На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Состав, значение в экономике, уровень развития отдельных отраслей

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
1. Состав, значение в экономике, уровень развития отдельных отраслей……….3
2. Транспортное машиностроение (на примере автомобилестроения и подвижного состава для железных дорог)…………………………………………5
3. Проблемы и перспективные направления развития транспортного  машиностроения……………………………………………………………………12
4. Размещение производств отрасли в кировской области………………………17
5. Картосхема «размещение ведущих производств машиностроения в России» …………………………………………………………………………..(приложение)
6. Характеристика экономических районов………………………………………19
    6.1. Центральный район………………………………………………………19
    6.2. Волго-вятский район……………………………………………………..21
    6.3. Поволжский район………………………………………………………..22
    6.4. Уральский район………………………………………………………….23
    6.5. Восточно-сибирский район……………………………………………....24 

      СОСТАВ, ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ, УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
      Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль  и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями народного хозяйства.
      В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [11]
      Электротехническая  промышленность. Отрасль выпускает более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование. [6]
      Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются  высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.
      Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли и производит печатные станки, конвейеры для типографий и т.д.
      Машиностроение  для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю. [6]
      Ракетно-космическая  промышленность выпускает орбитальные  космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.
      Авиационная промышленность получила развитие в центрах высокой технической культуры. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, но уступает в производстве двигателей и приборов (авионики). В настоящие время осуществляется реформирование отрасли путем формирования холдинговых компаний. [11]
      Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле.
      В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная  специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит различные виды комбайнов, а также различные модификации тракторов.
      Судостроительная  промышленность. Большинство предприятий  отрасли, несмотря на потребляемое ими  значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслей народного хозяйства. [6]
      ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ)
      Транспортное  машиностроение представлено производством  автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов. По темпам роста производства машиностроение определило лидирующее положение среди других направлений промышленности. Эта отрасль, безусловно, требует вложений, но при этом имеет в активе колоссальный потенциальный спрос плюс ощутимую поддержку со стороны государства.
     Первыми среди машиностроителей плоды удачной мировой конъюнктуры на товары нашего сырьевого экспорта, а также общего подъема народного хозяйства начали пожинать локомотиво- и вагоностроители. Состояние подвижного состава, практически не обновлявшегося все 1990-е годы, ставило под вопрос перспективы роста грузопотока: по данным ОАО «Российские железные дороги» за 2006 год, износ парка тепловозов составил 84,2%, грузовых вагонов — 85,9%, электровозов — 72,5%.
     Экспортеры  ринулись заказывать собственный подвижной состав, что вызвало бум производства цистерн, а потом и выпуска самых массовых типов грузовых вагонов — благо у созданного на базе МПС ОАО «Российские железные дороги» появились средства для инвестиций. Осваивать большую часть этого бюджета будет Трансмашхолдинг, который имеет среди владельцев и основного заказчика собственной продукции — РЖД. [2]
     В состав Группы компаний "Трансмашхолдинг" входят Коломенский завод и Пензадизельмаш, обеспечивающие потребности заводов группы в дизельных двигателях для маневровых и магистральных тепловозов.
Таблица 1. Структура рынка. Данные по итогам 2005 года

ФГУП  «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил)
доля в  общем объеме производства отрасли (в стоимостном выражении) – 28 % доля Компании в объеме выпуска продукции (грузовые вагоны) – 50 %
,
Таблица 2. Рост производства в России (2000 год = 100%) [9]
                     Маневровые и промышленные тепловозы  для широкой и узкой колеи  поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск).
                      Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске,  Абакане, пассажирские – в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные – в Усть-Катаве (Урал), вагоны для метрополитена – в Мытищах, Санкт-Петербурге. В Брянске производятся изотермические вагоны.[12]
      Как видно из Таблицы 2, производство подвижного состава для железных дорог на протяжении пяти лет неуклонно возрастало и увеличилось в несколько раз по всем видам продукции транспортного машиностроения.
      Анализ  структуры производства промышленной продукции по отраслям машиностроения в России по данным 2006 г. выявил, что наибольшая доля 28,91% принадлежит автомобильной промышленности, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. Рост объема продукции машиностроения в 2002-2006 гг. увеличился на 120% (в 2,2 раза) (табл. 3).
Таблица 3. Структура и динамика производства промышленной продукции машиностроения в России
  В 2002 г., млн руб. В 2006 г., млн руб. Темп прироста, %
машиностроение, из него: 658817 1450824 120
автомобилестроение 187781 419378 123
       
