Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Понятие и значение принципов трудового права
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 9.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ федеральное
государственное
автономное образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования "Северный
(Арктический) федеральный
университет имени
М.В. Ломоносова" филиал
в г. Северодвинске
Архангельской области
ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
юриспруденции
Контрольная работа
по
дисциплине: Трудовое
право
Тема:
Понятие и значение
принципов трудового
права
Выполнил:
студент 2 курса заочной
формы обучения специальность:
«Юриспруденция» Калыгина
Евгения Александровна
Проверил: ассистент
Омельяненко Вера
Юрьевна
Оценка:___
Северодвинск 2012
Содержание
Понятие правовых принципов и их виды Принципы трудового
права — это
основные руководящие начала,
характеризующие черты
и сущность трудового
права1.
Правовые принципы не могут
быть отнесены к числу абстрактных
понятий. Такой вывод можно сделать
в связи с тем, что данные принципы
закреплены в содержании правовых норм.
В связи с чем, эти нормы необходимо
выделять в процессе правоприменительной
деятельности, поскольку они определяют
смысл, содержание и применение права.
Поэтому нормы-принципы имеют приоритетное
значение при реализации правовых предписаний.
Таким образом, значение правовых
принципов заключается в следующем.
Во-первых, они определяют смысл, содержание
и применение права. Во-вторых, они
выполняют роль основополагающих и
руководящих начал по отношению
к остальным правовым предписаниям.
В-третьих, они определяют основу правового
статуса субъектов права2. По сфере действия
правовые принципы классифицируются
на четыре вида: 1. общеправовые,
свойственные всем
отраслям российского
права, в том
числе и трудовому
(принцип законности,
демократизма, защиты
прав человека, равноправия,
гуманности и др.); 2. межотраслевые
принципы, основополагающие
начала и положения
о существенном
в нескольких отраслях
права (например,
принцип свободы
труда присущ не
только трудовому,
но и административному,
и гражданскому праву
в той части, где они
связаны с трудом); 3. отраслевые, отражающие
специфику норм
данной отрасли
права, их направленность.
Принципы трудового
права, являясь выражением
существенного в данной
отрасли права, связаны
со всеми или с большинством
составляющих ее правовых
институтов (например,
межотраслевой принцип
свободы труда дополняется
отраслевым принципом
свободы трудового договора,
который выступает правовой
формой свободы труда,
предоставляющей наибольшую
степень самоопределения
сторонам трудового
договора (работнику
и работодателю); 4. внутриотраслевые,
отражающие суть
группы норм определенного
института данной отрасли
права (например, принцип
обеспечения занятости,
принцип порядка рассмотрения
трудовых споров либо
социального партнерства
и др.). Таким образом,
природу норм трудового
права выражают многочисленные
принципы, относящиеся
к различным ступеням
правовой иерархии.
Между названными группами
принципов существуют
неразрывная связь и
взаимозависимость,
обусловленные единством
экономической, политической
и социальной основы
российского общества. Они, обладая
всеобщностью и обязательностью,
имеют регулятивное
значение, стабильны,
целенаправленны, всегда
выражают сущность не
одной, а многих групп
норм права. Следовательно,
принципы трудового
права выражают закрепленные
в законодательстве
руководящие начала
правовой политики в
области организации
и применения труда
работников и общую
направленность развития
данной системы правовых
норм3.
2. Формулировка и
система основных (отраслевых)
принципов правового
регулирования труда
Отраслевые
принципы трудового права - это закрепленные
в нормах общей части основополагающие
и руководящие начала, отражающие смысл,
содержание и применение норм трудового
права. Отраслевые нормы-принципы
выполняют роль основополагающих и руководящих
начал по отношению к остальным нормам
данной отрасли. Юридически значимые обстоятельства,
вытекающие из содержания отраслевых
норм-принципов, подлежат проверке при
принятии правовых решений с применением
норм трудового права. В связи с этим целесообразно
рассмотреть юридически значимые обстоятельства,
входящие в содержание отраслевых норм-принципов
трудового права4. Формулировка
основных (отраслевых)
принципов правового
регулирования труда
тесно связана с закрепленными
Конституцией РФ, международно-правовы и
актами и Трудовым кодексом
РФ, основными трудовыми
правами и обязанностями
граждан, как субъектов
трудового права. В основе
формулировки и системы
основных отраслевых
принципов трудового
права лежат социально-экономичес ие
права и свободы в сфере
труда. Поэтому соотношение
основных принципов
трудового права и основных
трудовых прав и обязанностей
работников (ст. 21 ТК)
и работодателей (ст. 22
ТК), как основных субъектов
трудового права самое
непосредственное. Каждый
из основных принципов
своим главным содержанием
имеет соответствующее
трудовое право (обязанность)
плюс главные гарантии
этого права (обязанности).
