На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Строковый тип данных в языке Pascal

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Строковый тип данных в языке Pascal………………………………....5
Глава II. Текстовые файлы. Обработка текстовых файлов в языке Pascal…....8
Заключение……………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………...26
Библиографический список использованной литературы……………………27
Приложения……………………………………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         Практически каждый пользователь компьютера встречается с необходимостью подготовки тех или иных документов (писем, статей, служебных записок, отчетов и рекламных материалов). Разумеется, эти документы можно подготавливать и без компьютера, например на пишущей машинке. Однако с появлением персональных компьютеров стало значительно проще и удобнее, а следовательно, и выгоднее подготавливать документы с помощью компьютеров.
         При использовании персональных компьютеров для подготовки документов текст редактируемого документа выводится на экран, и пользователь может в диалоговом режиме вносить в него свои изменения. Все внесенные изменения сразу же отображаются на экране компьютера, и потом при распечатке выводится красиво и правильно оформленный текст, в котором учтены все сделанные пользователем исправления. Пользователь может переносить куски текста из одного места документа в другое, использовать несколько видов шрифтов для выделения отдельных участков текста, печатать подготовленный документ на принтере в нужном числе экземпляров.
         Удобство и эффективность применения компьютеров для подготовки текстов привели к созданию множества программ для обработки документов. Такие программы называются редакторами текстов (Word Processors). Возможности этих программ различны — от программ, предназначенных для подготовки небольших документов простой структуры, до программ для набора, оформления и полной подготовки к типографскому изданию.
         Текстовые файлы связываются с файловыми переменными, принадлежащими стандартному типу text. Текстовые файлы предназначены для хранения текстовой информации.
         Текстовый файл трактуется в Турбо Паскале как совокупность строк переменной длины. Доступ к каждой строке возможен лишь последовательно, начиная с первой. При создании текстового файла в конце каждой записи (строки) ставится специальный признак eoln {End Of LiNe — конец строки), а в конце всего файла — признак eof {End Of File — конец файла). Эти признаки можно протестировать одноименными логическими функциями (см. ниже). При формировании текстовых файлов используются следующие системные соглашения:
    eoln — последовательность кодов ASCII #13 (CR) и #10 (LF);
    eof — код #26 стандарта ASCII.
         Для доступа к записям применяются процедуры read, readln, write, writeln. Они отличаются возможностью обращения к ним с переменным количеством фактических параметров, в качестве которых могут использоваться символы, строки и числа. Первым параметром в любой из перечисленных процедур может стоять файловая переменная. В этом случае осуществляется обращение к дисковому файлу или логическому устройству, связанному с переменной процедурой assign. Если файловая переменная не указана, происходит обращение к стандартным устройствам input и output.
         В данной курсовой работе мы рассмотрим основные типы данных, в том числе и строковые типы данных, описанные с помощью широко известного языка программирования Pascal. А также ознакомимся с текстовыми файлами и их обработкой.
         Предметом рассмотрения моей работы – строковые данные и текстовые файлы.
         Объект исследования – строковый тип данных и текстовые файлы в языке Pascal. 

Глава I. Строковый тип данных в языке Pascal 

         Тип данных – понятие, используемое в языках программирования для характеристики данных (переменных, массив и др.) в программах.
Достоинством  языка Паскаль является возможность использования широкого набора разных типов данных.
         Познакомимся с типом данных, который относится к числу структурированных. Это строковый тип данных (строка). Строка – это последовательность символов. Каждый символ занимает 1 байт памяти (код ASCII). Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки может находиться в диапазоне от 0 до 255. Строковые величины могут быть константами и переменными. Особенностью строки в Turbo Pascal является то, что с ней можно работать как с массивом символов, с одной стороны, и как с единым объектом, - с другой. За счет этого обработка строк достаточно гибка и удобна. Строковая константа есть последовательность символов, заключенная в апострофы. Например: «это строковая константа», «272».       Строковая переменная описывается в разделе описания переменных следующим образом:
     Var <идентификатор> : string[<максимальная  длина строки>];
     Например:
     Var Name : string [20].
