На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система учета затрат "директ костинг на примере ООО"Горизонт Про""

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТРЕСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ  ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ»
 

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА 

Курсовой  проект
на  тему: «Система учета затрат директ-костинг на примере ООО «Горизонт Про» г.Воронеж»» 
 
 

Выполнил: студент Б-4-3 
Головина Т.А.
 

Руководитель: д. э. н., профессор 
Широбоков В.Г. 
 

ВОРОНЕЖ
2010 
 

 
 
содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     В силу объективных экономических причин, учет и анализ в нашей стране долгое время развивались параллельно, независимо один от другого. Данные учета служили в основном для составления внешней отчетности, калькуляций и ведение ведомостей на которых и был построен анализ. И учет, и анализ незначительно влияли на процесс принятия управленческих решений на уровне предприятия.
     С переходом к рынку ситуация изменяется. В условиях хозяйственной самостоятельности  и обособленности предприятий, сложности  их ориентации в рыночных условиях существенно возрастает роль учета и анализа как единого инструмента для принятия различных управленческих решений.
     Основное  направление развития производственного  учета состоит в повышении  его оперативности, аналитичности, ориентации на принятие управленческих решений в настоящем и будущем. Не случайно термин «производственный учет» часто заменяется термином «управленческий учет», что в большей мере отражает его сущность и задачи. Характерной чертой западного управленческого (производственного) учета, которая обусловлена его целями и задачами, является интеграция собственно учета затрат и результатов их анализа и, как следствие, принятия управленческих решений.
     В странах с развитой рыночной экономикой управленческий учет уже достаточно давно сложился как относительно обособленная область экономической деятельности и соответственно как учебная дисциплина - в рамках (подготовки профессиональных кадров.
     Очевидно, что в нашей стране в условиях развития рыночных отношений, предпринимательства, ориентированного на получение прибыли, при необходимости повышения эффективности хозяйственной деятельности во всех сферах экономики требуется комплексное решение многочисленных проблем, связанных с управлением предприятием. Именно эти проблемы призван решать управленческий учет, основная цель которого - обеспечение руководителей всех уровней необходимой и своевременной информацией для принятия эффективных решений по управлению бизнесом.
     В условиях рыночных отношений каждое предприятие само заботится о  прибыльности и естественно стремление руководителей организовать работу хозяйства таким образом, чтобы оно работало бесперебойно и давало стабильный доход. Максимизация доходов - основная цель предпринимателей в рыночных условиях, поэтому актуальность выбранной темы очевидна. В отечественной практике известны лишь отдельные случаи внедрения управленческого учета на предприятиях и, как правило, в неполном объеме. В то же время некоторые составляющие управленческого учета под другими наименованиями и в несколько ином, чем за рубежом, ракурсе известны в России довольно давно.
     Цель  данной работы – рассмотреть возможности  применения на предприятии такого элемента управленческого учета как система  учета затрат директ-костинг.
     Исходя  из поставленной цели можно сформулировать задачи которые ставятся перед данной работой:
     1) ознакомится с понятием и особенностью  управленческого учета;
     2) рассмотреть, какое место в  управленческом учете занимает  система учета затрат директ-костинг;
     3) охарактеризовать предприятие, которое  является объектом практического исследования;
     4) ознакомится с системой учета  затрат принятую на предприятии  и рассмотреть возможности применения  на предприятии систему директ-костинг.
     Объектом  практического исследования является предприятие ООО «Горизонт Про».
    Теоретические аспекты учета  затрат по системе  директ-костинг.
      Понятие, особенности и  преимущества системы  директ-костинг.
Системы управленческого учета характеризуются  различными признаками, которые можно положить в основу их классификации. Один из признаков - полнота включения затрат в себестоимость производства и продаж продукции, товаров, работ и услуг.
     Различают две основные системы управленческого учета: систему полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. традиционный учет полной себестоимости, и систему неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объема производства, получившую название директ-костинг.
     Учет  по полной себестоимости может быть нормативным и не нормативным. Стандарт-кост предназначен для измерения полных затрат предприятия. Нормативный учет на базе переменных расходов, или директ-костинг, можно считать дальнейшим развитием стандарт-коста.
     Директ-костинг - это система учета затрат на производство 1 продажу, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия на постоянные, т.е. не зависящие от количества продукции произведенной и (или) проданной, за данный период времени, переменные, т.е. изменяющиеся расходы, прямо связанные с количеством продукции, произведенной за это время. Только последняя группа издержек - прямые затраты и переменные косвенные расходы - вовлекается в исчисление себестоимости изделий. Это касается как оценки запасов полуфабрикатов и готовых изделий при составлении заключительного годового баланса, так оценки затрат, относящихся к реализованным за отчетный период товарам. Постоянные расходы при директ-костинге в большинстве западных компаний учитываются на счете прибылей и убытков Российские нормативные акты по бухгалтерскому учету разрешают относить их на себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, минуя счета затрат на производство. Списывать постоянные (накладные) расходы на уменьшение финансовых результатов по существующим в настоящее время бухгалтерским налоговым правилам запрещено. Для управленческого учета таких запретов нет.