      Автомобильная промышленность - ведущая отрасль  машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности.
      Предприятия автомобилестроения размещены в  различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных  районах европейской части с  высокой концентрацией автоперевозок. Особенно велика роль Центрального региона, где расположен завод им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), завод малолитражных автомобилей (АЗЛК), заводы по производству подшипников и комплектующих деталей. В Московской области и Ликино-Дулево находиться автобусный завод. В Ярославле налажено производство автомобильных двигателей. Широкое развитие транспортного машиностроения в районе обусловлено его центральным положением и наличием густой сети путей сообщения. В районе действуют многочисленные предприятия-смежники: машиностроительные, текстильные, химические, которые обеспечивают автомобилестроение необходимыми узлами, деталями, комплектующими изделиями в порядке кооперирования. [12]
    Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго- Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти),  микролитражные - в Серпухове.
    Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.
    -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)
      Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар) районах. 
      В Энгельсе действует троллейбусный завод.
      Специализированные  предприятия по производству моторов  находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [4]
     Поволжье  — крупнейший в стране производитель  автомобилей. Для развития этой отрасли  имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию. Волжский автомобильный завод был построен в Тольятти за 3,5 года (1967 — 1971 гг.) и по технической оснащенности цехов, уровню автоматизации и механизации является ведущим в автомобилестроении страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации. Более 90% получаемых заводом материалов и комплектующих изделий изготавливается по специальным техническим условиям. В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют:
    предприятия Поволжья — Нижнекамский завод (покрышки), волжский завод РТИ (прокладки, резиновые кольца), заводы г. Диммитровграда Ульяновской области (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши);
    предприятия, специально построенные для поставки своих изделий ВАЗу в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.
      КамАЗ - крупнейшее в России предприятие  по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В составе КамАЗа семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.
      Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного  ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей  УАЗ высокой проходимости, предназначенных  для мелкопорционной перевозки  грузов. [12]
      В транспортном машиностроении насчитывается 118 крупных и средних промышленных предприятий с общей численностью работающих более 190 тыс. человек.
      Автомобилестроение  является «звездой» сегодняшнего российского машиностроения. Правда, в основном за счет выпуска легковушек, которые лишь с явной натяжкой могут быть отнесены к продукции группы «А», то есть к сектору производства средств производства. [2]
      Производство  легковых автомобилей в РФ в 2006 г., согласно данным статистики, выросло  на 12,3% до 1,2 млн. шт. Из них 0,28 млн. шт. –  это иномарки российского производства.
     Поддержание достаточно высоких темпов роста  машин и оборудования по видам обеспечивалось главным образом за счет расширения спроса на продукцию, ориентированную на внутренний рынок. Кроме того, на протяжении последних лет сохраняется устойчивое расширение спроса на оборудование для отраслей потребительского комплекса.
     В таблицах 4 и 5 представлено несколько  крупнейших предприятий автомобилестроения и подвижного состава для железных дорог из рейтинга Эксперт 400.
Таблица 4. Крупнейшие машиностроительные компании 1999-2007 г.г.[8]
Компания Объем реализации, млн руб. Темп  прироста (%) Объем реализации, млн руб. Темп  прироста (%) Темп  прироста с 2000 к 2008, %
1999 г. 2000 г. 2006 г. 2007 г.
АвтоВАЗ 47 999,1 66 930,9 39 179 915,0 187 545,0 4 291
Группа  ГАЗ 24 291,4 29 601,5 22 120 265,2 152 784,8 27 529
Группа  КамАЗ 8 780,5 18 487,4 111 71 012,0 97 229,0 37 1 007
"Уралвагонзавод" 2 597,8 4 016,2 55 27 995,6 39 595,4 41 1 424
 
