На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация социального партнерства в системе государственного и муниципального управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
     ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА……………………………………………...6
      Понятие социального партнерства…………………………………6
      Принципы и формы реализации социального партнерства………8
      Органы социального партнерства………………………………...11
      Тред-юнионистское и межсекторное социальное партнерство…12
     ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ 
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ………………..16
     ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 
В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………...25
      Социально-экономическая характеристика Липецкой области...25
      Анализ организации системы социального партнерства
    в Липецкой области……………………………………………………………...27
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...38
    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...44
      ВВЕДЕНИЕ. 
 
 
 
 
 
 

     Современная Россия переживает коренные политические, экономические и социальные перемены. Ключевое значение при этом имеют  процессы, происходящие в сфере социально-трудовых, экономических и иных непосредственно  связанных с ними отношений. Здесь  складываются новые формы общения, новые стереотипы трудового поведения.
     Начатое в России движение к рынку, сопровождаемое внутренними противоречиями, сделало  наиболее важной и актуальной проблему достижения гражданского мира и общественного  согласия.
     Разрушив прежние отношения, рождённые в период господства государственно - монополистического социализма, реформаторы оказались перед множеством новых проблем, к решению которых они не были готовы.
     Социально - экономическая неустроенность, снижение уровня и качества жизни большинства населения, резкое расслоение общества по доходам, рост преступности, проявления экстремизма в разных формах привели к возникновению антагонистических противоречий и разрушительных конфликтов.
     Решение вопросов о собственности и власти, о выборе путей развития России, как социального государства создало в обществе сильное социальное напряжение.
     Возникла  необходимость обеспечения общенационального  согласия в вопросах стратегии и  тактики преобразований, методов  их осуществления.
     Как показывает практика реформ в России, добиться такого согласия очень сложно. Построение гражданского общества с социально - ориентированной экономикой, многообразной духовной жизнью требуют и соответствующих методов регулирования отношений между обществом и государством, классами и социальными слоями, работодателями и наёмными работниками.
     Не  лучшим оказался метод разрешения конфликтов интересов субъектов общественных отношений за счёт игнорирования  или даже подавления интересов одного из них.
     В развитых странах в последние десятилетия успешно используется не конфронтационный способ регулирования общественных, социально - трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, получивший название «социальное партнёрство», который нашёл своё применение и в России.
     Актуальность  данного исследования выражена в  том, что сама задача построения социального государства в России обязывает развивать принцип социального партнерства как социальный институт и как социальный процесс. Это - принцип социальной игры, где все ее участники должны получить выгоду от общения, то есть создать, таким образом, систему действий во взаимодействии.
     Социальное  партнерство - это серьезная школа  демократии, то есть система взаимоотношений  в обществе, при которой реализуются  интересы большинства при одновременном соблюдении интересов меньшинства, где каждый участник процесса, отвечая за себя, несет и всеобщую ответственность за принятые решения. Социальное партнерство - это и особая школа управления социально-экономическими и общественно-политическими процессами на всех уровнях власти, которая учит партнеров умению договариваться, быть социально ответственными участниками переговорного процесса, которая формирует ростки новой культуры взаимоотношений в государстве на пути построения гражданского общества.
     Социальное  партнерство, безусловно, полезно и  в масштабах страны, отраслей народного  хозяйства, и в рамках регионов, на территории.
     Анализ  состояния социального партнёрства  в Российской Федерации показывает, что определённый опыт его развития имеется на федеральном и региональном уровне. Действуют Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, принимаемые комиссией Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В большинстве регионов Российской Федерации созданы аналогичные региональные комиссии и приняты ими соответствующие соглашения на региональном уровне.
     Объект  исследования – организация системы социального партнерства в субъекте РФ на примере Липецкой области.
     Предмет исследования – механизмы реализации социального партнерства в Липецкой области.
     Целью данной работы является рассмотрение организации и проблем реализации социального партнерства в государственном управлении. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
    рассмотреть сущность, формы реализации и органы социального партнерства;
    познакомиться с тред-юнионистским и межсекторным подходами к организации социального партнерства;
    рассмотреть модель организации социального партнерства в регионах России;
    провести анализ организации системы социального партнерства в Липецкой области;
    сделать выводы по проведенному исследованию.
      Экспериментальной базой исследования служит администрация Липецкой области как система государственного управления субъекта Российской Федерации.
      При проведении данного исследования используется метод анализа документов и научной  литературы. 
 
 

     ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА. 

      
      Понятие социального партнерства.
 
