На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подготовка материалов для почерковедческой экспертизы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы………………………………5
1.1   Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы…………………5
1.2   Задачи почерковедческой экспертизы……………………………………….6
Глава 2 .Методика почерковедческой экспертизы…………………………….11
2.1 Идентификационные признаки почерка……………………………………11
2.2 Основы методики почерковедческой экспертизы…………………………………17
2.3 Заключение эксперта-почерковеда: структура, оценка и использование следователем и судом………………………………………………………………26
2.4 Состояние и возможности почерковедческой экспертизы………………….31
Глава 3. Подготовка материалов для почерковедческой экспертизы…………34
Заключение………………………………………………………………………..39

Библиографический список………………………………………………………42

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Известно, что для правильного разрешения каждого уголовного дела суд должен установить фактические его обстоятельства, имевшие место в действительности. В значительной мере установлению объективной истины способствует привлечение в деле экспертов, когда для разрешения возникших по делу вопросов необходимы специальные знания. Производство экспертизы как способ установления и истолкования фактов занимает не последнее место при расследовании и рассмотрении дел судом. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (далее - УПК РФ) заключение эксперта входит в круг доказательств по уголовному делу.[1]
Исследование почерка в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач, поскольку в настоящее время преступники все чаще отказываются от грубых средств «аргументации» и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих действий. Для того чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста: «Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным росчерком пера». Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста «беловоротничковой» преступности, столь распространенной в России в последнее время.
За последние годы значительно возросло число преступлений в кредитно-финансовой сфере, массовый характер приобрели хищения денежных средств с использованием подложных документов, поддельных банковских гарантий, «отмывание» денег, добытых преступным путем. В настоящее время при расследовании преступлений, совершенных в сфере экономики, изымаются сотни и даже тысячи документов – вещественных доказательств, причем органы следствия не всегда могут ограничить круг вероятных исполнителей. Объектами исследования в таких случаях становятся рукописные записи и подписи, выполняемые в накладных, нарядах, отчетах, удостоверениях личности и так далее. При рассмотрении гражданских дел также нередко оспаривается достоверность записей и подписей в договорах, расписках, доверенностях, завещаниях, а также иной деловой и личной переписке, так как согласно Гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации заключение эксперта является доказательством при рассмотрении гражданского спора.[2] Специальный федеральный закон более подробно устанавливает права и обязанности экспертов.[3] Поэтому рассматриваемая тема «Почерковедческая экспертиза» является актуальной в современной действительности.
В настоящее время в оперативно-розыскной и следственной практике довольно часто возникает необходимость исследования большого количества рукописных записей, подписей (при предоставлении на экспертизу большого количества документов), выполненных от имени различных лиц, на предмет их подлинности и о выполнении их проверяемыми (подозреваемыми). Даже в самых полных методических рекомендациях о назначении почерковедческих экспертиз и исследований невозможно предусмотреть все вероятные ситуации, возникающие в процессе расследования по уголовному делу либо оперативной проверки (разработки) по поводу идентификации записи (подписи) или лица, ее выполнившего. Поэтому необходимо при назначении указанных экспертиз (исследований) в каждом конкретном случае консультироваться с экспертами-почерковедами.
 
 

Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы

 

1.1  Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы

 
Исследования рукописей относятся к числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их цель – идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол, возраст, состояние опьянения). Однако об этом более подробно будет сказано далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы.
В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы), в которых проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.
Предметом же исследования является почерк – относительно устойчивая система движений, отображающаяся в рукописях, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило, формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных признаках письма.
Принято различать:
?                       технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства);
?                       графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);
?                       навыки письменной речи (словарный состав и построение текста, предложений).
Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке появляется много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их совокупность у каждого человека индивидуальна.
Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в упрощении строения букв.
Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма: необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого человека). Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков почерка.
 
