Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы организации безналичных расчетов в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1. Принципы организации  безналичных расчетов  в РФ 

     На  Центральный банк РФ как главный  регулирующий орган платежной системы  возложены обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления  расчетов с соблюдением следующих  принципов их организации:
     1. Правовой режим осуществления  расчетов и платежей. В Российской  Федерации он сложился к середине 90-х годов. Это соответствующие  нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы  и подзаконные акты.[5, стр. 41].
     Общий порядок осуществления расчетов на территории Российской Федерации  регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 861-885), а также Положением Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
     Приняты также специальные законодательные  и подзаконные акты, которые включают федеральные законы от 26 апреля 1995 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 3 апреля 1996 г. «О банках и банковской деятельности», от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе» и др [4, стр. 25].
     2. Осуществление расчетов по банковским  счетам, которые должны быть у  получателя, поставщика и плательщика.  Для расчетного обслуживания  заключается договор банковского  счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные  учреждения открывают корреспондентские  счета друг у друга для проведения  расчетов между собой.
     3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности  участников расчетных отношений.  Этот необходимое условие своевременного  выполнения долговых обязательств.
     4. Наличие согласия (акцепта) плательщика  на платеж. Механизмом реализации  этого принципа является оформление  соответствующего платежного документа  – чека, векселя, платежного поручения  или специального акцепта документов – платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
     5. Срочность платежа. Этот принцип  относится не только к периоду  оплаты счетов за товары и  услуги, но и ко времени выполнения  расчетных операций банками.
     6. Контроль субъектов расчетных  отношений за своевременностью  и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан  принцип имущественной ответственности  за соблюдение договорных условий  в форме возмещения убытков,  уплатой штрафа, пени и т.п.  в случае нарушения договорных  обязательств.
     В соответствии с Гражданским кодексом РФ при безналичных расчетах допускаются  расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, а также  расчеты в других формах, предусмотренных  законом.
     Правила, формы, срок и стандарты безналичных  расчетов устанавливает Центральный  банк РФ. Согласно законодательству общий  срок безналичных расчетов не должен превышать пяти операционных дней в  пределах Российской Федерации и  двух операционных дней – в пределах субъекта Российской Федерации.
     Указанием Центрального банка РФ от 3 декабря 1997г.  №51-У «О введении новых форматов расчетных документов» установлено, что платежные требования, платежные  требования-поручения, заявления на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения), применяемые при безналичных  расчетах в Российской Федерации, начиная  с января 1998г. должны оформляться  на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-98 (класс  «Унифицированная система банковской документации»). Здесь же указано, что  за нарушение правил расчетных операций банки, предприятия, учреждения, организации  и граждане несут ответственность  в соответствии с действующим  законодательством.
     Согласно  Положению «О безналичных расчетах в Российской Федерации» основными  формами безналичных расчетов являются:
      расчеты платежными поручениями;
      расчеты по аккредитиву;
      расчеты чеками;
      расчеты по инкассо.
     Формы безналичных расчетов применяются  клиентами банков самостоятельно [8, стр. 126].

     1.1. Нормативное регулирование  наличного и безналичного  денежного обращения  в РФ

 
     Денежные  расчеты являются связующим звеном во взаимоотношениях предприятия и  его партнерами, клиентами и т.д. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит  своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия1.
     Для управления процессами денежного обращения, в экономике необходимо располагать  оперативной и достоверной информацией  о состоянии и движении денежных средств по счетам банковских организаций. Разносторонняя, достоверная, оперативно получаемая и обрабатываемая информация, объективно отражающая экономический  климат в стране, обстановку в регионах и различных сферах экономической  деятельности, налоговую и таможенную политику государства, конъюнктуру  цен, спроса и предложения на финансовых рынках, необходима для принятия управленческих решений как на государственном уровне, так и для успешной коммерческой деятельности в различных секторах экономики.