     Параметр  длины может и не указываться  в описании. В таком случае подразумевается, что он равен максимальной величине - 255. Например: Var slovo : string.
     Строковая переменная занимает в памяти на 1 байт больше, чем указанная в описании длина. Дело в том, что один (нулевой) байт содержит значение текущей длины  строки. Если строковой переменной не присвоено никакого значения, то ее текущая длина равна нулю. По мере заполнения строки символами ее текущая длина возрастает, но она не должна превышать максимальной по описанию величины.
     Символы внутри строки индексируются (нумеруются) от единицы. Каждый отдельный символ идентифицируется именем строки с индексом, заключенным в квадратные скобки. Например: N[5], S[i], slovo[k+l]. Индекс может быть положительной константой, переменной, выражением целого типа. Значение индекса не должно выходить за границы описания.
    Тип string и стандартный тип char. Тип string и стандартный тип char совместимы. Строки и символы могут употребляться в одних и тех же выражениях.
         Строковые выражения строятся из строковых констант, переменных, функций и знаков операций. Над строковыми данными допустимы операции сцепления и операции отношения.
         Операция сцепления (конкатенации) (+) применяется для соединения нескольких строк в одну результирующую строку. Сцеплять можно как строковые константы, так и переменные.
         Пример: 'Мама ' + 'мыла ' + 'раму'. В результате получится строка: 'Мама мыла раму'. Длина результирующей строки не должна превышать 255.
         Операции отношения: =, <, >, <=, >=, <>. Позволяют произвести сравнение двух строк, в результате чего получается логическое значение (true или false). Операция отношения имеет приоритет более низкий, чем операция сцепления. Сравнение строк производится слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символьной кодировки. Если строки имеют различную длину, но в общей части символы совпадают, считается, что более короткая строка меньше, чем более длинная.   Строки равны, если они полностью совпадают по длине и содержат одни и те же символы (приложение 1).
    Функция Copy. Функция Copy(S, Pozition, N) выделяет из строки S подстроку длиной N символов, начиная с позиции Pozition. Здесь N и Pozition - целочисленные выражения (приложение 1).
    Функция Concat. Функция Concat(S1, S2, …, SN) выполняет сцепление (конкатенацию) строк S1, S2, …, SN в одну строку (приложение 1).
    Функция Length. Функция Length(S) – определяет текущую длину строки S. Результат – значение целого типа (приложение 1).
    Процедура Delete Процедура Delete(S, Poz, N) – удаление N символов из строки S, начиная с позиции Poz.
         В результате выполнения процедуры уменьшается текущая длина строки в переменной S. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Текстовые файлы.
Обработка текстовых файлов в языке Pascal 

         Прежде чем перейти к обработке текстовых файлов на языке Pascal следует разобраться с понятием файл. На языке Pascal файл представляет собой упорядоченную  последовательность элементов. И в отличие от общепринятого понятия файлом на языке Pascal может быть не только информация хранящиеся на дисках, но и  внешние  устройства (такие как: дисплей, клавиатура, принтер, любой порт ПК и т. д.).
         Теперь рассмотрим причину использования файлового типа данных при разработке программ. Введение файлового типа в язык Pascal вызвано необходимостью обеспечить возможность работы с периферийными (внешними) устройствами ПК, предназначенными для ввода, вывода и хранения данных. Общее свойство массива, множества и записи заключается в том, что количество их компонентов определено на этапе написания программы (то есть в исходном тексте программы), тогда как количество компонентов файла в исходном тексте программы не определяется и может быть произвольным. Это обстоятельство позволяет оперативно изменять, к примеру, входные данные независимо от программы.
