На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дознание, осуществляемое таможенными органами Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральная таможенная служба

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская Таможенная Академия»

Владивостокский филиал


Кафедра Уголовно – правовых дисциплин

 
 
 
Дознание, осуществляемое таможенными  органами Российской Федерации 
 

По  дисциплине « уголовное  процессуальное  право»
Студент Апицарян К.М.
Группа 342 отделение очное
Юридический факультет

Научный руководитель:

Розанов В.Ю.

 
 
 
 
Владивосток
2009г.
ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

      ВВЕДЕНИЕ

 
      Категорию преступлений, по которым таможенные органы уполномочены осуществлять дознание, в литературе последних лет именуют «торговой (экономической) контрабандой» (в зарубежных государствах –таможенным коммерческим мошенничеством).
      Актуальность  выбранной темы курсовой работы определяется тем, что торговая контрабанда и сопутствующие ей преступления являются наиболее высокоорганизованными, транснациональными, коррумпированными проявлениями экономической преступности, приносящей преступным формированиям сверхприбыли1.
      Объект  работы – взаимодействие оперативно-розыскных  подразделений и подразделений дознания.
      Предмет работы – совместная деятельность оперативно-розыскных подразделений и подразделений дознания при расследовании преступлений в сфере борьбы с контрабандой энергоносителей.
      Цель  работы – изучить основы дознания, проводимого таможенными органами Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1.1 Структура, задачи и функции правоохранительных подразделений таможенных органов

