На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовые санкции в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    НОУ ВПО 
    «МУРМАНСКАЯ АКДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ» 

    Факультет: Экономический
    Специальность: 08010565.65 «Финансы и кредит»
    Личное  дело № 050/8 
 

    Курсовая  работа
    по  дисциплине: Финансы
    на  тему: «Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Студентки 2 курса
    Группа: ФК-ДО-2508
    Проверила:
    Дата  регистрации работы:   «___» _____________ 2010г.
    К.э.н., доцент: Семерькова М.М.
    Подпись:_____________ 

    Оглавление
Введение 3
1.1 История происхождения финансовых санкций 5
2. Классификация финансовых санкций 8
2.1 Финансовые санкции. 8
2.2 Налоговые санкции. 9
2.3 Санкции, предусмотренные БК РФ. 15
2.4 Санкции, предусмотренные КоАП РФ. 26
2.5 Санкции, предусмотренные УК РФ. 32
3. Совершенствование механизма применения финансовых санкций 35
3.1 Повышение финансовой ответственности в сфере управления налогов 35
3.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций 36
Заключение 37
 

Введение

      Актуальность исследуемой темы  заключается в том, что  с развитием рыночных отношений в Российской Федерации формируется новая система налогообложения. Принятые в течение последних лет законодательные и иные нормативные акты о налогообложении устанавливают не только систему налогов в Российской Федерации, порядок их исчисления и уплаты, но и меры контроля над соблюдением норм налогового законодательства. Созданы и функционируют контрольно-надзорные органы, призванные обеспечить режим законности в налоговой сфере.
    Существенные  преобразования бюджетной системы  нашего государства в конце прошлого столетия потребовали формирования комплекса средств воздействия  на нарушителей бюджетного законодательства - института ответственности за нарушения  бюджетного законодательства. За непродолжительный период правовое регулирование института ответственности за нарушения бюджетного законодательства претерпело существенные преобразования. Однако, несмотря на его развитие, происходившее в 1994 – 1998 гг., произвольное финансирование отдельных видов расходов, не предусмотренных законами о бюджете, отсутствие многих, особенно процедурных, норм, регламентирующих применение ответственности, сомнительная легитимность имеющихся правил ввиду установления их подзаконными актами, хроническое неисполнение законов о бюджете и другие проблемы свидетельствовали в правовом отношении о слабости законодательного регулирования и механизмов ответственности, а в социально-экономическом отношении порождали самые негативные последствия. Осознание этих проблем и необходимость их решения привели к разработке в 1997 году Бюджетного кодекса РФ, принятого Государственной Думой 17 июля 1998 и подписанного Президентом РФ 31 июля 1998.В преамбуле Бюджетного кодекса РФ утверждается, что он определяет "основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ". В ст. 1 Бюджетного кодекса РФ указано, что Бюджетным кодексом "устанавливаются правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации".
    Целью написания курсовой работы является исследование  законодательства Российской Федерации в части применения финансовых санкций.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    -  изучить теоретические основы в части применения финансовых санкций к организациям и индивидуальным предпринимателям;
    -   рассмотреть классификацию финансовых санкций;
    -  исследовать механизм применения финансовых санкций;
    - исследовать механизм применения уголовных санкций;
    исследовать механизм применения административных санкций;
    исследовать механизм применения налоговых санкций;
    - по результатам исследования сделать соответствующие выводы.
    Предметом исследования является законодательство РФ.
    Объектом  исследования - финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования.
    В процессе изложения темы курсовой работы было использовано законодательство РФ, учебная и научная литература таких авторов как:
    1. Бюджетный кодекс РФ. - 2010.
    2. Налоговый кодекс РФ. - М.: Издательство  «Омега-Л», 2010.
    3. Постановление Конституционного  суда РФ от 17 декабря 1996 г. //СЗРФ. 1997, №1. - С. 282-287.
    4. Постановление Конституционного  суда РФ от 6 ноября 1997 г. //СЗРФ. 1997, №50. - С. 36-39.
    5. Финансовое право: Учебник. /О.Н.  Горбунова, Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П.  Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во  Проспект, 2004. С. 480-485.
    6. Финансовое право: Учебник /отв.  ред. Н.И. Химичева. - 3-е изд., перераб.  и доп. - М.: Юристъ, 2003. - С. 344-347.
    7. Финансы, денежное обращение и  кредит: Учебник под ред. Романовского. - 2001. - C. 110-116.
    8. Финансы: Учебник под ред. Г.Б.  Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 691.
    9. Мусаткина А.А. Признаки финансово-правовых  санкций //Финансовое право. - 2004, №1.
    10. Бахрах Д., Кролис Л. Законность  применения санкций за нарушения  налогового законодательства //Хозяйство  и право. - 1996. - №3.