     Проблема  бухгалтерского учета, аудита и анализа  движения денежных средств рассматривается  в работах многих отечественных  авторов. Обращение наличных денег  наряду с безналичными имеет много  отрицательных сторон, ведь обращение  наличных является более дорогим, это  связано с большими расходами  по их печатанию, хранению и транспортировке. Также наличность, которая накапливается  у субъектов хозяйствования не приносит доход. А с точки зрения государственных  интересов значительная её масса  в обращении затрудняет осуществление  контроля за денежным обращением, даёт возможность юридическим и физическим лицам скрывать от налоговых служб  реальные доходы и таким образом  уклоняться от налогов.
     Стабилизация  денежного обращения, рыночные преобразования в экономике, введение высокоэффективных  банковских технологий в области  расчётов должны привести к сокращению наличности в стране.
     Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Операции, связанные  с движением денежных средств, должны проверяться сплошным методом.
     При ревизии операций с денежными  средствами используется нормативно-справочная информация. Источником информации является такая фактографическая информация: первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность, а также  информация, полученная аудиторами в  процессе аудита.
     Нормативно-правовые акты, регулирующие операции с денежными  средствами, в основном носят межотраслевой  характер. Кроме того, в информационных целях используются ведомственные  нормативные документы, регулирующие кассовые операции и имеющие отраслевые особенности, например, по инкассированию торговой выручки, по наличию центральных (главных) касс и операционных касс в торговых предприятиях, по эксплуатации контрольно-кассовых машин и т.д.
     Кроме того, в качестве источников информации используются первичные документы  по учету кассовых и банковских операций, регистры бухгалтерского учета по счетам: 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный  счет», 55 «Специальные счета в банках», 56 «Денежные документы», 57 «Переводы  в пути» и др. Используется также  отчетность о движении денежных средств.
     Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных  работ должна руководствоваться  правилами (стандартами) аудиторской  деятельности.
     Аудит кассовых операций осуществляется на основании следующих нормативных  документов:
     - Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ  « бухгалтерском учете" (с изменениями  и дополнениями);
     - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ  « применении контрольно-кассовой  техники при осуществлении наличных  денежных расчетов и (или) расчетов  с использованием платежных карт»;
     - Письмо Минфина России от 30.08.1993 N 104 «Типовые правила эксплуотации  ККМ при осуществлении денежных  расчетов с населением»;
     - Порядок ведения кассовых операций  в Российской Федерации, утвержденный  Решением Совета директоров Банка  России от 22.09.1993 N 40;
     - Положение Банка России от 05.01.1998 N 14-П «О правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации», утвержденное Банком России 19.12.1997 (с изм. и доп.);
     - Указания Банка России от 14.11.2001 N 1050-У «Об установлении предельного  размера расчетов наличными деньгами  в Российской Федерации между  юридическими лицами по одной  сделке»;
     - Постановление Госкомстата России  от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации  по учету кассовых операций, по  учету результатов инвентаризации»  (с изм. и доп.);
     - Постановление Госкомстата России  от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации  по учету торговых операций».
     1.2.Взаимодествие  организации и  кредитной организации
1. Банковская система  Российской Федерации 
Банковская система  Российской Федерации включает в  себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства  иностранных банков.
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для  извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка  России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные  настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности  как хозяйственное общество.
Из данного  определения следуют как минимум  три вывода:
1) кредитной  организацией признается только  то юридическое лицо, которое  создано в организационно-правовой  форме хозяйственного общества (т.е.  акционерного общества, общества  с ограниченной или с дополнительной  ответственностью - п. 3 ст. 66 ГК РФ). Следует  подчеркнуть, что в соответствии  с Инструкцией ЦБ РФ N 75-И "О  порядке применения федеральных  законов, регламентирующих процедуру  регистрации кредитных организаций  и лицензирования банковской  деятельности" от 23 июля 1998 г. в  редакции от 28 августа 2000 г. <*> кредитные организации могут  существовать также в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (п. 1.1). Таким образом, инструкция полностью соответствует требованиям закона;
2) кредитная  организация может осуществлять  свою деятельность только на  основании лицензии, выданной Банком  России;
3) кредитная  организация в качестве своей  деятельности осуществляет банковские  операции, перечень которых приведен  в ст. 5 Закона "О банках и  банковской деятельности".
