На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура западноевропейского средневековья

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    План 
Список используемой литературы………………………………………………...26 
 

 

Введение
    Средневековьем  считается период от распада Римской  империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века). За это время западная цивилизация менялась настолько сильно, что нужно выбрать какой-то период в качестве характерного. Для нас эту роль будет играть “высокое” средневековье (XI -XIII века).
    В пространственном отношении центром  средневекового запада является территория Италии, Франции, Германии и Англии.Как известно, термин «средние века» появился в Европе в XV в. в кругах ученых-гуманистов и употреблялся ими для обозначения исторической полосы жизни европейских народов, лежащей между «древним миром», существование которого считалось гуманистами закончившимся в V в. падением Западной Римской империи, и новым временем, как воспринимали гуманисты свою эпоху. В таком же значении восприняли этот термин и гуманисты – филологи и историки XV-XVII вв. За ними пошла вся последующая историческая наука в Европе, окончательно закрепившая этот термин в составе триады: «древность» – «средние века» – «новое время». Так в исторической науке возникла специальная отрасль – история средних веков.
    Происхождение понятия и термина «средние века»  обусловило то, что история средних веков стала историей стран и народов Европы. Культура данных народов тесно переплетается с ее историей, и имеет ряд характерных для того времени особенностей. Эти особенности включают в себя  специфику мировосприятия, отношений между людьми и сословиями, религиозного поклонения и обучения. Данные тонкости я и выбрали для рассмотрения в данной работе, их я опишу ниже. 

 

     1. СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
    1.1. Социальная культура средневековья 

