Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Конституция Италии
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Конституция Италии
Итальянская Конституция – это многоплановый,
тщательно и детально проработанный политико-юридический
документ.
В ней нет отдельной
преамбулы. Философские установки,
социально-правовые основы и юридические
принципы отражены непосредственно
в соответствующих разделах самого
конституционного текста. Тем самым,
как это принято считать, в
итальянской конституционной доктрине
повышается юридическая значимость
и обязательность конституционных
принципов и норм, касающихся общих
вопросов государственного устройства,
демократического характера итальянского
государства и его приверженности к обеспечению
гражданских прав и свобод.
Конституция состоит из
вводного раздела «Основные принципы», двух главных
частей «Права
и обязанности граждан» и «Устройство Республики» и переходных
и заключительных постановлений. Всего
в Конституции 139 статей. Переходные и
заключительные постановления имеют свою
особую, римскую нумерацию (всего XVIII статей).
Итальянская Конституция
имеет жесткий характер. Ее пересмотр
возможен исключительно в рамках
особой процедуры и при наличии
в обеих палатах Парламента расширенного,
так называемого конституционного,
большинства.
В итальянском конституционном
праве Основной закон страны принято
относить к категории «широких конституций»,
в которые наряду с нормами, определяющими
устройство государства и гарантирующими
права и свободы граждан, включены
также политико-социальные принципы
(равные социально-экономичес ие возможности
для развития граждан, упрочение
социальной солидарности в рамках единого
государственного сообщества).
Своеобразно решается в
итальянской Конституции вопрос
о соотношении международного права
и внутреннего закона. Статья 10 Конституции
определяет, что правопорядок Италии
согласуется с общепризнанными
нормами международного права.
В итальянской Конституции
проводится четкое различие трех основных
государственных функций: законодательная
функция принадлежит Парламенту
и областным советам в пределах
их компетенции; исполнительная власть
является прерогативой Президента Республики,
министров и органов исполнительной
власти областей, провинций и коммун;
судебная власть входит в компетенцию
различных судебных органов, включая
Конституционный суд.
Особое место в итальянской
Конституции занимают взаимоотношения
между государством и католической
церковью.
Еще в 1929 г. между итальянским
государством и Ватиканом были заключены
особые Латеранские
соглашения (Договор и Конкордат), которые
гарантировали частичный суверенитет
и международную правосубъектность Ватикана
и регламентировали отношения с католической
церковью как традиционной религией Италии.
Конституция, подтверждая, что отношения
между итальянским государством, Ватиканом
(точнее, Святым Престолом) и католической
церковью регулируются ранее подписанными
Латеранскими соглашениями, тем самым
придает конституционный характер нормам,
содержащимся в этих соглашениях.
При этом итальянская Конституция
сохраняет светский характер, следует
принципам отделения церкви от государства
и равенства вероисповеданий.
Основы правового статуса человека.
Личные права и свободы.
В основе закрепления конституционных
прав и свобод лежит принцип равенства.
Согласно ст. 3 Конституции "все граждане
имеют одинаковое общественное достоинство
и равны перед законом независимо от пола,
расы, языка, религии, политических убеждений,
личного и социального положения". Принцип
равенства в итальянском конституционном
праве находится в тесной связи с принципом
свободы, рассматриваемым в качестве необходимого
условия для выражения свободы личности.
Зафиксированные в Конституции
личные права и свободы включают
неприкосновенность личности и жилища,
свободу и тайну переписки
и любых других форм коммуникаций,
свободу передвижения, свободу объединения
в организации в целях, не запрещенных
законом, а также свободу собраний,
совести, слова, печати, информации. Так,
в ст. 13 провозглашается, что "личная
свобода неприкосновенна" Согласно
данной ст. запрещены задержание, досмотр
или обыск, а также всякое другое ограничение
личной свободы в какой бы то ни было форме
без мотивированного акта судебной власти,
изданного в случаях и в порядке, предусмотренных
законом. Принцип личной свободы конкретизируется
в ряде других статей Конституции. Так,
согласно ст. 22 "никто не может быть
лишен по политическим мотивам правоспособности,
гражданства, имени". Статья 26 разрешает
выдачу гражданина только в случаях, предусмотренных
международными соглашениями. При этом
"не допускается выдача за политические
преступления".
