Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Семья и семейное воспитание
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение
Семья — социальная группа,
обладающая исторически определённой
организацией, члены которой связаны брачными
или родственными отношениями (а также
отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью
и социальной необходимостью, которая
обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального
положения, с момента рождения и до конца
жизни обладает такой характеристикой,
как семейно-брачное состояние.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются
условия его физического, психического,
эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения
ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные
и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека
последовательно меняются его функции
и статус в семье.
Отличительной чертой семейного
воспитания является то, что человек находит
в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая
род человеческий, отец, мать повторяют
в ребенке самих себя, и от того, насколько
сознательным является это повторение,
зависит моральная ответственность за
человека, за его будущее.
Воспитание детей - это
отдача особых сил, сил духовных. Человека
мы создаем любовью - любовью отца
к матери и матери к отцу, любовью
отца и матери к людям, глубокой верой
в достоинство и красоту человека.
Прекрасные дети вырастают в тех
семьях, где мать и отец по - настоящему
любят друг друга и вместе с
тем любят и уважают людей.
Семья — социальная группа, члены которой
связаны брачными или родственными отношениями.
Для ребёнка семья — это среда,
в которой складываются условия его физического,
психического, эмоционального и интеллектуального
развития.
Семейное
воспитание - систематическое целенаправленное
воздействие на ребёнка взрослых
членов семьи и семейного уклада. Главная и общая
задача семейного воспитания — подготовка
детей к жизни в существующих социальных
условиях; более узкая, конкретная — усвоение
ими знаний, умений и навыков, необходимых
для нормального формирования личности
в условиях семьи. Главные линии семейном
воспитании: постоянное (но не навязчивое)
направление деятельности ребёнка (игровой,
затем — участия в домашних делах и т. д.);
умственного кругозора, формирование
у него высоких нравственных качеств:
коллективизма, патриотизма, интернационализма,
уважения к старшим, честности и правдивости,
дисциплинированности и добросовестного
отношения к обязанностям в семье, бережного
отношения к вещам к
В родительском труде, как
во всяком другом, возможны и ошибки,
и сомнения, и временные неудачи,
поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье - это та же жизнь,
и наше поведение и даже наши чувства
к детям сложны, изменчивы и
противоречивы. Например, если родители
во всем совершенны, знают правильный
ответ на любой вопрос, то в этом
случае они вряд ли смогут осуществить
самую главную родительскую задачу
- воспитать в ребенке потребность
к самостоятельному поиску, к познанию
нового.
Родительская любовь - источник
и гарантия благополучия человека,
поддержания телесного и душевного
здоровья. Именно поэтому первой и
основной задачей родителей является
создание у ребенка уверенности
в том, что его любят и о
нем заботятся. Никогда, ни при каких
условиях у ребенка не должно возникать
сомнений в родительской любви. Самая
естественная и самая необходимая из всех
обязанностей родителей - это относиться
к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Чаще всего точка зрения взрослых и детей
различна, что вполне естественно при
различиях опыта. Ребенок всегда должен
понимать, какими целями руководствуется
родитель в общении с ним. Ребенок, даже
в самом малом возрасте, должен становиться
не объектом воспитательных воздействий,
а союзником в общей семейной жизни, в
известном смысле ее создателем и творцом.
К сожалению, для большинства
родителей стали привычными высказывания
типа: «Вот бестолковый! Сколько раз
объяснять, бестолочь!», «Да зачем
же я тебя только на свет родила, упрямец,
негодник!», «Любой дурак на твоем
месте понял бы, как поступить!»Всем
будущим и нынешним родителям
следует очень хорошо понять, что
каждое такое высказывание, каким
бы справедливым по сути оно ни было,
какой бы ситуацией ни вызывалось,
наносит серьезный вред контакту
с ребенком, нарушает уверенность
в родительской любви. Необходимо выработать
для себя правило не оценивать негативно
самого ребенка, а подвергать критике
только неверно осуществленное действие
или ошибочный, необдуманный поступок.
Ребенок должен быть уверен в родительской
любви независимо от своих сегодняшних
успехов и достижений.