1.2.           Задачи почерковедческой экспертизы
 
Работы современных графологов представляют определенный научный интерес для российских ученых-почерковедов, занимающихся решением задач неидентификационного характера: установление необычных условий выполнения рукописи, состояние человека в момент написания текста, установление пола, возраста, профессии. Вследствие консерватизма судебной, политической системы СССР криминалистические знания развивались медленно, слабо использовались достижения науки и техники.
Весь многолетний период развития советской криминалистической экспертизы письма, по определению В.Ф. Орловой,— это процесс научного исследования закономерностей письма и почерка на базе комплекса знаний различных областей науки в первую очередь естественного профиля в целях создания, совершенствования методики криминалистической экспертизы почерка.[4] Почерковедам, как никаким другим специалистам в области криминалистической экспертизы, повезло в содружестве с учеными других специальностей. В настоящее время почерк является объектом исследования не только криминалистов и судебных экспертов, но и медиков, физиологов, психологов и других специалистов. Например, влияние перегрузок, состояние невесомости изучается в космической медицине и с помощью исследования почерка.
Перед почерковедческой экспертизой следователем или судом могут быть поставлены задачи идентифи­кационного и неидентификационного (диагностического) хара­ктера.
К первым относится:
?                       установление исполнителя рукописно­го текста или подписи
Необходимость в этом может воз­никнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание на­писанного составляет доказательство определенного факта — подделки, угрозы, оскорбления и т. д. Иногда установление исполнителя текста документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать виновного. Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве) об­наружение на месте происшествия клочков ученических тетра­дей и установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали построению правильных версий. Как выяснилось в результате расследования, в первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырван­ных из ее тетради, изготовил пыжи;
?                       установление факта выполнения одним лицом различ­ных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей
На­пример, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов, проходящих по делу в качестве вещественного до­казательства, подтверждающего какой-либо факт, но отказыва­ется от другого, а у следователя есть основания полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает почерковедческую экспертизу. В этом случае на разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого.
Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей од­ним лицом может быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать, что исполнителем всех тек­стов анонимных писем или подписей от имени вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая экспер­тизу почерка, в подобных случаях может поставить на разреше­ние эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами.
Как уже отмечалось, кроме идентификационных могут про­водиться и неидентификационные исследования. Они имеют своей целью:
?      установление факта письма в необычных условиях или при необычном состоянии писавшего;
?     установление одновременности выполнения всех фрагмен­тов текста, подлежащих экспертизе;
?     решение вопроса о давности выполнения исследуемой ру­кописи;
?      определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д.
Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится выяснять при проверке показаний обвиняе­мых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о невоз­можности решения поставленной перед ним задачи.
Например, эксперт при исследовании подписи на расход­ном ордере установил совпадающие и различающиеся призна­ки почерка, однако ни те, ни другие не являются, по его мне­нию, достаточным основанием для положительного или отри­цательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи.[5]
При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся влияния условий пись­ма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в по­добном случае может быть поставлена задача установить, могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие вы­полнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии.
Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании). В данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам.
Иногда одной из задач неидентификационного исследова­ния, которую ставят перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь установле­ние того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же вре­мя либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической эксперти­зы документов.
Необходимость в опре­делении времени выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете науч­ных открытий, давности составления завещаний.
Задачи, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы рукопис­ного текста, а также процесс подготовки и оформления матери­алов, направляемых для исследования.
При необходимости установления исполнителя рукописно­го текста либо подписи следователь или суд должны предста­вить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспе­риментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование.
Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица). При прове­дении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в не­обычных условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных условиях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Методика почерковедческой экспертизы
 
