На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый контроль в условиях рыночных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

КАФЕДРА ФИНАНСЫ АПК 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине   ФИНАНСЫ
Финансовый  контроль в условиях рыночных отношений 

Выполнил  студент       ________________       Ю.В. Брусьянина  5 группа
                                                                                     (подпись)                                              (и. о. фамилия, номер группы) 

                                                                                                                                        ФПК 3,8 год. обуч. ш. 291318 
 

Руководитель         ________________       З.Ф Андриенко, к.э.н., доцент
                                                                                     (подпись)                                        (и. о. фамилия, должность, ученая степень) 
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
 

 ВВЕДЕНИЕ
      Важнейшей частью безопасности любой страны является ее финансовая безопасность. Государство  не может эффективно реализовывать  свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать выполнение социально-экономических  программ без осуществления самостоятельной финансово-экономической политики в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности России, по нашему мнению, в целом можно определить как такое состояние экономики, при котором обеспечивается формирование достаточных финансовых ресурсов государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций при соответствующем контроле за законным их формированием и расходованием.
      Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации - это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и интересов. Данная деятельность также должна быть направлена на предупреждение и противодействие угрозы правам и свободам человека, материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны, а также всесторонне способствовать развитию государства и его граждан в первую очередь в плане повышения качества их жизни.
      В свете происходящих масштабных изменений в мировом пространстве, усиливающихся процессов интеграции и глобализации, а также все более возрастающей угрозы кризисов и катаклизмов перед многими государствами (в том числе и перед Россией) остро встает вопрос о сохранении своей национальной целостности, защиты своих национальных интересов, включая экономико-финансовый аспект.
      Одним из способов сохранения свой национальной целостности является государственный  финансовый контроль. Первоочередными  его объектами должны быть нецелевое использование бюджетных средств, нерыночный сектор экономики, коррумпированность бюрократического аппарата.
      Финансовый  контроль должен осуществляться постоянно  и целенаправленно всеми ветвями  власти. При этом недопустимо преувеличивать роль одних органов в ущерб другим. Необходимо, чтобы совместные усилия контрольных инстанций получали поддержку правоохранительных и судебных органов. Меры ограничения финансовых возможностей «теневой» экономики без строгого наказания нарушителей будут малоэффективными.
      В последнее время в этом направлении  есть положительные сдвиги, которые  произошли благодаря настойчивым  усилиям специалистов.
      Установлена административная и уголовная ответственность  за нецелевое использование бюджетных  средств, включая средства государственных внебюджетных фондов. Такие предложения неоднократно звучали на научно-практических конференциях, в служебных записках и публикациях. Теперь они реализованы. За расходование государственных средств на непредусмотренные цели будут налагать крупный штраф либо лишать свободы и права занимать соответствующие должности после отбытия наказания.
      Цель  данной работы - рассмотреть финансовый контроль в условиях рыночных отношений.
      Объект  исследования - финансовый контроль.
      Предмет исследования - деятельность органов власти в сфере финансового контроля.
      Для достижения своей цели я поставила  следующие задачи:
      1. Раскрыть сущность финансового  контроля.
      2. Изучить формы, методы и виды  финансового контроля в РФ.
      3. Рассмотреть деятельность органов  государственного финансового контроля в Российской Федерации.

     1. Содержание финансового  контроля, его значение  и функции в  условиях рыночной  экономики