 
     Правоохранительная  деятельность таможенных органов представляет собой вид государственной деятельности, осуществляемый с целью обеспечения экономической безопасности государства, а также охраны прав и свобод участников таможенных правоотношений, специально уполномоченными подразделениями таможенных органов путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка.
     Целевой функцией правоохранительных подразделений  таможенных органов является пресечение и предупреждение преступных проявлений, посягающих на нормальный порядок функционирования таможенных органов и экономической системы государства в целом.
     Основными подразделениями правоохранительного  блока таможенных органов являются осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность Главное управление по борьбе с контрабандой и Управление собственной безопасности, а также Главное управление таможенных расследований и дознания. Все перечисленные выше субъекты правоохранительной деятельности являются подразделениями центрального аппарата Федеральной таможенной службы России (приложение 1).
     Наибольший  объём правоохранительных задач  и функций выполняет Главное  управление по борьбе с контрабандой. Рассматривая структуру ГУБК, необходимо отметить, что у начальника Главного управления имеется 5 заместителей (в  том числе первый), которые осуществляют кураторство основных подразделений. Основными подразделениями ГУБК являются:
     1. Служба "А". Состоит из 5-ти отделов.  Осуществляет организационно- управленческую  деятельность подразделений по  борьбе с контрабандой в РТУ и таможнях, а также контроль за исполнением отдельных распоряжений. В её составе находятся организационно-инспекторский, оперативно-информационный, информационно-аналитический отделы, а также отделы оперативно-дежурной службы и организации связи с общественностью и средствами массовой информации.
     2. Служба "К". Основной задачей  является организация борьбы  с контрабандой на конкретных направлениях, объектах и линиях работы. В её составе имеются 4 отдела: по борьбе с контрабандой на канале импорта; по борьбе с контрабандой на канале экспорта; по борьбе с особо опасными видами контрабанды; оперативно-информационный отдел и аналитический отдел.
     3. Служба "М". Состоит из 5-ти отделов.  Ее основная задача – осуществление международного таможенного сотрудничества. В её составе находятся отделы: организации взаимодействия с таможенными органами; связи с таможенными органами зарубежных стран; подготовки и проведения международных операций; организации взаимодействия с правоохранительными подразделениями таможенных служб государств-участников СНГ; а также по борьбе с международным терроризмом и транснациональной организованный преступностью.
     4. Служба "Н". Основной задачей   является организация борьбы  с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и прекурсоров. В её составе 4 отдела: оперативно- информационный, аналитический и организации методического обеспечения борьбы с контрабандой наркотиков; оперативной разработки преступных групп и каналов контрабанды наркотиков; международных и межрегиональных операций по борьбе с контрабандой наркотиков; организации кинологической службы.
     5. Оперативная служба, основной задачей  которой является организация работы по управлению рисками. Эта служба состоит из 4-х отделов: контрольного, оперативного, аналитического и регионального.
     В прямом подчинении начальника Главного управления находятся:
     – отдел оперативных учетов;
     – отдел оперативного делопроизводства;
     – отделение защиты государственной  тайны.
     Задачи  оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в соответствии со ст. 2 федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» можно сформулировать следующим образом:
     1. Выявление, предупреждение, пресечение  и раскрытие преступлений, отнесенных  к компетенции таможенных органов,  преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
     2. Получение упреждающей оперативной  информации об обстановке в  зоне таможенной деятельности  для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации.
     3. Оказание помощи органам расследования,  прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений.
     4. Розыск лиц, скрывающихся от  органов расследования и суда  и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших.
     5. Добывание информации о событиях  или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ.
     6. Участие в совместных оперативно-розыскных  мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
     7. Оказание помощи международным  таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ.
     8. Обеспечение собственной безопасности  объектов таможенной инфраструктуры.
     9. Обеспечение безопасности сотрудников  таможенных органов, членов их  семей, их имущества, а также  лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь.
     10. Выявление, предупреждение и пресечение  фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов.
     Основные  задачи Управления собственной безопасности состоят в обеспечении эффективного функционирования таможенных органов и нейтрализации внешних и внутренних угроз и факторов, влияющих на их деятельность. Начальник УСБ имеет первого заместителя и 3-х заместителей – руководителей служб: оперативной службы, службы оперативного обеспечения и службы специальных программ. Все подразделения УСБ, за исключением отдела информационной безопасности, находятся в подчинении начальников соответствующих служб.
     В соответствии с приказом ФТС России от 12.10.2004 г. № 134 систему подразделений собственной безопасности таможенных органов возглавляет Управление собственной безопасности ФТС России основными задачами которого является:
     1. Организация обеспечения государственной  защиты должностных лиц таможенных  органов в связи с исполнением ими должностных обязанности, безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие таможенным органам Российской Федерации в лице Управления, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, а равно членов их семей и близких.
     2. Организация защиты от преступных  посягательств объектов таможенной инфраструктуры, содействие органам федеральной исполнительной власти в проведении мероприятий антитеррористического характера. Данное направление деятельности не ограничивается защитой в области каналов связи, оно так же обеспечивает безопасность зданий, помещений и сооружений (объектов) таможни в целом и является одним из основных, поскольку от уровня защищенности зависит в целом степень защиты должностных лиц и информации распространение которой, может нанести непоправимый ущерб экономическим интересам России.
     3. Выявление предупреждение и пресечение  административных правонарушений и уголовных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению преступлений против интересов государственной службы, в том числе, в интересах обеспечения полноты и своевременности поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.
     4. Выявление, предупреждение и пресечение использования технологий таможенного оформления и таможенного контроля, несоответствующих интересам экономической безопасности Российской Федерации, и которые могут быть реализованы в корыстных и иных незаконных целях. Посредством этой задачи подразделения СБ ТО осуществляют борьбу с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, что в целом не может не сказаться на степени защищенности экономических интересов России.
     5. Контроль за обеспечением информационной безопасности в таможенных органах Российской Федерации. Во исполнении поставленных руководством ФТС России задач подразделения собственной безопасности таможенных органов уполномочены осуществлять соответствующие функции.
     Итак, в области обеспечения экономической  безопасности выделяют следующие функции:
     1. Сбор, обобщение и анализ информации о фактах, событиях, лицах, организациях, создающих угрозу собственной безопасности таможенных органов и экономической безопасности Российской Федерации, а также об иных особенностях и состоянии оперативной обстановки в регионах деятельности таможенных органов.
     2. Разработка и осуществление системы мер по обеспечению собственной безопасности таможенных органов, включающей в себя комплекс предупредительно-профилактических, оперативно-розыскных административно - правовых и уголовно-процессуальных мер.
     3. Организация осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделениями собственной безопасности и обеспечение ведомственного контроля за соблюдением законности.