2.1. Идентификационные признаки почерка
 
Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным ли­цом, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и прак­тики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены, систематизированы и получили название идентифи­кационных признаков письма.[6]
Под идентификационным признаком письма понимают особенность письменно-двигательного навы­ка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретною лица.
Особенности письменно-двигательного навыка входят в так
называемый идентификационный комплекс признаков, кото­рый позволяет дифференцировать почерки разных лиц и уста­навливать исполнителя рукописи.
Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Это процесс начинается задолго до поступления ребенка в школу еще в раннем дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте у ребенка формируется понятие о письме как средстве общения между людьми и как способе фиксации своих мыслей. В период дошкольного возраста ребенок контролирует не только некоторые свои движения, но и внимание. Формирование сознательных целенаправленных движений у него во многом зависит от условий выполнения графических упражнений, отношения родителей и воспитателей дошкольных учреждений к этим занятиям детей.[7]
Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные. Общие признаки почерка характеризуют в целом по­черк определенного лица, дают представление о системе графи­ческого начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка.
Общие признаки условно можно разделить на три большие группы:
1)отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;
2) отражающие структурные характеристики движений;
3)отражающие отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические).
Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
1. Выработанность почерка означает уровень овладения техни­кой письма, проявляющийся в способности выполнять руко­писный текст в быстром темпе, устойчивыми координирован­ными движениями в соответствии с общепринятой  системой скорописи. Пo cтeпeни выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и выcoкoвыpaбoтaнныe.
Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся: 1) школь­ные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на на­чальных этапах и пишущих довольно редко.
О малой выработаннсти почерка в первые периоды обуче­ния письму свидетельствуют низкая точность движений, угло­ватость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями.
В противоположность школьному в маловыработанном прак­тическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, направления и раз­мещения движений, выражены еще более отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими.
Средневыработанные почерки — этo нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy cвoйcтвeнен cpeдний тeмп.
Высоковыработанные почерки — это вполне сформировав­шиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движе­ний навык письма. Для них характерны относи­тельно большая точность движений, значительная непрерыв­ность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв.
2. Координация движений при письме обычно рассматривается с точки зрения соблюдения параметров движения при выполнении: 1) элементов букв и 2) сочета­ний элементов букв, слов, фраз.
Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элемен­тов, смещенных началах и окончаниях движений.
Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности параметров движений (протяженности, напра­вления, размещения) во всей рукописи.
3. Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым.
Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний.
Темп письма – признак, тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении опре­деленных букв иногда служит показателем темпа.
4.Степень сложности движений, отображающихся  в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании по­черка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навы­ков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма.
По степени сложности движений различают: 1) почерки про­стого строения; 2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения.
К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособ­ленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи.
Для обладателей упрощенного почерка характерен быст­рый темп письма, который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности (координации) движе­ний. Нечеткость рукописи — частый спутник упрощенного почерка.
Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формирует­ся под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения ха­рактерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспро­изводятся детали букв, элементы и буквы в целом.
Вместе с тем, несмотря на относительную устойчивость почерка конкретного лица, в нем (почерке) под воздействием различных обстоятельств могут наступить различные изменения. Недаром И. П. Павлов, называя системы временных связей стереотипами подчеркивал их динамичность, выражающуюся в изменчивости в зависимости от обстоятельств объективного и субъективного характера. «Образованные условные рефлексы,— отмечал И.П. Павлов,— представляют собой в высшей степени чувствительную величину – потому при обыкновенных жизненных условиях подлежат постоянным колебаниям».[8]
Подытожив выше изложенное, следует сказать, что почерк, как система зафиксированных в рукописи письменных знаков, обладает свойствами индивидуальности, относительной устойчивости, сохраняемости и вариционности. Это означает, что абсолютно любой почерк, естественно при наличии достаточного количества исследуемого и сравнительного материала, можно идентифицировать, то есть установить его исполнителя.
 
Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории
1. Как показывают наблюдения и экспертная практика, преобладающая форма движений при письме в соответст­вии с прописями – прямолинейно-дуговая. Но возможны и от­клонения — угловая, петлевая, изломанная либо извилистая, а также разнотипные формы, являющиеся результатом сочетания различных форм движений.
2. Преобладающее  направление движений  рассматривается отдельно в отношении основных элементов, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элемен­тов букв и букв в целом.
По данному признаку различают наклон правый, левый, ко­сой правый и неравномерный, а также выделяют случай отсут­ствия наклона.
Направление движений при выполнении дугообразных эле­ментов — левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке).
Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и расстановка): высота — большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее 2мм); раз­гон — большой, средний, малый; расстановка — широкая, уз­кая.
Степень связности (непрерывности) движений – высокая  (5-6 букв), средняя (3-4 буквы), малая  (1-2 буквы).
Степень и характер нажима — сильный, средний, слабый. Однако силу нажима бывает довольно трудно определить при письме шариковыми ручками.
Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений
1)Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа бумаги.
2)Размещение текста относительно срезов листа бумаги: на­личие или отсутствие полей, их локализация, размер и конфи­гурация — прямолинейная, вертикальная, правонаклонная, левонаклонная.
3)Размещение начального движения в первой строке абзаца
относительно начала других строк и предшествующей строки
(размер красной строки или интервала между абзацами).
4)Размер интервала между строками — большой, малый.
5)Размещение линии письма относительно бланковой стро­ки — на типографской линовке, под типографской линовкой.
6)Направление письма в строке (положение строк относи­тельно горизонтального среза бумаги) — горизонтальное, под­нимающееся, опускающееся.
7)Форма линии письма в строке — дугообразная выпуклая, дугообразная вогнутая, ступенчатая.
8)Размер интервалов между словами — большой, средний, малый.
9)Размещение движений при выполнении знаков препина­ния — относительно предшествующего слова, относительно ли­нии письма или бланковой строки.
Среди частных признаков почерка можно выделить следующие:
- форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая);
-  направление движений при написании. Различают движения снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные;
-  протяженность движений. Она характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв;
-  связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами);
         - относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений;
          - последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения;
-  сложность движений при выполнении букв. Различают обычные, усложненные и упрощенные движения, по сравнению с прописями.
В следственной практике указанные признаки почерка используются в целях решения розыскных и идентификационных задач. В случаях обнаружения рукописных текстов (письма-угрозы, поддельные медицинские рецепты и т.п.), исполненных неизвестным лицом, составляется розыскная таблица, по которой производится сравнительное исследование почерков проверяемых лиц. Для составления розыскной таблицы, прежде всего изучается содержание рукописи, анализируются признаки письменной речи и почерка. Из их числа выбирают наиболее характерные, редко встречающиеся и устойчивые признаки – обычно шесть-восемь. Основная часть
таблицы состоит из характеристики этих признаков и их графических зарисовок. Затем намечается круг лиц, которые могли выполнить исследуемый документ, и организуется непосредственная проверка их почерков – розыск исполнителя документа.
 