    11. Фрейзеров А.Р. Причины неплатежей в России //Вопросы экономики. - 2000. - №6
    12. Коршунов В. Оштрафовала налоговая – жалуйтесь в суд //ЭиЖ. - 2006. - №10
    13. Коршунов В. Чего бояться налогоплательщику? //ЭиЖ. - 2007. - №2.
    14. Уголовный кодекс, 2010г.
    15. Кодекс об административных правонарушениях, 2010 г.

    1.1 История происхождения финансовых санкций

    Первый  известный пример использования  экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй, введение санкций объяснялось корыстными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны. Например, страны, торговавшие с Китаем, периодически вводили запреты на ношение шелковой одежды, дабы подорвать экономику и уменьшить влияние Поднебесной Империи. Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил "континентальную блокаду", запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары. Использование подобных политических методов привело ко многим конфликтам и войнам. Постепенно в мире возобладала точка зрения, согласно которой свободная торговля выгодна всем – и продавцам, и покупателям.
    Стратегия применения торговых санкций против недружественных государств была впервые  разработана и использована на практике тогдашней супердержавой - Британской Империей – в конце 19 века. В 1888 году население Великобритании составляло всего 2% от населения земного шара, но на долю этой страны приходилось 54% всех промышленных товаров, циркулирующих  в мире. Этот рекордный показатель больше никогда и никем не был превзойден. Торговые санкции были одним из наиболее часто применяемых Великобританией инструментов для давления на другие государства. Британский философ Томас Хаксли в 1890 году записал мысль, которая стала своеобразным идеологическим обоснованием всех торговых войн: "Наш народ - народ покупателей. Покупатели хотят приобретать лучшие товары по лучшим ценам. Тоже самого хотят и жители других государств. Если их правители будут препятствовать нам продавать им товары, то 5 или 6 миллионов англичан очень скоро не будут иметь средств для пропитания. Поэтому мы должны защищать наши магазины от товаров, которые предлагают нам такие государства и стремиться повлиять на их правителей".
    Однако, Первая Мировая Война возродила дух изоляционизма. Согласно американскому исследователю Джону Смиту, директору Института Экономической Демократии, одной из причин начала Первой и Второй Мировой войны стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами мира. К примеру, необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией (1914) тогдашними политиками обосновывалось необходимостью "защиты национальных торговых интересов против германской экспансии".
    Мировая экономическая депрессия 1920-х и, особенно, 1930-х годов привела к  тому, что многие страны повысили таможенные тарифы и понизили квоты на ввоз импортных товаров. Это было одним  из главных причин начала Второй Мировой  Войны. К примеру, вступлению Японии во Вторую Мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами. Любопытно, что после начала Японией военных действий, США, тогда  еще не участвовавшие в войне, ввели санкции на поставки нефтепродуктов в Японию. Япония, практически лишенная собственных источников нефти, сочла  это актом экономической агрессии , что решающим образом повлияло на стратегический выбор "страны восходящего солнца". В 1941 году японцы атаковали США, а не СССР, главные силы которого вели бои с германскими нацистами.
    После Второй Мировой Войны страны Запада решили, что кооперация поможет всем участникам мировой экономики больше, чем изоляция, тем более, что главный  противник - СССР, фактически, проводил изоляционистскую политику. В конце 1940-х-1950-х годов международная  торговля начала снова набирать обороты, кроме того были впервые созданы  международные структуры, которые  регулировали торговые отношения и  боролись с изоляционизмом. Это кардинально  изменило мировую экономику. По данным Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию, в 1913 году, перед началом Первой Мировой войны, доля экспорта в общем валовом национальном продукте (ВВП) страны Западной Европы составляла 8.8% (на долю стран этого региона приходилось более 60% мирового экспорта). В 1950 году она составила 8.8% (41% мирового экспорта), а к 1973 году достигла 18.7% (соответственно, почти 46%). Ныне она составляет, примерно, 42%. Для сравнения, для Российской Империи в 1913 году этот показатель был равен 2.5% (4.1% мирового экспорта). Для СССР в 1950 году - 2.1% (5%), в 1973 году вырос до скромных 6.2% (7.5% мирового экспорта).
