На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Условия воспитания в менеджменте, цели и идейная база, основные методы и средства воспитательной деятельности. Роль менеджера в управлении и воспитании персонала. Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера и определение типов руководителя.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 20.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
1
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра Общей и социальной психологии и педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА


НА ТЕМУ: Воспитательная деятельность менеджера




КАЛУГА 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава I. Теоретические особенности воспитательной деятельности
1.1 Условия воспитания в менеджменте
1.2 Методы и средства воспитательной деятельности
Глава II. Проблемы воспитательной деятельности в менеджменте
2.1 Роль менеджера в управлении и воспитании персонала
2.2 Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера
Глава III. Определение типов руководителя
3.1 Менеджер-воспитатель
3.2 Менеджер-психолог
3.3 Менеджер-руководитель
Заключение
Библиографический список
Введение

В управленческой деятельности менеджера важным составляющим является социально - психологический фактор. Приемом современного руководителя является не только управление экономической психологией, но и большую часть времени в управленческой деятельности занимает воспитательная деятельность. Воспитательная функция руководителя охватывает многие аспекты управленческой деятельности связанной с подготовкой, ростом навыков, квалифицированность персонала. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей. Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, руководителю нужно овладеть искусством воспитания.
Все руководители, работающие в каждодневном контакте с другими людьми, должны развивать свое умение обучать и воспитывать. Это, прежде всего, относится к тем, в чьих отделах есть сотрудники, долго работающие в одной и той же должности. В этих случаях обучение и развитие играют важную роль в возникновении заинтересованности и повышении компетентности.
Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важно задействовать этот потенциал. Развитие людей - это ключевой элемент управленческой эффективности, который позволяет влиять на моральный климат и поднимать жизненный статус, не затрагивая непосредственно производственные показатели. Этот важный аспект управления обычно недооценивается.
Проблемой исследования является, изучить и исследовать условия и особенности воспитательной деятельности. Условия, при которых происходит, воспитательная деятельность должны быть определены, самим воспитательным органом. Различные правила и обязанности в воспитании обязательны. Так же существуют некоторые особенности выполнения воспитательной деятельности. Особенностью является то, что на данный момент воспитательная деятельность персонала важна для любой организации, в том числе и для самого менеджера. Воспитание - это процесс формирования в человеке целеполагания, видение личного роста, передачи опыта, но эти качества присущи только индивиду. Объектом исследования является организация воспитательной деятельности менеджера.
Целью является определение и выявление особенностей воспитательной деятельности менеджера. Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.
Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.
Определив проблемы и цели исследования, мы поставили следующие задачи. Во-первых, следует изучить литературу по данному исследованию. Затем стоит выявить и определить условия применения воспитательной деятельности менеджера. В-третьих, мы изучим данную проблему с помощью «Конкретных ситуаций управления» под ред. В.С. Алексеевского на практике, с помощью отдельно взятой организации. Таковы задачи данного исследования.
Глава 1. Теоретические особенности воспитательной деятельности

Часть 1.1 Условия воспитания в менеджменте
Процесс воспитания один из основных в деятельности менеджера, и он должен существовать в каждой организации. Каковы же все-таки условия выполнения воспитания? На этот вопрос можно ответить различными способами, но самым верным из них является обращение к литературе, и вот то, что думает об этом известный психолог Реан: структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
Объективные:
генетическая наследственность и состояние здоровья человека
социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение
обстоятельства биографии
культурная традиция, профессиональный и социальный статус
особенности страны и исторической эпохи.
Субъективные:
психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как "воспитателя" так и воспитуемого
система отношения с социумом
организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества
В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим факторам которые способны оказывать влияние на процессы и отношения.
Парадигма социального воспитания ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.
Сторонники второй, биопсихической парадигмы признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.
Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания.
Основной функцией воспитания является, управление персоналом. Управление персоналом организации - это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.
Так же можно выделить такую функцию как обучение персонала. Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения. Следует различать три вида обучения:
Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений навыков.
Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков.
Переподготовка кадров - обучения обучение кадров с целью освоения новых знаний умений навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Наиболее показательна в этом отношении воспитательная функция. О ней можно говорить и в узком и в широком смыслах. Действительно, руководитель может и должен оказывать воспитательное воздействие в непосредственной, то есть специально организованной форме, в форме индивидуальных бесед, наставлений, разъяснения, взыскания и др. Однако практика показывает, что не это является основным и наиболее действенным средством реализации воспитательной функции. Более того, нередко в силу недостаточной психолого-педагогической компетентности руководителя, его неумения вести специальную воспитательную работу такие специально организованные формы "воспитания" приводят к негативным последствиям. Значительно большее влияние имеет непрямая реализация воспитательной функции - через силу личного примера профессиональной компетентности руководителя, через стиль ведения дел в организации, через манеру держаться и общаться, через культивируемую руководителем общую атмосферу в организации и др. Решение воспитательных задач требует создания адекватной социально-психологической среды в организации. Это предполагает соблюдение двух основных требований. Во-первых, это принцип единой морали: признание и реальное соблюдение руководителем того, что социальные, профессиональные и моральные нормы в организации одинаковы для всех - для начальников и для подчиненных. Во-вторых, это принцип единства слова и дела.
Важным аспектом данной функции является то, что в психологическом плане она основывается на одном из наиболее фундаментальных психологических законов. Он состоит в том, что обучение человека социальному поведению осуществляется посредством наблюдения и усвоения эталонов поведения значимых других людей. К числу таких "значимых других" относится, прежде всего, сам руководитель. Подчиненные часто неосознанно под влиянием еще одного психологического механизма - механизма идентификации - копируют поведение руководителя, его стиль, манеру и т.д. Это распространяется как на исполнителей, так и на все промежуточные уровни руководства. Руководитель специально подбирает и отдает приоритет тем из них, кто близок ему по стилю, духу руководства, личностным особенностям. Тем самым личность руководителя влияет уже не только на реализацию воспитательной функции, но и на функцию подбора кадров, в том числе и руководящих.
Вместе с тем на практике нередки и исключения из правила социального наущения и механизма идентификации. Если личность руководителя столь одиозна, что следование ее канонам становится просто карикатурным, то в действие вступает механизм "антиидентификации": поведение и манеры руководителя рассматриваются не как пример для подражания, а напротив, подчиненные их стараются избегать.
Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов связанных с содержанием воспитательной деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания воспитательной деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о "науке управления". Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельности проблематики. Основные из них состоят в следующем:
Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне них не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как создает "широкий фронт" для изучения воспитательной деятельности.
Во-вторых, проблема воспитательной деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, то есть является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихилогические ее аспекты: организационный, социологический, экономический. В-третьих, психологическое изучение воспитательной деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая сфера как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления воспитательной деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины воспитательной деятельности, хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубоко и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания воспитательной деятельности - требование сочетание анализа ее внешнего - объективного содержания - и ее внутреннего - имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности. И лишь синтез этих двух планов познания может обеспечить полное представление обо всем многообразии изучаемого предмета - воспитательной деятельности.
Психологическая специфичность воспитательной деятельности в целом независимо от конкретных разновидностей состоит в том, что она является ни только индивидуальной, ни только совместной, а той и другой одновременно. Тем самым она предстает как качественно своеобразный тип деятельности (индивидуальную и совместную). Действительно, воспитательная деятельность по определению предполагает наличие ряда «воспитуемых» субъектов, т.е. совместной.
Часть 1.2 Методы и средства воспитательной деятельности