       Сущность любого понятия должна быть выражена в его названии. Наименования дuрект-костuнг как процесс исчисления затрат и дuрект-кост как система, используемая для их оценки и, контроля, были предложены в 1936г. Американцем Д.Харрисом и переводятся как учет прямых затрат. В свое время они соответствовали уровню развития теории и практики стандарт-коста. К переменным расходам тогда относили только прямые пропорциональные затраты, а все виды косвенных расходов можно было списать непосредственно на финансовые результаты деятельности. В результате общая сумма переменных расходов совпадала с итогом прямых затрат, что и нашло отражение в названии системы.
     В настоящее время директ- костинг предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Поэтому здесь налицо некоторая условность названия, в результате чего в различных странах эта система именуется по-разному. В Германии и Австрии для этого используют термины Teikostenrechnung, или Grenzkostenrechnung, т.е. учет частичных либо граничных затрат, или Deckungs-beitragsrechnung - учет суммы покрытия; в Великобритании директ-костинг называют еще marginal costing - учет маржинальных затрат; во Франции - lа comptabilite marginale - маржинальный учет.
     При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету чаще других встречается название «учет ограниченной, или сокращенной, себестоимости».
     Большинство специалистов в нашей  стране и за рубежом предпочитают название «директ-костинг», так как оно:
     • исторически обусловлено и указывает на происхождение системы;
     • достаточно полно отражает сущность системы, поскольку бoльший удельный вес в переменных затратах занимают, как правило, прямые переменные затраты;
     • лаконично;
     • интернационально.
     Понятие директ-костинга можно использовать, с одной стороны, для характеристики варианта производственного учета с позиций полноты включаемых в себестоимость затрат, а с другой, более важной, - директ-костинг является системой управленческого (производственного) учета, основанной на классификации затрат на постоянные и переменные в зависимости от объема производства, деятельности или загрузки мощностей и включающей в себя учет и анализ затрат и результатов, а также принятие управленческих решений.
     Систему, включающую директ-кост, подготовку на основе его данных вариантов возможных управленческих решений, обоснование их выбора и контроль исполнения обычно называют контроллингом.
     Особенности директ-костинга
     Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета продаж или финансовых результатов.
     Постоянные  расходы не включаются в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного периода списываются в уменьшение полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.
     При системе директ-костинга схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Прибыль организации в этом случае определяется как разница между маржинальным доходом и суммой постоянных затрат. Величину маржинального дохода можно определить и как сумму постоянных расходов и прибыли.
     Эту величину в литературе называют по-разному: валовым доходом, валовой прибылью, брутто-прибылью, суммой покрытия, добавленной стоимостью. Поскольку понятия валового дохода и прибыли, добавленной стоимости и прибыли-брутто имеют самостоятельные значения, более обоснованно применять для обозначения разности между выручкой от продаж (без ИДС и акцизов) и переменными расходами, суммы прибыли и постоянных затрат термины «маржинальный доход» или «сумма покрытия».
     Важной  особенностью директ-костинга является основанная на используемой им группировке затрат на постоянные и переменные возможность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства и продаж, затратами и прибылью. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы директ-коста, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; составлять сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием.
     Преимущества  директ-костинга
     Директ-костинг  позволяет руководству организации:
     1.   обратить особое внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям, работам, услугам, секторам рынка их продажи;
    выявить изделия и услуги с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий и видов работ;
    быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
    в отчете о финансовых результатах, составляемом при системе директ-костинга, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.
    ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные затраты - лучше контролируемыми. Чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.
    возможность оперативнее контролировать постоянные расходы, так как часто в процессе контроля за себестоимостью используются нормативные (стандартные) затраты или гибкие сметы, т.е. директ-костинг организуется в сочетании со стандарт-костом. Применяя принципы стандарт-коста в системе директ-костинга, устанавливают нормы на постоянные затраты; в основе же контроля гибких смет лежит разделение затрат на постоянные и переменные. При системе учета полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, поэтому контроль за ними ослабевает. 1
    Директ-костинг помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов, а в наиболее простых его формах вообще отказаться от такого распределения.
    Благодаря директ-костингу расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа. Не случайно в зарубежных странах директ-костинг часто называют инструментом управления предприятием, что подчеркивает единство учета, анализа и принятия управленческих решений в этой системе. На ее основе строится система контроллинга. Анализируя поведение переменных и постоянных расходов в зависимости от изменения объемов производства, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, экономически грамотно, используя ставки маржинального дохода, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, получать ответы на вопросы:
     • установления цен на новую продукцию;
     • возможностей изменения цен, установленных конкурентами;
     • выбора и замены оборудования;
     • целесообразности собственного производства либо закупки на стороне того или иного полуфабриката, инструментов, тары и др.;
     • выбора или изменения производственной мощности предприятия;
     • целесообразности принятия дополнительных заказов и т.д.
     Однако  организация производственного учета по системе директ-костинга связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:
      1. Возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы являются полупеременными, и их нужно разделить на постоянную и переменную составляющие, а всякое распределение достаточно условно. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному.
       2. Постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение постоянных расходов в тех случаях, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.
     3. Ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественного бухгалтерского учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление калькуляций полной себестоимости продукции и услуг.
