Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Понятие налога и налогооблажения
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Понятие
налога и налоговой
системы
Общие
принципы построения налоговой системы
в Российской Федерации определены
в Законе РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации".
В этом законе даются следующие понятия
и определения налоговой системы:
а)
Налог – обязательный, индивидуально
безвозмездный платёж, взимаемый органами
государственной власти различных уровней
с организаций и физических
лиц в целях
финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных
образований.
Сущность налога - изъятие государством
в пользу общества определенной части
валового внутреннего продукта (ВВП) в
виде обязательного взноса. Взносы осуществляют
основные участники производства ВВП:
работники, своим трудом, создающие материальные
и нематериальные блага и получающие определенный
доход, хозяйственные субъекты, владельцы
капиталов, действующие в сфере предпринимательства.
б)
Налоговая система:
совокупность налогов,
сборов и пошлин, установленных государством
и взимаемых с целью создания центрального
общегосударственного фонда финансовых
ресурсов, а также совокупность принципов,
способов, форм и методов их взимания.
Налоговая система включает в себя следующие
элементы:
- субъект
налогообложения;
- объект
налогообложения;
- ставка
налога;
- налоговые
льготы;
- правила
исчисления и порядок уплаты налогов;
- штрафы
и другие санкции за неуплату налогов.
Налоговая
система бывает унитарной, двух или
трех уровневой. Например, в Российской
Федерации трехуровневая система налогообложения.
Налоги подразделяются на:
- федеральные
- региональные
- местные
налоги.
Такой
порядок заменил прежнюю, практически
унитарную систему формирования
государственных доходов. В период
централизованного планирования государство
одновременно обладало властью облагать
налогами и в тоже время являлось владельцем
предприятий.
в)
Плательщики налогов:
- юридические
лица иди другие категории
плательщиков и физические лица,
на которых в соответствии
с законодательными актами возложена
обязанность уплачивать налоги. Все налогоплательщики
обязаны встать на учет в органах государственной
налоговой службы. Документ, подтверждающий
постановку налогоплательщика на учет
в налоговом органе является основанием
для открытия расчетного и других счетов
в банках и других кредитных учреждениях.
г)
Объекты налогообложения:
имущество
юридических и физических лиц
и его передача;
прибыль;
доходы;
добавленная
стоимость продукции, работ, услуг;
стоимость
определенных видов товаров;
отдельные
виды деятельности налогоплательщиков;
операции
с ценными бумагами;
пользование
природными ресурсами;
другие
объекты, установленные законодательными
актами.
Общий
уровень налогового изъятия определяется:
величиной
и настоятельностью общехозяйственных
потребностей,
размерами
предложения общественных благ,
масштабами
диспропорций в национальной экономике,
которые намечено устранить, задачами
социальной политики в данном периоде.
д)
Налоговая ставка - сумма, которая
должна быть уплачена с данной единицы
обложения. Как правило, налоговая ставка
определяется в процентах.
Ставки
могут быть постоянными, например, со
всех плательщиков берется одинаковый
процент. налоговая ставка будет
пропорциональна сумме получаемого
дохода или ценности имущества. Налоговая
ставка может быть прогрессивна, т.е. она
возрастает с увеличением облагаемого
дохода. В действующем законодательстве
предусматриваются единые ставки независимо
от ведомственной подчиненности предприятий
и форм собственности. Классификация
налогов
Классификация
налогов осуществляется на основе признаков.
Во - первых,
налоги подразделяются на общие и особенные.
Общие
- налоги взимаемые с продаж, с
имущества, с дохода.
Особенные
- налоги, взимаемые с определенного вида
имущества или с определенного дохода
(например, налоги на автомобили или на
наследство).
Во - вторых,
налоги классифицируют на прямые, косвенные
и безразличные.
Прямые
- налоги уплачиваемые непосредственно
из того источника, который обложен
этим налогом (налог на доход, налог
на капитал, уплачиваемый из прибыли от
этого капитала).
Косвенные
- те налоги, которые вносятся в казну
одной категорией, но фактически оплачиваются
другой (например, налог с продаж
или НДС, которые вносятся в казну
продавцом, но фактически оплачиваются
покупателем, так как продавец прибавляет
этот налог к цене своего товара).
