Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сущность международного менеджмента

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В данной работе рассматривается тема "Международный менеджмент ". Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как в последнее время все более расширяются межстрановые контакты в области экономики, бизнес становится многонациональным Как мне кажется, рассматривать данную тему необходимо основываясь на понятии "международный бизнес". Ведь можно вообще усомниться - имеет ли серьезное право на существование сама категория "международный менеджмент" или же здесь вполне годится обычная, то есть страновая (национальная), модель менеджмента? Я думаю, наилучший способ сделать ответ убедительным - это идти от понимания специфики именно управляемой системы, то есть от международного бизнеса. И если возможно показать, что есть достаточно существенные различия национального и международного бизнеса, то тогда (и только тогда) можно говорить о неполной применимости национальной модели менеджмента к международному бизнесу и соответственно об особенностях управления в международном менеджменте.
Основные  особенности международного менеджмента  так или иначе лежат в сфере учета и использования в управлении национальными и мультинациональными коллективами всего того, что дает культура в самом широком значении этой категории.
Это, в  свою очередь, означает, что всестороннее изучение феномена культуры в сравнительном  контексте, анализ и оценка возможностей и ограничений, которые несут в себе культурные константы, - абсолютное условие успешности международного менеджмента. Иными словами, все то, чем занимается сравнительный менеджмент, следует считать методологической базой международного менеджмента. В этом смысле любой человек, изучающий международный менеджмент, должен параллельно (и даже с известным опережением) овладевать основами сравнительного менеджмента, то есть быть в достаточной мере знакомым с методологией вопроса.
Такова в основных чертах характеристика категории "международный менеджмент" с точки зрения ее единственного принципиального отличия от национального менеджмента - необходимости существенного учета культурной составляющей.
Целью данной контрольной работы, является раскрытие всех  представленных вопросов, а также изучение литературы по представленным темам.
Автор попытается наиболее полно рассмотреть  все аспекты международного менеджмента  в совокупности представленных вопросов.
Структура работы будет состоять из следующих компонентов введения, основной части, в которой автор будет отвечать на поставленные вопросы а также заключения, в котором автор тезисно изложит основные аспекты ответов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема  №1 Сущность международного менеджмента 

Вопрос 1 Назовите формы хозяйственных операций, используемых в международном бизнесе.
Среди всего разнообразия организационных  форм международного бизнеса в России можно выделить три группы:
организационные формы международного бизнеса с  закреплением их юридического статуса в стране базирования, т.е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями);
организационные формы международного бизнеса с  закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства  и филиалы иностранных юридических лиц);
организационные формы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления  налогового статуса).
Рассматривая  первую группу форм, необходимо отметить, что они могут быть созданы путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с местным партнером), либо путем приобретения существенной доли в уже действующей российской фирме или полного поглощения этой фирмы, в том числе в процессе приватизации.
Из первой группы форм осуществления международного бизнеса, представляющих собой предприятия  с иностранными инвестициями, можно  выделить две группы компаний:
предприятия, на 100% принадлежащие иностранному инвестору;
предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные компании).
Кроме того, организационные формы осуществления  международного бизнеса с закреплением их юридического статуса могут быть созданы в виде дочерней, ассоциированной  или полностью самостоятельной  компании.
Дочерняя  компания регистрируется как компания с собственным балансом, т.е. является юридическим лицом, но контроль над  ней осуществляет другая компания (основная, материнская) в силу того, что она  обладает основной частью акций (паев) дочерней компании. В России компания признается дочерней, если другая (основная) компания в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией (т.е. в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов по обыкновенным акциям дочерней компании).
Ассоциированная (зависимая) компания отличается от дочерней тем, что находится под более  слабым контролем материнской фирмы, так как последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России компания признается зависимой, если другая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании.
Существенное  значение для выбора организационной  формы международного бизнеса с закреплением ее юридического статуса имеют основные мотивы его осуществления, среди которых наибольшее влияние оказывают следующие:
создание  за рубежом собственной инфраструктуры современного международного бизнеса (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний и т.д.), то есть товаро- и услугопроводящей сети преимущественно для сбыта товаров и услуг, произведенных в стране-экспортере;
организация производства товаров и услуг  за рубежом в связи с тем, что ввоз некоторых товаров или услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений (таможенных тарифов, квот) или из-за свойств этих товаров и особенно услуг, как, например, нередко бывает в отраслях сферы услуг, где часто единственный способ продать услугу покупателю - это произвести услугу на месте;
организация производства товаров и услуг  за рубежом в случае, если это  производство на месте оказывается  более дешевым, эффективным способом обслуживания данного зарубежного  рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах, наличия дефицитных материальных ресурсов, низкой стоимости рабочей силы (при высокой трудоемкости производства) или в случае, когда эта страна оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций;
организация производства товаров и услуг  за рубежом в связи с тем, что  для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важно  послепродажное обслуживание, консультационные и иные услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае собственное производство в зарубежной стране часто более выгодно, чем организация там только сбытовой фирмы, и тем более выгоднее, чем сбыт через посредников.

Вопрос 2 В чем особенность  результатов научно-технических  разработок как объекта  международной торговли

 
Современный этап развития международных экономических  отношений характеризуется широким  распространением новой формы обмена между странами - обмена научно-технологическими знаниями. Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны развиваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах. Однако чаще технически отсталые страны развиваются в результате получения новых знаний и технологий извне. Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине XX в. привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли характерно вовлечение в товарооборот особого товара - научно-технических достижений, т.е. происходит активный технологический обмен. Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразумевается проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком - передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.
Технологии  передаются как коммерческим, так и некоммерческим путем.
Передача  технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки  и/или  созданные  производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного  капитала  позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода. дополнительную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.
Повышенная  конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой  технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические  усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.
 Продажа  технологии независимым компаниям  означает утрату монопольного  права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать  утрату  технологической  монополии  путем  получения максимальных доходов от продажи.
Все формы  технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой. Этапам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды:
К уникальным технологиям относятся изобретения  и другие научно-технические разработки,  защищенные  патентами  или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.
К  прогрессивным технологиям  принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами.
Традиционная (обычная) технология  представляет  собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли..
Морально  устаревшая технология относится к  разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими   показателями,   которые   достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев. 