      Социальное  партнерство –  сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий
      Из  многообразия отношений по социальному партнерству ТК РФ выделяет отношения в сфере труда и формулирует легальное отделение понятия «социальное партнерство».
      Социальное  партнерство –  система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).
      Если  формулировать юридическое понятие  социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее.
      Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства — работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства.
      Субъектами  социального партнерства в сфере труда выступают:
      1) работники;
      2) работодатели;
      3) представители работников;
      4) представители работодателей;
      5) органы государственной власти;
      6) органы местного самоуправления.
      Правовое  положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.
      Работники и работодатели — стороны социального  партнерства, действующие через  своих полномочных представителей (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками  отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны.
      Также участниками отношений по социальному  партнерству выступают органы государственной  власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также  исполнительные).
      Органы  исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
      Органы  местного самоуправления, будучи участниками  отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.
      Органы  государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).
      Однако, поскольку представитель действует  от имени представляемого и в  его интересах, он самостоятельной  стороной социального партнерства, по сути, не является. Статья 25 ТК РФ к сторонам социального партнерства относит только работников и работодателей.
      Государство в лице правотворческих органов  определяет правовое положение сторон и участников отношений социального  партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т. е. регулирует нормами права эти отношения.
      Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и  работодателей — установление минимальных  социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда. 
 

      
      Принципы  и формы реализации социального  партнерства.
 
     Основными принципами социального партнерства  являются:
      равноправие сторон;
      уважение и учет интересов сторон;
      заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
    содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
    соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
    полномочность представителей сторон;
    свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
    добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
    реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
    обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
    контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
    ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
        Система социального партнерства  в России многоуровневая. В ТК  РФ таких уровней декларировано  пять:
1. Федеральный уровень - устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в РФ;
2. Региональный  уровень - устанавливаются основы  регулирования трудовых отношений  в субъекте РФ;
3. Отраслевой  уровень - устанавливаются основы  регулирования трудовых отношений в отрасли;
4. Территориальный уровень - устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в муниципальном образовании;
5. Организационный  уровень - устанавливаются конкретные  взаимные обязательства в сфере  труда между работниками и  работодателем. 
     Взаимодействие  субъектов на федеральном и отраслевом уровнях формируют систему социального  партнерства, называемой трипартизмом. На территориальном и региональном уровнях - тетрапартизмом, куда кроме  представителей Правительства РФ, работников и работодателей включаются и представители регионального и территориального управления. Бипартизм - система социального партнерства на уровне организаций, в котором участвуют представители работников и работодателей. Правовое регулирование системы социального партнерства основывается на: Федеральных нормативных документах, отраслевых нормативных документах, региональных и территориальных нормативных документах, организационных нормативных актах.
     К законодательно закрепленным формам социального  партнерства относятся:
     1. коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение;
     2. переговоры, взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
     3. участие работников, их представителей в управлении организацией;
     4. участие работников и работодателей, их представителей в досудебном разрешении трудовых конфликтов.
     В систему социального партнерства  входят и другие элементы по профилактике трудовых конфликтов. Среди них следует выделить систему социально-экономической самоорганизации. Социально-экономическая самоорганизация - это система внутри организации, при которой работники непосредственно включены в процессы планирования, организации, координации, мотивации и контроля и в той или иной мере несут ответственность за общие результаты работы. Основными видами СЭС в организации являются:
     1. Самоуправление. Оно в организациях  осуществляется через выборные  органы-собрания, а координирующим органом являются советы (Совет акционеров, Ученый совет);
     2. Соуправление. Органы соуправления  осуществляют согласование стратегических  и текущих задач с руководством, решения по которым принимаются  обеими сторонами. Классической  формой соуправления в организациях является профсоюзная организация в лице профсоюзного комитета и его председателя.
     3. Комиссии. Они обеспечивают участие  работников в конкретных производственных  и управленческих делах. При  принятии управленческих решений  руководство ориентируется на решения, принимаемые в этих комиссиях.
     Порядок организации, проведения, функционирования органов СЭС любого уровня регламентируется указами Президента РФ, Федеральными и региональными законами, постановлениями  Правительства РФ, решениями собрания трудового коллектива, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка. Однако система социального партнерства не единственный способ профилактики трудовых конфликтов. 

      Органы социального партнерства.
 
     Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
     - На федеральном уровне образуется  постоянно действующая Российская  трехсторонняя комиссия по регулированию  социально-трудовых отношений, деятельность  которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
     - В субъектах Российской Федерации  могут образовываться трехсторонние  комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений, деятельность которых  осуществляется в соответствии  с законами субъектов Российской  Федерации.
     - На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
     - На отраслевом уровне могут  образовываться комиссии для  ведения коллективных переговоров,  подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и  их заключения. Отраслевые комиссии  могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
     - Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
     - На уровне организации образовывается  комиссия для ведения коллективных  переговоров, подготовки проекта  коллективного договора и его  заключения.[1] 
 

      Тред-юнионистское и межсекторное социальное партнерство.
 
