Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат История таможенной политики и таможенного дела в России в XVIII веке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.10.2012. Год: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный социально-экономичес ий университет
Кафедра таможенного дела





Курсовая работа:
по дисциплине: История таможенной политики и таможенного дела в России
на тему: История таможенной политики и таможенного дела в России в XVIII веке





Выполнила:
студентка I курса 14 группы
факультета экономики и менеджмента
Ильченко Екатерина Николаевна

Проверил:
кандидат экономических наук
Круглов В. С

Саратов
2007

Оглавление:
Введение……………3

Глава 1. Таможенное дело в XVIII веке………5

Глава 2. Таможенная политика в XVIII веке………8

Заключение………………22

Список литературы………23



















Ведение
Причиной выбора данной темы является желание глубже исследовать историю развития таможенного дела и таможенной политики . Данная тема почти незаметно проходит в нашем курсе истории таможенного дела, о ней очень кратко написано в учебниках, в то время как это довольно большая часть истории Российской Империи, значительно повлиявшая на экономическое развитие всей страны. Цель данной работы определить особенности развития таможенного дела, понять существовали ли альтернативы данной политики, а также охарактеризовать уровень развития страны в данный период.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит именно таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Вообще XVIII век отличается большой уплотнённостью событий, быстрым переходом одного состояния в другое, своеобразием контекста в мировой политике. Этот период вобрал в себя беспрецедентную по темпам и размерам реконструкцию торговых отношений, широкомасштабное перераспределение.
Особенно бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому поспособствовало развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочис­ленные внешнеполитические акции правительства, от­крывшие путь русским товарам в Европу. Активизирова­лось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыг­рал таможенный тариф 1724г. Таможенная политика Рос­сии тогда носила явную протекционистскую направлен­ность. Высокими таможенными пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России было уже освоено или налаживалось (это железо, паруси­на, шелк, воск, сухие кожи и др.). На товары, не произво­димые в стране, пошлина была умеренная (от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.
Однако, недостаток проявлялся в том, что доля России во внешней торговле не соответствовала ее потенциалу. Наличие сырьевой номенклатуры ввоза свидетельствовало об экономической отсталости России. Ее развитие тормозили крепостное право, недостаточное развитие промышленности, низкий социальный уровень большинства населения.