В 1989 году мировое сообщество
отмечало 200-летие Декларации
прав человека и гражданина,
созданной народом Франции
в 1789 году. В Декларации
были закреплены права
первого поколения,
т. е. политические и
личные. В XX в. появились
права второго поколения
— социально-экономичес ие,
многие из которых ныне
закреплены в международных
правовых актах (право
на труд, отдых, охрану
труда, равноправие
в труде без какой-либо
дискриминации, на справедливую
оплату по трудовому
вкладу и др.). С изменениями
условий труда, жизни
и развития трудового
законодательства меняется
и трактовка прав и свобод
человека в сфере труда.
Но все они определяются
законом и в первую очередь
Конституцией и Трудовым
кодексом. XX век во всем
мире прошел под знаком
развития прав человека,
в том числе в сфере
труда. При формулировке
в ст. 2 ТК основных принципов
трудового права законодатель
учитывал и ратифицированные
нашей страной международные
правовые акты по труду,
поскольку ст. 17 Конституции
РФ предусматривает,
что в России признаются
и гарантируются права
и свободы человека
и гражданина согласно
общепризнанным принципам
и нормам международного
права. Для трудового
права России важными
являются права, закрепленные
в Международном пакте
об экономических, социальных
и культурных правах,
принятом ООН 16 декабря 1966
г., а также в конвенциях
и рекомендациях Международной
организации труда (МОТ).
Международный пакт 1966
года запретил дискриминацию,
закрепил равноправие
женщин и мужчин, право
на труд, право на благоприятные
условия труда (на заработную
плату, на охрану труда,
на отдых, на продвижение
по работе), предусмотрел
права профсоюзов и
их гарантии (ст. 8), право
на социальное обеспечение
(ст. 9), право на достаточный
жизненный уровень и
непрерывное улучшение
условий труда (ст. 11),
право на здоровье и
улучшение всех аспектов
гигиены и гигиены труда,
обеспечение всем медицинской
помощи (ст. 12); право
на образование, в том
числе высшее, одинаково
доступное для всех.
Все социально-экономичес ие
права Международного
пакта, ратифицированного
бывшим СССР, отражаются
в системе основных
принципов трудового
права. Большинство
из них было отражено
и ранее в нашем трудовом
законодательстве. Однако
в настоящее время отдельные
из указанных в Пакте
прав далеки от реализации,
в частности право на
достаточный жизненный
уровень. Российская
Федерация, указывает
ст. 7 Конституции РФ,—
социальное государство,
политика которого направлена
на создание условий,
обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие
человека. Следовательно,
политика государства
должна обеспечивать
социально-экономиче кие
права граждан как наиболее
жизненно важные для
них. Лишь в этом случае
возможно создание условий
для достойной жизни
и свободного развития
человека. Общество
прогрессирует в своем
развитии, если оно реализует
прогрессивные изменения
в первую очередь в труде
как важнейшей сфере
жизнедеятельности
людей, обеспечивает
улучшение материально-бытовых
условий жизни народа.
