На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основная характеристика видов внимания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


`                                                                                                                        
             Российский государственный социальный  университет
                                  Филиал в г. Минске 
 
 
 

                                     Кафедра психологии 
 
 

                      Контрольная работа по дисциплине:      
                  «Общий психологический практикум» 
 

                  Основная характеристика видов внимания 
 
 
 
 
 

                                                                         Подготовила: студентка 2-го курса
                                                                         Заочного отделения  «Психология»
      Гончарова А. О. 

 
                                                                        Преподаватель: Хацкевич И. Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Минск – 2009 
 

  
 
 
 
 
 

             Основная характеристика видов  внимания 

                                       План 

Введение…………………………………………………………… 3 

   1.  Классификация видов внимания………………………………... 4 

   2.  Непроизвольное внимание: его  природа и детерминанты…6 

   3. Произвольное внимание как высшая  психическая функция.. 8 

   4. Послепроизвольное внимание……………………………….. 10 

Заключение………………………………………………………… 12 

Список  использованных источников…………………………….. 13 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение 

    Внимание представляет собой  психологический феномен, в отношении  которого до настоящего времени  среди психологов нет единого мнения. С одной стороны,  в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
     С другой стороны, существуют  разногласия в том, к какому  классу психических явлений следует отнести внимание.
      Одни считают, что внимание  – это познавательный психический  процесс. Другие связывают внимание  с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая  деятельность, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
    [Таким образом,  внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определённой работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.д. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.] [6;с.140 -141]
   
     

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 

                  2. Классификация видов внимания   

    Классификация видов внимания  может быть осуществлена по  достаточно многочисленным критериям.
    Если в качестве критерия классификации  выступает происхождение внимания, то выделяют природное и социально обусловленное внимание. Первое представляет собой врождённую способность к избирательности реагирования на внешние и внутренние воздействия на основе безусловного ориентировочного рефлекса в силу их информационной новизны. Социально обусловленное внимание формируется при жизни под влиянием обучения и воспитания. Оно связано с сознанной избирательностью и волевой регуляцией реагирования.
    В случае, когда в качестве  критерия классификации принимается  локализация объекта внимания, выделяют  внешнее и внутреннее внимание. Очевидно, что внешним оно является, если объект находится вне субъекта внимания, и, наоборот, если объектами внимания становится элементами внутренней жизни человека (мысли, чувства, воспоминания и т.д.), внимание является внутренним.
    Учитывая особенности субъекта внимания, считают, что если им является отдельный человек, то внимание индивидуальное; если коллективный субъект – коллективное.
    [По критерию времени В.И. Страхов выделяет возвратное внимание, объектом которого является результаты частичного или полностью выполненной работы; перспективное внимание, направленное на оценку результата, план последующих действий. По данному критерию можно выделить и актуальное внимание, представленное «здесь и теперь» и обслуживающее актуальную деятельность.
     Этот психолог по характеру  отражения объектом внимания, взяв  за основу разделения характер  отражения объекта внимания, характеризует внимание, направленное на детали объекта, как аналитическое, дифференцирующее и, соответственно, направленное на целостный объект как синтетическое.
    Приняв за основание классификации  характер объекта внимания, В.  И. Страхов описывает следующие его виды:
    - сенсорное (чувственное и перцептивное), объектами которого являются  ощущения и восприятия;
    - интеллектуальное, где в качестве объектов внимания выступают содержательно-процессуальные характеристики мышления;
    - двигательное (исполнительское), объектами внимания при нём становятся действия и операции выполняемой деятельности;
    - пользуясь этим критерием, правомерно выделить аффективное внимание, объектами которого выступают эмоции и чувства переживаемые человеком.
    Р. С. Немов по характеру  управления вниманием подразделяет  его на непосредственное, которое  управляется напрямую объектом  внимания, и опосредованное, регулируемое  с помощью посредников (слов, жестов  и т.п.)] [3;c. 23 – 47]
    Наиболее распространённой является классификация видов внимания по критерию представленности в акте внимание.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