Глава 1. Таможенное дело в XVIII веке
До 18 столетия Россия для многих государств Европы была как бы отдаленной колонией, из которой иностранцы вывозили многочисленные богатства. Внешняя торговля в России была развита слабо. XVIII век для Российского государства стал веком интенсивной торговли. Развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок, а выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 году, с Данией в 1709 году, с Пруссией в 1717 году и другие) открыли путь русским товарам в Европу. Значительная роль в развитии промышленности принадлежит Петру Великому. В начале своего царствования он приложил большие усилия к развитию кораблестроения, горного дела, а во время Северной войны стало поощряться развитие суконного, полотняного, оружейного производств. Значительный шаг вперед при Петре сделала и торговля. Так, например, если в 1703 году в Россию прибыло с товаром 113 иностранных кораблей, то в конце царствования Петра – 453. Однако внешняя торговля сохраняла по преимуществу пассивный характер и вызывалась, главным образом, потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни достаточной интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами. Русские сельскохозяйственные продукты вывозили уже не иностранцы, внешнюю торговлю вело само правительство. Оно сосредоточивало в своих руках то тот, то другой наиболее важный в данный момент предмет торговли. Продажа этих так называемых казенных товаров составляла монополию государства, которое сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную плату. К казенным товарам принадлежали, например, пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, патока, икра и некоторые другие товары. Быстро росла внешняя торговля России к середине столетия. Если в 1749 году экспорт хлеба оценивался в 2 тысячи рублей, то в начале 90-х годов он увеличился почти до 3-х тысяч. Однако внешнеторговая деятельность России во второй половине XVIII века все еще не была достаточно активной из-за отсутствия обеспеченных выходов на международные морские коммуникации, неразвитости судостроения и портового хозяйства. Тем не менее, с конца 50-х годов до конца 70-х годов XVIII века ввоз товаров возрос в два раза, а вывоз более чем в три раза. Начиная с этого времени, с каждым годом увеличивалась сумма ввозимых и вывозимых товаров, а, следовательно, и таможенного сбора. После заключения в 1774 году договора с Турцией и присоединения в 1782 году Крыма к России активизировалась черноморская торговля через портовые города Одессу, Очаков, Николаев, Херсон, Севастополь, Евпаторию, Керчь, Феодосию. Активизировалась торговля и в портах Азовского моря – Мариуполь и Таганрог. Развитие внешней морской торговли приносило значительные доходы в казну и вызывало необходимость учредить новые таможни в Одессе, Севастополе, Херсоне, Николаеве и других портах. Активную роль в развитии торговли в этот период играла Сибирь, обеспечивающая вывоз таких ценных экспортных товаров, как пушнина, и получавшая товары из Китая. Не ослаблялась торговля с сопредельными государствами на южной границе. Развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране. Таможенными сборами с 1718 года управляла учрежденная Петром Первым Коммерц-коллегия. Таможенное дело становилось централизованным и осуществлялось на основе единой таможенной политики. Таможенные доходы поступали в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в их финансовую деятельность. О количестве таможен в России в этот период нет точных данных. Если учитывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их насчитывалось наверняка около 500. Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого же сословия назначались вице-директора, комиссары таможен, оберцолнеры и другие должностные лица. В таможнях имелись инспектора, амбарные контролеры, стемпельмейстеры, досмотрщики. 30% должностей в таможнях приходилось на купеческое сословие, т.е. людей, достаточно подготовленных в коммерции. Значительная доля состава таможен укомплектовывалась за счет солдат и матросов, что диктовалось стремлением сэкономить расходы на содержание таможен, а также трудностью с укомплектованием таможен квалифицированными кадрами. Штаты таможен и круг должностей утверждались Коммерц-коллегией. Сама коллегия была укомплектована за счет представителей русского дворянства, таможенных служащих, а также иностранных специалистов. Во второй половине XVIII века внешнеторговый оборот России возрос примерно в 5 раз, достигнув в 90-х годах почти 110 млн. рублей. Таким образом, экономические реформы способствовали усилению товарооборота и росту внешнеторговых центров, причем не только на севере, но и на юге страны. Однако доля России во внешней торговле не соответствовала ее потенциалу. Наличие сырьевой номенклатуры ввоза свидетельствовало об экономической отсталости России. Ее развитие тормозили крепостное право, отсутствие промышленности, низкий социальный уровень большинства населения.




