На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГОУ  ВПО «Финансовая  академия

при Правительстве РФ»

 заочная форма обучения (дистанционные технологии)]
Кафедра «     » 
 
 

  Курсовая работа 
 

по дисциплине «Микроэкономика» 
 

на  тему: «Ценовая и  неценовая конкуренция  в экономических  стратегиях российского  бизнеса»
  
 
 

                Выполнил:  Чебуров Евгений Владимирович
                Проверил: ______________________ 
                 

Москва  2010 г.
       Оглавление
Введение………………………………………………………………………….....4
1 Конкуренция  как элемент рыночного механизма………………………………7
      Понятие конкуренции……………………………………………………….….7
      Критерии и подходы к классификации конкуренции………………………10
      Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………….…..10
      Виды конкуренции  и применение их в мировой практике…………………16

2 Развитие  ценовой и неценовой конкуренции  на современном этапе……………………………………………………………………………..…21

2.1 Особенности  ценовой конкуренции на современных  товарных рынках………………………………………………………………………...……21

2.2 Конкурентоспособность  российской промышленности: ценовые  и неценовые факторы………………………………………………………………..24

2.3 Методы  конкурентной борьбы автомобильного  рынка услуг города Москвы………………………………………………………………………….…28

3 Пути  повышения конкурентоспособности  товаров и услуг в сфере  производства и обслуживания…………………………………………………....31
Заключение………………………………………………………………………...33
Список  использованной литературы……………………………………….……34
Приложение…………………………………………………………………….….35 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Введение 

         Маркетинговая среда фирмы слагается  из микросреды и макросреды. Микросреда  представлена силами, имеющими непосредственное  отношение к самой фирме и  ее возможностям по обслуживанию  клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами,  конкурентами и контактными аудиториями.  Макросреда представлена силами  более широкого социального плана,  которые оказывают влияние на  микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного  характера).
       Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без  учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и  тактики функционирования фирмы  на рынке.
       Существует  множество определений конкурентов, приведем наиболее употребительные  из них. Как было отмечено выше, конкуренты ? это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров  и на весь комплекс маркетинговой  деятельности (что и влечет за собой  необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой  системы более подробно, можно  дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие  полностью или частично совпадающую  фундаментальную нишу.
         Под фундаментальной рыночной  нишей здесь понимается совокупность  сегментов рынка, для которых  подходят товар и/или услуга, производимые  данной фирмой.
       Наличие конкурирующих фирм порождает такое  явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция ? экономический процесс  взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при  реализации продукции, соперничество  между отдельными производителями  или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в  общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту  цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах рынка. 
С точки зрения маркетинга, важными в этом определении являются следующие аспекты:

       Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и/или  услуги.
       Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром  и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически  лишаются возможности продавать  свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически  неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом  начале реформ в России, когда небольшое  количество начавших поступать с  Запада товаров сталкивалось с практически  ненасытным внутренним спросом. 
В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.

       В экономической литературе принято  разделять конкуренцию по ее методам  на:
       - ценовую (конкуренцию на основе  цены);
       - неценовую (конкуренцию на основе  качества потребительной стоимости).
       Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.
       Снижение  цены было той основой, с помощью  которой промышленник (торговец) выделял  свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.
       Актуальность  темы курсовой работы в том, что в  современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы  снижения себестоимости товара. В  целом, конкуренция в открытой форме  приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния  фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести  ценовую конкуренцию в открытой форме. 
       Объектом  курсовой работы  выступает ценовая  и неценовая конкуренция на российском рынке товаров.
       Предметом курсового исследования заключается  в том, что, имея результаты анализа  методов и форм неценовой конкуренции, можно установить степень их важности для коммерческого успеха конкретной фирмы.
       Итак, целью курсового исследования  является анализ методов и форм ценовой  и неценовой конкуренции, представляющих собой максимально эффективные  и значимые методы маркетингового управления. Из поставленной цели курсового исследования необходимо решить следующие задачи:
       - изучить теоретические основы  конкуренции – понятие, теории, виды;  
            - рассмотреть роль конкуренции в рыночной экономике;