Тема 2 Государственное  регулирование международного менеджмента 

Вопрос№1 Перечислите основные цели государственного  регулирования ВЭД 

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий включает:
• законодательно-правовую базу регулирования;
• институционно-организационную структуру регулирования;
• государственное  программирование ВЭД;
• квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;
• сертификацию импортных товаров;
• регистрацию  некоторых экспортных контрактов;
• обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;
• таможенное регулирование;
• валютное и кредитно-денежное регулирование  ВЭД.
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Основные  цели госрегулирования ВЭД состоят  в следующем:
• использование  внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
• содействие повышению производительности труда  и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
• единство внешнеэкономической политики и  национальной (внутренней) экономической политики;
• единство системы государственного регулирования  и контроля за его реализацией;
• перенос  центра тяжести регулирования ВЭД  с административных на экономические  методы;
• четкое разграничение прав и ответственности  Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
• обеспечение  равенства всех участников ВЭД. 

Вопрос  №2  Охарактеризуйте органы исполнительной власти, которые имеют наибольшее значение в регулировании внешнеэкономической  деятельности России. 

Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных  внешнеэкономических интересов  составляют прежде всего органы трех ветвей власти. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:
Хозяйственно-организаторская  функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.
Взимание  налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.
Защита  прав и интересов субъектов внешнеэкономической  деятельности.
В состав внешних функций входят следующие  позиции:
Установление  торгово-экономических отношений  с зарубежными странами.
Защита  государственной границы, включая организацию таможенной системы.
Создание  и применение мер для защиты внутреннего  рынка при осуществлении внешнеэкономической  деятельности.
Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых  оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.
Государство, при осуществлении своей регулирующей роли, должно соблюдать установленные  международные правила поведения  в этой области. Эти правила носят  наднациональный характер и являются право устанавливающими для всех государств, при условии их присоединения к выполнению данных правил, согласно их внутренним законодательствам. Российская Федерация представляет собой многоуровневое образование, состоящее из собственно Российской Федерации, и субъектов Федерации, включая муниципальные образования, входящие в состав Российской Федерации. При этом законодательный приоритет в реализации внешнеторговых отношений принадлежит Российской Федерации. Приоритет государства в регулировании внешнеэкономических отношений определяется 71 статьей Конституции, которая гласит, что "В ведении Российской Федерации находятся внешнеэкономические отношения Российской Федерации", а также Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 года (ФЗ- № 157). Конституция Российской Федерации, исходя из принципа равенства всех субъектов Федерации при осуществлении внутренней и внешней функции, определяет границы действия как самого субъекта так и Российской Федерации как единого государства. Это вытекает из того, что государство, осуществляя полномочия в регулировании ВЭД, обладает внутренним суверенитетом, который не может быть делим. Распространяя свой суверенитет на всю территорию страны, государство определило и законодательно закрепило факт совместной реализации своей внешней и внутренней функции между им самим и субъектами Российской Федерации. Ст. 72 Конституции Российской Федерации говорит о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится ;координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.. Сферы сотрудничества между федеральными и региональными властями должны постоянно расширяться. Уже сегодня наметились следующие направления взаимодействия: координация ВЭС субъектов РФ (в лице местных администраций, с одной стороны, федеральных парламентских и исполнительных органов власти - с другой); выполнение международных договоров России в области торгово-экономического сотрудничества (прежде всего для обеспечения их реализации на региональном уровне); информационное и консультационное обеспечение ВЭД. В основу региональной системы внешнеэкономической информации необходимо положить банк данных российской системы <ИнформВЭС>, однако дополнительно она должна содержать более подробные сведения о рынках основных стран-партнеров конкретных регионов; получение кредитов и ссуд под гарантии субъектов РФ, их использование и пополнение. Значительную поддержку местным властям в этих вопросах должны оказать Российский банк реконструкции и развития (РБРР) и Экспортно-импортный банк (ЭИБ); привлечение и определение порядка инвестирования зарубежных средств. Причем здесь оправдан дифференцированный подход к привлечению иностранного капитала в разные регионы России в связи с их различными условиями.
Можно выделить три типа регионов:
агропромышленные  и трудоизбыточные районы (Северный Кавказ, Ставропольский, Краснодарский  края, Ростовская область);
добывающие (Тюменская область, Якутия и др.);
урбанизированные  промышленные (Центр, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток).
Для агропромышленных и трудоизбыточных регионов представляется подходящей политика стимулирования иностранных  инвестиций, включающая предоставление местных налоговых льгот, кредитов для создания рабочих мест и стимулирования предпринимательской деятельности.
В добывающих регионах следовало бы также создавать  благоприятный режим для иностранных  инвестиций, в том числе за счет частичного освобождения их от местных  налогов, использования амортизации  и других экономических стимулов.
В урбанизированных регионах с их мощным научно-техническим  потенциалом требуется поддержка  государством конверсии и структурной  перестройки, для чего понадобятся  централизованные капитальные вложения. Здесь, по-видимому, следует создать  благоприятный режим для иностранного капитала с целью привлечения его в ускоренно развивающиеся секторы экономики, прежде всего туда, где имеется высокий экспортный потенциал, а также в базовые отрасли промышленности.
Аккумуляторами  зарубежных капиталов смогли бы стать  территориально небольшие свободные экономические зоны (СЭЗ). Первоначально в СЭЗ иностранные инвестиции могли бы быть ориентированы на обновление производственных фондов предприятий, которые выберет сам зарубежный партнер. Затем можно обратиться к развитию инфраструктуры зоны и по мере прогресса способствовать притоку капиталовложений в экспортные отрасли и иные производства, имеющие важное экономическое значение для России;
Администрация регионов и создаваемые ими органы имеют право: заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств или на иной основе; участвовать в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, связанных с обеспечением социальной и производственной сфер современным оборудованием, средствами механизации для жилищно-коммунального, городского хозяйств, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, с развитием их материальной базы и др. Местные органы власти организуют приграничную и прибрежную торговлю. Исходя из своих полномочий, деятельность субъектов РФ базируется на следующих основных принципах:
право субъектов РФ в рамках федеральных законов принимать свои нормативные акты и положения, которые конкретизируют федеральные законы с учетом местных условий и экономических интересов регионов;
возможность участвовать в распределении  доходов от ВЭД с учетом реального  вклада региона в ту или иную отрасль, которая имеет выход на внешний рынок;
субъекты  РФ имеют право предоставлять  дополнительные по отношению к федеральным  финансовые гарантии зарегистрированным на их территории участникам ВЭД, включая  предприятия с иностранными инвестициями. Причем федеральные власти не отвечают по дополнительным гарантиям субъектов РФ. Кроме того, эти дополнительные льготы не должны противоречить международным обязательствам России.
