На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные роли семьи и классификации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Т-115 - Социальные роли семьи и классификации 

 

      Содержание
 

      Введение

 
     Актуальность  исследования. Семья - это кровно-родственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми [16].
     Понятие социальной роли является центральным при анализе социальных взаимодействий. Изучение социальных ролей в семье позволяет выявить происходящие в ней социальные изменения, конкретизировать вопрос о функциях семьи и связанных с ними социальных конфликтах.
     В социальной психологии понятие социальной роли интерпретируется как «позиция, т.е. положение, которое занимает человек в конкретной социальной системе». В семейной группе позиции имеют мать, отец, жена, муж, дети, бабушка, дедушка и т.д. Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу [14].
     Кроме того, актуальность исследования института  семьи и ее социальных ролей обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые самым непосредственным образом затронули его основы и традиционные устои. Безусловно, это усугубляет социальное положение семьи, вызывая кризисные ситуации и падение значимости семьи в целом. Однако излишняя драматизация ситуации не способствует объективному анализу изменений, происходящих в современной семье. Следовательно, необходимо акцентировать особое внимание на выявлении и изучении потенциальных возможностей ее адаптации в условиях изменений и влияния внешней среды при сохранении внутренней устойчивости.
     Степень разработанности  темы. Систематическое изучение семьи, как социального явления, началось с исследования первобытных форм брака и связано с именами И.Баховена, Дж. Леббока, Л.Моргана, М. Ковалевского, Н.Г. Юркевича и других.
     Концепции, объясняющие специфику семьи  как социального института, были разработаны в трудах Э. Берджесса, Э. Вестермарка, Э. Дюркгейма, Дж. Мэдока, У. Огборна. В научных трудах данных авторов большое внимание уделяется анализу социокультурных функций семьи, их исторического перехода к другим социальным институтам, сужения круга функций, осуществляемых самой семьей.
     Семью как социально-психологическую группу начали исследовать У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, З. Фрейд. Взаимосвязь личности и общества рассматривались ими на уровне первичных, межличностных отношений.
     Авторы, работы по проблеме исследования становления семьи и системы функционально-ролевого взаимодействия которых являются наиболее значительными Антонов А.И., Голод С.И., Мацковский М.С., Харчев А.Г. и др. Такие авторы, как Най Ф.И., Плек Дж., Сканцони Дж. и др., рассматривают распределение ролей как ядро полоролевой дифференциации в семье.
     В проведенных исследованиях Голдберга Н., Сканцони Дж., Фоке Г.Л. и др. показаны отрицательные последствия традиционной ролевой модели и для женщин, и для мужчин, Раппопортом Р., Бергером М. и др. продемонстрированы трудности, с которыми сталкиваются семьи, принявшие эгалитарный образец распределения ролей. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос социальных ролевых отношений семьи и не определена конкретная классификация социальных ролей семьи.
     Цель  исследования - изучение ролевого функционирования семьи и отношений родителей к различным сторонам семейной жизни.
     Задачи  исследования:
     1. Изучить семейные роли и внутрисемейную ролевую структуру
     2. Анализ параметров семейного ролевого взаимодействия.
     3. Выделение классификации социальных ролей семьи.
     4. Исследование факторов, характерных для той или иной семейно-ролевой модели в условиях социокультурных изменений.
     Объектом  исследования выступили семейные пары, с различным стажем совместной жизни, всего- 30 человек.
     Предмет исследования: особенности и закономерности ролевой структуры семьи.
     Методы  исследования: основные методы сбора первичной информации: тест «Какова Ваша роль в семьи», математические методы анализа и обработки данных.
     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа позволит расширить и углубить сведения о социальных ролях семьи, в частности, изучение формирования и реализацию представлений о семейном ролевом взаимодействии.
     Практическая  значимость работы. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности психологических служб населения с точки зрения учета специфики ролевого поведения в организации полоролевого воспитания и решение психологических проблем, связанных с данной сферой.
 