В каждом основном принципе
трудового права отражены
не только основные
субъективные трудовые
права и обязанности,
но и их юридические
гарантии. И абсолютное
большинство норм трудового
законодательства направлено
именно на обеспечение
реализации субъективных
трудовых прав и обязанностей
работников и работодателей,
т. е. являются их юридическими
гарантиями. Поэтому
формулировка каждого
основного принципа,
отражая указанные обстоятельства,
начинается со слова
«обеспечение» соответствующего
трудового права и исполнения
обязанности. При этом
речь идет о правах и
обязанностях не только
работника, но и других
субъектов трудового
права. Например, в разд. Ill TK
«Трудовой договор»
абсолютное большинство
норм — нормы-гарантии,
обеспечивающие право
на труд при приеме на
работу, переводе и увольнении
работника. То же имеет
место и в других институтах
Особенной части трудового
права, конкретизирующих
тот или иной основной
принцип. Все трудовое
законодательство России
нацелено на обеспечение
надлежащей реализации
основных трудовых прав
и обязанностей работников.
Основные принципы трудового
права выведены в первую
очередь из содержания
соответствующих статей
Конституции РФ, международных
правовых актов о труде,
ратифицированных нашей
страной, Декларации
прав и свобод человека
и гражданина РФ и Трудового
кодекса. При этом учитывается,
что Российская Федерация
является суверенным
государством. Декларация
о государственном суверенитете
РСФСР, принятая первым
Съездом народных депутатов
РСФСР, в ст. 4 указывает,
что государственный
суверенитет провозглашается
во имя высших целей
— обеспечение каждому
человеку неотъемлемого
права на достойную
жизнь, свободное развитие5. В Трудовом
кодексе (ст. 2) сформулированы 19
основных принципов
правового регулирования
труда: 1.свобода труда,
включая право на труд,
который каждый свободно
выбирает или на который
свободно соглашается,
право распоряжаться
своими способностями
к труду, выбирать профессию
и род деятельности; 2.запрещение принудительного
труда и дискриминации
в сфере труда; 3.защита от безработицы
и содействие в трудоустройстве; 4.обеспечение права
каждого работника на
справедливые условия
труда, в том числе на
условия труда, отвечающие
требованиям безопасности
и гигиены, права на
отдых, включая ограничение
рабочего времени, предоставление
ежедневного отдыха,
выходных и нерабочих
праздничных дней, оплачиваемого
ежегодного отпуска; 5.равенство прав
и возможностей работников; 6.обеспечение права
каждого работника на
своевременную и в полном
размере выплату справедливой
заработной платы, обеспечивающей
достойное человека
существование для него
самого и его семьи,
и не ниже установленного
федеральным законом
минимального размера
оплаты труда; 7.обеспечение равенства
возможностей работников
без всякой дискриминации
на продвижение по работе
с учетом производительности
труда, квалификации
и стажа работы по специальности,
а также на профессиональную
подготовку, переподготовку
и повышение квалификации; 8.обеспечение права
работников и работодателей
на объединение для
защиты своих прав и
интересов, включая
право работников создавать
профессиональные союзы
и вступать в них; 9.обеспечение права
работников на участие
в управлении организацией
в предусмотренных законом
формах; 10.сочетание государственного
и договорного регулирования
трудовых отношений
и иных непосредственно
связанных с ними отношений; 11.социальное партнерство,
включающее право на
участие работников,
работодателей, их объединений
в договорном регулировании
трудовых отношений
и иных непосредственно
связанных с ними отношений; 12.обязательность
возмещения вреда, причиненного
работнику в связи с
исполнением им трудовых
обязанностей; 13.установление
государственных гарантий
по обеспечению прав
работников и работодателей,
осуществление государственного
контроля (надзора) за
их соблюдением; 14.обеспечение права
каждого на защиту государством
его трудовых прав и
свобод, включая судебную
защиту; 15.обеспечение права
на разрешение индивидуальных
и коллективных трудовых
споров, а также права
на забастовку в порядке,
установленном настоящим
Кодексом и иными федеральными
законами; 16.обязанность сторон
трудового договора
соблюдать условия заключенного
договора, включая право
работодателя требовать
от работников исполнения
ими трудовых обязанностей
и бережного отношения
к имуществу работодателя
и право работников
требовать от работодателя
соблюдения его обязанностей
по отношению к работникам,
трудового законодательства
и иных актов, содержащих
нормы трудового права; 17.обеспечение права
представителей профессиональных
союзов осуществлять
профсоюзный контроль
за соблюдением трудового
законодательства и
иных актов, содержащих
нормы трудового права; 18.обеспечение права
работников на защиту
своего достоинства
в период трудовой деятельности; 19.обеспечение права
на обязательное социальное
страхование работников6. К первой группе
относятся принципы
реализации права
на труд — первые
три принципа ст. 2 ТК.