         Принцип работы с файлами заключается в вводе и выводе данных. Операция ввода означает перепись данных из входного файла в основную память ПК, а операция вывода это пересылка данных из основной памяти ПК на выходной файл.
         Файлы расположенные на внешних устройствах часто называют физическими файлами. Их имена определяются операционной системой. В программах на языке Pascal имена файлов задаются с помощью строк.   Например, имя файла на диске может иметь вид:
 ‘[имя  диска]:\[каталог]\[подкаталог]\...\[подкаталог]\[имя файла с расширением]’
         Операционная система MS-DOS ограничивает эту строку до 79 символов. Даже в одноименном модуле DOS языка Pascal имеется тип данных PathSTR = String[79], то есть строка, максимальная длина которой 79 символов. Если же файл находится в том же каталоге, что и программа то имя файла можно указать короче : ‘[имя файла с расширением]’. Также именами файлов могут быть и имена внешних устройств:
‘CON’,   'LPT1',  ‘LPT2’,   ‘LPT3’,   'PRN',  'COM1',  'AUX',  'NUL'.
         Отмечу что, здесь CON – совокупность устройств ввода-вывода, где устройство ввода клавиатура, а устройство вывода дисплей; 'LPT1',   ‘LPT2’,   ‘LPT3’ – последовательность устройств для печати и ‘LPT1’ синонимичен с 'PRN' и является обыкновенным принтером; 'COM1' – это последовательный порт ПК и т. д.
         С файловой системой в Turbo Pascal связано понятие буфера ввода - вывода. Ввод и вывод данных осуществляется через буфер. Буфер – это область в памяти, которая выделяется для каждого файла. При записи в файл вся информация сначала направляется в буфер и там накапливается до тех пор, пока весь объем буфера не будет заполнен. Только после этого или после специальной команды сброса происходит передача данных на внешнее устройство. При чтении из файла данные вначале считываются в буфер, причем данных считывается не столько, сколько запрашивается, а сколько поместится в буфер. Механизм буферизации позволяет более быстро и эффективно обмениваться информацией с внешними устройствами.
         Теперь перейдем к переменным файлового типа. Язык Pascal поддерживает 3 файловых типа:
    1-ый – текстовые файлы.
    2-ой – типизированные файлы.
    3-ий – нетипизированные файлы.
         Описание переменных к этим трем файловым типам данных выглядит следующим образом:
    для текстовых файлов : Var T:Text; {T-файловая переменная текстового типа}
    для типизированных файлов : Var F:File of тип_данных; {F-типизированная файловая переменная; тип_данных – любой тип данных языка Pascal кроме файлового типа}
    для нетипизированных файлов : Var F:File; {F-нетипизированная файловая переменная}
         Файловые переменные, которые описаны в программе, называют логическими файлами. Все основные процедуры и функции, обеспечивающие ввод - вывод данных, работают только с логическими файлами. Физический файл должен быть связан с логическим для выполнения определённых действий над ним. В последствие будут изложены стандартные функции и процедуры для работы с файлами и в особенности для обработки текстовых файлов.
         Особое место на языке Pascal занимают текстовые файлы, которые являются темой настоящей курсовой работы. Текстовый файл представляет собой линейную последовательность  символов, организованных в строки переменной длины.
         В конце строк стоит признак конца строки EOln (в операционной системе MS-DOS, а как следствие и в её оболочке MS-Windows End Of Line состоит из двух символов: LF- перевод строки, имеющий порядковый номер в ASCII таблице #10 и CR - возврат каретки c порядковым номером в ASCII таблице #13). В самом конце текстового файля стоит признак конца файла EOF (End Of File имеющий порядковый номер в ASCII таблице -#26). Признак конца строки вводится при помощи нажатия клавиши Enter, а признак конца файла при помощи нажатия клавиш Ctrl+Z. Обычно эти специальные символы или признаки не отображаются в текстовых редакторах.
