На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пенсионные фонды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

 

Введение 
 

     В условиях рыночной экономики с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющей частью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение. По своей экономической сущности пенсионное обеспечение выражает согласование финансовых интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.
     Пенсионная  система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с  учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа деятельности пенсионных фондов.
     Цель  работы – определение перспектив развития пенсионных фондов в РФ.
     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
     - рассмотреть сущность и виды  пенсионных фондов;
     - провести анализ выполнения функций  Пенсионным Фондом РФ по данным  за 2010 г.;
     - выделить основные направления  развития пенсионных фондов  в  РФ.
     Объект  исследования – пенсионные фонды  РФ.
     Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе развития пенсионных фондов.
     Теоретические основы исследования опираются на работы ученых и специалистов в области  финансов, пенсионного обеспечения, государственного управления.  
 

 

1. Сущность и виды пенсионных фондов 
 

1.1. Негосударственные  пенсионные фонды 

     Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
     - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
     - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
     - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).
     Таким образом, негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.
     Работа  негосударственного пенсионного фонда  в соответствии с российским законодательством  аналогична работе Пенсионного фонда  РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии [6, c. 296]. 

     Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:
     - совокупного вклада учредителей (вклада учредителя); 
целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;

     - части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.
     Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками  фонд формирует пенсионные резервы.
     Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными  лицами фонд формирует пенсионные накопления.
     Пенсионные  резервы включают в себя резервы  покрытия пенсионных обязательств и  страховой резерв и формируются  за счет: пенсионных взносов; дохода фонда от размещения пенсионных резервов; целевых поступлений; части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от размещения пенсионных резервов по решению совета фонда.
     Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.
     На основании Указа в 1993-1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.
     К концу 1996 года выдано 26 разрешений на осуществление  некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме [4, c. 253].
     К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.
     До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.
     Исходя  из характера развития фондов, можно  условно выделить следующие типы НПФ:
     Кэптивные - развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний - учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.
     Корпоративные (условно кэптивные) - деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.
     Территориальные - действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.
     Открытые (универсальные) - будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления.
     Наконец, существуют также профессиональные НПФ. Такие фонды основываются группой  юридических лиц, причем в их составе могут быть и профессиональные союзы. В такие негосударственные пенсионные фонды могут вступить лишь те физические лица, которые имеют отношение к той или иной профессиональной деятельности, которая прописана в Уставе фонда.
     Фонд  осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также устава и правил фонда.
     Фонд  вправе самостоятельно осуществлять ведение  пенсионных счетов либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с иными организациями.
     Оплата  расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, производится из имущества, предназначенного для  обеспечения уставной деятельности фонда, за исключением расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений.
     Оплата  расходов, связанных с размещением  средств пенсионных резервов и инвестированием  средств пенсионных накоплений, производится соответственно из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений. 

 

1.2. Пенсионный Фонд  РФ 

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны, это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
     ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об  организации Пенсионного фонда  РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан [13].
     В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного  фонда в субъектах РФ, а также  ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а  также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
     Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально  значимых функций, в т.ч.:
     - учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
     - назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
     - назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
     - персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
     - взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
     - выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
     - управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
     - реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
     Пенсионный  фонд Российской Федерации реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР  представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городахи большинстве районов.
     Структура ПФР включает в себя (рис. 1) Правление ПФР, которому подчиняются  Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР и Информационный цент персонифицированного учета. На региональном уровне ПФР представлен 82 отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре (Казахстан), а также 2 400 территориальными управлениями и 11 центрами назначения пенсий.
     Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [13]. 

     Пенсионным  фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией ПФР.
     В состав Правления Пенсионного фонда Российской Федерации входят Председатель Правления ПФР, Первый заместитель Председателя Правления ПФР, пять заместителей Председателя Правления ПФР, управляющие семью региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, а также Председатель Совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. 

