На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организация статистического наблюдения за изменениями цен и тарифов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Республики Казахстан
ГУ «Евразийский Национальный университет им. Л.Н.Гумилева»
Кафедра «Учет и Аудит» 
 
 
 
 
 
 

Реферат.
      на тему: «Организация статистического
      наблюдения  за изменениями цен и тарифов» 
       
       
       
       

                  Выполнила: Измуханова
                  Гаухар
                  студентка гр. УиА 22 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Астана 2009.
 

   Содержание 

 

Введение. 

     Тема  моей работы – это «Организация статистического наблюдения за изменениями цен и тарифов». Думаю, проблема цен и тарифов не потеряет своей актуальности до тех пор, пока люди будут продавать и покупать, т.е. можно сказать, что этот вопрос можно будет рассматривать ещё очень долго.
     Цены  всегда играли немаловажную роль в  жизни людей.  Исторически их устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую намеривались получить, а покупатели – ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце концов, они сходились на взаимоприемлемой цене.
     А в наше время, в условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение  для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В связи с этим, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.
     Кроме того, изучение статистики цен необходимо для решений проблем и на макроэкономическом уровне. Так для нашей страны, важнейшее значение имеет контроль за уровнем цен и тарифов, чтобы предотвратить и остановить сползание населения за черту бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.
     В теоретической части работы рассматриваются: понятие и сущность цен, функции цен, задачи статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и методы регистрации цен. Для раскрытия теоретической части работы использовались материалы учебной литературы, Интернета и статистический сборник, указанные в списке литературы.
     Цель  работы – провести теоретическое  рассмотрение статистики цен, а так  же провести статистический анализ цен на потребительские товары.
    В соответствии с целью работы, были выделены следующие задачи:
    1. Исследовать динамику цен на товары (баранина);
    2. Изучить  колеблемость цен на товары;
    3. Выявить  корреляционную зависимость. 
 

      Глава I. Теоретическая основа изучения статистики цен. 

      Понятие и сущность цен. Основные задачи статистики цен.
 
   Цена  – ведущая рыночная категория, представляющая собой денежное выражение стоимости  единицы товара, эквивалент обмена товара на деньги. Величина цены зависит от уровня стоимости и от соотношения спроса и предложения  на товары.
   Тариф – плата за различные услуги производственного и непроизводственного характера, предоставляемые объединениям, организациям и населению. Регулируется  посредством системы тарифных ставок, которые представляют собой перечень ставок, выраженных в твердых суммах или в процентах, по которым облагаются различные услуги. Наиболее типичные – ставки таможенных тарифов, ставки тарифов на потребление холодной и горячей воды, теплоэнергию, электроэнергию, услуги транспорта и связи.
   Классификация цен.
   1.По сферам товарного обслуживания:
   а) оптовые цены – по которым предприятия реализуют большие объемы продукции, как внутри оптовой сферы, так и из оптовой в розничную сферу Эти цены также носят названия – цены производителей или цены предприятий;.
   б) розничные цены - по которым товар  реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве. Эти цены называются также потребительскими ценами. Группируются на  цены  продовольственных, непродовольственных товаров и цены на платные услуги населению;
   в) закупочные цены – по которым государство покупает продукцию и сельскохозяйственных предприятий;
   2.По формам продаж.
   а) контрактные цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
   б) биржевые котировки – уровень цен товара реализуемого через биржу;
   в) цены ярмарок и выставок, как правило льготные;
   г) аукционные – отражающие ход продаж на аукционе.
   3.По  стадиям продаж:
   а) цены предложения – стартовые цены, по которым продавец желает продать товар;
   б) цена спроса – по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
   в) цена реализации – фактическая цена продажи.
   4. По степени регулирования.
   а) жестко фиксированные – основные типичные цены в условиях административно-командной экономики;
   б) регулируемые –устанавливаются государством на  товары повышенного социального назначения;
   в) свободные – не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с коньюктурой рынка.
   5. По способу отражения транспортных расходов.
   а) франко-отправления – транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (расходы на остальной путь несет покупатель);
   б) франко-назначения – транспортные издержки до пункта назначения.
   6. По степени устойчивости во времени.
   а) твердые – устанавливаются на весь срок действия договора;
   б) подвижные – зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара;
   в) скользящие – в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок;
   г) с последующей фиксацией – в договоре оговаривается условие фиксации.
   Основными задачами статистики цен являются:
      - регистрация цен, наблюдение за их изменением, сбор информации по ценам, ее обобщение в масштабе республики;
    - анализ  состава, структуры и динамики  цен, инфляционных процессов;
    - использование цен в оценке продукции внутренней и национальной экономики, экспорта, и импорта товаров и услуг
    - проведение межрегиональных и международных сравнений цен на товары и услуги;
    - расчет средних потребительских цен и индексов потребительских цен как измерителя стоимости жизни;
    - выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и динамику цен;  
    - прогнозирование цен. 