Безразличные
- налог, источник уплаты которого не имеет
значения и поэтому может быть
любой комбинацией доходов (например,
поголовный налог, налог на собак).
В основе
данной классификации лежит теоретическая
возможность перенесения налогов на потребителей
продукции. На практике возникают трудности,
связанные с тем, что прямые налоги также
могут быть переложены на потребителя,
а косвенные налоги не всегда можно полностью
переложить на потребителя. Классификация
категорий налогов в
соответствии с международными
стандартами
1). Подоходные
налоги, налоги на прибыль, налоги
на увеличение рыночной стоимости
капитала.
Это налоги,
которые взимаются с реального
или предполагаемого чистого
дохода
1.1. С
частных лиц и домашних хозяйств,
1.2. С
корпораций и прочих предприятий,
1.3. Налоги
на прирост рыночной стоимости
капитала, полученные либо за
счет продажи земли, либо операций
с ценными бумагами или другими
активами.
К этой
группе относятся любые налоги на
доходы от собственности, земли или недвижимого
имущества, которые взимаются на основе
предполагаемого чистого дохода как часть
подоходного налога. Но в эту группу не
включаются налоги на собственность, взимаемые
на основе дохода с аренды.
Эта категория
объединяет налоги с различными базами:
подоходные
налоги,
налоги
на прибыль,
налоги
на доходы от азартных игр.
2) Отчисления
на социальное страхование.
2.1. Взносы
работающих по найму
2.2. Отчисления
работодателей
2.3. Взносы
работающих не по найму или
неработающих
2.4. Прочие
неразделимые отчисления на социальное
страхование
3.) Налоги
на фонд заработной платы.
4.) Налоги
на собственность.
4.1. Периодические
налоги на недвижимое имущество
4.2. Периодические
налоги на чистую стоимость
имущества.
4.2.1. С
населения
4.2.2. С корпораций
4.3. Налоги
на имущество, передаваемое и
получаемое по наследству, налоги
на дарения
4.4. Налоги
на финансовые операции и операции
с капиталом
4.5. Единовременные
налоги на собственность
4.6. Прочие
периодические налоги на собственность
5.) Внутренние
налоги на товары и услуги
5.1. Общие
налоги с продаж, налоги с оборота
или налоги на добавленную
стоимость
5.2. Акцизные
сборы
5.3. Прибыли
фискальных монополий
5.4. Налоги
на отдельные виды услуг
5.5. Налоги
на пользование товарами либо
на право пользования товарами или проведение
определенных видов деятельности
5.5.1. Лицензии
на проведение предпринимательской
деятельностью
5.5.2. Налоги
на автотранспортные средства
5.5.3. Прочие
налоги на пользование товарами
либо на право пользования
товарами или на право занятия определенным
видом деятельности
5.6. Прочие
налоги на товары и услуги
6.) Налоги
на международную торговлю и
внешние операции
6.1. Импортные
пошлины
6.1.1.Таможенные
пошлины
6.1.2. Прочие
сборы по импорту
6.2. Экспортные
пошлины
6.3. Прибыль
экспортных или импортных монополий
6.4. Прибыль
от операций с иностранной
валютой
6.5. Налоги
на операции с иностранной
валютой
6.6. Прочие
налоги на международную торговлю
и внешние операции.
Налог
на прибыль организаций
Налог
на прибыль организаций — это федеральный
прямой налог, взимаемый в Российской
Федерации в соответствии с гл. 25 Налогового
кодекса РФ. Данный налог является прямым,
т.е. впрямую воздействует на экономический
потенциал налогоплательщика, поэтому
государство стремится активно влиять
на развитие экономики именно через механизм
его применения. Благодаря непосредственной
связи этого налога с размером полученного
налогоплательщиком реального дохода
через предоставление или отмену льгот
и регулирование налоговой ставки государство
ограничивает или стимулирует ту или иную
деятельность, инвестиционную активность
в различных отраслях экономики и регионах.
Значительную роль в регулировании экономики
играет устанавливаемая государством
амортизационная политика, напрямую связанная
именно с налогообложением прибыли организаций.