    Тем не менее, институт экономических санкций  не исчез. Санкции применяют международные  организации, политические блоки, отдельные  страны. Иногда санкции наносят колоссальный ущерб. К примеру, 20 октября 1973 года арабские страны-экспортеры нефти ввели  эмбарго на поставки нефтепродуктов в США. Этот шаг был предпринят в знак протеста против американской поддержки Израиля. В результате, мировые цены на нефть выросли  в несколько раз. В 1974 -1975 годах  страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. Больше всего от этого, в  стратегической перспективе, пострадали сами арабские государства. После "нефтяной атаки", Запад кардинально изменил  свою энергетическую политику: автомашины - главные потребители нефти стали  более экономичными, страны-импортеры  начали активно искать альтернативные источники нефти, а исследовательские  организации получили колоссальные средства на поиск иных источников энергии, способных заменить нефть. Кроме того, запрет вывоза ресурсов 1973 года надолго ухудшил отношения арабских государств с Западом и на несколько лет лишило их доступа к инвестициям и технологиям.
 

2. Классификация  финансовых санкций

2.1 Финансовые санкции.

    По  видам финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени.
    Неустойка – самый распространенный вид финансовых санкций, широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
    Штраф – однократно выплачиваемая нарушителем обязательства денежная сумма (по общему правилу его размер определяется в твердой денежной сумме).
    В отличие от штрафа пеня устанавливается  обычно в процентном отношении к  сумме невыплаченного обязательства  и начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного  времени или всего периода  просрочки.
    В зависимости от правовых отношений  начисления финансовых санкций подразделяют на законные (т.е. определенные законом) и договорные (устанавливаются соглашением  сторон, определяющим размер и условия  взыскания).
    Источники возмещения финансовых санкций: прибыль  и иные финансовые ресурсы предприятий, организаций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся к  непроизводительным расходам. Санкции  финансовые взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда.
    Функции финансовой санкции – предупредительная, восстановительная (компенсационная) и репрессивная.
    Финансовые  санкции наряду с налоговыми и неналоговыми платежами в бюджет, финансовыми льготами, государственными субсидиями являются важным финансовым регулятором. Финансовые санкции оказывают прямое влияние на ход рыночных процессов, т. е. прямо изменяют уровень доходов субъектов производства и рыночную конъюнктуру.
    Субъектами  финансовой ответственности могут быть юридические лица (в некоторых случаях – и их филиалы), граждане-предприниматели, а также физические лица, являющиеся плательщиками налогов, по которым применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок их уплаты.
    Финансовые  санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.

2.2 Налоговые санкции.

    Налоговые санкции могут применяться при  совершении налогового правонарушения. В соответствии со ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признаётся виновно совершённое противоправное (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым кодексом предусмотрена ответственность.
    Налоговые санкции определяются в ст. 114 НК РФ.
    Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
    Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл.16,18 НК РФ (т.е. при совершении налоговых правонарушений юридическими и физическими лицами, а также нарушении банками их обязанностей).
    При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза.
    При наличии обстоятельства, предусмотренного п.2 ст.112, (т.е. если лицом уже было в прошлом совершено аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100%.
    При совершении одним лицом 2х и более налоговых правонарушений санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.
    Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговые правонарушение, повлекшее задолженность по налогу, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика только после перечисления в полном объёме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очерёдности, установленной ГК РФ.
    Налоговые санкции – это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также наказания нарушителей.
    Таким образом, применение финансовых санкций  влечет для виновных в совершении налоговых нарушений наступление  обременительных последствий имущественного и морального характера.
    В соответствии с действующим законодательством, регулирующим налоговые правоотношения, соблюдение порядка уплаты налогов  обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. К практике арбитражных  судов имеют отношение только вопросы применения «финансовой ответственности».
    К сожалению, порядок применения финансовой ответственности в законодательстве должным образом не урегулирован, и это порождает на практике целый  ряд вопросов. Первый касается правовой природы финансовой ответственности. Как известно, ответственность подразделяется на виды по предмету и методу регулирования. Финансовая ответственность выделена в законодательстве как самостоятельная  и обладает рядом специфических  особенностей, но по предмету и методу регулирования она является разновидностью административной. К вопросам применения финансовой ответственности можно  отнести и вопросы, связанные  с действием закона во времени. В  соответствии со ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, при применении финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства необходимо руководствоваться  законодательным актом, определяющим основания ее применения на момент совершения правонарушения. Правда, может  возникнуть вопрос об обратной силе закона. Установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон.
    Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом РФ «Об  основах налоговой системы в  РФ» случаях несет финансовую ответственность в виде:
    1) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной сумм дохода (прибыли);
    2) штрафа в размере 10% от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке, по каждому из следующих видов нарушений:
    отсутствие учета объектов налогообложения;
    ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период не менее чем на 5% от причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный квартал;
    непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
    3) взыскания пeни, т.е. установленной денежной суммы, которую налогоплательщик, налоговый агент или иное обязанное лицо должен внести в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, в том числе сроки, измененные для исполнения налогового обязательства (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит). Взыскание пени, по мнению законодателя, не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности. Пeни начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством по уплате налога дня или дня истечения срока отсрочки, рассрочки, налогового кредита независимо от выставления или невыставления требования об уплате налога и в течение всего срока исполнения налогового обязательства. Пeни за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пeни принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если налог уплачивается в российской валюте. Пеня – вид финансовой ответственности. Она может быть также взыскана с налогоплательщика – юридического лица в бесспорном порядке. Пеня начисляется только на выявленные задержанные суммы налогов, начиная с установленного срока уплаты. При взыскании недоимки в судебном порядке начисление пeни прекращается со дня вынесения судом решения об изъятии имущества недоимщика (об обращении взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от других лиц);
    4) других санкций, предусмотренных  законодательными актами: ст. 13 Закона  Российской Федерации «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации» 
    К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, предусмотренные  ст. 13 Закона «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» по данному налогу, не применяются. Дополнительно начисленные суммы налогов по результатам счетных проверок уплачиваются в срок, когда они должны были быть уплачены при правильном исчислении налога в проверяемом периоде. Если суммы налогов начисляются в результате камеральных проверок1, то пеня начисляется по истечении 10-дневного срока со дня, установленного для представления отчетности в налоговый орган. В случае совпадения срока уплаты с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется, начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
    Днем  уплаты считается:
      день внесения денежных средств в соответствующий банк (иное финансово-кредитное учреждение) при уплате наличными деньгами;
      день внесения денежных средств на почту или в банк (иное финансово-кредитное учреждение) при переводе денег по почте или через банк (иное финансово-кредитное учреждение);
      день списания банком (финансово-кредитным учреждением) платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет при перечислении сумм платежа со счета плательщика в банке (ином кредитном учреждении).
    При выявлении сокрытых от налогообложения  доходов предприятий, организаций  и физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, налоговые органы применяли  меры финансовой ответственности в  размере, превышающем в три раза размеры штрафов, установленных  п. 1 ст. 13 Закона «Об основах налоговой  системы в Российской федерации». Сокрытие доходов и их занижение  с точки зрения юридического состава  налогового правонарушения являются различными понятиями: в первом случае очевиден умысел налогоплательщика, а во втором он может отсутствовать либо быть недостаточно четко выраженным. На практике занижение доходов чаще происходит по неосторожности налогоплательщиков (например, в результате неправильного  отнесения расходов на себестоимость  продукции). Однако, как известно, неосторожность также представляет собой форму  вины. Поэтому в данном случае можно  говорить об ответственности налогоплательщика  за занижение дохода.
    В качестве примеров налоговых  санкций можно  привести также:
      взыскание в федеральный бюджет с банков и иных кредитных учреждений полученного дохода при задержке исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использовании неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (ч. 3 ст. 15 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;
      наложение штрафа в размере 10% суммы налога, подлежащего взысканию, на предприятия, учреждения и организации при нарушении установленного порядка перечисления подоходного налога с физических лиц (ст. 22 Закона «О подоходном налоге с физических лиц»).
    Меры  финансовой ответственности применяются при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
      за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм – штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;
      за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности – штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;
      за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов – штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
    За  налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ. Однако надо иметь в виду, что в ст. 114 НК РФ (т.е. налоговые санкции) в качестве меры ответственности назван только штраф. Это обусловлено неоднозначным пониманием юридической ответственности и, в частности, отождествлением в большинстве случаев юридической ответственности только с карательными санкциями правовых норм. Между тем финансово-правовые санкции как меры ответственности подразделяются на карательные и восстановительные.
    Штраф как мера финансово-правовой ответственности  принципиально отличается от административного  штрафа и гражданско-правового штрафа.
    Финансовый  штраф отличается от административного  по порядку его применения: во-первых, финансовый штраф не может быть заменен  иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа; во-вторых, исключается возможность взыскания штрафа и обжалования постановления о наложении штрафа в порядке производства по делам об административных правонарушениях; в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взысканием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).
    Учитывая, что финансово-правовая ответственность  является разновидностью имущественной, целесообразно финансовый штраф  отличать и от штрафа как меры гражданско-правовой ответственности. Так, финансовый штраф, налагаемый за финансовые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, получателем  бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у организации после  уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные  расходы предприятия. Кроме того, финансовый штраф предусматривается  в законодательстве, а гражданско-правовой штраф может устанавливаться  соглашением сторон.
    От  финансово-правовых санкций, являющихся мерами финансово-правовой ответственности, нужно отличать иные меры государственного принуждения, применяемые компетентными  органами в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных  образований.