Таблица 5. Крупнейшие машиностроительные компании 2002-2007 г.г.[8]
Компания Объем реализации, млн руб. Темп  прироста (%) Объем реализации, млн руб. Темп  прироста (%) Темп  прироста с 2002 к 2008, %
2002 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г.
АвтоВАЗ 119 432,0 130772,0 10 179 915,0 187 545,0 4 57
Группа  ГАЗ 32 977,7 36685,9 11 120 265,2 152 784,8 27 363
Форд Мотор Компани н.д. 14886,1 - 74 547,3 121 236,0 63 714
Группа  КамАЗ 23 304,8 29326,7 26 71 012,0 97 229,0 37 317
Трансмашхолдинг 7 073,4 12167,6 72 55 080,0 68 007,0 24 861
"Уралвагонзавод" 14 887,6 22000,3 48 27 995,6 39 595,4 41 166
"Автофрамос" 2 946,6 4434,3 51 21 717,5 31 269,9 44 961
 
     За  взятый период времени, на протяжении которого эти предприятия не только не сдали своих позиций, но и уверенно сдерживают свои места в рейтинге, прослеживается значительный рост объема реализации в денежном выражении по всем предприятиям. Темпы прироста 2008 года по отношению к 2002 составляют от 57% до 961%, т.е увеличение объемов реализации продукции в денежном эквиваленте в 0,5-10 раз за 6 лет.
      Заметный  рост благосостояния наряду с созданием благоприятных условий для сборки на территории России иномарок уже который год приводит к взрывному (на десятки процентов) увеличению продаж новых автомобилей в стране. Только за 2006 год было продано 1,8 млн новых машин, что на 23,6% больше абсолютных показателей года предыдущего. По различным экспертным данным, в денежном выражении рынок в 2006 г. достиг $32-33 млрд. – на 40-45% больше, чем в 2005 году.
      В 2006 году впервые произошел перевес в количестве проданных иномарок (в том числе собранных в России) над «исконно» отечественными вроде «Лад» и «Волг». Новые импортные иномарки «взяли» на себя 57% всего объема продаж – $18,2 млрд, а российские автомобили – $5,8 млрд.
      Рост  производства иностранных моделей  обусловлен реализацией принятого  в апреле 2005 года постановления правительства  о промышленной сборке автомобилей. Согласно этому документу иностранные компании при соблюдении условий по локализации производства получили ряд льгот при организации в России сборочных производств. С момента вступления постановления в силу большинство грандов мировой автоиндустрии уже создали или объявили о запуске в ближайшие два года заводов по выпуску машин под своими марками. В настоящее время крупнейшими из них являются заводы Ford (в 2009 году намечено увеличение мощности до 125 тыс. машин в год), «Автофрамос» (сегодняшняя мощность 80 тыс. с доведением до 120 тыс.). Из таблицы 5 видно как за последние пять лет динамично развиваются эти компании, объём реализации которых возрос в 8,1 и 10,6 раз соответственно. Toyota (первоначальная мощность 50 тыс. с расширением до 200 тыс.), GM (70 тыс.), Volkswagen (115 тыс.). [2]
      Общий вывод свидетельствует, что сегмент  иномарок все сильнее теснит отечественное  производство, несмотря на положительные темпы прироста отечественной автомобилестроительной отрасли.
      По  оценкам экспертов рынка, нынешняя тенденция — постепенное сокращение доли, а затем и абсолютного  числа «аборигенных» легковушек — будет только усиливаться. Поэтому крупнейшему российскому автозаводу — АвтоВАЗу придется либо коренным образом обновлять модельный ряд и вкладываться в НИОКР, либо надеяться на поддержку государства, в собственность которого в лице «Рособоронэкспорта» волжский автогигант перешел в 2005 году. [2] Антикризисные мероприятия по поддержке Российского автопрома активно стали проводиться государством с 2009 года.
      ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО  МАШИНОСТРОЕНИЯ
      В силу неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем.
      В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика - Министерства путей сообщения РФ. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого железным дорогам России подвижного состава. В связи с этим производство грузовых вагонов возросло незначительно. Предвидится изменение структуры выпуска пассажирских вагонов, соответствующих современным требованиям комфортности и безопасности движения. Тем самым создается возможность прекратить их импорт. [1]
      Поставки железнодорожной техники на экспорт, всегда существовавшие на предприятиях такого рода, не могут полностью покрыть их производственные возможности. Для обеспечения оптимальной загруженности предприятий этого комплекса необходим поиск новых рынков сбыта как внутри самой России, так и за ее пределами.
      Наше  транспортное машиностроение может  предложить полный комплекс экономичных и экологически безопасных транспортных технологий, предназначенных для эксплуатации природных месторождений, что может обеспечить приоритет при участии в тендерах на их разработку российскими же добывающим компаниям – при условии их работы в одной «упряжке» с машиностроительным комплексом, в составе возможного концерна. Кроме этого, действенное участие государства в этой системе сотрудничества позволит, во-первых, оказывать компаниям дипломатическую поддержку, а во-вторых, в некоторых случаях, влиять на развитие транспортных систем в других государствах в расчете на долговременные геополитические интересы. [10]
      Системная проблема отрасли обусловлена следующими факторами:
      1. Технологическое  отставание. Ключевая проблема транспортного машиностроения России ? технологическое отставание отрасли от мирового уровня, что не позволяет обеспечить потребности российского железнодорожного и городского рельсового транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе для безусловного выполнения в полном объеме грузовых и пассажирских перевозок по сети железных дорог, организациями трамвайного движения и метрополитенами. Без решения этой проблемы невозможно эффективное развитие транспортного машиностроения, повышение его экспортного потенциала. Решение проблемы технологического отставания конечной продукции транспортного машиностроения должно проводиться в комплексе с решением соответствующих проблем в смежных отраслях, в том числе электротехнической промышленности, дизелестроении, продукция которых также уступает мировым аналогам.