   2. Непроизвольное внимание: его природа и детерминанты 

    Непроизвольное внимание имеет  выраженную очевидность, в силу чего именно оно прежде всего стало объектом исследования психологов и получило в их работах различные названия, тем не менее, отражавшие его существенные особенности. Так, Э. Титченер назвал его первичным, Н.Н. Ланге – инстинктивным, Л.С. Выготский – натуральный, Н.Ф. Добрынин – вынужденным.
    Филогенетически и онтогенетически  непроизвольное внимание представляет  собой наиболее «древний» вид  внимания. В онтогенезе оно обнаруживается  очень рано – с первых дней  появления ребёнка на свет.
    Физиологической основой непроизвольного является универсальная биологическая реакция – ориентировочный рефлекс, возникающий как ответная реакция на любое изменение окружающий среды. Е.Н. Соколовым и сотрудниками был выявлен нейрофизиологический механизм этой реакции: установлено, что в центральной нервной системе в результате анализа информации, поступающие извне, формируется «нервная модель» стимула или ситуации. Изменение параметров стимула вызывает к работе клетки-детекторы, так называемые нейроны внимания. Они фиксируют рассогласование вновь поступающей информации с уже имеющийся моделью, что автоматически вызывает ориентировочный рефлекс «что такое?».
    С позиции психологического анализа  возникает вопрос: всё ли изменения  стимула (ситуации) равноценны. Прежде всего следует отметить, что преимущественное отражение получают те изменения, которые связаны с субъективными актуальными потребностями человека и прежде всего с базальными. Для ориентировочного рефлекса в этом случае справедлив «закон силы»: чем сильнее изменение стимула, тем сильнее ответная реакция на него. В отношении основных социогенных потребностей человека характерно как соблюдение, так и нарушение «закон силы»: ничтожные изменения стимула, адресованные  к основным и выражено значимым потребностям, могут вызвать сильную ответную реакцию. Особенно выражено такое нарушение в отношении познавательной потребности, благодаря чему незначительное изменение стимула может стать основой проявления интереса.
    [Факторы, организующие непроизвольное внимание человека, связаны как с характеристиками объекта внимания, так с особенностями человека самого человека – субъектами внимания.
    Первая группа факторов непроизвольного  внимания включает следующие:
    – сила раздражителя;
    – новизна раздражителя;
   – контрастность;   
    – длительность и прерывистость  действия раздражителя;
    – внезапность появления раздражителя  и др.
    Вторая группа представлена устойчивыми особенностями субъекта внимания, имеющими место всегда, или особенностями, возникающими в конкретной ситуации, в том числе:
   – актуальными или устойчивыми потребностями;
   – интересами;
   – эмоциями и чувствами;
   – прошлым опытом, в том числе в виде привычки, динамического стереотипа (устойчивая апперцепция);
    – установкой на внимание ( временной апперцепцией), которая задаётся предыдущими обстоятельствами, ожиданием определённого хода событий;
     – согласованностью информации, поступающей от объекта, с наличным  содержанием сознания человека  и др.
    Основная функция непроизвольного внимания состоит в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех её объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.] [1; c. 127 – 223]
   Таким образом непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Ведь оно возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Произвольное внимание как высшая психическая функция 

    Наряду с непроизвольным важнейшую роль играет произвольное внимание. За устранением частицы «не» стоит коренная реортора, побуждающего произвольное внимание, выступают не случайные изменения или характеристика объектов, а цель деятельности человека.
    Психологический механизм возникновения произвольного внимания связан с процессом целеполагания. Определение цели, формирование акцептора действия, планирование и реализация способов достижения цели, оценка конечного продукта и при необходимости – коррекция действия – все эти этапы деятельности человека осуществляются под общим контролем произвольного внимания.
    [Сосредоточенность же на этой цели представляет собой результат волевого усилия. В этой связи Джеймс писал, что главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нём внимания.
    Физиологические механизмы произвольного внимания связаны с работой более «молодых», специфически человеческих областей головного мозга – лобных отделов коры больших полушарий, которые программируют и корректируют поведение и деятельность человека. Особенность произвольного внимания является то, что доминирующим раздражителем здесь является сигнал, идущий не от первой сигнальной системы, что типично для непроизвольной, а от второй. При этом возникающее в коре больших полушарий возбуждение, соответствующее речевому стимулу (мысли, самоприказу и т.п.), «подпитка» произвольного внимания осуществляется за счёт активации «энергоблока» мозга – верхних отделов мозгового ствола, гипоталамуса, ретикулярной формации – под влиянием словесных раздражителей.][2; c.21-34]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.