         В текстовом файле всегда имеется так называемый курсор или указатель который стоит на определенном символе. Если файл пустой то первым и единственным считанным символом будет EOF (#26).
Помимо  текстовых переменных вводимых программистом  но языке Pascal имеются также стандартные  файловые переменные текстового типа: Input и Output. Стандартная текстовая  переменная Input представляет собой  доступный только для чтения файл, связанный со стандартным файлом ввода операционной системы. Стандартная текстовая переменная Output – это доступный только для записи файл, связанный со стандартным файлом вывода. Обычно стандартным файлом ввода-вывода является внешнее устройство – Консоль (‘CON’) о котором уже говорилось выше.
         В чем же суть обработки текстовых файлов? Учитывая специфику слова «обработка», под обработкой текстовых файлов можно понять считывание информации со входного файла, изменение информации и записи этой информации на выходной файл. Запись не читанных со входного файла текстовых данных на выходной файл является видоизменением текстового файла, но не подпадает под понятие обработка текстового файла.
         Теперь самое время перейти к стандартным функциям и процедурам, которые Pascal предоставляет нам для работы с текстовыми файлами и в некоторых случаях с файлами вообще.
    Процедура Assign([файловая переменная],[имя файла]);
         Для работы с файлами вторым важным действием после объявления файловой переменной является «связывание» этой переменной с физическим файлом. Это действие и выполняет процедура Assign.То есть выполняя действия над файловой переменной программа, ассоциирующая файловую переменную с конкретным физическим файлом, производит операции именно над этим физическим файлом. Как было отмечено процедура Assign является обязательной для работы с файлами. С одним и тем же физическим файлом можно связать несколько файловых переменных. Также с одной файловой переменной можно последовательно связать различные физические файлы. Причем при последовательном связывании с одной и той же переменной различных физических файлов операции произведенные над переменной до связывания становятся недействительными. Например следует дважды открыть одну и ту же переменную дважды связанную с различными файлами для чтения: Assign(T,’file1.txt); Reset(T); Assign(T,’file2.txt’); Reset(T);. О процедурах открытия файлов будет говориться ниже.
         Что касается стандартных входных и выходных текстовых файлов Input и Output то они автоматически связываются со стандартным устройством ввода-вывода (обычно это совокупность устройств – дисплей и клавиатура). То есть два оператора Assign(Input,’CON’); Assign(Output,’CON’); выполняются по умолчанию и их не следует писать. Процедура Assign работает со всеми типами файлов.
         В приложении 2 приводится пример программы использующей процедуру Assign.
    Процедура Reset ([файловая переменная]);
         Открывает логический файл (то есть файловая переменная связанная с физическим файлом) для чтения. Естественно, что для чтения следует открывать входной файл. После выполнения процедуры Reset курсор ставится на первый элемент файла (в случае текстового файла на первый символ) и с файла уже можно считывать информацию. Если текстовый файл пустой, то первым символом будет EOF - #26.
         В приложении 2 приводится пример программы использующей процедуру Reset.
         Что касается стандартного входного текстового файла Input, то он открывается для чтения автоматически. То есть не следует писать Reset(Input); в программе.
    Процедура Rewrite([файловая переменная]);
         Создает и открывает внешний физический файл связанный с файловой переменной для последующей записи в него. Новый созданный файл бывает пустой и курсор становится в самое начало файла. Если описанный в процедуре Assign внешний файл уже существует, то он стирается и создаётся заново. Разумеется после выполнения процедуры Rewrite созданный для записи файл является выходным файлом. Процедура Rewrite используется со всеми файловыми типами данных.
         В приложении 3 приводится пример программы использующей процедуру Rewrite.
         Что касается стандартного выходного текстового файла Output то он открывается для записи автоматически. То есть не следует писать Rewrite(Output); в программе.
