничные дни;
д) с заработной платы, сохраняемой за время отпуска, а также с денежной компенсации за неиспользованный отпуск, в случае соедине­ния отпусков за несколько лет;
е) с сумм районных коэффициентов и надбавок к заработной плате;
ж) с суммы среднего заработка, сохраняемого за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде (кроме выходного посо­бия, выплачиваемого при увольнении);
з) с дополнительных выплат, установленных работодателем сверх сумм, начисленных при предоставлении ежегодного отпуска в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и законодательст­вом субъектов Российской Федерации;
и) с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) пита­ния, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого в соот­ветствии с законодательством о труде;[28]
к) с суммы, равной стоимости оплачиваемого проезда транспортом общего пользования к месту работы и обратно;
л) с комиссионного вознаграждения (штатным страховым агентам, штатным брокерам и др.);
м) с оплаты выполнения работ по договорам, заключаемым в соот­ветствии с гражданским законодательством;
н) с суммы авторского вознаграждения, в том числе выплачиваемо­го штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств мас­совой информации;
о) с сумм исполнительского вознаграждения;
п) с доходов, получаемых от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в ука­занных комиссиях не на постоянной основе;
р) с доходов, получаемых физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний[29].
В соответствии с п. 2 указанного Перечня удержание алиментов производится:
а) со всех видов пенсий и компенсационных выплат к ним, с ежеме­сячных доплат к пенсиям, за исключением надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером, а также компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу на период осуществления ухо­да за пенсионером;
б) со стипендий, выплачиваемых обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и  высшего профессионального об­разования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных уч­реждениях   высшего   профессионального   образования   и   научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заве­дений;
в) с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов;
(подпункты «г» и «д» исключены).
е) с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата;
ж) с доходов физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;
з) с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
и) с доходов от передачи в аренду имущества;
к) с доходов по акциям и других доходов от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т. д.);[30]
л) с сумм материальной помощи, кроме материальной помощи, оказываемой гражданам в связи со стихийным бедствием, с пожаром, хи­щением имущества, увечьем, а также с рождением ребенка, с регистра­цией брака, со смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников.
В силу п. 3 вышеупомянутого Перечня удержание алиментов про­изводится с денежного довольствия (содержания), получаемого воен­нослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими при­равненными к ним категориями лиц, в том числе:
а) с военнослужащих — с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоян­ный характер;
б) с сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции, а также работников таможенной системы - с оклада по штатной долж­ности, оклада по специальному званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер;
в) с военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел — с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при уволь­нении с военной службы, со службы в органах внутренних дел.
Как следует из п. 4 указанного Перечня взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачи­вающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством[31].
В силу п. 6 ст. 30 и п. 7 ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, от 17.07.99. № 175-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ) все виды удержаний с пособий по безработице, а также стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направле­нию органов службы занятости, производятся в порядке, установлен­ном законодательством об исполнительном производстве.
Вопросы удержания в данном случае подробно регламентированы Указанием Федеральной службы занятости России от 30.03.1993 г. № П-7-10-307 «О порядке удержания алиментов по исполнитель­ным документам, переданным для производства взыскания органам го­сударственной службы занятости». Данным нормативно-правовым актом, в частности, предусмотрено следующее. Основаниями к удержанию и переводу алиментов с пособий по безработице (стипендий) являются: исполнительные листы (в случае их утраты - дубликаты); письменные заявления граждан о добровольной уплате алиментов; отметки (записи) органов внутренних дел в паспор­тах о том, что в соответствии с решениями судов эти лица обязаны к уплате алиментов, и сообщения органов внутренних дел о наличии та­ких отметок (записей) в паспортах[32].
Полученные районными, городскими центрами занятости исполни­тельные документы для взыскания алиментов регистрируются в канце­лярии центра занятости и не позднее следующего дня после их поступ­ления передаются в бухгалтерию центра занятости под расписку ответственному лицу, назначаемому приказом директора центра заня­тости. Бухгалтерия центра занятости регистрирует исполнительные документы в специальном журнале (карточке) и хранит их наравне с дру­гими финансово-бухгалтерскими документами первичного бухгалтер­ского учета. Бухгалтерия центра занятости извещает взыскателя и судебного пристава-исполнителя о поступлении исполнительного листа (путем направления заполненного обратного уведомления) и о принятии к ис­полнению отметки (записи) в паспорте лица об обязанности уплаты алиментов, сообщения органа внутренних дел о ее наличии в паспорте и заявления о добровольной их уплате.
В письменном заявлении лица, изъявившего желание добровольно платить алименты, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество и адрес заявителя; фамилия, имя, отчество и адрес лица, которому следу­ет выплачивать или переводить алименты; фамилия, имя, отчество, день, месяц и год рождения детей или других лиц, на содержание кото­рых следует удерживать алименты; размер алиментов на содержание несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме или в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины пособия по безработице, стипендии, получаемой во время профессиональной подготовки, переподготовки по направлению службы занятости; размер алиментов на содержание нуждающихся в материальной помощи родителей, супругов, других лиц — в твердой денежной сумме; дата, с которой следует производить удержания. При несоблюдении этих требований заявления к исполне­нию не принимаются.