Семейное воспитание
Семейное воспитание - систематическое
целенаправленное воздействие на ребёнка
взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая
задача семейного воспитания — подготовка
детей к жизни в существующих социальных
условиях; более узкая, конкретная — усвоение
ими знаний, умений и навыков, необходимых
для нормального формирования личности
в условиях семьи. Цели и средства семейного
воспитания обусловлены общественно-экономиче ким
строем, уровнем развития культуры; семейное
воспитание обычно строится на основе
идеологии, морали и системы взаимоотношений
того социального слоя, к которому относится
семья. Семейное воспитание неразрывно
связано с самовоспитанием взрослых, формированием
у них качеств и черт характера, обеспечивающих
эффективное педагогическое воздействие
на детей.
Главные линии семейном воспитании:
постоянное (но не навязчивое) направление
деятельности ребёнка (игровой, затем
— участия в домашних делах и т. д.); помощь
ему в расширении идейного, умственного
кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение
сути явлений, о которых ребёнку следует
знать и к которым он проявляет интерес;
формирование у него высоких нравственных
качеств: коллективизма, патриотизма,
интернационализма, уважения к старшим,
честности и правдивости, дисциплинированности
и добросовестного отношения к обязанностям
в семье, бережного отношения к вещам как
результату труда людей, любви к природе
и умения воспринимать её красоту; ознакомление
ребёнка с произведениями литературы,
искусства; поощрение занятий физкультурой
и спортом и т. п. Педагогическая наука
ориентирует родителей на постепенное
увеличение масштабов и усложнение содержания
информации в семейном воспитании, а также
на систематическое повышение требований
к детям в зависимости от возраста.
Главное направление Семейного воспитания.
в период пребывания ребёнка в детском
саду и в школе — постоянная координация
усилий родителей с деятельностью детских
учреждений. Единство воспитательного
воздействия семьи и школы выражает единство
общественного и семейного начала в воспитании
будущих строителей коммунизма. Взрослые
члены семьи помогают школьнику в учёбе
и рациональном использовании свободного
времени для всестороннего развития.
Семейное воспитание в развитии ребёнка
В родительском труде, как
во всяком другом, возможны и ошибки,
и сомнения, и временные неудачи,
поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье - это та же жизнь,
и наше поведение и даже наши чувства
к детям сложны, изменчивы и
противоречивы. К тому же родители не
похожи друг на друга, как не похожи
один на другого дети. Отношения
с ребенком, так же как и с
каждым человеком, глубоко индивидуальны
и неповторимы. Например, если родители
во всем совершенны, знают правильный
ответ на любой вопрос, то в этом
случае они вряд ли смогут осуществить
самую главную родительскую задачу
- воспитать в ребенке потребность
к самостоятельному поиску, к познанию
нового. Родители составляют первую общественную
среду ребенка. Личности родителей
играют существеннейшую роль в жизни
каждого человека. Не случайно, что
к родителям, особенно к матери, мы
мысленно обращаемся в тяжелую минуту
жизни.
Вместе с тем чувства,
окрашивающие отношения ребенка
и родителей, - это особые чувства,
отличные от других эмоциональных связей.
Специфика чувств, возникающих между
детьми и родителями, определяется
главным образом тем, что забота родителей
необходима для поддержания самой жизни
ребенка. А нужда в родительской любви
- поистине жизненно необходимая потребность
маленького человеческого существа. Любовь
каждого ребенка к своим родителям беспредельна,
безусловна, безгранична. Причем если
в первые годы жизни любовь к родителям
обеспечивает собственную жизнь и безопасность,
то по мере взросления родительская любовь
все больше выполняет функцию поддержания
и безопасности внутреннего, эмоционального
и психологического мира человека.
Родительская любовь - источник
и гарантия благополучия человека,
поддержания телесного и душевного
здоровья. Именно поэтому первой и
основной задачей родителей является
создание у ребенка уверенности
в том, что его любят и о
нем заботятся. Никогда, ни при каких
условиях у ребенка не должно возникать
сомнений в родительской любви. Самая
естественная и самая необходимая
из всех обязанностей родителей - это
относиться к ребенку в любом
возрасте любовно и внимательно.