             4. В ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия, т.е. прибегать к дополнительным расчетам.
     Идеальных систем или идеальных методов  в любой системе не бывает, у  каждого метода свои достоинства и свои недостатки. Менеджеру необходимо понять особенности систем и методов, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать положительные и тем самым реализовывать заложенные в них преимущества.
      Этапы становления и  варианты директ-костинга
     Особенности директ-костинга как системы можно лучше понять, если рассмотреть этапы его становления в историческом аспекте.
     Сложно  сейчас говорить о том, кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования и применения этой системы. Еще Т.Е. Клипштейн в книге «Учение об альтернативах в учете» (Лейпциг, 1781) показал на примере металлургического производства, какие затраты следует относить к прямым и как их учитывать по отдельным фазам передела этого производства: добыча руды и угля, плавка, кузнечное производство, переработка шлаков. Он одним из первых предложил относить накладные расходы предприятия прямо на счет результатов деятельности за определенный период.
     Впервые методику деления издержек предприятия на постоянные и переменные, расчет точки нулевой прибыли предложил швейцарский профессор Иоган Шер (1846-1924). До него критический в финансовом отношении объем продаж рекомендовал определять русский бухгалтер Ф. В. Езерский. Первым предложил относить на конкретные изделия только переменные затраты, а накладные расходы покрывать за счет валовой прибыли немецкий ученый Э. Шмаленбах. Это было, по сути, зарождение системы учета «директ-кост».
     В 30-е гг. прошлого века дальнейшие исследования в области совершенствования директ-костинга проводят В. Раутенштраух, Дж. Х. Ульямс и Ч. М. Кноппель. Они разработали идею промежуточного бюджета и предложили графический метод определения критического объема производства.
     До  Второй мировой войны исследования в области производственного учета носили в основном теоретический характер. В 50-60-е гг. в США возрастает практический интерес к вопросам учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Изменились функции и содержание учета. Понятие «учет производства» (Cost accounting) все чаше стали заменять понятием «управленческий учет» (Management accounting), ибо упор делался на составление предварительных смет затрат, оперативное выявление отклонений от них, систематический анализ издержек производства и варианты управленческих решений на базе оценки их себестоимости.
     Сейчас  директ-костинг применяется в нескольких вариантах: классический директ-костинг, предполагающий калькулирование по прямым (основным) затратам (все переменные); система переменных затрат - калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные расходы; система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей - в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности. Общее состоит в том, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость.
     Идея  директ-костинга нашла отражение  и в международных стандартах по бухгалтерскому учету, касающихся отражения затрат и формирования финансовых результатов. Согласно этим стандартам затраты, зависящие больше от длительности отчетного периода и связанные с управлением предприятием, можно не включать в себестоимость изделий, а покрывать из валовой прибыли предприятия. Применяя международные стандарты, нужно, однако, помнить, что они носят рекомендательный характер.
     В России директ-костинг как идея известен давно. Для его практического использования в системе управленческого учета и контроллинга сейчас делаются первые шаги.
     Варианты  директ-костинга
     По  степени дифференциации затрат директ- костинг может иметь два основных варианта:
     • простой, одноступенчатый директ-костинг, основанный на использовании в расчетах данных только операционных (накладных) затрат, учтенных единым блоком;
     • развитый (дифференцированный, многоступенчатый) директ-костинг, при котором постоянные затраты подразделяются не по видам продукции и услуг, а по местам формирования накладных расходов, т.е. уровням управления предприятием.
     При обоих вариантах системы директ-костинга общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат и определяют величину маржинального дохода (брутто-прибыль, сумма покрытия) за отчетный период. Для исчисления нетто-прибыли предприятия из этой величины вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределяются между носителями как переменные затраты, а попадают из подсистемы учета по местам возникновения затрат, минуя подсистему калькулирования производственного учета, в подсистему учета результатов за период. При этом общую сумму постоянных затрат за период относят на результаты того отчетного периода, в котором она возникла.
     Первоначальной  и в известной мере классической формой системы директ-костинга является учет постоянных расходов единым неразделенным блоком, когда они переходят единой суммой из подсистемы учета по местам затрат в подсистему учета результатов за период, а суммы покрытия при этом рассчитываются по отдельным изделиям или их группам. В одноступенчатом учете сумм покрытия все постоянные расходы, объединенные в одном блоке, вычитают из суммы покрытия данного отчетного периода. В противоположность этому в ступенчатом (многоступенчатом) учете покрытия постоянных расходов делается попытка разделения блока постоянных затрат и распределения отдельных частей постоянных расходов не между отдельными носителями затрат, а между общим количеством какого-либо продукта или товарной группой, местом возникновения затрат или целым подразделением предприятия. Такой подход часто используется на большинстве современных предприятий, применяющих в практике учета систему директ-костинга.
     Аналитически  более ценная информация получается, когда переменные расходы сгруппированы или распределены по местам производства, управления и сбыта и есть возможность определить суммы и ставки покрытия не только по видам продукции и услуг, но и по местам формирования и центрам ответственности. Аналогично должны быть дифференцированы и постоянные расходы.
     В современном управленческом учете и контроллинге постоянные затраты предприятия могут быть представлены следующим образом.
