Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

      Введение

 
       Экономика Германии в XX веке испытывала не менее драматические повороты, чем ее политическая система и внешнеполитические устремления. Однако потрясения не сломили Германию. ФРГ – одна из ведущих и наиболее развитых держав мира.
       Устройство  государственных финансов имеет  особо важное значение в федеративном государстве, поскольку оно не только определяет материальную основу экономического регулирования и социальной политики, но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым устройство самой Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Финансовый бюджет  как главное звено  финансовой системы

      Административно ФРГ состоит из Федерации, Земель и общин. Для них основным законом  установлены четко определенные задачи, соответствующие их сферам деятельности.  Для их выполнения они должны нести расходы. Поэтому средства, поступаемые от граждан на общественные нужды идут не в общую кассу, а распределяются между Федерацией, Землями и общинами. Самой низкой, по уровню, и одновременно самой маленькой административной единицей  является община. В основном к задачам общины относится все, что непосредственно касается ее самой, отдельных ее членов, частности снабжение водой, очистка сточных вод или уничтожение отходов. Сюда же следует отнести содержание дорог в пределах населенных пунктов, услуги в сфере местного социального обеспечения и здравоохранения, а также строительство и содержание основных и начальных школ.
      На  Земли возложено выполнение всех государственных задач, если в Основном законе прямо не предусмотрена или не допускается иная регламентация. Важнейшие задачи земель распространяются преимущественно на область культуры, на систему образования. В компетенцию их входит также правосудие, полиция и государственное здравоохранение.
       На  долю Федерации приходятся основные задачи, а значит и финансирование. Основным законом на нее возложены  все те задачи, выполнение которых  непосредственно обеспечивает существование государства в целом.
         Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.
       Связующим звеном между бюджетом федерации  и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

       1.1. Доходы федерального  бюджета

 
       Формирование  доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" (его доля в ВНП). Государство в ФРГ в начале 80-х годов перераспределяло через  госбюджет (включая фонд социального страхования) до половины ВНП.
       Формирование  доходов определят целую систему  финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно: 9/10; 7/10  и 1/3.
       В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов  экономического  роста. Налоговое  регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из  основных  инструментов  государственного  регулирования экономики.  К числу главных методов налогового регулирования относятся:
     1) понижение  или  повышение  общего уровня налогообложения  (ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций, косвенных налогов);
     2) система ускоренной амортизации  капитала предприятий;
     3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит");
     4) разнообразные специальные налоговые  льготы, поощряющие деловую активность в отдельных сферах или регионах.
       Федерация получает полностью налог на спиртоводочные изделия, все налоги на потребление (кроме налога на пиво) и страховую пошлину, равно как и все таможенные пошлины. Совместные налоги: подоходный налог - федерация- 42,5%, земли -42,5%, общины - 15%; налог на корпорации - федерация -50%, земли -50%; налог с оборота - федерации - 65%, земли -35%.
       Налоговая система ФРГ включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами.
       Налоговая система ФРГ опирается, прежде всего, на подоходный налог. Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Данным налогом облагаются все граждане имеющие доход. Подоходный налог включает два вида налога: налог на заработную плату и налог с капитала. Минимальная ставка подоходного налога -22,9%, максимальная - 51% (до 1999 г. она составляла 56%). Ежегодные доходы, не превышающие 13500 марок у не состоящих в браке и 27000 марок у состоящих в браке, налогом не облагаются. Налоговая реформа Федерального Правительства приведет к дальнейшему заметному сокращению налогового бремени всех лиц наемного труда. К 2005 г. сумма доходов, не облагаемых налогом, повысится  примерно до 15000 марок для лиц, не состоящих в браке, и до 30000 марок для лиц, состоящих в браке. Минимальная налоговая ставка снизится до 15%, максимальная – до 45%. Ставка налога на доходы с капитала - 25%.
       Поимущественным налогом или налогом на собственность облагается имущество физических и юридических лиц. Налог взимается с суммарной оценки всех элементов движимого и недвижимого имущества, приносящего прибыль. Ставка для физических лиц - 0,5%, для юридических лиц - 0,6%.
       Обложение юридических лиц производится посредством налога на корпорации. Ставка налог на корпорации для нераспределенной прибыли - 50%, для распределенной прибыли -36%. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах - членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%.
       Промысловым налогом облагаются не результаты деятельности физических и юридических лиц, а  капитал и доходы предприятия  как хозяйствующего субъекта. Промысловый  налог взимается при распределении прибыли до уплаты корпорационного налога. Взимание налога осуществляется по двум ставкам: 5% суммы промыслового налога и 0,2% балансовой стоимости основного капитала.
       Поземельным налогом облагаются земельные участки  предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодья. Диапазон ставок этого налога колеблется от 0,6 % до 3,1%. Ставка состоит из двух частей: основной ставки, устанавливаемой финансовым ведомством, и надбавки соответствующей общины, которая определяется состоянием местных финансов.
       Налог на транспортные средства уплачивают владельцы мотоциклов, легковых и  грузовых автомобилей. Принцип взимания налога: объем двигателя для мотоциклов и легковых автомобилей, общий вес  автомобилей - для грузовых. 
       К косвенным налогам ФРГ относят налог на добавленную стоимость, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС занимает главное место среди косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране.
       НДС облагается конечный потребитель в  частной и государственной сфере  потребления товаров и услуг. Применяются две ставки НДС: общая (14%) и льготная (7%).
       Монополистическому  капиталу предоставляются большие льготы при обложении НДС. Во-первых, НДС не взимается с прибыли при ее обложении. Во-вторых, поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и вспомогательных материалов, товаров от одной компании к другой, товары на экспорт облагаются по льготной ставке.
       Помимо  НДС ряд товаров облагается индивидуальными  акцизами. Эти акцизы называются в  ФРГ налогами на потребление и  являются второй группой косвенных  налогов в стране. Удельный вес налогов на потребление в общей сумме косвенных налогов превышает 40%.
       К числу важных косвенных налогов  относятся и таможенные пошлины. Ими облагаются как импортные, так и экспортные товары. Удельный вес таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений составляет около 3%. ФРГ относится к числу стран, применяющих адвалорные (процентные пошлины). Действующий в ФРГ таможенный тариф подразделяется в зависимости от страны происхождения товара.
       Кроме того, в ФРГ существует так называемый импортный налог. Им облагаются ввозимые товары, которые получают экспортные льготы в странах их производства.
       Признание наряду с налогами таких платежей, как пошлина традиционно для  германского права. Пошлина взимается  за индивидуальное пользование государственными услугами или учреждениями, сборы - за предоставление возможностей организации, выражающей интересы определенной группы.
       Принцип  обеспечения финансовой системы  государства за счет налогов ни в  коей мере не исключает права законодателя вводить иные виды отчислений. На этой основе развилась практика введения специальных платежей, которые  предусматривают особую финансовую ответственность плательщика за решение задач государственного финансирования.
       Обязательным  общегосударственным налогом является церковный налог. Устанавливая церковный налог в качестве обязательного, Центральное Правительство хотело заручится поддержкой католической церкви.
       Забота  о сохранении естественной среды  обитания повлекла за собой введение "экологического налога", который, в сущности, является добавкой к  поземельному налогу.
       Политические  события последних лет не обошли стороной налоговое законодательство страны: в марте 1991 года была введена надбавка на солидарность, поступления от которой направляются на финансирование крупномасштабных проектов в бывшей ГДР. Ставка "надбавки на солидарность" корректируется ежегодно.
       Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли  от экономической деятельности государственных  предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно  включаются многомиллиардная прибыль  центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
       В глобальном аспекте достижению цели выравнивания доходов служит ступенчатая структура налоговой системы. Большую роль в формировании бюджетных доходов играет поступление от "общих" (совместных) налогов - подоходного, корпорационного, НДС - распределяются в соответствующей пропорции между бюджетами трех уровней власти (вертикальное выравнивание). Затем земельная доля в НДС перераспределяется от благополучных в финансовом плане земель к бедным (горизонтальное выравнивание). Кроме того, из бюджета федерации слабые земли получают "дополнительные федеральные дотации" (вертикальное выравнивание).