Глава 2. Таможенная политика в XVIII веке
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства,
регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.
Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. Первые мероприятия Петра 1 в области таможенного дела не отличались принципиальной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которым было положено предшественниками императора. Было разрешено ввозить табак и некоторые другие ранее запрещенные к ввозу товары. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей: были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями, пристанями и ряд других. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность.
Поощряя балтийскую торговлю, Петр 1 искусственно отвлекал товары от архангельского порта к петербургскому. С этой целью, к примеру, в 1713 г. через Архангельск было запрещено вывозить юфть и пеньку. В 1714 г. было приказано половину всех российских товаров отправлять за границу через Петербург.
В 1712 г. по сухопутной границе России была восстановлена откупная система при взимании таможенных платежей. В соответствующем указе прямо говорилось, что она вводилась «для пополнения Его Великого Государя денежной казны в нынешнее Свойское время». Односторонняя фискальная направленность российской таможенной политики по мере становления отечественной крупной промышленности постепенно выравнивалась. В содержании новых таможенных правил все отчетливее проявлялись меркантильно-покровительственные тенденции. При этом не следует забывать, что побудительной причиной всех экономических нововведений Петра 1 выступала не отвлеченная меркантилистская идея о возможно большем привлечении в страну золота и серебра извне путем поощрения экспорта изделий обрабатывающей промышленности.
Для Петра I экономические цели служили только фундаментом, на котором ему не терпелось воздвигнуть храм собственного политического могущества. Главным предметом его забот было создание постоянного войска и флота по западноевропейскому образцу. Вероятно поэтому и протекционистские меры до конца первой четверти XVIII в. применялись довольно редко и лишь в отношении тех иностранных товаров, которых в самой России производилось достаточно. Только в 1723 г. Петр I пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. Именно в это время был принят ряд правительственных решений резко протекционистской направленности. В частности, распоряжением о взимании пошлин с привозных товаров вводился оригинальный прием для определения окладов ввозных пошлин: если в стоимостном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети - третью часть; если половины - 50%; если превышало привоз - 75%. Таким образом, размер пошлинного обложения стал варьироваться в зависимости от степени развития внутреннего производства. Затем Коммерц - коллегией, ведавшей с 1718 г. таможенными сборами, был выработан проект общего таможенного тарифа. Основанием для определения пошлин по тарифу 1724 г. явился указанный «арифметический» масштаб для обложения товаров пошлинами. Новизна тарифа 1724 г. проявилась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины товаров были обложены ценовыми пошлинами. Остальные - с массы или меры.
Изменения произошли и в самой организации таможенной службы. С конца XVII в. заведование таможнями осуществлялось таможенными бурмистрами. В 1720 г. их должностные обязанности перешли к оберцольнерам, поставленным на фиксированное денежное довольствие. В отличие от тамож-бурмистров, выполнявших свои обязанности на началах гражданской служебной повинности, оберцольнеры уже являлись представителями чиновничества. При них состояли целовальники, которые вместе с ними отвечали своими личными средствами за поступления в казну таможенных доходов в наименьшем размере, чем в предыдущие годы.
Для успеха таможенных мероприятий правительство стремилось укрепить государственные границы. На западе их охрана возлагалась на регулярные войска. К концу царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей, в том числе 11 морских (Петербург, Крондштадт, Шлиссельбург и др.) и 4 сухопутных (Псков, Великие Луки, Смоленск и Брянск). Между крепостями в перед ними была создана цепь форпостов. Согласно указу 1723 г. на важных дорогах учреждались “крепкие” заставы; второстепенные дороги заваливались лесом или перекапывались рвами; у лиц, стремившихся миновать заставы стороной, изымались товары. Регламент 1724 г. и примечания к таможенному тарифу 1724 г. внесли существенные изменения в “таможенные обрядности”. Если раньше, всякое действие или бездействие купца, направленное к ущербу казенного интереса (например, заниженные цены товара при декларировании, указание неверной массы и т.п.) наказывалось конфискацией товара, то теперь вводилась целая система взысканий: за открытую контрабанду, а также сокрытие товара от таможенного контроля следовала его конфискация; за частичное сокрытие изъятию подлежали только необъявленные излишки; в случае занижения стоимости товар очищался пошлиной по максимальной ставке. Отменялась прежняя система правильности таможенной оценки товара, когда сам голова или его помощники должны были присутствовать при заключении
торговой сделки и т.д.
После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута острой критике. В правящих кругах пришли к тому заключению, что внутреннее производство не развилось в первой четверти XVIII в. настолько, чтобы в его интересах стеснять привоз иностранных товаров. Показательно в этом отношении заключение Комиссии о коммерции - высшего экономического органа страны ("к коему Коммерц-коллегия входила с рапортами") о состоянии игольного производства: “Игольная фабрика самая вредительная государству, понеже на оной фабрике ни единой доброй иглы не делают, от чего государство, паче крестьянство, терпят великую нужду: 1) в негодности тех игол; 2) что иностранные иглы продавались тем временем по 10 алтын тысяча, а иглы негодные здешние продаются по 20 алтын и выше”.
