На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Человек. Индивид. Личность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Государственное общеобразовательное учреждение
    Средняя школа №280 им. М.Ю. Лермонтова
    Адмиралтейский  район.
       
       
       

        Реферат по обществознанию
“Человек. Индивид. Личность.” 
 
 
 
 
 

Выполнила: ученица 11а класса
Шевченко  Алина Александровна. 
Преподаватель: Занков Д.С.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт –  Петербург
2005 –  2006 гг.
 

            Содержание. 

Введение…………………………………………………………………..3 

Глава I. Человек.
    Сущность происхождения человека……………………………5
    Человек и природа……………………………………………….7
    Древнейшие философские системы…………………………….9
    Человек и общество……………………………………………..12
    Человек и культура…………..………………………………….14
 
Глава II. Индивид.
    Первое появление понятия “индивид”………………………….17
    Индивидуальность человека в обществе………………………..18
    Отличия между “индивидом” и “индивидуальностью”………..19
 
Глава III. Личность.
    Общее понятие личности………………………………………....20
    Типы личности…………………………………………………….21
    Подходы к изучению личности…………………………………..22
    Общественная сущность личности……………………………....24
    Личность как субъект общественных отношений……………....25
    Основные компоненты личности………………………………...25
    Личность как самоуправляемая система………………………...26
    Духовное богатство личности…………………………………....29
 
Заключение…………………………………………………………………..30
     Введение.
     В своем реферате я попытаюсь рассмотреть взаимоотношения общества и личности как наиболее актуальный вопрос на современном этапе индустриального развития страны. Тем самым я дам характеристику данных понятий – человек, индивид, личность, и на их основе прослежу взаимосвязь с обществом и становление личности, в зависимости от социализации.
     Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности, формирует личность.
      Особое  место в социальной структуре  общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которой нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимоотношений, ни социальных отношений, общности и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Я считаю, что каковы люди – таково и общество, но в то же время: каково общество – таковы и члены этого общества.
      Человек – живое существо, обладающее даром  мышления и речи, способностью создавать  орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек – высшая ступень развития животных на земле. В то время, как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.
      В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В психологии понятие “индивид” употребляется в широком значении, приводящим к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности.
      Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что  же такое личность? Для того, чтобы  ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”.
      Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
      Личность  обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
      Личность  – социальный облик человека как  субъекта общественных отношений и  действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может  выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. 
 
 
 
 
 
 