Во втораю группу входят
принципы обеспечения
надлежащих условий
труда — с 4-го по 11-й
включительно, закрепленные
в ст. 2 ТК. При этом мы
не относим к принципам
то, что не говорит о
правах и обязанностях
субъектов трудового
права, а отражает лишь
один из способов метода
трудового права, раскрытый
в главе первой Учебника,—
это сочетание государственного
и договорного регулирования
трудовых и непосредственно
примыкающих к ним отношений.
Поэтому в ст. 2 ТК закреплено
всего 19 основных принципов
правового регулирования
труда. В третью группу
включаются принципы
защиты трудовых прав
и исполнения трудовых
обязанностей с 12-го
и по 19-й включительно7.
3. Содержание и конкретизация
основных (отраслевых) принципов
трудового права
1. Свобода труда, включая право
на труд, который каждый свободно выбирает
или на который свободно соглашается,
право распоряжаться своими способностями
к труду, выбирать профессию и род деятельности. Применительно к трудовому
праву его реализация связана с заключением
трудового договора для выполнения определенной
в нем трудовой функции. Из содержания
данного принципа можно выделить следующие
юридически значимые обстоятельства:
1) свободное волеизъявление
при поступлении на работу, продолжении
и прекращении трудовых отношений;
2) отсутствие принуждения
при заключении трудового договора
и в процессе выполнения трудовой
функции.
Данный принцип предполагает
заключение трудового договора и
продолжение трудовых отношений
на основании добровольного волеизъявления
работника. Данное волеизъявление может
быть подтверждено исключительно письменным
заявлением работника, составленным без
признаков давления на него. Таким
образом, заключение и действие трудового
договора связаны с добровольным
волеизъявлением работника. Приведенный
принцип должен соблюдаться по отношению
ко всем без исключения трудовым договорам,
в том числе и заключаемым
при прохождении альтернативной
гражданской службы, заменяющей военную
службу. В соответствии со ст. 15 Федерального
закона "Об альтернативной гражданской
службе" от 28 июня 2002 года с лицами,
проходящими альтернативную гражданскую
службу, заключается срочный трудовой
договор. При заключении данного
договора необходимо учитывать волеизъявление
лица, имеющего право на замену военной
службы альтернативной гражданской
службой, на выбор места ее прохождения.
Отсутствие добровольного волеизъявления
на прохождение альтернативной гражданской
службы в определенном месте, например
вне места постоянного жительства
лица, позволяет признать трудовой
договор заключенным с нарушением рассматриваемого
принципа. По этой причине такой договор
в судебном порядке может быть признан
недействующим, и место прохождения альтернативной
гражданской службы будет определяться
с учетом волеизъявления работника. Таким
образом, данная норма-принцип применима
по отношению ко всем без исключения трудовым
договорам.
Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.
Принудительный труд - выполнение
работы под угрозой применения какого-либо
наказания (насильственного воздействия),
в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Каждый имеет равные возможности
для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен
в трудовых правах и свободах или
получать какие-либо преимущества независимо
от пола, расы, цвета кожи, национальности,
языка, происхождения, имущественного,
семейного, социального и должностного
положения, возраста, места жительства,
отношения к религии, политических
убеждений, принадлежности или непринадлежности
к общественным объединениям, а также
от других обстоятельств, не связанных
с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией
установление различий, исключений,
предпочтений, а также ограничение
прав работников, которые определяются
свойственными данному виду труда
требованиями, установленными федеральным
законом, либо обусловлены особой
заботой государства о лицах,
нуждающихся в повышенной социальной
и правовой защите.
Лица, считающие, что они
подверглись дискриминации в
сфере труда, вправе обратиться в
суд с заявлением о восстановлении
нарушенных прав, возмещении материального
вреда и компенсации морального
вреда8.
3. Принцип защиты от безработицы
и содействия в трудоустройстве.