     1.1 Содержание и функции  финансового контроля

      Важнейшим направлением всей деятельности органов  государства и муниципальных образований является контроль за различными сферами общественной жизни. Контроль государства и муниципальных образований в области финансов, финансовых отношений получил в науке финансового права название «финансовый контроль». Наличие финансового контроля обусловлено необходимостью практической реализации функций финансов: распределительной, регулирующей и контрольной. При этом распределительная и регулирующая функции непосредственно связаны с контрольной функцией, которая пронизывает всю деятельность государства и муниципальных образований по созданию, распределению (перераспределению) и использованию фондов, денежных средств, т.е. охватывает своим воздействием все общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности.
      Основываясь на трудах известного ученого И.М. Кулишера, изучающего историю развития экономики Западной Европы /26/, Е.Ю. Грачева раскрывает социально-экономическую сущность и функции финансового контроля, который «прошел длительный период становления и развития еще в рамках докапиталистических формаций, когда проявлялись его отдельные элементы, в первую очередь в процессе сборов налогов» /19 С. 12./. Но только в условиях капитализма финансовый контроль получил свое широкое развитие, тогда проявляются и непосредственные субъекты государственного финансового контроля со стороны парламента. Финансовый контроль присутствовал и при социализме, целью которого была проверка соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве /19 С. 15, 16/.
      Однако  особенно возрастает роль финансового  контроля на современном этапе развития нашей страны. Реальной угрозой экономической  безопасности России стало масштабное нецелевое использование бюджетных  средств, незаконный вывоз капитала за границу, противоправные действия в банковской и налоговой сферах, криминализация экономических и иных отношений /23 С. 3/.
      Велико  значение финансового контроля и  в первую очередь государственного финансового контроля за деятельностью  государственных и муниципальных  органов власти в процессе выработки и реализации ими финансовой политики /17 С. 60/.
      Финансовому контролю как части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых  осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных  образований и которые закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах. К основным принципам следует отнести законность, независимость, объективность, ответственность, гласность и системность.
      Начнем  с законности. Этот принцип означает точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации. Распространяется он на все без исключения органы, осуществляющие государственный финансовый контроль, и их должностные лица.
      Следующий принцип - независимость. Он гласит, что  органы государственного финансового контроля независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от других органов государственной власти. На них не могут оказывать влияния ни органы местного самоуправления, ни политические, ни любые общественные организации и объединения.
      Объективность - принцип, который означает, что  государственный финансовый контроль осуществляется квалифицированными специалистами. В своей работе они должны использовать только фактические документальные данные в установленном законодательством порядке и применять методы и приемы, обеспечивающие получение полной и достоверной информации.
      Ответственность - один из основополагающих принципов  государственного финансового контроля - распространяется как на проверяемых, так и на проверяющих. Он означает, что к нарушителям бюджетного законодательства применяются меры воздействия в рамках бюджетного, административного, уголовного и трудового законодательства. Причем как к юридическим, так и к физическим лицам. Работники органов государственного финансового контроля несут в свою очередь ответственность за совершенные ими в области государственного финансового контроля противоправные действия в соответствии с законом.
      Принцип гласности означает открытость и  доступность для общества и СМИ  сведений о результатах контрольно-ревизионной деятельности органов ГФК. Но с обязательной поправкой: при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
      Принцип системности говорит о единстве правовых основ деятельности органов  государственного финансового контроля. Этот принцип подразумевает нормативно закрепленную организацию взаимодействия между ними в процессе осуществления их деятельности и нормативно установленную периодичность осуществления контрольно-ревизионных мероприятий.
      Контроль - неотъемлемая часть деятельности государственных и коммерческих структур по управлению экономикой в  условиях рынка и обеспечению  нормального функционирования ее производственной и непроизводственной сфер. Поскольку  финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов. Осуществляя контрольные функции, государство добивается строгого соблюдения принятых законов и других законодательных актов, обеспечивает необходимый порядок в обществе, устраняет причины нарушений, что способствует повышению ответственности перед народом органов законодательной и исполнительной властей, предпринимателей и работников государственного аппарата. При помощи контроля администрация каждого предприятия, организации, учреждения, арендаторы и акционеры добиваются более экономичного и рационального ведения хозяйства, снижение непроизводительных затрат и потерь, создают условия для повышения производительности труда, увеличения прибыли. Четкая постановка внутреннего и внешнего контроля обеспечивает современность и полноту выполнения принятых решений, поставок продукции в соответствии с договорами, помогает повседневно улучшать работу всех хозяйственных структур. Контроль стоит на страже законности, социальной справедливости. Он обеспечивает интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов: финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
      В процессе контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений решаются следующие основные задачи:
    проверяется выполнение и соблюдение положений, содержащихся в законах Российской Федерации, указах президента, постановлениях и распоряжениях правительства, решения других органов государственной власти;
    осуществляется наблюдение за результатами производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных видов собственности, выполнением ими договоров на поставки и услуги, государственных заказов;
    в установленном законодательством порядке ревизуется финансово-хозяйственная деятельность предприятий, учреждений и организаций, проводятся аудиторские проверки, проверки доверенности данных о доходах и правильности уплаты налогов, ревизуется работа финансовых органов;
    определяются законность и целесообразность операций по расходованию денежных средств и материальных ценностей, анализируется использование основных средств, ресурсов, финансовое положение, оцениваются результаты и качество работы, в том числе постановка учета и внутрихозяйственного контроля;
    контролируется исполнение бюджета Российской Федерации, бюджетов республик, краев, областей, городов, районов, а также расходование средств на выполнение государственных программ развития отдельных отраслей экономики;
    ведется борьба с экономическими преступлениями и принимаются меры по обеспечению сохранности государственной, общественной и частной собственности, принадлежащей государству, предприятиям, организациям, коммерческим структурам и отдельным гражданам;
    изучается и обобщается положительный опыт работы с целью его использование для более эффективного ведения хозяйства; принимаются меры по устранению выявленных нарушений, недостатков в работе и других негативных явлений, а также причин, их порождающих.
      Итак, финансовый контроль должен осуществляться в соответствии с перечисленными выше общими принципами, присущими всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