Другой значимой причиной обращения внимания
на регулирующую функцию данного налога
является тот признанный факт, что в вопросе
совершенствования косвенного налогообложения
государство уже достигло небывалых высот.
Ведь только за счет НДС в консолидированный
бюджет поступает 44,1 % доходов. Но реальным
плательщиком НДС является конечный потребитель,
т. е. население. Организации выступают
лишь в роли сборщиков налога, и дальнейший
абсолютный прирост сбора налога на добавленную
стоимость ограничен в основном снижением
покупательной способности населения.
Таким образом, в теории и практике налогообложения
прибыли организаций четко прослеживается
тенденция поиска со стороны государства
оптимального сочетания двух разнонаправленных
функций налога — фискальной и производственно
- стимулирующей.
Налогоплательщики.
Налогоплательщиками налога на прибыль
признаются все предприятия и организации,
являющиеся по российскому законодательству
юридическими лицами и имеющие прибыль
от осуществления в России предпринимательской
деятельности. К ним следует отнести коммерческие
банки; организации, получившие лицензию
на осуществление страховой деятельности;
негосударственные пенсионные фонды;
бюджетные организации и некоммерческие
фонды, получающие доходы от коммерческой
деятельности. К числу плательщиков налога
российское налоговое законодательство
относит также и иностранные организации,
осуществляющие в России предпринимательскую
деятельность через постоянные представительства
и получающие в России доходы. При этом
законодательство установило четкое понятие
«постоянное представительство иностранной
организации в Российской Федерации для
целей налогообложения». Таким представительством
признается место осуществления этой
организацией предпринимательской деятельности,
в частности место управления, бюро, контора,
агентство. К постоянному представительству,
например, относится любое место, связанное
с разведкой, разработкой и любым другим
использованием природных ресурсов, осуществлением
работ по строительству, установке, монтажу,
сборке, наладке, пуску и обслуживанию
оборудования. В том случае, если иностранная
организация осуществляет в России предпринимательскую
деятельность не самостоятельно, а через
посредника, не уполномоченного вести
переговоры и подписывать контракты от
имени этой иностранной организации, то
деятельность такого посредника не приводит
к образованию постоянного представительства
этой иностранной организации. Кроме того,
не признается постоянным представительством
место, используемое исключительно для
хранения и демонстрации товаров, принадлежащих
этой иностранной организации, а также
для закупки товаров или изделий, сбора
информации исключительно для собственного
использования этой иностранной организацией.
В случае если иностранная организация
получает от российской стороны доход,
то российская сторона автоматически
становится налоговым агентом, обязанным
удержать соответствующие российские
налоги в момент выплаты этого дохода.
Главным критерием для снятия в российской
организации вышеуказанной обязанности
налогового агента является наличие копии
свидетельства о регистрации иностранного
юридического лица в территориальном
управлении ФНС России.
Одновременно с этим законом установлен
ряд категорий организаций, которые не
являются плательщиками налога на прибыль:
Центральный банк РФ по прибыли, полученной
от деятельности, связанной с регулированием
денежного обращения; организации, налогообложение
которых осуществляется в соответствии
со специальными налоговыми режимами
(с гл. 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная
система налогообложения», гл. 26.3 «Система
налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для отдельных видов
деятельности» и др.).
Объект налогообложения
и налоговая база.
Объектом
налогообложения на прибыль организаций
признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Для определения налогооблагаемой
прибыли из полученных предприятием
и организацией доходов необходимо
вычесть расходы, связанные с получением
этих доходов. Важно отметить, что к вычету
из доходов принимаются не любые, а только
необходимые, экономически обоснованные
и документально подтвержденные затраты,
осуществляемые в вышеуказанных целях.
При этом налоговая база по прибыли, облагаемой
по ставке, отличной от 20% (стандартной),
определяется налогоплательщиком отдельно.
Таким образом, ему вменяется ведение
раздельного учета доходов и расходов
по разным видам деятельности. Налоговая
база формируется из объекта налогообложения
и представляет собой стоимостную характеристику
объекта налогообложения. За счет чего
же происходит расширение налоговой базы?
