На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория разработки и реализации финансовой политики субъекта Российской Федерации (на примере конкретной республики в составе России, кон

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время в России формируется  новый субъект экономики -
региональные  хозяйства, обладающие высокой экономической  самостоятельностью, происходит федерализация  экономики. Поэтому возникает необходимость  изучения социально-экономических  процессов, происходящих в регионе.
     Регионализм устойчивого развития объективно обуславливается  тем, что социально-экономические  процессы, структура производства и  экологические условия имеют  четко выраженный региональный характер. На это оказывают существенное влияние различия природно-климатических условий, неравномерность распределения природных ресурсов, сложившаяся система расселения населения, традиции хозяйственного уклада. Социально-экономическое развитие, использование природных ресурсов и охрана окружающей среды всегда соотносятся с определенной территорией.
     Методологическая  и практическая важность территориального аспекта стратегии устойчивого  развития определяется тем, что такое  развитие России в целом возможно лишь при устойчивом и гармоничном  развитии всех ее регионов и сбалансированности межрегиональных социо-эколого-экономических отношений.
     Региональные  комплексы России отличаются исключительным разнообразием: на разнообразие природных  условий и ресурсов наложились исторически  сложившиеся различия в населении и хозяйстве, резко усилившиеся в 1990-е годы и пока не обнаруживающие тенденций к сглаживанию. Практически каждый регион представляет собой неповторимое сочетание природных, экономических и социальных комплексов, что не исключает объединения различных регионов в группы (типы) по сходству наиболее существенных признаков. Так, различия по площади территорий субъектов Российской федерации (областей, республик и автономных округов) достигают 308 раз, по численности населения - 340, стоимости основных фондов - 118, производству валового регионального продукта (ВРП) - 191, объему промышленной продукции - 9272, объему сельскохозяйственной продукции - 1847 раз, что обуславливает огромную дифференциацию регионов по располагаемому экономическому потенциалу, уровню и качеству жизни населения [13, с.65].
     Наряду  с общими целями, задачами и критериями устойчивого развития региональный уровень имеет и свои отличительные  особенности - свой набор, масштаб и  характер проблем устойчивого развития, свои подходы к их решению, свой арсенал инструментов и методов, используемых для реализации таких подходов, которые должны найти отражение в региональной политике в целом, в принципах и подходах к решению межрегиональных проблем, к перспективам развития регионов как комплексных территориальных систем.
     Генеральное направление регионального развития - максимальное усиление собственной  экономической базы в каждом из субъектов  федерации путем структурной  перестройки их хозяйства, адекватной требованиям рыночной экономики  и платежеспособного спроса на продукцию предприятий региона и учитывающей весь комплекс научно обоснованных экологических требований. Вместе с тем федерация в целом будет перераспределять часть средств федерального бюджета в пользу тех регионов, которые пока не могут собственными силами решать основные задачи их устойчивого развития, а также в пользу регионов, решающих задачи, важные для всех субъектов федерации.
     Целью курсовой работы является изучение финансовой политики субъектов Российской Федерации  на примере Удмуртской Республики. 
 
 
 
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РФ 

      Сущность  финансов субъектов РФ
 
     Рассмотрим  основные аспекты функционирования финансов субъектов РФ.
     Финансы субъектов Российской Федерации  представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.
     Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают [14, с.24]:
     -  средства бюджета субъекта РФ;
     - государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;
     -   другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
     В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный  бюджет субъекта РФ.
     Финансы субъектов РФ основываются на следующих  принципах [14, с.26]:
     -    самостоятельность;
     -    бюджетный федерализм;
     - государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);
     -    прозрачность;
     -   гласность.
     Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ.
     Финансы субъекта РФ составляют экономическую  основу государственной  власти  субъекта  РФ наряду с  собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной   власти   субъекта   РФ,  другой  собственностью,  служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ.
     Средства  бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав собственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государственной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ.
     Органы  государственной власти субъекта РФ имеют право передавать объекты  собственности субъекта РФ во временное  ли постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать  в аренду, отчуждать.
     Порядок и условия приватизации государственной собственности субъекта РФ определяются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно.
     Особое  значение для финансов субъектов  РФ имеет принцип бюджетного федерализма.
     Органы  государственной власти субъектов  РФ по соглашению с федеральными органами государственной власти РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий.
     Органы  государственной власти субъектов  РФ не могут принимать правовые акты по финансовым и денежно-кредитным вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти РФ, также как и федеральные органы государственной власти РФ не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ.
     В целях реализации своих полномочий органы государственной  власти субъекта РФ [5, с.38]:
     - участвуют в разработке органами государственной власти РФ проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ;
     -осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным в соответствии с федеральным законодательством;
     - участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъектов РФ;
     - создают условия для привлечения иностранных инвестиций в субъект РФ в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством.
     Органы  исполнительной власти субъекта РФ могут  быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти РФ в области финансовых отношений в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.
     Территориальные структурные подразделения органов  исполнительной власти РФ могут быть наделены полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.
     Субъект РФ самостоятельно устанавливает и  вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.
     Состав  и размеры доходов, поступающих  в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований  данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федеральным законодательством.
     Финансирование  расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта РФ и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
     В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ.
     Разграничение государственной собственности  на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ производится, как правило, отдельными соглашениями.  