Политические права.
К числу важнейших политических прав и
свобод итальянское конституционное право
относит избирательное право, которым
наделяются все достигшие совершеннолетия
граждане (ст. 48), а также право на объединение
в политические партии в целях "содействия
демократическим путем определению национальной
политики" (ст. 49). Граждане также вправе
направлять в палаты парламента петиции
"с требованиями законодательных мероприятий
или с изложением общественных нужд"
(ст. 50). Кроме того, все граждане обоего
пола согласно ст. 51 Конституции "могут
на равных условиях поступать на службу
в государственные учреждения и занимать
выборные должности в соответствии с требованиями,
установленными законом".
Социально-экономиче кие
права и права в области
культуры.
Итальянское конституционное право уделяет
регулированию этих прав значительное
место, и именно в этой области в наибольшей
мере сказалось влияние социалистической
конституционно-право ой доктрины. Так,
Конституция страны провозглашает право
на труд при поощрении государством условий,
делающих это право реальным; право на
вознаграждение, соответствующее количеству
и качеству труда и достаточное для обеспечения
свободного и достойного существования;
право трудящихся на еженедельный отдых
и на ежегодные оплачиваемые отпуска,
а также на защиту своих интересов, включая
право на забастовку. Предусмотрен целый
ряд норм по социальной защите трудящихся
женщин, подростков и несовершеннолетних.
Так, ст. 37 Конституции провозглашает,
что "трудящаяся женщина имеет те же
права и при одинаковом труде получает
одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение"
В Конституции достаточно
подробно регулируется право собственности
в двух ее формах: государственной
и частной, закрепляется свобода
хозяйственной инициативы, предпринимательства
при ненанесении ущерба безопасности,
свободе и человеческому достоинству.
В главе, посвященной этико-социальным
отношениям, регулируются вопросы семьи,
здравоохранения, науки, искусства, образования.
Так, в соответствии со ст. 30 Конституции
детям, рожденным вне брака, обеспечивается
любая юридическая и общественная
защита, совместимая с правами
членов законной семьи. Статья 32 провозглашает
охрану здоровья как основное право
личности и гарантирует бесплатное
лечение для неимущих. Кроме того,
провозглашается свобода науки, искусства
и преподавания (ст. 33). Образование открыто
для всех, а "начальное образование
по меньшей мере в течение восьми лет является
обязательным и бесплатным" (ст. 34).
Обязанности итальянских
граждан.
Конституционные обязанности закреплены
преимущественно в главе, посвященной
политическим отношениям. Согласно, например,
ст. 53 "все обязаны участвовать в государственных
расходах в соответствии со своей налоговой
платежеспособностью quot;. Кроме того, все
граждане обязаны "быть верными Республике
и соблюдать ее Конституцию и законы".
Граждане, которым вверены государственные
функции, должны "выполнять их дисциплинированно
и достойно, принося присягу в случаях,
установленных законом" (ст. 54). В главе,
посвященной этико-социальным отношениям,
закрепляется обязанность родителей содержать,
обучать и воспитывать детей, даже если
они рождены вне брака (ст. 30).
Законодательная власть
Согласно ст. 70 Конституции, законодательная
функция осуществляется обеими палатами.
На представление законопроекта имеет
право прежде всего правительство, как
орган, наилучшим образом способный оценить
необходимость тех или иных законодательных
преобразований. Правительственный законопроект
вносится в палаты разрешающим декретом
президента республики с контрассигнацией
председателя совета министров либо компетентного
министра, приобретая таким образом официальную
поддержку главы государства. Правом законодательной
инициативы обладают и члены обеих палат,
выступая как в личном качестве, так и
совместно с другими парламентариями.