Не так редки случаи,
когда дети, повзрослев, расстаются
с родителями. Расстаются в психологическом,
душевном смысле, когда утрачиваются
эмоциональные связи с самыми
близкими людьми. Психологами доказано,
что за трагедией подросткового
алкоголизма и подростковой наркомании
часто стоят не любящие своих
детей родители. Главное требование
к семейному воспитанию - это требование
любви. Но здесь очень важно понимать,
что необходимо не только любить ребенка
и руководствоваться любовью
в своих повседневных заботах
по уходу за ним, в своих усилиях
по его воспитанию, необходимо, чтобы
ребенок ощущал, чувствовал, понимал,
был уверен, что его любят, был
наполнен этим ощущением любви, какие
бы сложности, столкновения и конфликты
ни возникали в его отношениях
с родителями или в отношении
супругов друг с другом.
Только при уверенности
ребенка в родительской любви
и возможно правильное формирование
психического мира человека, только на
основе любви можно воспитать нравственное
поведение, только любовь способна научить
любви. Многие родители считают, что ни
в коем случае нельзя показывать детям
любовь к ним, полагая что, когда ребенок
хорошо знает, что его любят, это приводит
к избалованности, эгоизму, себялюбию.
Нужно категорически отвергнуть это утверждение.
Все эти неблагоприятные личностные черты
как раз возникают при недостатке любви,
когда создается некий эмоциональный
дефицит, когда ребенок лишен прочного
фундамента неизменной родительской привязанности.
Внушение ребенку чувства, что его любят
и о нем заботятся, не зависит ни от времени,
которое уделяют детям родители, ни от
того, воспитывается ребенок дома или
с раннего возраста находится в яслях
и детском саду.
Чаще всего точка зрения
взрослых и детей различна, что
вполне естественно при различиях
опыта. Однако первостепенное значение
имеет сам факт совместной направленности
к разрешению проблем. Ребенок всегда
должен понимать, какими целями руководствуется
родитель в общении с ним. Ребенок,
даже в самом малом возрасте, должен
становиться не объектом воспитательных
воздействий, а союзником в общей
семейной жизни, в известном смысле
ее создателем и творцом.
Именно тогда, когда ребенок
участвует в общей жизни семьи,
разделяя все ее цели и планы, исчезает
привычное единоголосие воспитания,
уступая место подлинному диалогу.
Наиболее существенная характеристика
диалогичного воспитывающего общения
заключается в установлении равенства
позиций ребенка и взрослого.
Достичь этого в повседневном семейном
общении с ребенком весьма трудно. Обычно
стихийно возникающая позиция взрослого
- это позиция «над» ребенком. Взрослый
обладает силой, опытом, независимостью
- ребенок физически слаб, неопытен, полностью
зависим.Вопреки этому родителям необходимо
постоянно стремиться к установлению
равенства.
Равенство позиций означает
признание активной роли ребенка
в процессе его воспитания. Человек
не должен быть объектом воспитания, он
всегда активный субъект самовоспитания.
Родители могут стать властителями души
своего ребенка лишь в той мере, в какой
им удается пробудить в ребенке потребность
в собственных достижениях, собственном
совершенствовании. Требование равенства
позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый
факт, что дети оказывают несомненное
воспитывающее воздействие и на самих
родителей. Под влиянием общения с собственными
детьми, включаясь в разнообразные формы
общения с ними, выполняя специальные
действия по уходу за ребенком, родители
в значительной степени изменяются в своих
психических качествах, их внутренний
душевный мир заметно трансформируется.
К сожалению, для большинства
родителей стали привычными высказывания
типа: «Вот бестолковый! Сколько раз
объяснять, бестолочь!», «Да зачем
же я тебя только на свет родила, упрямец,
негодник!», «Любой дурак на твоем
месте понял бы, как поступить!»
Всем будущим и нынешним
родителям следует очень хорошо
понять, что каждое такое высказывание,
каким бы справедливым по сути оно
ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось,
наносит серьезный вред контакту
с ребенком, нарушает уверенность
в родительской любви. Необходимо выработать
для себя правило не оценивать
негативно самого ребенка, а подвергать
критике только неверно осуществленное
действие или ошибочный, необдуманный
поступок. Ребенок должен быть уверен
в родительской любви независимо
от своих сегодняшних успехов
и достижений.