       -  проанализировать особенности конкуренции  в России;
       -  выделить особенности ценовой  и неценовой конкуренции на  российском рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Конкуренция как  элемент рыночного  механизма
       1.1 Понятие конкуренции 

       Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) –  борьба независимых экономических  субъектов за ограниченные экономические  ресурсы. Это соперничество между  товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение  наивысшей прибыли.
       Существуют  и другие определения конкуренции. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода  к определению конкуренции.
       Первый  определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для  отечественной литературы.
       Второй  подход рассматривает конкуренцию  как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической  теории.
       Третий  подход определяет конкуренцию как  критерий, по которому определяется тип  отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
       Первый  подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества  за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество  экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
       -  состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
       -  состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
       -  состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
       -  это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
       -  соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
       -  соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.
       В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается  как неотъемлемый элемент рыночного  механизма. А. Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
       Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В  результате соперничества продавцов  и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары и  конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.
       Конкуренция – механизм регулирования пропорций  общественного производства. Через  механизм межотраслевой конкуренции  происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
       В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Такое понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка. В зависимости  от степени совершенства конкуренции  на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых  свойственно определенное поведение  экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости  общих рыночных условий от поведения  отдельных участников рынка.
       Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это  и способ хозяйствования, и такой  способ существования капитала, когда  один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается  как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и  способ развития. Кроме того, конкуренция  выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
       Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной  деятельности, ускорение НТП.
       Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться  организацией.
       Рассмотрев  сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
       Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого  влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция  способствует достижению компромисса  между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что  конкуренция создаёт тождество  частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и  действующие в рамках остроконкурентной  борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению  государственных, или общественных интересов”.
       Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия производства и  реализации товаров и услуг. Она  как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить  в производство того или иного  товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
       В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит уравнительницей цен, то можно  сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать  тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно  обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В  настоящее время встречается  много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при  производстве товаров с применением  новой технологии. Следовательно, при  развитии конкуренции с каждым годом  повышается эффективность производства.
       В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать  этого соперничества и через  некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют  предприятия и становятся полноправными  и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.  
 
 
 

       1.2 Критерии и подходы  к классификации  конкуренции 

       Существует  множество критериев и подходов к классификации конкуренции.
       - Исходя из степени дифференциации  товара конкуренция подразделяется  на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).
       -  Конкуренция подразделяется на открытую,  закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль. 
       -  Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
       -  Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
       Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные  для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные  автомобили одного класса, но с разными  по мощности двигателями.
       Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством  изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых  случаях верно, однако, следует иметь  в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
         В зависимости от степени антагонизма  выделяют конкуренцию без крайностей  и  с нарушением норм действующего законодательства
       И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества.
       Таким образом, мы дали определение конкуренции, раскрыли некоторые ее функции и  выделили несколько критериев и  подходов к классификации конкуренции. Последняя схема, показывающая классификацию  конкуренции по способам соперничества  и состоянию рынка, будет взята  нами за основу при рассмотрении видов  конкуренции в последующих главах. 