     4. Организация государственной защиты  от преступных посягательств на должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, а равно членов их семей и близких. Обеспечении безопасности лиц, оказывающих  конфиденциальное содействие Управлению, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, а равно членов их семей и близких.
     5. Выявление, предупреждение и пресечение попыток поступления на службу или трудоустройства в таможенные органы лиц, связанных с преступными сообществами, имеющих преступные намерения, и представляющих угрозу для собственной безопасности таможенных органов.
     6. Организация оперативного контроля за разработкой проектов ведомственных нормативных правовых актов, определяющих технологии и механизмы таможенного оформления и таможенного контроля, а также реализация специальных мер контроля за соблюдением таможенных технологий на всех этапах таможенного оформления и таможенного контроля.
     7. Участие в пределах компетенции Управления в деятельности таможенных органов по выявлению рисков, возникающих при таможенном оформлении и таможенном  контроле товаров, и формированию на их основе проектов профилей рисков.
     8. Проведение предупредительно-профилактических мероприятий в целях устранения причин и условий, отрицательно влияющих на деятельность таможенных органов, и способствующих совершению преступлении и административных правонарушений должностными лицами таможенных органов.
     9. Рассмотрение обращений граждан, организаций и должностных  лиц таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
     10. Участие в рассмотрении жалоб на действие (бездействие) должностных лиц таможенных органов по вопросам, относящимся к собственной безопасности таможенных органов.
     11. Обеспечение участия должностных лиц Управления в пределах своей компетенции с использованием мер оперативно-розыскного характера в осуществлении ведомственного контроля за состоянием охраны объектов таможенной инфраструктуры, материальных ценностей, оружия, боеприпасов и специальных средств; в осуществлении ведомственного контроля за состоянием защиты секретной и конфиденциальной информации в таможенных органах в проведении комплексных, целевых инспекторских проверок деятельности таможенных органов, организаций, находящихся в ведении ФТС России, а также служебных проверках в отношении должностных лиц таможенных органов; в осуществляемых таможенными органами проверках соблюдения участниками ВЭД законодательства Российской Федерации; в обеспечении собственной безопасности деятельности представительств ФТС России за рубежом.
     12. Оказание содействия кадровым подразделениям в изучении кандидатов на службу в таможенных органах.
     13. Осуществление, в пределах своей компетенции, контроля за использованием Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы ФТС России.
     Таким образом, с учетом выше изложенного, деятельность по обеспечению экономических интересов является одним из центральных направлений подразделений собственной безопасности таможенных органов.
     Управление  таможенных расследований и дознания осуществляет организацию деятельности таможенных органов в сфере расследования преступлений и административных таможенных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов. У начальника УТРД имеется 4 заместителя, в том числе один первый заместитель. В структуре Управления имеются отделы: организации таможенных расследований; организации дознания; методологии применения законодательства; расследования дел особой важности; криминалистики, международных поручений и другие, а также отделение делопроизводства.
     В соответствии с п. 8 ст. 5 УПК РФ под дознанием как формой предварительного расследования понимается деятельность дознавателя по расследованию в полном объёме уголовного дела, по которому предварительное следствие не обязательно. Срок дознания составляет 20 суток, и не более чем на 10 суток он может быть продлен надзирающим прокурором. Таким образом, предельный срок дознания составляет 30 суток. По уголовным делам, требующим предварительного следствия, орган дознания правомочен осуществлять неотложные следственные действия в течение 10 дней. Перечень неотложных следственных действий УПК РФ не ограничен. Он находится на усмотрении дознавателя и зависит от особенностей дела. Прокурор, следователь вправе забрать уголовное дело у дознавателя в любой момент производства неотложных следственных действий, не ожидая истечения срока. Таким образом, неотложные следственные действия являются не разновидностью дознания, а составной частью предварительного следствия, но выполненные органом дознания.
     В соответствии со ст.151 и 157 УПК РФ к  компетенции таможенных органов в настоящее время отнесено 5 составов преступлений, 2 из них (по ч. 1 ст.188 и ст. 194 УК РФ) расследуются в форме дознания. В соответствии с требованиями УПК РФ в системе таможенных органов определены должностные лица, наделенные правами начальников органов дознания. Ими являются:
     – начальник Главного управления таможенных расследований и дознания;
     – заместитель начальника ГУТРД, курирующий вопросы производства дознания по уголовным делам;
     – начальники региональных таможенных управлений (РТУ) и их первые заместители, являющиеся одновременно начальниками оперативных  таможен;
     – заместители начальников оперативных  таможен, курирующие вопросы дознания;
     – начальники таможен и их первые заместители по правоохранительной работе.
     Перечисленные должностные лица и дознаватели  в пределах компетенции имеют право и обязаны возбуждать уголовные дела как в отношении конкретных лиц, совершивших преступления, так и по факту преступления. Последнее положение вызвало на практике много споров. В ряде регионов надзирающие прокуроры считают, что такого права у органов дознания и дознавателя нет, при этом в качестве аргумента ссылаются на ст. 223 УПК РФ, в которой сказано, что дознание проводится только по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Это действительно так, и оснований для оспаривания данного положения нет. Однако органы дознания и дознаватели наряду с дознанием уполномочены производить и неотложные следственные действия по преступлениям, отнесенным к их компетенции и требующим производства предварительного следствия, что подтверждается п. 2 ч. 2 ст. 40, ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ. В соответствии с требованиями перечисленных статей орган дознания при обнаружении признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
     В таможенных органах в качестве повода к возбуждению уголовного дела наиболее часто выступают материалы, полученные в результате таможенного досмотра и оформления, а также из отделов таможенных расследований и оперативно-розыскных подразделений.
     На  уровне Региональных таможенных управлений имеются подразделения, осуществляющие ОРД: оперативные таможни, возглавляемые первыми заместителями начальника РТУ и службы собственной безопасности, возглавляемые заместителями начальника РТУ. Функции, связанные с дознанием и расследованием административных таможенных правонарушений, возложены на соответствующие подразделения оперативных таможен.
     В таможнях функционируют оперативно-розыскные  отделы, отделы и отделения по борьбе с особо опасными видами контрабанды и контрабандой наркотиков, отделы дознания, отделы административных таможенных расследований, подчиненные первому заместителю начальника таможни по правоохранительной работе, а также отделы собственной безопасности, подчиненные соответствующему заместителю начальника таможни.
     Таможенные  посты, склады временного хранения и  другие объекты таможенной инфраструктуры находятся в оперативном обслуживании сотрудников оперативных подразделений таможенных органов, осуществляющих деятельность по борьбе с контрабандой и обеспечивающих собственную безопасность таможенных органов.
     Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих правоохранительным подразделениям таможенных органов, под управлением можно понимать непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность таможенных органов, обеспечивающих их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях путем принятия и реализации управленческих решений.
     Под организационной структурой таможенного  органа следует понимать совокупность структурных подразделений, составляющих орган, порядок их соподчиненности, а также формы распределения между ними функций. 
 