    Социальная  культура средневековья выступает  прежде всего как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.
    В основе средневековой культуры лежит  взаимодействие двух начал- собственной  культуры, варварских народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи- права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима, варварами, .Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готтов, саксов, ютов и других племен Европы.
    Взаимодействие  этих начал дало мощный импульс становлению собственно западно-европейской средневековой культуры.
    Средневековая культура формировалась на основе натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.  В дальнейшем основой культуры все более становится и городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.
    Отношения сеньора и вассала строятся на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Эти отношения образуют общество. С образованием централизованных государств оформляются сословия, составляющие структуру средневекового общества- духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные “третьим сословием”-народом. Духовенство заботится о душе человека, дворянство занимается государственными делами, народ - трудится.
    Сущность  культуры любой эпохи прежде всего  выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.
    В средневековой культуре эти представления  во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и  бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
    Важным  элементом социальной культуры является монашество. Оно олицетворяет переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетической совместной “святой” жизнедеятельности.
    Для второй сословной группы-дворян характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал предполагает знатное происхождение, такие качества, как храбрость забота о славе, чести, стремление к подвигу, благородству.
    В период средневековья люди накапливали  богатства, добывали ценности, потом приобретали землю и т.д. Свободные крестьяне, вынужденные –в силу различных материальных и духовных причин, искать себе покровителей, передавали свои земли монастырям, церкви или каким-либо могущественным людям, обретая взамен поддержку и защиту. Крестьяне не отдавали свои земли насовсем. Они оставались жить и трудиться на этих землях. Но до акта передачи крестьяне были владельцами, собственниками земли. Они могли ею так или иначе распоряжаться, а после передачи земли монастырю или светскому господину “сидели” на этой земле уже лишь в качестве держателей. Иначе говоря, людей, которые обрабатывали землю, получали с нее какую-то часть дохода, но другую часть дохода они отдавали господину в виде так называемой “феодальной ренты”. Крестьяне были подвластны своему господину и землей распоряжаться уже не могли.
    Из  документов, сохранившихся в монастырских архивах Германии, Англии, Франции и других стран Европы, явствует, что монахи были рачительными хозяевами и заботились о том, чтобы вся документация у них содержалась в порядке. В этих грамотах обычно писалось вот что. “Я, такой-то, во имя спасения души дарю свою землю, расположенную там-то и там-то, или село, находящееся там-то, такому-то монастырю, посвященному такому-то святому” т.е.покровителю этого монастыря.
    Конечно, не сами крестьяне их составляли. Они  составлялись в монастырских канцеляриях, людьми, которые умели читать и писать, хоть и на “корявой, кухонной” латыни. И все же эти формулы в значительной мере отражали сознание и самих крестьян. И исходя из этого, что мы знаем о средневековой культуре, мы вправе предположить, что эти люди, крестьяне, дарили землю не только для того, чтобы обрести защиту и помощь в этой жизни.
    Несомненно, и такие мотивы присутствовали в  их сознании и были среди существенных факторов их поведения, но они заботились и о том, что с точки зрения человека этой эпохи было важнее свободы и независимости, важнее общественной безопасности и материальной обеспеченности. Они заботились о спасении своей бессмертной души. Человек дарил землю не просто монастырю. Он дарил эту землю тому святому, чье имя носил монастырь, т.е.и монахов, в нем живших, и мирян, подвластных ему. Человек передавал право на свою землю святому, для того чтобы спасти свою бессмертную душу.
    У людей в средние века была другая “картина мира” определявшего их поведение. Были иные представления о жизни и смерти. И не знали они более настоятельной заботы, чем забота о том, что будет с ними по окончании земного пути. Для средневекового человека это была сфера высших ценностей, сфера высших критериев человеческого поведения.
    В 11-12в.в.в Западной Европе было распространено учение о трех функциональном делении общества. Согласно этому учению, общество состоит из трех “орденов”.
    Первый  “орден”-те, кто молятся. Это духовенство и монахи.
    Второй  “орден”-те, кто ведет войну, воины, будущее рыцарство. Оно в начале средних веков только начинало формироваться.
    И третий “орден”-те, кто пашут землю  или трудятся. Молящиеся, воюющие и трудящиеся-землепашцы- такова структура общества. Каждый ,,орден,, общества не мог существовать сам по себе, поскольку одни, молящиеся, молятся за спасение душ всех других. Другие охраняют общество от распада и от нападения внешних врагов, а третьи, землепашцы, естественно, кормят не только себя, но и все общество. Таким образом все “ордена” нужны друг другу. И “дом Божий”,как говорили тогда, не расчленим, а венцом его является монарх, король.
    В эпоху викингов, походы скандинавских  мореплавателей и пиратов, купцов и завоевателей, путешественников и первооткрывателей, которые на протяжении двух с лишним столетий беспокоили Европу, то нападая на соседние страны, то совершая дальше плавания и пролагая новые торговые пути. Эти жители скандинавского севера - нынешних Норвегии, Швеции, Дании- сыграли значительную роль в истории всей Европы раннего средневековья. Начало эпохи викингов датируется рубежом 8-9 в.в. Ее конец- серединой 11в. Таким образом то, что называют “эпохой викингов”- это 9,10,11в.в.