       1.3 Ценовая и неценовая  конкуренция 

       В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую.  (см. приложение 1)
       Ценовая конкуренция восходит к тем далеким  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
       Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся  возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость  и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется  «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до  6-7 долларов)   и    соответствующего   повышения массы прибыли.
       Когда же установилось равновесие, новая  попытка снизить цену приводит к  тому, что конкуренты реагируют точно  также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли  падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед  и вытеснения конкурентов наступают  неожиданные разорения и банкротства.
       Вот почему в наши дни нередко наблюдается  не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских  свойств товаров, которое невозможно отрицать.
       Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет  сил и возможности в сфере  неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для  проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии  там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой  конкуренции фирмы широко оповещают  о снижении цен на выпускаемые  и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила  цену на одно из запоминающих устройств  на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%,  в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).
       При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила  в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов,  а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%.
       Основное  условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и  снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает  реальными шансами снижения издержек производства.
       Механизм  ценовой конкуренции действует  следующим образом. Фирма-производитель  устанавливает на свою продукцию  цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие  возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и  уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который  выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно  сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся  в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и  бессмысленна.
         При неценовой конкуренции роль  цены нисколько не уменьшается,  однако на первый план выступают  уникальные свойства продукта, его  техническая надежность, высокое  качество. Именно это, а не снижение  цены, позволяет привлечь новых  покупателей и повысить конкурентоспособность  товара.
       Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных  субъектов в условиях  монополистической  конкуренции позволяет  говорить о возможностях развертывания ценовой конкуренции, несмотря на имеющееся многообразие различных товаров и услуг, способных  удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и  неценовая  конкуренция. Основными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта,  улучшение  его  качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по  типу, стилю,  марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен,  он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые  предпочитают ее товары аналогам  у  конкурентов.
       Однако  при наличии столь разнообразного ассортимента  предлагаемых товаров и услуг всегда имеется возможность нового предложения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное  изучение  разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.
       Дифференциация  продукта выступает своего  рода  компенсацией тех  недостатков,  которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками,  связанными с функционированием такой  рыночной  структуры. В  то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления,  с одной  стороны сбивает  с  толку потребителя,  усложняя процесс выбора,  с другой стороны,  может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно  часто предпочтение  одним  товарам  перед  другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены,  считая  что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.
       Другой  формой  неценовой  конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых  продуктов  и  предлагаемых  услуг. Улучшение   качественных   характеристик  или  потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации  продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции.  Данная форма конкуренция имеет своим  следствием два  положительных момента,  помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта  одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В  целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров,  но и непосредственно  в области  ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.
       Второй  момент сопряжен с появлением новых  источников финансирования процесса дальнейшего  совершенствования выпускаемого продукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных  его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль,  которая как раз и служит этим новым финансовым  источником.