Налогоплательщики, применяющие специальные
налоговые режимы, такие как уплата «Единого
налога на вмененный доход», «Упрощенная
система налогообложения», платежи по
СРП, налог на игорный бизнес, при исчислении
налоговой базы по налогу не учитывают
доходы и расходы, относящиеся к этим режимам.
Организации, осуществляющие внешнеэкономическую
деятельность, при определении прибыли
исключают из выручки от реализации продукции,
работ и услуг уплаченные экспортные пошлины.
Законом предусмотрена корректировка
доходов, полученных в натуральной форме
в результате реализации товаров через
товарообменные операции.
При установлении налоговой базы прибыль,
подлежащая налогообложению, определяется
нарастающим итогом с начала налогового
периода. В случае если в налоговом (отчетном)
периоде налогоплательщиком получен убыток,
то в данном налоговом (отчетном) периоде
налоговая база признается равной нулю.
Законодательство предоставляет право
уменьшить налоговую базу последующего
налогового периода на всю сумму полученного
налогоплательщиком убытка в течение
10 лет, следующих за тем налоговым периодом,
в котором получен этот убыток. Однако
при этом совокупная сумма переносимого
убытка ни в каком отчетном периоде не
может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной
без учета данного вычета. Воспользоваться
правом переноса убытка возможно и не
сразу, а, например, через год, и он может
быть перенесен целиком или частично на
любой год из последующих 10 лет. Если же
налогоплательщик получил убытки более
чем в одном налоговом периоде, перенос
таких убытков на будущее производится
в той очередности, в которой они получены.
Характерным признаком рассматриваемой
проблемы является законодательное разрешение
поглощения убытков, полученных реорганизуемыми
организациями, новым налогоплательщикам-правопреемникам,
которые вправе уменьшать свою налоговую
базу в течение 10 лет на вышеприведенных
условиях. Налоговые
ставки.
Ставка
налога на прибыль организации едина
для всех типов организаций и
равна 20 %. Налогообложение дивидендов
и доходов иностранных юридических
лиц имеет иные ставки.
Налоговый и отчетный
периоды.
Налоговым
периодом по налогу на прибыль организации
признается календарный финансовый год.
Однако промежуточную отчетность по авансовым
начислениям в связи с тем, что исчисления
производятся по нарастающей с начала
года, необходимо сдавать ежеквартально,
кроме случаев, специально оговоренных
в учетной политике организации.
Система
налогообложения при
выполнении соглашений
о разделе продукции.
Особенностью
данного специального
налогового режима
является то, что его применение не предусматривает
введения какого-либо налога и установления его
элементов. Нормы главы
26.4 НК РФ определяют
лишь особый порядок учета доходов
и расходов при уплате налогов
и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.
Глава
26.4 НК РФ введена
в действие с 1 января 2004 года, до этого
все налоговые отношения по соглашениям
о разделе продукции (далее СРП) регулировались
Федеральным Законом № 225-ФЗ «О соглашениях
о разделе продукции»
Налогоплательщиками и плательщиками сборов,
уплачиваемых при применении специального налогового
режима, установленного главой 26.4
НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии
с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.
Сторонами
соглашения являются:
- Российская
Федерация, от имени которой выступает
Правительство РФ и орган исполнительной
власти субъекта РФ, на территории которого
исполняется СРП;
- Инвестор,
представленный юридическим
лицом либо
объединением юридических
лиц, которые
осуществляют вложение собственных, заемных
или привлеченных средств в разработку
месторождения.
Налогообложение
при СРП предполагает замену уплаты
части налогов и сборов, установленных российским
налоговым законодательством, разделом
произведенной продукции в соответствии
с условиями соглашения. Но по договоренности
возможна уплата в денежной форме. Таким
образом, можно наблюдать уникальный в
наши дни случай введения обязательного
платежа в натуральной форме. Налоги
и сборы, предполагаемые для
каждого налогоплательщика, включены в этот обязательный
платеж. Указанный платеж нельзя считать
льготой по налогу, поскольку суммы налога
включаются при определении суммы платежа
(за исключением некоторых налогов).
Главой
26.4 НК РФ предусмотрено
применение двух вариантов раздела продукции.