     

     Рисунок 1 – Структура ПФР 

     Стратегия развития ПФР определяется комплексом задач по развитию пенсионной системы страны, поставленных Правительством Российской Федерации.
     Стратегия призвана обеспечить эффективную реализацию ПФР своих функций с целью надлежащего пенсионного и социального обеспечения граждан, правильного формирования пенсионных прав граждан, своевременного начисления и выплаты пенсий и социальных пособий и предусматривает:
     1. Развитие высокоэффективной и  высокотехнологичной клиентоориентированной системы, позволяющей качественно предоставлять государственные услуги и выполнять государственные функции по пенсионному и социальному обеспечению населения.
     Обеспечивается  за счет:
     - повышения качества работы с населением, обеспечения доступности предоставляемых государственных услуг населению, в том числе с использованием современных электронных и интернет-технологий;
     - развития системы взаимодействия с плательщиками страховых взносов, государственными структурами и организациями-партнерами ПФР с использованием современных технологий по защищенным каналам связи.
     2. Систематическое пополнение и поддержание в актуальном состоянии данных о приобретенных каждым гражданином пенсионных правах.
     Обеспечивается  за счет:
     - охвата всего населения регистрацией в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
     - развития информационного ресурса для установления и выплаты пенсий;
     - оказания населению максимального количества государственных услуг, предоставляемых ПФР в электронном виде.
     3. Обеспечение полноты и своевременности поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, взыскание недоимки, пеней и штрафов.
     Обеспечивается  за счет:
     - организации поступления страховых взносов в полном объеме;
     - совершенствования организации взаимодействия с плательщиками страховых взносов;
     - организации информационного взаимодействия с другими органами государственного управления;
     - совершенствования электронного документооборота внутри системы ПФР.
     В рамках реализации Стратегии постановка целей и задач и определение механизмов их решения формируются путем коллегиального обсуждения, реализации пилотных проектов и принятия соответствующих решений Правлением ПФР.
     Таким образом, Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции: получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий; организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств; межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
     Стратегическим  фактором в формировании современной пенсионной системы России является создание институтов обязательного и добровольного пенсионного страхования. Важная роль в этом отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Предназначение НПФ заключается в более полном использовании возможностей и инициатив работодателей, работников (неработающих граждан) и государства в формировании финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения застрахованных. Сильная сторона НПФ - гибкость пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых механизмов. 
 
 
 
 

 

2. Анализ реализации  функций Пенсионным  фондом РФ в  2010 г. 
 

2.1. Установление и выплата пенсий 

     Пенсионный  фонд Российской Федерации устанавливает и выплачивает пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в т.ч. социальные пенсии гражданам, не имеющим трудового стажа, а также некоторые  виды пенсий отдельным категориям военнослужащих и членам их семей, пенсии федеральным государственным служащим) и пенсии по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца).
     В течение 2010 года ПФР обеспечил выплату пенсий в полном объеме. Сбоев в выплате пенсий не было ни в одном субъекте Российской Федерации.
     Способ  доставки пенсии каждый получатель пенсии выбирает самостоятельно. По заявлению пенсионера Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет перевод сумм пенсии доставочной организации. В 2010 году доставка пенсии 50% пенсионеров Российской Федерации осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 41% – через кредитные организации, 9% – через альтернативные доставочные организации.
     В 2010 году территориальные органы ПФР вынесли 2 983 343 решения о назначении пенсий, в том числе 386 047 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Кроме того, вынесено 13 748 077 распоряжений о перерасчете размеров пенсий, не считая распоряжений об индексации размеров пенсий в соответствии с законодательством. Из них 12 509 382 распоряжения вынесено в августе 2010 года в ходе корректировки страховой части пенсии работающих пенсионеров в беззаявительном порядке. 

Таблица 1 - Численность пенсионеров, получающих пенсии через ПФР
Наименование Численность пенсионеров Динамика  численности пенсионеров
  31.12.2009 31.12.2010 абс. %
ВСЕГО ПЕНСИОНЕРОВ, в т.ч.: 39 094,2 39 711,1 616,9 101,6
Получателей трудовых пенсий: 36 108,3 36 564,4 456,1 101,3
по  старости 30 830,6 32 465,6 1 635,0 105,3
по  инвалидности 3 767,2 2 654,6 -1 112,6 70,5
по  случаю потери кормильца 1 510,5 1 444,2 -66,3 95,6
Получателей пенсий по государственному пенсионному  обеспечению: 2 985,9 3 146,7 160,8 105,6
социальных  пенсий 2 605,5 2 763,2 157,7 106,1
пенсий  федеральных государственных гражданских  служащих 43,1 49,3 6,2 114,3
пенсий  военнослужащих и членов их семей 62,3 60,2 -2,1 96,6
 