      Региональная  финансовая политика
 
     Финансы субъектов РФ - одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
     Функционирование  и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики.
     Основными целями региональной финансовой политики являются [9, с.77]:
     - обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;
     -  обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
     -  выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
     - приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
     -    становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
     Главная цель региональной финансовой политики - стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
     Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
     Региональная  финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами [9, с.78]:
     1) финансирование модернизации структуры  хозяйства индустриально развитых районов;
     2)   обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
     3)   привлечение инвестиций регионов РФ и  иностранных государств в развитие общероссийской  инфраструктуры и ее включения в систему мировых коммуникаций;
     4) обеспечение государственного регулирования  цен на продукцию естественных  монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.
     Важнейшими  исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.
     Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.
     Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием являются [9, с.81]:
     -    участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
     - размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
     -  финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
     - создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
     - финансовое содействие малому и среднему бизнесу. Совершенствование   финансовых   и   налоговых  отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.
     Для реализации задач региональной экономической  политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить [9, с84]:
     1)   бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;
     2) законодательное разграничение  полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
     3) возможность при формировании  бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;
     4)   сбалансированность бюджетов всех уровней;
     5) право - в пределах собственных финансовых ресурсов - самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
     6) контроль за целевым расходованием  средств, выделяемых из федерального  бюджета на социально-экономическое развитие регионов.
     Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
     Главные цели региональной политики в области  доходов предусматривают: обеспечение  условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.
     Субъектам РФ, которые не имеют достаточных  средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
     Для минимизации отрицательных последствий  расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на [9, с.86]:
     - совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
     - введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства,  дотации   на   выплату  минимальной   заработной платы.  
 
 
 
 
 
 

2.РЕАЛИЗАЦИЯ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА  РФ НА ПРИМЕРЕ УР 