      Система показателей статистики цен.
 
       Цены - сложная система, составной  элемент рыночного механизма.  Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам.
     Решение совокупности современных задач, предъявляемых статистике цен, предполагает построение и совершенствование системы статистических показателей, в составе можно предусмотреть выделение нескольких самостоятельных групп показателей. Важнейшие группы системы показателей статистики цен: показатели уровня цен, показатели структуры цены, показатели рядов динамики цен, показатели вариации цен и индексы цен.
     Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.  
 
 
 
 

 Таблица 1. –  Система показателей статистики цен
Блоки показателей
Показатели Субпоказатели
Уровень цен Индивидуальный  уровень Моментная  цена   товарного  вида, сорта товара-представителя
  Средний уровень Средняя   цена  на   дату   и   за   период:  по товарной       группе  (комплексу); по территории, в том числе городу  и  селу;  по субрынкам; по группам покупателей
  Обобщающий  уровень Стоимость      потребительской     корзины; отношение   индивидуальной,   средней   и обобщающей цены к доходу
Структура цены Себестоимость,   наценки, скидки    (оптовые, розничные), налоги Удельный  вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен
Соотношение цен Коэффициенты  соотношения цен регионов, субрын-ков, товаров Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике
Вариация  цен Показатели  вариа-ции цен в прос-транстве (социаль-но-экономическом и географическом) и во времени Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)
Динамика  цен Показатели  динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров Индивидуальные  индексы цен; групповые индексы  цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен
 
Соответствие  цены качеству товара и покупательским мнениям
 
Показатели  влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен
 
Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки
Эластичность Показатели  зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других Эмпирический  коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности
 
     Важнейшими  остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур. 

      Принципы  и методы регистрации цен.
 
     Существуют  две концепции регистрации цен. В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.
     По  мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться  серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п.
     Эта концепция считалась основной в  условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.
     Формирование  выборочной совокупности осуществляется  по  схеме.
         1. Выборка во времени. Оптимальной  считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное  или ежедневное наблюдение за ценами.
         2. Отбор товаров-представителей.   ( Товар-представитель - конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой - общность потребительского назначения.). Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.
       Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.
         3. Выбор конкретной разновидности  товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара - перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы постоянство 'указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.
    Принципиальное  отличие набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. - отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке.
    Возможны  четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:
-  модальная, 
простая средняя арифметическая,
  -  взвешенная,
-  случайно  отобранная.
  По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным  - не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров.
     4. Выборка по территории (отбор  населенных пунктов, предприятий  торговли). Возможны следующие варианты:
   - выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые    города и села (географические, административные регионы);
    - выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии);
       - выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы);
       - гнездовая выборка (с помощью  кластерного анализа выделение  территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).
     В условиях рынка каждое предприятие  само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с собственной отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом.
     Организовать  получение такой информации может  только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели).
     Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок, данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических институтов и т. д. Особую важность приобретает разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может быть информатором, у него можно получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским свойствам). Сочетание опроса покупателей с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ. 