Итак, основными  функциями субъектов РФ в области  ВЭД становятся: совершенствование структуры экономики региона (как путем участия в реализации общефедеральных программ, так и самостоятельно); кредитование и страхование экспортных сделок регионального значения; налаживание экономического сотрудничества с зарубежными государствами и их регионами при наличии обоюдной заинтересованности; организация сбытовой и информационной структуры ВЭД (как совместно с федеральными властями, так и самостоятельно); организация экспортно-импортных сделок, удовлетворяющих потребности региона. Государственное регулирование ВЭД базируется также на определенной организационной системе исполнительной власти. Рассмотрим основные направления функционирования этой организационной системы.
Общие вопросы регулирования внешнеэкономической  деятельности решает Совет Министров - Правительство Российской Федерации. В качестве его постоянного органа функционирует Валютно-экономическая комиссия, которая рассматривает стратегические вопросы развития ВЭД, решает вопросы использования валютных средств, выдачи государственных гарантий под иностранные кредиты и т.д.
Перспективные вопросы развития ВЭД, ее роль в осуществлении  структурной политики разрабатывает  Министерство экономики РФ, являющееся центральным органом федеральной  исполнительной власти, осуществляющим государственную экономическую политику. Минэкономики РФ, согласно Положению, утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 2 марта 1993 г.№ 185, в части регулирования ВЭД:
разрабатывает с участием заинтересованных министерств  и ведомств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей;
определяет  ресурсные возможности осуществления  внешнеэкономических операций по важнейшим  товарам и услугам, объемы федеральных  валютных поступлений и платежей;
подготавливает  с участием заинтересованных министерств  и ведомств предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей, в  том числе по экономическим соглашениям  с государствами СНГ, включая  объемы и номенклатуру взаимных поставок продукции;
участвует в установленном порядке в  согласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Федераций  с зарубежными странами, торгово-экономическими союзами, международными экономическими и финансовыми организациями; в пределах своей компетенции организует работу российских частей межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами.
Постановлением  Правительства РФ от 28 марта 1994 г. № 240 на Министерство экономики возложена разработка предложений по экономической политике в сфере международного экономического и финансово-инвестиционного сотрудничества, разработка и осуществление политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, координация сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями, осуществление военно-экономического сотрудничества с зарубежными странами. Министерство экономики совместно с Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей, и Государственным таможенным комитетом вносит в Правительство представление об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Министерство экономики определяет квоты на экспорт товаров, вывоз которых подлежит количественным ограничениям (с 1 июля 1994 г. квотируется экспорт лишь тех товаров, вывоз которых должен быть ограничен в соответствии с международными обязательствами России). Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 при Министерстве экономики создана Государственная регистрационная палата (ГРП). Она наделена функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями и аккредитации представительств иностранных компаний, выполнявшимися ранее Российским агентством международного сотрудничества и развития (РАМСИР). На ГРП возложены также ведение сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и регистрация российских инвестиций за рубежом. Важные функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области ВЭД, ложатся на внешнеэкономические ведомства - Министерство внешних экономических связей и торговли (МВЭС РФ), Государственный таможенный комитет (ГТК) и Министерство РФ по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ.
Важную  роль в осуществлении ВЭД играет организация зарубежного аппарата МВЭС РФ. Основные задачи торгпредств  России за рубежом состоят в следующем:
представление государственных интересов в странах пребывания по всем вопросам ВЭД и обеспечение их защиты;
проведение  эффективной внешнеэкономической  политики в странах пребывания;
содействие  развитию экономических связей между  Россией и странами пребывания, улучшение  структуры взаимной торговли;
контроль  за соблюдением государственных  интересов всеми российскими  участниками ВЭД, координирование  их деятельности в стране пребывания;
защита  в странах пребывания интересов  предприятий и организаций России.
Система таможенных органов возглавляется Государственным таможенным комитетом РФ. Согласно таможенному законодательству РФ, таможенные органы участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику. В ходе ее проведения они:
участвуют в разработке проектов ставок таможенных пошлин, разрабатывают проекты номенклатуры Таможенного тарифа РФ и порядка его применения;
участвуют в подготовке предложений об установлении и применении специальных пошлин и сборов при перемещении через  таможенную границу РФ товаров или  иных предметов;
взимают таможенную пошлину и сборы, вносят их в федеральный бюджет, производят возврат этих платежей;
определяют  стоимость, страну происхождения и  тарифное наименование товаров и  иных предметов, перевозимых через  границу;
проводят  таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу России товаров и иных предметов, осуществляют хранение этих предметов и предоставляют другие услуги в области таможенного дела, взимают сборы за эти услуги;
ведут Товарную номенклатуру ВЭС, обеспечивая  ее соответствие международным стандартам;
налагают  административные взыскания на нарушителей  таможенных правил.
После издания указов Президента и постановлений  Правительства о регулировании  внешней торговли ГТК издает приказы, определяющие порядок их осуществления. Кроме того, ГТК устанавливает порядок заявления таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров и форму декларации, порядок взимания таможенных пошлин и других платежей, связанных с ввозом и вывозом товаров (в пределах, установленных законодательством РФ, указами Президента и постановлениями Правительства). Контролируется ГТК соблюдение экспортных и импортных ограничений, порядка ввоза и вывоза лицензируемых товаров.
Особую  сферу внешнеэкономических отношений  составляют связи со странами СНГ  и другими странами - бывшими республиками СССР. Вопросами экономической политики с этими государствами занимается Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ (Минсотрудничество). Существенную роль в регулировании ВЭД играют другие центральные экономические органы. Министерство финансов (Минфин) РФ и Центральный банк (ЦБ) РФ определяют порядок финансирования и кредитования ВЭД, издают нормативные документы по этим вопросам. Минфин РФ регулирует вопросы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В соответствии с законом Центральный банк РФ является основным органом, регулирующим валютные операции в стране, определяющим режим валютного курса и порядок валютных операций, связанных с движением капитала, порядок функционирования валютных бирж и др. Агентами валютного регулирования выступают уполномоченные коммерческие банки. Для межотраслевой координации некоторых вопросов контроля над ВЭД создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Эта служба:
контролирует  выполнение резидентами и нерезидентами  законодательства РФ и ведомственных  нормативных актов, регулирующих валютные операции;
следит  за полнотой поступления в установленном  порядке средств в иностранной  валюте по внешнеэкономическим операциям;
играет  центральную роль в Комиссии по экспортному  контролю при Правительстве РФ, принимает  заявления на экспорт, рассматривает  вопрос об их обоснованности и отсылает заключения в МВЭС, которое и выдает лицензии;
участвует в надзоре за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта и правильным использованием квот и лицензий;
организует  аудиторскую проверку ВЭД отдельных  хозяйствующих субъектов;
Комитет по науке и технической политике РФ регулирует научно-техническое сотрудничество (НТС) с зарубежными странами, организует выполнение межгосударственных программ НТС. Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) воздействует на внешние связи путем сертификации товаров, установления определенных норм и стандартов, в том числе в области безопасности ввозимых товаров для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды.  
 