     1.2 Значение финансового  контроля

     Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
     Объект  финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
     Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
     Финансовый  контроль за деятельностью предприятий  включает также контроль со стороны  кредитных учреждений, акционеров и  внутренний контроль.
     Финансовый  контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.
 

      2. Формы, виды и  методы финансового контроля

     2.1 Виды финансового  контроля

      Контроль - это неотъемлемая часть системы  регулирования, одна из форм обратной связи, способствующая тому, что субъект  управления получает необходимую информацию о состоянии этой системы, и позволяющая  ему правильно оценивать произведенные операции, выявлять отклонения от цели и вероятные нежелательные последствия. Анализ результатов контроля помогает вскрыть ранее не известные возможности и резервы системы, повысить эффективность использования управленческих решений. Благодаря такой информации субъект управления может правильно оценивать деятельность управляемой системы и принимать необходимые решения.
      Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс  контроль содержит следующие элементы:
      - субъект управления - тот, кто  осуществляет контроль. Субъектами  контроля являются лица, заинтересованные  в результатах управленческой  деятельности, ее эффективности.  Субъектом контроля может быть  непосредственно субъект управления (орган, осуществляющий процесс управления) или специализированный орган контроля, осуществляющий контроль в интересах субъекта управления;
      - объект контроля - тот, в отношении  кого проводится контроль. Объектами  контроля являются объекты управленческой  деятельности;
      - предмет контроля - деятельность, применительно к которой осуществляется контроль. Предметом контроля служит деятельность, выполняемая объектом контроля (предмет управления).
      Перечисленные элементы тесно связаны с элементами системы управления (рис. 2.1). 
 
 

Взаимосвязь элементов управления с элементами системы  управления 

                           3              ---------------------------¬
           -------------------------------+Орган  (субъект) управления¦<- ¬
           ¦                              L------------TT------T------
           ¦                                   /¦\     ¦¦                ¦
          \¦/                                   ¦      ¦¦      ¦
---------------------¬             6            ¦      ¦¦                ¦
¦Контролирующий орган+---------------------------      ¦¦      ¦
¦ (субъект  контроля) ¦                                 ¦¦7      1        ¦2
L--------------T------                                 ¦¦      ¦
          /¦\  ¦                                       ¦¦                ¦
           ¦   ¦                                       \/     \¦/
           ¦   ¦             5            ---------------------------¬   ¦
          4¦   L------------------------->¦     Объект управления    +-  --
           ¦                              ¦     (объект контроля)    ¦
           ¦                              L-------------T-------------
           L--------------------------------------------- 