     На  сегодняшний день за понятием “социальное  партнерство” скрываются два пересекающихся, но не совпадающих, а в ряде случаев  и противоречащих друг другу контекста. Один из них связан с проблемами разрешения конфликтов в сфере трудовых отношений (тред-юнионистский), а второй - более широкий - с развитием межсекторных взаимодействий в социальной сфере.
     В первом случае понятие социального  партнерства нацелено на взаимодействие работодателей, наемных работников и профсоюзов. В ряде областей России действуют региональные законы о таком варианте социального партнерства (Москва, Ленинградская область, Челябинская область и др.).
     Сторонники  тред-юнионистского варианта утверждают, что создание постоянно-действующих  групп в рамках Генерального соглашения, позволяет решать социальные (и “связанные экономические”) проблемы, выходящие за рамки трудовых отношений (отмечены звездочками):
     1. Экономическая политика 
     2. Развитие рынка труда 
     3. Доходы и уровень жизни населения 
     4. Социальное обеспечение и социальное страхование *
     5. Охрана труда и экологическая  безопасность 
     6. Социальная защита населения  *
     7. Развитие системы социального  партнерства. * [14]
     Практически сегодня в большинстве случаев  мы наблюдаем тред-юнионистское понимание  социального партнерства, нацеленного на развитие взаимодействия работодателей, наемных работников и профсоюзов, где приоритет отдан сфере социально-трудовых отношений, а не задачам развития территории и социальной сферы в целом. Подобная схема сегодня выглядит таким образом: генеральное соглашение - региональное трехстороннее соглашение - областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные соглашения - территориальные соглашения - коллективный договор. В основном она направлена на разрешение социально-трудовых конфликтов.
     Нередко эта форма социального партнерства  носит преимущественно декларативный  характер. Так, никакие соглашения, комиссии и группы не могли в свое время воспрепятствовать задержкам  заработной платы, разрушению социальной сферы и банкротствам предприятий.
     Претензии сторонников тред-юнионистского  понимания социального партнерства  на разрешение социально-значимых проблем  территории, мягко говоря, преувеличены.
     Суть  межсекторного варианта состоит  в налаживании конструктивного  взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны, области, города или иной территории - государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем социальной сферы. У них разные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, сотрудничество секторов необходимо: ни государство, ни бизнес, ни граждане не могут “в одиночку” преодолеть социальную несправедливость и конфликты.
     Идеализированно межсекторное социальное партнерство  понимается как конструктивное взаимодействие организаций трех секторов для решения  социальных проблем, "выгодное" каждой из сторон в отдельности и населению территории, где оно реализуется, в целом (см. ниже упрощенную схему взаимных ожиданий сторон). Реалии нынешней России таковы, что достичь подобного "благоденствия" не всегда удается. Чаще на практике реализуются краткосрочные "социальные альянсы", когда усилия и ресурсы организаций любых двух секторов объединяются для достижения некой конкретной цели.[6] 
 

     
     Рис. 1.Упрощенная схема взаимодействия сторон межсекторного социального  партнерства 

     На  рисунке показано схематическое  отображение характера взаимных ожиданий между парами названных секторов. По направлению стрелки можно судить о том, что в совокупности ожидает один сектор со стороны другого. В разрыве стрелки, направленной от прямоугольника “НКО” к прямоугольнику “Государство”, например, содержится краткий перечень ожиданий государственного сектора от НКО. В разрыве стрелки, направленной в обратную сторону приводится список ожиданий некоммерческого сектора со стороны государства. Несомненно, что эти списки будут непрерывно пополняться и уточняться, но эмпирическая база специфики межсекторных взаимоотношений достаточно хорошо просматривается уже из приведенных списков взаимных ожиданий. Отметим, однако, что приведены основные ожидания секторов и опущены реакции на эти ожидания со стороны других секторов. Рисунок можно рассматривать в качестве определенной базы для изучения взаимоотношений между секторами и построения работоспособных механизмов взаимодействия при решении актуальных проблем социальной сферы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ. 