Тема 3
Международный маркетинг.
Как соотносятся стратегии  стандартизации и  адаптации с концепциями  международного маркетинга и методами международной сегментации? 

Международный маркетинг — это маркетинговая  деятельность компании на рынках зарубежных государств, стратегия международного развития. Международный маркетинг  способствует не только росту, но и  выживанию фирм. Причины и цели выбора стратегии международного маркетинга могут быть различными, например, продление жизненного цикла товара, увеличение потенциала рынка с целью расширения объема производства и экономии на масштабах, использование сравнительных преимуществ зарубежных рынков по условиям конкуренции, емкости и т.п. Основные формы выхода на внешний рынок — экспорт, прямое инвестирование, создание совместного предприятия, франчайзинг, лицензирование, создание филиалов материнской компании за рубежом, передача ноу-хау. В международной маркетинговой деятельности принципы и функции маркетинга сохраняются, но имеют особенности, присущие различным концепциям международного маркетинга и связанные с различиями в национальных, культурньк и других характеристиках зарубежных рынков, с правилами международной торговли и т.д. Международный маркетинг может быть глобальным и мультинациональным. Если при выборе целевого рынка компания ориентируется на сходство характеристик отдельных зарубежных рынков, то она выбирает концепцию глобального маркетинга. В этом случае разрабатывается стандартизированный комплекс маркетинга. Стандартизация охватывает товар, рекламу, каналы распределения, что, естественно, обеспечивает значительное снижение издержек. Такие компании называют международными. Как правило, их международный маркетинг строится на принципе этноцентризма, т.е. возможности использования на зарубежных рынках тех же методов, что и в стране происхождения товара. В сущности, эти компании расширяют национальный рынок до интернационального, а для этого “единого” рынка предлагают стандартизованный товар. Мультинациональная концепция основана на особенностях каждого национального рынка, в связи с чем необходима адаптация комплекса маркетинга к условиям каждого рынка. Такая концепция присуща транснациональным корпорациям. Их геоцентрическая ориентация учитывает как сходные, так и отличительные особенности зарубежных рынков, в силу чего комплекс маркетинга может быть адаптирован, но там, где это целесообразно, — частично стандартизован. Например, продвижение стандартизованного товара может сопровождаться полностью адаптированной рекламой либо адаптации подлежат все составляющие комплекса маркетинга. Выбирая ту или иную концепцию, компания сопоставляет свои цели и возможности с характеристиками потенциального зарубежного рынка. Условия рынка, перспективы его развития, степень конкуренции и ее особенности в сопоставлении с потенциалом международного развития компании — обязательные объекты маркетинговых исследований при выборе зарубежного рынка. Международная сегментация преследует цель выявления на уровне стран или регионов таких групп покупателей, которые, несмотря на национальные различия, проявляют одинаковое отношение к предложению фирмы. Международный рынок может быть сегментирован: • на группы стран, где выявляется схожее отношение к товару; • на сегменты внутри всех или большого количества стран, одинаково реагирующие на продукт; • на отдельные сегменты в разных странах, где можно предложить один и тот же товар. Сегментация по группам (кластерам) стран может осуществляться по экономическим и культурным критериям (Скандинавские страны, страны Юго-Восточной Азии и др.). Хотя это и наиболее простой способ международной сегментации, он не лишен недостатков, которые могут негативно отразиться на бизнесе компании. Так, он учитывает параметры стран, а не покупателей, предполагая, что потребности внутри страны однородны. Кроме того, сходные потребительские сегменты могут существовать и за пределами одной страны. Если в качестве сегментов выбирать однотипные группы покупателей во многих странах (универсальные сегменты), то следует учитывать, что емкость каждого отдельного сегмента может быть небольшой, но совокупный рынок должен быть достаточно емким. Особенность этого способа сегментации — высокая степень стандартизации маркетинговых программ, что наряду с кумулятивным эффектом продаж обеспечивает успех международного бизнеса фирмы. Обоснованность ориентации компании на универсальные сегменты во многом зависит от известности ее товарной марки. Этот способ сегментации выгоден с точки зрения обеспечения конкурентных преимуществ и создания мирового имиджа компании, а также экономии на масштабе. Если фирма выбирает стратегию адаптации, т.