    В отличие от мер финансово-правовой ответственности, направленных на устранение вреда, причиненного финансовым правонарушением, и наказание правонарушителя, иные меры государственного принуждения  в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных  образований направлены на то, чтобы  предупредить возможные неправомерные  действия субъектов финансовых правоотношений, а в случае необходимости —  пресечь противоправные действия и  обеспечить привлечение правонарушителя  к финансовой или иной юридической  ответственности. В связи с этим иные меры государственного принуждения  в вышеназванной сфере подразделяются на предупредительные и пресекательные.

2.3 Санкции, предусмотренные  БК РФ.

    БК РФ содержит перечень составов бюджетных правонарушений, который на первый взгляд выглядит довольно внушительно, т.к. включает в себя 18 составов правонарушений, предусмотренных в статьях 289 - 306. На мой взгляд, что законодатель допустил небрежность, включая перечень составов правонарушений в главу 28 БК, которая называется "Общие положения". Более рациональным видится выделение норм, устанавливающих ответственность за конкретные правонарушения, в отдельную главу "Виды бюджетных правонарушений".
    Необходимо  также отметить, что большинство  норм главы 28 БК, устанавливающих ответственность за совершение отдельных правонарушений, содержат отсылки к КоАП РФ, что также усложняет применение мер ответственности.
    Наиболее  часто совершаемым правонарушением  является нецелевое использование  бюджетных средств, которое выражается в направлении и использовании  их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными  правовыми основаниями их получения.
    Статья 38 БК РФ устанавливает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете (нецелевое использование) при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
    В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 16.04.1996 N 3-А2-02 "О нецелевом  использовании средств, выделенных из федерального бюджета" (далее - письмо) под использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность  которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах  или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств. Если при выделении средств из федерального бюджета формулируются две (промежуточная  и конечная) или несколько целей, для признания использования  средств целевыми необходимо достижение каждой из них. Если одна или несколько  из поставленных целей не достигнуты, то использование средств, выделенных из федерального бюджета, следует признать нецелевым - в соответствии с Письмо Минфина РФ от 16.04.1996 N 3-А2-02 "О нецелевом  использовании средств, выделенных из федерального бюджета" утратило силу в связи с изданием Приказа  Минфина РФ от 13.08.2001 N 64н "О признании  утратившим силу письма Минфина Российской Федерации".
    Согласно  п. 6 письма при финансировании, кредитовании, передаче средств в управление видами нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, сопровождающегося  неправомерными действиями, являются:
    1. Направление этих средств на  банковские депозиты, приобретение  различных активов (валюты, ценных  бумаг, иного имущества) с целью  их последующей продажи.
    2. Осуществление взносов в уставный  капитал другого юридического  лица, оказание финансовой поддержки.
    3. Расходование средств при отсутствии  оправдательных документов, неоформление  или неправильное оформление  первичных документов (первичных  документов на приобретение товарно-материальных  ценностей, документов на расходование  средств, отсутствие авансовых  отчетов и т.д.).
    4. Недостача материальных ценностей,  приобретенных за счет средств,  выделенных из федерального бюджета.
    5. Расходование средств, выделенных  из федерального бюджета, сверх  норм, установленных Минфина Российской Федерации (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т.д.). Суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода.
    6. В организациях, основная деятельность  которых финансируется за счет  средств федерального бюджета,  нецелевым использованием признается:
      использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;
      расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование.
    Совершение  подобных действий в соответствии со ст. 289 БК РФ влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ".
    В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
    На  мой взгляд, при применении мер ответственности за совершение данного правонарушения необходимо учитывать экономическую составляющую правонарушения, ведь размеры нецелевого использования могут быть разными, и если при незначительном размере нецелевого использования размер установленного штрафа может быть неоправданно высок, то в другом случае размер штрафа может быть ничтожен по сравнению с суммой средств, использованных не по целевому назначению. Кроме того, устанавливая размер штрафа в рамках от 400 до 500 МРОТ, законодатель оставляет возможность определения размера штрафа на усмотрение должностного лица, применяющего данную санкцию, следовательно, оставляет возможность для злоупотреблений.
    Исходя  из этого, видится более уместным и рациональным исключить штрафы, применяемые к юридическим лицам  из ст. 15.14 КоАП РФ, установить в ст. 289 БК РФ наложение штрафа на получателей бюджетных средств в процентном соотношении к размеру нецелевого использования бюджетных средств, например 5% или 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.
    Изъятие в порядке бесспорного списания бюджетных средств происходит в  соответствии со ст. 285 БК РФ. Данная статья БК РФ предусматривает порядок бесспорного списания только бюджетных средств, используемых нецелевым образом, однако в результате такого использования правонарушитель может получать прибыль, изъятие которой не предусмотрено БК РФ. Видится необходимым, наряду с бесспорным списанием бюджетных средств, установить порядок изъятия прибыли, полученной от нецелевого использования бюджетных средств.