     Согласованное развитие всех основных секторов общественно-экономической системы требует комплексной разработки модели социального партнерства. Анализ основных видов межсекторных взаимодействий в современной России (социальное партнерство как форма регулирования социально-трудовых отношений, частно-государственное партнерство, социальное партнерство как форма взаимодействия власти и общественных некоммерческих организаций) показывает наличие общих элементов в данных подходах, в том числе возможность формирования общей системы "стратегия, принципы, элементы и механизмы взаимодействия". Инновационный подход к этому процессу на основе теории социальных технологий выражается в том, что структурированная таким образом теоретическая модель внедряется в практику государственного и муниципального управления, действия бизнес-структур и некоммерческих организаций, позволяя увеличивать эффективность их деятельности и получать синергетический эффект от взаимодействия для развития каждой из сторон, улучшения качества жизни населения в целом.
     При этом под межсекторными взаимодействиями мы понимаем, с одной стороны, процесс  многостороннего влияния друг на друга трех секторов общества, а  с другой, систему совместных, скоординированных действий государственных и муниципальных властей, бизнеса и неправительственных некоммерческих организаций, направленных на достижение конкретных целей.
     Все многообразие направлений и технологий социального партнерства бизнеса, власти и общественных организаций требует в каждом конкретном случае (в любом регионе и муниципалитете) формировать на базе общих принципов свою систему межсекторных взаимодействий, актуальную для данной территории, которая отражается в ее базовых стратегических документах. При этом создание институционально-правовых и организационных условий, а также мотивация и определение приоритетов социального партнерства является прерогативой именно органов государственно-муниципальных властей.
     Под социальным партнерством (категорией, наиболее полно выражающей систему межсекторных взаимодействий) понимается оптимально организованная на взаимовыгодных условиях и эффективная модель взаимодействия и согласования интересов органов государственной власти субъекта РФ, регионального бизнеса и общественных организаций в целях создания условий для развития регионального сообщества, основными критериями которого являются улучшение качества жизни населения, инновационный экономический рост и экологическое благополучие.
     В регионах еще предстоит формировать комплексную модель взаимодействия региональной власти, бизнеса и общественных организаций, включающую: основные принципы, стратегию, приоритетные направления развития, сферы и элементы, механизмы реализации и оценку эффективности и закрепленную в базовых документах и стандартах взаимодействия.
     Базовые направления развития социального партнерства в регионе основываются на принципах социальной ответственности сторон партнерства за взятые на себя обязательства, взаимовыгодном и добровольном характере взаимодействия, разграничении основных функций и рисков сторон в системе социального партнерства, содействии государства развитию социального партнерства, реалистичном и прагматичном характере социального партнерства, его разноуровневости и информационной открытости.
     На  наш взгляд, система социального партнерства в регионах должна включать:
     - цели социального партнерства;
     - конкретные элементы социального партнерства с соответствующим содержанием и формами;
     - механизмы социального партнерства с соответствующими методами и инструментами.
     Все это должно быть закреплено в нормативно-правовых актах и базовых концепциях, в  стандартах, правилах деятельности сторон.
     Система социального партнерства должна иметь свои органы, обеспечивающие его реализацию. Социальное партнерство предполагает осуществление мониторинга его эффективности, наличие обратной связи, а также информационную открытость.
     На  региональном уровне система межсекторных взаимодействий может закрепляться в следующих документах: в разделе о развитии и повышении эффективности института взаимодействия органов власти субъекта РФ, регионального бизнеса и общественных некоммерческих организаций в документе, излагающем Стратегию развития региона; в концепции развития социального партнерства в регионе на тот или иной период, описывающей основные цели, задачи, приоритеты, направления и механизмы межсекторных взаимодействий, а также фиксирующей соответствующие критерии, индикаторы и пороговые значения; в законодательных актах, регулирующих отношения в сфере межсекторных взаимодействий в регионе; в соглашении о социальном партнерстве в регионе на тот или иной период, а также в соглашениях в муниципальных образованиях, на отраслевом уровне и по конкретным проектам и программам; в фиксируемых в различных формах стандартах, нормах и правилах самих межсекторных взаимодействий.
     Основными механизмами реализации социального партнерства выступают социальные технологии межсекторных взаимодействий. Они предусматривают:
     - планирование в сфере социального партнерства (планирование взаимодействий органами государственной власти, объединениями предпринимателей, коммерческими компаниями, некоммерческими организациями и их объединениями; технология "общественный совет" и др.);
     - организацию и координацию деятельности сторон (коммуникационные, образовательные технологии, договорное регулирование социального партнерства, лоббирование и GR-менеджмент и др.);
