На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Материя и ее основные свойства в диалектическом материализме

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по философии

 
 
 

 

 
Материя и ее основные свойства в диалектическом материализме
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка группы Э-21
Саруханова М.З.
 
Проверил: Устюгов В.А.
 
 
 
 
 
 
2004 г.
Содержание
 
Введение________________________________________________ 3
 
1.                 Развитие философских представлений о материи
 
1.1                    Понятие материи_____________________________ 4
 
1.2                    Строение материи___________________________   10
 
2.                 Атрибуты материи: движение, пространство, время, отражение
 
2.1            Движение_____________________________________  12
 
2.2 Пространство и время___________________________  15
 
2.3 Отражение_____________________________________ 18
 
Заключение____________________________________________  21
 
Список литературы_____________________________________  22


ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их раз­вития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно вы­ражает об­щий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех дру­гих проблем философии и есте­ствознания.
Понятие материи относится к основ­ным философским кате­гориям и является центральным в материалистической филосо­фии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.
Материя не имеет ни начала, ни конца, и в то же время – множество концов и начал. Поэтому имеет смысл говорить не просто о материи, а о движущейся материи, материи в движении. Поскольку в мире множество форм взаимодействия, можно сказать, что мир – это многообразие форм материального движения. Движение относительно. Мировое движение существует лишь через различные формы  движения материи. Пространство и время связаны с движущейся материей. Пространство – производное от движения. Время же характеризует длительность пространственного движения материи. Отражение также является одним из важнейших свойств материи, поскольку различные материальные тела все время взаимодействуют друг с другом, запечатлевая особенности других тел.
Поэтому так важно разобраться не просто с понятием материи, а с понятием материи в совокупности с ее атрибутами. Без такого постижения невозможно представить себе, что на самом деле есть материя, а, следовательно, нельзя познать наш мир, состоящий из материи.

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ.
 