    В земле скандинавской остались огромные богатства. Люди прятали награбленное добро, в основном в виде золотых и серебряных монет. Прятали в разных местах- зарывали клады. И позже, в конце средневековья, в новое время, очень многие находили эти клады. Выходит человек покопаться в своем огороде и натыкается на какой-нибудь сундучок или кувшин, из которого высыпаются золотые или серебряные монеты.
    Преобладало серебро- во времена викингов золота в Европе было мало и поэтому эту  эпоху в истории Скандинавии  часто называют ,,серебряными веками,,. Клады находили не только в огородах, но и в курганах, которые специально раскапывали археологи.
    Подобных  кладов к настоящему времени открыто  несколько десятков тысяч на территории Дании, Швеции, Норвегии, а также в сопредельных им районах других стран. Что же касается происхождения  монет, то скандинавской чеканки в кладах довольно мало, потому что скандинавские короли хотя и начали в 11-12в.в. чеканить свою монету, но это была монета не очень ценная, и ее было немного. В кладах преобладают монеты, пришедшие либо с Востока, из Арабского халифата, либо из Англии; ведь скандинавы часто нападали на Англию. Одно время у английских королей было наемное датское войско, а в 11в. датский король Кнут, создал огромную по тому времени державу, в которой наряду с Данией входили Англия и Норвегия. Большое количество драгоценного металла перетекало из Англии в Скандинавию в виде платы за службу, или в виде контрибуции, или в виде налогов, так называемых “датских денег”, которые тяжелым бременем легли на плечи англичан в начале 11в. И этот металл оседал в кладах, чтобы стать добычей археологов. Еще были монеты и драгоценности из Германии и из других стран Европы. Возникает вопрос: зачем всё это спрятали?
    Известный шведский археолог С. Булин высказал мнение, что клады были своего рода средневековыми сберегательными кассами или сберегательными банками. Шли войны, жизнь была не спокойная, и если у человека заводились деньги, кое-какое богатство, то он предпочитал запрятать их в кубышку, в кувшин, в сундучок и до поры до времени зарыть в землю, чтобы востребовать свой вклад тогда, когда будет спокойно, когда потребуется купить землю, рабов, заморские одежды, оружие и т.д. Тогда можно извлечь эти средства из “подземного банка” – и пустить их в оборот. Однако любопытно, что на протяжении самой эпохи викингов кто либо из тех, кто эти клады закапывал, или кто-либо из родственников, потомков или наследников эти вклады востребовал, т.е. выкапывал. Археологи находят “клады” не только близ домов или в таких местах, где их было бы более или менее легко выкопать, если человек знал, где они спрятаны, потому что сам и спрятал или кто-то ему сказал, - нет, такие клады находят и на дне рек, болот. Это значит, что люди прятали в таких местах, откуда извлечь их было невозможно. Очевидно, что люди прятали своё богатство не для того, чтобы, когда-нибудь потом, “в трудную минуту жизни” им воспользоваться. Прятали навсегда, прятали не только от других, но и от самих себя. Вывод: в скандинавских странах эпохи викингов в результате грабительских походов и торговли  сложился достаточный экономический потенциал для того, чтобы там стали развиваться феодальные отношения. Логика тут такая: у скандинавов были деньги, значит, они могли покупать землю, могли приобретать какие – то владения, т.е. мог развиваться феодализм. Скандинавы эпохи викингов, будучи язычниками, относились к драгоценным металлам, к золоту и серебру, которые они часто воспевали в своих скальдических песнях, очень своеобразно.  В драгоценных металлах скандинавы видели воплощение удачи, везения человека. Он верил, что каждый человек обладает большей или меньшей степенью удачи. И пока эти металлы находятся в его руках, пока никто другой на них не наложил руку, его удача не подвергнется никакой опасности. Скандинавские короли своим приближенным за верную службу, а скальдам за песни, в которых эти короли воспевались, могли дарить большие ценности-гривны, кольца, мечи и т.д.
    Важнейшей характеристикой этого периода  был рост городов и городского ремесла. В классическое средневековье быстро растут старые и возникают новые города- около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна- частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время ,,черной смерти,,- эпидемии чумы в середине 13в. Однако в города все равно стремились. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли.
    В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету, объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции, а так же выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие как Лондон и Париж.
    Богатство городов основывалось на богатстве  их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы. В начале классического средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Там эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвычайно выгодной, но и иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами. Важным слоем городского населения были ремесленники. С XII – XIII в.в. в связи с увеличением покупательской способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одарённые люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки.
    Важным  слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период всё ещё более развита, чем внутренняя. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз.
    Развитие  внутренней торговли значительно тормозилось  отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли многие, как люди простые, так и благородного происхождения. Среди них мелкие рыцари, не находившие себе места в созидательной хозяйственной жизни, т.к. наследовать имущество отца мог только старший сын, а уделом остальных становились войны, походы, разбой, рыцарские развлечения.  