Банк - кредитная  организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение  во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных  средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических  лиц.
Таким образом, конститутивными элементами банка  выступают три банковские операции в совокупности: прием депозитов, выдача кредитов и ведение банковских счетов. Сразу можно отметить, что  определение банка в российском законодательстве построено на основе определения кредитной организации  в европейском банковском праве, однако шире его по числу конститутивных (ключевых) элементов.
Небанковские  кредитные организации - это такие  кредитные организации, которые  имеют право осуществлять отдельные  банковские операции, предусмотренные  в законодательстве (клиринговые  центры). Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.
Кредитная организация  может осуществлять только те банковские операции, которые указаны в лицензии.
2. Государственная  регистрация кредитных  организаций
Кредитные организации  подлежат государственной регистрации  в соответствии с Федеральным  законом "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" специального порядка государственной регистрации  кредитных организаций.
Решение о государственной  регистрации кредитной организации  принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных  организаций, а также иных предусмотренных  федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом  на основании решения Банка России о соответствующей государственной  регистрации. Взаимодействие Банка  России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной  регистрации кредитных организаций  осуществляется в порядке, согласованном  Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Банк России в целях осуществления им контрольных  и надзорных функций ведет  Книгу государственной регистрации  кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с  ними нормативными актами Банка России. За государственную регистрацию  кредитных организаций взимается  государственная пошлина в порядке  и в размерах, которые установлены  законодательством Российской Федерации.
Кредитная организация  обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных  в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с  момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.
3. Лицензирование кредитных  организаций
Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации  в порядке, установленном настоящим  Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Кредитная организация  имеет право осуществлять банковские операции с момента получения  лицензии, выданной Банком России.
Вновь созданной  кредитной организации могут  быть выданы следующие виды лицензий:
- лицензия на  осуществление банковских операций  со средствами в рублях (без  права привлечения во вклады  средств физических лиц);
- лицензия на  осуществление банковских операций  со средствами в рублях и  иностранной валюте (без права  привлечения во вклады средств  физических лиц);
- лицензия на  привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов.
Данная лицензия выдается Центральным банком по согласованию с Министерством финансов РФ.
Кредитная организация  может расширить круг выполняемых  операций путем получения следующих  видов лицензий:
-лицензии на  осуществление операций с драгоценными  металлами;
- лицензии на  привлечение во вклады средств  физических лиц в рублях, которая  может быть выдана по истечении  двух лет с даты государственной  регистрации кредитной организации;
- лицензии на  привлечение во вклады средств  физических лиц в рублях и  иностранной валюте, которая также  выдается по истечении двух  лет со дня государственной  регистрации кредитной организации;
- генеральной  лицензии, которая может быть  выдана банку, имеющему лицензии  на выполнение всех банковских  операций со средствами в рублях  и иностранной валюте. Генеральная  лицензия не расширяет круга  выполняемых банком операций. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет  право в установленном порядке  открывать филиалы за рубежом  и (или) приобретать доли в  уставном капитале кредитных  организаций-нерезидентов.
За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается  лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход  федерального бюджета.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре  выданных лицензий на осуществление  банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном  издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются  Банком России в месячный срок со дня  их внесения в реестр.
В лицензии на осуществление  банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых  данная кредитная организация имеет  право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание  с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления  данных операций, а также взыскание  штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание  производится в судебном порядке  по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного  на то федеральным законом, или Банка  России.