Понятие материи.
Что такое материя? Неисчерпаемость рассматриваемого объекта обуславливает множество различных определений материальности, существовавших в истории философии. Достаточно распространенными в настоящее время являются: "материя – это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" (гносеологический аспект); "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента" (онтологический аспект). (БСЭ, Т.15, с.503)
Но так было не всегда. Только когда люди стали понимать, что природа существует независимо от них, они стали пытаться отыскать то общее, что присуще всем её вещам, событиям, процессам. Вопрос ставился очень конкретно: «Из чего всё возникло, из чего всё состоит?» Ранние греческие философы, так называемые ионийцы, искали «то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём  сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях…» ( Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975 ). По сути  дела это были поиски общего субстрата, основы всего сущего, который позже стал называться материей (от лат. materia – вещество).
Стремление к отысканию такого субстрата дополнялось поисками общей структуры всех вещественных, телесных объектов. Таким образом,  понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались  те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бекон, Локк). Считалось, что из атомов состоит всё, и они движутся в пустоте. Наибольшее развитие такое физикалистское  понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18в.: Ламетри,  Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 - 18 в. трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия, озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории "материя".   С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженности, непроницаемости, тяжести, массой; как субстанция - атрибутами движения, пространства времени, и, наконец, способностью вызывать ощущения (Гольбах).
Атомистические представления о строении материи, о том, что единство и материальность мира обеспечены атомарной его структурой, господствовали в умах философов – материалистов и виднейших естествоиспытателей почти до конца XIX века, хотя иногда неделимость атомов оспаривалась (например, Декартом и Ньютоном в их учениях о бесконечно делимых «корпускулах»).
К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли ограниченность всех этих представлений. Создание ими исторического материализма, распространения понятия материальности на сферу явлений общественной жизни заложили основу для последующего обогащения содержания понятия материи, поставив под сомнение сведение материи только к веществу: ведь базис общественной жизни материален не только в вещественном смысле, трудовая, производственная человеческая практика как предметная деятельность людей, находящаяся в основе всей жизни общества и обладающая объективными закономерностями, материальна, хотя она не есть сама по себе «вещество».
Кант в свое время отметил: « материя… есть не более как одна лишь форма или некоторый способ представления о неизвестном предмете через созерцание, которое называется внешним чувством. Вне нас, конечно, может существовать нечто такое, чему соответствует это явление, называемое нами материей; однако в том же качестве, что и явление, оно находится не вне нас, а исключительно в нас, как наша мысль, хотя эта мысль посредством указанного чувства представляет его находящимся вне нас. Следовательно, материя означает не особый вид субстанции, совершенно разнородный и отличный от предмета внутреннего чувства (души), а только неоднородность явлений предметов (которые сами по себе нам не известны), представления о которых мы называем внешними в отличие от тех, которые мы относим к внутреннему чувству…»( Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 3 (Критика чистого разума).        М.: Чоро, 1994)
К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что надо различать объективно существующие виды материи и понятие о материи. Ф. Энгельс в «Анти - Дюринге» писал: «Материя как таковая, это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определённых, существующих материй, не является, таким образом, чем-то существенно существующим. Когда естествознание ставит себе целью  отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д. – млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. Теория Дарвина требует подобного первичного млекопитающего…, но должна в то же время признать, что если оно содержало в себе в зародыше всех будущих и ныне существующих млекопитающих, то в действительности оно стояло ниже всех теперешних млекопитающих  и было первобытно грубым, а поэтому и более преходящим, чем все они». Как доказал Гегель («Энциклопедия», ч.I, стр. 199), это воззрение, эта «односторонне математическая точка зрения», согласно которой материя определима только количественным образом, а качественно искони одинакова, есть «не что иное, как точка зрения» французского материализма XVIII века. Она является даже возвратом к Пифагору, который рассматривал число, количественную определённость, как сущность вещей»   ( Энгельс Фридрих. Анти - Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. –           М.: Политиздат, 1977.).
Положения Ф. Энгельса о неисчерпаемости свойств материи, её атрибутов (пространства, времени) и о бесконечности её всевозможных изменений уже указывали на более широкие горизонты, чем узко вещественное понимание материи. Сформулировав основной вопрос философии как вопрос об отношении материи и сознания и показав фундаментальную роль понятия материи в философском взгляде на мир, Ф. Энгельс тем самым создал ещё одну предпосылку для более широкого, чем только вещественное, понимания материи. Заслуживает внимания и его высказывание о гипотетическом эфире: если эфир есть, то он материален, но не вещественен. Согласно современным господствующим в физике представлениям, эфира нет, но существуют невещественные поля и вакуум, и это тоже материальная реальность.
Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» ( Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с.131).
«Материя» как философская категория (категориальное понятие) применяется В. И. Лениным для характеристики объективной реальности, которая существует во времени и пространстве до, вне и независимо от познающего субъекта. При этом особо подчеркивается, что материя генетически первична в отношении сознания, что она порождает сознание и затем познается им (сознанием) как своим собственным продуктом. Таким образом, материалистическое решение основного философского вопроса было применено для образования определения понятия «материя». Следует подчеркнуть, что В.И. Ленин ввел в философию новое понятие вещества как вида материи. Вещество способно переходить в иные виды материи, причем эти иные виды в свою очередь могут переходить в вещество. Вещественное образование, например, представляет собой мозг человека, необходимый для возникновения сознания. Сознание как свойство мозга не материально, а идеально, но его физиологическое материальное основание включает в себя, по-видимому, многообразие видов материи и разных форм ее движения.
Ленинское определение категориального понятия материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, исходит из неисчерпаемости ее видов и свойств, но конкретное изучение этих видов и свойств есть дело физики, биологии и других частных наук. Определив философскую категорию (материя), В.И. Ленин вместе с тем качественно расширил, углубил, преобразовал само содержание этой категории как всеобщего философского понятия, выяснил ее взаимоотношение с частнонаучными (прежде всего физическими) представлениями о составе, строении и свойствах материальных (вещественных и невещественных) образований.
В определение категории материи входят только те признаки, которые достаточны и необходимы для ее отличия от других категорий, что достигается через ее противопоставление сознанию как диалектической противоположности в отношении к материи. Тем самым происходит и выявление существа основной историко-философской противоположности - между материализмом и идеализмом. В.И. Ленин выделяет то «единственное «свойство»» материи, с признанием которого связан философский материализм… свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» ( Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18.,  с. 275).
Свойство материи быть объективной реальностью означает, что материя первична в отношении субъективной реальности, т.е. сознания, порождает ее. Другое важное свойство материи - быть познаваемой - отражается в сознании, быть источником знаний о мире. Это свойство открывает путь к познанию полноты содержания категориального понятия материи, а далее – к обогащению научных представлений о материи и ее движении.
Таким образом, содержание научных представлений о материи не исчерпывается содержанием философской категории материи, а тем более определением ее как такой категории. Если определение материи в его диалектическом содержании только указывает на факт неисчерпаемости материи и бесконечность ее познания, то в полном содержании этой категории философские следствия указанного факта раскрываются гораздо полнее и глубже. Речь идет здесь об атрибутивных характеристиках материи: движении и способности материи к развитию, о времени, пространстве в их закономерных связях и бесконечных взаимодействиях. Ф. Энгельс указывал, что пространство и время – это формы существования материи, а движение – способ ее бытия. Поэтому В.И. Ленин пишет о материальном мире: «Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим сознанием»  (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с. 283).
Диалектический материализм исходит из того, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи, что сознание есть результат развития материи и возникает лишь на определенном историческом этапе, что единство мира состоит в его материальности. Признавая первичность материи и неограниченные возможности, как развития, так и познания объективной действительности, диалектический материализм решительно выступает против агностицизма и скептицизма, воодушевляет на познание и использование новых законов природы для развития производительных сил, для нужд НТР, для ускорения социально-экономического развития общества, для счастья человечества.
Однако в немарксистской философии до сих пор широко распространен прием, при помощи которого пытаются доказать «несущественность» материи и её «исчезновение» путем подмены понятий. При этом наиболее общее философское понятие материи отождествляют с понятием того или иного вида материи и, основываясь на том факте, что каждый такой вид изменяется, подчас существенно, коренным образом, опять и опять утверждают, что материя «исчезает», после чего заявляют, что материализм наконец-то опровергнут.
В. И. Ленин показал полную несостоятельность подобных утверждений. Он пишет: «Материя исчезает – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи» ( Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с. 275).
Марксистко-ленинское учение о материи, раскрывающее диалектику философских и частнонаучных представлений о ней, имеет важное методологическое и мировоззренческое значение, позволяя преодолевать кризисы, возникающие в развитии науки, осмысливать её открытия с позиций диалектического материализма, вести успешную борьбу с любыми проявлениями идеализма, агностицизма, субъективизма и волюнтаризма.
 