     Глава I.
1. Сущность происхождения  человека.
      Человек – главный элемент общественной жизни, высший уровень эволюционного  развития природы, вершина мирового бытия. Над происхождением человека издавна задумывались люди. В прошлом предпринимались различные попытки решить эту загадку.
      Первая  попытка, самая древняя, сделана религией. В Библии сказано, что сотворив небо и землю, моря и сушу, растения и животных, Бог сотворил человека: «И сказал Бог:”Cотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их».?
              От первых людей пошли новые поколения. Так на Земле появился человек.
      Вторая  попытка объяснить происхождение человека была предпринята английским ученым Чарльзом Дарвином. В1871 году он опубликовал книгу “Происхождение человека и половой отбор”. Ч. Дарвин утверждал, что человек – это биологический вид. Человек имеет ряд признаков, сближающих его с обезьянами.
      Ч. Дарвин, таким образом, создал эволюционную теорию, согласно которой живая природа  непрерывно изменяется и развивается. Хотя и медленно, но постоянно исчезают старые виды, на их месте возникают новые, боле приспособленные. Пружина эволюции, по Дарвину, - естественный отбор, борьба за существование, а также половой отбор.
      Теория  Дарвина получила широкую поддержку  в науке. Но  в этой теории была и своя ахиллесова пята: человек в ней отождествлялся с его телом.
________________________________
? Боголюбова Л.Н.; “Человек, природа, общество”, 1997г. с. 49
Но человек  – не только тело, но и разум, без  чего он человеком не является.
Эволюционная  теория не могла объяснить, как формировались сознание и разум человека.
      Третья  попытка объяснить происхождение человека нашла отражение в теории Ф. Энгельса о роли труда, общественных инстинктов и искусственной среды в происхождении человека. Его работа “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” опиралась на выводы Ч. Дарвина и других крупных ученых. Но Энгельса не удовлетворяли лишь сравнительно-эмбриологический и сравнительно-анатомический подходы. На первое место он поставил социальный фактор – трудовую деятельность.
      Около пяти миллионов лет назад на Земле  значительно изменился климат. На обширных пространствах исчезли  тропические леса. Их обитатели должны были изменить образ жизни. Не все  выдержали это испытание. Но один вид обезьян сохранился. От лазанья  по деревьям эти обезьяны перешли к прямохождению по ровной местности, от собирательства – к охоте на крупных и стадных животных. Регулярная охота требовала регулярного производства орудий охоты. А чтобы делать эти орудия, нужны были другие специальные орудия. Иными словами, появилась необходимость производить орудия (например, каменные рубила), с помощью которых можно изготовлять орудия охоты. Это было важным шагом на пути превращения обезьяны в человека.
      Четвертая попытка ответить на этот вопрос связана с идеей внеземного происхождения человека, теорией космических прародителей. Так, в одной из версий доказывается, что разумная жизнь могла зародиться на планете Сатурн, а затем пришла на Землю. По другим версиям – жизнь на Землю принесена из других галактик.
  В нашей стране исследования мозга длительное время возглавляла академик Н. П. Бехтерева. Она сделала вывод, что многие современные знания о мозге абсолютно не укладываются в привычные представления о его происхождении. Исследования привели ее к выводу, что человеческий мозг слишком сложен для планеты Земля.
      Сегодня предпринимаются попытки дать новый вариант объяснения земного происхождения “человека разумного” с позиции науки о культуре. Кратко это объяснение выглядит следующим образом: тело человека произошло от тела обезьяны, а человек возник сам собой, из ничего. Но для этого существовали предпосылки: сообщества обезьян; экстремальные обстоятельства жизни; появление знаков естественного языка (слов), обозначающих различные предметы; необычное поведение; общение; совместная деятельность с естественными орудиями; формирование культуры. В этих условиях формируется древний человек – человек культуры.      

2. Человек  и природа.
     Сформировав себя в процессе трудовой деятельности, человек смог выделиться из природы благодаря наличию сознания и речи, прямохождению, овладению огнем, постепенному созданию и освоению все более сложных орудий труда. Его отличие от других живых существ заключается в том, что способом его выживания является не приспособление и адаптация к окружающей среде, что характеризует поведение представителей животного мира, а активное взаимодействие с внешним миром, все более широкое овладение силами природы и подчинение их своим целям и задачам.
      Но, создав социальную жизнь, человек не освободился от природной зависимости, включая в себя определенным образом природное начало в виде своей биологической организации. Его зависимость от природы определяется также тем, что для поддержания своего существования он вынужден постоянно заниматься производством сельскохозяйственной продукции и заимствовать у природы различные ресурсы для обеспечения материального производства.
      Он  создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи ему необходима способность не только накапливать знания, но и с помощью этих знаний создавать мысленные конструкции тех предметов, которые нужны человеку. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет из паутины сеть, пчела строит соты. Но этому их никто не учит. Делают это они благодаря врожденному инстинкту. И ничего другого каждый из них делать не может. К. Маркс писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Следовательно, деятельность человека носит творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем путем практических действий.
      Натура  человеческая может проявляться  весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это  и значит, с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.
      Подходы к изучению человека различны. В  одних случаях он рассматривается  как бы “извне”. Тогда важно уяснить, что представляет собой человек  через сопоставление его с  природой, обществом, Богом, и другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.
      Другой  подход – “изнутри” – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.
      Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо  вглядывающееся в мир и самого себя. 

