На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития форм и методов финансовой поддержки малого бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Перспективы развития форм и методов  финансовой поддержки  малого бизнеса 
 
 
 
 
 

      Выполнила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Становление рыночных отношений в экономике России, ее устойчивый экономический рост во многом связан с развитием малого предпринимательства. Как показывает опыт экономически развитых стран, малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни общества. На его долю приходится до 50-70% валового внутреннего продукта экономически развитых стран, доля малых фирм составляет до 80-90% от общего числа коммерческих организаций. На данный момент малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 10% ВВП и дают 1/3 прибыли по народному хозяйству.1 Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
      Малое предпринимательство или малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет таким предприятиям чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей.
      Кроме того, если в прошлом малые предприятия  создавались, как результат стремления каждого открыть свое собственное дело, то в настоящее время в большинстве случаев создание малых предприятий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Достаточно часто малые предприятия по поручению крупных компаний или с их помощью ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование).
     В сфере малого предпринимательства  развитых стран осуществляется большая часть всех инноваций, что является ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики. Минэкономразвития Российской Федерации подготовило концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года2, основным приоритетом которой является инновационный сценарий развития. В документе указано, что его целью является «превращение России в одного из лидеров глобальной экономики, выход ее на уровень развитых постиндустриальных стран». Это возможно только при инновационном сценарии развития страны.
      Итак, в экономике рыночного типа малое  предпринимательство играет важную роль, его развитие является показателем  успешности экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды.
      Объектом  исследования является совокупность организаций малого бизнеса России. Предмет исследования - финансовые отношения между субъектами малого предпринимательства и государством.
      Цель  данной курсовой работы заключается  в том, чтобы определить перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Для достижения этой цели автором сформулированы следующие задачи: выявить сущность малого предпринимательства как особой формы экономической деятельности, обеспечивающей необходимую конкурентоспособность национальной экономики, сделать вывод о современном состоянии малого бизнеса в России, сформулировать проблемы малого предпринимательства, рассмотреть формы и методы государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса и проанализировать  возможность создания условий для данного сектора экономики с целью повышения его инвестиционной привлекательности.
      Автор курсовой работы рассматривает данную тематику в рамках российской экономики, исследуя развитие государственной финансовой поддержки малого бизнеса в этой стране.
      Выбор темы обусловлен не только огромным влиянием малого предпринимательства на экономику в целом, но и необходимостью решения проблем, сложившихся в этом сегменте, посредством введения новых или реформирования уже существующих форм и методов государственной финансовой поддержки.
     О проблемах, существующих в секторе  малого бизнеса, сейчас говорят многие. На экономическом форуме в Красноярске 15 февраля 2008 года тогда еще первый вице-премьер, а в настоящее время Президент РФ Дмитрий Медведев огласил экономическую программу страны на четыре года. Он сформулировал четыре основных направления и семь задач, которые будут приоритетными в последующий период развития страны: «Мы должны сконцентрироваться на своеобразных четырех «И» – институтах,
инфраструктуре, инновациях, инвестициях», – заявил Д.А. Медведев3.
      Все четыре основных направления напрямую касаются малого бизнеса, и от того, насколько продуктивно будут решаться поставленные задачи, будет зависеть успешное развитие малого предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретические основы деятельности малых предприятий.