е. ориентируется на мультинациональный маркетинг, то она выявляет различные сегменты потребителей в отдельных странах. При этом не обязательно адаптировать именно товар, можно предусматривать дифференциацию сбытовой, коммуникационной политики и позиционирования с учетом особенностей целевого сегмента. Этот способ международной сегментации отличается увеличением затрат на маркетинг, но получением значительных выгод за счет адаптации предложения к запросам покупателей. Исследование маркетинговой среды — необходимый источник информации в решении вопроса о выборе стратегии стандартизации или адаптации, в том числе и при разработке товарной политики. Стратегия стандартизации, сформулированная Т. Левиттом в 1983 г., базируется на следующих предпосылках: • постепенное сближение мировых потребностей благодаря развитию технологии, транспорта и связи;•для потребителей важнее высокое качество по приемлемой цене, чем удовлетворение специфических потребностей; •стандартизация обеспечивает экономию на масштабах, что способствует снижению себестоимости продукта. Адаптация — стратегия, противоположная стандартизации. Для адаптации товара к требованиям целевых зарубежных рынков важно знать не их сходство, а существующие явные отличия одного от другого, т.е. мировой рынок в целом рассматривается не как гомогенная, а как гетерогенная среда. Адаптация свойств товара и предложения фирмы в целом либо всего комплекса маркетинга базируются на национальных, культурных, поведенческих отличительных особенностях покупателей, их обычаях, традициях потребления, характеристиках инфраструктуры рынка (сбытовая сеть, доступность информации, правила торговли, развитость транспорта), климатических условиях, уровне экономического развития и конкурентной среде (степень конкуренции, наличие национальных конкурентов, практика работы конкурирующих фирм, вид конкуренции).  Какова бы ни была степень глобализации и гомогенизации рынков, различия между ними сохранятся и в будущем. В этой связи, решая вопрос о выборе товарной стратегии, следует взвесить преимущества и недостатки, целесообразность каждой из них с учетом целей, задач и возможностей компании, а также результатов комплексного исследования целевого рынка. Для товарной политики, выбирая стандартизацию или адаптацию, необходимо принимать во внимание такие важнейшие критерии, как:              
технические и функциональные характеристики товара;
особенности восприятия товара на целевом рынке;
 затраты  на адаптацию и ожидаемый полезный  эффект;
емкость рынка и уровень платежеспособного  спроса, покупательная способность;
 уровень  развития технологии производителя.
Различают два вида адаптации товара: вынужденную и необходимую. Вынужденная адаптация связана с необходимостью учета изготовителем при производстве товара требований и норм, установленных в принимающей стране законодательными положениями и являющихся обязательными для всех экспортеров. К таким требованиям относят: нормы безопасности, гигиены (их соответствие необходимо подтверждать путем сертификации); технические нормы (напряжение и частота тока) и др. Авторитет страны-изготовителя в той или иной отрасли обеспечивает ей возможность добиться через участие в международных организациях по стандартизации принятия их национальных норм в качестве международных. Таковыми стали требования к оборудованию для добычи нефти American Petroleum Institute— стандарты API.  Необходимая адаптация — это доведение товара до изученных путем маркетинговых исследований требований потребителей конкретного (целевого) зарубежного рынка. Этим отличается стратегия международного маркетинга от обычной экспортной деятельности предприятия (фирмы). В целом в международной маркетинговой практике, как правило, предпочтительно сочетание необходимой и вынужденной адаптации. Можно ли сделать вывод о том, какая стратегия более приемлема для товарной политики международного маркетинга? Скорее всего, рациональное сочетание стандартизации и адаптации товара, что в свою очередь вызывает необходимость внедрения гибких производственных линий, способных выполнить такую задачу. В этой связи возможны три направления в товарной политике:
1) разработка  универсального товара, с максимальной степенью стандартизации, независимо от предполагаемого рынка сбыта (за исключением языка сопроводительной документации, инструкций и этикеток): станки и оборудование, фото-видеокамеры, парфюмерия и косметика, часы и пр.;
2) разработка  модифицированного товара — базовой  стандартизированной модели и  ее модификаций с целью адаптации  отдельных характеристик товара: бытовые электроприборы, автомобили  и т.п.;
3) разработка  уникальных для каждого рынка  товаров с учетом уникальности потребления. Возможны ситуации, когда подобные товары не потребляются на внутреннем рынке, а производятся по заказам зарубежных фирм либо продвигаются на рынок как уникальные новинки. Путь от дифференциации товара к стандартизации прослеживается при анализе его жизненного цикла. На фазе роста, когда начинается дифференциация, важна роль коммуникационной политики для продвижения каждого варианта. На фазе зрелости, когда принимается решение о стандартизации базовой модели, необходимо стимулирование продаж и совершенствование ценовой политики. Для продления международного жизненного цикла товар может быть выведен на рынок другой страны. 