      Организация статистического наблюдения за изменением цен и тарифов в Казахстане.
 
     В условиях перехода к рынку статистикой  разработана методология цен, по которой Национальное статистическое агентство Республики Казахстан ведет наблюдения: 1) за розничными ценами на товары; 2) за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги.
     Различие  розничной и потребительской  цен состоит в следующем:
      розничная цена характеризует стоимость товара, реализованного населению;
      потребительская цена отражает стоимость товара, услуги, приобретенных населением.
          В свою очередь, объем приобретения  отличается от объема реализации  на величину:
а) вывоза-ввоза товаров населением за рубеж;
б) потребления  товаров кооперативами и лицами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью;
в) использования  товаров для производственных нужд;
г) размера  товаров мелкого опта.
          Цель наблюдения – регистрация  цен и тарифов, по которым  реализуются товары и услуги населению, сопоставимые в течение отчетного времени, и расчет индексов розничных и потребительских цен.
      Организация наблюдения основана на методе типического  отбора, т.е. исследуется ограниченный перечень товаров и услуг, регулярно покупаемых населением. Из всего множества операций купли-продажи отбираются типичные случаи. Отобранные для наблюдения объекты торговли и платных услуг считаются базовыми, в них регулярно производится регистрация цен и тарифов. По базовым предприятиям собирается ценовая информация для расчета индексов потребительских и розничных цен, оперативных данных об уровне цен, для программы международных сопоставлений.
        Отбор товаров и услуг в Казахстане осуществляется по территориальным признакам; по объектам торговли и платных услуг; по перечню товаров, услуг-представителей
    Территориальная выборка должна обеспечить географическую репрезентативность. Поэтому в обследование включены столица, и все областные центры. Выбор городов и районных центров производят областные статистические управления, чтобы в обследование включались населенные пункты как крупные, так и небольшие:
      - в районах, где преобладает  городское население, отбирают 2-3 города с наибольшим числом жителей, так как в больших городах сосредоточена основная торговая сеть, и 1-2 районных центра, чтобы обеспечить информацией о ценах в небольших населенных пунктах;
      - в областях, где большинство населения  проживает в сельской местности,  отбирают в обследование 1-2 города и 2-3 районных центра.
      2.  Выбор объектов торговли и платных услуг должен отражать специфику торговли в регионе. Количество предприятий отбирается так, чтобы по каждой позиции товаров и услуг в наблюдение было включено не менее восьми объектов. В обследование отбираются торговые предприятия, соответствующие следующим требованиям:
      - в них реализуются значительные  объемы товаров и услуг от общей продажи по территориям;
      - отобранные предприятия расположены  в различных частях города  (в центре, микрорайонах, на окраине);
      - отбираются предприятия всех  форм собственности (государственной,  частной и других);
      - торговые работники отобранных предприятий готовы оказывать помощь в качестве регистраторов цен;
      3. Отбор товаров, услуг-представителей производится согласно классификатору, рекомендованному Организацией экономического и социального развития по следующим основным группам:
      1. Продукты питания, напитки, табачные  изделия.
      2. Одежда, обувь, ткани.
      3. Жилище, вода, отопление, электроэнергия.
      4. Товары для дома.
      5. Здравоохранение (фармацевтические  препараты и услуги для здоровья  человека).
      6. Транспорт и связь.
      7. Отдых, образование и культура.
      8. Разнообразные товары и услуги (для личной гигиены, денежного  посредничества, копирование бланков и т.п.).
      9. Гостиницы и рестораны.
      По  каждой укрупненной позиции товара (услуги) выбираются их разновидности не менее восьми наиболее важных. Выбор товаров и услуг производят регистраторы районных и работники базовых объектов с учетом следующих факторов:
      - товары регулярно реализуются  торговыми точками;
      - услуги обязательны к оплате  или систематически предоставляются  отобранными объектами;
      - изменение цен и тарифов на  них типично для той группы  товаров, услуг, которую они предоставляют;
      - цены и тарифы на отобранные виды товаров и услуг доступны для обследования.
      Критерии  сопоставимости, сравнимости товаров:
    Одинаковые ассортиментные виды товаров, но существенно отличающиеся по весу. Например, сельдь консервированная в масле, емкостью 500 и 350 граммов.
    Одну и ту же одежду, но разных размеров. Например, летнее платье из хлопчатобумажной ткани, фасона сарафан размеры 46 и 48, 48 и 50 … 54 и 56 нельзя сопоставлять с ценами для размеров 40 и 56, 48 и 60.
    Отсутствие у разновидностей товара, существенных расхождений между теми признаками, которые влияют на цену. В таких случаях вопрос о сопоставимости товаров регистратор выясняет у работников торговли и, если различия между разновидностями товаров оказывают существенное влияние на цену, то такие товары считаются несопоставимыми и их не учитывают при расчете индексов цен.
    Наличие информации о ценах на сопоставимый товар за все периоды времени.
              В случае замены исчезнувшего  товара нельзя сопоставлять:
          - один и тот же товар в  торговых точках разных форм собственности;
          - одинаковые ассортиментные виды товаров, поставленные из разных стран СНГ.
      Таким образом, цены на товары признаются сопоставимыми  в двух периодах (месяцах), если они  зарегистрированы на один и тот же ассортиментный вид, имеют одинаковые качественные характеристики и реализуются в отобранных базовых предприятиях торговли. Набор отобранных товаров и услуг по наименованиям образуют потребительскую корзину, формируемую на основе выявления физической структуры потребительских расходов групп населения с различным уровнем доходов. Такой подход обоснован, тем что физическая структура потребления характеризует материальное благосостояние различных групп населения с разным уровнем доходов. Поэтому индекс потребительских цен называется ещё индексом стоимости жизни. Система выборки товаров и услуг в потребительскую корзину дополняется еще и тем, что отбираются семьи с разным уровнем доходов, в которых ведется учет своего бюджета для определения структуры потребительских расходов.
      Статистические органы Республики Казахстан ведут наблюдения за ценами на товары и услуги не только за каждый месяц, но и за каждую неделю – это называется мониторингом. Цель мониторинга цен на товары и услуги – расчет показателей еженедельного уровня инфляции как важнейшего инструмента для принятия Правительством РК решений по многим вопросам в области социально-экономической политики и макроэкономики, а также анализа движения цен по регионам. В перечень товаров по мониторингу включаются 75 видов товаров и услуг, из них 40 продовольственных, 25 непродовольственных товаров и 10 платных услуг. Регистрация по этим видам товаров и услуг производится еженедельно по вторникам в первой половине дня.  