      2. Выбытие, износ  и неполное использование  производственных  мощностей. В настоящее время имеющиеся производственные мощности не могут быть задействованы в полном объеме, даже при наличии заказов со стороны потребителей. Это связано со значительным сокращением персонала на предприятиях отрасли, нарушением кооперационных связей со смежными отраслями и наличием "узких мест"
      3. Высокая зависимость  от сторонних поставщиков  ключевых комплектующих  для подвижного  состава. Для снижения зависимости от сторонних поставщиков целесообразна организация собственного производства ключевых комплектующих в рамках холдингов в сфере транспортного машиностроения. К числу таких комплектующих можно отнести дизельные двигатели, электрооборудование, электродвигатели, тележки, кузова. Роль государства в этом процессе заключается в устранении препятствий при заключении сделок по покупке предприятиями транспортного машиностроения активов, производящих ключевые комплектующие.
      4. Отсутствие производства  высокотехнологичных  комплектующих. В России в настоящее время фактически отсутствует производство целого ряда комплектующих, без которых невозможно создание техники, соответствующей мировому уровню.
      5. Недостаток квалифицированных  кадров. Кроме того, в последние годы происходит старение кадрового состава промышленных предприятий. Комплексное решение проблемы обеспечения отрасли квалифицированными кадрами возможно только при условии государственного участия в организации комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов в сфере железнодорожного машиностроения всех уровней с целевым финансированием за счет средств федерального бюджета на базе ПТУ, колледжей, кафедр профильных вузов и университетов.
      6. Отсутствие долгосрочных  контрактов на  поставку продукции  и проблемы ценообразования. В настоящее время в России практикуется заключение краткосрочных (на срок до года) контрактов. Сокращение предварительного объема заказа на стадии освоения производства может привести к росту цен и, как следствие, к снижению экономической эффективности новых моделей подвижного состава
      7. Отраслевые риски,  связанные с реформированием железнодорожного транспорта. Чтобы компенсировать указанные риски целесообразно разработать меры, стимулирующие предприятия транспортного машиностроения реорганизовывать систему управления, внедрять системы управления рисками, повысить гибкость систем планирования. Одновременно с этим необходимо стимулировать диверсификацию производства и выход на новые рынки сбыта, в том числе внешние.
      В свою очередь, нивелирование влияния  указанных факторов или их устранение в рамках реализации Стратегии развития транспортного машиностроения позволит повысить эффективность деятельности организаций железнодорожного транспорта, в полном объеме удовлетворить платежеспособный спрос на грузовые и пассажирские перевозки, снизить транспортную нагрузку на ВВП, а также ускорить экономический рост.
Приоритетные  направления развития продукции отрасли:
      1. Применение базовых платформ  в производстве подвижного состава.  Этот подход позволит наиболее  полно обеспечить требуемые функциональные  характеристики подвижного состава  для различных видов перевозок и условий эксплуатации с использованием оптимального ограниченного набора конструктивных и технологических решений по подвижному составу и его отдельным узлам и системам.
      2. Расширение номенклатуры выпускаемой  продукции. В настоящее время на сети железных дорог РФ наиболее остро стоит проблема дефицита пассажирских электровозов, магистральных грузовых электро- и тепловозов.
      3. Повышение технического уровня  продукции транспортного машиностроения.
      4. Производство тягового подвижного состава с асинхронным электроприводом. Основными его достоинствами являются:
·        снижение энергопотребления;
·        улучшение тяговых характеристик;
·        снижение эксплуатационных расходов.
Такое специализированное производство также  позволит снизить стоимость электрооборудования за счет эффекта масштаба.
      5. Производство пассажирских вагонов  повышенной комфортности.
      6. Производство скоростного подвижного  состава
      7. Производство тележек с нагрузкой  до 30 т на ось и тележек, рассчитанных  на скорости движения до 200 км/ч и выше
Развитие  производства скоростного подвижного состава в настоящее время  сдерживается уровнем инфраструктуры.
      8. Развитие сети фирменного обслуживания и ремонта в течение всего срока службы. Такое решение позволит обеспечить связь между производством и обслуживанием подвижного состава, повысить ответственность производителя за качество и надежность, а эксплуатанта – за соблюдение технических норм эксплуатации.
      В целом быстрая организация производства новых видов подвижного состава и комплектующих, внедрение высокопроизводительных процессов в производстве фактически невозможна без трансферта современных технологий из-за рубежа. Также ожидается создание других совместных предприятий, обеспечивающих достижение мирового уровня качества по ключевым направлениям развития отрасли.
      Перспективы развития машиностроительного комплекса  зависят от реализации целевых комплексных  программ, направленных на совершенствование  машиностроительного комплекса. Важнейшими направлениями совершенствования машиностроительного комплекса являются:
    комплексная механизация всех стадий технологических процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции;
    производство технических средств, соответствующих по своим параметрам специфическим отраслевым и климатическим условиям эксплуатации;
    дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного комплекса;
    развитие микропроцессорной техники;
    оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории страны;
    использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса.
      Проведение  коренного реформирования отрасли машиностроения позволит России выйти на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией и занять на нем выгодную позицию. Это послужит базой для стабилизации экономики и подъема промышленности России в целом. 