Законопроект может быть внесен парламентской
группой и комиссией. Законопроект, исходящий
от парламентариев, должен сопровождаться
объясняющим его главные задачи и характерные
черты документом (докладом). Законопроекты
по вопросам экономики и труда могут вноситься
в палаты особым консультативным органом
палат и правительства Национальным советом
экономики и труда.
Законодательной инициативой обладает,
согласно ст. 71 Конституции, итальянский
народ. Он осуществляет это право “путем
внесения от имени не менее чем 50 тысяч
избирателей постатейно составленного
законопроекта”. Правом на внесение законопроекта
обладают областные советы — представительные
органы областей — по вопросам, непосредственно
касающимся областей, если эти вопросы
не могут быть урегулированы законом области.
Каждый из субъектов законодательной
инициативы вправе отозвать свой законопроект,
при условии что он еще не был одобрен
в одной из палат. Вместе с тем любой из
парламентариев может объявить отзываемый
законопроект собственным и в таком случае
законодательный процесс будет продолжен.
Все законопроекты должны быть составлены
постатейно.
Законопроект, прежде чем он станет
законом, проходит три стадии: рассмотрение
в одной палате парламента, затем
— в другой и, наконец, промульгации президентом
республики. Причем только на первых двух
стадиях законопроект может быть отвергнут.
Президент не может отказаться промульгировать
одобренный палатами законопроект, однако
до промульгации может потребовать его
повторного рассмотрения в палатах. Это
отлагательное вето президента преодолевается
обычным большинством голосов (ст. 74 Конституции).
Если во второй палате законопроект будет
отвергнут не полностью, а частично или
же в него будут внесены изменения, то
он вновь поступит в палату, одобрившую
его первоначально, но в этом случае палата
ограничивается изучением и принятием
решения только лишь в отношении тех положений,
которые вызвали несогласие другой палаты
либо были ею внесены (изменены) .
Законопроекты представляются субъектами
законодательной инициативы путем депонирования
их в бюро одной из палат. Бюро сообщает
палате о поступивших законопроектах
и затем распространяет их. Правительство,
председатель группы или 10 депутатов (в
сенате — автор законопроекта, председатель
компетентной комиссии или восемь сенаторов)
могут запросить палату о признании законопроекта
срочным. Решение принимается открытым
голосованием после сокращенного обсуждения
(два оратора — один “за”, один — “против”
— в палате депутатов и по одному оратору
от парламентских групп — в сенате). Для
срочного законопроекта предусмотрено
сокращение вдвое сроков его прохождения
в комиссиях и палате.
Законопроекты закрепляются по соответствующим
комиссиям волей председателя палаты,
однако его решение в течение двух дней
может быть оспорено председателем группы
либо 10 депутатами и тогда выносится на
сокращенное обсуждение палаты. Две комиссии
могут просить председателя о совместном
рассмотрении законопроекта. Все споры
о компетенции решаются председателем.
Председатель палаты либо комиссия,
за которой закреплен законопроект,
может запросить мнение о законопроекте
в другой комиссии, но лишь до принятия
компетентной комиссией своего решения.
Мнение, как правило, представляется в
течение восьми дней (в случае срочности
законопроекта — в течение трех дней).
В запрашиваемой комиссии назначается
докладчик, который предлагает своей комиссии
выразить положительное либо отрицательное
мнение, предложить поправки и т.п. Мнение,
принятое запрашиваемой комиссией, не
связывает компетентную комиссию, однако
первая может потребовать, чтобы ее мнение
было приложено к докладу, представляемому
компетентной комиссией палате. Всегда
запрашивается и всегда прилагается к
докладу мнение комиссии по конституционным
вопросам в отношении конституционных
законопроектов, законопроектов, касающихся
органов государства и государственной
службы, а также мнение комиссии по бюджету
и планированию — в отношении законопроектов,
предусматривающих доходы и расходы.
Основная задача, стоящая перед
комиссией в референтском заседании,
— представление доклада палате.