Строение  материи.
Говоря о строении материи Ф. Энгельс в «Анти – Дюринге» пишет, что «… она расчленена на ряд больших, хорошо ограниченных групп с относительно различными размерами масс, так что члены каждой отдельной группы находятся со стороны своей массы в определенных, конечных отношениях друг к другу, а к членам ближайших к ним групп относятся как к бесконечно большим или бесконечно малым величинам в смысле математики. Видимая нами звездная система, солнечная система, земные массы, молекулы и атомы, наконец, частицы эфира образуют каждая подобную группу. Дело не меняется от того, что мы находим промежуточные звеньями между отдельными группами: так, например, между массами солнечной системы и земными массами мы встречаем астероиды, - из которых некоторые имеют не больший диаметр, чем, скажем, княжество Рейс младшей линии[*], - метеориты и т. д.; так, между земными массами и молекулами мы встречаем в органическом мире клетку. Эти промежуточные звенья доказывают только, что в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков» ( Энгельс Фридрих. Анти - Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. – М.: Политиздат, 1977. с. 395).
Мир и все в мире – это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне её структурной организации. Допустим, что материя безструктурна. Это значит, что она абсолютно однородна, не содержит в себе никаких качественных различий. Существовать же могут только взаимодействующие объекты, а взаимодействовать могут лишь в чем–то различные объекты или стороны, свойства объектов. (Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001., с. 245)

АТРИБУТЫ МАТЕРИИ: ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ОТРАЖЕНИЕ.
 