      Глава 1. Социальные роли в семье

     1.1. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура

 
     Социальные  роли - термин, активно используемый как социальной психологией, так  и социологией. Он концентрирует  внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Научная дисциплина или теоретическое направление, которое подробнее других изучило эту проблему, называется теорией ролей [6].
     Понятие семейной роли в отечественной науке  опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений» [8].
     Роль  — это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений» [11].
     Каждая  семья строится на взаимных обязанностях, чувстве долга, ответственности. Любой человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определенного социального слоя и т. д. Ролевое обучение необходимо, чтобы научиться следующему:
       • выполнять обязанности и  осуществлять права в соответствии  с играемой ролью;
       • приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли [4].
     Социальные  функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.
     Как тот, так и другой фактор исторически  изменяются, поэтому каждый этап в  развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства [2].
     Для того чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли.
     Если  функции семьи определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в  целом, то ролевая структура характеризуется  в первую очередь распределением ролей, т.е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (кооперация или разделение функций и т.п.).
     При описании ролевой структуры семьи  важной проблемой является выделение  ролей. Основное внимание исследователей направлено на изучение ролей, соответствующих хозяйственно-бытовой и воспитательной функциям. Это роли организатора быта, или хозяина/хозяйки, воспитателя детей, а также роль материально обеспечивающего семью, или кормильца.
     Природой  и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина — женой и матерью [6].
     В самом общем плане отношения  между мужчиной и женщиной в семье  определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую  основу, патриархат — свою. Однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства — материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.
     На  каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам  создания и функционирования семьи.
     Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.
     Само  понятие семейной роли как конкретизация  социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является по сути социологическим. Опираясь на него, социальные психологи могут исследовать «личностную окраску», которую приобретают семейные роли в конкретном проявлении.
     Трансформация ролевых отношений в семье  является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.
     Процесс возникновения ролевой структуры  семьи является одной из главных  сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак, и какое место занимают в этом их ролевые отношения.
     Можно сказать, что возможность включения  членов пары в совместную деятельность предстает в виде такого сочетания  личностных и поведенческих характеристик, которое Б. Мурстейн, автор, завоевавший популярность в области исследования развития эмоциональных отношений теории «стимул — ценность — роль», назвал ролевым соответствием. Речь идет о соответствии друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличии базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится автором в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.
     В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых  ролей, полоролевой системы, полоролевой  дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему  культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.
     Полоролевые системы — это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом — работа». От мужчины традиционно требуется в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией. Из разделения социальных ролей мужчин и женщин непосредственно следует и образец распределения семейных ролей. На мужчину ложится ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину — ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Такой ролевой модели придерживаются большинство зарубежных исследователей.
     Для социально-психологического анализа  ролей в современной семье первостепенное значение имеет вывод отечественных и зарубежных исследователей о неопределенности норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения. Такая ситуация ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем. Каждому партнеру в семье в целом приходится «выбирать» какой-либо образец ролевого взаимодействия из множества существующих.
     Проблема  выбора, принятия семьей того или иного  ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому  образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.
     Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, что правила  ролевого поведения и ролевого отношения  в семье устанавливаются в  процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.
     Приведем  классификацию основных ролей в  семье, описанных Алешиной Ю.Е.:
     1. Ответственный за материальное  обеспечение семьи.
     2. Хозяин — хозяйка.
     3. Роль ответственного по уходу  за младенцем.
     4. Роль воспитателя.
     5. Роль сексуального партнера.
     6. Роль организатора развлечений.
     7. Организатор семейной субкультуры.
     8. Роль ответственного за поддержание  родственных связей.
     Говоря  о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.
     Существует  ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры  особенно актуальной для современной  семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это, прежде всего, две различные системы распределения внутрисемейных ролей. Так, традиционная семья - это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли - жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.
     В эгалитарной семье фактически все  роли распределяются между мужем  и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной  семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-супружество, где жена хотя и выполняет прежде всего роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет также выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу.
     Следует отметить, что в последнее время  в структуре современной семьи  произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и  количество детей в ней, уменьшилась  значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом [15].
 

      1.2. Классификация  социальных ролей  в семье

 
     Семья - это кровно-родственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми.
     Рассмотрим  классификацию социальной роли в  семейной группе:
     1) супружеские (муж, жена), родительские (мать, отец),
     - социальный партнер,
     - сексуальный партнер,
     - кормилец,
     - социализатор (дисциплинатор, отец  своих детей).
     - домохозяйка,
    прародители
     - бабушка 
     - дедушка
     3) ребенок
     - братья
     - сестры
     В ролевом наборе мужа и жены обнаруживаются четыре главные роли в каждом. В статус мужа входят такие роли, как социальный партнер, сексуальный партнер, кормилец, социализатор. В структуре ролевого набора статуса «Жена» мы видим практически схожие роли - социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, социализатор. Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях - кормильца (муж) и домохозяйки (жена). Выразим ролевой набор или, как еще можно было бы выразиться, ролевую структуру, обоих статусов наглядно (рис. 1).
     