Доклад должен быть представлен не
позднее, чем через четыре месяца
после закрепления законопроекта за данной
комиссией. При прохождении законопроектов
в референтском заседании комиссии некоторое
преимущество, помимо срочных, имеют законопроекты,
объявленные законопроектами парламентской
группы. Эти законопроекты комиссия должна
начать изучать не позднее, чем через месяц
после закрепления. По истечении сроков
представления доклада законопроект,
по требованию предлагавшего его депутата,
председателя группы либо 10 депутатов,
должен быть вынесен на рассмотрение палатой
в том виде, в котором он был внесен. Вместе
с тем палата, по просьбе комиссии, может
продлить срок, но на строго определенное
время.
Доклад комиссии публикуется и
распространяется в палате не позднее
чем за 24 ч до начала обсуждения. Меньшинство
в комиссии может представить свой доклад
(доклады), которые подлежат распространению
в том же порядке.
Рассмотрение законопроектов в
палате состоит из двух стадий: стадии
обсуждения его основных направлений
и стадии рассмотрения статей. Обсуждение
основных направлений, как правило, носит
ограниченный характер и включает выступления
докладчиков большинства и меньшинства
(не более чем по 20 мин на выступление),
а также выступление представителя правительства.
Председатель группы или 10 депутатов могут
потребовать, чтобы после этих выступлений
состоялись ограниченные прения с участием
в дискуссии по одному депутату от каждой
группы и тех депутатов, чье мнение расходится
с мнением группы, к которой они принадлежат.
Прения могут быть продолжены, если ввиду
важности законопроекта еще до начала
его обсуждения этого требует председатель
группы или 10 депутатов. В этом случае,
как правило, собирается конференция председателей
групп, определяющая порядок выступлений,
количество необходимых заседаний и даты
их проведения. В конце обсуждения докладчики
и представители правительства могут
выступить с репликами.
В ходе обсуждения основных направлений
депутатами могут выдвигаться мотивированные
резолюции, направленные против перехода
к постатейному обсуждению. Обычно такие
резолюции выдвигаются при негативном
мнении компетентной комиссии или при
явном негативно настроенном по отношению
к законопроекту большинстве. Резолюции
голосуются непосредственно после окончания
обсуждения основных направлений законопроекта.
Принятие резолюции означает отклонение
законопроекта. Если же отклоняется резолюция,
то палата переходит к постатейному обсуждению
и голосованию. Перед постатейным обсуждением
палата может передать законопроект в
редакционное заседание компетентной
комиссии для надлежащего оформления
статей, причем могут быть установлены
обязательные для комиссии руководящие
принципы и критерии. При постатейном
рассмотрении обсуждается сначала отдельная
статья и затем, без ограничений, разъясняются
поправки, при условии, что они предварительно,
самое позднее за час до начала заседания,
были внесены в рассматривавшую законопроект
комиссию. Непосредственно на самом заседании
палаты могут быть внесены поправки к
поправкам, но тогда, по требованию комиссии,
заседание может быть прервано на короткий
срок, для обсуждения в комиссии этих поправок.
Докладчик и представитель правительства
излагают свои мнения по поправкам до
их постановки на голосование.
Если внесена одна поправка, на
голосование ставится текст законопроекта.
При наличии нескольких поправок
на голосование выносятся поправки,
начиная с тех, которые наиболее
отличаются от основного текста и заканчивая
поправками-дополнен ями. Поправки к поправкам
выносятся на голосование прежде основной
поправки. После голосования отдельных
статей могут вноситься и разъясняться
резолюции-инструкции для правительства
в отношении применения одобренных статей
либо закона в целом. Резолюции не могут
воспроизводить отклоненные поправки.
Председатель может отказать в просьбе
поставить на голосование поправку или
резолюцию, если она плохо сформулирована,
не относится к предмету обсуждения либо
противоречит ранее принятым решениям.
Если депутат настаивает, спор решается
голосованием без обсуждения.