Рис. 2. 1 

      1 - 2 - взаимоотношения между субъектом  и объектом управления в процессе управленческой деятельности;
      3 - принятие субъектом управления  решения об осуществлении контроля  над объектом управления (объектом  контроля);
      4 - получение субъектом контроля  от объекта контроля информации, необходимой для осуществления  контроля;
      5 - осуществление субъектом контроля контрольных действий в отношении объекта контроля;
      6 - направление субъекту управления  субъектом контроля информации  о результатах контроля;
      7 - принятие субъектом управления  управленческих решений по результатам  контроля.
      Контроль осуществляется на всех этапах управленческой деятельности. Согласно п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ финансовый контроль законодательных (представительных) органов проводится в формах предварительного, текущего и последующего контроля. В Бюджетном кодексе РФ рассматривается один из видов финансового контроля - бюджетный.
      В целом финансовый контроль в зависимости  от связей между субъектами и объектами  контроля разделяется на две большие  группы: внешний и внутренний контроль (рис. 2.2).
      Общая структура видов финансового контроля 

                           --------------------¬
                           ¦Финансовый контроль¦
                           L------T-----T-------
                        -----------     L---------------------¬
                       \¦/                                   \¦/
-----------------------------------------------¬    ----------------------¬
¦          Внешний финансовый контроль         ¦    ¦Внутренний финансовый¦
¦                                              ¦    ¦       контроль      ¦
L----------T------------------------T-----------    L---------T------------
           ¦                        ¦                         ¦
          \¦/                      \¦/                        ¦
----------------------¬  ----------------------¬              ¦
¦   Государственный   ¦  ¦  Негосударственный  ¦              ¦
¦ финансовый контроль ¦  ¦ финансовый контроль ¦              ¦
L----------T-----------  L----------T-----------              ¦
           ¦                        ¦                         ¦
          \¦/                      \¦/                       \¦/
----------------------¬  ----------------------¬    ----------------------¬
¦Государственный  аудит¦  ¦    Корпоративный    ¦    ¦   Внутренний аудит  ¦
¦                     ¦ ¦ финансовый контроль ¦    ¦                     ¦
+---------------------+  +---------------------+    +---------------------+
¦  Налоговый  контроль ¦  ¦    Внешний  аудит    ¦    ¦    Управленческий   ¦
¦                     ¦  ¦                     ¦    ¦ финансовый контроль ¦
+---------------------+  +---------------------+    +---------------------+
¦  Бюджетный  контроль ¦  ¦      Иные виды      ¦    ¦      Иные виды      ¦
+---------------------+  L----------------------    L----------------------
¦    Ведомственный    ¦
¦ финансовый контроль ¦
+---------------------+
¦  Валютный контроль  ¦
+---------------------+
¦ Таможенный контроль ¦
+---------------------+
¦  Банковский надзор  ¦
+---------------------+
¦   Страховой надзор  ¦
+---------------------+
¦ Правовой финансовый ¦
¦       контроль      ¦
+---------------------+
¦      Иные виды      ¦
L---------------------- 