Следующий отраслевой принцип
связан с предоставлением государственных
гарантий и компенсаций в период
безработицы, а также с мерами
по содействию в трудоустройстве. Из
данного принципа в качестве юридически
значимых обстоятельств вытекают права
лиц, потерявших работу, требовать предоставления
гарантий и компенсаций в период
безработицы, а равно содействия
в трудоустройстве и обязанности
государственных органов службы
занятости по предоставлению указанных
гарантий и компенсаций и оказанию
бесплатной помощи в трудоустройстве.
4. Принцип обеспечения справедливых
условий труда.
Данный принцип распадается
на следующие юридически значимые обстоятельства:
1) наличие условий труда,
отвечающих требованиям безопасности
и гигиены;
2) наличие установленных
законодательством ограничений
рабочего времени и предоставление
времени отдыха.
Перечисленные юридически значимые
обстоятельства подлежат проверке при
принятии решений, основанных на применении
норм трудового права.
5. Принцип равенства прав и
возможностей работников.
Данный принцип должен
применяться при регулировании
отношений, входящих в предмет трудового
права. Из его содержания можно выделить
следующие юридически значимые обстоятельства:
- обеспечение продвижения
по службе (работе) на равной основе
с учетом производительности
труда, квалификации и стажа
работы по специальности;
- обеспечение равного
доступа работников к прохождению
профессиональной подготовки, переподготовки
и повышению квалификации;
- обеспечение равенства
прав и возможностей при применении
других норм трудового права.
Таким образом, соблюдение принципа
равенства прав и возможностей работников
должно проверяться при применении
каждой нормы трудового права.
6. Принцип обеспечения своевременной,
справедливой и достойной оплаты труда.
Из содержания данного
принципа можно выделить следующие
юридически значимые обстоятельства:
1) получение работником
заработной платы в установленные
законом сроки;
2) выплату заработной
платы в полном размере;
3) получение работником
заработной платы не ниже установленного
федеральным законом минимального
размера оплаты труда;
4) получение работником
заработной платы, обеспечивающей
достойное существование самого
работника и членов его семьи.
Перечисленные юридически значимые
обстоятельства должны быть доказаны
представителями работодателя при
каждом случае получения работниками
заработной платы. Для подтверждения
этих обстоятельств могут быть использованы
лишь письменные доказательства, свидетельствующие
о получении работником заработной
платы в размере, предусмотренном
рассматриваемой нормой-принципом.
Очевидно, что обеспечение
достойного существования самого работника
и членов его семьи невозможно
при получении им заработной платы
в размере ниже прожиточного минимума.
В связи с чем каждый работник,
получающий заработную плату в размере
ниже прожиточного минимума, вправе потребовать
на основании данной нормы-принципа
выплаты за свой труд заработной платы
в размере не ниже прожиточного минимума.
Таким образом, рассматриваемая
норма-принцип позволяет каждому
работнику, полностью отработавшему
норму рабочего времени, требовать
выплаты заработной платы в размере
не ниже прожиточного минимума. Отсутствие
федерального закона, устанавливающего
заработную плату в размере не
ниже прожиточного минимума, не может
служить основанием для отказа от
применения рассматриваемой нормы-принципа,
которая имеет прямое действие. Поэтому
ссылка в ст. 421 ТК РФ на необходимость
принятия федерального закона как основания
для выплаты заработной платы
в размере не ниже прожиточного минимума
не освобождает правоприменителей
от обязанности прямого применения
нормы-принципа, предусматривающей
выплату достойной заработной платы,
которая не может быть меньше прожиточного
минимума.
7. Запрещение дискриминации
при регламентации трудовых отношений.
Данный принцип закреплен
в различных нормативных правовых
актах, а также в ст. 3 ТК РФ. Из
содержания данной нормы-принципа следует
выделить следующие юридически значимые
обстоятельства:
1) наличие равных возможностей
для реализации трудовых прав;
2) отсутствие ограничений
и преимуществ в зависимости
от обстоятельств, запрещенных
или не предусмотренных законом;
3) установление различий,
исключений, предпочтений, а также
ограничений прав работников
только по установленным федеральным
законом основаниям.