     1. Постоянные расходы на изделие,  прямо относимые на общее количество продукции данного вида, произведенной за данный период. Пример: расходы на освоение, которые относятся только к соответствующему виду продукции, или расходы на содержание специального оборудования, необходимого для его изготовления.
     2. Постоянные расходы на группу изделий, приходящиеся на многие аналогичные виды продуктов, которые можно объединять в одной группе. Такого рода постоянные расходы относятся на соответствующую группу изделий, но не подлежат распределению между изделиями этой группы. Пример: капитальные затраты на оборудование, связанное с производством соответствующих групп изделий, или исследовательские затраты на освоение изделий этой группы.
     3. Постоянные расходы мест возникновения затрат, не подлежащие распределению между отдельным группами носителей затрат, а относящиеся прямо на отдельные места возникновения затрат.
     4. Постоянные расходы подразделения.  Наличие этих расходов обусловлено  существованием нескольких мест возникновения затрат в одном подразделении, а также самого подразделения предприятия как единого целого. Они подлежат покрытию из еще не распределенной суммы покрытия всех изделий, выпускаемых этим подразделением.
     5. Постоянные расходы предприятия  представляют собой расходы, их остаток, который нельзя распределить между специальными калькуляционными объектами, например расходы на управление предприятием.
     При таком представлении возможен вариант многоступенчатого директ-костинга, при котором дифференцируют не только переменные, но и постоянные расходы и определяют ставки покрытия по видам продукции и местам ее изготовления и сбыта.
     Особенностью  системы развитого директ-костинга является ее постоянная направленность на конечный результат деятельности - прибыль, на определение маржинального дохода по предприятию в целом, а также по изделиям, видам работ и услуг, секторам рынка.
     При разделении блока накладных расходов на постоянные затраты изделия, группы изделий, производственного места затрат, центра ответственности, управленческого подразделения и постоянные расходы предприятия в целом общая схема их взаимосвязи и выход на итоговый результат производственно-финансовой деятельности могут быть представлены следующим образом:2
Многоступенчатый  учет маржинального  дохода
  Выручка от реализации  (цена) одного изделия
- Переменная себестоимость этого изделия
= Сумма покрытия  изделия (маржинальный  доход изделия)
  - Постоянные расходы на изделие
= Сумма покрытия 1 (маржинальный  доход 1)
Сумма маржинального дохода 1 одной группы изделий 
- Постоянные расходы  на группу изделий 
= Сумма покрытия 2 (маржинальный доход 2)
Сумма маржинального дохода 2 одного места возникновения  затрат
  - Постоянные расходы мест возникновения затрат
= Сумма покрытия 3 (маржинальный  доход 3)
Сумма маржинального дохода 3 одного подразделения
  - Постоянные расходы подразделения
= Сумма покрытия 4 (маржинальный  доход 4)
= Сумма маржинального дохода 4 предприятия
  - Постоянные расходы предприятия
= Результат (прибыль) 
     Система развитого директ-костинга за счет многоступенчатого учета сумм покрытия постоянных расходов создает более совершенную информационную базу для анализа структуры полученного результата и основных факторов, повлиявших на его величину. При этом можно выявить, вносит ли конкретный вид продукции, работ, услуг вклад в покрытие постоянных расходов предприятия, какова его величина, насколько оправдан уровень накладных затрат по подразделениям организации.
     Следует отметить, что совпадение итогов финансового  результата продаж возможно лишь в  разных вариантах директ-коста. В  системах учета полной и сокращенной себестоимости оно достижимо только при отсутствии незавершенного производства и при стабильных остатках готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода. Если запасы незавершенной и нереализованной продукции увеличиваются, финансовый результат продаж, рассчитанный на основе директ-коста, будет ниже, чем при системе полных затрат, и наоборот, при снижении запасов результат, полученный на основе учета переменных издержек, будет выше, чем определенный на базе учета полной себестоимости.
     Применение  системы директ-костинга с большей  точностью и обоснованностью  позволяет оценить степень рентабельности изделий, полуфабрикатов, работ и  услуг, чем при системе учета  полной себестоимости. При исчислении полных затрат по видам продукции  неизбежно усреднение их себестоимости за счет применения средних или средне взвешенных процентов накладных расходов, затрат будущих периодов, резервов предстоящих платежей, отклонений и т.п.
     Используя систему директ-коста, предприятию  не составляет труда определить, какие изделия или виды услуг вносят или могут внести наибольший вклад в маржинальный доход и соответственно в прибыль от реализации продукции. Причем это можно сделать до начала производства той или иной продукции, и если она нерентабельна или рентабельность очень низкая, не приступать к выпуску такой продукции или оказанию услуг.
     Преимуществами  директ-костинга по сравнению с системой нормативного учета полных (поглощенных) затрат являются:
      1. Простота и, следовательно, меньшая  трудоемкость расчета нормативов. Переменные расходы определяют как издержки производства, зависящие от конструкции, состава, технологии изготовления продукции, постоянные затраты рассчитывают как расходы периода.