3.Древнейшие  философские системы.
      В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный “микрокосмос”. Природа принималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или “стихий”, космоса. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: “Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего”. При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае “упорядочивать”, преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем, “космическом” уровне.
      Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения  душ и сделала весьма условной и подвижной границу между  живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесный – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.
      Античная  философия обогатила науку пониманием различий между законами природы  и человеческого мира. Было выделено противоречивое:
“неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления”. Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета. Философ Гераклит утверждал: “Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом”, “Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному”.? А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.
      Греческая философия, провозгласившая тезис  о человеке как о мире своего существующего, ориентировалось на его разум, призывала  к самопознанию. Изречение “Познай самого себя”, высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.
      Своеобразие христианского библейского представления  о человеке как “образе и подобии  Бога”, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души.
      Эпоха Возрождения дала науке представление  о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа XV в. Пико дела Мирандолы заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен ко всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.
      В последующие эпохи представления о человеке расширялись,
_______________________________
? Лазебников А.Ю.; “Человек и общество”, 2002 г., с.34.
обогащались. В XVII в. Р. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление (“Мыслю – следовательно, существую”). Именно от этого тезиса
ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияние
сознания, а с другой – способно воздействовать на него.
      Для представителя классической философии  XVIII в. И. Канта вопрос “Что такое человек?” формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII – XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.
      Не  падал интерес к проблеме человека и в конце XIX – XX вв. Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению в центр внимания таких, как чувство, воля, влечение.
      Согласно  развивавшейся советскими обществоведами марксистской концепции самый важный признак человека – это то, что он существо общественное (социальное).
     По  теории Ф. Энгельса, определяющим условием превращения животного предка в  человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Человек с самого начала был человеком общественным. Только благодаря обществу, общению между людьми труд повлек за собой формирование новых, человеческих качеств: языка, способности мыслить и др. 
 

4. Человека и общество.
      Каждый  родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые дают им ориентировку: что можно и что нельзя есть, на кого можно нападать, а кого надо опасаться. Дитя человека после рождения – самое не приспособленное к жизни существо из всего живого. И человеком оно становится только в семье, обществе, которые дают ему знания об окружающем мире, умении трудиться.
      Человек – носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Самосознание является вершиной развития сознания человека, как в филогенезе (истории рода), так и онтогенезе (истории жизни индивида).
      Создав  общественную жизнь, как относительно самостоятельную социальную систему, человек вынужден для поддержания ее нормального функционирования постоянно преодолевать противоречия между биологическим и социальным аспектами своего существования. Это достигается в процессе целесообразной деятельности человека по регулированию взаимодействия и обмена между природой и обществом. Бездумный, потребительский и хищнический подход к решению этой проблемы неизбежно приводит к нарушению равновесия между природой и человеческим обществом и в конечном итоге может привести к деградации и исчезновению человека и общества. Итак: человек – существо биосоциальное. Биологически он включен в природу, но одновременно является активным и сознательно действующим элементом социальной системы. Являясь субъектом исторического процесса, человек постоянно изменяет обе среды своего обитания – природную и общественную – и в этом процессе меняется сам.
      Человек начинается с желания помочь людям. С заботы о других начинается его  нравственная активность. А раз так, то у каждого человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастает в ответственность перед всеми, людьми, а уважение к каждому человеку – в человечность.
      Понятие “человечность” словарь определяет как моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно  к повседневным отношениям людей. Оно включает ряд более частных качеств: благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность. По этому определению человечность связана с моралью.
      Слово “мораль” пришло к нам из французского языка, а во Францию это слово  пришло из Древнего Рима, но само понятие  о морали, то есть определенные правила  поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова “мораль”. Мораль определяется еще как общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.
      Следовать моральным нормам и установлениям  совсем не просто, какими бы простыми они  не казались. “Простые нормы нравственности”  – название условное. За ними скрывается очень важное содержание, и весьма непростое. Именно простые общечеловеческие нормы нравственности указывают человеку на необходимость трудиться, а не жить за чужой счет, осуждают и запрещают воровство и обман. Они провозглашают необходимость быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, благодарность за оказанные услуги, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность.
      К перечисленным нормам нравственности каждый может добавить и другие: их великое множество. Но сколько  бы правил поведения не знал человек, они для него мертвый капитал, пока не проявят себя в приложении к нравственной цели. Ведь только нравственная цель объясняет, почему надо делать так, а не иначе. Нравственная цель – не сухое назидание, а отношение к жизни. Причем отношение разумное, требовательное, действенное, честное – иными словами, человечное и человеческое. Именно нравственные качества делают человека человеком. Главная задача нравственных правил, норм, принципов – представить собой образец поведения человека по отношению к другим людям.
     Нравственная  цель в конечном итоге – это  то, ради чего человек живет и  трудится, в чем видит смысл  жизни. Сила нравственных норм огромна, ибо она основана на силе общественного  мнения и совести конкретных людей. Ведь никому не безразлично мнение других людей и собственное мнение о себе: радостно и приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносима ненависть. 