 

     1.2. Светское искусство средневековья
    Важным  элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Веовульфе», созданная около 700 г. и повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.
    Памятник  скандинавского эпоса — «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами-музыкантами.
    Весьма  важный элемент устного творчества — саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.).
    Еще одно крупное направление художественного  творчества — рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.
    К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции — трубадурами, а на севере страны — труверами. 

 

     1.2.1. Трубадуры
    Средневековые люди относились к артистам со смешанным  чувством восхищения и недоверия. Некоторая подозрительность вызывалась тем, что и певец, и сказитель, и площадной забавник — все они были «лицедеями», т.е. представляли в лицах других людей; они как бы заменяли своих персонажей собою, отказываясь от своего собственного лица и надевал чужие маски . По средневековым представлениям, профессия артиста была сродни дьяволу — притворщику и обманщику. Поэтому церковь советовала верующим держаться подальше от артистов и музыкантов: священникам запрещалось разделять с ними трапезу, а простым христианам лучше было смотреть только те театральные представления, в которых изображались события из жизни Иисуса Христа, богоматери или апостолов. Уличных певцов церковь считала людьми, сбившимися с пути’, и обещала им вечные муки на том свете.
    Но  развлечений у горожанина, крестьянина  и рыцаря было не так уж много, поэтому появление фокусника на городской площади, певца и поэта — в рыцарском замке всегда становилось праздником. Жизнь средневекового человека шла в основном однообразным путём, проложенным отцами и дедами; каждое новое лицо было в диковинку, оно становилось окном, открытым в широкий мир. А уж если пришелец знал сказания о короле Артуре и его рыцарях, о доблестном Роланде и героях крестовых походов — городская площадь щедро сыпала ему в шапку серебряные и медные монеты, а рыцарь давал приют у своего очага на несколько вечеров.
    Особенной славой пользовались трубадуры — поэты, исполнявшие свои стихи под музыкальный аккомпанемент. В основном они вели бродячую жизнь, переезжал от двора одного знатного сеньора к другому. Расцвет искусства трубадуров наступил в Южной Франции в 12-15 вв. Происхождение слова трубадур связано вовсе не с трубой, как можно подумать, а со старым французским словом троб., означавшим «искусный приём» особое изящество . действительно, многие трубадуры умели сочинять прекрасные песни, изящные, со сложными рифмами и богатой игрой слов. Среди трубадуров было немало рыцарей, людей знатного происхождения; одним из лучших поэтов-рыцарей был герцог Гийом Аквитанский. Стихи трубадуров, воспевавших беззаветное служение рыцаря избранной им даме сердца, быстро вошли в моду. Неудивительно, что они очень нравились женщинам; знатные дамы стали требовать от своих поклонников поведения, описанного в стихах. Рыцарь, умевший лишь размахивать мечом, стал теперь предметом насмешек; дамам были милы кавалеры, умевшие выразить свои чувства словами и тайными знаками, способные разобраться в тайнах женского сердца. Поэзия трубадуров оказала исключительно большое влияние на формирование особой рыцарской культуры, широко распространившейся в Европе одним- двумя веками позже.
    Поэтические находки трубадуров широко перенимались и использовались певцами попроще, исполнявшими на городских площадях так называемые «жестых» стихотворные повести о героях минувших времён).
    Лучшее  время трубадуров последняя четверть ХII и первая четверть II века. Это была благодатная пора. Один из наиболее сильных поэтов Бертран де Вентадорн воспевал любовь как величайшее благо жизни, дарованное людям, воспевал весну, природу, солнце. Он признавался в одной из своих канцон: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно лишь тогда, когда в сердце царит совершенная любовь. Вот почему мои песни выше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо -рот, глаза, сердце и чувства».
    Бертран де Вентадорн вышел из низов, был  воспитан при дворе виконта де Вентадорна. Сначала он воспевал жену своего сеньора, потом английскую королеву Элеонору, при дворе которой он одно время жил.
    Другой  трубадур этого периода Пейре Видаль известен как остроумнейший весельчак, бахвал, экстравагантный хвастун. «Я один взял в плен сто рыцарей, а у ста других отнял доспехи; я заставил плакать сто дам, а ста другим оставил радость и веселье»,—распевал Видаль. Его стихи покоряют легкостью языка, свежестью образов, веселым озорством и задором. 

 

     1.2.2. Период рыцарской культуры 

    В период с 12 по15 в., когда развиваются  города и торговля, когда воины-феодалы организуются в рыцарские ордена и начинаются крестовые походы, при дворах крупных феодалов развивается более пышная и утонченная культура: рыцари обучаются музыке, стихотворному искусству; торжественно обставляются их воинские состязания — турниры. Здесь возникает новая, рыцарская или куртуазная (придворная) литература. Она связана преимущественно с обычаем поклонения рыцаря «даме сердца». Рыцарская лирика выражает любовь рыцаря к даме; рыцарский роман, вытесняющий теперь героический эпос, воспевает подвиги рыцаря уже не в защиту родины или сюзерена, а во славу дамы. Ради завоевания ее любви рыцари претерпевают в романах всевозможные, нередко фантастические приключения, сражаются с великанами и чудовищами.
    Куртуазная  литература, рассчитанная на вкусы  класса феодалов, в значительной своей части отличается искусственностью, надуманностью. Однако в ней есть прогрессивное начало: утверждение любви, расшатывавшее церковную аскетическую идеологию. В куртуазную литературу проникают некоторые темы и образы из народной поэзии. Так, на основе народной сказки был создан поэтический роман о Изольде, по ошибке выпивших вместе любовный напиток, который связал их до самой смерти великой, непреодолимой любовью. 

 