     - финансирование в системе социального партнерства (гранты, ярмарки социальных проектов и программ, фандрайзинг, программы пожертвований клиентов и сотрудников, корпоративные фонды и фонды местных сообществ, консолидированный бюджет, социальные инвестиции и др.);
     Социальные технологии реализации проектов и программ включают:
     - в деятельности власти - технологии  участия объединений предпринимателей и некоммерческих организации в управлении территориями (общественные советы, консультирование, технология "прозрачный бюджет", общественные слушания, общественная экспертиза);
     - в деятельности бизнеса - технологии  реализации социальных программ компаний, в том числе передачи их в аутсорсинг НКО; в деятельности общественных некоммерческих организаций - технологии развития и поддержки НКО, развития гражданского общества.
     Социальное партнерство предполагает:
     - стимулирование развития местных сообществ на основе государственного заказа, социально-ответственной реструктуризации, делегирования сотрудников компании, конкурсного механизма реализации социальных проектов, технологии частно-государственного партнерства и т. д.;
     - развитие гражданского общества на основе демократических принципов управления и информационной открытости;
     - использование различных рычагов  мотивации в системе социального партнерства (рейтинги социальной ответственности, конкурсы предприятий и общественных организаций, индексы социальной ответственности, законодательное регулирование, стандарты и нормы, субсидии, налоговые и неналоговые льготы и др.);
     - контроль за выполнением обязательств  при ответственности сторон и  мониторинг эффективности партнерства  (критериальный подход к эффективности, различные технологии оценки проектов и программ, социальная отчетность, социальный аудит, индексы социальных инвестиций, ответственность за нецелевое использование средств по предоставленным грантам, государственному и муниципальному заказу и др.).
     В целях мониторинга эффективности  социального партнерства в регионе должны использоваться общие показатели экономического, социального, экологического и этического развития региона, характеризующие развитие региона в целом, особенно сфер, непосредственно связанных с реализаций социального партнерства, и специальные показатели, характеризующие уровень развития и качество социального партнерства в регионе (количественные и качественные индексы социального партнерства).
     Таким образом, в разделе о развитии и повышении эффективности института взаимодействия органов власти субъекта РФ, регионального бизнеса и общественных некоммерческих организаций общего документа о Стратегии развития региона задаются исходные условия межсекторных взаимодействий на территории и на этой основе принимается концепция развития социального партнерства, нормативно-правовые акты, заключаются многосторонние соглашения.
     Система нормативно-правовых актов, регулирующих сферу социального партнерства в регионе, должна включать: закон о системе социального партнерства, закрепляющий основы комплексной модели межсекторных взаимодействий в субъекте Федерации (принятие такого закона на региональном уровне является крайне актуальным вследствие отсутствия подобного нормативного акта на федеральном уровне; при принятии такого закона на федеральном уровне региональный закон должен быть приведен в соответствие с федеральным); закон об общественной палате региона; законодательные акты, регулирующие использование инструментов частно-государственного партнерства (о концессионных соглашения, о конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, об аренде государственного/муниципального имущества", о приватизации государственного и муниципального имущества и др.).[11]
     Ввиду наличия значительного количества законодательных и подзаконных  актов, а также необходимости  комплексного подхода к межсекторным взаимодействиям, в перспективе  возможна кодификация нормативно-правовых актов, то есть создание на федеральном уровне Кодекса законов о межсекторных взаимодействиях.
     Однако  основной формой регулирования межсекторных взаимодействий в регионе следует  считать заключение соглашений между  сторонами социального партнерства. При этом в комплексной модели встает вопрос о соотношении социального партнерства как системы и отдельных его элементов, например, регулирования отношений в сфере труда. Наличие комплексного соглашения о социальном партнерстве на территории вовсе не подразумевает его самодостаточность и отсутствие иных форм соглашений по элементам социального партнерства или отраслям. В данном случае система регулирования социально-трудовых отношений берется как основа для развития системной модели межсекторных взаимодействий, а не как нечто заменяющее социальное партнерство в его широком смысле.
     Региональное  соглашение заключается между правительством субъекта РФ, региональной Общественной палатой и региональным Объединением предпринимателей. Основная цель заключения регионального трехстороннего соглашения - закрепление на правовой основе стратегии, приоритетных направлений, механизмов социального партнерства, а также критериев его эффективности; обязательств сторон по реализации социального партнерства в различных сферах развития региона.