Движение.
«Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто её свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до её высшего продукта, мышления, - вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент. Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например, механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду»                ( Энгельс Фридрих. Анти - Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. – М.: Политиздат, 1977., с. 346).
Энгельс указывает, что «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя, – мысль, которую прежняя философия (Декарт) выражала так: количество имеющегося в мире движения остается всегда одним и тем же. Следовательно, движение не может быть создано, оно может быть только перенесено. Когда движение переносится с одного тела на другое, то, поскольку оно активно, его можно рассматривать как причину движения, поскольку это последнее является переносимым, пассивным. Это активное движение мы называем силой, пассивное же – проявлением силы. Отсюда ясно как день, что сила имеет ту же величину, что и её проявление, ибо в них обоих совершается ведь одно и то же движение» ( Энгельс Фридрих. Анти - Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. –           М.: Политиздат, 1977., с. 55). Нигде и никогда не может быть материи без движения. Движение – это всякое изменение качественных и количественных характеристик объектов, это есть изменение вообще, в том числе ведущее к развитию.
Может возникнуть также вопрос: не находиться ли положение о неотделимости движения от материи в противоречии с теми наглядными фактами, которые свидетельствуют о наличии в мире тел, пребывающих в состоянии покоя? Диалектический материализм не отрицает покоя, но рассматривает его как частный способ движения и как покой относительный. О покое можно говорить только тогда, когда мы выделяем некоторые тела из их связей с другими телами и рассматриваем их отдельно. Однако нельзя найти ни одного тела, пребывающего в состоянии покоя в данной системе, которое в то же время не входило бы в состав какой-либо системы, которая движется. Покой – это только момент движения, обусловленный относительным постоянством того или иного явления. Возможность относительного покоя тел является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни и сознания. Покой имеет существенное значение также и для создания движущейся материи, без относительного покоя невозможно познать и движение. Покой и движение образуют диалектическое единство противоположностей, но покой относителен, а движение абсолютно.
Представление диалектического материализма о движении как об абсолютном способе существования материи направлено против метафизического понимания материи, согласно которому её нормальное состояние усматривают в покое. Согласно этим взглядам, материю приводит в движение, и притом только на время, лишь некая внешняя сила. Такое метафизическое представление о материи ведет к познанию существования первого толчка (как у Ньютона) и бога как источника этого первого толчка.
В книге «Материализм и эмпириокритицизм» Лениным неоднократно подчеркивается неразрывность материи и движения и связь этого положения с материалистическим решением основного вопроса философии. В. И. Ленин писал о том, что оторвать движение от материи равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, т. е. перейти на позицию идеализма. Он указывал и на коренное различие между метафизическим и диалектическим материализмом по вопросу о материи и движении: «Метафизический, т. е. антидиалектический, материалист может принимать существование материи (хотя бы временное, до «первого толчка» и т. п.) без движения. Диалектический материалист не только считает движение неразрывным свойством материи, но и отвергает упрощенный взгляд на движение и т. д.» ( Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с. 285)
Многообразные конкретные проявления движе­ния могут быть соотнесены с определенными мате­риальными носителями. Это дает возможность по­строения разных классификаций форм движения ма­терии. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи.
    Механическое движение, связанное с переме­щением тел в пространстве.
    Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.
    Химическое движение – движение атомов внутри молекул.
    Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.
    Социальное движение (все изменения в обще­стве).
Дальнейшее развитие естествознания заставляло вносить изменения в классификацию форм движения материи. Естествознание и философия раскрывают диалектику взаимосвязи между всеми формами движения материи и тем самым все более обогащают понимание материального единства мира и его многообразия.
 