       Отмечая положительные стороны  конкуренции  в  форме  совершенствования продукта, нельзя не обращать внимания на имитационную деятельность фирм в данной области. У фирмы-имитатора активность на совершенствование продукта,  как правило,  ограничиваются незначительными поверхностными изменениями продукта,  добиваясь  внешнего эффекта,  выдающего кажущиеся изменения в продукте за действительные,  а также априори закладывают моральный износ в усовершенствованный  продукт,  что  вызывает быстрое разочарование покупателя в обладании продуктом,  на смену которого пришла уже его  новая  модель. Ясно,  что  подобное направление деятельности фирм объективно ведет к расхищению ограниченных ресурсов и вызывает рост  потребительских  расходов  населения.
       К числу неценовых методов относят  также предоставление большого комплекса  услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в  качестве первого взноса за новый, поставку оборудования  на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.
       В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его  отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного  рода информации позволяет ему более  точно представлять будущих покупателей  его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
       В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом  ведения конкурентной борьбы, т.к.. с  помощью рекламы фирмы не только    доносят     до    покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
       Производитель в условиях монополистической конкуренции  может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат  может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. В  то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает  потребительский спрос к продукту.
       С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример.   
         Во времена существования ФРГ  у  западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.
       Цель  рекламы фирмы, действующей в  условиях монополистической конкуренции, простая. Фирма надеется увеличить  свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к  ее дифференцированному продукту. В  переводе на специальные термины  это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.
       Наиболее  интенсивно реклама проводится в  условиях монополистической конкуренции  и олигополии.
       Огромные  расходы, связанные с рекламной  деятельностью, вызывают неоднозначные  оценки в отношении целесообразности рекламы.
       С одной стороны, утверждается, что  подобного рода деятельность носит  расточительный  характер  и  ослабляет  конкуренцию. И действительно, например,  в США расходы на рекламу превышают суммы, расходуемые правительствами штатов и  муниципалитетами.  С  другой стороны, рекламе приписывается много положительных моментов, которые связаны как и с интересами потребителей,  так и эффективностью функционирования национальной экономики, а также с укреплением рыночных сил,  что ведет к  обострению  конкурентной  борьбы.  Итак, вкратце  остановимся как на положительных,  так и на отрицательных сторонах рекламной деятельности.
       В связи со столь двойственной оценкой  рекламной деятельности,  очевидно, законодательным и исполнительным органам страны необходимо  постоянно  отслеживать процессы рекламной деятельности с целью принятия тех или иных действенных мер, своевременно лимитировать, либо  не  допустить  отрицательные последствия от рекламы. Это относится прежде всего к сегодняшней России,  которую  захлестнула настоящая рекламная вредоносная вакханалия,  которая наносит ущерб не только национальной экономике,  но и здоровью,  психике населения. К недостаткам рекламы относят:
       - содержание рекламы часто неинформативно  и вводит в заблуждение  покупателей.
       - реклама требует больших финансовых  затрат,  они  увеличивают цену товаров, - потребителей побуждают тратить деньги на товары,  которые им в действительности не нужны.
       - средства массовой информации  зависят от рекламодателей,  это ограничивает их свободу.
       Однако  нельзя забывать и неоспоримые плюсы  рекламной деятельности:
       - реклама обеспечивает потребителей  информацией о ценах, последних  новинках на товарном  рынке.
       - реклама часто приводит к снижению  цен. Создавая массовые рынки,  реклама позволяет уменьшить  себестоимость продукции,  что дает возможность производителям понижать издержки.  Этой экономией пользуется потребитель.
       - реклама стимулирует конкуренцию,  и от этого выигрывают потребители и все общество.
       - доходы от рекламы оплачивают  большую часть расходов на  журналы и газеты, всю стоимость коммерческого радио и ТВ.
       - реклама приносит пользу экономики  в целом,  стимулируя потребительский спрос, влияет на оживление экономики. Реклама помогает поддерживать спрос на нужном уровне.