    Процедура Append([файловая переменная]);
         Открывает внешний физический текстовый файл связанный с файловой переменной для последующей записи в него. Однако в отличии от процедуры Rewrite этот файл существует запись производится в самый конец файла. Разумеется процедура Append используется для открытия выходных текстовых файлов. После открытия файла курсор становится в самый конец файла. Процедура Append используется только для текстовых файлов.
В приложении 3 приводится пример программы использующей процедуру Append.
    Процедура Close([файловая переменная]);
         Сохраняет и закрывает открытый физический файл связанный с файловой переменной. Как было отмечено в определении файл перед закрытием должен быть открыт (процедурами Reset или Rewrite для всех типов файлов или процедурой Append для текстовых файлов). Если в выходных файлах были произведены изменения, то для сохранения информации они должны быть обязательно закрыты процедурой Close. Процедура Close может быть использована для любых типов файлов. Если последовательно открывать файл различными процедурами, то в промежутках между этими процедурами оператор Close автоматически. То есть если в начале открыть файл для записи процедурой Rewrite а затем сразу открыть его для чтения процедурой Reset, то до процедуры Reset автоматически произойдет сохранение и закрытие файла оператором Close.
         В приложении 4 приводится пример программы использующей процедуру Close.
    Процедура Erase([файловая переменная]);
         Процедура Erase удаляет физический файл связанный с файловой переменной. Физический файл связанный с файловой переменной должен существовать, иначе при попытке удалить несуществующий файл процедурой Erase произойдет ошибка времени.
         В приложении 4 приводится пример программы использующей процедуру Erase.
    Процедура Read([файловая переменная],[список ввода]);
         Присваивает одно или несколько значений из файла связанного с файловой переменной в одну или несколько переменных, описанных в списке ввода. В списке ввода могут быть одна переменная или перечислены несколько переменных через запятую. Переменные для ввода из текстового файла могут быть следующих типов:
    Символьный тип данных (Char).
    Строковой тип данных (String).
    Целочисленный тип данных (Integer, LongInt, Word, Byte).
    Переменные вещественного типа (Real, Single, Double, Complex, Extended).
         Считывание информации из входного файла процедурой Read всегда происходит только последовательно. Так как при считывании текущая позиция перемещается к следующему символу.
         Теперь рассмотрим как процедура Read присваивает значения различным типам данных.
    Символьный тип. При вводе переменных типа Char выполняется
чтение  одного символа из файла и присваивание считанного значения переменной. Если перед выполнением чтения указатель достиг конца очередной строки, то результатом чтения будет символ CR (ASCII код #13) , а если достигнут конец файла, то - символ EOF ( код #26).
    При вводе переменных типа String количество считанных процедурой и
присвоенных строке символов равно максимальной длине строки, если только раньше не встретились символы CR и EOF. В этом случае сами символы CR и EOF в строку не помещаются. Если количество символов во входном потоке данных больше максимальной длины строки, «лишние» символы до маркера конца строки или файла отбрасываются, а новое обращение к Read возвращает пустую строку. Таким образом, процедура Read не в состоянии прочесть последовательность строк из текстового файла: строки прочитанные до маркеров конца строки или файла будут нормальными а после маркеров будут пустыми.
    При вводе числовых переменных процедура Read вначале выделяет
подстроку во входном потоке по следующем правилу: все ведущие пробелы, символы  табуляции и маркеры конца строк EOLn пропускаются, после выделения первого значащего символа, наоборот, любой из перечисленных символов или EOF служат признаком конца подстроки. Выделенная таким образом подстрока затем рассматривается как символьное представление числовой константы соответствующего типа и преобразуется в численное представление, а полученное значение присваивается числовой переменной. Если в подстроке был нарушен требуемый формат представления численной константы, возникает ошибка ввода. Если при пропуске ведущих пробелов встретился символ EOF, переменная получает значение 0. В Турбо Паскале не предусмотрен ввод шестнадцатеричных констант.
         Отмечу что, ввод переменных типа Boolean процедурами ввода не предусмотрен.