Следует помнить, что в
ч. 2 ст. 3 ТК РФ и других нормативных
правовых актах дан неисчерпывающий
перечень обстоятельств, доказанность
которых позволяет сделать вывод о
наличии дискриминации при регулировании
трудовых отношений. К числу таких обстоятельств
могут быть отнесены и другие, не предусмотренные
федеральным законом. В то же время в ч.
3 ст. 3 ТК РФ исчерпывающим образом определены
возможности по установлению различий,
исключений, предпочтений и ограничений
при регламентации трудовых отношений.
Их введение возможно при доказанности
следующих юридически значимых обстоятельств:
1) наличие условий для
установления различий, исключений,
предпочтений и ограничений при
регулировании трудовых отношений
только в федеральном законе;
2) установление указанных
условий в связи со свойственными
данному труду требованиями либо
обусловленных особой защитой
государства о лицах, нуждающихся
в повышенной социальной и
правовой защите.
Доказанность перечисленных
юридически значимых обстоятельств
позволяет сделать вывод об отсутствии
дискриминации при правовой регламентации
трудовых отношений, и наоборот, недоказанность
любого из этих обстоятельств позволяет
говорить о наличии дискриминации
по отношению к работникам.
8. Обеспечение
права работников и
работодателей на объединение
для защиты своих прав
и интересов, включая
право работников создавать
профессиональные союзы
и вступать в них.
Работники и работодатели
имеют право в соответствии с
действующим законодательством
создавать объединения по защите
прав и интересов в процессе трудовой
деятельности. Реализация данного права
происходит через установленные
государственные гарантии, обеспечивающие
создание, самостоятельность деятельности
и исключительные основания прекращения
деятельности названных объединений
работников и работодателей. Такие
государственные гарантии и составляют
содержание данного принципа. При
принятии правовых решений данные гарантии
выступают в качестве юридически
значимых обстоятельств для принятия
решений о создании указанных объединений,
невмешательства в их деятельность и при
принятии решений о прекращении деятельности
общественных объединений.
9. Участие работников
в управлении организацией.
В соответствии со ст. 52 ТК РФ
право работников на участие в
управлении организацией непосредственно
или через своих представителей
регулируется ТК РФ, федеральными законами,
учредительными документами организации,
коллективным договором. Следовательно,
реализация данного принципа связана
с гарантиями, установленными в перечисленных
нормативных правовых актах. Данные
гарантии должны выступать в качестве
юридически значимых обстоятельств
при воплощении рассматриваемого принципа
в конкретные отношения.
В настоящее время принцип
участия работников в управлении
организацией бездействует, поскольку
в законодательстве не предусмотрены
ни формы, ни гарантии такого участия.
В связи с чем его реализация
может происходить исключительно
через локальные акты организации,
находящиеся под контролем работодателя.
Хотя участие работников в управлении
организацией может способствовать
реализации принципа на справедливую
и достойную оплату труда. Одной
из форм подобного участия может
стать распределение прибыли
организации с согласия представительного
органа работников. В этом случае появляется
надежда, что на оплату труда работников
будет направлен достойный размер
прибыли. Тогда как сейчас работники
по общему правилу получают не более
5 процентов от прибыли организации.
В то время как партнеры, в качестве
которых должны выступать работники
и работодатели, видимо, должны обладать
равными правами при распределении
прибыли. Иначе так называемое партнерство
превращается в пустой звук.
10. Сочетание государственного
и договорного регулирования
трудовых отношений.
Содержание принципа сочетания
государственного и договорного
регулирования трудовых отношений
раскрывается в ст. 9 ТК РФ. Из данной
нормы следует, что в соответствии
с трудовым законодательством регулирование
отношений, входящих в предмет трудового
права, может быть осуществлено путем
заключения, изменения, дополнения коллективных
договоров, соглашений, а также трудовых
договоров. Соглашения, коллективные договоры,
трудовые договоры не должны иметь
в своем содержании условий, снижающих
уровень прав и гарантий работников,
установленный трудовым законодательством.