Согласно
первому традиционному (обычному) варианту
происходит раздел как произведенной
продукции, так и прибыльной. Доля инвестора
в произведенной продукции для возмещения
его затрат не должна превышать 75%, а при
добыче на континентальном шельфе - 90%
общего объема произведенной продукции.
Второй
вариант раздела продукции используется
реже, в качестве исключения. При
этом пропорции раздела определяются
в зависимости от геолого-экономическо
и стоимостной оценки участка
недр, а также показателей технико-экономического
обоснования соглашения. При этом доля инвестора
не должна превышать 68% от произведенной
продукции, а доля государства должна
быть не ниже 32%.
При первом
варианте соглашения инвестор уплачивает следующие
налоги и сборы :
- НДС;
- налог на прибыль организаций;
- единый социальный налог (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами
на обязательное страхование);
- налог на добычу полезных
ископаемых;
- платежи за пользование
природными ресурсами;
- плату за негативное
воздействие на окружающую среду;
- плату за пользование
водными объектами;
- государственную пошлину;
- таможенные сборы;
- земельный налог;
- акцизы.
При этом
установлено, что суммы указанных
выше налогов, за исключением налога на прибыль организаций и налога
на добычу полезных ископаемых, должны в дальнейшем
быть возмещены инвестору в составе возмещаемых
расходов.
Вместе
с тем, налогоплательщик может быть освобожден
от уплаты региональных и местных налогов
и сборов по решению соответствующего
законодательного или представительного
органа государственной власти или представительного
органа местного самоуправления. Законодатель
также установил, что при данном варианте
соглашения налогоплательщик освобождается
от уплаты налога
на имущество организаций
в отношений основных
средств, нематериальных активов, использующихся исключительно
для предусмотренной соглашением деятельности.
В случаях, когда имущество организации используется в целях,
не предусмотренных соглашением, налогообложение
такого имущества производится в общем
порядке. Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога за исключением тех
случаев, когда транспортные
средства используются
в непредусмотренных соглашением целях.
Исключение в данном случае составляют
легковые автомобили.
Второй
вариант раздела продукции предполагает
уплату налогоплательщиком следующих налогов
и платежей :
- НДС;
- единый социальный налог (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами
на обязательное страхование);
- плату за негативное
воздействие на окружающую среду;
- государственную пошлину;
- таможенные сборы;
Второй
вариант раздела продукции, в
отличие от первого, уже не предусматривает
возмещение уплаченных налогов. Аналогично, как и при
традиционном разделе продукции, инвестор
может быть освобожден от уплаты региональных
и местных налогов, если законодательные
органы субъекта РФ и местного самоуправления
примут соответствующие решения.
Глава
26.4 НК РФ освобождает инвестора от
уплаты таможенных пошлин (для обоих
вариантов) в части товаров, ввозимых
на таможенную территорию РФ для выполнения работ
по заключенному соглашению, а также в
части продукции, произведенной в соответствии
с условиями соглашения и вывозимой с
российской таможенной территории.
Налоговой
базой для тех налогов,
которые подлежат уплате при выполнении
СРП, признается денежное выражение подлежащей
налогообложению прибыли. По каждому соглашению
она определяется раздельно и исчисляется
по итогам каждого отчетного
периода. НК РФ
установлено, что в случае, если налоговая база является для соответствующего
налогового периода отрицательной величиной,
она признается равной нулю. При этом налогоплательщик
имеет право уменьшить налоговую базу
на величину полученной отрицательной
величины в последующие налоговые периоды
в течение 10 лет, но не более срока действия
соглашения.
Особенностью
СРП является то, что выездной
налоговой проверкой
может быть охвачен любой период в течение
срока действия соглашения с учетом положений статьи 87
НК РФ, запрещающих проведение повторных
проверок.
Административная
ответственность
Юридическая
ответственность - это применение к
лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных
законом мер принуждения в
установленном для этого процессуальном
порядке.
В зависимости
от характера правонарушения и содержания
санкций за его совершение различают следующие
виды юридической ответственности:
- штрафная,
карательная ответственность (предусматривает
ограничение каких-либо прав правонарушителя,
возложение на него специальных
обязанностей либо его официальное
порицание);
- правовосстановительна
ответственность (направлена на
принудительное исполнение обязанности,
восстановление прав, нарушенных
правонарушителем).