 
Пространство и время.
В произведениях классиков марксизма – ленинизма, а также в ряде более поздних исследований философов – марксистов, обобщивших новые данные естествознания, раскрывается сложная объективная диалектика пространственных и временных отношений. Материалистическое решение основного вопроса философии означает и последовательно материалистический взгляд на пространство и время.
Опираясь на достижения науки и практики своего времени, классики марксизма – ленинизма показали, что пространство и время – это объективные основные формы (способы) бытия материи, существующие вне и независимо от человека и его сознания. «… Наши развивающиеся понятия времени и пространства, - писал В.И. Ленин, - отражают объективно реальные время и пространство…» ( Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с. 183) В отличие от механицистов и вообще метафизических материалистов, рассматривавших пространство как независимое от материи вместилище, диалектический материализм показывает зависимость свойств пространства и времени от материи и изменяемость их в зависимости от характера движения последней. Мысль о возможной зависимости между геометрическими характеристиками пространства и характером движения материальных объектов впервые в истории и науки была высказана Н.И. Лобачевским.
Пространство – это протяженность, соотношение, взаимное расположение и сосуществование материальных образований, а время – это длительность и темп изменений следующих друг за другом материальных процессов. «Разумеется, обе эти формы существования материи, - писал Ф. Энгельс, - без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове» ( Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20., с. 550). Вечностью существования и неисчерпаемостью движущейся материи определяется вечность пространства и времени, их изменчивость и неисчерпаемость свойств.
Пространство, будучи основной формой бытия движущейся материи (ее атрибутом), является коренным условием существования (взаимного положения) материальных объектов. Категория пространства отражает общее свойство бесконечного множества существующих объектов определенным образом отграничиваться друг от друга и вместе с тем, наоборот, продолжать друг друга.
Время, также, будучи основной формой бытия движущейся материи (ее атрибутом), выступает как коренное условие изменения ее состояний. Это общая черта процесса возникновения одного и исчезновения другого объекта, исчезновения старого и появления нового. Категория времени отражает процесс изменения материи в разрезе отношений следования, но речь идет не только о смене состояний. Время – это длительность материальных объектов в их собственном бытии, зависящее от отношений данного тела к другим телам, а также от характера процессов, происходящих в этом теле. Одной из важнейших и еще малоизученной характеристикой времени является его однонаправленность – от настоящего к будущему (так называемая стрела времени).
Категория времени в философии отражает общее свойство протекающих в реальном мире процессах изменения, возникновения, развития, превращения одних материальных объектов в другие и их исчезновение. Содержание категориальных понятий «пространство» и «время», развивающихся в ходе познания действительности, все в большей степени отражает объективное содержание этих атрибутов материи, а через них – и охватываемых последними ряда свойств самой материи. Процесс познания пространства и времени бесконечен не только потому, что пространство и время неисчерпаемы, но также и потому, что движение материи приводит к возникновению новых ее видов и новых свойств, присущих пространству и времени, которые обладают как общими свойствами, характерными для форм существования всякой материи, так и особенными, которые определены законами развития именно данного вида материи. Внутренние противоречия материи находят свое проявление и во внутренней противоречивости пространства и времени.
Диалектический характер пространства и времени состоит, в частности в том, что по своей природе они и бесконечны и конечны. Бесконечность пространства складывается из конечных протяженностей отдельных материальных объектов, а бесконечность времени – из конечных длительностей (интервалов времени) отдельных материальных процессов.
Пространство и время представляют собой единство прерывности и непрерывности. Противоречивость пространства связана также с наличием у него и непрерывности и дискретной структурности, а противоречивость времени – с бесконечной длительностью и сменой моментов. Протяженность и длительность – суть формы выражения непрерывности, а структурность строения и дискретные моменты – формы выражения прерывности. Конкретные единства протяженности и структурности – это отрезки, фигуры и конструкции, а длительности моментов времени – временные интервалы.
В ньютоновской механике пространство и время рассматривались как объективные формы существования материи, но в обособлении друг от друга и от движения материальных тел. Пространство и время у Ньютона абсолютно и экспериментально непознаваемы. Объективность пространства и времени была им отождествлена с абсолютностью в смысле самостоятельности и неизменности их существования. Ньютон полагал, что материальные тела и их движение не оказывают никакого влияния на течение времени и на свойства пространства. Эти взгляды Ньютона на пространство и время были связаны с признанием их возможности мгновенной передачи взаимодействия между телами и с мыслью о том, что любое явление может быть причиной любого другого, независимо от пространственного промежутка и временного интервала между ними.
В действительности реальные взаимодействия тел не может передаваться мгновенно, и это доказано современной физикой. Оно может передаваться от одного объекта к другому только за определенный промежуток времени и в определенном пространственном интервале. Признание нереальной возможности мгновенной передачи сигнала и вообще взаимодействия между телами, косвенно оправдываемое утверждением о безотносительности пространства и времени к движению тел, было серьезным методологическим затруднением для механики Ньютона, которое обсуждалось физиками на протяжении долгих лет.
На современном уровне наших знаний естественнонаучной литературе разграничивают следующие понятия пространства и времени:
?      реальное (физическое) пространство и время;
?      перцептуальное пространство и время (условия существования и смены наших ощущений, присущие субъекту формы чувственности);
?      концептуальное пространство и время (абстрактно – математические структуры, способные более или менее приблизительно моделировать реальные пространственно – временные отношения).
Кроме того, различают метрические (связанные с измерением, с понятием длины) и топологические (сохраняющиеся при любых взаимнооднозначных и непрерывных преобразованиях геометрического объекта) свойства пространства. Кроме перечисленных понятий пространства и времени существуют еще понятия биологического и социального пространства и времени.
Но при всем этом философское представление о пространстве и времени как формах существования материи остается методологической основой развития и изменения конкретных естественнонаучных и социальных представлений о них.
 