Перед голосованием законопроекта
в целом комиссия либо правительство
может привлечь внимание палаты к необходимости
внести в законопроект редакционные изменения
и предложить соответствующие поправки,
по которым палата принимает решение.
Палата может также перед окончательным
голосованием поручить председателю редакционную
доработку. Окончательное голосование
может быть перенесено на следующее заседание.
Особенность итальянской законодательной
процедуры, неизвестная большинству
других стран, состоит в том, что
Конституция (п. 3, ст. 72) предоставила палатам
право уполномочить комиссию принять
законопроект, для чего комиссия проводит
свое “законодательное заседание”. Правда,
при этом регламенты палаты депутатов
и сената (соответственно ст. 92 и
ст. 35) установили исчерпывающие перечни
законопроектов, которые не могут быть
переданы в законодательное заседание
комиссий: это законопроекты конституционного
и избирательно-правово о характера, а
также законопроекты, предусматривающие
делегирование законодательной власти
правительству, санкционирующие ратификацию
международных договоров президентом
и утверждающие бюджеты и финансовые отчеты.
В сенате, помимо этого, не допускается
рассмотрение в законодательном заседании
комиссии законопроекта, который в силу
отлагательного вето президента поступил
на повторное рассмотрение в сенат.
Прохождение законопроекта в так
называемом децентрализованном порядке,
то есть в законодательном заседании комиссии,
практически не отличается от обычной
законодательной процедуры; при этом,
разумеется, сроки ее здесь резко сокращаются,
хотя формально такого сокращения не требуется.
Следует лишь отметить, что комиссия обязана
возвратить законопроект в палату, если
этого еще до утверждения потребуют правительство
либо десятая часть депутатов или если
компетентная комиссия не согласится
с мнением запрошенной комиссии, а последняя
будет на нем настаивать. В этом случае
председатель палаты официально передаст
законопроект этой же или другой компетентной
комиссии для обсуждения законопроекта
в референтском заседании. О законопроектах,
одобренных в законодательных заседаниях
комиссий, председатель палаты извещает
всех депутатов.
Законодательный процесс в отношении
конституционного законопроекта, вносящего
изменения в Конституцию либо
дополняющего ее, несколько отличается
от обычного. Обсуждение и одобрение законопроекта
должны здесь проходить только в палатах:
в комиссии по конституционным вопросам
подготавливается лишь доклад по представлению
законопроекта. Законопроект должен быть
одобрен постатейно и в целом в двух чтениях
в каждой из палат с промежутком между
чтениями не менее чем в три месяца, причем
какие-либо последующие дополнения или
изменения текста, одобренного в первом
чтении первой из рассматривающих его
палат, автоматически возобновляют законодательный
процесс. Если во втором чтении в каждой
из палат конституционный законопроект
получит квалифицированное большинство
в две трети членов соответствующих палат,
то он подлежит после этого обычной процедуре
промульгации: разумеется, при использовании
президентом республики права отлагательного
вето, законопроект должен опять получить
квалифицированное большинство голосов
палат и только в этом случае подлежит
обязательной промульгации, после чего
вступает в Силу. Если во втором чтении
конституционный законопроект при голосовании
не получит абсолютного большинства голосов
депутатов или сенаторов, он считается
отклоненным. Если же за него в обеих палатах
проголосует абсолютное большинство членов
палат, то решение его окончательной судьбы
откладывается еще как минимум на три
месяца. В течение этого срока пятая часть
членов одной из палат, или 500 тыс. избирателей,
или пять областных советов могут потребовать
вынесения текста, одобренного абсолютным
большинством членов обеих палат, на референдум.
В этом случае только референдарное одобрение
влечет за собой обязательную промульгацию
закона и его вступление в силу. Если закон
не одобряется на референдуме большинством
признанных действительными голосов,
то он не считается принятым.
Законопроекты, воспроизводящие по
существу ранее отклоненные, не могут
приниматься на рассмотрение в палатах
до истечения шестимесячного срока.