Одновременно обнаружилась неспособность таможенной службы и таможенной инфраструктуры противостоять ввозу контрабандных товаров, приток которых провоцировался тарифом 1724 г. Более того, сам механизм взимания таможенных платежей, отличавшийся крайним несовершенством, не побуждал таможенных чиновников радеть о казенном интересе. В самом деле, оберцольнерам было предоставлено право и даже вменено в обязанность принимать на себя товар, цена которого при перемещении через границу сознательно занижалась, с уплатой купцу-нарушителю объявленной стоимости товара с прибавлением одной пятой части. Это вынуждало оберцольнеров не только вступать в коммерческие отношения с купцами-перекупщикам , но и закрывать глаза на явные злоупотребления со стороны торговых людей, которые с этого времени могли без опасений занижать стоимость товара на 20%. Ведь если рублевый товар оценивался купцом в 80 коп., то таможенный чиновник, пожелавший оставить товар за таможней, уплачивал купцу 96 коп. Последний только выигрывал от такой “сделки”, позволявшей развязаться с целой партией товара. Оберцольнер же оставался внакладе, поскольку ему было невозможно реализовать даже за 96 коп. то, что торговец- профессионал продавал на месте за 1 руб. Денежное и иное содержание таможенников было крайне незначительным. Низшие чины вовсе не получали жалования и должны была кормиться из таможенных доходов. Неудивительно, что таможенные чиновники стяжали славу наиболее продажных. Их нравственный облик был настолько непривлекателен, что возникали предания, будто в прежнее время все споры в таможне разрешались быстро и справедливо.
В интересах развития внешней торговли и для пользы “лучшего распорядку в купечестве” в 1729 г. был издан вексельный устав. Примерно к этому же времени относится создание национальной таможенной статистики. Таможням было предписано составлять реестры привозным и отпускным товарам по всем статьям тарифа. С на чала 40-х гг. XVIII в. составлялись ведомости о внешней торговле по всей империи. Наконец, в 1731 г. был принят Морской пошлинный регламент или устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты и подробно описавший процедуры таможенных формальностей. В частности, всякому корабельщику вменялось в обязанность сочинить на собственном языке и предоставить таможенную декларацию с указанием названия судна, своего имени, национальности и страны отправления, а также с подробным описанием ввозимых товаров. При этом иностранцам под угрозой “великого неотменного штрафа запрещалось, чтоб никого из таможенных служителей при отправлении их дела непристойными словами не поносили или весьма побоями не оскорбляли”.
Следующий поворот в таможенном деле России произошел в годы царствования Елизаветы Петровны, стремившейся к восстановлению начал внутренней и внешней политики Петра I. Так, государственные монополии, от которых Петр I в конечном счете отказался как от финансовых источников, тормозивших прогресс, вновь расцвели на российской почве. Представителями или участниками предприятий, передаваемых на откуп, или в виде монополий становились лица из окружения императрицы.
В интересах отдельных фабрикантов разрешался беспошлинный импорт некоторых видов сырья. Иногда облагались высокими пошлинами или запрещались к вывозу изделия обрабатывающей промышленности. Довольно часто для удешевления сырых материалов, которые производились в стране, стеснялся их вывоз за границу. Вместе с тем следует отметить, что различные изменения, неоднократно вносившиеся в таможенный тариф 1731 г. с целью поддержки национального производства, имели частный характер.
Важнейшим мероприятием в области таможенной политики при Елизавете Петровне явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме “мытов”, “перевозов”, “мостовщины” и др. существовало еще множество всяких “мелочных сборов”, сильно стеснявших внутренюю торговлю. Автором давно назревшей реформы стал П.И.Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 “мелочных сборов” были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнительное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.
В отличии от “ефимочной” пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими “ходячими деньгами”, что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после
1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближенных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.
Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 года. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможенные пошлины 1724 года. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фабрично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17, 5-25%-й адвалорной ставкой (“ефимочной” пошлиной), а также “внутренней” пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.
Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и “ходячими” деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.
В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.