     В связи с этим целесообразно, чтобы  соглашение состояло из: рамочного  соглашения, принимаемого сроком на пять лет и определяющего на этот период основные приоритеты взаимодействия региональной власти, бизнеса и общественных организаций, и обязательств сторон, принимаемых ежегодно и отражающих текущие задачи и работу по реализации стратегии социального партнерства в регионе (они закрепляются приложением к соглашению, являются его неотъемлемой частью и имеют одинаковую с ним юридическую силу).
     Основной  задачей рамочного соглашения является: закрепление базовых понятий, целей и задач социального партнерства в регионе; стратегии и приоритетных направлений социального партнерства в регионе; механизмов реализации социального партнерства; системы критериев и показателей эффективности социального партнерства, а также систем контроля и ответственности; приоритетов развития социального партнерства в регионе.
     Реализация  социального партнерства в субъекте Федерации предполагает выделение подцелей в сфере повышения качества жизни населения, инновационного экономического развития, экологического благополучия, развития гражданского общества, морально-нравственного климата региона. Приоритеты развития в соответствующих направлениях выделяются по соглашению сторон на основе базовых стратегических документов по развитию территории и видения регионального развития участниками социального партнерства и служат для формирования системы целей социального партнерства, выделяемых на основе принципов конкретности, измеримости, реалистичности, согласованности и непротиворечивости, своевременности, а также максимального приближения целей к интересам развития населения и территории. Тактические цели социального партнерства являются, в свою очередь, основой для разработки обязательств сторон, которые закрепляются приложением к соглашению.
     В соглашении закрепляется система механизмов реализации социального партнерства. При этом в каждом регионе в соглашении сторон определяется своя система целей, приоритетов и механизмов, которые наиболее соответствуют к ситуации на данной территории.
     Одним из важнейших аспектов соглашения является закрепление в нем критериев  эффективности социального партнерства. Необходимо совершенствовать методику расчета показателей (индикаторов) эффективности, определять пороговые значения индикаторов, позволяющие оценивать эффективность социального партнерства в регионе. Функцию мониторинга и оценки эффективности целесообразно возложить на комиссию по развитию социального партнерства, которая должна публиковать данную информацию в СМИ.[12]
     Контроль  за реализацией соглашения не только возлагается на эту комиссию, но и осуществляется сторонами социального партнерства самостоятельно в пределах их полномочий. Ведущая роль в осуществлении контроля в сфере социального партнерства принадлежит общественным организациям и средствам массовой информации.
     Ответственность в сфере социального партнерства регулируется соответствующими законодательными актами, а также носит договорной характер и прописывается в конкретных соглашениях.
     При этом важнейшим ресурсом поиска решений проблем развития социального партнерства признается участие в этом процессе общественных организаций, научных учреждений и учебных заведений региона. В этих целях проводятся конференции, семинары, тренинги по проблемам социального партнерства, а также грантовые конкурсы на проведение научных исследований в этой области.
     Таким образом, развитие комплексной модели межсекторных взаимодействий на региональном уровне должно пройти следующие этапы:
     1) осознание, в первую очередь представителями органов государственной власти региона, необходимости межсекторных взаимодействий для развития территории;
     2) создание институциональной и  нормативно-правовой базы развития  социального партнерства, закрепление межсекторных взаимодействий в соответствующих стратегиях и концепциях, принятие необходимых региональных законов;
     3) координация и привлечение к  системе социального партнерства некоммерческих организаций и регионального бизнеса, разработка и подписание соответствующего соглашения;
     4) запуск в действие системы  социального партнерства в регионе. Этот этап подразумевает серьезный пересмотр региональной политики органами государственной власти. В частности, целевые социальные программы развития территории могут быть разделены на три вида:
     а) программы, полностью реализуемые  властью;
     б) программы, которые могут быть полностью  отданы в аутсорсинг;
     в) программы, которые могут реализовываться  совместно. Этап реализации является самым серьезным, длительным и ответственным, так как предполагает использование множества технологий межсекторных взаимодействий, от корректности реализации которых зависит эффективность социального партнерства в регионе;
     5) мониторинг развития социального партнерства и оценка его эффективности. Этот этап предполагает не только оценку и отслеживания обратной связи по реализации социального партнерства, но и поиск идей, инновационных технологий, дальнейших путей развития межсекторных взаимодействий, которые в дальнейшем будут закладываться в соответствующие стратегии, прописываться в соглашениях и апробироваться на практике.[9]
     Таким образом, развитие системы социального партнерства в регионе является длительным комплексным циклическим процессом, требующим модернизации сущности и содержания этого института и его "инкорпорирования" в систему стратегического управления развитием региона. 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА  В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. 