Понятие и роль малого бизнеса

Определить, что такое малый бизнес – не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты предусматривают программы поддержки и развития малого бизнеса, правила регулирования их деятельности, особые налоговые режимы. Таким образом, причисление предприятия к категории малого бизнеса может дать ему некоторые преимущества или же, наоборот, добавить лишние ограничения.
В определении  термина "малое предпринимательство" у теоретиков пока нет единого мнения. В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров бизнеса.4
Во-первых, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Во-вторых, при всех различиях общим является использование не только количественных, но и качественных критериев определения малого предпринимательства. В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения малого предприятия не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но и в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей.
Российское  законодательство содержит следующее определение: «Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.»5
Согласно  принятому в 2007 году Государственной  Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством  сотрудников не более 15 человек. Малые предприятия – организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса.
Законодательством России вводится ряд иных критериев признания субъектом малого предпринимательства:
    «Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
    Для юридических лиц – «суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов».6
      Говоря  о преимуществах отнесения предприятия  к категории малого бизнеса, стоит  выделить существующие законопроекты, направленные на поддержу развития малых и средних предприятий в области инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками государственных программ, фондов содействия малому предпринимательству.
      По  мнению автора, при характеристике малого предпринимательства нельзя ограничиваться только формальными признаками. Для понимания сущности малого предпринимательства необходимо рассмотреть его специфические особенности и роль в экономической системе.
      В современных условиях роль малого бизнеса  в рыночной экономике России растет. Малый бизнес играет важную структурную роль в социально-экономическом развитии страны и его регионов. Он  способен обеспечить стабильный экономический рост, накопление национального богатства, создание новых рабочих мест, развитие конкуренции и в целом динамизм экономических отношений, формировать цивилизованную рыночную экономику.
      Незначительный  стартовый капитал малых предприятий, гарантирующих высокую скорость оборота ресурсов в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов, позволяет им  чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции, что является несомненным достоинством малого предпринимательства, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке.
      Малое предпринимательство с социально-психологических  позиций – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении  в обществе. Благодаря малому предпринимательству  происходит «селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации», «увеличивается число собственников, а значит, происходит формирование среднего класса»7.
      В своем выступлении на заседании  президиума Государственного совета России президент Российской Федерации  Медведев Д.А отметил, что «малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса, а развитие малого бизнеса - это один из решающих факторов инновационного обновления. Обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности»8. Поэтому малый бизнес должен занять ведущие место среди субъектов экономики по росту производительности труда, технологической оснащенности  и инновационной активности.
      По  мнению ряда ученых,  малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка. Он способен не только стремительно реагировать на изменение спроса и быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции. Малое предпринимательство антимонопольно по своей сути. В соответствии с данной особенностью малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики. Посредством малого бизнеса мобилизуются невостребованные крупными предприятиями природные, сырьевые, людские и финансовые ресурсы. 
      Малое предпринимательство - это понятие  не только экономическое, но и социальное. Предприниматель создает и использует новые социально-хозяйственные связи в своих утилитарных целях. При этом в социально-экономические коммуникации вовлекаются другие люди, создаются новые рабочие места с относительно низкими капитальными затратами, решается задача обеспечения занятости населения региона.
      Малый бизнес – это рост собираемости налогов и пополнение региональных бюджетов с целью обеспечения  нужд населения, сокращения уровня безработицы и развития экономики районов. Посредством малого предпринимательства улучшаются взаимосвязи между различными секторами экономики, происходит рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан, сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп
      Малый и средний бизнес также ускоряет научно-технический прогресс. По мнению Горфинкеля В.Я., малые и средние предприятия можно разделить на две группы: прямо или косвенно, связанными с крупным бизнесом и конкурирующими с предприятиями крупного бизнеса. Предприятия первой группы, оставаясь юридически самостоятельными, выступают в качестве экспериментаторов для крупных фирм. Здесь происходит организация мелкосерийного и опытного производства, поиск, разработка и внедрение новых идей. Предприятия второй группы: «...стремительно заполняют ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам…»9. При этом происходит косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими.
      Но  все перечисленные достоинства  малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо большему риску, чем крупные фирмы (табл.1).

Таблица 1-Преимущества и слабые стороны  малого предпринимательства

Сильные стороны  Слабые стороны 
Быстрая адаптация к условиям хозяйствования Неустойчивость
Гибкость  и оперативность в принятии решений Сильная зависимость  от конъюнктуры
Высокий уровень личной мотивации Высокорискованный характер
Независимость Интуитивный характер и неспециализированное управление
Относительно  невысокие расходы на создание предприятия Недостаток  финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР
Более высокая оборачиваемость собственного капитала Использование  теневых ресурсов
Более высокая рентабельность по сравнению  с крупным бизнесом Слабая компетентность руководителей, отсутствие специальных  знаний
Использование незанятых ресурсов неформальных рынков Зависимость от поддержки крупных фирм и государства
 
    Исследования  показывают, что конкурентные преимущества и рентабельность производства в  малых предприятиях обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая  интенсификация труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнению с крупным бизнесом оплата ресурсов. Отличительной чертой российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора (30-50% реального оборота субъектов малого предпринимательства составляет «теневой» сектор).
    Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  малого предпринимательства