Существует группа законов, принимаемых
итальянским парламентом, которую
лишь условно, чисто формально можно
считать эманацией законодательной
функции. Речь идет прежде всего о санкционирующих
и утверждающих законах. Так, согласно
ст. 80 Конституции, палаты в законодательном
порядке санкционируют ратификацию президентом
республики пяти видов международных
договоров: политических, предусматривающих
международную судебную процедуру, влекущих
территориальные изменения, финансовые
обязательства или изменения законов.
Понятно, что законом о санкционировании
ратификации сами договоры не могут быть
изменены, а их выполнение не может быть
обусловлено какими бы то ни было обстоятельствами.
Такого рода законы можно считать эманацией
политической функции контроля за осуществлением
внешней политики. В ст. 81 Конституции
предусмотрено законодательное утверждение
бюджета и финансового отчета, причем
указано, что соответствующие законы не
могут устанавливать новые налоги и новые
расходы. Следовательно, здесь также идет
речь о законе лишь в формальном смысле,
принятием которого палаты подтверждают
контроль за финансовой деятельностью
правительства.
Исполнительная власть в Италии
наделена или может наделяться законодательными
полномочиями по изданию так называемых
актов, обладающих силой закона, — декретов-законов
и законодательных декретов. Парламент
осуществляет контроль за такого рода
деятельностью правительства также в
законодательной форме. Однако здесь,
в отличие от вышеописанных ситуаций,
палаты и сами участвуют в нормотворчестве,
либо путем внесения законодательных
изменений в соответствующие правительственные
акты, либо обозначая их основания и пределы.
Согласно ст. 77 Конституции, декреты-законы
являются обладающими силой закона актами,
издаваемыми правительством по собственной
инициативе в случаях острой необходимости
и срочности. Декреты-законы в день их
издания должны быть переданы для последующего
утверждения в палаты, которые, даже если
они распущены, специально созываются
и собираются в течение пяти дней. Декрет-закон
должен быть утвержден палатами в форме
его преобразования в закон не позднее,
чем на 60-й день после опубликования. В
случае неутверждения декрет-закон теряет
силу с момента издания, однако
палаты могут урегулировать
в законодательном порядке те
отношения, которые возникли на его
основе. Законом о преобразовании
декрета-закона в закон в правительственный
текст могут быть внесены изменения, отдельные
положения исключены, а новые — добавлены.
Ст. 76 Конституции
предусматривает делегирование
палатами своих законодательных функций
правительству. Акт делегации принимается
палатами в законодательной форме делегирующего
закона, в котором должен быть указан круг
вопросов, по которому разрешается правительственная
законодательная деятельность, принципы
и критерии, которыми должно руководствоваться
правительство, а также срок действия
делегирующего закона. Правительство
издает делегированный закон в форме законодательного
декрета. Делегированию могут по желанию
палат быть подвергнуты любые вопросы,
за исключением тех, которые самой Конституцией
отнесены к компетенции палат, а именно
конституционных законов, законов по утверждению
бюджета и финансового отчета и законов,
санкционирующих ратификацию.
Исполнительная
власть и вспомогательные органы
Порядок избрания президента
республики.
Глава итальянского государства избирается
на семь лет парламентом на совместном
заседании палат с участием делегатов
от областей. Каждая область представлена
тремя делегатами, избираемыми областными
советами, за исключением области Валле-д'Аоста,
представленной одним делегатом. Такое
заседание созывается председателем Палаты
депутатов за 30 дней до истечения срока
президентских полномочий. Если же палаты
распущены или до истечения их полномочий
остается менее трех месяцев, выборы проводятся
в течение 15 дней после созыва новых палат,
а полномочия действующего президента
соответствующим образом продлеваются.
Президентом может
стать гражданин Италии, достигший
50 лет и пользующийся гражданскими
и политическими правами. Избрание
президента республики производится тайным
голосованием с использованием мажоритарной
системы квалифицированного большинства.
Кандидат считается избранным, если
за него проголосует 2/3 от общего числа
членов собрания. После третьего голосования
достаточно абсолютного большинства.