      Социально-экономическая  характеристика Липецкой области.
 
     Липецкая  область была образована 6 января 1954 года. Область  расположена  в  центре  Европейской   части   России,   на пересечении  важнейших  транспортных  магистралей,  связывающих  столицу Российской  Федерации  с  Северным  Кавказом,  а  западные  районы  -  с Поволжьем.
       Площадь  24,1  тыс.  КВ.  км,  что  составляет  0,14%  от   площади Российской Федерации. Климат умеренно-континентальный.
       Население 1,2 млн. чел., городское - 786 тыс. чел. (65%),  сельское - 424 тыс. чел. (35%), плотность населения 51 чел./КВ.  км.  Делится на 20 административно-территориальных единиц:  2  городских округа  и 18 муниципальных районов,  в  состав  которых  входит  6  городских  и  303 сельских поселения, имеет 1585 сельских населенных пунктов.
     Входит  в состав Центрального федерального округа.  Система  органов государственной   власти   определяется   Уставом   Липецкой    области.
     Государственную власть осуществляют Липецкий областной  Совет  депутатов, администрация области, иные органы государственной власти, образуемые  в соответствии с Уставом Липецкой области.
     Доля  промышленности в валовом региональном продукте - 60%.  Ведущие отрасли  промышленности  -   черная   металлургия   (71%   в   структуре промышленного производства),  машиностроение  и  металлообработка  (8%), пищевая (11%), электроэнергетика (5%).
     Доля  сельского хозяйства в валовом  региональном  продукте  -  12%. Ведущая  отрасль  -  растениеводство,  развитию  которого   способствуют благоприятные агроклиматические условия и высокое плодородие почв.
     Область    обладает    мощным    транспортным,    коммуникационным, научно-техническим потенциалом, развитой социальной инфраструктурой.
     Административный  и  культурный  центр  области  -  город   Липецк, расположенный на берегах реки Воронеж, с населением 519  тыс.  чел.  Это крупный промышленный центр с развитой  металлургией,  машиностроением  и
металлообработкой, промышленностью  строительных  материалов,  легкой  и
пищевой. В городе располагаются большинство  учебных  заведений  высшего,
средне-специального    и     начально-профессионального     образования, краеведческий музей, драматические  и  кукольный  театры,  кинотеатры  и филармония.
     Наиболее  крупные города: г. Елец с населением  117  тыс.  чел.,  г. Грязи - 48 тыс. чел., г. Данков - 23 тыс. чел., г. Лебедянь  -  21  тыс. чел.
     Продолжающийся  устойчивый  рост  экономики,  улучшение   состояния
окружающей  среды и здравоохранения  создают  благоприятные  условия  для
проведения  целенаправленной  работы  по  стабилизации   демографической
ситуации.
     В  результате  принятых  мер  наметились  отдельные   положительные
тенденции в демографическом развитии области. Несколько  выше,  чем  в  целом  по   России,   средняя   ожидаемая продолжительность  жизни,  прослеживаются  положительные  тенденции   по увеличению числа родившихся и снижению младенческой смертности.
     Вместе  с   тем   анализ   демографической   ситуации   в   области свидетельствует о наличии целого ряда  проблем:  сокращении  численности населения, низкой рождаемости и высоком уровне смертности.
     Не  оказывают существенного  влияния  на  улучшение  демографической
ситуации  и миграционные процессы. Если в 2000 году миграционный  прирост
компенсировал 54% естественной убыли населения  и составлял  в  целом  по области 5,8 тыс. человек, то в 2004 году положительное сальдо  миграции составляет всего около 600 человек.
     Таким образом, Липецкая область по совокупности природно-географических, политических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами, по оценке отечественных и зарубежных экспертов является экономически привлекательным регионом.
     Липецкая  область также обладает высоким  ресурсным, научно-техническим и  производственным потенциалом, развитой инфраструктурой. 
 