   Малый бизнес как один из главных составляющих экономики страны и ее стабильности, не является эффективным в России из-за ряда причин.
   В первую очередь, это незначительный экономический вес предприятий малого бизнеса. Доля занятых граждан в малом бизнесе в общем количестве работающего населения России пока что остается незначительной – в 2007 году она составила 18,6%, при этом вклад малых предприятий в ВВП страны не превышает 17%, а доля инновационных предприятий – совсем небольшая, не более 1%.
   По  мнению главы Министерства экономического развития РФ, в интересах развития экономики, нужно увеличить количество предприятий малого бизнеса хотя бы в 4 раза. Такое увеличение способствовало бы подъему национального производства                                и уменьшению зависимости страны от импорта.
   Вторым  важным моментом является факт того, что большая доля предприятий малого бизнеса ориентирована на торговлю, а не промышленное производство. Что, естественно, не способствует росту валового национального продукта.
    Итоги  обследования российских предприятий  Федеральной службой государственной статистики РФ показали, что в розничной торговле компании, относящимися к малому бизнесу, обеспечивают 26% общероссийского оборота, в оптовой торговле — 51%,  в подрядных строительных работах — 28%. В общем объеме промышленного производства доля малого бизнеса — всего 4%. Однако в отдельных отраслях этот показатель существенно выше. В полиграфической промышленности он составляет около 26%, в лесной и деревообрабатывающей — 11%, в пищевой — 8%10.
   Рассматривая  структуру предприятий малого бизнеса, можно выделить, что лишь 21% из них занят в промышленном производстве, а чуть меньше половины от всего малого бизнеса ориентированы на торговлю.
   Владельцы предприятий малого бизнеса также  сталкиваются с целым рядом проблем, мешающих развитию бизнеса.
   Одна  из них - это несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие,
«бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставлением  отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми  государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени.  В итоге получаемый продукт по себестоимости получается достаточно дорогостоящим. Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь — 9,6%, причем 70% от этой суммы — взятки11. Давно актуальна проблема необходимости разработки нового базового закона о поддержке малого предпринимательства, требуется совершенствование и налоговое законодательство. Налоговая система должна быть прозрачной, обеспечивая не только ее упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства. На региональном уровне внесен ряд поправок в действующие законы о едином налоге на вмененный доход и об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства
     Слабость  и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономики к рыночной модели породили ряд специфических трудностей в развитии малого бизнеса, определяемых большинством исследователей как «административные барьеры»12.
      В качестве основных факторов, препятствующих росту российской экономики в  условиях ее перегруженности административными барьерами, автор выделяет:
    высокие финансовые издержки потребителей, по-прежнему незащищенных от опасной, фальсифицированной и некачественной продукции, но оплачивающих цену барьеров;
    сохранение в тени значительной части бизнеса из-за трудностей преодоления барьеров;
    потери налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по причине ухода платежей в частные структуры, уполномоченные госорганами на проведение экспертиз, сертификации, маркирования и т.п. процедур;
    нераскрытый созидательный предпринимательский потенциал значительной части инициативных граждан, неготовых на высокие материальные и моральные издержки при открытии своего бизнеса при существующих административных барьерах.
   По  словам президента Российской федерации, основной причиной медленного роста  малого бизнеса остается чрезмерный «административный прессинг»13. Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве  отсутствует. На местах это воплощается в приказы и в дополнительные поборы. Поэтому сейчас вопрос о возможности начать новое дело за считанные дни, является одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства в России.
   Второй  важной проблемой является ограниченный сбыт продукции ввиду  существования  в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой.
   Третьим моментом, мешающим развитию малого бизнеса, является низкая квалификация управляющего персонала и самих работников предприятия.
   Четвертая проблема  - это сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.
   Пятой, одной из самых важнейших, является проблема недостатка финансирования. Ее можно рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, большинство предприятий работает с устаревшим оборудованием, срок полезного использования которого давно истек,  а как следствие - качество производимого продукта является низким и не соответствует мировым стандартам производства. Для обновления основных средств              и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нужны большие финансовые возможности, которых у предприятий малого бизнеса чаще всего нет. Во-вторых, для поиска новых рынков сбыта предприятиям также необходимы средства на исследования рынка, проведение маркетинговых исследований и рекламу.
   Развитие  малого бизнеса зависит от поддержки, оказываемой государством. Малый  бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним. В последнее время в России проводится работа по разработке и реализации системного подхода к государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются программы государственной поддержки малого предпринимательства,  основной целью которых является существенное улучшение экономических и нормативно-правовых условий для обеспечения устойчивых темпов развития малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы и методы государственной  финансовой поддержки  субъектов малого бизнеса

Способы регулирования предпринимательской деятельности

 
    Для того чтобы сформулировать методы государственного регулирования финансовой поддержки  субъектов малого бизнеса, с точки  зрения автора, было бы целесообразно  рассмотреть его функции. Итак, государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:
    Создает правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.
    Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности.
    Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.
    Обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам путем установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией.
    Принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии.
    Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.
    Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.
 
Условия вмешательства государства  в предпринимательскую деятельность в целом могут быть негативными и позитивными: 

      Негативные условия - это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность.
    Например, социальная напряженность в обществе, угроза национальной безопасности и  ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит  бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный крах, спад производства и т. д.  
    Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению.

      Позитивные условия - проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержке.
     
    К формам государственного воздействия на предпринимательскую деятельность можно отнести две основные группы способов воздействия на малый бизнес: экономические и административные. Классификация методов включает:

      Экономические методы. К ним относятся:  
      • налогообложение;  
      • перераспределение доходов и ресурсов;  
      • ценообразование;  
      • кредитно-финансовые механизмы;  
      • осуществление государственной предпринимательской деятельности.

      Административные методы. Среди них:  
      • принятие и корректировка законодательства;  
      • контроль за его соблюдением.  

      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.