      РАЗМЕЩЕНИЕ  ПРОИЗВОДСТВ ОТРАСЛИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
      Машиностроение  представлено предприятиями авиационной, электротехнической, станкостроительной промышленности, предприятиями подъемно-транспортного и железнодорожного машиностроения. Увеличиваются мощности в судостроительной промышленности, созданы производства по выпуску специальной автомобильной техники.
      Наиболее  крупные предприятия: ОАО «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК», ОАО «Электромашиностроительный завод  «Лепсе», ОАО «Ново – Вятка», ОАО  «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», ОАО «Кирскабель», ОАО «Кировский машзавод им. 1 Мая», ОАО «Белохолуницкий машиностроительный завод», ОАО «Кировский станкостроительный завод». На базе предприятия ОАО "Веста" итальянской фирмой "CANDY" реализуется инвестиционный проект по организации производства новых моделей автоматических стиральных машин.
      Предприятия отрасли производят  авиационное  электрооборудование, различные виды кабеля, станки металлорежущие, оборудование непрерывного транспорта, инструмент электрический и мерительный, высококачественные ТНП: машины стиральные автоматические, охотничьи ружья и карабины, радиоприемные устройства, широкий спектр электрических и газовых плит и встраиваемой бытовой техники. Кировская область является монополистом в России по производству моторных платформ для путеукладчиков, кранов на железнодорожном ходу, заточных деревообрабатывающих станков, лесных плугов, проводов неизолированных для ЛЭП.
      В области производятся шины для сельскохозяйственных машин, мототехники, легковых и грузовых автомобилей, резинотехнические изделия, искусственные кожи и изделия из пластмасс для различных отраслей экономики.
      В импорте товаров ведущее место  занимает машиностроительная продукция (оборудование и запасные части к  нему) - более 50%, продукция нефтехимии - около 14%, изделия из черных и цветных металлов – 10%.
 