Семейные традиции
Когда люди по-настоящему ценят,
уважают и любят друг друга, то
в их семье интересная совместная
жизнь. Им приятно доставлять своим
близким удовольствие, дарить им подарки,
устраивать для них праздники. Общие
радости собирают всех за большим
столом по случаю семейных торжеств: дней
рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные
ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять
родственников, обряды поминовения ушедших
из жизни дорогих им людей. Их объединяет
совокупность духовных ценностей, которые
характеризуют уровень развития семьи,
отношения между разными поколениями.
Устройство их семейного уклада постоянно
вбирает в себя все лучшее из окружающей
жизни, но при этом они творят уникальный
мир своего дома. Какие-то традиции перешли
к ним от родителей, какие-то они создают
сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение
традиций - это путь к единению семьи.
В последнее время о
традициях говорят много. Это
и громкие слова о «возрождении
традиций и повышении уровня самосознания
нации», и удивительные истории об
обычаях других стран, и реклама,
где все всегда традиционно. Традиции
– это розовощекие красавицы,
поющие на сцене народные песни, и
шумная Масленица с душистыми
блинами, пушистая верба на Вербное
воскресенье и демонстрация в
День Победы. А еще традиции –
это мама, каждый вечер рассказывающая
детям сказку на ночь, это папа, который
превращается в Деда Мороза тайком
на лестнице, и миллион мелочей, которые
есть только в вашей семье и
которые остаются с вами сладкими
воспоминаниями о детстве.
Но именно о таких мелочах,
которые принято называть семейными
традициями, мы почему-то забываем. Традиции
представляются нам чем-то глобальным,
чем-то далеким, происходящим то ли на
государственном, то ли на национальном
уровне. Может, поэтому на мой вопрос:
«Какие семейные традиции есть в вашей
семье?» большинство лишь пожимали
плечами и уверенно отвечали, что
таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные
традиции необычайно важны: сохраняется
связь между поколениями и теплые, нежные
отношения между родителями и повзрослевшими
детьми; с регулярно повторяющимися событиями
к детям приходит ощущение стабильности
мира. В утере семейных традиций некоторые
психологи даже видят причину проблемного
подросткового возраста. В конце концов,
семья – это не только общий быт, бюджет
и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый
уют и атмосфера, характерная только для
вашей семьи.
Семейные традиции в каждой
семье есть, нужно только подумать
хорошенько. У некоторых, например,
дети к празднику обязательно
открытки сами рисуют. Перед Новым
годом – аж за месяц! – пишется
Деду Морозу письмо с просьбами. Очень
любят дети совместное выпекание
пирога. Они наперебой просят «помешать»
(имеется в виду тесто). Таких традиций
множество – нужно просто на жизнь
семьи внимательней взглянуть и
привычные дела назвать громкими
словами.
Новый год – один из самых
традиционных праздников. Может, поэтому
большинство вспоминают в первую
очередь новогодние семейные традиции.
Особенности воспитания единственного ребенка в семье
На этот счет существует
две наиболее распространенные точки
зрения. Первая: единственный ребенок
оказывается более эмоционально
устойчив, нежели другие дети, потому,
что не знает волнений, связанных
с соперничеством братьев. Вторая: единственному
ребенку приходится преодолевать больше
трудностей, чем обычно, дабы приобрести
психическое равновесие, потому что
ему не достает брата или сестры.
Что бы там ни говорили психологи,
жизнь одного - единственного ребенка
в семье нередко складывается
так, что подтверждает именно эту, вторую,
точку зрения. Трудности, однако, не
являются абсолютно неизбежными, и
тем не менее встречаются настолько
часто, что было бы глупо их не замечать.
Бесспорно, родители, имеющие
единственного ребенка, обычно уделяют
ему чрезмерное внимание. Они слишком
заботятся о нем только потому, что он
у них один, тогда как на самом деле он
всего лишь первый. И действительно, немногие
из нас способны спокойно, со знанием дела
обращаться с первенцем так, как мы держимся
потом с последующими детьми. Главная
причина тут - неопытность. Имеются, однако,
и другие основания, обнаружить которые
не так - то легко. Если не касаться некоторых
ограничений физического порядка, одних
родителей пугает ответственность, которую
накладывает на них появление детей, другие
опасаются, что рождение второго ребенка
скажется на их материальном положении,
третьи, хотя никогда не признаются в этом,
просто не любят ребят, и им вполне достаточно
одного сына или одной дочери.