Одновременно с этим правительство решилось вновь ввести откупную систему. В 1758 г. оно вверило таможенное управление по сухопутной западной границе Шемякину, уполномочив его на шестилетний срок взимать таможенные сборы, не притесняя при этом купцов и не требуя с них лишнего. Им также вменялось в обязанность вести таможенные книги и предоставлять в Коммерц-коллегию верные рапорты о привозе и вывозе товаров. Компания обязывалась не только уплачивать откупную сумму, но также содержать таможни и выплачивать жалованье таможенным служащим. Одновременно она получила право осуществлять кадровую политику вплоть до замещения управляющих таможнями (обычно назначавшихся из отставных обер-офицеров) свободными лицами любого звания.
Дальнейшее развитие событий показало ошибочность всей затеи с возрождением откупной системы. Шемякина, задолжавшего казне, обвинили в непредоставлении срочных балансовых ведомостей о поступлении таможенных платежей, подлогах в таможенной документации, потворстве купцам, с которых при перемещении товаров через границу пошлина взималась в меньшем размере, чем следовало согласно действующему тарифу и др. Контракт с компанией был расторгнут. Шемякин оказался а тюрьме. В 1762 г. таможни вновь перешли в казенное ведение и управление. Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II (1761-1796 гг.) было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение. Об этом свидетельствуют десятки пространных записок по таможенной проблематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды. Важной побудительной причиной такой необычной активности в обществе стало широкое проникновение в страну из-за рубежа идей меркантилизма, физиократизма, фритредерства. Сама императрица в большей степени разделяла учение физиократов (Ф.Кенэ, А.Р.Тюрго и др.), признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства и выступавших сторонниками свободной торговли. В своем известном Наказе Комиссии по составлению нового уложения она записала: “Предел торговли есть вывоз и привоз товаров в пользу государства, предел таможен есть известный сбор с сего самого вывоза и привоза товаров в пользу также государства; для сего должно государство держать такую середину между таможнею и торговлею и делать такие распоряжения, чтобы сии две вещи одна другую не затрудняли, тогда наслаждаются там всегда вольностью торговли”. Вместе с тем нельзя сказать, что экономические воззрения Екатерины II отличились последовательностью. Слова императрицы “вольность торговли не то, когда торгующим дозволяется делать, что они захотят... что стесняет торгующего, то не стесняет торговлю” свидетельствуют, что она допускала в принципе государственное вмешательство в дела торговли, несовместимое со свободой торговли. В своей практической деятельности Екатерина II была “очень далека от того, чтобы открыть границы империи для беспрепятственной свободной торговли” (В.Витчевский).
При всех колебаниях Екатерина II все же была противницей непосредственного государственного вмешательства в сферу экономических отношений. Тотчас по вступлении на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба (при условии его относительной дешевизны внутри страны), узкого холста, соломы и других товаров. Закон 1762 г. уравнял в правах порты в Архангельске и Петербурге. В 1763 г. при дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П.Шаховским, приступившая к составлению нового тарифа. В мае 1766 г. результаты ее работы были доложены императрице и получили высочайшее одобрение.
Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 г., а с 1 марта 1767 г. он вступил в силу в большинстве таможен империи. Поддержав предложение Комиссии о коммерции о регулярном пересмотре тарифа, Екатерина II поручила Коммерц-коллегии пересматривать одобренный тариф каждые 5 лет, используя для этого достоверные справки из таможен “и перемещать товары по надобности из одного в другое правило, умеривая прибавку пошлины по распространению или уменьшению торгу каждого товара”.
От тарифа 1757 г. новый отличался тем, что, во-первых, все импортные товары, которые в России не производились “и без которых для общей нужды никак обойтись нельзя”, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной; во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находилось в зачаточном состоянии; в-третьих, ввозные пошлины на “материалы или составы” для отечественных предприятий также отличались умеренностью; в-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной в сравнении с полуфабрикатами; в-пятых, импортные товары, производство аналогов которых в стране уже было освоено, облагались сравнительно высокой 30%-й пошлиной, признававшейся совершенно достаточной для поощрения внутреннего производства, а, “ежели того недовольно окажется, то ясно заключить можно, что такие фабрики держать бесполезно”.
Вывозные пошлины отличались еще большей умеренностью, составляя по общему правилу 5°/о с объявленной цены товара. При этом сырьевой экспорт подлежал повышенному пошлинному обложению в сравнении с экспортом обработанных товаров.
Принятие тарифа 1766 г. означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В то же время не следует преувеличивать его либеральную направленность. Новый тариф скорее отвечал духу умеренного протекционизма. Отдельные же его статьи, например о запрещении экспорта некоторых жизненно важных товаров или о 200%-й ввозной пошлине на товары, внутреннее производство которых достигло значительных размеров, носили явные следы таможенной политики петровского времени.
После отмены в 1762 г. таможенной откупной системы и возвращения таможен в казенное ведомство была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия во главе с Эрнстом Минихом, которой и было поручено управление таможенным делом. Изменился социальный состав таможенных чиновников. В результате кадровых перестановок откупного периода на таможенную службу пришло немало разночинцев. После реорганизации 1762 г. большинство из них сохранило за собой прежние должности, в том числе управляющих таможнями.