2.1.Экономическая  ситуация в регионе 

     Стратегия социально-экономического развития УР на период 2005-2009 годы и на период до 2014 года является продолжением успешной реализации Программы «Развитие Удмуртии на 2001-2004 годы», сохранением, укреплением и приумножением достигнутых положительных тенденций в социально-экономическом развитии республики.
     Так, за период ее реализации с 2001 по 2009 годы валовый региональный продукт увеличился на 35 %.
     Объем промышленного производства вырос  на 38,9 %.
     Обеспечен рост добычи нефти. За 2009 год добыто 8 миллионов 555 тысяч тонн нефти, что составляет 109,8 процентов к предыдущему году.
     В агропромышленном комплексе республики за последние годы сделан значительный шаг вперед, происходит его стабильное развитие. Сельхозтоваропроизводители и предприятия переработки обеспечивают потребности населения республики в  мясных и молочных продуктах, птицефабрики республики  полностью  удовлетворяют местный рынок в яйце.
     Валовый сбор зерна в 2001-2009 годах увеличился в среднем в 1,5 раза по сравнению с соответствующим показателем предыдущих трех лет, расширены посевы льна. Прирост производства молока составил 6,3%, скота и птицы - 3,6%, яиц - 9,7%. Вовлечено в оборот около 12 тысяч гектар земель. 
     С начала 2001 года в экономику республики инвестировано более 30 млрд. рублей. За период с 2001 по 2009 годы построено и реконструировано 92 социально-значимых объекта, введено в действие более 940 тысяч квадратных метров жилья, проложено более 1100 километров газовых сетей, газифицировано природным газом более 22 тысяч квартир.
     Достигнутые показатели экономического развития обусловили динамичный рост благосостояния жителей  региона.
     С 2000 года в республике увеличивается рождаемость населения. Уровень рождаемости в Удмуртии самый высокий в Приволжском федеральном округе. Всего за три последних года родилось на 4,5 тысячи человек больше, чем за аналогичный предшествующий период.
     Значительно улучшилось положение на рынке труда. Уровень безработицы в Удмуртии за три последних года снизился с 2,7% до 1,9 %. По этому показателю республика среди регионов России переместилась с 76 места в 2000 году на 20 место в 2009 году [15].
     Вместе  с тем, возможности социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу имеют серьезные ограничения.
     Это неполное использование хозяйствующими субъектами возможностей роста и  перестройки экономики, предоставленных  в послекризисный период (начиная  с 1998 года), преобладание в структуре производственного сектора предприятий оборонной промышленности. Уровень использования производственных мощностей по отдельным предприятиям составляет 30-50%.
     Высокую степень износа основных производственных фондов можно отнести к числу  причин, которые в среднесрочной перспективе будут препятствовать динамичному развитию экономики республики.
     Старение  материально – технической, научной, кадровой базы производственных и научных  учреждений не позволяет в достаточном  объеме обеспечить широкое внедрение новых технологий и освоение продукции, конкурентоспособной на мировом рынке товаров. Средств, остающихся  в распоряжении предприятий,  недостаточно для проведения реконструкции, технического перевооружения и диверсификации производства.
     Высокая доля отраслей промышленного производства сырьевой  направленности, зависящих от влияния внешних факторов, в среднесрочной перспективе также может стать одним из ограничителей экономического роста.
     Недостаточно  быстрыми темпами развивается малый  сектор экономики: доля занятых в малом бизнесе к экономически активному населению низка в сравнении со среднероссийским показателем.
     Состояние социальной сферы республики отражает экономические проблемы производственного  сектора. Вызывает озабоченность тот  факт, что уровень развития материально-технической базы отраслей социальной сферы не в полной мере соответствует современным требованиям.
     Прежде  всего, это относится к различию среди городов и районов республики качества медицинского обслуживания, уровня развития образовательных учреждений, доступности населения к культурно-досуговым и социальным услугам, уровня и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
     Актуальными остаются проблемы улучшения жилищных условий, благоустройства территорий городов, сел и деревень республики.
     Вызывает  обеспокоенность материальное благосостояние населения республики, высокая дифференциация в уровнях оплаты труда работников в различных отраслях экономики, а также возникающие на ряде предприятий  задержки в выплате заработной платы.
     Остается существенным разрыв в социально – экономическом развитии городов и сельских населенных пунктов. Из 25 сельских районов республики газифицировано только 20. Уровень газификации сельских районов сетевым газом составляет 18,9% [15].
     Существенными ограничителями социально - экономического развития в республике являются: недостаточная мотивация собственников на развитие бизнеса, а в ряде случаев - неумение собственников формировать стратегию поведения при продвижении отечественной продукции на внутренние и внешние рынки; неразвитость технологий коммерциализации нововведений, что в конечном итоге приводит к высоким издержкам и рискам инвестиционных вложений в экономику республики.
Таблица 1
Потенциальные внешние факторы в среднесрочной  перспективе для развития Удмуртской Республики
Внешние факторы Последствия
Бюджетная реформа, монетизация социального  пакета, реформа местного самоуправления Увеличение  нагрузки на бюджет Удмуртской Республики
Проведение  жесткой тарифной политики естественных монополий, рост тарифов на газ, электроэнергию, транспортные, коммунальные услуги Увеличение  себестоимости продукции и услуг (в первую очередь на жилищно-коммунальные), опережающий рост инфляции цен и, как следствие, снижение качества жизни  населения в целом
Вступление России в ВТО и интеграция в мировую экономику Усиление конкуренции  на товарных рынках республики, снижение конкурентоспособности продукции  республиканских товаропроизводителей
Централизация доходов субъектов Российской Федерации Значительное  сокращение доходной части бюджета Удмуртской Республики
Укрепление  российского рубля (выравнивание паритета покупательской способности и обменного  курса) Снижение конкурентоспособности  российских товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках
 
     Для того чтобы уменьшить отрицательное влияние внутренних и внешних факторов на социально-экономическое развитие, органам государственной власти Удмуртской Республики необходимо обеспечить эффективность государственной экономической политики, позволяющей консолидировать совместные действия органов власти, промышленных предприятий, бизнеса по обеспечению экономического роста и конкурентоспособности экономики, от которых зависит социальное благополучие населения.
     Сохранение  и преумножение достигнутого экономического роста возможно только за счет перестройки организационно – экономических, правовых механизмов регулирования экономики, что должно отразиться в формировании новой модели государственной социальной и экономической политики. Она должна способствовать модернизации технологий во всех сферах общественной жизни на новой научно – технической основе, многократному росту инвестиционных вливаний в новую инновационно - ориентированную экономику.
     Стратегическими целями государственной экономической  политики Удмуртской Республики являются [17]:
     - создание конкурентоспособной инвестиционно-привлекательной экономики за счет экономического роста всех отраслей экономики преимущественно на инновационной основе, устранения структурных диспропорций;
     -  построение эффективной инфраструктуры инвестиционной деятельности, способствующей экономии затрат и снижению инвестиционных рисков;
     -  стимулирование долгосрочных инвестиционных вложений;
     -  повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.