    Определенный  интерес также вызывает возможность  применения блокировки расходов при  выявлении фактов нецелевого использования, предусмотренная в п. 4 ст. 231 БК РФ, но фактически не установленная в качестве меры ответственности в ст. 289 БК РФ. Видится необходимым включить данную меру ответственности в ст. 289 БК РФ, при этом необходимо учитывать, что полномочиями по ее применению обладает только министр финансов РФ, следовательно, применяться блокировка расходов будет в исключительных случаях, при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств в особо крупных размерах.
    БК РФ также допускает применение мер уголовной ответственности при наличии состава преступления, предусмотренного УК РФ. К сожалению, законодатель в рамках УК РФ не уделил должного внимания вопросам ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, т.е. самостоятельной статьи, устанавливающей ответственность должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств, нет. Следовательно, привлечение к уголовной ответственности в данном случае возможно только на основе ст. 285 УК РФ. Данная статья устанавливает уголовную ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
    Следующим правонарушением, за совершение которого БК РФ предусматривает ответственность в ст. 290, является невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Совершение данного правонарушения влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.
    Совершение  должностными лицами данного правонарушения влечет наложение штрафов в соответствии со ст. 15.15 КоАП РФ, однако данная статья устанавливает ответственность  только за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Таким образом, получается, что должностное лицо получателя бюджетных средств, виновное в нарушении  срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, подвергается наложению штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ, юридическое лицо - от 400 до 1000 МРОТ, а юридические лица и должностные лица получателей бюджетных средств, вообще не вернувшие бюджетные средства, выданные на возвратной основе, могут остаться безнаказанными.
    Следующим правонарушением, предусмотренным  ст. 291 БК РФ, является неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. За совершение данного правонарушения предусматривается наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными средствами в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
    В соответствии со ст. 15.16 КоАП РФ неперечисление получателем бюджетных средств  в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
    Бюджетные правонарушения, предусмотренные в  статьях 289, 290, 291, объединяют то, что  КоАП РФ устанавливает ответственность  должностных лиц за совершение данных правонарушений. В других статьях  части IV БК РФ, устанавливающих ответственность за совершение бюджетных правонарушений, также предусмотрено применение мер ответственности в соответствии с КоАП РФ и УК РФ, но фактически в КоАП РФ она отсутствует, а меры уголовной ответственности могут применяться к большинству бюджетных правонарушений при наличии в действиях руководителей государственных органов, органов местного самоуправления состава преступления, предусмотренного статьями 285, 286 УК РФ.
    Проведенный анализ бюджетных правонарушений показывает, что БК РФ устанавливает в каждом составе бюджетного правонарушения применение мер ответственности в соответствии с КоАП РФ, однако в самом КоАП РФ установлена ответственность за совершения только трех видов бюджетных правонарушений, предусмотренных статьями 289, 290, 291. За совершение других видов бюджетных правонарушений в КоАП РФ ответственность не установлена.
    Таким образом, самыми действенными мерами ответственности  за совершение бюджетных правонарушений являются такие меры ответственности, как блокировка расходов, изъятие  бюджетных средств, взыскание пени, предусмотренные в самом Бюджетном  кодексе РФ.
    В то же время за совершение правонарушений, предусмотренных в статьях 292, 294, 295 БК РФ, законодатель устанавливает взыскание штрафов в соответствии с КоАП РФ и вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Учитывая то, что КоАП РФ ответственность за эти правонарушения не устанавливает, можно утверждать, что руководители органов Федерального казначейства вправе только предупреждать правонарушителей о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
    В сложившейся ситуации выходом из этого положения является установление размеров штрафов непосредственно  в нормах БК РФ, предусматривающих ответственность за совершение бюджетных правонарушений.
    Следует отметить, что из четырех частей БК РФ одна часть целиком посвящена ответственности. По сравнению с ранее действовавшим законодательством нормы БК, посвященные проблемам ответственности за нарушения бюджетного законодательства, выглядят шагом вперед. Тем не менее, соответствующая часть БК (часть IV) представляется самой слабой его частью.
    Прежде  всего, следует отметить, что БК РФ не содержит понятия "бюджетное правонарушение". Вместо него используется понятие "нарушение бюджетного законодательства". В соответствии со ст. 281 БК РФ "неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства".
    Такое решение законодателей, видимо, объясняется  тем, что до последнего времени российская правовая система не знала иных видов  юридической ответственности, кроме  традиционных: гражданской, дисциплинарной, административной и уголовной. Меры ответственности за нарушения норм большинства отраслей законодательства, если только по своей тяжести они  не влекли уголовную ответственность, включались в Кодекс об административных правонарушениях. Этими же причинами  было обусловлено и исключение из текста статей рассматриваемой части  БК РФ указаний о конкретном размере штрафов за бюджетные правонарушения. В статьях БК РФ установлены лишь виды санкций, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, конкретный же размер штрафов, равно как и порядок их применения, должен определяться КоАП РФ.