      
     В январе - октябре 2002 года промышленностью  области произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 32,7 млрд. рублей. Индекс физического  объема произведенной продукции к январю - октябрю 2001 года составил 101,3%. Рост объемов выпуска промышленной продукции отмечен в машиностроении и металлообработке (на 15,5%). [5]
Таблица 6. Крупнейшие машиностроительные АО региона [7]
НАИМЕНОВАНИЕ Реализация, тыс. руб. Изменение выручки за год Чистая прибыль  2005 г., тыс. руб. Рентабельность
2005 г. 2004 г.
«ЛЕПСЕ» 1 699 719 1 713 032 -1% 8 706 0,51%
«МОЛОТ» 1 378 174 1 374 790 0% 6 736 0,49%
МАШЗАВОД 1 МАЯ 917 265 792 501 16% 84 432 9,20%
«АВИТЕК» 712 874 818 828 -13% - 228 258 -32,02%
НОВО-ВЯТКА 617 442 646 235 -4% - 29 666 -4,80%
БЕЛОХОЛУНИЦКИЙ  МАШ.ЗАВОД 336 857 230 988 46% - 1 974  -0,59%
 
     В Таблице 6 представлены несколько предприятий  из рейтинга 50 крупнейших Акционерных  Обществ Кировской области, подготовленного финансовой компанией «Ажио». Хуже дела обстоят на ОАО «Авитек»: 2004 год – минус 26%, 2005 год – еще минус 13%; при таких показателях финансовой деятельности через пару лет оно может просто исчезнуть из списка крупных АО.
      На  предприятиях, которыми гордилась наша область 30 лет назад, сейчас полная стагнация. «Лепсе», «Маяк» и «Молот»  – нулевой рост объемов продаж. И такая ситуация, к сожалению, характерна для всего машиностроения России.  
 

      КАРТОСХЕМА  «РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕДУЩИХ  ПРОИЗВОДСТВ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ» (Приложение) 

      ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ
 
6.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН 

    СОСТАВ  РАЙОНА. ОСОБЕННОСТИ ЭГП
     Центральный экономический район России включает город Москву и 12 областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую.
     Территория - 486 тыс. км2 (2,9% территории страны).
     ЭГП в центральной части европейской территории России, сравнительной близостью к северным и южным морям, удобными путями к которым служат крупнейшие реки — Волга, Дон, Днепр, Западная Двина. Границы его проходят не только с экономическими районами России - Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и  суверенными государствами - Украиной и Белоруссией.
     Положение Центра посреди наиболее густо заселенной и хозяйственно освоенной части страны, в крупнейшем узле транспортных путей, на “перекрестке” важнейших экономических связей между различными районами оказывает очень большое влияние на весь ход развития этого района. 