Рис. 2.2 

      Внешний контроль предусматривает организационную  обособленность между субъектом  и объектом контроля.
      Внешний контроль в зависимости от организационной формы субъектов контроля подразделяется на государственный и негосударственный финансовый контроль.
      Государственный финансовый контроль. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные контролирующие органы, объектами - органы государственной власти, организации, физические лица. Предмет государственного финансового контроля - финансовая деятельность объектов в различных аспектах. Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля.
      Государственный аудит - вид финансового контроля, осуществляемый специализированными  контролирующими органами, не зависящими от органов исполнительной власти и  подотчетными органам законодательной  власти.
      В Российской Федерации государственный  аудит проводится на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
      На  федеральном уровне органом государственного аудита является Счетная палата РФ, которая подотчетна Федеральному Собранию РФ и руководствуется Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
      Задачи  Счетной палаты:
      организация и осуществление контроля за своевременным  исполнением доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;
      определение эффективности и целесообразности расходов федеральных средств и  использования федеральной собственности;
      оценка  обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
      финансовая  экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, предусматривающих расходы средств федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета;
      анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета, подготовка предложений, направленных на их устранение;
      другие  задачи.
      В ходе исполнения своих задач Счетная  палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность. Контрольные  полномочия Счетной палаты распространяются в том числе на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании, иные финансово-кредитные учреждения независимо от видов и форм собственности. При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых организаций всю необходимую документацию по вопросам ее проведения. Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, организаций. В случае выявления нарушений, подлежащих уголовной или административной ответственности, Счетная палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
      На  региональном уровне в субъектах  Российской Федерации созданы органы, аналогичные Счетной палате РФ, подотчетные  органам законодательной власти субъектов Российской Федерации.
      На  местном уровне также создаются  органы государственного (муниципального) аудита, подотчетные местным органам представительной власти.
      Согласно  ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
      Налоговый контроль - это контроль со стороны  государственных контролирующих органов  за правильностью начисления, правильностью и своевременностью уплаты в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.
      На  основании ст. 82 Налогового кодекса  РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
      Уполномоченным  органом по проведению налогового контроля являются Федеральная налоговая  служба (ФНС России) и ее территориальные  органы (управления в субъектах Российской Федерации, инспекции на местах).
      Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов посредством  проведения налоговых проверок, получения  объяснений налогоплательщиков, налоговых  агентов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для получения дохода (прибыли), и в других формах.
      Бюджетный контроль - контроль со стороны контролирующих органов за расходованием средств  федерального, региональных, местных  бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов.
      Согласно  Бюджетному кодексу РФ органами бюджетного (государственного (муниципального) финансового) контроля являются:
      - Счетная палата РФ;
      - контрольные и финансовые органы  исполнительной власти;
      - контрольные органы законодательных  органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.
      Финансовый  контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, проводят: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
      Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) проводит последующий  финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов. Росфиннадзор может контролировать исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, получающих финансовую помощь из федерального бюджета.
      Федеральное казначейство выполняет предварительный и текущий контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, непревышением кассовых расходов, соответствием операций, проводимых бюджетополучателем и оплачиваемых федеральному бюджету, кодам бюджетной классификации.
      Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
      Главные распорядители, распорядители бюджетных  средств выполняют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за использованием бюджетных  средств подведомственными получателями бюджетных средств. Главные распорядители проверяют подведомственные предприятия и учреждения.
      Ведомственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый министерствами, ведомствами, главными распорядителями, распорядителями  бюджетных средств в отношении  подведомственных организаций, предприятий, учреждений и т.п.
      Его проводят не только органы исполнительной власти, но и органы, не относящиеся  к исполнительной власти (например, Департамент организации судебной деятельности Верховного Суда РФ).
      Ведомственный финансовый контроль предусматривает осуществление предварительного, текущего, последующего контроля за использованием бюджетных средств: рассмотрение и утверждение смет, лимитов бюджетных обязательств, иных плановых документов подведомственных организаций; санкционирование их наиболее крупных расходов; проведение проверок и ревизий деятельности подведомственных организаций.
      Кроме контроля за использованием бюджетных  средств, в ходе осуществления ведомственного контроля министерства и ведомства  отслеживают использование государственного и муниципального имущества подведомственными организациями: использование имущества по назначению, предусмотренному уставными целями, сдача подведомственными организациями имущества в аренду, передача в залог, выполнение иных обязательств в отношении имущества, продажа и ликвидация государственного и муниципального имущества.