Штрафная,
карательная ответственность применяется
за:
- преступления
(виновно совершенные общественно опасные
деяния, запрещенные уголовным законодательством
под угрозой уголовного наказания);
- административные
проступки (посягающие на государственный
или общественный порядок, государственную
или общественную собственность,
права и свободы граждан, на установленный
порядок управления противоправные, виновные
(умышленные или неосторожные) действия
либо бездействие, за которые законодательством
предусмотрена административная ответственность);
- дисциплинарные
проступки (нарушения трудовой, служебной,
учебной, воинской дисциплины, за которые
законодательством предусмотрены дисциплинарные
взыскания).
Штрафная,
карательная ответственность осуществляется
только в процессуальной форме и
включает следующие стадии:
- обвинение
определенного лица в совершении конкретного
преступления или проступка;
- исследование
обстоятельств дела о правонарушении;
- принятие
решения о применении или неприменении
санкции и выбор (в случае
решения о применении) в ее
пределах конкретной меры наказания
или взыскания;
- исполнение
взыскания или наказания, назначенного
правонарушителю.
Правовосстановительна
ответственность заключается в
восстановлении незаконно нарушенных
прав, в принудительном исполнении
невыполненной обязанности.
Правовосстановительна
ответственность осуществляется в процессуальной
форме не всегда, а только в случае судебного
(арбитражного) спора или отказа правонарушителя
восстановить нарушенный правопорядок,
поскольку правонарушитель в ряде случаев
может и сам, без вмешательства государственных
органов, выполнить свои обязанности,
восстановить нарушенные им права, прекратить
противоправное состояние. Эта ответственность
возникает с момента правонарушения и
заканчивается восстановлением (в установленных
законом пределах) нарушенного правопорядка.
Сообразно
видам правонарушений и санкций
за их совершение различают следующие
виды юридической ответственности:
- уголовная
ответственность,
- административная
ответственность,
- гражданско-правовая
ответственность,
- дисциплинарная
ответственность.
В литературе
вместо понятия гражданско-правовой
ответственности нередко используют
пересекающееся с ним понятие
материальной ответственности.
Административная
ответственность - это вид юридической
ответственности, которая выражается
в применении уполномоченным на то
органом или должностным лицом административного
взыскания к лицу, совершившему административное
правонарушение.
Поскольку
административная ответственность
представляет собой вид юридической
ответственности, то, с одной стороны,
ей присущи все признаки последней,
а, с другой стороны, она обладает определенными
отличиями от прочих видов юридической
ответственности.
Как разновидность
юридической ответственности административная
ответственность обладает всеми
признаками, присущими юридической
ответственности в целом:
- представляет
собой меру государственного
воздействия (принуждения);
- наступает
при совершении правонарушения
и наличии вины;
- применяется
компетентными органами и должностными
лицами;
- состоит
в применении к правонарушителю
определенных санкций;
- применяемые
санкции строго определены законом.
В то же
время выделяются следующие характерные
черты и основные отличительные
признаки административной ответственности
в сопоставлении с другими
видами юридической ответственности.
Административная
ответственность имеет собственную
нормативно-правовую основу, отличную
от нормативно-правовых основ других
видов ответственности, а ее нормы
образуют самостоятельный институт
административного права. Административная
ответственность устанавливается законами,
подзаконными актами, либо их нормами
об административных правонарушениях.
Для сопоставления - другие виды ответственности
устанавливаются: уголовная - только законами;
дисциплинарная - законодательством о
труде, а также законами, подзаконными
актами, устанавливающими особенности
положения отдельных категорий работников;
материальная - законодательством о труде,
гражданским законодательством и, в отдельным
случаях, нормами административного права.
Основанием
административной ответственности является
совершение административного правонарушения.
Для сопоставления - основаниями других
видов ответственности являются: уголовной
- совершение преступления; дисциплинарной
- совершение дисциплинарного проступка;
материальной - причинение материального
вреда (ущерба) или гражданско-правовой
деликт.