Тема 4
Международная валютно-кредитная  система.
Охарактеризуйте виды валютных курсов и факторы, влияющие  на валютный курс. 

Национальные  денежные единицы, используемые в международных  расчетах, принято называть валютами. В процессе международных сделок валюты различных стран сопоставляются при помощи валютного курса, который  представляет собой цену одной валюты, выраженную в другой валюте. Валютные курсы определяются в процессе котировок, которые подразделяются на прямые и обратные (косвенные). В случае недостаточно активного обмена валют двух стран соотношение между ними выводится с помощью валюты третьей страны, широко используемой в международных расчетах. Обменный курс, рассчитанный таким способом, называется кросс-курсом. В практике международного обмена используется также обменный курс национальной валюты по отношению к валютной корзине. Такой курс характеризуется гораздо большей стабильностью, чем курс любой отдельно взятой валюты, входящей в корзину. Двумя альтернативными режимами установления валютного курса являются фиксированный и плавающий. В процессе эволюции мировой денежной системы произошел переход от фиксированных к плавающим курсам. В настоящее время каждая страна самостоятельно выбирает режим установления обменных курсов.
По этому  признаку Международный валютный фонд относит валюты к одной из следующих  трех категорий: 1) привязанные к  одной или ряду валют; 2) с ограниченной гибкостью; 3) повышенной гибкости. Торговый баланс.
Из многообразия экономических индикаторов, на первый взгляд, самую прямую и непосредственную связь с валютным курсом должен иметь торговый баланс (Trade Balance), поскольку он представляет собой разницу между суммарным экспортом и импортом страны.
Trade Balance = Export — Import
Если  экспорт преобладает в структуре внешней торговли страны, то это означает избыточное поступление иностранной валюты в страну, следовательно, рост спроса на национальную валюту и рост обменного курса этой валюты. И наоборот, при дефиците торгового баланса (когда объем импорта больше, чем объем экспорта) национальная валюта должна слабеть. В действительности же, взаимное влияние торговли, обменных курсов, инфляции и процентных ставок настолько перемешивает все факторы, что связь между ними становится совершенно неочевидной.
Другой  подход к описанию природы валютного курса — теория эластичности — связан с объяснением реакции торгового баланса на изменения валютного курса и с другой стороны, с объяснением отклонений валютного курса через изменения, претерпеваемые торговым балансом. Согласно теории эластичности, валютный курс есть просто та цена обмена иностранной валюты, которая поддерживает торговый баланс в равновесии. Величина изменения обменного курса, возникающего как реакция на отклонения в торговом балансе, зависит полностью от эластичности спроса по изменению цен. Поэтому если спрос является неэластичным по цене, то падение импорта и рост экспорта будут небольшими, следовательно, обменный курс должен расти значительно, чтобы скомпенсировать торговый дисбаланс. С другой стороны, если спрос эластичен по цене, то падение импорта и рост экспорта велики, так что достаточно небольшого изменения валютного курса.
Сложность применения теории эластичности к реальному рынку связана с тем, что валютные курсы обладают совсем не одинаковой эластичностью, в частности, краткосрочные курсы (слот) очевидно менее эластичны, чем долгосрочные. Кроме того, могут быть различные причины, вызывающие резкие изменения краткосрочных курсов, которые сами по себе меняют правила игры. Все эти соображения эластичности безусловно интересны с точки зрения выявления факторов, влияющих на обменные курсы, хотя конкретных соображений о реакциях валютных курсов усмотреть здесь сложно.
Различные современные теории обменного курса  принимают во внимание не только товарные рынки, но еще и предложение и спрос на финансовые активы, то есть учитывают международные потоки капитала. Развитие теории продолжается. Но ясно, что не следует ожидать получения простых ответов, так как слишком много факторов влияют на поведение курсов, да и сами рынки непрерывно меняются по своей структуре.
Процентные  ставки.
Другим  важным индикатором для отслеживания динамики валютных рынков являются процентные ставки. Процентный дифференциал (Interest Rate Differential), то есть разность процентных ставок, действующих по двум валютам — это главный фактор, непосредственно определяющий относительную привлекательность пары валют, а, следовательно, и возможный спрос на каждую из них. На денежном рынке каждой страны действует много видов процентных ставок: ставка, под которую коммерческие банки занимают деньги у центрального банка (официальная процентная ставка Official Interest Rate); ставки, под которые банки занимают деньги друг у друга (ставки межбанковского заимствования — Interbank Offered Rate); процентные ставки, определяющие доходность государственных ценных бумаг (Government Bonds Yields); процентные ставки, под которые банки выдают кредиты своим клиентам (Lending Rates); процентные ставки, под которые коммерческие банки привлекают деньги в депозиты (Deposit Rates). Все эти ставки тесно связаны между собой и, в конечном счете, определяются той официальной процентной ставкой, которую устанавливает центральный банк.
Чем больше процентная ставка по данной валюте по сравнению с другими валютами (большой процентный дифференциал), тем больше будет желающих среди иностранных инвесторов купить данную валюту, чтобы разместить средства в депозит под высокую процентную ставку. А поскольку процентные ставки всегда тесно связаны между собой, высокие ставки банковского рынка означают и высокие ставки по государственным облигациям, а также высокие доходности по более рискованным облигациям акционерных обществ. Словом, высокие процентные ставки делают данную валюту привлекательной в качестве инструмента инвестирования; а значит, спрос на нее на международном валютном рынке повышается, и курс этой валюты растет.
В целом влияние процентных ставок на валютные курсы достаточно однозначно: чем выше процентные ставки по данной валюте, тем выше ее обменный курс. Но есть много обстоятельств, которые делают учет процентных ставок неочевидным и отнюдь даже не простым делом. Во-первых, необходимо принимать во внимание не сами по себе процентные ставки, а реальные процентные ставки, учитывающие инфляцию, поскольку существует сильная связь между валютным рынком и рынками государственных ценных бумаг (инструментов с фиксированным доходом), очень чувствительными к инфляции. Если инфляция в данной стране начинает расти высокими темпами, это обесценивает государственные облигации, так как доход по ним выплачивается фиксированный, заранее установленный, а инфляция этот доход может просто съесть. При первых же признаках высокой инфляции рынки государственных облигаций начинают нервничать, а если иностранные инвесторы станут сбрасывать облигации, то возникнет избыток данной валюте на FOREX’e, из-за чего ее курс упадет.
Во-вторых, рынок живет ожиданиями важных событий и готовится к ним, а не только реагирует на уже свершившиеся факты. Если складывается определенное мнение, что процентные ставки по данной валюте будут подняты, то дилеры начнут поднимать ее курс в ожидании его будущего повышения. И рынок длительное время может быть в этом оптимистическом настроении по данной валюте, благодаря чему успеет сформироваться ее восходящий тренд. Когда же, наконец, повышение ставок состоится на самом деле, валюта окажется уже в перекупленном состоянии, а поскольку фактор давления на нее кверху уже отпал после состоявшегося повышения ставок, первой реакцией на фактическое их повышение может быть падение курса, то есть прямо обратная реакция. И это тем более вероятно по той причине, что такой откат вниз служит хорошей возможностью открыть новые длинные позиции по валюте, то есть купить ее.