 

      
      Анализ  организации системы социального партнерства в Липецкой области.
 
     В Липецкой области накоплен опыт построения различных схем и подходов к взаимодействию с предприятиями, профсоюзами, объединениями работодателей, социальными службами, образовательными учреждениями, различными общественными организациями и объединениями. В достаточно обобщенном виде схема взаимодействия территориального органа по вопросам занятости населения с социальными партнерами представлена на рисунке 2. 


Рис. 2. Обобщенная схема взаимодействия основных социальных партнеров 
в сфере занятости

     Схема действительно обобщенная и укрупненная, конкретизация и наполнение происходят при рассмотрении конкретного направления деятельности службы занятости, особенностей клиентов, ситуации, складывающейся на рынке труда, и т. д. То есть, с одной стороны, схема отражает систему сложившихся партнерских отношений, с другой стороны, это не есть нечто застывшее и не допускающее расширений. Так, продолжается работа по совершенствованию межведомственного механизма регулирования минимальных социальных гарантий и системы социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения. При этом упор делается на адресную помощь человеку.
     Понимая, что по каждому направлению деятельности службы занятости, по каждой программе содействия трудоустройству социально незащищенных групп населения необходимо отработать конкретную схему и механизм взаимодействия с социальными партнерами с определением формы сотрудничества (соглашения, договоры), системы информирования, многое делается в этом направлении. Примером могут служить схемы взаимодействия службы занятости с социальными партнерами по организации поддержки предпринимательства и по содействию занятости инвалидов.
      Администрация Липецкой области совместно с органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей проводят постоянную и систематическую работу по совершенствованию созданной в области системы социального партнерства, форм и методов реализации государственной политики в сфере труда, соблюдения трудового законодательства, защиты трудовых прав и интересов жителей области. С 1992 года в области заключаются и реализуются областные трехсторонние соглашения, реализация которых направлена рост эффективности экономики, повышение уровня и качества жизни населения области.  
 
 

       

       

     
     
     
       
 
 

Рис. 3. Система социального партнерства в Липецкой области  
в рамках соглашений
 

     В рамках социального партнерства  в Липецкой области на сегодняшний день действуют областное трехстороннее соглашение на 2006-2008 годы, 9 территориальных трехсторонних соглашений, 6 областных и 33 территориальных отраслевых соглашений.
     Областное трехстороннее соглашение подписано 20 декабря 2005 г. в г. Липецке между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области. В данном соглашении определены основные обязанности сторон в сфере:
      экономического развития;
      развития трудовых ресурсов и содействия занятости населения;
      оплаты труда, доходов и уровня жизни населения;
      охраны труда и здоровья населения, охраны окружающей среды;
    демографии, социальной защиты и развития социально-культурной сферы;
    по развитию социального партнерства и обеспечению трудовых прав граждан.
       Координацию деятельности по развитию системы социального  партнерства на всех уровнях ведут  трехсторонние комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений созданные  во всех городах и районах области. Комиссии действуют в соответствии с Законом Липецкой области «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Липецкой области», принятом 14 ноября 2002 г.
     Основными целями комиссий являются:
          - регулирование социально - трудовых  отношений и  согласование интересов сторон социального партнерства;
          - развитие  системы  социального   партнерства  в  области,  на территориях муниципальных образований;
          - содействие  предупреждению  и   урегулированию   коллективных трудовых споров.
             Основными задачами комиссий являются:
          - согласование  позиций  социальных  партнеров   по   основным направлениям социальной политики;
          - содействие   соблюдению   трудового   законодательства    на территории области, на территориях муниципальных образований;
          - содействие развитию коллективно  -  договорных  отношений  в организациях,  действующих  на территории области,  на территориях муниципальных образований;
          - ведение   коллективных  переговоров   и  подготовка  проектов областного трехстороннего соглашения между администрацией области, объединениями   профсоюзов   и   работодателей,   аналогичных  ему территориальных трехсторонних соглашений;
          - оказание   содействия   в   заключении  и  реализации  других областных,  отраслевых  (межотраслевых),  территориальных  и  иных соглашений,  коллективных договоров,  в урегулировании возникающих разногласий при их разработке и выполнении;
          - организация  присоединения   к  областному  трехстороннему  и другим областным,  отраслевым (межотраслевым),  территориальным  и иным соглашениям, заключенным на территории области, содействие их выполнению;
          - осуществление   контроля  за  ходом  выполнения  соглашений, коллективных договоров,  разрешение разногласий,  возникших в ходе их выполнения;
          - урегулирование вопросов соглашений,  коллективных договоров, по которым не достигнуто согласие;
          - выявление причин возникновения  трудовых споров;
          - обсуждение  в установленном порядке проектов решений органов государственной власти области,  органов местного  самоуправления, объединений  профсоюзов,  объединений  работодателей  по  вопросам социально  -  экономической   политики,   регулирования   трудовых отношений;
          - установление  взаимовыгодных  связей  в области   труда   и социального партнерства;
          - распространение опыта социального  партнерства;
               - участие в мероприятиях,  проводимых  Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально - трудовых отношений. [2]
     В течение 2005 года проведено 89 заседаний комиссий, на которых рассматривались вопросы социально-трудовых отношений, погашение задолженности по выплате заработной платы, повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума. [15]
     Для повышения эффективности взаимодействия общественных объединений, некоммерческих организаций и общества в целом  с органами государственной власти на территории области была создана  Общественная палата Липецкой области. 6 октября 2005 г. в Липецкой области был принят закон «Об Общественной палате Липецкой обла
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.