     Одновременно  с этим в течение 2010 года территориальные органы ПФР вынесли 832 930 распоряжений о перерасчете размера трудовой пенсии работающих пенсионеров, самостоятельно обратившихся с заявлением об этом в ПФР.
     В целом в 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации направил на выплату пенсий свыше 3,7 трлн. рублей, что на 1 трлн. рублей больше, чем в 2009 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей, что на 1 трлн. рублей больше, чем в 2009 году. Ключевыми факторами увеличения расходов ПФР на пенсионное обеспечение стали индексация размера пенсий граждан и валоризация пенсионных прав старшего поколения.
     С 1 января 2010 года произведена валоризация – переоценка денежной стоимости пенсионных прав граждан. Расчетный пенсионный капитал гражданина, сформированный до пенсионной реформы 2002 года, был проиндексирован на 10% и сверх того – на 1% за каждый полный год общего трудового стажа (без ограничения), приобретенного до 1 января 1991 года.
     Валоризация проводилась в целях улучшения материального обеспечения граждан старшего поколения. В результате мероприятий, проведенных Пенсионным фондом Российской Федерации, переоценка пенсионных прав проведена в отношении 36 млн. пенсионеров.
     У 11,6 млн. пенсионеров при этом дополнены сведения о трудовом стаже.
     В целом по Российской Федерации средний размер трудовой пенсии по старости за счет валоризации увеличился на 1 090 рублей.
     Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны, – 1 715 рублей, для участников Великой Отечественной войны – 1 855 рублей.
     В 2010 году в соответствии с законодательными решениями Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил три индексации размеров пенсий:
     - с 1 апреля – дополнительное увеличение трудовых пенсий на 6,3%;
     - с 1 апреля – индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 8,8%;
     - с 1 июля – индексация социальных пенсий по росту прожиточного минимума пенсионера на 3,41%.
     В целом в течение 2010 года пенсии в России увеличились на 23%. 

     Таблица 2 - Динамика среднего размера пенсий в РФ (на конец года)
     В руб.
Наименование 2007 2008 2009 2010
Средний размер пенсии в РФ        
Средний размер трудовой пенсии, в т.ч.: 3713 4652 6314 7811
по  старости 3949 4910 6630 8166
по  инвалидности 2859 3481 4767 5100
по  случаю потери кормильца 2105 2754 3727 4810
Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению (социальная пенсия) 2758 3007 4245 4731
 
     В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2010 года увеличился на 1 496 рублей и на конец 2010 года составил 7 811 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 536 рублей и составил 8 166 рублей.
     Суммарная индексация социальных пенсий в 2010 году составила 12,5%. В результате средний размер социальной пенсии на конец 2010 года составил 4 731 рубль, что превышает размер прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.
     Общий уровень материального обеспечения отдельных категорий ветеранов Великой Отечественной войны (371 тысяча человек) на конец 2010 года превысил 23 тысячи рублей. При этом среднее увеличение размера пенсии данной категории пенсионеров в течение 2010 года составило 3,5 – 3,7 тысячи рублей. Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии (21,8 тысячи человек), превысил 17 тысяч рублей (увеличение в течение года – в среднем на 2,2 тысячи рублей). 

2.2. Управление средствами пенсионных накоплений 

     Пенсионные  накопления – это средства накопительной части трудовой пенсии, которая в обязательном порядке формируется у граждан 1967 г.р. и моложе. В 2002–2004 годах накопительная часть трудовой пенсии формировалась у мужчин 1953–1966 г.р. и женщин 1957–1966 г.р. Также формируется за счет добровольных страховых взносов граждан – участников системы ОПС.
     Участники системы обязательного пенсионного  страхования вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии через:
     - Пенсионный фонд Российской Федерации, выбрав одну из частных управляющих компаний (ЧУК), отобранных по результатам конкурса, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, либо один из двух инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК): расширенный инвестиционный портфель или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг;
     - негосударственный пенсионный фонд, выбрав один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
     С 2009 года, помимо передачи средств пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, ПФР передает в УК и НПФ дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также средства материнского (семейного) капитала, направленные владельцами МСК на формирование накопительной части пенсии.
     Для реализации прав при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу необходимо не позднее 31 декабря текущего года подать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в организацию, с которой у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, соответствующее заявление, а в случае перехода из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ – заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.