На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Показатели эффективности деятельности фирмы ОАО "Татнефть"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
Введение  3 
1. Понятие эффективности деятельности фирмы и факторы на нее влияющие. Система показателей, характеризующих эффективность деятельности

фирмы и методика их расчета                                                       5 
2. Анализ основных показателей эффективности деятельности фирмы       23   
3. Мероприятия  по  улучшению   результативности   деятельности

 предпринимательской  фирмы                                           27  
Заключение 
Список использованной литературы                                                             34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – фирме. Именно на уровне фирмы  создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является эффективность деятельности фирмы. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых предприятием товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям их реализации, включающие такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д.
     В течение многих десятков лет в  нашей стране, в условиях высокой  монополизации производителей, регулятором  производства продукции являлся  не реальный спрос, а производство и  административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности  и выпуск показателей. В этих условиях проблема эффективности деятельности у производителей практически не вставала. С развитием рыночного  механизма эта проблема в нашей  стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей повышения эффективности  деятельности. В связи с этим в  современной экономике главным  направлением финансово-экономической  и производственно-сбытовой стратегии  каждого предприятия становится повышение качества и конкурентоспособности  выпускаемой продукции для закрепления  его позиций на рынке в целях  повышения эффективности хозяйственной  деятельности и получения максимальной прибыли.
     Необходимо  отметить, что проблема эффективности  в целом не является новой, она  присутствует в том или ином виде с периода возникновения материального производства и отражает взаимосвязь производственных отношений определенного способа производства. В условиях рыночной экономики, когда результаты работы одних субъектов рынка зависят от четкой и слаженной работы других субъектов, проблеме эффективности отводится определяющая роль.
     Нельзя  не заметить появления различных  новаторских, прогрессивных разработок увеличения эффективности. Наука и  техника не стоят на месте: вводится в массовое использование переработка  сырья с меньшими потерями и отходами, что довольно сокращает издержки и параллельно с этим благоприятно сказывается на экологических факторах, что в наши дни немаловажно; внедрение  в использование на практике постигнутых  экономических законов и закономерностей  осуществляется быстрее, чем раньше; автоматизация всех процессов заметно  увеличивает производительность.
     В данной работе объектом исследования является финансово-экономическая деятельность ОАО "Татнефть" , которая занимается добычей и переработкой нефти.
     Цель  курсовой работы – исследовать показатели, характеризующие эффективность  деятельности фирмы.
     Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
     - определить теоретические основы  определения экономической эффективности  деятельности фирмы;
     - рассмотреть систему показателей  экономической эффективности производственного  предприятия на примере ОАО  «Татнефть»;
     - проанализировать мероприятия по  повышению эффективности деятельности  предприятия. 
 