       Основной  исследовательский интерес экономистов  сосредоточился на влиянии рекламы  на степень конкуренции. Получили развитие две совершенно разные школы. Антиконкурентная точка зрения утверждает, что реклама  является, по существу, формой убеждения, которая усиливает дифференциацию продукта в сознании потребителей и, таким образом, позволяет каждой фирме получить большую степень  монопольной власти на рынке, причем сделать это за счет потребителей. Реклама убеждает потребителей в  том, что на свете мало заменителей  предполагаемого продукта. Если использовать графическую форму, то можно сказать, что реклама делает кривую спроса фирмы менее эластичной, позволяя последней назначать более высокие  цены и получать повышенные прибыли. Реклама уменьшает конкуренцию  среди существующих фирм отрасли  и, выступая для них в качестве барьера, защищает созданные фирмы  от новых потенциальных конкурентов. В противоположность этой, иная, проконкурентная точка зрения рассматривает  рекламу как информацию, то есть как относительно недорогое средство увеличения количества заменителей  продуктов, известных потребителям. Следовательно, реклама делает кривую спроса любого, особенно действующего в условиях монополистической конкуренции, продавца более эластичной, а цены и прибыли имеют тенденцию  к снижению. Большее знание о пригодности  продуктов благодаря рекламе  успешно увеличивает число заменителей  и делает отрасль более конкурентной.
       Свидетельства экономических последствий рекламы  являются разнородными, так как исследователи  обычно испытывают трудности при  выявлении истинных причин и следствий. Допустим, обнаружено, что фирмы, которые  рекламируют многие свои товары, имеют  значительную монопольную власть и  большие прибыли. Означает ли это, что  реклама создает барьеры для  вступления, которые, в свою очередь, укрепляют эту монопольную власть и прибыли? Или же эти самые  барьеры для вступления не связаны  с рекламой, но являются источником монопольных прибылей, позволяют  фирмам щедро тратиться на рекламу  своих продуктов? Очевидно одно –  то, что в настоящее время просто нет единого мнения в отношении  экономических последствий рекламы.
       Таким образом, мы установили, что основными  методами неценовой конкуренции  являются дифференциация продукта,  улучшение  его  качественных и потребительских свойств, реклама. Также мы выяснили, что основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.
        Виды конкуренции и применение их в мировой практике
       Роль  конкуренции, особенно ценовой, в последние  два десятилетия значительно  возросла, причем как на национальных товарных рынках, так и на мировых  товарных рынках. Крупные компании имеют возможность использовать различные варианты ценовой политики с учетом характера продукта и  рынка, а также действий других ведущих  производителей.
       Участники транснациональных олигополий, обладающие примерно одинаковым потенциалом и  в равной мере не желающие внедрения  новичков, отказываются от разрушительной ценовой конкуренции как главного орудия соперничества. При примерном  равенстве финансово-технологических  ресурсов конкурирующих компаний использование  ценовых методов борьбы обходится  слишком дорого, а главное, практически  не может привести ее инициаторов  к победе.
       Фронтальное наступление на основе снижения цен  внутри транснациональных олигополий применяется обычно лишь при возникновении  радикальных сдвигов в соотношении  сил, когда резко возросшая конкурентоспособность  отдельных ТНК дает им возможность  перекраивать сферы влияния (например, японские автомобильные и электротехнические фирмы на рынке США).
       Формы и методы конкуренции. В зависимости  от применяемых методов различают  три основные формы конкурентной борьбы: ценовую, неценовую и свободную  конкуренцию.
       Ценовая конкуренция применяется в основном в соперничестве между фирмами-монополиями  и аутсайдерами. Основные ее виды: открытая и скрытая.
       Открытая  ценовая конкуренция предполагает снижение цен как метод конкурентной борьбы и используется:
       - аутсайдерами в соперничестве  с фирмами-монополиями, когда  они не имеют средств неценовой  конкуренции;
       - крупными фирмами в ответ на  действия конкурентов-аутсайдеров.  Возникает война цен. Это характерно  для рынков многих новых товаров  (например, на рынке запоминающих  устройств американские фирмы  снизил и цены: "Дэйта дженерал"  на 68%, "Перкин Элмер"  на 61%, "Хьюлетт Паккард"  на 37%);
       - фирмами-монополиями как установление  барьера против выхода на рынок  новых потенциальных конкурентов,  а также с целью вытеснения  конкурентов с рынка. Здесь  осуществляется временное понижение  цен, после которого цены вновь  повышаются иногда до уровня  выше прежнего;
       - внутренними картелями стран-импортеров  путем согласования уровня импортных  цен;
       - крупными компаниями при выходе  на новые для них рынки с  целью захвата монопольных позиций,  дающих возможность диктовать  условия сбыта. Это наиболее  характерно для рынков товаров  с еще неустоявшейся фирменной  структурой, в производстве которых  функционирует большое число  фирм. Здесь отмечаются внезапные  резкие снижения цен, особенно  на новые товары (обычно фирмы  объявляют о снижении цен на 20, 40 или 60%). Основная причина такого  снижения цен  попытка расширить долю фирмы на рынке.
       Методы  открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США  и страны Западной Европы.