     2. В системе учета полных затрат  отклонения в расходах по обслуживанию производства и управлению зависят от степени загрузки предприятия или его подразделений (объема продукции) и от уровня самих затрат. В системе директ-коста отклонения зависят только от уровня фактической величины косвенных расходов за отчетный период. Это повышает степень адресности и ответственности за отклонения. Подразделения предприятия, которые не могут повлиять на объем производства и продаж, не отвечают и за связанные с этим отклонения в расходах по обслуживанию производства и управлению.
     3. При использовании директ-костинга  усиливаются возможности контроля  издержек предприятия: контроль  переменных затрат на основе  норматива их величины на каждую  единицу продукции более логичен  и естествен, чем по другим  критериям. При этом учитываются  особенности каждого вида продукции и технологии ее производства. Контроль постоянных затрат с использованием нормативов, рассчитанных, главным образом, исходя из длительности периода, также представляется более обоснованным, чем по другим критериям, поскольку они зависят в первую очередь от продолжительности отчетного периода.
     4. В системе учета переменных  издержек величина выручки (дохода) непосредственно сопоставляется  и соотносится с объемом продаж. В системе учета полных затрат  она сравнивается с объемом  производства и продаж в течение отчетного периода. Изменение количества запасов готовой продукции и незавершенного производства в этом случае влияет на величину прибыли, полученной в данном периоде. Если вся произведенная в этом периоде продукция реализована, обе системы дадут одинаковый конечный результат - прибыли или убытка. Директ-кост нацеливает предприятие на достижение максимально возможного уровня продаж, так как только в этом случае можно получить наибольшую прибыль. При учете полной себестоимости остатки незавершенного производства и нереализованной продукции - тоже актив, увеличение которого положительно влияет на результаты хозяйствования.
     5. Возможность расчета ставки покрытия (маржинального дохода) по изделиям, товарам, услугам позволяет более  оперативно и обоснованно корректировать цены и тем самым своевременно реагировать на изменение условий рынка, поведение покупателей, определять порог рентабельности продаж. Расчет цен и их изменение на базе полных затрат усредняет влияние рынка на цены и замедляет реакцию продавца на рыночную ситуацию.
     Директ-костинг  как система измерения издержек предприятия имеет и определенные недостатки:
     1. Она недостаточно полно и объективно  характеризует реальные затраты  предприятия на производство  и сбыт продукции. Основное внимание уделяется прямым и переменным затратам, постоянная часть накладных расходов считается не столь важной, хотя именно здесь чаще всего кроются резервы снижения себестоимости и улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
     2. Поскольку директ-кост имеет дело с альтернативами предстоящих расходов, они не отражаются в системе счетов бухгалтерского учета. Бухгалтерия и администрация предприятия в этом случае оценивают фактический эффект принятых решений путем сопоставления дифференцированных затрат и результатов и сравнения полученных итогов с теми, что были раньше. При использовании директ-коста на практике необходимо иметь в виду, что в этой системе все активы, в том числе товарно-материальные запасы, также отражают только по величине прямых (переменных) затрат. Поэтому его применение для составления финансовой отчетности западные фирмы согласовывают с налоговыми органами и отражают в описании содержания учетной политики.
     3. Система учета полных (поглощенных)  издержек капитализирует (т.е. откладывает) на счетах товарно-материальных ценностей постоянную часть накладных расходов до наступления периода, когда произведенная продукция будет реализована. Система директ- коста отражает эту часть постоянных издержек в статьях расходов того периода, когда они были произведены. Если предприятие работало и не продало ни одной единицы продукции, при системе полного учета затрат оно будет иметь нулевую прибыль, при директ-костинге - убыток в сумме понесенных накладных расходов. Это может привести к появлению так называемых фиктивных убытков для налогообложения, с чем налоговая служба никогда не согласится.
       Уже отмечалось, что, поскольку  при директ-косте запасы оценивают  по величине только переменных  затрат их формирования, в случае  увеличения запасов готовой продукции на складах получится меньшая сумма прибыли, а при уменьшении запасов - более высокий промежуточный результат. Это важно для управления экономикой предприятия, но, как правило, также не согласуется с требованиями налогового законодательства.
     В целом нельзя сказать, какая система  измерения затрат лучше: каждая хороша для определенных целей.
     Если  предприятие хочет знать ожидаемые  издержки при различных вариантах  производства и сбыта и лучше  управлять ими, целесообразнее применять  систему директ-коста.
    Бухгалтерский учет затрат в ООО  «Горизонт Про».
      Краткая характеристика финансового  состояния предприятия
     Компания «Горизонт Про» осуществляет свою деятельность на воронежском рынке с 1999 года. В течение 10 лет компания успешно занимается установкой окон ПВХ и алюминиевых конструкций в г. Воронеже, Воронежской области и других регионах России. Сотрудничая только с крупными производителями окон ПВХ, имеющими сертифицированное автоматизированное производство, компания предлагает своим клиентам продукцию высокого качества.
     Основным  направлением деятельности компании является:
     1. установка окон и дверей  ПВХ,
     2. производство и установка алюминиевых  конструкций (остекление лоджий, балконов,           витражных конструкций),
     3. проектирование и монтаж навесных  вентилируемых фасадов.