2.2. Основы методики почерковедческой экспертизы
 
Идентификационная экспертиза включает несколько ста­дий:
1) предварительное исследование поступивших мате­риалов;
2) раздельный анализ исследуемых документов и об­разцов;
3) сравнительное исследование;
4) оценка результа­тов исследования.
Деление процесса идентификации на эти стадии носит чисто условный характер. Так, условность выделения сравнения в самостоятельный этап исследования отмечал Н.В. Терзиев, который писал: «Сравнение объектов осуществляется по всему ходу исследования, становясь все более и более глубоким. Поэтому только условно можно рассматривать его в качестве одной из стадий процесса идентификации».[9]
Отмечая важность учения логики об ошибках в мышлении и, в частности, касаясь вопроса о роли основных законов мышления при формировании вывода эксперта, А.И. Винберг писал: «Эксперт-криминалист должен в целях наилучшего применения научных принципов криминалистической идентификации уметь пользоваться законами элементарной логики как первоначальной стадии правильного научного мышления, знание которой ему необходимо для правильного мышления».[10]
На стадии предварительного экспертного исследования прежде всего проверяется выполнение правил оформления материалов на экспертизу. При неправильном оформлении они возвращаются обратно. Проверяется, все ли из перечис­ленных в постановлении исследуемых документов направле­ны, не допущены ли ошибки в указании их реквизитов в постановлении, конкретно ли определены непосредственные объекты исследования в этих документах. При проверке об­разцов определяется их качество и необходимый объем. Изу­чение перечня вопросов позволяет определить объем задания и конкретные его задачи. Неграмотно сформулированные в логическом и редакционном отношении вопросы могут быть переформулированы экспертом, но без изменения их содер­жания, то есть объема задания. В определенных случаях для уточнения объема задания, получения дополнительных мате­риалов может быть сделан запрос. На этой же стадии обраща­ется внимание, не применялись ли технические способы под­делки подписей (или почерка каких-то небольших по объему записей), например, выполненных путем ксерокопирования, компьютерного сканирования и др. При наличии таких при­знаков почерковедческое исследование не проводится. В не­которых случаях на данной стадии могут быть обнаружены признаки изменения почерка, подписей, если они неквали­фицированно выполнены. Более тонкие изменения выявля­ются в ходе последующих стадий исследования.
При осмотре документа так же, как и при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы, может обнаружиться некомпетентность эксперта в решении определенных вопросов. Например, на исследование поступила рукопись, выполненная иероглифами. С этой письменностью эксперт не знаком, и поэтому механизм образования идентификационных признаков почерка ему не известен. В этом случае эксперт обязан отказаться от решения вопроса об исполнителе спорной рукописи.[11]
В процессе осмотра документа эксперт может обнаружить признаки, свидетельствующие о технической подделке его реквизитов. В этом случае согласно ч. 2 ст. 206 УПК РФ он вправе расширить границы экспертизы, отразив результаты исследования в своем заключении.
В процессе раздельного исследования анализируются иден­тификационные признаки в исследуемых документах и образ­цах, при этом оценивается их устойчивость, вариационность, частота встречаемости. При изучении устойчивости признаков устанавливается, настолько постоянно они повторяются в тексте, еще раз обращается внимание на наличие следов за­медленных движений и других признаков, указывающих на изменение почерка, подписей. Вариационность определяется по наличию устойчивого выполнения одноименных знаков не­сколькими способами. Частота встречаемости признака яв­ляется важнейшим свойством, определяющим его ценность, значимость. Она устанавливается по тому, насколько часто признак встречается в почерках разных лиц (одного и того же языка): чем реже встречается данный признак, тем он более ценен. Оценка частоты встречаемости признака, как правило, производится на основе профессионального опыта эксперта (качественно-эмпирический, или аддитивный, подход). Но она может быть оценена в выработанных почерках и на основе использования специально подсчитанных с помощью методов математической статистики количественных характеристик (ко­эффициентов), содержащихся в методических работах по почерковедческой экспертизе. Количественный подход позволяет объективизировать оценку частоты встречаемости признаков.[12]
Для идентификации лица по почерку имеет значение и такое свойство частных признаков, как корреляция, то есть их взаимозависимость между собой, когда появление одного признака влечет за собой появление другого признака. Такие взаимозависимые, коррелирующие признаки не могут рас­сматриваться самостоятельными и учитываться каждый в отдельности при идентификации. Корреляцию важно учиты­вать при исследовании сходных почерков, при использова­нии математических методов, при компьютерном моделиро­вании. Однако такие проблемы корреляции, как, например, насколько выражены закономерности корреляции в почер­ке, какими причинами она обусловлена и в каких группах признаков наиболее выражена, — еще не получили достаточной разработки в судебном почерковедении.