       Особенно  обостряется конкурентная борьба на мировых товарных рынках, где конкурентные позиции даже крупнейших монополий  не являются устойчивыми (пример мирового рынка автомобилей, где "Дженерал моторе" уступила первое место по продаже автомобилей в США, которое  ей принадлежало почти 50 лет, японской компании "Ниссан").
       Главные усилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка  и сохранение сложившегося соотношения  сил между ними. Это проявляется  в погоне за нововведениями, создании заграничных  производственных предприятий, заключении межфирменных соглашений в  научно-производственной сфере. Поэтому  эти отношения, в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных с научно-техническим  прогрессом.
       Патентная защита изобретений на международном  уровне в определенной степени сдерживает открытую ценовую конкуренцию на рынке (например, в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности).
       Скрытая ценовая конкуренция осуществляется различными способами. В частности, предоставлением скидок с цены и  лучших условий продажи. Предоставляются  следующие скидки с цены: тайные простые скидки с официально объявленной  цены (прейскурантной, справочной и  др.) определенным группам покупателей  или отдельным покупателям с  целью установления длительных, более  устойчивых отношений для обеспечения  устойчивой прибыли (тайное соперничество);
       -открытые  скидки с цены на количество, на оптовый характер продаж, по  определенным условиям контракта  (прогрессивная, бонусная, экспортная, сезонная);
       -тайные  скидки за особый характер  отношений с партнером при  предоставлении простого права  на продажу на определенной  территории, при продаже товара  служащим фирмы-партнера и др.;
       -скидки  за "лояльность", предоставляемые  фирмами за отказ покупателей  от предложений конкурентов;
       -скидки  постоянным покупателям.
       Предоставление  лучших условий продажи  это скрытая, превращенная форма ценовой конкуренции, осуществляемая путем:
       -повышения  качества товара при неизменной  цене (технических параметров: полезного  эффекта и пр.), что фактически  свидетельствует о снижении цены  товара;
       снижении  цены товара;
       -удлинения  срока гарантийного обслуживания (например, если две фирмы предлагают  на рынке легковые автомобили  с одинаковыми техническими характеристиками  и уровнем цен, но одна из  них предлагает более длительный  срок гарантии, то, поскольку стоимость  гарантийного обслуживания входит  в цену, речь идет о предложении  товара по более низкой цене);
       -предоставления  денежного кредита на лучших  условиях (более низкий уровень  процента на большую часть  поставки);
       -предоставления  кредита в форме отсрочки платежа  на более длительный срок (иногда  на весь период испытательного  срока эксплуатации оборудования).
       -предоставления  более коротких сроков поставки. Такая поставка дает покупателю  возможность быстрее использовать  капитал в товарной форме, затратить  меньше средств на заем капитала  в банке и за счет этого  получить дополнительную прибыль.  Поэтому поставщик товара при  более коротких сроках поставки  фиксирует более высокую цену;
       -использования  смешанной формы кредитования, предусматривающей  предоставление низкопроцентных  правительственных кредитов, носящих  характер государственной помощи  наряду с коммерческими кредитами.  Это позволяет фирмам отдельных  стран снижать процентные ставки  и удлинять сроки погашения  кредитов.
       Неценовая конкуренция. Использование методов  неценовой конкуренции позволяет  крупнейшим фирмам проводить на рынке  более гибкую политику. Можно выделить следующие виды неценовой конкуренции:
       -законные  средства конкуренции;
       -полулегальные  методы борьбы с соперниками;
       -методы  ограничения действий других  конкурентов с помощью средств  государственного регулирования  и содействия.
       Законные  средства конкуренции включают:
       -конкуренцию  по продукту, когда в процессе  дифференциации существующего продукта  происходит создание нового продукта, т.е. обладающего новой потребительной  стоимостью;
       -конкуренцию  по предоставлению услуг, имеющую  особое значение на рынке машин  и оборудования. В комплекс услуг  входит предоставление рекламных  материалов, передача технической  документации, облегчающей эксплуатацию  оборудования, предоставление услуг  по обучению специалистов на  предприятии покупателя, техническое  обслуживание в гарантийный и  послегарантийный периоды.
       Полулегальные формы конкурентной борьбы включают:
       -экономический  шпионаж;
       -подкуп  должностных лиц в государственном  аппарате и в конкурирующих  фирмах;
       -практику  заключения нелегальных сделок;
       -практику  ограничения конкуренции, содержащую  богатый арсенал средств, призванных  обеспечить диктат фирмы-монополии  на рынке с целью установления  на нем наиболее выгодных условий  деятельности. Сюда относится, в  частности, практика проталкивания  внутрифирменных стандартов в  качестве национальных и международных,  навязывание выгодных для себя  оговорок при продаже прав  на использование торговых марок  или патентов. 
 