Некоторые помехи психическому
развитию детей имеют совершенно
определенное название - тепличные
условия, когда ребенка холят, нежат,
балуют, ласкают - одним словом, носят
на руках. Из - за столь чрезмерного
внимания психическое развитие его
неизбежно замедляется. В результате
чрезмерной снисходительности, которой
мы окружаем его, он непременно столкнется
с очень серьезными трудностями
и разочарованием, когда окажется
за пределами домашнего круга, поскольку
и от других людей будет ожидать
внимания, к какому привык в доме
родителей. По этой же причине он слишком
серьезно станет относиться и к самому
себе. Именно потому, что его собственный
кругозор слишком мал, многие мелочи
покажутся ему слишком большими
и значительными. В результате общение
с людьми будет для него гораздо
труднее, чем для других детей. Он
начнет уходить от контактов, уединяться.
Ему никогда не приходилось делить
с братьями или сестрами родительскую
любовь, не говоря уже об играх, своей
комнате и одежде, и ему трудно
найти общий язык с другими
детьми и свое место в ребячьем
сообществе.
Как предотвратить все
это? С помощью второго ребенка
- скажут многие из вас. И это верно,
но если некоторые особые проблемы
и можно разрешить подобным путем,
то где уверенность, что стоит
родить еще одного ребенка, как мы
сразу же добьемся полной адаптации
первого. В любом случае нужно всеми
силами преодолевать наше стремление
растить ребенка в тепличных условиях.
Можно утверждать, что воспитание единственного
сына или единственной дочери гораздо
более трудное дело, чем воспитание нескольких
детей. Даже в том случае, если семья испытывает
некоторые материальные затруднения,
нельзя ограничиваться одним ребенком.
Единственный ребенок очень скоро становится
центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные
на этом ребенке, обыкновенно превышают
полезную норму. Любовь родительская в
таком случае отличается известной нервозностью.
Болезнь этого ребенка или смерть переносится
такой семьей очень тяжело, и страх такого
несчастья всегда стоит перед родителями
и лишает их необходимого спокойствия.
Очень часто единственный ребенок привыкает
к своему исключительному положению и
становится настоящим деспотом в семье.
Для родителей очень трудно бывает затормозить
свою любовь к нему и свои заботы, и волей
- неволей они воспитывают эгоиста.
Для развития психики каждый
ребенок требует душевного пространства,
в котором он мог бы свободно передвигаться.
Ему нужна внутренняя и внешняя
свобода, свободный диалог с окружающим
миром, чтобы его не поддерживала
постоянно рука родителей. Ребенку
не обойтись без испачканного лица,
разорванных штанов и драк.
Единственному ребенку часто
отказано в таком пространстве. Осознано
или нет, ему навязывают роль образцового
ребенка. Он должен особенно вежливо
здороваться, особенно выразительно читать
стихи, он должен быть образцовым чистюлей
и выделяться среди других детей.
Относительно него строятся честолюбивые
планы на будущее. Такое отношение
к нему несет опасность, что единственный
ребенок превратится в избалованного,
несамостоятельного, неуверенного в
себе, переоценивающего себя, разбросанного
ребенка.
Но этого может и
не быть, так как в поведении
с единственными детьми есть основополагающие
правила. Они все могут быть сформулированы
в одном предложении, которое должно
стать законом для каждой семьи, где растет
один ребенок: только никакой исключительности!
Специфика воспитания в многодетной семье
Воспитательный потенциал
многодетной семьи имеет свои
положительные и отрицательные
характеристики, а процесс социализации
детей - свои трудности, проблемы.
С одной стороны, здесь, как
правило, воспитываются разумные потребности
и умение считаться с нуждами
других; ни у кого из детей нет
привилегированного положения, а значит,
нет почвы для формирования эгоизма,
асоциальных черт; больше возможностей
для общения, заботы о младших, усвоения
нравственных и социальных норм и
правил общежития; успешнее могут формироваться
такие нравственные качества, как
чуткость, человечность, ответственность,
уважение к людям, а также качества
социального порядка - способность
к общению, адаптации, толерантность.
Дети из таких семей оказываются
более подготовленными к супружеской
жизни, они легче преодолевают ролевые
конфликты, связанные с завышенными
требованиями одного из супругов к
другому и заниженными требованиями
к себе.