       1.2. Расходы федерального бюджета

       Одним из орудий воздействия государства  на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.
       Удельный  вес расходов центрального правительства  в ВНП остается сравнительно стабильным: от 13% в повышательных фазах до 15% в годы кризисов. Такой незначительный разброс колебаний обусловлен законодательно установленной границей кредитной базы финансирования расходов, допускаемых за счет привлечения дополнительных займов (эмиссия казначейских векселей и облигаций). Конституция ФРГ ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета.
       Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным правительством. На центральное правительство ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата.
       Важное место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство). Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.
       Военные расходы в федеральном бюджете  страны составляют примерно 25-30%. Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты земель и общин. 
       Финансирование  научно-технических программ осуществляется через министерство исследований и технологий. Доля расходов на науку и образование невелика (2-5%) по сравнению с социальными выплатами, субсидиями на экономику и затратами на управление. Финансирование НИОКР -2,9% от ВВП. Расходы на управление составляют около 3% расходов федерального бюджета, и включают затраты на содержание верховных органов власти и федерального государственного аппарата.
       Федеральное Правительство, начиная с 1951 г., перешло к постоянному выпуску займов. Соответственно увеличивались расходы на погашение и проценты по государственному долгу.
       Центральное правительство, используя свои финансовые ресурсы, стремится расширить  возможности и укрепить позиции монополий ФРГ и на внешних рынках. Для этой цели из федерального бюджета ежегодно выделяется средства на внешнюю "помощь". Эти средства позволяют расширить рынки сбыта, получить сырье, обеспечивать условия для экспорта частного капитала. 
       Одна  из целей бюджетной политики - смягчение  социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С середины 70-х годов на цели социального обеспечения  направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.
       При формировании  бюджетных расходов важным параметром является их структура, как функциональная, по отраслям, так и народнохозяйственные удельные веса блоков расходов в текущих и капитальных расходах.
       Государство ФРГ аккумулирует в бюджете существенную часть денежного капитала страны. Он идет, прежде всего, на финансирование собственных капиталовложений государства, остальная часть сбережений в виде кредитов и субсидий идет на поощрение капиталовложений в частном секторе.
       Одновременно  государство с помощью налоговой  и амортизационной политики оказывает  массированное влияние на накопление капитала в частном секторе. Большие недопоступления в бюджет оборачиваются высоким удельным весом самофинансирования предприятий.
       Начало 90-х годов характеризовалось снижением государственных инвестиций и социальных расходов. Однако во второй половине 80-х годов за счет постепенного снижения бюджетного дефицита наблюдалось некоторое расширение социальных услуг. В целом наблюдается достаточно стабильный рост государственных расходов (Таблица 1)
       Таблица 1
       Динамика  государственных  расходов, % (текущие  цены)
Годы Расходы государства (по сравнению с предыдущим годом)
1993 +2,4
1994 +3,4
1995 +3,3
1996 +4,1
1997 +4,1
1998 +4,3
1999 +2,5
 