Несмотря на эти и другие реорганизационные мероприятия эффективность таможенной системы в целом оставалась невысокой.
Как и прежде, она не могла положить конец контрабандному ввозу. Стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией по всему ее протяжению таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализация внешней торговли путем понижения ставок таможенных пошлин, установленных тарифом 1766 года. По мнению Комиссии о коммерции только это могло снять остроту проблемы контрабандного ввоза.
С конца 1781 г. началась работа по составлению нового тарифа. Сначала были выработаны общие правила, т.е. намечены категории товаров. Затем товары были распределены по категориям с установлением расценок и размеров пошлинного обложения. При этом Комиссия о коммерции руководствовалась указанием Екатерины II о том, чтобы российские товары (особенно высокой степени обработки), предназначенные на экспорт, а также иностранные товары, “необходимые для русского народа”, и те, внутреннее производство которых было незначительным (при условии, “чтобы не было нанесено подрыва русским фабрикам и рукоделиям”), были обложены умеренными пошлинами. 27 сентября 1782 г. проект тарифа был утвержден императрицей и передан в Сенат для опубликования.
С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья; очень умеренной пошлиной облагались импортируемые полуфабрикаты; на дорогую мебель, ткани высших сортов, которые также выделывались в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20%, на импортируемые предметы роскоши, которые производились в России в достаточном количестве, была установлена пошлина до 30%; вывозные пошлины были понижены до 2-4%; в тарифе фигурировал целый ряд товаров (селитра, ядра и т.п.), ранее запрещенных к вывозу из страны. Размер оклада с этих и других экспортных товаров, ранее обложенных 200%, понижался до 30%. Пошлину было определено взимать с иностранцев наполовину ефимками, наполовину “ходячими” деньгами.
Русским и англичанам было дозволено уплачивать пошлину русскою монетой. Таможням, затруднявшимся с определением статьи, по которой следовало взыскивать пошлину, предписывалось направлять образцы соответствующих товаров в Главную над таможенными сборами канцелярию.
Таким образом, тариф 1782 г. вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. За редким исключением в нем отсутствовали запретительные статьи. Большинство импортных товаров было обложено 10%-й пошлиной. Множество товаров (главным образом экспортных) было вообще освобождено от пошлин.
Именным указом Екатерины Сенату от 27 сентября 1782 г. “Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров” в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты (губернского коллегиального органа Министерства финансов по департаменту государственного казначейства) по делам таможенным “добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным”. Предполагалось иметь двух объездчиков на каждые 10 и одного таможенного пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе. Если объездчик не в состоянии был сам задержать контрабандистов, он должен был преследовать их до ближайшего селения и там обращаться за помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть конфискованных товаров передавалось в пользу задержателей. Таможенный надзиратель наблюдал за действиями объездчиков. Под его непосредственным началом находилась два особых таможенных объездчика. В скором времени обнаружилась недостаточность принятых мер. В стремлении остановить контрабандный поток правительство Екатерины II пошло на крайность, издав в середине 1789 г. указ о запрещении привоза в Россию товаров через сухопутные таможни по западной границе. Сильная сторона принятого решения заключалась в том, что “всякому таможенному служителю, объездчику, надзирателю, також всем и каждому, какого бы звания ни был” даже за содействие в поимке или обнаружении контрабанды полагалась награда в виде конфискованного товара за вычетом ввозной пошлины.
В последние годы своего царствования (начиная с 1793 г.) Екатерина II почти совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 апреля 1793 г. ею был подписан Манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию различных товаров. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе 14 сентября 1795 г., при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить фискальные интересы казначейства.Новый таможенный тариф должен был вступить в силу с 1 января 1797 года. Этого не случилось только потому, что Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 г., отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако в 1800 г. запрет на ввоз в Россию целого ряда товаров все же был наложен. В марте 1801 г. Павел I запретил вывоз товаров из русских портов не иначе как с высочайшего разрешения. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император был убит в Михайловском замке во время дворцового переворота.
Таможенная политика Александра I тоже не отличалась устойчивостью и последовательностью. Так, вслед за восстановлением тарифа 1797 г., последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов. Однако все они касались частных вопросов, что вызывало ропот со стороны помещиков и купцов, недовольных не только запретительными статьями тарифа 1797 г., но и такими шагами правительственной политики, как заключение Тильзитского мира 1807 г. и присоединение к континентальной блокаде Англии.