Банк России вправе предъявить в арбитражный  суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане, незаконно  осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом  порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
4. Порядок регистрации  кредитных организаций
Для государственной  регистрации кредитной организации  и получения лицензии на осуществление  банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:
1) заявление  с ходатайством о государственной  регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление  банковских операций; в заявлении  также указываются сведения об  адресе (месте нахождения) постоянно  действующего исполнительного органа  кредитной организации, по которому  осуществляется связь с кредитной  организацией;
2) учредительный  договор (подлинник или нотариально  удостоверенная копия), если его  подписание предусмотрено федеральным  законом;
3) устав (подлинник  или нотариально удостоверенная  копия);
4) бизнес-план, утвержденный  собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол  собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении  устава кредитной организации,  а также кандидатур для назначения  на должности руководителя кредитной  организации и главного бухгалтера  кредитной организации. Порядок  составления бизнес-плана кредитной  организации и критерии его  оценки устанавливаются нормативными  актами Банка России;
5) документы  об уплате государственной пошлины  и лицензионного сбора;
6) копии документов  о государственной регистрации  учредителей -юридических лиц,  аудиторские заключения о достоверности  их финансовой отчетности, а также  подтверждения органами Государственной  налоговой службы Российской  Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств  перед федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами за последние  три года;
7) документы  (согласно перечню, установленному  нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения  средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный  капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов  на должности руководителя кредитной  организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера  кредитной организации, а также  на должности руководителя, заместителей  руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера  филиала кредитной организации.  Указанные анкеты заполняются  этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
- о наличии  у этих лиц высшего юридического  или экономического образования  (с представлением копии диплома  или заменяющего его документа)  и опыта руководства отделом  или иным подразделением кредитной  организации, связанным с осуществлением  банковских операций, не менее  одного года, а при отсутствии  специального образования - опыта  руководства таким подразделением  не менее двух лет;
- о наличии  (отсутствии) судимости.
При представлении  документов Банк России выдает учредителям  кредитной организации письменное подтверждение получения от них  документов, необходимых для государственной  регистрации кредитной организации  и получения лицензии на осуществление  банковских операций.
Принятие решения  о государственной регистрации  кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев  с даты представления всех документов, предусмотренных настоящим Федеральным  законом. Банк России после принятия решения о государственной регистрации  кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган  сведения и документы, необходимые  для осуществления данным органом  функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании  указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых  сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более  чем пять рабочих дней со дня получения  необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный  реестр юридических лиц соответствующую  запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного  регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный  реестр юридических лиц записи о  кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием  произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной  организации в Единый государственный  реестр юридических лиц.
Неоплата или  неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в  суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
Для оплаты уставного  капитала Банк России открывает зарегистрированному  банку, а при необходимости - и  небанковской кредитной организации  корреспондентский счет в Банке  России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении  Банка России о государственной  регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление  банковских операций. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной  организации, Банк России в трехдневный  срок выдает кредитной организации  лицензию на осуществление банковских операций.
Кредитные организации  приобретают статус юридического лица с момента их государственной  регистрации. Сообщение о государственной  регистрации кредитной организации  публикуется в "Вестнике Банка  России". Лицензия на осуществление  банковских операций кредитной организации  выдается после ее государственной  регистрации и без ограничения  сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой  лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а  также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный  бюджет. Взыскание производится в  судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного  на то федеральным законом, или Банка  России.
Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд  иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане, незаконно  осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом  порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственно
      2.УЧЕТ  ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ  В КАССЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

      2.1Правила  осуществления кассовых операций

 
      Касса – это структурное подразделение  предприятия, предназначенное для  приема, хранения и выдачи наличных денежных средств. В кассе предприятия  могут храниться не только наличные денежные средства, но и денежные документы, и бланки строгой отчетности.
      Для ведения кассовых операций в штате  предприятия предусмотрена должность  кассира (в небольших организациях - бухгалтер-кассир), который несет  материальную ответственность за сохранность  всех принимаемых им ценностей. После  издания приказа о назначении кассира руководитель предприятия  обязан ознакомить его с правилами  ведения кассовых операций и заключить  с ним договор о полной материальной ответственности.