Безработные, а также получающие стипендию из Фонда социального страхования, изъявившие желание добровольно платить алименты, вправе в любое время увеличить размер или прекратить вы­плату алиментов, подав об этом письменное заявление, которое хра­нится в бухгалтерии центра занятости. Если безработный, с которого удерживаются алименты по его заявлению, трудоустроен, удержание алиментов прекращается, а исполнительный документ направляется по месту работы для производства удержаний из заработка.
Удержание алиментов производится: с общей суммы пособия по безработице (включая все виды доплат к пособию по безработице) за вычетом подоходного налога; с пособий по временной нетрудоспособ­ности безработного за вычетом подоходного налога; со стипендий (включая все виды доплат к стипендии), выплачиваемых в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподго­товки граждан по направлению центра занятости[33].
В то же время, удержание алиментов не производится: с сумм, выплачиваемых безработному для переезда по направлению центра заня­тости в другую местность, и с материальной помощи.
По общему правилу удержание алиментов производится по месту начисления пособия по безработице (стипендии). Удержание алимен­тов производится в размерах, указанных в исполнительном листе или отметке (записи) органа внутренних дел в паспорте безработного, либо сообщении органа внутренних дел о таковой, а при задолженности — согласно расчету и предписанию судебного пристава-исполнителя[34].
Удержание алиментов на основании заявления, поданного с со­блюдением требований настоящего Указания, может производиться и в случаях, если общая сумма, подлежащая удержанию на основании заявления и имеющихся либо позже поступивших исполнительных документов, превышает 50 % пособия по безработице (стипендии), а также, если с безработного или обучающегося по направлению служ­бы занятости взыскиваются по решению суда или постановлению су­дьи алименты на детей от другой матери, нетрудоспособных родите­лей, супруга и других родственников.
Удержанные по алиментным платежам суммы не позднее чем в трехдневный срок со дня начисления пособия по безработице (стипен­дии) переводятся взыскателю по почте бухгалтерией центра занятости. При переводе взыскателям сумм алиментных платежей по почте бух­галтерия центра занятости обязана на оборотной стороне талона к поч­товому переводу в разделе «ля письменного сообщения» указать сумму пособия по безработице (стипендии), за какой месяц взысканы алимен­ты, фактическое количество дней безработицы в данном месяце, сумму подоходного налога, процент и сумму алиментных удержаний, в том числе в счет погашения задолженности, сумму оставшейся задолжен­ности. Оплата перевода по почте взысканных сумм производится за счет взыскателей.
Взысканные по алиментным платежам суммы могут быть перечислены на счета взыскателей по вкладам в учреждения банков по месту жительства взыскателя на основании его письменного заявления, по­данного в бухгалтерию центра занятости. Если адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, удержанные суммы пере­числяются на депозитный счет районного, городского (районного в го­роде) суда по месту нахождения центра занятости.
По требованию безработных (обучающихся по направлению служ­бы занятости), с пособий по безработице (стипендии) которых произ­водились удержания алиментов, бухгалтерия центра занятости обязана выдать справку об удержанных с них суммах.
Правильность и своевременность производимых удержаний али­ментов и пересылка удержанных сумм проверяется бухгалтерами обла­стных центров при документальных ревизиях, а также в соответствии с законодательством судебными приставами-исполнителями или по их поручению народными заседателями. По требованию уполномоченных лиц бухгалтерия обязана предъявлять для проверки все документы, связанные с удержанием алиментов[35].
В Указании прямо предусмотрено, что должностные лица центра занятости не могут приостанавливать, прекращать или изменять размер взыскания алиментов без указания судебных приставов-исполнителей, а в соответствующих случаях — без письменного заявления взыскате­лей. В случае затруднений, возникающих при исполнении решений, руководители центра занятости вправе обратиться за разъяснениями в суд по месту нахождения центра занятости.
Центры занятости обязаны по требованию судебного пристава-исполнителя и в назначенный им срок дать отзыв о том, состоит ли у них должник на учете и каков размер его пособия по безработице (стипендии) в месяц. В таком же порядке судебному приставу-исполнителю представляются сведения о причитающихся безработ­ному (обучающемуся по направлению службы занятости) иных вы­платах, с которых удерживаются алименты.
При снятии безработного с учета бухгалтерия центра занятости производит на исполнительном листе отметки обо всех удержаниях али­ментов, о сумме оставшейся задолженности, заверяет их печатью цен­тра занятости, а также указывает сведения о месте работы или житель­ства, если они известны. Исполнительный лист в трехдневный срок направляется ценной или заказной корреспонденцией по месту работы, а если оно неизвестно, то в соответствующий отдел Службы судебных приставов по месту жительства должника. При отсутствии указанных сведений исполнительный лист направляется в суд по месту нахождения центра занятости. О движе­нии исполнительного листа в каждом случае письменно извещается взыскатель алиментов[36].