Субъектами
административной ответственности
могут быть физические и юридические
лица. Хотя вопрос административной ответственности
юридических лиц еще дискутируется,
но ряд нормативных правовых актов
уже содержат положения об административной
ответственности юридических лиц. Для
сопоставления - субъектами других видов
ответственности могут быть: уголовной
- физические лица; дисциплинарной - физические
лица (дискутируется вопрос дисциплинарной
ответственности юридических лиц); материальной
- физические и юридические лица.
Санкции
(то есть меры юридической ответственности
за правонарушение), предусмотренные
за административные правонарушения,
- административные взыскания. Для сопоставления
- санкции при других видах ответственности:
за преступления - уголовные наказания;
за дисциплинарные проступки - дисциплинарные
взыскания; при материальной ответственности
- имущественные санкции.
Административные
взыскания применяются весьма широким
кругом уполномоченных органов и должностных
лиц исполнительной власти, местного самоуправления,
а также судами (судьями). Для сопоставления
- при других видах ответственности применяются:
уголовные наказания - только судом; дисциплинарные
взыскания - наделенными дисциплинарной
властью органами (администрацией) и должностными
лицами, в пределах их компетенции; имущественные
санкции, как мера материальной ответственности,
- судами общей юрисдикции и арбитражными
судами и, в отдельных случаях, в административном
порядке.
Административные
взыскания налагаются уполномоченными
органами и должностными лицами на неподчиненных
им правонарушителей. Для сопоставления
- дисциплинарные взыскания и меры материальной
ответственности применяются к работникам
в основном в порядке их подчиненности
вышестоящим органом, должностным лицом.
Применение
административного взыскания не
влечет за собой судимости и увольнения
с работы, а лицо, к которому оно
применено, считается имеющим административное
взыскание только в течение установленного
срока. Для сопоставления - при других
видах ответственности: лицо, осужденное
за совершение преступления, считается
судимым до погашения или снятия судимости;
в число дисциплинарных взысканий включено
увольнение с работы, а лицо, к которому
применено дисциплинарное взыскание (кроме
увольнения), считается имеющим его только
в течение установленного срока.
Дела
об административной ответственности
рассматриваются и административные
взыскания налагаются в соответствии
с законодательством, регламентирующим
производство по делам об административных
правонарушениях. Для сопоставления -
при других видах ответственности: уголовные
дела - в соответствии с уголовно-процессуальн м
законодательством; дисциплинарные дела
- в соответствии с нормами, устанавливающими
порядок дисциплинарного производства;
дела о материальной ответственности
- как правило, в порядке гражданского
и арбитражного судопроизводства. Уголовная
ответственность
Уголовная
ответственность является разновидностью
юридической ответственности (наряду
с гражданско-правовой, административной,
дисциплинарной и т. д.). В теории уголовного
права понятие уголовной ответственности
является дискуссионным. При этом можно
выделить три основные позиции. Во-первых,
уголовная ответственность понимается
как обязанность лица, совершившего преступное
деяние, отвечать за содеянное в соответствии
с уголовным законом. Во-вторых, под уголовной
ответственностью понимается фактическая
реализация указанной обязанности, т.е.,
в конечном счете, реализация санкции
уголовно-правовой нормы. В-третьих, в
последние годы уголовная ответственность
стала рассматриваться в позитивном плане
(так называемая позитивная уголовная
ответственность) как ответственность,
лежащая в основе правомерного поведения
и выражающаяся в осознании индивидом
своей обязанности не совершать запрещенное
уголовным законом преступное деяние.
Специфика же юридической ответственности,
в том числе и уголовной, больше связана
с мерами государственного принуждения,
применяемыми к правонарушителю. И в этом
смысле уголовная ответственность как
раз и выражается в тех мерах уголовно-правового
принуждения, которые применяются к лицу,
совершившему преступление. Среди принудительных
мер уголовно-правового характера главное
место занимает, конечно же, наказание,
которое и составляет основное содержание
уголовной ответственности. Однако уголовная
ответственность и наказание - не совпадающие
понятия. Это вытекает в первую очередь
из ст. 3 УК: «Уголовной ответственности
и наказанию подлежит только лицо, виновное
в совершении преступления...» Из этой
законодательной формулировки видно,
что понятие уголовной ответственности
шире понятия наказания, хотя и включает
его в себя.