Однако процесс воспитания
в многодетной семье не менее
сложен и противоречив. Во - первых,
в таких семьях взрослые довольно
часто утрачивают чувство справедливости
в отношении детей, проявляют
к ним неодинаковую привязанность
и внимание. Обиженный ребенок
всегда остро ощущает дефицит
тепла и внимания к нему, по - своему
реагируя на это: в одних случаях
сопутствующим психологическим
состоянием для него становится тревожность,
чувство ущербности и неуверенность
в себе, в других - повышенная агрессивность,
неадекватная реакция на жизненные
ситуации. Для старших детей в
многодетной семье характерна категоричность
в суждениях, стремление к лидерству,
руководству даже в тех случаях,
когда для этого нет оснований. Все это
естественно, затрудняет процесс социализации
детей. Во - вторых, в многодетных семьях
резко увеличивается физическая и психическая
нагрузка на родителей, особенно на мать.
Она имеет меньше свободного времени и
возможностей для развития детей и общения
с ними, для проявления внимания к их интересам.
К сожалению, дети из многодетных семей
чаще становятся на социально опасный
путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем
дети из семей других типов.
Многодетная семья имеет
меньше возможностей для удовлетворения
потребностей и интересов ребенка,
которому и так уделяется значительно
меньше времени, чем в однодетной,
что, естественно, не может не сказаться
на его развитии. В этом контексте
уровень материальной обеспеченности
многодетной семьи имеет весьма
существенное значение. Мониторинг социально
- экономического потенциала семей
показал, что большинство многодетных
семей живет ниже порога бедности.
Воспитание ребенка в неполной семье
Ребенок всегда глубоко страдает,
если рушится семейный очаг. Разделение
семьи или развод, даже когда все
происходит в высшей степени вежливо
и учтиво, неизменно вызывает у
детей психический надлом и сильные
переживания. Конечно, можно помочь
ребенку справиться с трудностями
роста и в разделенной семье,
но это потребует очень больших
усилий от того родителя, с которым
останется ребенок. Если же разделение
семьи происходит, когда ребенок
находится в возрасте от 3 до 12 лет,
последствия ощущаются особенно
остро.
Разделению семьи или
разводу супругов нередко предшествуют
многие месяцы разногласий и семейных
ссор, которые трудно скрыть от ребенка
и которые сильно волнуют его.
Мало того, родители, занятые своими
ссорами, с ним тоже обращаются плохо,
даже если полны благих намерений уберечь
его от разрешения собственных проблем.
Ребенок ощущает отсутствие
отца, даже если не выражает открыто
свои чувства. Кроме того, он воспринимает
уход отца как отказ от него. Ребенок
может сохранять эти чувства
многие годы.
Очень часто после разделения
семьи или развода мать вновь
вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую
работу и в результате может уделять
ребенку меньше времени, чем прежде.
Поэтому тот чувствует себя отвергнутым
и матерью.
Какое - то время после
разделения семьи или развода
отец регулярно навещает ребенка. Во
всех случаях это очень глубоко
волнует малыша. Если отец проявляет
к нему любовь и великодушие, развод
окажется для ребенка еще мучительнее
и необъяснимее. Кроме того, он с
недоверием и обидой будет смотреть
на мать. Если же отец держится сухо и
отчужденно, ребенок начнет спрашивать
себя, почему, собственно, он должен с
ним видеться, и в результате у
него может зародиться комплекс вины.
Если родители охвачены вдобавок желанием
мстить один другому, они заполняют
сознание ребенка вредным вздором,
ругая друг друга и подрывая тем
самым психологическую опору, которую
обычно ребенок получает в нормальной
семье.
В этот период ребенок может,
воспользовавшись расколом семьи, сталкивать
родителей друг с другом и извлекать
нездоровые преимущества. Заставляя
их оспаривать свою любовь к нему, ребенок
будет вынуждать их баловать себя,
а его интриги и агрессивность
со временем могут даже вызвать их
одобрение. Отношения ребенка с
товарищами нередко портятся из - за
нескромных вопросов, сплетен и его
нежелания отвечать на расспросы
об отце. На ребенке, так или иначе,
отражаются страдания и переживания
матери. В новом положении женщине,
конечно, гораздо труднее выполнять
свои материнские обязанности.