     1. Понятие эффективности деятельности фирмы и факторы на нее влияющие. Система показателей, характеризующих эффективность деятельности фирмы и методика их расчета.
     Предпринимательство - тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников  предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, и поэтому  должно быть тщательно обоснованно, опираясь на знания рынка сбыта и  конкурентов, не пренебрегая при  этом собственной интуицией и, безусловно, поддержкой государственных органов (особенно когда речь идет об экономически перспективных и социально значимых проектах в крупных масштабах). [14, с.195]
     В первую очередь предпринимательство  связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях  экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан  и общества в целом в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения  финансовых обязательств перед бюджетами  и другими хозяйствующими субъектами, получения в конечном итоге материального  и морального вознаграждения. Поступательное развитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами  и является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального  дохода, повышения эффективности  общественного производства.
     Понятие эффективности является едва ли не самым важным в экономической  теории и практике. Каждый предприниматель  крайне заинтересован в эффективном  ведении хозяйства. Поэтому чрезвычайно  важно понять суть этого явления. Это тем более важно, потому что  изучение использования любого ресурса подразумевает рассмотрение показателей эффективности их использования.
     Эффект  — от лат. effectus результат, воздействие. Соответственно, эффективность —  это результативность.
     В экономическом смысле существует много  определений эффективности, которые  в общем отражают одну проблему:
     - эффективность достигается, когда  ресурсы распределены таким образом,  что при использовании получают  максимально возможный суммарный  чистый выигрыш;
     - эффективность - отсутствие потерь  или такое использование экономических  ресурсов, при котором достигается  максимально возможный уровень  удовлетворения при данных затратах  и технологии, сокращенное обозначение  термина аллокативная эффективность; 
     - эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определенные как отношение  результата к расходам, которые  обусловили и обеспечили его  получение;
     - эффективность (аллокативная) - производство  продукта рациональной или заданной  структуры с помощью использования  эффективной комбинации ресурсов, обеспечивающей минимальные расходы;
     - эффективность - соотношение между  получаемыми результатами производства - продукцией и материальными  услугами, с одной стороны, и  затратами труда и средств  производства с другой. При капитализме  (мы живем в эпоху капитализма)  для предпринимателя затраты  имеют форму авансируемого им  основного и оборотного капитала, а результаты - форму прибыли.  Сопоставление затрат и результатов  используется в практике управления  капиталистическими фирмами в  целях извлечения максимальной  прибыли [4, с.96].
     Иными словами, характеризуя любую деятельность важно знать не только, каков результат, но и какой “ценой” он достигнут, какие для этого были использованы ресурсы. Поэтому, в общем смысле, эффективность — это соотношение между результатом и затратами или ресурсами, которые этот результат вызвали.
     Эффективность  деятельности фирмы  является важнейшей  качественной характеристикой хозяйствования на всех уровнях. Под экономической  эффективностью производственной деятельности следует понимать степень использования  производственного потенциала, которая  определяется соотношением результатов  и затрат производства. Чем выше результирующее значение при тех  же затратах, чем быстрее растет результат в расчете на единицу  затрат необходимого труда, или чем  меньше затрат на единицу полезного  эффекта, тем, соответственно, выше эффективность  производства, то есть показатель деятельности фирмы по распределению и переработке  ресурсов с целью производства товаров.
     Каждый  предприниматель, то есть бизнесмен  стремится достичь наибольшей эффективности  и на протяжении всего времени  было создано много способов и  направлений ее достижения, опыт передавался  и пополнялся поколениями по мере развития производства, торговли и  самой экономики в целом. Пробегая всю историю предпринимательства  с возникновения как токового и по наши дни, видно, что весь прогресс в нем был направлен на повышение  эффективности производства, что  является одним из основных критериев  эффективности самого предпринимательства [9, с.152].
     Эффективность деятельности делится на два главных  элемента . Один из них – производственная эффективность , другой – аллокационная  эффективность. 
     Производственная  эффективность характеризует повышение  производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов  при наименьших затратах.
     Понятие производственной эффективности состоит  из двух отдельных составляющих. Одна из них – техническая эффективность, другая – экономическая эффективность затрат. Когда фирмы являются технически эффективными , это означает , что они выпускают определенный объем продукции использованием минимально возможного объема ресурсов.
      Аллокационная эффективность по – другому называется эффективностью распределения ресурсов [1, c. 24-27].
      Оценка  экономической эффективности производится путем сопоставления результатов  производства с затратами:
                                
     Эффективность производства можно классифицировать по отдельным признакам на следующие  виды:
     -  по последствиям - экономическая, социальная и экологическая;
     - по месту получения эффекта - локальная (хозрасчетная) и народнохозяйственная;
     - по степени увеличения (повторения) - первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно-повторяющаяся);
     - по цели определения - абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений).
     Все вместе взятые виды эффективности формируют  общую интегральную эффективность деятельности предприятия [2, c. 120].
     Факторы влияющие на эффективность деятельности предприятия.
     В литературе термин «фактор» (лат. factor - делающий, производящий) трактуется как  движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий.
     В данной работе под фактором понимается движущая сила, влияющая на эффективность  деятельности фирмы в условиях рынка.
     Не  следует путать это определение  с часто, встречающимся в учебной  литературе таким понятием, как «факторы производства». К ним, как известно, относятся основной и оборотный  капитал, рабочая сила и др.
     В условиях рыночной экономики на эффективность  работы предприятия влияют самые  разнообразные факторы. Их можно  классифицировать по различным признакам.
     С позиции воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы  могут быть:
     – основные, оказывающие решающее воздействие  на результативный  показатель,  и  второстепенные,  не  оказывающие  решающего воздействия;
     – внутренние,  зависящие  от  деятельности  организации,  и  внешние, не зависящие  от деятельности организации;
     – объективные, не зависящие от воли и  желания людей, и субъективные, зависящие  от воли и желания людей;
     – общие, действующие во всех отраслях  экономики, и  специфические, действующие  в условиях одной отрасли или  организации;
     – постоянные и переменные;
     – экстенсивные, связанные с количественным  ростом, и интенсивные, связанные  с использованием резервов. Если при  анализе необходимо измерить влияние  каждого фактора, то их разделяют  на:
     – количественные, выражающие количественную определеность, и качественные, определяющие внутренние качества признака, особенности  изучаемых объектов;
     – простые, не раскладывающиеся на составные  части, и сложные зависящие от других факторов;
     – прямые, оказывающие непосредственное влияние на результативный показатель (факторы первого порядка), и косвенные (факторы второго порядка);
     – измеряемые и неизмеряемые [4, c. 36-37]. 