 

       2 Развитие ценовой  и неценовой конкуренции  на современном  этапе

       2.1 Особенности ценовой  конкуренции на  современных товарных  рынках

       Развитие  конкуренции на сегодняшний день становится очень актуальной задачей  для производителей. Проблема изучения различных видов конкуренции  вызывает необходимость исследования факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ товаров или услуг. Учитывая то, что уровень доходов  потенциальных потребителей является достаточно низким, но при этом в  обществе активно формируются принципы западного образа жизни, на данной стадии развития экономики одним из важнейших  становится вопрос о цене на различные  виды аналогичной по качеству продукции.
       В условиях развития современной экономики  вопросы конкурентной борьбы приобретают  особенную актуальность. Это связано  с рядом различных факторов, среди  которых следует особо выделить стремительный рост информационных и коммуникационных технологий, позволяющих  потребителю иметь информацию о  большом количестве возможных продавцов; глобализацию мировой экономики, делающей возможной поставку относительно недорогих  товаров из отдалённых регионов, либерализацию  международной торговли. Эти факторы  определяют увеличение числа и плотности  контактов конкурирующих видов  продукции на одних и тех же рынках, а также, весьма часто –  ослабление позиций местных производителей, не способных соперничать на своих  рынках с продукцией транснациональных  корпораций и крупнейших производителей. Обострение конкуренции, развитие которого можно прогнозировать и на будущее, делает актуальным вопрос о том, какие  силы может противопоставить этому  отдельный производитель, как он должен действовать в сложившейся  обстановке.  
Ответы на этот и аналогичные ему вопросы актуализируют проблему изучения различных видов конкуренции, а также того, как та или иная выбранная стратегия может отразиться на благополучии и будущем развитии предприятия. Особенностью большинства российских рынков является то, что уровень доходов потенциальных потребителей часто достаточно низок, при этом в обществе активно формируются принципы западного образа жизни, соответствующие стандарты потребления и оценки продукции. Поэтому на данной стадии развития экономики одним из важнейших становится вопрос о цене на различные виды аналогичной по качеству продукции.  
Как известно, неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, максимально полно соответствующего стандарту или даже превышающего его. К числу различных неценовых методов относят все маркетинговые методы управления предприятием. В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке того или иного товара, можно выделить следующие виды неценовой конкуренции :