Отражение.
Отражение, согласно В.И. Ленину есть всеобщее свойство, существующее в «фундаменте самого здания материи». На определенном этапе его развития –на уровне высокоорганизованной живой материи – возникает психика, а затем сознание. «…Логично предположить, - отмечает В.И. Ленин, - что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойствам отражения…» ( В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 18. ,с. 91)
Исследование сущности отражения, дальнейшая его конкретизация стали важнейшей задачей многочисленных исследований философов-марксистов. Под отражением понимается свойства материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей других систем. Основой и признаком отражения являются взаимодействия материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения. В форме этих изменений (внутренних и внешних) совершается «перенос» особенностей одного явления на другое, «передача структурных характеристик одной системы другой. Именно поэтому отражение достаточно часто трактуется как устанавливающееся в процессе взаимодействия структурное соответствие систем (с точностью до изоморфизма). Отражение связано с переносом вещества и энергии. Но вещественно – энергетическое воздействие носит подчиненный характер. Главное состоит в воспроизведении субъекта структурных особенностей объекта. Правда, следует сразу же оговорится познавательное отражение на уровне субъекта не ограничивается только воспроизведением структуры с точностью до изоморфизма. Этот процесс более сложен. Признак структурного соответствия является общим для всех форм отражения на всех уровнях развития материи – в неорганической природе,  в живых системах, в общественной жизни.
Следует выделить ряд этапов в развитии свойства отражения. Обычно вычленяется три основных уровня – отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное отражение. Вместе с тем характеристику этих уровней можно дать и под другим углом, с точки зрения перехода от нефункционального к функциональному отражению.
Нефункциональное отражение существует в сфере физико-химических взаимодействий и изменений. В его основе лежат законы неорганической природы. Данный тип отражения не опосредствует поведение системы. Он, следовательно, не связан с деятельностью, потребностями, целями. Это низший уровень в развитии отражения.
Более высоким является функциональное отражение. Его специфика обусловлена связью с пове
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.