     Рисунок 1. Два статуса – мужа и жены, распадающихся на четыре роли 

     Соотношение или взаимосвязь социальных ролей  членов семьи по отношению друг к  другу называется семейной системой. В нашем случае она включает четыре ключевые роли. На первом по важности месте стоят роли сексуальных партнеров потому, что ради удовлетворения сексуальных потребностей законным путем в современном обществе заключается большинство браков. Возможно, что в других исторических типах общества на первом месте стояла, допустим, экономическая функция (кормилец-домохозяйка) либо какая-то иная.
     На  втором по важности месте - экономическая  роль по добыванию средств существования  и сохранению семьи - кормилец. Симметрична  функции кормильца функция домохозяйки. Следующая важная роль - социальный партнер. И жена, и муж выступают в роли социальных партнеров. Последняя важная роль - социализация или воспитание детей.
     Если  роль - модель поведения и эти  модели поведения существуют в обществе, значит, они должны как-то регулироваться нормами, законами, обычаями, нравами, традициями.
     Сексуальный партнер. Роль сексуального партнера подразумевает  такую модель поведения, которая  соответствует неписаным нормам поведения и психологическим  ожиданиям субъекта того статуса, с  которым связан данный статус.
     Сексуальный партнер - основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Мужчина  и женщина заключают брак в  первую очередь ради исполнения роли сексуального партнера. Какие же нормы  должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них - соблюдение супружеской верности. Если это правило нарушается, то брак распадается. В разных культурах и даже в разных семьях допускается известная степень адъюлтера, на что-то закрывают глаза, но массовый стереотип поведения предполагает соблюдение супружеской верности.
     В сексуальные отношения между  мужем и женой не имеет права  вмешиваться никто другой, даже близкие  родственники, например, теща или дети. И никто другой не может контролировать или указывать им на то, как они  должны вести себя в качестве сексуальных партнеров. Хотя в некоторых обществах идеологические институты пытались контролировать супружеские взаимоотношения. К примеру, в СССР партком вызывал мужа для того, чтобы разобрать внутрисемейный конфликт и принудить его не изменять семье. Это дисфункциональное вмешательство. Брачный статус оказывал решающее влияние на вопрос о выезде гражданина за границу, особенно у дипломатов. Точно также и теща не должна следить за тем, куда пошел муж ее дочери после работы. Хотя в повседневной жизни данное правило из неписаного кодекса человеческих отношений то и дело нарушается. В конечном счете супруги должны решать свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.
     Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если вы обратитесь в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит ваше желание.
     Таким образом, сексуальное партнерство  подразумевает:
     а) запрет на физическую измену,
     б) запрет на нравственную или духовную измену.
     Супружеская неверность подразумевает и то и  другое.
     Кормилец  и домохозяйка. Социальная сущность пары экономических ролей «кормилец-домохозяйка» заключается в требовании того, чтобы муж обеспечивал «прожиточный минимум», а жена - приемлемый комфорт жилища.
     Биологическая и социальная эволюция закрепила  за мужчиной и женщиной определенное разделение труда: мужчина охотился вне дома, а женщина работала по дому, где ей было легче воспитывать детей и ухаживать за ними.
     Разделение  труда между мужчинами и женщинами  приводит к приобретению ими разных навыков. На протяжении большей части  жизни эти различия формируют  основу традиционной дифференциации ролей  в браке. Некоторые виды занятий  прямо рассматриваются как «женские занятия», другие - как «мужские занятия». Даже в тех семьях, где женщина работает полный рабочий день, она и дома ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.
     Общество  по-разному определяет семейные роли. Закон обязывает мужчину материально содержать жену и детей, но жена не обязана содержать мужа. Поэтому первый в обязательном порядке должен иметь работу, за которую он получает деньги и наполняет ими семейный бюджет. Для жены трудоустройство является вопросом свободного выбора в том случае, если семья живет материально благополучно.
     В принятии решений в семье во всех странах основную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок  тем выше, чем выше квалификация, а стало быть и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.
     У жен обычно более низкий доход, после  появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.
     Функция кормильца определяется тем, кто  приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли - общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.
     Если  роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.
     Социальный  партнер. Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.
     Особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие факты, или поведенческие модели, как:
     1. способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;
     2. не перечить, а даже поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;
     3. умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим.
     Социальное  партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены как представителей данного общества или данной социальной группы. Эта модель должна быть разной в разных обществах и различных группах:
     1. высший класс (крупные бизнесмены);
     2. средний класс (интеллигенция);
     3. низший класс (рабочие).
     Для каждого класса существует свой круг социального общения и свой репертуар  социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: перед гостями хвастаются шикарным особняком и автомобилем, коллекцией дорогих вещей, престижными знакомствами. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепление уже существующих деловых связей.
     В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки - поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода самоисповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения - получить одобрение своим поступкам от значимых других (прежде всего друзей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу - сплочению и солидаризации дружеского сообщества. Друзья - это референтная группа, которая выступает эталоном оценок.
     Мужчина и женщина на момент вступления в  брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся друзьями жены, и наоборот. Принцип  объединения: относись к моим друзьям  так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социального партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачными узами.
     Подобная  норма распространяется и на родню  супругов. Когда соединяются два  родственных клана, у каждого  из супругов ровно в два раза увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняется. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними отмечаются дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены - заклятые враги.
     Решение большинства семейных вопросов, например, выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение  семейного бюджета и определение  очередности покупок, помощь родственникам  и т.п. - все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.
     Социализатор. Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Завести семью и детей - глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда это выходит на первый план и замещает первую из рассмотренных ролей - сексуальное партнерство. Разные женщины по-разному смотрят на брак. Одни считают мужа всего лишь средством обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотношения, а в детях видят обузу.
     Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям те ценностные ориентации, правила поведения и  традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец передает детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способности. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми; гуманистические, нравственные ценности. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные качества (вязание, шитье).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.