      Кассир  не может передоверить, кому бы то ни было выполнение своих обязанностей. При необходимости временной  замены обязанности кассира возлагаются  на другого работника, с которым, заключают договор о полной материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь) находящиеся у него под отчетом  ценности передают другому кассиру  в присутствии инвентаризационной комиссии с обязательным составлением акта (форма инв-15).
      Кассир  согласно законодательства о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность  за сохранность всех принятых им ценностей  и за ущерб, причиненный предприятию  как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения  к своим обязанностям.
      Кассовые  операции - операции по приему, хранению и расходу наличных денег и  денежных документов. Порядок осуществления  кассовых операций регламентируется нормативными актами Центробанка РФ.
      Наличные  деньги и денежные документы хранятся в кассе - специально оборудованном  помещении организации или сейфе.
      Работая с наличными деньгами необходимо соблюдать следующие правила:
    Соблюдение лимита остатка кассы.
      Ежегодно  организация обязана предоставлять  на утверждение в банк, осуществляющий ее кассовое обслуживание, Расчет сумм лимита (предельно допустимой суммы  наличности в кассе на конец дня). Когда лимит не установлен, он признается равным нулю. Ежедневно в случае превышения лимита на конец дня излишек  должен быть сдан в банк. Превышение установленных лимитов в кассе  допускается лишь в течение 3 рабочих  дней в период выдачи заработной платы, премий, пособий по социальному страхованию, пенсий работникам предприятия. Не использованные в трехдневный срок наличные денежные средства, полученные на выдачу заработной платы, подлежат сдаче в обслуживающие  учреждения банков. При необходимости рассчитаться с работниками банк выдает необходимую сумму по первому требованию предприятия [4, с. 489].
    Использование наличной выручки
      Расходование  наличной выручки согласовывается  с банком и ограничено конкретным перечнем расходов на выплату зарплаты, пособий, премий, закупку с/х продукции, скупку тары и вещей у населения, командировочные расходы, хозяйственные  нужды. Внесение наличных денег из кассы  организации на банковские счета  других организаций и физических лиц не допускается.
    Соблюдение предельного размера расчетов наличными между юридическими лицами.
      Согласно  указанию ЦБ РФ "Об установлении предельного  размера расчетов между юридическими лицами" данный предел составляет 60 000 рублей по одной сделке. Т.е. по договорам, стоимость которых больше указанной  суммы, расчеты наличными деньгами запрещены. К расчетам с физическими  лицами и индивидуальными предпринимателями  данное ограничение не применяется.
    Применение контрольно-кассовой техники
      При продаже товаров, работ, услуг за наличный расчет (или при оплате пластиковыми картами) в установленных  случаях должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Гос. Реестр.
      Нарушение правил работы с наличными деньгами влечет административную ответственность  должностных лиц организации  в размере от 4000 до 5000 рублей и  организации как юридического лица - 40000 - 50000 рублей (ст.15.1 КоАП РФ).
      При ведении кассовых операций предприятие  должно руководствоваться «Порядком  ведения кассовых операций в РФ», утвержденным решением ЦБ РФ от 22 сентября 1993г №40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18. 

      2,1Документальное оформление кассовых операций 

      С принятием ГК РФ по статистике постановления  № 88 от 18 августа 1998 г. «Об утверждении  унифицированных форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Внесены изменения в постановление № 241 от 28 декабря 1989 г. «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций»
      Утверждены  согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные  формы первичной учетной документации вступающие в действие с 1 января 1999 года: № КО-1 «Приходный кассовый ордер», № КО-2 «Расходный кассовый ордер» , № КО-3 «Журнал регистрации приходных  и расходных кассовых документов», № КО-4 «Кассовая книга», № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Постановление  № 88 не внесло изменений в перечисленные первичные документы.
      Прием наличных денег кассами предприятий  производится по приходным кассовым ордерам (унифицированная форма  № КО-1) [5, c.132], подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
      При этом выдается квитанция, сдающему деньги лицу, о приеме денежной суммы, подписанная  главным бухгалтером и кассиром, заверенная печатью (штампом) кассира  или оттиском кассового аппарата.