При вступлении в должность президент
приносит перед парламентом на совместном
заседании палат присягу на верность республике
и соблюдение Конституции.
Полномочия президента.
Согласно ст. 87 Конституции президент
республики республики "является главой
государства и представляет национальное
единство". Он направляет палатам послания,
назначает выборы нового состава палат
и определяет день первого заседания,
санкционирует представление палатам
правительственных законопроектов, промульгирует
законы, обладая при этом правом отлагательного
вето, издает декреты, имеющие силу закона,
назначает референдум в случаях, предусмотренных
Конституцией. Президент вправе, заслушав
председателей палат, распустить обе палаты
или одну из них. Он, однако, "не может
использовать это право в последние шесть
месяцев своих полномочий, если они не
совпадают полностью или частично с последними
шестью месяцами легислатуры" (ст. 88).
Президент назначает и освобождает от
должности председателя Совета министров,
а по рекомендации последнего - остальных
членов правительства. Кроме того, он назначает
пять пожизненных сенаторов, а в указанных
законом случаях - должностных лиц государства.
При президенте аккредитуются иностранные
дипломатические представители, он ратифицирует
международные договоры (в определенных
случаях - с предварительного разрешения
палат), является Верховным главнокомандующим
Вооруженными силами и в этом качестве
председательствует в Верховном совете
обороны, по решению палат объявляет войну.
Обладает глава
государства и некоторыми полномочиями
в сфере судебной власти. Он председательствует
в Высшем совете магистратуры, назначает
1/3 судей Конституционнюго суда, может
осуществлять помилование и смягчать
наказания. Президент также жалует знаки
отличия республики. Никакой акт президента
республики не действителен без контрассигнации
предложившего его министра, который,
таким образом, несет ответственность
за данный акт. В определенных случаях
акты главы государства контрассигнуется
лично председателем Совета министров.
Ответственность президента
республики.
Конституцией Игалии устанавливается
принцип неответственности президента
республики за действия, совершенные им
во время исполнения своих функций. Он
может быть привлечен к ответственности
лишь за государственную измену или посягательство
на Конституцию. Решение о предъявлении
президенту подобного обвинения может
быть принято на совместном заседании
палат парламента абсолютным большинством
голосов его членов. Окончательно данный
вопрос решается Конституционным судом.
Замещение поста президента
республики.
В случаях, когда президент республики
не в состоянии осуществлять свои функции,
его замещает председатель Сената. При
наличии длящегося препятствия и в случае
смерти или отставки главы государства
председатель Палаты депутатов в течение
15 дней назначает новые президентские
выборы. Более длительный срок может быть
предусмотрен лишь в том случае, "если
палаты распущены или остается меньше:
трех месяцев до истечения срока их полномочий"
(ст. 86).
Правительство, его состав
и порядок формирования.
Правительство Италии именуется Советом
министров. В соответствии с канонами
парламентарной республики глава итальянского
государства после консультаций с председателями
палат парламента и лидерами парламентских
групп назначает председателя Совета
министров, а по его предложению - отдельных
министров. На практике решающую роль
в определении персонального состава
правительства играют политические партии,
вошедшие в правящую коалицию. Председатель
Совета министров руководит общей политикой
правительства и несет за нее ответственность,
при этом он обеспечивает единство проводимого
политического курса, направляет и координирует
деятельность министерств.
По предложению
главы правительства из числа
министров могут назначаться
один или несколько вице-председателей,
осуществляющих функции председателя
Совета министров в случае его
отсутствия или имеющихся препятствий
для выполнения им своих обязанностей.
Если назначение вице-председателя не
состоялось, обязанности главы правительства
осуществляет старший по возрасту министр.
В состав правительства
входят не только министры, возглавляющие
определенные ведомства (министерства
внутренних дел, юстиции, обороны, финансов
и др.), но и министры без портфелей,
занимающиеся определенными вопросами
правительственной деятельности на
основе поручений со стороны председателя
Совета министров. Кроме того, по предлож и т.д.................