 

       

    Глава II. Практическая часть. 

      Как уже ранее говорилось, в статистике цен используются большое количество показателей и субпоказателей. В данной работе, для решения поставленных задач, я использовала методы анализа рядов динамики, вариаций и корреляционно-регрессионного анализа. 

      Анализ  рядов динамики.
 
     Ряды  динамики характеризуют изменение цены во времени. Для анализа рядов динамики рассчитываются: абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста, абсолютное значение одного процента.
     Абсолютный  прирост показывает на сколько в  абсолютном выражении уровень текущего периода больше (или меньше) базисного (предыдущего).
     Базисный  абсолютный прирост:
                                                                                                   
     где pi – цена текущего периода,
     pб – цена базисного периода.
     Цепной  абсолютный прирост:
                                                                                               
     где pi-1 – цена предыдущего периода.
     Темп  роста – это коэффициент роста, выраженный в процентах. Он показывает, сколько процентов уровень текущего периода составляет по отношению к уровню базисного периода.
     Базисный  темп роста:
                                                                                             
     Цепной  темп роста:
                                                                                            
     Темп  прироста показывает, на сколько процентов  уровень текущего периода больше (или меньше) уровня базисного периода. 
                                                                                                
     Абсолютное  значение одного процента – это  одна сотая часть базиса уровня и  отношения абсолютного прироста к соответствующему темпу роста или одна сотая часть предыдущего уровня.
      
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.