      Кассир  выдает деньги по расходным кассовым ордерам (форма № КО-2), платежным  ведомостям (№№ Т-49; Т-51) или другим надлежаще оформленным документам (заявлениям на выдачу денег, счетам и  др.).
      Расходные кассовые документы подписываются  главным бухгалтером. А на ведомостях и заявлениях, кроме того, обязательна  и разрешительная надпись руководителя предприятия. В тех случаях, когда  на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.
      При выдаче денег по расходному кассовому  ордеру или заменяющему его документу  отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого  документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда  он выдан и забирает расписку получателя.
      Расписка  в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно  чернилами или шариковой ручкой (с указанием полученной суммы: рублей — прописью, копеек — цифрами). При  получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумм прописью не указывается.
      Заработную  плату, пособия по временной нетрудоспособности, премии кассир выплачивает по платежным  ведомостям. На титульном листе платежной  ведомости делается разрешительная надпись в кассу о выдаче денег  за подписями руководителя предприятия  и главного бухгалтера, с указанием  сроков выдачи денег и их суммы (прописью).
      По  истечении трех рабочих дней после  получения денег из учреждения банка  для оплаты труда, пособий, премий кассир в платежной ведомости против фамилии лиц, не получивших деньги, делает пометку от руки “Депонировано”, затем составляет реестр депонированных сумм. В ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченных  и неполученных суммах, которую заверяет своей подписью. На выписанный по платежной  ведомости сумму выписывают расходный  кассовый ордер.
      Выдачу  денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном  порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег  бухгалтерией указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег  производится по ведомости, перед распиской  в получении денег кассир делает надпись: «По доверенности». Выдача по доверенности производится лицу, указанному в доверенности, при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя. Доверенность остается в документах дня, как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.
      Приходные кассовые ордера и квитанции к  ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы  должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой  ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки  или исправления в кассовых документах не допускаются.
      Деньги  по кассовым ордерам принимаются  и выдаются только в день составления  этих документов. Приходные и расходные  кассовые ордера или заменяющие их документы не выдаются на руки лицам, вносящим или получающим деньги.
      При завершении операций кассир обязан подписать  расходные и приходные кассовые ордера, а приложенные к ним  документы погашаются штампом или  надписью: приходные – «Получено», расходные - «Оплачено» с указанием  даты (числа, месяца, года).
      Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных  и расходных кассовых документов (форма №КО – 3). По данным журнала регистрации контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств предприятием, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций. 

      Инвентаризация  денежных средств, ревизия  кассы 

      В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 года № 49 «Об  утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» инвентаризация кассы  производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
      Цель  инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной  и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в  кассе.
      Проведение  инвентаризации обязательно в случаях:
    при смене кассира
    при выявлении недостач и хищений
    перед составлением годовой отчетности.
      В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе  назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита).
      Инвентаризация  начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический  остаток больше учетного, то в кассе  имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных  доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая  должна быть взыскана за счет кассира.
      При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.
      Кроме того, Порядком ведения кассовых операций предусмотрены внезапные ревизии кассы. Они проводятся в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии, с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия. Результаты инвентаризации оформляется актом (форма инв.-15). При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения (для этого кассир представляет комиссии письменное объяснение).
      Применение  ЭВМ позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера и поднять  на новый уровень процесс измерения  и регистрации хозяйственных  операций [6, с. 100]. В условиях автоматизированного  ведения кассовой книги должна производиться  проверка правильности работы программных  средств обработки кассовых документов. Акт инвентаризации составляется в 2-х экземплярах: один остается в  делах бухгалтерии, другой – у  кассира.
      Отдельные проверки кассовых операций и наличия  денежных средств могут производится:
      1) учредителями предприятий, вышестоящими  организациями (в случае их  наличия), а также аудиторами (аудиторскими  фирмами) в соответствии с заключенными  договорами. При производстве документальных  ревизий и проверок на предприятиях  они производят ревизию кассы  и проверяют соблюдение кассовой  дисциплины;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.