    НАСЕЛЕНИЕ. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
     Население - самая густозаселенная часть  РФ. Здесь живет 30,3 млн. чел., или 20,4% населения России; по плотности населения (62,6 чел./км2) ЦЭР также занимает первое место среди районов. На севере района плотность составляет 15-20 чел./км2, на западе и юге — 50-70 чел./км2. Наименее плотно заселена Костромская область, а максимальная плотность — в Московской. Доля городского населения в районе — 82,5%.
     Здесь повсеместно преобладает русское население. Небольшие национальные группы есть на востоке Рязанской области (татары) и северо-востоке Тверской (карелы). На западе живут белорусы и украинцы.
     Для механического движения городского населения характерна большая доля мигрантов из других экономических районов. Демографическая ситуация характеризуется невысоким естественным приростом и возрастанием доли населения старших возрастов. Численность трудовых ресурсов недостаточна.
     Район играет выдающуюся роль в развитии культуры, подготовки квалифицированных кадров. Высокая концентрация квалифицированных кадров, дефицит главным образом в менее квалифицированной рабочей силе. 

    ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
     Ведущие отрасли специализации:
    Машиностроение: автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования и оборудования для легкой и пищевой промышленности, магистральные тепловозы, речные суда, двигатели, оборудование для торфяной и угольной, полиграфической промышленности, а также сельскохозяйственные и дорожные машины.
    Химическая промышленность: минеральных удобрений; каустической и кальцинированной соды; серной кислоты, азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства; синтетический каучук; искусственные волокна; пластмассы; фотохимические товары, лекарственные препараты, красители, лаки и парфюмерные изделия.
    Легкая промышленность (1/3 часть производства отрасли): текстильная промышленность (более 85% всех производимых в стране тканей), обувная промышленность (12% обуви страны).
    Полиграфическая промышленность является отраслью рыночной специализации.
     Дополняющие отрасли: пищевая промышленность, угледобыча, электроэнергетика, металлургия, деревообработка, промышленность строительных материалов, стекольная и фаянсовая. 

    СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
     Оно специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве,  выращивании картофеля и овощей.
      Отраслью  специализации сельского хозяйства является льноводство (первое  место в стране (68,1%). Основные районы концентрации посевов  льна - Тверская, Смоленская,     Ярославская, Московская области. Агропромышленный комплекс Центрального района  дает  примерно 50% всей сельскохозяйственной продукции  Нечерноземной  зоны  России. Пшеница возделывается главным образом  на  юге района - в Орловской, Тульской и Рязанской областях. Много зерна идет на комбикормовую промышленность. Полностью обеспечивает себя  район  картофелем.  

    РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕДУЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
      Московская  область. Машиностроение – Коломна, Люберцы, Мытищи, Электросталь; химическая  промышленность – в Воскресенске,  Щелкове,  Орехово-Зуеве; текстильная промышленность – Орехово-Зуево, Ногинск, Павловский Посад.
     Ярославская область. Ярославль - машиностроительной, нефтехимической, текстильной, полиграфической промышленности. Рыбинск – судостроение, производство  полиграфических и дорожных машин.
     Ивановская  область – текстильная промышленность – Иваново, Шуя, Вычуга, Тейково и др.
     Владимирская  область. Владимир - тракторостроение, производство электромоторов, автотракторных приборов, пластмасс; Муром - холодильников, текстильная и деревообрабатывающая промышленность,  Ковров – экскаваторов,  мотоциклов, Гусь-Хрустальный - стекла и хрусталя. В Александрове - радиотехническая промышленность, в Кольчугине - кабелей и электропроводов, в Вязниках - льняных тканей.
     Тульская  область. Тула – картофелеуборочные комбайны, дорожные и швейные машины, радиоаппаратура, скобяные изделия. Вблизи Тулы построены металлургические заводы - Косогорский и Новотульский, химическая и угольная промышленность сформировалась в Новомосковске и Щекине.
     Смоленская  область. Смоленск 40% валовой промышленной продукции области. Рославль (квалифицированное машиностроение), Вязьма (легкая и пищевая промышленность), Гагарин (светотехника), Рудня (молоко-перерабатывающая и торфяная промышленность).
     Костромская область. Кострома – льняные ткани, экскаваторы, текстильные машины и деревообрабатывающие станки. Лесопиление и деревообработка – в Шарье, Мантурово, Галиче и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.