      Ведомственный контроль также проводит мониторинг подведомственных организаций, выполняемых  ими иных операций, не связанных  с использованием бюджетных средств, государственного и муниципального имущества.
      Валютный  контроль - контроль со стороны государственных  контролирующих органов за соблюдением  валютного законодательства Российской Федерации, рассматривающего вопросы  использования иностранной валюты на территории Российской Федерации и российской валюты - за пределами ее территории.
      Валютный  контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и  валютном контроле». Согласно данному  Закону органами валютного контроля в Российской Федерации являются: Центральный банк РФ (Банк России), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции валютного контроля, - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
      Помимо  органов валютного контроля действуют также агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку, профессиональные участники рынка ценных бумаг, держатели реестра ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.
      Контроль  за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, резидентами и нерезидентами (не являющимися кредитными организациями) - Росфиннадзор, таможенные и налоговые органы. Росфиннадзор обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля, взаимодействие с ЦБ РФ.
      Банк  России осуществляет взаимодействие с  другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с  агентами валютного контроля.
      Уполномоченные  в качестве агентов валютного  контроля банки передают органам валютного контроля, таможенным и налоговым органам информацию о валютных операциях.
      Таможенный  контроль - контроль, выполняемый государственными контролирующими органами, за соблюдением  таможенного законодательства, связанного с пересечением имуществом, товарами, денежными средствами и обязательствами таможенной границы Российской Федерации.
      В соответствии с Таможенным кодексом РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и  таможенному контролю.
      Органом, осуществляющим таможенный контроль, является Федеральная таможенная служба (ФТС России).
      Банковский  надзор - постоянный контроль со стороны  государственных органов за соблюдением  кредитными организациями и банковскими  группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
      Банковский  надзор осуществляет Банк России. Он не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций (кроме случаев, предусмотренных законодательством). Регулирующие и надзорные функции Банка России выполняются через постоянно действующий орган - Комитет банковского надзора. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности.
      Для осуществления своих функций  Банк России имеет право запрашивать  и получать у кредитных организаций  необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по ней. Для  составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации ЦБ РФ может запрашивать и получать нужную информацию у федеральных органов исполнительной власти, у юридических лиц.
      Банк  России не вправе устанавливать не предусмотренные законодательством ограничения на проведение операций клиентами кредитных банков, обязывать кредитные организации требовать от клиентов документы, не предусмотренные законодательством.
      Он  устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации. Данные требования также распространяются и на должностные лица филиалов кредитных организаций.
      Банк  России проводит проверки кредитных  организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, применяет санкции в отношении нарушителей. Он может отозвать у кредитной организации лицензию на выполнение банковских операций.
      Страховой надзор осуществляется в целях соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений с их стороны страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
      Страховой надзор выполняет Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), подотчетная Минфину России.
      Страховой надзор включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок деятельности и достоверности представленной отчетности, контроль за обеспечением страховщиками финансовой устойчивости и платежеспособности, выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на открытие представительств иностранных страховых организаций.
      Субъекты  страхового дела обязаны представлять установленные формы отчетности, соблюдать требования страхового законодательства и предписания Росстрахнадзора.
      Основной  формой страхового надзора является лицензирование субъектов страхового дела. Право на ведение страховой деятельности имеют только организации, получившие соответствующую лицензию.
      Правовой  финансовый контроль (финансовый контроль правоохранительных органов) проводится правоохранительными органами: Прокуратурой РФ, Федеральной службой безопасности (ФСБ России), органами внутренних дел.
      В соответствии с Федеральным законом  от 17.01.1992 № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
      Федеральная служба безопасности осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной  службе безопасности».
      Органы  внутренних дел (МВД России, управления, отделы внутренних дел в регионах и на местах) при организации проверок и ревизий, их оформлении и реализации результатов руководствуются Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
      Проверка  выполняется сотрудниками милиции  в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
      Проводятся  и иные виды государственного финансового  контроля.
      Негосударственный финансовый контроль. Субъектами негосударственного финансового контроля являются собственники (акционеры, учредители, участники) и независимые контролеры (аудиторы). Можно выделить два вида негосударственного финансового контроля: корпоративный финансовый контроль и независимый внешний финансовый контроль.
      1. Корпоративный финансовый контроль - это контроль, выполняемый в  рамках крупных негосударственных  объединений (корпораций, холдингов  и т.п.) в отношении дочерних  и зависимых организаций, входящих  в структуру данных объединений.
      Корпоративный контроль исторически является одним из молодых видов контроля. Он возник и стал развиваться с начала 90-х гг. XX в. в связи с происходившими тогда изменениями в экономической и политической жизни страны. Данный период связан с приватизацией большинства секторов экономики. В результате в России вместо прежней ведомственной (отраслевой) структуры стали развиваться крупные негосударственные объединения. Например, в автомобильной отрасли - АО «АВТОВАЗ», АО «ГАЗ», в нефтегазовой промышленности - АО «Газпром», АО «ЛУКОЙЛ» и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.