Что можно сделать, чтобы
помочь ребенку в разбитой семье?
Объяснить ему, что произошло, причем
сделать это просто, никого не обвиняя.
Сказать, что так бывает с очень
многими людьми и поэтому пусть
лучше будет так, как есть. Ребенка
можно уберечь от излишних волнений,
когда разделение семьи происходит
для него так же окончательно, как
и для родителей. Визиты отца, особенно
если они со временем становятся все
реже, каждый раз вновь и вновь
вызывают у малыша ощущение, что
его отвергли. Чем меньше ребенок
в момент разделения семьи или
развода, тем проще отцу расстаться
с ним. Ребенка непременно нужно
подготовить к уходу отца. Помогать
ребенку взрослеть и становиться
самостоятельным, чтобы у него не
сложилась чрезмерная и нездоровая
зависимость от вас. Одна из наиболее
распространенных ошибок - чрезмерная
опека матери над сыном.
Казалось бы, мать все
делает из лучших побуждений: хочет
дать сыну больше внимания, окружить большей
заботой, хочет повкусней накормить,
получше одеть и т.д. Но, предпринимая
эти усилия, нередко героические,
жертвуя собой, своими интересами, желаниями,
здоровьем, мать буквально выхолащивает
все мужское в характере мальчика,
делая его вялым, безынициативным,
не способным на решительные мужские
поступки.
Если родители не живут
вместе, если они разошлись, то очень
болезненно отражается на воспитании
ребенка. Часто дети становятся предметом
распри между родителями, которые
открыто ненавидят друг друга
и не скрывают этого от детей.
Необходимо рекомендовать
тем родителям, которые почему - либо
оставляют один другого, чтобы в
своей ссоре, в своем расхождении
они больше думали о детях. Какие
угодно несогласия можно разрешить
более деликатно. Можно скрыть от
детей и свою неприязнь и свою
ненависть к бывшему супругу.
Трудно, разумеется, мужу, оставившему
семью, как - нибудь продолжать воспитание
детей. И если он уже не может благотворно
влиять на свою старую семью, то уже
лучше постараться, чтобы она
совсем его забыла, это будет более честно.
Хотя, разумеется, свои материальные обязательства
по отношению к покинутым детям он должен
нести по - прежнему.
Вопрос о структуре
семьи - вопрос очень важный, и к
нему нужно относиться вполне сознательно.
Если родители по - настоящему
любят своих детей и хотят
их воспитывать как можно лучше,
они будут стараться, и свои взаимные
несогласия не доводить до разрыва
и тем не ставить детей в
самое трудное положение.
Особенности воспитания одарённых детей в семье
Многие думают, что ребёнок, опережающий
сверстников по уровню интеллекта,
не будет встречать трудностей в
учебных занятиях – ему уготовано
более счастливое детство. В действительности
же детей с ранним умственным расцветом
могут ожидать немалые сложности
и дома, и в школе свои драмы
в ходе возрастного развития.
Прежде всего важно, как поведут
себя родители и другие старшие члены
семьи, когда обнаружится необычность
ребёнка. Часто наряду с радостью
и гордостью такой ребёнок
вызывает и озабоченность, даже тревогу,
поскольку пристрастие к умственной
работе производит у родителей впечатление
чрезмерности. Иногда родители, с которыми
ничего подобного не происходило, опасливо
присматриваются к такой увлеченности,
к занятиям не по возрасту.
При этом далеко не всегда взрослым удается
хотя бы не обрушить на голову ребёнка
все свои сомнения и страхи. В
других семьях чрезвычайными детскими
способностями и успехами ребёнка
восхищаются, охотно его демонстрируют
знакомым и незнакомым. Так подогревается
детское тщеславие; но на основе самомнения
и тщеславия нелегко найти
общий язык со сверстниками. В дальнейшем
это может обернуться немалыми огорчениями
для растущего человека.
В семье детям с признаками одаренности
труднее, чем обычным. Труднее независимо
от того, восхищаются ли ими без
меры или считают странными.
Взрослые могут ошибаться в
своих оценках, когда встречают
у ребёнка то, чего они не ожидали.
Таким образом, в вопросе о воспитании
одаренных детей большая ответственность
лежит на специалистах: воспитателях
детских садов, учителей, детских
психологах. Они должны и т.д.................