Валовой внутренний продукт.
Валовой внутренний продукт, ВВП (Gross Domestic Product, GDP) — общий показатель суммы добавленных ценностей, созданных за определенный период всеми производителями, действующими на территории страны. ВВП является обобщающим индикатором силы экономики (или наоборот, ее слабости в периоды спадов). Его связь с валютным курсом всегда очевидна и достаточно непосредственна — чем сильнее растет ВВП, тем крепче национальная валюта. Чем выше ВВП, тем лучше состояние экономики. Его оптимальное изменение — до 3% в год; если выше — обратная реакция. Придется вводить повышенные ставки, что будет вызывать удорожание национальной валюты.  Для валютных рынков это один из главных индикаторов. Реакция на публикацию не только показателей роста основных экономик, но и их исправленных (уточненных) значений бывает весьма значительной.
Инфляция.
Инфляция  является важнейшим показателем развития экономических процессов, а для валютных рынков — одним из наиболее существенных ориентиров. За данными по инфляции валютные дилеры следят самым внимательным образом. С точки зрения валютного рынка, влияние инфляции естественным образом воспринимается через ее связь с процентными ставками. Поскольку инфляция изменяет соотношение цен, то она изменяет и действительно получаемые выгоды от доходов, приносимых финансовыми активами. Это влияние принято измерять с помощью реальных процентных ставок (Real Interest Rates), которые в отличие от обычных (номинальных, Nominal Interest Rates) процентных ставок учитывают обесценивание денег, происходящее из-за общего роста цен. Рост инфляции уменьшает реальную процентную ставку, поскольку из полученного дохода надо вычесть некоторую часть, которая просто пойдет на покрытие роста цен и не дает никакого реального увеличения получаемых благ (товаров или услуг). Простейший способ формального учета инфляции и состоит в том, что в качестве реальной процентной ставки рассматривают номинальную ставку за вычетом коэффициента инфляции (также заданного в процентах), Кроме того, уровень инфляции есть важнейший показатель «здоровья» экономики, а потому он тщательно отслеживается центральными банками. Средством борьбы с инфляцией является повышение процентных ставок. Рост ставок отвлекает часть наличных средств из делового оборота, так как финансовые активы становятся более привлекательными (их доходность растет вместе с процентными ставками), более дорогими становятся кредиты; в итоге количество денег, которые могут быть уплачены за выпускаемые товары и услуги, падает, а следовательно снижаются и темпы роста цен. Из-за наличия этой тесной связи с решениями центральных банков по ставкам валютные рынки пристально следят за индикаторами инфляции. Основными публикуемыми показателями инфляции являются индекс потребительских цен (consumer price index), индекс цен производителей (producer price index), и дефлятор ВВП (GDP implicit deflator). Каждый из них выявляет свою часть общей картины роста цен в экономике.
Действия  центральных банков.
Все действия государственных регулирующих органов, а в особенности, центральных банков, влияющие на финансы и денежное обращение, являются важными факторами для валютных курсов. Цена валюты определяется, прежде всего, спросом и предложением, связанными с этой валютой на международном рынке. Поэтому обменные курсы основных валют создаются рынком, но у центральных банков есть целый ряд инструментов, с помощью которых они могут существенно повлиять на валютные курсы. Применяют эти инструменты центральные банки, исходя из целей своей финансовой политики (главная из которых — стабильность национальной валюты) и той конкретной ситуации, которая определяется состоянием экономики, конкурентным положением страны на мировом рынке и политическими факторами. Поэтому рынки всегда очень внимательно следят не только за экономикой, но и за статистикой финансов основных торгующих стран, пытаясь предугадать по ним действия центральных банков.
Величина  денежной массы.
Количество  денег, находящихся в обращении (Money Supply), есть один из существенных факторов, формирующих валютный курс. Избыток одной валюты создаст повышенное предложение ее на международном валютном рынке и вызовет снижение ее курса по отношению к другим валютам. Соответственно, дефицит валюты, при наличии спроса на нее, приведет к росту курса. Показателями, измеряющими количество денег в обращении, являются так называемые денежные агрегаты (Monetary Aggregates), которые учитывают количество денег разных видов, характеризуя и состав денег (структуру денежной массы). Сами денежные агрегаты определяются несколько по-разному в различных странах, но общий их смысл при этом вполне аналогичен. Здесь дан вариант, принятый в американской банковской системе, где формируются данные по четырем денежным агрегатам.
·   Ml — наличные деньги в обращении, находящиеся за пределами банков, дорожные чеки, депозиты до востребования, прочие чековые депозиты;
·   М2 = M1 + нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады в банках, однодневные операции РЕПО, однодневные долларовые депозиты резидентов США, средства на счетах взаимных фондов;
·   M3 = М2 + краткосрочные государственные облигации, операции РЕПО, евродолларовые депозиты резидентов США в зарубежных филиалах американских банков.  Влияние данных по денежным агрегатам на валютные циклы оценивается прежде всего через их связь со стадиями экономических циклов. Поведение различных денежных агрегатов в экономическом цикле вполне аналогично: все они показывают максимальные темпы роста перед началом спада и минимумы роста в конце спада. По этой причине агрегат M2 например, включен в составной индекс опережающих индикаторов. Все агрегаты испытывают наибольший рост на стадии восстановления; M2 в среднем имеет один темп роста в стадии спада (рецессии) и в стадии роста. Вообще же, ускоренный рост денежной массы, как в наличной, так и в безналичной форме, оказывает понижающее воздействие на курс национальной валюты. Роль вышеперечисленных факторов, таким образом, можно свести в таблицу 2, а в таблице 3 приведены экономические показатели, которые в ряде случаев оказывают серьёзное влияние на курс валюты.
Подводя итоги следует отметить следующие  важные моменты.
Валютные  курсы выражают паритет покупательной способности национальной валюты. Однако он лишь в первом приближении объясняет валютные курсы. Во-первых, обменные курсы никогда не могут точно выражать соотношение покупательных способностей валют потому, что на разные валюты никогда не покупают совершенно одинаковый набор благ. Во-вторых, на движение валютных курсов оказывает сильное воздействие соотношение спроса и предложения каждой валюты. Если страна много покупает на внешнем рынке и мало продаёт, то спрос на валюту будет больше предложения. В-третьих, на валютный рынок, помимо экономических факторов, влияют политические, военные факторы, ожидания. Поэтому движение валютных курсов совпадает не только с изменением покупательной способности валют.  Для удержания курса национальной валюты в определённых пределах применяются валютные интервенции, осуществляемые правительством и Центральным банком. Для этого Центральный банк либо скупает иностранную валюту на валютной бирже, либо продаёт. В первом случае курс понижается, во втором — растёт. Через механизм валютных интервенций правительство старается не допускать скачкообразных изменений курса, что всегда пагубно сказывается на состоянии экономики и уровня цен. 
 