При больших объемах исследуемых текстов, высокой вариационности почерков, при большом числе проверяемых лиц производится так называемая разработка почерков, которая помогает сопоставлять признаки исследуемого текста и образцов при последующем сравнительном исследовании. Для этого на листе бумаги, разграфленном в виде таблицы, схематически воспроизводятся в соответствии с оригиналом начертания букв, в графе с левой стороны листа – письменные  знаки исследуемого документа, с правой — образцов. Разработка позволяет проследить не только особенности выполнения отдельных букв, но и особенности навыка письма в целом.
При сравнительном исследовании сопоставляются выявленные общие и частные идентификационные признаки. Для сравнения используются только те признаки, которые были оценены при раздельном исследовании как устойчивые
или являющиеся вариантами этого почерка. В первую очередь используются редко встречающиеся признаки. Если в данном почерке они отсутствуют, то число идентификационных признаков эксперт увеличивает, исходя из своего опыта.
Сравнительное исследование подписей производится путем сопоставления прежде всего с образцами подписей тех лиц, от имени которых они выполнены, а затем уже с почерком и подписями лица, который мог их подделать. Если это вымышленные лица (о чем должно быть сообщено в поста­новлении), сравнение производится сразу с почерком и подписями предполагаемого исполнителя.             
Сравнительное исследование позволяет окончательно ре­шить вопрос о наличии изменений в почерке, выполнении подписей с подражанием и т. д.
На стадии раздельного и сравнительного анализов ис­пользуются оптические приборы (например, стереоскопичес­кий микроскоп), крупномасштабная съемка, телевизионная установка или дисплей компьютера для выявления следов замедленных движений, обводки, изучения направления движения и других графических особенностей выполнения пись­менных знаков. Нажим изучается с помощью электронной системы «Densitron».
Могут быть применены различные математические методы. Taк, с помощью измерительно-статистических методов, в частности метода дисперсионного анализа, можно уточнить, являются ли выявленные различия в написании одноименных букв вариантами одного и того же почерка или разных.
В особо сложных случаях исследования почерковых объектов, содержащих малый объем графического материала, могут быть применены компьютерные технологии. К таким случаям относятся краткие записи (особенно цифровые), тек­сты, выполненные печатным шрифтом, подписи, имеющие безбуквенную транскрипцию или выполненные с подражанием, с большой степенью сходства и др. Применение компью­терных технологий позволяет расширить объем почерковой информации, особенно за счет мелких количественных ха­рактеристик почерка, которые не воспринимаются зрением.
Оценка результатов сравнительного исследования явля­ется наиболее сложной стадией, так как здесь требуется при­нять окончательное решение на основе полученных результа­тов сравнительного исследования. На этой стадии оценивают­ся уже не отдельно взятые признаки, а их совокупности. Оцениваются как совпадения, так и различия и определяется, какие из них более существенны. Если существенна сово­купность совпадающих признаков, эксперт должен оценить, является ли она индивидуальной, то есть присущей только одно­му лицу. Число совпадающих признаков, необходимых для признания совокупности индивидуальной, может быть раз­ным в разных случаях идентификации, так как это зависит от частоты встречаемости признаков.
Следует учитывать, что основу заключения эксперта составляют не все совпадающие или различающиеся признаки, а только наиболее характерные, совокупность которых является индивидуальной и неповторимой. При выполнении экспертизы почерка очень важно из всей массы выявленных признаков выбрать только те, которые в совокупности позволят исследователю прийти к достоверному выводу. Успех здесь во многом зависит от таких субъективных факторов, как личный опыт эксперта, его квалификация, кругозор и так далее. В то же время использование при оценке выявленных признаков только субъективных критериев может привести эксперта к ошибочным выводам. Анализ экспертной практики показывает, что основные недостатки проведения почерковедческих экспертиз состоят в неумении выявлять, изучать и правильно оценивать признаки почерка. При даче заключений некоторые эксперты в основу выводов кладут признаки, часто встречающиеся в почерках разных лиц, но не представляющие идентификационной ценности.
Экспериментальные исследования, проведенные Шахтариной Н.И. в этом направлении еще раз подтвердили выводы экспертной практики — чем реже частота встречаемости признака, тем выше его идентификационная значимость, тем большую ценность он представляет для идентификации.[13] В зависимости от опыта и других субъективных качеств исследователей одни и те же признаки в сравниваемых почерках могут быть оценены по-разному (как разные признаки) и, наоборот, в сходных почерках различающиеся признаки ошибочно могут быть выделены как совпадающие.[14]