Заключение
История таможенного дела и таможенной политики выбранного мной периода, в основном раскрывается в развитии и нововведениях Петра Великого. Именно он приложил большие усилия в начале своего царствования к развитию промышленности, кораблестроения, горного дела, а во время Северной войны стало поощряться развитие суконного, полотняного, оружейного производств, что в свою очередь поспособствовало развитию активной внешней торговле. Так же им была создана Коммерц –коллегия, которая управляла портовыми и пограничными таможнями, что способствовала повышению роли таможенной службы в обеспечении доходов государственной казны. XVIII век является одним из самых ярких по количеству событий в истории таможенного дела и таможенной политики. К примеру, ко второй половине XVIII века внешнеторговый оборот России возрос примерно в 5 раз, достигнув в 90-х годах почти 110 млн.рублей. Таким образом, экономические реформы способствовали усилению товарооборота и росту внешнеторговых центров, причем не только на севере, но и на юге страны. По моему мнению таможенное дело вносит большой вклад в развитие экономических отношений России, способствует увеличению государственного дохода.






Список используемой литературы:
1. Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского 907-1995 гг. Изд-во "Автор". - М, 1995.
2. Козырин А.Н. Таможенное право России. - М., 1995.
3. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. - М.: изд. БЕК, 1995.
4. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история современности. Изд-во "Автор". - М, 1996.
5. Основы таможенного дела. Учебное пособие в VII выпусках. Выпуск II. Организация и технология таможенного контроля. - М.: РИО РТА, 1996.
6. Основы таможенного дела. Учебник. / Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ - М.: ОАО Изд-во "Экономика" , 1998, 687 с.

7. Интернет-ресурсы: http: //russia.rin.ru

23




и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.