    Такое разделение норм, регулирующих процедуру  привлечения лица к ответственности, устанавливающих виды санкций и  конкретный их размер, в известной  мере снижающее эффективность применения мер ответственности, законодатель мотивировал требованиями юридической  техники. Однако необходимо отметить, что в БК РФ предусмотрено 18 составов бюджетных правонарушений (ст. 289 - 306), а КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушения бюджетного законодательства только в трех составах административных правонарушений (ст. ст. 15.14 - 15.16).
    Несовершенством отличаются и нормы БК РФ, устанавливающие отдельные виды бюджетных правонарушений.
    Во-первых, по непонятным нам причинам в единый перечень правонарушений, содержащийся в ст. 283 БК РФ, не включены бюджетные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 290, 291, 298, 299, 300, 301 и 302 БК.
    Во-вторых, некоторые виды бюджетных правонарушений, названные в качестве таковых  в статье 283, в дальнейшем тексте главы не фигурируют. Это относится, в частности, к таким видам  бюджетных правонарушений, как: несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных  услуг; открытие счетов бюджета в  кредитных организациях при наличии  на соответствующей территории отделений  ЦБ РФ, что представляется явным законодательным пробелом. Отсутствие в БК норм, определяющих объективную сторону этих правонарушений и устанавливающих меры ответственности за них, равносильно непризнанию указанных деяний бюджетными правонарушениями.
    В этой связи представляется необходимым  существенно переработать четвертую  часть БК РФ, посвященную проблемам ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
    В соответствии со ст. 281 БК РФ нарушение бюджетного законодательства - это неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, влекущее применение к нарушителю мер принуждения. Однако необходимо отметить, что ответственность за нарушение бюджетного законодательства выражается не только в применении мер принуждения, предусмотренных БК РФ.
    Так, нарушениями бюджетного законодательства, помимо непосредственно бюджетных  правонарушений, предусмотренных в  БК РФ, являются также нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки административного правонарушения и нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки состава преступления.
    Иными словами, за нарушение бюджетного законодательства могут применяться:
    меры уголовной ответственности, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки состава преступления;
    меры административной ответственности, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки административного правонарушения;
    меры ответственности, предусмотренные в БК РФ, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки бюджетного правонарушения.
    Ответственность за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки преступлений и  административных правонарушений, предусматривается  соответственно в УК РФ и законодательстве об административных правонарушениях, а БК РФ устанавливает ответственность только за бюджетное правонарушение.
    Бюджетное правонарушение имеет место в  том случае, когда присутствуют все  признаки его состава, т.е. объект, объективная  сторона, субъект и субъективная сторона.
    Противоправное  поведение в бюджетной сфере, выражающееся в совершении бюджетного правонарушения, влечет применение к  нарушителю соответствующих мер  ответственности, которые выражаются в определенных лишениях финансового  характера. В БК РФ они именуются мерами, применяемыми к нарушителям бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 282 БК РФ к таковым относятся:
    предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
    блокировка расходов;
    изъятие бюджетных средств;
    приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
    начисление пени;
    наложение штрафа;
    иные меры в соответствии с БК и федеральными законами.
    Перечень  мер ответственности, предусмотренных  в ст. 282 БК РФ, не является исчерпывающим. Законодательством предусматриваются и другие меры финансового воздействия на нарушителей бюджетного законодательства. Так, согласно ст. 10 ФЗ от 29.07.1998 N 136 "Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" за нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства может последовать отказ в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований. В ст. 74 Федерального закона от 31.12.2000 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" предусматривается такая мера, как обращение взыскания на взаимные расчеты бюджетов.
    Привлечение к ответственности за совершение бюджетных правонарушений осуществляется в особой процессуальной форме. Процедура  привлечения к ответственности  предусмотрена в бюджетном законодательстве, однако при анализе положений  статей 165, 166 и 284 БК РФ возникает целый ряд вопросов, касающихся процедур привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений.
    Во-первых, почему в качестве органов, полномочных  применять меры принуждения, называются только органы Федерального казначейства? Ведь, например, право блокировки расходов принадлежит к исключительной компетенции  министра финансов РФ, а Закон "О  Счетной палате" предоставляет  ей право при неоднократном неисполнении предписаний Счетной палаты приостанавливать операции по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Можно, конечно, предположить, что законодатель в  интересах получателей бюджетных  средств намеренно ограничил  число государственных органов, полномочных применять меры принуждения. В таком случае следовало бы предусмотреть, что постановления руководителей  органов Федерального казначейства о применении мер принуждения  могут приниматься на основе актов  проверок, проводимых не только органами казначейства, но и контрольными органами Минфина и Счетной палатой. В  противном случае наделение этих органов контрольными полномочиями теряет всякий смысл, так как обнаруженные в процессе проводимых этими органами ревизий нарушения бюджетного законодательства не могут быть пресечены.