    Вопрос  №2 Назовите составляющие мировой валютной системы 

Национальная  валютная система , являясь элементом денежной системы страны, тем не менее, имеет собственную структуру, в рамках которой выделяются следующие составляющие:  

      национальная  валюта;
 
     условия  обратимости национальной валюты;
 
    валютные  ограничения;
 
    валютный  курс;
 
    режим валютного  курса;
 
     регламентация  использования международных кредитных  средств; 
 
      режим  национального валютного рынка; 
 
      национальные  органы, обслуживающие и регламентирующие  валютные отношения. 
 
Остановимся на краткой характеристике элементов валютной системы.  

1. Национальная  валюта. В отношении определения  категории "валюта" нет однозначного  подхода. Наиболее часто встречающимся  определением понятия "валюта" является следующее: это денежные  знаки иностранных государств, используемые  в международных расчетах. Однако с позиций анализ национальной валютной системы, наиболее верным будет определение валюты как денежной единицы страны, используемой для измерения стоимости товаров, т.е. под валютой понимается национальная денежная единица.
2. Условия обратимости национальной валюты. Под обратимостью (конвертируемостью) валюты понимается возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменять ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Различают два вида конвертируемости:
•  внутренняя конвертируемость, предусматривает  свободный обмен национальной денежной единицы на иностранные валюты для  резидентов;
•  внешняя  конвертируемость означает полную свободу  в части валютных обменных операций для нерезидентов.
По степени  конвертируемости различают:
•  свободно-конвертируемые валюты (обладают полной внутренней и  внешней конвертируемостью);
•  частично конвертируемые валюты;
•  замкнутые  валюты (национальные валюты, функционирующие  в пределах оной страны, ее обмен на иностранные денежные знаки производиться по установленному государством валютному курсу и под его полным контролем).
3. Степень  конвертируемости валюты определяется  количеством и размером валютных  ограничений. Валютные ограничения - это действия официальных инстанций ведущие к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена. Целью применения валютных ограничений являются:
•  поддержание  валютного курса национальной валюты;
•  концентрация валютных ценностей в руках государства;
•  выравнивание платежного баланса.
4. Валютный  курс - представляет собой цену  денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах  другой страны. В условиях золотого  стандарта национальных денежных  единиц курс валют по отношению  друг к другу определялся на основе их золотого содержания. В современных условиях валютный курс определяется на основе паритета покупательской способности, т.е. сопоставления количества определенного набора благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются.
5. Режим  валютного курса . Различают следующие  виды валютных курсов:
•  фиксированные - устанавливаются государственными органами власти и не изменяются под  воздействием рынка (имели место  в условиях золотого содержания валют);
•  гибкие - валютный курс изменяется под воздействием рыночных факторов (различают плавающие  и колеблющиеся валютные курсы.  

Тема 5
Ценообразование на мировом рынке.
1. Порядок расчета внешнеторговой цены. Методика приведения отдельных  факторов цены к базисным условиям, а так же  сложившаяся в мировой практике зависимость  цен от их факторов. 

При анализе  процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.