В связи с изложенным из содержания
рассматриваемого принципа можно выделить
следующие юридически значимые обстоятельства:
1) установление в трудовом
законодательстве минимума трудовых
прав и гарантий работников;
2) недопустимость умаления
гарантированных трудовым законодательством
прав работников путем принятия
соглашений, коллективных договоров,
а также путем заключения трудового
договора;
3) наличие возможности
повысить уровень трудовых прав
и гарантий работников по сравнению
с действующим трудовым законодательством
в договорах о труде за счет
средств договаривающихся сторон.
Договоры о труде, при
заключении которых перечисленные
юридически значимые обстоятельства не
подтверждены, должны признаваться недействующими
в судебном порядке или органами
государственной инспекции труда.
11. Социальное партнерство,
включающее право на участие работников,
работодателей, их объединений в договорном
регулировании трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений.
Данный принцип заключается
в том, что возникающие при регламентации
трудовых отношений разногласия должны
быть урегулированы в рамках установленных
законодательством примирительных процедур,
которые непосредственно связаны с ведением
коллективных переговоров. Причем ведение
коллективных переговоров является обязанностью
работников и работодателей, а также их
представителей. Несоблюдение этой обязанности
может повлечь наступление неблагоприятных
последствий для лиц, уклонившихся от
ее выполнения. Таким образом, из содержания
данного принципа можно выделить следующие
юридически значимые обстоятельства:
1) наличие обязанности
у работников и работодателей,
а также у их представителей
по ведению коллективных переговоров
в установленных трудовым законодательством
случаях;
2) наступление неблагоприятных
последствий для лиц, уклонившихся
от выполнения обязанности по
ведению коллективных переговоров.
12. Принцип обязательности
возмещения работнику вреда, причиненного
в процессе трудовой деятельности.
Данный принцип состоит
из права работников, которым причинен
вред в процессе трудовой деятельности,
требовать его возмещения и обязанности
работодателя возместить этот вред в
порядке и на условиях, предусмотренных
трудовым законодательством. Принцип
обязательности возмещения работнику
вреда, причиненного при исполнении
трудовых обязанностей, предполагает
возможность обращения с требованиями
об этом к работодателю не только пострадавшего
работника, но и его представителей,
в частности, профсоюзов, членов семьи.
Таким образом, реализация данного
принципа возможна только при условии
установления особого порядка возмещения
вреда пострадавшему работнику.
Установленный особый порядок возмещения
работнику вреда должен обеспечить
обязательное получение работником
соответствующей компенсации. Рассматриваемый
принцип касается и компенсации
морального вреда. Однако пока специальных
способов возмещения работнику вреда,
причиненного в процессе трудовой деятельности,
действующее законодательство не предусматривает.
Поэтому принцип обязательного
возмещения вреда превращается в
принцип не совсем обязательного
получения соответствующей компенсации,
поскольку его реализация связана с активным
поведением пострадавшего работника или
его представителей. Тогда как обязательное
возмещение вреда может быть обеспечено
только специальными способами, исключающими
возможность уклонения работодателя от
обязанности по его компенсации.
13. Принцип установления
государственных гарантий прав
работников и государственного
контроля за их соблюдением.
Данный принцип предполагает
установление государственных гарантий,
обеспечивающих права работников, а
также осуществление государственного
контроля за соблюдением установленных
прав работников. Следовательно, полномочные
государственные органы обязаны
не только установить права работников,
но и обеспечить их реализацию при
осуществлении государственного контроля
за их соблюдением. В свою очередь, у
работников, исходя из содержания рассматриваемого
принципа, появляется право требовать
обеспечения реализации трудовых прав
при осуществлении государственного
контроля за соблюдением трудового
законодательства. Невыполнение контролирующими
органами своих обязанностей по обеспечению
трудовых прав работников должно влечь
неблагоприятные для соответствующих
государственных органов последствия.
Подобные последствия непосредственно
связаны с правами работников,
которые вправе потребовать от органов,
осуществляющих государственный контроль
за соблюдением трудовых прав, возмещения
причиненных по их вине убытков и
компенсации морального вреда.
14. Принцип обеспечения
защиты трудовых прав.
В ст. 2 ТК РФ к числу принципов
трудового права отнесено обеспе и т.д.................