5. Человек и культура.
      Необходимой средой, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, является культура. Она выступает главным показателем уровня развития человека и общества. Создавая материальные и духовные ценности, каждое поколение людей тем самым составляет основу воспроизводства, становления и воспитания следующих поколений. Свой вклад в мировую культуру внесли все народы в разные исторические периоды. Культура развивалась в пространстве и во времени: на пяти материках и в течение многих тысячелетий.
      С древних времен люди привыкли связывать  с понятием “культура” представление  не только о рукотворных ценностях. Еще в древности было замечено, что где, человек начинает создавать какие-либо предметы, до того не существовавшие в природе, это не проходит бесследно для самого человека. Преобразуя естественные природные материалы (например, дерево, камень, глину, кость), он одновременно преобразовывал и самого себя: совершенствовал умения, развивал творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление. И все эти приобретаемые им свойства и качества тоже становились элементами культуры. Это была уже культура не внешняя – материальная, проявлявшаяся в созданных человеческими руками неодушевленных вещах, а внутренняя – душевная и духовная, составлявшая главное достояние и богатство человека.
      Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры. В приобщении к ценностям культуры есть два пути. Первый – трудный, но радостный путь постижения мира в его сложности и красоте. Второй – путь, так сказать, престижного присвоения культурных ценностей. Его особенность состоит в том, что ценности культуры в этом случае служат цели возвысить человека в чьих-то глазах. Тот, кто следует вторым путем, лишь снимает только верхние слои культуры. Такие люди часто интересуются только сюжетом книги, спектакля или другого произведения искусства, чтобы при случае сказать, что произведение ему знакомо, “коснуться до всего слегка с ученым видом знатока”.
      Культурный  человек способен за художественными образами увидеть живую жизнь во всей ее полноте и сложности. Общение с искусством для него – дополнительный источник, пробуждающий к поиску путей и средств решения проблем жизни.
      Одна  из важных задач человека состоит  в том, чтобы стремиться к неуклонному  восхождению к вершинам художественной культуры, где перед ним открываются возможности получать духовное наслаждение, способное сделать его жизнь более интересной, яркой и содержательной.
      По-настоящему культурный человек стремится быть широко образованным. Он не может замыкаться в узкие рамки специальных знаний, оставаясь чуждым таким понятиям, как “добро”, “нравственность”, “любовь”. Человеку нужны не только знания для непосредственной работы, ему нужен мир во всем богатстве смыслов, форм, красок и звуков.   
            Одним из проявлений культуры человека является культура общения, непременным ее условием является готовность и способность к сопереживанию и уважению. По- настоящему культурный, интеллигентный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Такие черты, как скромность, доброта, сострадание к людям, во все времена были характерны для лучших деятелей культуры, эти черты необходимы любому культурному человеку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Индивид.
1. Первое появления понятия “индивид”.
      Так же в науку вводилось понятие  “индивидуальность”. Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других, приходится слышать: “Он индивидуальность!” Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие “индивид”. В бытовой речи эти слова употребляют как разнозначные. Однако наука различает их по смыслу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.