В криминалистической литературе совершенно справедливо отмечалось, что оценка идентификационной значимости признаков (совокупности признаков) — процесс творческий и в настоящее время его не могут заменить известные, в частности судебному почерковедению, приемы математических исследований.[15] Практика применения количественных методов исследования на базе теории вероятности показала, что ошибочные выводы являются, в основном, результатом неверного выделения (оценки) признаков почерка.
Оценка индивидуальности выявленной совокупности при­знаков чаще экспертом производится тоже на основе аудитивного подхода, то есть профессиональных знаний и опыта. Но дать такую оценку значительно сложнее, чем, например, оцен­ку частоты встречаемости отдельного признака. Поэтому здесь особенно важны качество и объем профессиональных знаний и опыта, другие личностные данные эксперта.
Если оценка частоты встречаемости производилась с помо­щью количественных коэффициентов, то и оценка индивиду­альной совокупности признаков почерка может быть определе­на количественно. С помощью вероятностно-статистического метода устанавливается величина степени вероятности выполнения текста именно данным лицом.   
В литературе по судебному почерковедению содержатся таблицы с коэффициентами значимостей частоты встречаемости частных признаков. Имеются таблицы для заглавных и строчных букв. Методики определения значимостей признаков и суммарной значимости выявленной совокупности достаточно просты и могут быть использованы юристом при оценке обоснованности выводов, если в его распоряжении имеются такие таблицы и методика пользования ими. Например, идентификационная значимость выявленных совпадающих заглавных букв определяется следующим образом: отыскиваются в таблице выделенные экспертом информативные признаки, при этом порядок описания в заключении признаков должен быть выполнен в строгой последовательности: строение букв в целом, форма, направление, протяженность, вид соединения, количество, последовательность движений и относительное размещение букв и их частей. В зависимости от того, какой пол исполнителя или он неизвестен вообще, представлены три таблицы идентификационных значимостей признаков. Категорический положительный вывод будет обоснован в том случае, если суммарная идентификационная значимость равна 10 единицам и более (при условии соблюдения рекомендаций методики).[16] Положительной стороной данной методики является также то, что в ней определен так называемый доверительный уровень, то есть та вероятностная
величина, которая в представительной выборке, значимой
при расследовании уголовных дел, граничит с достовернос­тью. Это позволяет использовать вероятностные выводы в уголовно-процессуальном доказывании, которое все еще ос­тается на качественном уровне. Наряду с оценкой совокупности совпадающих признаков обязательно должно быть объяснено происхождение имеющихся различий, которые, как правило, также выявляются при сравнительном исследовании. Они могут быть связаны с вариантностью почерка, недостаточным сходством условий выполнения исследуемых текстов (подписей) и образцов и т. д. Отсутствие в заключении объяснений происхождения различий делает его необоснованным.
В судебном почерковедении разработаны и другие методики решения вопросов, возникающих при исследовании ру­кописных документов. Нетрадиционной методикой является идентификация конкретного исполнителя по степени нажи­ма при выполнении письменных знаков. Данная характерис­тика почерка оказалась так же индивидуальной, как и сово­купность признаков почерка. Однако эта методика не являет­ся столь же универсальной. Она не может быть применена при выполнении текста капиллярной ручкой; в том случае, когда письменные знаки вообще выполняются без нажима.
На основе выявления закономерных связей между от­дельными личностными свойствами и состояниями исполнителя и особенностями почерка в судебном почерковедении разработаны научно обоснованные методики определения возраста, пола, национального языка, алкогольного, наркотического состояния, патологии органов зрения, травмы головного мозга, глубоких расстройств нервной системы, патологических нарушений психики.
Основываясь на признаках формирования почерка, изменений признаков в определенные периоды жизни у одного и того же лица, эксперт может установить период времени, в пределах которого мог быть выполнен исследуемый рукописный текст данным лицом, а также последовательность выполнения нескольких рукописных документов. Имеются вероятностно-статистические методики определения возраста исполнителя. Так, методика, разработанная в ЭКЦ МВД РФ, позволяет определить несколько возрастных групп: не более 19 лет, 20-24, 25-33, 34-37, 38-43, более 43 лет. Почерк исследуемого текста должен иметь выработанность не ниже средней, не содержать изменений (как умышленных, так и непреднамеренных), определение может быть произведено по заглавным и строчным буквам. Объем текста зависит от значимости имеющихся в рукописи признаков почерка. Например, оптимальное количество заглавных букв, необходимое для принятия решения, —10. Методика имеет компьютерный вариант и ручной.
 