     Используемые системы ПВХ немецких марок КВЕ, Deceuninck-Thyssen (системы Фаворит и Баутек) оснащены высококачественной фурнитурой немецких компаний SIEGENIA-AUBI и ROTO (Roto NT).
     С февраля 2008 года запущено собственное производство алюминиевых конструкций: раздвижные лоджии со стеклом 6 мм и  фасадные витражные конструкции. Алюминий представлен раздвижной системой PROVEDAL (производитель Алютех Россия) и витражными марками Татпроф и Алютех. В конструкциях применяется фурнитура RotoFrank (Германия) и Сатурн (Россия).
     Алюминиевые конструкции изготавливаются на немецком оборудовании Haffner, сочетающем в себе высокие резервы производительности, надежность и точность.
     Одним из перспективных направлений деятельности компании является проектирование и установка вентилируемых фасадов для зданий любой сложности.
     Общество  с ограниченной ответственностью «Горизонт Про»  является коммерческой организацией, созданной по решению учредителя.
     Общество  отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники Общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из Участников. Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов, своих Участников, равно как государство и его органы не отвечают по обязательствам Общества.
     Общество  создано на неограниченный срок. Условия  и порядок прекращения его деятельности регулируются положениями Устава и действующим законодательством Российской Федерации.
     Оценка  конкурентоспособности предприятия в целом предполагает расчет показателей, характеризующих позицию предприятия на рынке и его финансовое состояние (приложение 1).
     Позиция предприятия на рынке оценивается  следующими показателями:
      Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Данный показатель показывает, в какой степени финансирование оборотных средств зависит от заемных источников.
     К об. СОС = итого по 3 разделу баланса (490 строка) - итого по 1 разделу баланса (190 строка) / итого по разделу 2 (290 строка)
     К об. СОС на конец отчетного периода = (1265-882)/7804=0,05
     Поскольку данный коэффициент на конец отчетного  периода имеет значение менее 0,1, то структура баланса предприятия  признается неудовлетворительной.
      Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия определяется как отношение всех оборотных средств (текущих активов) за вычетом НДС по приобретенным ценностям и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
     Коэффициент текущей ликвидности = (строка 290 баланса - строка 220 баланса) / (строка 610+строка 620+строка 630+строка 660)
     Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода =7804/(135+7286)=1,05
     Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Он характеризует платежные возможности организации, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Уровень коэффициента покрытия зависти от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат. Нормальное значение коэффициента - 2. В случае с ООО «Горизонт Про» невыполнение установленного норматива создает угрозу финансовой нестабильности ввиду различной степени ликвидности активов и невозможности их срочной реализации в случае одновременного обращения кредиторов.
      Коэффициент абсолютной ликвидности представляет собой отношение наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов (сумма кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов).
     Коэффициент абсолютной ликвидности = (строка 250 баланса + строка 260 баланса) / (строка 610 баланса + строка 620 баланса + строка 630 баланса + строка 660 баланса)
     Коэффициент абсолютной ликвидности на конец отчетного периода=100/(135+7286)=0,01
     Нормальное  ограничение 0,2 - 0,5. коэффициент показывает, какая часть текущей задолженности  может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время, что является одним из условий платежеспособности. Как видно из расчета нормальное ограничение не выдерживается, что также говорит о финансовой нестабильности предприятия.
     На  предприятии «Горизонт Про» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета на основе программного комплекса 1С: Бухгалтерия.
"1С: Бухгалтерия" — это универсальная бухгалтерская программа, которая не требует предварительного освоения.
      Синтетический и аналитический учет затрат в ООО «Горизонт Про»
     Аналитический учет затрат на предприятии
     Основа  бухгалтерского  учёта  -  отражение хозяйственных операций  на счетах. По степени детализации учёта счета подразделяются на  синтетические и аналитические.
         Аналитический учет - это отражение движения средств предприятия и их источников с детальным представлением сведений  (конкретное  наименование, единица измерения, количество, цена, сумма и т.д.)на  аналитических  счетах (ведомости, журналы, карточки учета, справки и т.д.).
         Аналитический учёт затрат на  производство каждое предприятие  организует в  соответствии   с   характером   производственного   процесса,   а   также особенностями выпускаемой продукции или выполняемых  работ.  Основываясь  на общих  правилах ведения бухгалтерского  учёта,   бухгалтерия   предприятия обеспечивает  весь  управленческий  персонал  информацией,  необходимой  для контроля, анализа, управления и планирования хозяйственной деятельности.
         Предприятия порой очень  существенно   отличаются  одно  от  другого  по технологическому процессу, по организационной структуре,  по  взаимосвязи и взаимозависимости между  отдельными  структурными    подразделениями.
     Отличительные  особенности  предприятия  в  первую  очередь  проявляются   в организации  производства,  которая  обусловлена  технологией   изготовления продукции. Поэтому содержание, объем, вид и форму представления  информации, необходимой для управления  процессом производства,  каждое   предприятие формирует  самостоятельно.  При этом особенно важное значение имеет правильная организация и своевременность учёта затрат по видам  продукции (работ, услуг) и подразделениям, т.е. правильная организация  аналитического учёта.
         Данные  аналитического  учёта   используют  при  составлении  внутренней отчетности, которая строится  на  информации  о  видах,  количестве,  цехах-изготовителях, статьях затрат выпускаемой продукции.