     1.2.3. Бытовой жанр 

    Начиная с 12-13 вв. развиваются и крепнут  города. Горожане — торговцы и ремесленники, большею частью объединенные в цеха, организуют свои городские самоуправления (коммуны) и отстаивают свою независимость от власти феодалов борются против их произвола. При этом городская буржуазия пользуется поддержкой королевской власти. О свержении феодального строя она в эту эпоху еще не помышляет.
    В 13-15 вв. в городах развивается  литература, очень непохожая на рыцарскую и на героический эпос. Короткие повестушки, преимущественно стихотворные (во Франции их называют фаблцо, в Германии шванки), изображают приключения из быта горожан. Как сатирические персонажи выводятся в них рыцарь-разбойник, поп жаднюга и обманщик. Излюбленный герой фаблио — простой человек, плутоватый горожанин, добивающийся своих целей с помощью удачливой хитрости. В баснях подобные же люди изображаются под видом животных.
    На основе объединения многочисленных басен и сказок во Франции в ХI11 в. был создан известный роман о Лисе2енаре, вскоре получивший распространение и в других странах. Здесь в форме эпоса о животных сатирически изображено человеческое общество. Изобретательный плут, воплощение буржуазной хитрости, Лис показан в постоянной и победоносной борьбе с волком (образ феодала). Напоив, например, волка пьяным и облачив в одеяние священника, Лис подговаривает его служить обедню и звонить в колокол. Самозваному «священнику» едва удается спастись от расправы. Впоследствии Лис становится царем. Насмешка над его корыстолюбием и хищничеством по отношению к «мелкой братии» явно отражает протест городской бедноты против нового гнета богатой буржуазной верхушки.
    На  протяжении всего средневековья продолжается литературное творчество и в самых широких слоях эксплуатируемого народа. До нас дошли народные песни, в которых выразились протест народа, его чувства и чаяния в эпоху феодальной эксплуатации, нищеты и разорительных войн. Особенно острым боевым содержанием отличаются народные песни тех стран, где происходили большие крестьянские движения, как, например, в Англии 12-15 вв. на почве быстрого разорения крестьянства; здесь сохранилось обширное песенное наследие. Примечателен цикл народных песен-баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду — любимому герою английского народа. В его честь в шотландских горных селениях до настоящего времени ежегодно справляется праздник с массовым гуляньем и играми. Баллады рисуют Робин Гуда вольным стрелком, живущим в лесу со своей дружиной. Он защитник бедных, гроза власть имущих — богатых феодалов, монахов. Ряд баллад повествует о его борьбе с шерифом (высшим местным властителем) города Нотингема, из рук которого он неоднократно спасает своих осужденных на смерть товарищей. Образ Робин Гуда — борца против феодалов — столь же ярко героизирован, как и образы воинов в эпосе. Робин Гуд обладает почти сказочной ловкостью стрелка, силой и отвагой. На зов его рожка послушно является на конях могучая и преданная ему дружина, во главе с его ближайшим другом джоном Маленьким. Наперекор церковной проповеди аскетизма Робин Гуд показан щедрым, весело пирующим. В этом образе обездоленное английское крестьянство выразило свою мечту о свободе и полноте жизни.  

 

     1.3.Специфика средневекового образования 

    В V-IX века все школы в странах Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, подбирала учащихся. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшейся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследовавшие от античности: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
    Много светских школ было открыто во второй половине IX века в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы. Книг было мало, и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI века “Грамматика” стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так в X-XI в.в. в высшей школе Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право. В XI веку в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет. Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167 год), затем университет в Кембридже (1209 год).
    Средневековая университетская наука называлась схоластикой. Влияние церкви на средневековые  университеты было огромным. Женщина  в средние века, как правило, за очень редкими исключениями, образования  не получала. Некоторые знатные дамы могли себе позволить быть образованными, но обычно женщину держали на втором плане, и если даже знатные мужчины не получали образования, поскольку их увлекало военное дело, а не книжное, то на женщин и подавно в этом смысле много сил и средств не расходовалось.
    Для Византии периода раннего средневековья присуще было усиление позиций христианской церкви в области образовании, что выразилось в гонениях на античную философию. Античную философию сменило богословие. Видным представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий, составитель “Мариобиблиона” – сборник отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, авторов богословских сочинений.  
 

 

     Заключение 

    Средневековая литература демонстрирует нам, как  миф, сказка, древнее предание, воплощавшие архаические тенденции сознания, оставаясь существенными аспектами мировидения человека ХIII в., переплетались с историческими представлениями, созданными христианством.
    Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.
      В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом Петровым М.К.: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести без них постройку невозможно. Но когда работа окончена, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее Европейская культура могла бы иметь совсем иное развитие.
    Список  используемой литературы: 

    Артамонов С .Д. Литература средних веков: кн. для  учащихся ст. кл.-М,: Просвещение, 1992г., -239.
    Всемирная история. Энциклопедия том-1., М: Аванта+,1993г. – 689c.
    Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд.- М.: Искусство, 1972г. - 318с
    Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. –  М.: Искусство, 1989 г. – 418с.
    Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. –  М.: Искусство. 1990 г. – 385с.
    Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв. –  М.: Наука, 1988 г. 256с.
    Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. –  М.: Искусство, 1989 г. – 362с.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.