Управление персоналом руководитель осуществляет с помощью методов и рычагов управления.
Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо цели. Но для того чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.
Рычаг (стимул) управляющего воздействия - это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель).
Как и у любого другого понятия у метода также существуют различные виды. Одним из главных является социально - психологический метод, основанный на социологии и психологии. Социология как понятие - учение об обществе. Психология изучает свойства личности. Психические процессы - это ощущения, восприятие, мышление и т.д. Характер протекания этих процессов определяет личность.
Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность организации и качество труда, следует широко использовать такие методы как исследование, анкетирование, интервьюирование.
Наблюдение - это изучение коллектива организации в условиях естественной и привычной для него деятельности, учебной, производственной. Наблюдение приводит к накоплению факторов, на основе которых руководитель может сделать заключение о профессиональной пригодности сотрудников, успешности усвоения ими профессиональных знаний и навыков, способностей и решение конкретных организационных задач. Путем наблюдения можно получить данные об особенностях памяти и внимания и т.д. Накопленный в результате наблюдения опыт позволяет определить закономерные факты от случайных.
Беседа осуществляется в условиях индивидуального или группового обучения собеседников. Чтобы беседа была продуктивной, руководитель должен заранее тщательно продумать ее тематику, сформулировать вопросы и руководить течением беседы до получения определенного результата. Иногда беседу можно заменить анкетированием, когда вопросы и ответы поступают в письменной форме. Анкетирование может расширить объем получаемой информации за счет ответов более широкого круга людей, реже проводить беглый личный опрос человека.
Анализ результатов деятельности - это изучение результатов учебной и организационной деятельности сотрудников: отчетов, рефератов и деловых предложений, сконструированных планов и моделей, принятых решений. Все это является, богатейшим материалом определения мотиваций характера, способностей к теоретической и профессиональной практической деятельности сотрудников.
Указанные 3 метода непосредственно доступны каждому опытному руководителю, однако, некоторые методы требуют специальных психологических знаний.
Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди воздействуют на других людей -- с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые менеджером действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции. Каждое из описанных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны.
Средствами воспитания могут стать личный пример, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.
Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом (ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.). Особенностью и достоинством, например, прямого, личного воспитательного воздействия одного человека на другого является то, что здесь в дело вступают такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, основанные, в свою очередь, на эффективном механизме викарного научения. В данном случае менеджер может обойтись и без слов, ему достаточно продемонстрировать нужный образец поведения и обеспечить его полное и правильное восприятие воспитуемым.
В жизни далеко не все, что хотел бы сказать управляющий, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воздействие расширяет возможности воспитания. В педагогике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым.
Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через книги, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, может быть разносторонним и сколь угодно длительным. Его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний.
Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей делать акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.
По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.
В последнее время на практике широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т.е. зависящих от психологического состояния человека. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.
Применение психокоррекционных методов предполагает взаимодействие психолога и клиента. В ходе такого взаимодействия клиент рассказывает специалисту о своих проблемах, а психолог или психотерапевт, вникая в них, помогает своими средствами клиенту справиться с этими проблемами.
В современном управлении весьма распространена форма психотерапии, называемая психоанализом. Она основана на теории З.Фрейда, на его трактовке движущих сил, предпосылок и условий личностного развития человека, происхождения его проблем и способов их разрешения. Считается, что как только бессознательные мотивы и внутренние конфликты станут осознаваемыми, с ними легко сможет справиться на разумной, рациональной основе любой человек.
Одной из методик, которой пользуется менеджер для обнаружения бессознательных конфликтов и оказания практической помощи клиенту, является метод свободных ассоциаций. Этот метод состоит в том, что менеджер различными доступными ему способами стимулирует человека к спонтанным речевым высказываниям, содержащим информацию о волнующих его проблемах. Трудности и паузы, которые возникают в речи человека при рассказывании о тех или иных событ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.