 
       Об  изменении   доходов и расходов федерального бюджета свидетельствует  таблица 2. Так, в начале 90-х годов  бюджет сводился с дефицитом, и соответственно возрастали суммы заимствований. Это, в свою очередь, способствовало увеличению процентных выплат. 
         Динамика доходов  и расходов федерального  бюджета ФРГ  
       (в  % к ВВП)                                                                 Таблица 2
  1985 1989 1991 1993 1997
Доходы 46,1 45,2 44,9 46,4 45,2
Расходы 44,3 42,4 45,5 46,6 44,6
Заимствования -1,8 -2,8 0,6 -0,1 -0,7
Процентные  выплаты 3,0 2,7 2,7 3,3 3,7
Чистые  заимствования 1,2 -0,1 3,3 3,2 2,0
 

       

      2. Специальные правительственные фонды

       Специальные фонды - важное звено финансовой системы  ФРГ. По объему эти фонды стоят  на втором месте после государственного бюджета  страны. Главное место  среди них занимает Фонд социального  страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования, - это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от  несчастных случаев.
       Общей для всех фондов социального страхования  является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.
       Фонды социального страхования включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.
       Самыми  значительными, кроме налогов являются взносы на социальное страхование. Эти взносы представляют собой финансово-экономическую основу коллективной поддержки на случай старости, болезни и кризиса. Согласно основного закона Федерация имеет конкурирующую законодательную компетенцию в области социального страхования, включая страхование по безработице. Это право  регулирования специального денежного фонда  для покрытия социальных нужд используется также для финансирования социального страхования, то есть для введения налогов по социальному страхованию. Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет налогов, то есть всего общества, и в масштабе всего общества, за счет государственного бюджета.
       Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования  обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней".
       Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в  основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования).  В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека.       Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.
       Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от  возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, "снятые" со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%. Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.
       В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении Центрального Правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.
       Фонд  выравнивания бремени войны был  создан с целью "оказания помощи населению, пострадавшему от войны". Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.
       Фонд  развития европейской экономики  создан в связи с действием  после второй мировой войны американского "плана Маршалла". В фонд отчислялись  средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам. Смета расходов и доходов этого фонда составляется ежегодно и подлежит обязательному утверждению и рассмотрению парламентом. 
 
 
 

       3. Бюджеты земель  и общин Германии

 
       Финансы земель и общин занимают важное место  в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.
       Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых домов, налог на пожарную охрану. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице.
       Общины  получают промысловый, поземельный  налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1-2%.
       В доход бюджетов общин поступают различные административные сборы и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.
       Однако  расходы земель и общин ни в  коей мере не обеспечиваются поступлениями налогов. Для финансирования расходов местных бюджетов земель и общин получают от федерального правительства дотации - целевые и общие.
       Местные бюджеты, как уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности, и являются одной из причин ухудшения финансового состояния
местных бюджетов.
 


4. Государственные предприятия

 
       Основу  государственных промышленных предприятий  составляют крупные концерны, в руках которых сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм сосредотачивают 60% общего оборота и более 50% общего числа занятых. Крупнейшие германские объединения сохраняют свои позиции в иерархии 500 промышленных гигантов мира (1962 г. – 36, 1992 г. – 32). Среди 50 крупнейших промышленных компаний мира – семь германских (1970 г. – две). В пяти отраслях мирового производства германские компании входят в десятку крупнейших. В химической промышленности три концерна – "БАСФ", "Хехст", "Байер" обеспечивают 1/3 продаж крупнейших компаний отрасли, в электротехнической промышленности "Сименс" и "Бош" производят 20% продукции, в автомобильной промышленности – "Драймлер-Бенц" и "Фольксваген" – 15%, в черной металлургии – "Тиссен" и "Маннесман" – 24% продаж десяти крупнейших компаний мира. В легкой промышленности в десятку крупнейших компаний вошла "Адидас".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.