       Таблица 1.1. Классификация факторов. [ 23]
     
     По  своей природе факторы подразделяются на природно-климатические, социально-экономические  и производственно-экономические.
     - Природно-климатические факторы  оказывают больше влияние на  результаты деятельности в сельском  хозяйстве, в добывающей промышленности, лесном хозяйстве и других  отраслях;
     - к социально-экономическим относятся  жилищные условия работников, организация  спортивной и оздоровительной  работы на предприятии, общий  уровень культуры и образования  кадров;
     - производственно-экономические факторы  определяют полноту и эффективность  использования производственных  ресурсов.
По степени  воздействия  на результаты хозяйственной  деятельности факторы делятся на основные и второстепенные.
     - к основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель;
     - второстепенными считаются те, которые  не оказывают решающего воздействия  на результаты хозяйственной  деятельности.
     По  отношению к объекту исследования факторы классифицируются на внутренние и внешние т.е. зависящие и независящие  от деятельности данного предприятия.
     По  степени распространенности факторы  делятся на общие и специфические.
     - К общим относятся факторы,  которые действуют во всех  отраслях экономики;
     - специфические являются те, которые  действуют в условиях отдельной  отрасли экономики или предприятия.
     По  продолжительности воздействия  на результаты деятельности различают  факторы постоянные и переменные.
     - постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего времени;
     - воздействие переменных факторов  проявляется периодически, например  освоение новых технологий или  продукции.
     По  характеру действия факторы делятся  на  интенсивные и экстенсивные.
     - Интенсивные факторы характеризуют  степень усилий, напряженности труда  в процессе производства;
     - к экстенсивным относятся факторы,  которые связаны с количественными,  а не с качественными приростами  результативного показателя.
     Различают следующие факторы внешней среды  влияющие на финансовые результаты деятельности предприятия: экономические, политические, рыночные, технологические и международные  факторы.
     Экономические факторы, которые влияют на деятельность фирмы. К ним относят:
     - уровень занятости;
     - международный платежный баланс;
     - стабильность курса валют;
     - налоговая ставка.
     Политические  факторы. Компания полностью зависит от государственной политики и поэтому руководство должно чутко следить за нормативными документами местных и региональных органов власти, федерального правительства. Особенно надо следить за работой налоговой инспекции, чтобы вовремя устранять препятствия для деятельности фирмы.
     Рыночные  факторы. Рыночная среда очень изменчива. Изменяются демографические условия, жизненный цикл различных изделий,  уровень конкуренции. А так же следует учитывать сезонность.
     Технологические факторы. Изменения в технологической  внешней среде могут поставить  Компанию в безнадежное конкурентное положение. Для этого необходимо иметь офисное оборудование, машины в исправном положении и. т. п., которые облегчают труд работников, увеличивают маневренность проделываемых  операций. Смена этого оборудования должна происходить по мере его износа, чтобы Компания не простаивала и  всегда являлась конкурентно способной  по качеству выполнения работ (быстрой  обработки информации на ЭВМ, быстрой  доставки в нужные точки и т. п.).
     Социальные  факторы. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы и  общества. Именно социальные факторы  создают часто самые крупные  проблемы для фирмы. Нестабильная экономическая  ситуация не позволяет фирме обеспечить работникам надлежащую социальную защиту.[23]
     Одним из наиболее известных методов оценки эффективности деятельности предприятия  является метод рентабельности, характеризующий  размер полученной прибыли в зависимости  от объема продаж и стоимости активов  предприятия.
      Чтобы определить уровень эффективности  работы предприятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с соответствующими затратами.
      Во-первых, затраты могут рассматриваться  как текущие издержки предприятия - себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих издержек и прибыли, используемых при расчетах.
      Во-вторых, затраты могут быть приняты как  авансированная стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной, всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом также возможны различные варианты определения, расчета авансированной стоимости и определения прибыли, принимаемой для расчетов.
      Прибыль представляет собой часть вновь  созданной стоимости и выступает  одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции) [15, c. 87- 89].
      Прибыль как экономическая категория  выступает:
    в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;
    результативным оценочным показателем деятельности предприятия;
    источником развития предприятия и финансирования его деятельности.
      Являясь оценочным показателем, прибыль  характеризует совокупную эффективность  использования всех ресурсов предприятия.
      Наличие прибыли позволяет удовлетворить  экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.
      Наличие прибыли для удовлетворения экономических  интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.
      Экономические интересы предприятия заключаются  в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.
      Интересы  работников в увеличении прибыли  связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.
      Собственники  также заинтересованы в росте  прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.
      Сущность  прибыли может рассматриваться  с различных позиций.- Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.[6, c. 51-52]
      Основоположником  функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию[17].
      Сторонники  немецкой экономической школы (Ф.Хайек) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную) [20].
      В экономической практике различают  множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т. д.
      Номинальная прибыль характеризует фактический  размер полученной прибыли.
      Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны  с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.
      Нормальная  прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли.
      Максимальная  прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума.
      Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.
      Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.
      Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).
      Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.
      Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).
      Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.., Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.
      С учетом этого различают следующие  функции прибыли: • инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
    результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;
    финансирующая — часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;
    стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала [15, c. 108]
      Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:
    производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);
    предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;
    отраслей экономики.
      Рентабельность  непосредственно связана с величиной  прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность — это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент иди в процентах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.