         Что касается стандартных текстовых переменных, то при использовании процедуры Read применительно к стандартному входному файлу Input, т.е. при вводе с клавиатуры, символьные строки запоминаются в буфере, который передается процедуре только после нажатия на клавишу Enter. Кроме того, при работе с файлом Input в записи оператора Read не надо писать имя файла, иначе это приведет к ошибке. Это позволяет редактировать данные при их вводе. Максимальная длина буфера ввода при работе с клавиатурой составляет 127 символов. Ввод с клавиатуры по процедуре Read сопровождается эхо-повтором вводимых символов на экране ПК.
         Процедура Read прекрасно приспособлена вводу чисел. При обращении к ней за вводом очередного целого или вещественного числа процедура «перескакивает» маркеры конца строк, т. е. фактически весь файл рассматривается ею как одна длинная строка, содержащая текстовое представление чисел.
         В приложении 5 приводится пример программы использующей процедуру Read.
    Процедура ReadLn([файловая переменная],[список ввода]);
         Это процедура идентична процедуре Read  (она также присваивает переменным, перечисленным в списке ввода значения, считанные из текстового файла), за исключением того, что после считывания последней переменной оставшаяся часть строки до маркера Eoln пропускается. Поэтому следующее обращение к ReadLn или Read начинается с первого символа новой строки. Кроме этого, эту процедуру можно вызывать без параметра [список ввода], что приведет к пропуску всех символов текущей строки вплоть до Eoln. Процедура ReadLn используется только с текстовыми файлами.
         Если процедура используется  для чтения с клавиатуры (Input), нажатие на клавишу Enter отобразится на экране как последовательность CR + LF и курсор будет помещен в начало следующей строки. В то время как  в процедуре Read  эхо-повтором клавиши Enter является символ CR.
         Допустим нам дан входной файл my_file.txt следующего вида:
Sharifov      
Rustam       
1987  
Program Read_from_file;
Var
F,I:string[15];
D:word;
T:Text;
Begin
Assign(T,’my_file.txt’);
Reset(T);
ReadLn(T,F,I,D); {Данные во входном файле соответсвующие переменных расположены в новых строках. Процедура каждый раз считывает данные из новой строки и перемещает курсор за признак конца строки EOLn }
End.
    Процедура Write([файловая переменная],[список вывода]);
         Обеспечивает вывод информации в текстовый файл или передачу её на логическое устройство. Файловая переменная должна быть связана с внешним файлом для вывода информации. Если файловая переменная отсутствует, то подразумевается вывод информации на стандартное устройство вывода (дисплей ПК). Здесь [список вывода]: последовательность из одного или более выражений типа:
    Символьный тип (Char)
    Строковой тип (String)
    Целые числа
    Вещественные числа
    Булевые константы (Boolean)
        Элементы списка вывода разделяются друг от друга запятой. Любой элемент списка вывода может иметь вид:
         Выводимое_выражение[:ширина поля[:кол-во десятичных знаков]]
[ширина  поля] и [количество десятичных  знаков] – это выражения типа Word. Квадратные скобки означают возможность отсутствия заключенных в них параметров. Подпараметр [ширина поля], если он присутствует, указывает минимальную ширину поля, в которое будет записываться символьное представление выводимого значения. Именно символьное представление, так как все данные перечисленные в списке вывода переводиться в символьный тип и только после этого записываются в текстовый файл. Если символьное представление имеет меньшую длину, чем [ширина поля], то оно будет дополнено слева пробелами, если – большую длину, то подпараметр [ширина поля] игнорируется и выводится необходимое число символов.
         Подпараметр [количество десятичных знаков] задает количество десятичных знаков в дробной части вещественного числа. Он может использоваться только совместно с [ширина поля] и только по отношению к выводимому выражения одного из вещественных типов.
         Если ширина поля вывода не указана, соответствующий элемент вывода выводится вслед за предыдущим без какого-либо их разделения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.