       1. Желания-конкуренты. Существует большое  количество альтернативных способов  вложения потенциальным покупателем  своих денежных средств;
       2. Функциональная конкуренция. Существует  большое количество альтернативных  способов удовлетворения одной  и той же потребности; 
       3. Межфирменная конкуренция. Является  конкуренцией наиболее эффективных  способов удовлетворения существующих  потребностей;
       4. Межтоварная конкуренция. Является  конкуренцией внутри товарного  ряда продукции одной и той  же фирмы, обычно выступает  с целью создания имитации  значительного потребительского  выбора.
       5. Незаконные методы неценовой  конкуренции. К ним относятся:  промышленный шпионаж, переманивание  специалистов, производство поддельных  товаров. 
       В более сжатом виде можно заключить, что неценовая конкуренция представляет собой «рыночный подход, при котором  стоимость продукции минимизируется, а другие рыночные факторы максимизируются.
       Ценовая конкуренция развивается на рынке  в тесной связи с условиями  и практикой неценовой конкуренции, выступает по отношению к последней  в зависимости от обстоятельств, ситуации на рынке и проводимой политики, как подчинённой, так и доминирующей. Это – метод, основанный на цене. Ценовая конкуренция «восходит  к временам свободного рыночного  соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым  разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой  продавец выделял свой товар…, завоёвывал желаемую долю рынка». В условиях современного рынка «война цен» является одним  из видов конкурентной борьбы с соперником, причём такое ценовое противостояние часто приобретает скрытый характер. «Война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма  не исчерпает резервы себестоимости  товара. В целом ценовая конкуренция  в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового  состояния компаний. Поэтому компании избегают вести ценовую конкуренцию  в открытой форме. Она применяется  в настоящее время обычно в  следующих случаях: фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для  соперничества с которыми в сфере  неценовой конкуренции у аутсайдеров  нет ни сил, ни возможностей; для  проникновения на рынки с новыми товарами; для укрепления позиций  в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цены поднимают непропорционально  мало». При этом необходимо отметить, что в условиях функционирования различных рынков степень значимости ценовой конкуренции может существенно  различаться. В качестве обобщающего  определения ценовой конкуренции  можно привести следующее: «Конкуренция, основанная на привлечении покупателей  за счет продажи по более низким ценам товаров, аналогичных по качеству товарам конкурентов».
       Рамками, ограничивающими возможности ценовой  конкуренции, являются, с одной стороны, себестоимость продукции, с другой стороны – институциональные  особенности рынка, определяющие специфическую  структуру продавцов и покупателей  и, соответственно, – предложения  и спроса.  
Цена реализации складывается из себестоимости произведённой продукции, косвенных налогов, включаемых в цену, и прибыли, которую предполагает получить продавец. При этом уровень цен задаётся на рынке соотношением спроса и предложения, что определяет тот или иной уровень рентабельности активов и рентабельности произведённой предприятием продукции.  
На сегодняшний день самой распространённой ценовой стратегией, которую выбирают около 80% компаний, – «следование за рынком». Предприятия, которые ее используют, устанавливают цены на свою продукцию, ориентируясь на некий усредненный прайс-лист. Впрочем, осознанным выбором назвать это трудно. Чаще всего действовать по-другому просто невозможно. Как правило, «быть как все» приходится тем, кто работает на массовых рынках, где очень высока конкуренция. Данное положение в полной мере относится и к мясному рынку. В сложившейся ситуации покупатели очень болезненно реагируют на всякое заметное подорожание товара, что не позволяет завышать цены, а конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж, что делает опасной другую стратегию ценообразования – «внедрение на рынок».

       Говоря  о реализации ценовых мероприятий  в рамках конкурентной борьбы, необходимо сказать, что в основном ценообразованием на российских предприятиях занимаются совершенно различные органы и лица: директор, бухгалтер, экономист, менеджер по продажам, менеджер по поставкам, специалист отдела маркетинга и пр.
       К сожалению, еще мало прецедентов, по крайней мере, в региональной практике, использования именно профессиональных аналитиков-консультантов, которые  обладают специальными навыками и опытом грамотного ценообразования, способных  учесть весь спектр воздействующих на цену факторов. Поэтому не редки  случаи, когда предприятия впадают  в крайности, выстраивая свою ценовую  политику.  
Вот перечень таких крайностей, с которыми можно столкнуться в практической деятельности:

       – практически все предприятия  используют только ценовую конкурентную стратегию с учетом своей себестоимости  – конкурентную борьбу на основе цен, но не качества. Соответственно, цены устанавливаются  либо на уровне ведущего на рынке конкурента, либо на уровне средних среди конкурентов  цен, либо на уровне ниже всех конкурентов;
       - есть предприятия, бездумно использующие  стратегию ценового демпинга. В  отдельных сферах (например, предоставление  телекоммуникационных услуг передачи  данных) последний метод может  иметь преобладающее значение. Естественно  подобное «ценообразование» за  короткий срок способно привести  предприятие не только к коренным  изменениям в ценовой политике, но и фатальным последствиям.  
– Часть предприятий используют только метод «Себестоимость +». Их цены мало коррелируют с существующим на рынке уровнем. Учитывается себестоимость и маржа, которую предприниматель хотел бы получить.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.