         С 2002 года по 25 главе Налогового  кодекса  РФ  устанавливается   новое понятие прямых затрат на производство  продукции,  работ,  услуг.  Теперь  в сумму прямых затрат  включаются  материальные  затраты,  расходы  на  оплату труда  (включая  отчисления  органам  Социального   Страхования)   и   сумма начисленной амортизации на Основные средства, занятые в сфере  производства.
     Все эти расходы по окончании отчетного  периода в полном  размере  включаются в учетную цену готовой продукции.
     Аналитический учет материалов
Аналитический учет материалов на  ООО  «Горизонт Про»  начинается  с  «карточки субконто», которая составляется на основании первичных документов на поступление материалов  на склад и на отпуск  материалов  со  склада.  На предприятии  ООО «Горизонт Про» 21.09.2009г. поступили материалы на основной склад: Закладная L=52,5 мм 2101194 ТПТ-66301 на сумму 170,73р. (приложение 2). Учет ведется по  себестоимости каждой  единицы  материалов.  Материалы  принимаются   и   учитываются по фактической себестоимости приобретения,  т.е.  по  сумме  всех  расходов  до момента их получения без учета НДС уплаченного за них.
         Перемещение материалов внутри  производства  (между  складом   и  цехом) документируется   путем    составления    «требования-накладной»    (типовая межотраслевая форма №М-11) на отпуск  материалов   со  склада  в  цех  и  на возврат неиспользованных материалов из цеха на склад. Так на предприятии ООО «Горизонт Про» на основании «требования-накладной №00000004» 28.02.2010г. был перемещен материал: профиль под стекло 203035 ТПУ-011 в количестве 1000.000 шт.  на сумму 3019р.07коп. с основного склада на Стройком – 36 (приложение 3).
         По окончании квартала составляется «Оборотно-сальдовая ведомость по счету материалы; места хранения»,  путем перенесения итогов  «карточек субконто». Так, на предприятие ООО «Горизонт Про» за 4 квартал 2009г. На основной склад поступил Герметик «Universal» 310мл силикон белый 1/24 в количестве 10.000 шт. на сумму 850р.00коп. и затем был полностью отпущен в производство (приложение 4). Затем на основании «Оборотно-сальдовая ведомость по счету материалы; места хранения» делаются  бухгалтерские проводки на итоги движения материалов за отчетный период и через них  данные переносятся в Главную Книгу, а затем в Баланс.
     Синтетический учет затрат на предприятии
       Для  обеспечения  учёта  всех  затрат, распределения их между    хозяйственными    процессами, производствами,  видами  продукции  создана  система  синтетических   счетов бухгалтерского учёта,  которые  закреплены  в  Плане  счетов  бухгалтерского учёта.  Каждое  предприятие,  исходя  из   специфики   своей   хозяйственной деятельности, выбирает ту или иную совокупность счетов для учёта  затрат  на производство.
         Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций (утвержденного приказом Минфина РФ  от 31 октября 2000г. N 94н) счета затрат на производство  отражаются  в третьем разделе «Затраты на производство».
         Счета этого раздела предназначены  для обобщения информации  о   расходах по обычным видам  деятельности  организации  (кроме  расходов  на  продажу).
     Формирование информации о расходах по  обычным  видам  деятельности  ведется на счетах 20–29.
         Рассмотрим основные синтетические  счета для учёта затрат на  ООО  «Горизонт Про».
       Наиболее значимыми счетами на предприятии  для  учёта  затрат  являются счет 20 «Основное производство» и счет 25 «Общепроизводственные расходы».
         Счет  20  «Основное  производство»  открывается на   предприятии   для формирования информации о затратах  по  производству,  являющемуся  основным для данного  предприятия.  Цель  данного  учёта -  получение информации  о плановых и фактических затратах, по незавершенному производству на начало  и конец отчетного периода; расходах на  брак  и  прочих  затрат,  влияющих  на формирование фактической себестоимости  продукции.  Поэтому  на  этом  счете отражаются все прямые расходы предприятия, связанные с выпуском продукции.
         Прямые  расходы,  связанные   непосредственно  с   выпуском   продукции, выполнением работ и  оказанием  услуг,  списываются  на  счет  20  «Основное производство» с кредита счетов учёта производственных  запасов,  расчётов  с персоналом по оплате труда и амортизации основных средств, занятых  в  сфере производства.
         По  кредиту  счета  20   «Основное   производство»   отражаются   суммы фактической себестоимости завершенной  производством  продукции.  Эти  суммы списываются со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи».  Полученный остаток по счету 20 «Основное производство» на конец  месяца показывает стоимость незавершенного производства предприятия.
       В плане   счетов   также   указывается,   с   какими   счетами   могут корреспондировать счета затрат.
         Счет 20 «Основное производство» по  дебету  может корреспондировать с определенными  счетами  (т.е.  проводка  будет  Дебет  счета  20   «Основное производство» и Кредит нижеуказанных счетов):
         02 Амортизация основных средств.
         04 Нематериальные активы.
         05 Амортизация нематериальных активов.
         10 Материалы.
         11 Животные на выращивании и  откорме.