    Во-вторых, кто вправе привлечь к ответственности  руководителей органов Федерального казначейства, которые могут выступать  субъектами большинства предусмотренных  БК РФ правонарушений? Допустим, руководителей территориальных органов Федерального казначейства может привлечь к ответственности начальник Главного управления Федерального казначейства, но вот кто вправе привлекать к ответственности последнего? То же самое относится и к министру финансов. В ст. 167 БК предусмотрена персональная ответственность министра финансов за реализацию предоставленных ему обширных полномочий в бюджетном процессе. Но по вопросу о порядке реализации этой ответственности БК РФ содержит лишь ничего не значащую формулировку: "Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством РФ". С моей точки зрения, отсутствие в БК РФ ответов на эти вопросы совершенно недопустимо. Возможным способом восполнения этого правового пробела может быть установление судебной процедуры привлечения к ответственности за бюджетные правонарушения должностных лиц Федерального казначейства и министра финансов РФ по представлению Счетной палаты РФ.
    Определенные  вопросы возникают и при анализе  положений ст. 283 БК РФ, устанавливающей перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Перечисленные в статье основания являются по своей сути действиями (бездействием), нарушающими бюджетное законодательство и характеризующими объективную сторону бюджетного правонарушения. Следовательно, каждое предусмотренное ст. 283 БК РФ основание должно быть описано в качестве отдельного состава бюджетного правонарушения и должна быть установлена ответственность.
    Анализируя  и сопоставляя положения ст. 283 БК РФ и статей, устанавливающих ответственность за отдельные виды правонарушений бюджетного законодательства, приходится констатировать, что:
    1. Не все основания, предусмотренные  ст. 283 БК РФ, нашли свое отражение при установлении ответственности за отдельные виды правонарушений. Так, например, неисполнение закона (решения) о бюджете, несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов, несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг, несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК, открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений ЦБ РФ, выделенные в качестве оснований в ст. 283 БК РФ, в дальнейшем не описываются как отдельные составы правонарушений, и, естественно, за эти действия ответственность не устанавливается.
    2. Некоторые основания, выделенные  в ст. 283 в качестве самостоятельных,  при установлении мер ответственности  объединены в один состав бюджетного  правонарушения. Так, например, неперечисление, неполное перечисление и несвоевременное  перечисление бюджетных средств  получателям бюджетных средств,  выделенные как отдельные основания  применения мер ответственности,  в дальнейшем включены в один  состав бюджетного правонарушения, предусмотренного ст. 293 БК РФ; по тому же принципу сформулированы составы бюджетных правонарушений, предусмотренные статьями 294, 306 БК РФ.
    3. Отдельные статьи, устанавливающие  ответственность за совершение  бюджетного правонарушения, сформулированы  таким образом, что в названии  статьи описывается одно основание  применения мер ответственности,  а в содержании описывается  совершенно другое основание.  Примером такого, мягко говоря, некорректного  установления мер принуждения  является ст. 296 БК РФ. В названии статьи говорится о "несоответствии уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи", а в содержании о "финансировании расходов, не включенных в бюджетную роспись".
    4. Встречаются также случаи неточного  воспроизведения основания применения  мер принуждения, т.е. фактически  и в основании, предусмотренном  ст. 283 БК РФ, и в статье, определяющей состав правонарушения и устанавливающей меры принуждения, речь идет об одном действии (бездействии), однако формулируется оно различным образом. Примером может служить ст. 295 БК РФ.
    5. Следует также отметить, что все  основания применения мер принуждения,  которые описываются в отдельных  составах бюджетных правонарушений, нашли свое отражение в перечне  оснований, предусмотренных ст. 283 БК РФ. Так, например, не включены в перечень оснований:
      Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290).
      Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, выданными на возвратной основе (ст. 291).
      Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка (ст. 298).
      Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (ст. 299).
      Предоставление государственных и муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300).
      Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка (ст. 301).
      Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302).
    Финансово-правовой штраф за нарушение бюджетного законодательства предусматривается ежегодно принимаемым  законом о федеральном бюджете. В частности, в соответствии со ст. 56 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» за нецелевое использование  предприятиями и организациями  средств федерального бюджета взимается  штраф в размере двойной действующей  ставки рефинансирования ЦБ РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.