Принципиальное различие между этими
понятиями проводится и в ст. 50 УК. Так,
в соответствии с ч. 1 ст. 50 лицо, совершившее
деяние, содержащее признаки преступления,
может быть освобождено от уголовной ответственности,
а в соответствии с ч. 2 этой же статьи лицо,
совершившее преступление может быть
освобождено от наказания.
В соответствии с этим уголовная ответственность
возможна как с применением наказания,
так и без применения. Согласно этому и
сама уголовная ответственность подразделяется
на два вида: без назначения наказания
и с назначением наказания. В первом случае
уголовная ответственность исчерпывается
фактом осуждения лица (в соответствии
с уголовно-процессуальн м законодательством
суд в этих случаях постановляет обвинительный
приговор без назначения наказания). Во
втором случае содержанием уголовной
ответственности лица является не только
осуждение лица, но и применение к нему
наказания (в том числе в некоторых случаях
сюда входят и определенные уголовно-правовые
последствия отбывания наказания, связанные,
например, с институтом судимости).
Важное место в реализации уголовной ответственности
занимают меры уголовно-процессуальн го
принуждения, в первую очередь меры пресечения,
применяемые к подозреваемому и обвиняемому
(арест, подписка о невыезде и др.). Эти
меры применяются при наличии достаточных
оснований считать, что обвиняемый скроется
от дознания, предварительного следствия
или суда, или воспрепятствует установлению
истины по уголовному делу или будет продолжать
заниматься преступной деятельностью.
Смысл применения этих мер заключается
также в обеспечении исполнения будущего
обвинительного приговора (ст. 89 УПК РСФСР).
Эти меры принуждения носят процессуальный
характер, однако они могут стать составной
частью уголовной ответственности в материально-правовом
смысле. В соответствии со ст. 47 УК предварительное
заключение (арест) засчитывается судом
в срок наказания при осуждении лица к
лишению свободы или направлению в дисциплинарный
батальон из расчета день за день, а при
осуждении к исправительным работам -
из расчета день ареста за три дня исправительных
работ. Таким образом, когда вина обвиняемого
будет подтверждена обвинительным приговором,
примененные к нему меры процессуального
принуждения превращаются в составную
часть уголовной ответственности. Юридическая
ответственность возникает вследствие
совершения правонарушения, т. е. в результате
возникновения охранительных правоотношений
(в основе которых лежит нарушение нормы
права, противоправное поведение). Точно
так же и уголовная ответственность есть
следствие возникновения охранительных
уголовно-правовых отношений в их традиционном
понимании. В связи с этим понятие уголовной
ответственности может быть раскрыто
только в связи с содержанием охранительных
уголовно-правовых отношений. Правоотношение
всегда возникает в связи с юридическим
фактом. Для охранительного уголовно-правового
отношения таким фактом является совершение
лицом преступления. Это положение оспаривается
некоторыми криминалистами. Заметим, что
установление органом дознания, следователем
или судом признаков преступления еще
не предрешает окончательного выяснения
вопроса о реальности совершения преступления.
Последнее как существование юридического
факта вообще неправильно сводить к установлению
признаков преступления кем-либо, в том
числе следователем, прокурором или судом.
Известно, что на практике ошибки хотя
и нежелательны, но возможны и в стадиях
судебного разбирательства и вынесения
приговора. Ошибочно вынесенный приговор,
как обвинительный, так и оправдательный,
не может «отменить» реально совершенного
преступления или, наоборот, сделать его
реальностью. Поэтому последнее не связано
с фактом обнаружения его признаков органами
предварительного расследования или вынесения
судом обвинительного приговора. Если
преступление совершено, но органы дознания
или предварительного следствия не обнаружили
его, уголовно-правовые отношения существуют,
так как совершение преступления и есть
объективная реальность, которая должна
быть познана и установлена следствием
и судом, - т.е. тот юридический факт, который
порождает обязанность конкретного лица
ответить за совершенное преступление
перед государством в соответствии с санкцией
нарушенной им уголовно-правовой нормы.
М.С. Строгович справедливо отмечал, что
«приговор суда не делает человека преступником,
а и т.д.................