2.3. Заключение эксперта-почерковеда: структура, оценка и использование следователем и судом
 
Заключение эксперта — процессуальный документ, поэтому к нему предъявляются оп­ределение требования, а именно: обоснованность, конкрет­ность выводов и полнота ответов на поставленные вопросы, соблюдение единой схемы построения (наличие трех разделов), ясность, четкость, доходчивость и простота изложения, приме­нение правильной и единообразной терминологии. В то же время заключение не должно содержать юридиче­скую квалификацию совершенного обвиняемым деяния ("под­лог", "умысел" и т. д.).
Заключение может быть признано обоснованным лишь тог­да, когда выводы эксперта базируются на научных положениях, наблюдениях, экспериментах и вытекают непосредственно из данных, содержащихся в заключении и являющихся достаточ­ными основаниями для вывода.
Любое заключение эксперта предполагает четкость и кон­кретность суждений и выводов как в отношении самих объек­тов исследования, так и тех фактов, которые имели место в процессе исследования.
Таким образом, заключение должно быть определенным, не содержащим каких-либо неточностей и тем самым исклю­чающим возможность различного толкования выводов экс­перта.
Наконец, заключение эксперта должно быть последователь­ным. Это значит, что все факты и явления, установленные в процессе исследования, должны находиться во взаимосвязи и взаимозависимости, вытекать одни из других и излагаться в оп­ределенной последовательности.
Заключение эксперта в соответствии с последовательностью и этапами исследования состоит из трех частей — вводной, ис­следовательской и выводов.
Во вводной части заключения указывают документ (опре­деление или постановление), на основании которого назначе­на экспертиза, и лицо, составившее его и назначившее экс­пертизу. Далее подробно описывают реквизиты документов, поступивших на исследование. При описании называют но­мер, дату документа, фамилию, имя, отчество лица, на чье имя выписан документ, от чьего имени написано письмо, за­явление и т. д.[17]
Затем эксперт переходит к поставленным перед ним вопро­сам, которые указаны в постановлении или определении.
После вопросов, сформулированных во вводной части заклю­чения, перечисляются и описываются образцы почерка и подпи­сей, представленные для сравнительного исследования, жела­тельно в определенном порядке: вначале — свободные, затем — условно-свободные и, наконец, — экспериментальные.
Далее во вводной части заключения перечисляются сведе­ния о лице, которому поручено производство экспертизы: зани­маемая должность, фамилия, имя, отчество, образование, стаж экспертной работы.
Затем указывается, что исследуемые документы помечены оттисками штампа с названием учреждения, где проводилась экспертиза, а образцы — оттисками штампа "образец".
Последний раздел вводной части составляет примечание. В нем могут излагаться обстоятельства, имеющие значение при оценке заключения (например, о дополнительных образцах, о дополни­тельных сведениях о лицах, в отношении которых проводится сравнительное исследование).
Весь процесс исследования, проведенный экспертом, под­робно излагается в исследовательской части заключения. Это обеспечивает возможность суду и органам следствия проверить и оценить его мотивированность и правильность.
В соответствии с этапами проведения почерковедческой экспертизы процесс исследования в этой части заклю­чения излагается в такой последовательности:
1)     Описание ос­мотра документа
Вначале указывают наименование, затем — реквизиты документа (дату, номер, сумму). Да­лее описывают материал письма и цвет красителя, которым ис­полнен текст.
Если исследованию подвергается не весь текст, а какие-то отдельные его фрагменты, необходимо указать, где конкретно они расположены (в какой части документа, после каких слов).
После этого фиксируются данные осмотра, которые в даль­нейшем могут оказать влияние на процесс исследования и на выводы (например, сильное загрязнение документа, расплывы красителя, слабая окраска штрихов);
2)     Описание раздельного исследования
Данная стадия предполага­ет описанием общих признаков исследуемого почерка. Частные признаки этого почерка, общие и частные признаки почерка, представленного в качест­ве образца, которые изучают на данной стадии, в заключении не приводят во избежание повторений, поскольку в дальнейшем при изложении сравнительного исследования их подробно описывают;
3)     Описание сравнительного исследования
Здесь подробно излагают результаты сравнения, приводят оцен­ку установленных признаков, обоснование вывода и вывод.
Результаты сравнительного исследования начинают описы­вать с указания совпадений (при положительном выводе) или различий (при отрицательном выводе) общих и частных при­знаков почерка.
Если в результате сравнения установлено совпадение общих признаков почерка, их характеристика в заключении в стадии сравнительного исследования не приводится во избежание по­вторений, поскольку ранее, при описании результатов раздель­ного исследования, она уже была дана. Эксперт ограничивает­ся лишь перечислением совпавших общих признаков либо кон­статацией совпадения общих признаков, описанных ранее, без их перечисления.
Если в результате сравнения будут установлены различия общих признаков, в заключении следует охарактеризовать при­знаки почерка лица, образцы которого представлены для срав­нения. Это даст возможность судить не только об исследуемом по­черке, но и об образцах.
Далее в заключении даются перечень и описание совпадаю­щих или различающихся частных признаков почерка;
4) оценка результатов сравнения и выводы (синтезирующая часть)
Как правило, процесс почерковедческого сравнительного исследования завершается выделением совокупности совпадаю­щих
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.