         16 Отклонение в стоимости материальных ценностей.
         19 Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям.
         20 Основное производство.
         21 Полуфабрикаты собственного производства.
         23 Вспомогательные производства.
         25 Общепроизводственные расходы.
         26 Общехозяйственные расходы.
         28 Брак в производстве.
         40 Выпуск продукции (работ, услуг).
         41 Товары.
         43 Готовая продукция.
         60 Расчёты с поставщиками и  подрядчиками.
         68 Расчёты по налогам и сборам.
         69 Расчёты по социальному страхованию  и обеспечению.
         70 Расчёты с персоналом по оплате  труда.
         71 Расчёты с подотчетными лицами.
         75 Расчёты с учредителями.
         76 Расчёты с разными дебиторами  и кредиторами.
         79 Внутрихозяйственные расчёты.
         80 Уставный капитал.
         86 Целевое финансирование.
         91 Прочие доходы и расходы.
         94 Недостачи и потери от порчи  ценностей.
         96 Резервы предстоящих расходов.
         97 Расходы будущих периодов.
         По кредиту счёта 20 «Основное  производство» и по  дебету  счетов  могут быть отражены следующие счета:
         10 Материалы.
         11 Животные на выращивании откорме.
         15 Заготовление и приобретение  материальных ценностей.
         20 Основное производство.
         21 Полуфабрикаты собственного производства.
         28 Брак в производстве.
         40 Выпуск продукции (работ, услуг).
         43 Готовая продукция.
         45 Товары отгруженные.
         76 Расчёты с разными дебиторами  и кредиторами.
         79 Внутрихозяйственные расчёты.
         80 Уставный капитал.
         86 Целевое финансирование.
         90 Продажи.
         91 Прочие доходы и расходы.
         94 Недостачи и потери от порчи  ценностей.
         99 Прибыли и убытки.
         Однако,  исходя  из  учетной   политики  ООО   «Горизонт Про»   на   2009   год, ориентированной на положения статей 25 Главы  II  части  Налогового  кодекса РФ, счет 20 «Основное производство» по  дебету  может корреспондировать со следующими  счетами  (т.е.  проводка  будет   Дебет   счета   20 «Основное производство» и Кредит нижеуказанных счетов):
         02 Амортизация основных средств.
         10 Материалы.
         69 Расчёты по социальному страхованию и обеспечению.
         70 Расчёты с персоналом по оплате  труда.
         Например:
         -переданы материалы в производство - (приложение 5).
                             Д-т 20   К-т 10 … 780551р. 90к.
         -начислена амортизация  за  ноябрь 2009 года  на  основные  средства, занятые в сфере производства
                              Д-т 20   К-т 02 … 16936р. 00к.
         -начислена заработная плата производственным рабочим за ноябрь 2009 года.
                             Д-т 20   К-т 70 … 27375р. 00к.
         -начислен Единый социальный налог в части Фонда социального страхования за ноябрь 2009 года.
                            Д-т 20   К-т 69-1 … 7473р. 38к.
       Так же, исходя из учетной политики  ООО «Горизонт Про» на 2009 год, по  кредиту счёта 20 «Основное производство» и по дебету счетов  могут быть  отражены следующие счета:
         10 Материалы.
         90 Продажи.
         Например:
    -учтена выручка ООО «Янтарь» за оказанную услугу по установлению монолитных систем
                                     Д-т 62    К-т 90 …1454265р.81к.
     -начислен НДС за оказанную услугу по установлению монолитных систем
                                     Д-т 90     К-т 68 …221837р.16к.
         В свою очередь, в конце отчетного   периода,  списывается  себестоимость реализованной продукции с кредита  счета  20  «Основное производство»  в  дебет счета 90-2 «Себестоимость  продаж»  исходя  из  учетной  цены  (цены  прямых затрат) и количества реализованной продукции.
                                Д-т 90     К-т 20 … 1063576р.65к.
 
  На  счете   25   «Общепроизводственные   расходы»   учитываются  затраты, связанные с производственным процессом (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; арендная плата за машины используемые в производстве и др.).  
В соответствии  с  Планом  счетов  бухгалтерского  учета  (утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. N 94н) счет 25  «Общепроизводственные расходы» по дебету может корреспондировать  с  определенными счетами (т.е. проводка будет Дебет счета 25  «Общепроизводственные  расходы»   и   Кредит нижеуказанных счетов):
         02 Амортизация основных средств.
         04 Нематериальные активы.
         05 Амортизация нематериальных активов.
         10 Материалы.
         16 Отклонение в стоимости материальных  ценностей.
         19 Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям.
         21 Полуфабрикаты собственного производства.
         23 Вспомогательные производства.
         29 Обслуживающие производства и  хозяйства.
         43 Готовая продукция.
         60 Расчёты с поставщиками и подрядчиками.
         69 Расчёты по социальному страхованию  и обеспечению.
         70 Расчёты с персоналом по оплате  труда.
         71 Расчёты с подотчетными лицами.
         76 Расчёты с разными дебиторами  и кредиторами.
         79 Внутрихозяйственные расчёты.
         94 Недостачи и потери от порчи ценностей.
         96 Резервы предстоящих расходов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.