 
 
 

1.2 Характеристика органов дознания в таможенных органах

 
     Дознание  в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов России и ее безопасности. 
         Таможенным органам право на производство дознания по делам о контрабанде впервые было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это право было подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с существенным расширением компетенции.

     На  сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по пяти составам преступлений, предусмотренных УК РФ:
     - статья 188 "Контрабанда";
     - статья 189 "Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники";
     - статья 190 "Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран";
     - статья 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте";
     - статья 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей".
     Дознание  в уголовном процессе выступает  как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и выполняет роль важного уголовно-процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.
     Согласно  ст. 118 УПК РФ дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
     Таможенные  органы правомочны осуществлять обе  разновидности дознания. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, проводится в течение десяти дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором. По всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов предварительное следствие обязательно2.
     Таможенные  органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей  компетенции, имеют право (и обязаны) по "горячим" следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым согласно ч. 1 ст. 119 УПК РФ относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.
     Однако  данный перечень не является исчерпывающим. Законом Союза ССР от 12 июня 1990 г. были внесены изменения и дополнения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, которым к неотложным следственным действиям отнесены также: прослушивание телефонных и иных переговоров, наложение ареста на имущество, назначение экспертизы. 
        Как видно, перечень неотложных следственных действий довольно большой. Но это не означает, что таможенные органы, осуществляя данную разновидность дознания, обязаны во что бы то ни стало выполнить все неотложные следственные действия. Сделать это часто бывает невозможным по объективным причинам. Производство тех или иных неотложных следственных действий и их очередность находятся на усмотрении лица, ведущего дознание, его начальника и начальника таможенного органа и во многом зависят от особенностей совершенного преступления, складывающейся на месте обстановки и наличия реальных возможностей их осуществления. В то же время, несмотря на трудности, таможенные органы обязаны пресечь преступление и по "горячим" следам собрать и задокументировать доказательства, в отношении которых имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы, умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.

     При необходимости начальник органа дознания по сложным уголовным делам может создавать бригаду дознавателей, один из которых возглавляет ее и принимает дело к своему производству.
     Наряду  с неотложными следственными действиями орган дознания правомочен избрать любую меру пресечения, в том числе заключение под стражу, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона.
     Решая вопрос об аресте, необходимо учитывать  тяжесть совершенного преступления, личность подозреваемого и наличие доказательств его виновности. 
        При производстве дознания первой разновидности таможенные органы (как и другие органы дознания) не вправе производить следственные действия, выходящие за рамки неотложных, например: предъявление для опознания, очную ставку, следственный эксперимент, проверку показаний на месте, привлечение в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого. 
       Дознание должно вестись оперативно и в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом. Всякое отступление от закона, в том числе несоблюдение процессуальных форм, рассматривается как нарушение закона и влечет за собой негативные правовые последствия.

     Компетентный  следователь вправе в любой момент дознания изъять уголовное дело у  таможенного органа и принять его к своему производству (ч. 3 ст. 127 УПК РФ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.