При достижении ребенком совершеннолетия и при отсутствии за­долженности по алиментам исполнительный лист возвращается в суд, вынесший решение. При наличии задолженности у безработного ис­полнительный лист остается в центре занятости до ее погашения.
При исполнении решений о взыскании алиментов следует учиты­вать, что алименты не могут быть зачтены другими встречными требо­ваниями, а выплаченные суммы алиментов не могут быть истребованы обратно, за исключением случаев: отмены решения суда о взыскании алиментов в связи с сообщением получателем алиментов ложных све­дений или в связи с представлением им подложных документов; при­знания соглашения об уплате алиментов недействительным вследствие заключения его под влиянием обмана, угроз или насилия со стороны получателя алиментов; установления приговором суда факта подделки решения суда, соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа, на основании которых уплачивались алименты. Если указанные выше действия совершены представителем несовершеннолетнего ре­бенка или совершеннолетнего недееспособного получателя алиментов, обратное взыскание алиментов не производится, а суммы выплаченных алиментов взыскиваются с виновного представителя по иску лица, обя­занного уплачивать алименты[37].
В ряде случаев алименты подлежат индексации. На основании ста­тьи 117 СК РФ индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией органи­зации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой де­нежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.
При наличии определенных условий суд может изменить установ­ленный им размер алиментов и освободить от их уплаты[38].
Так, если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось ма­териальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алимен­тов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их упла­ты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания инте­рес сторон. Суд вправе отказать во взыскании алиментов совершенно­летнему дееспособному лицу, если установлено, что оно совершило в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, умышленное пре­ступление или в случае недостойного поведения совершеннолетнего дееспособного лица в семье  (ст. 119 СК РФ)[39].
Алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются смертью одной из сторон, истечением срока действия этого соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением. Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается: по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия; при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты; при призна­нии судом восстановления трудоспособности или прекращения нуж­даемости в помощи получателя алиментов; при вступлении нетрудо­способного нуждающегося в помощи бывшего супруга — получателя алиментов в новый брак; смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты (ст. 120 СК РФ)[40].
Следует иметь в виду, что за уклонение от уплаты алиментов пре­дусмотрена уголовная ответственность.
Так, в соответствии со ст. 157 УК РФ злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолет­них детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцати­летнего возраста, наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по ре­шению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей нака­зывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста вось­мидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев[41].
В практике служб судебных приставов нередки случаи, когда мате­риалы такого рода не направляются в органы внутренних дел для при­нятия решения о возбуждении уголовного дела. Это связано с новым порядком сбора материалов для привлечения злостных неплательщиков алиментов к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ. В начале судебный пристав-исполнитель привлекает неплательщика алиментов по ст. 5.35 КоАП к административной ответственности. Комиссия по делам несовершеннолетних по месту нахождения соответствующего отдела Службы судебных приставов принимает это представление и направляет его в ОВД для рассмотрения по существу. Соответственно, из этого следует две возможности – привлечение к административной ответственности, либо отказ в привлечении.
После вышеуказанных действий судебный пристав-исполнитель несколько раз (достаточно трех) предупреждает должника о том, что он обязан к уплате алиментов и уведомляет его о том, что злостное уклонение от уплаты алиментов влечет привлечение должника к уголовной ответственности.
Если административные меры не помогли и должник не собирается выплачивать алименты и погашать существующий долг, судебный пристав направляет представление о том, что должник алименты в добровольном порядке не платит, существующий долг не погашает, ранее привлекался к административной ответственности, несколько раз был предупрежден об уголовной ответственности за неуплату алиментов. К представлению прикладывается копия исполнительного документа, копия представления по ст. 5.35 КоАП, копии предупреждений, копия акта о невозможности взыскания, где отражено то, что имущества по месту жительства должника, на которое может быть наложен арест, не обнаружено. Данный материал направляет в отдел внутренних дел по месту нахождения соответствующего отдела Службы судебных приставов.
Однако чтобы привлечь должника к уголовной ответственности, недостаточно направления представления. Из ОВД очень часто материалы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности возвращаются. Мотивы различны: не работает не потому, что не хочет работать, а просто не может найти подходящее место или не может найти работу по специальности. На основании вышеуказанных мотивов в возбуждении уголовных дел по ст. 157 УК РФ отказывают. Почти в 100 % случаев.
За последние четыре года в отделе было два случая осуждения неплательщиков алиментов. Один должник за большой долг по неуплате алиментов был осужден к отбыванию наказания в исправительной колонии, другому были назначены исправительные работы[42].
Также у судебного пристава-исполнителя существует еще один рычаг воздействия не только должников, но и на третьих лиц. При исполнении решений суда судебный пристав-исполнитель может потребовать предостави
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.