Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные макроэкономические показатели развития РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………2-4
     ГЛАВА 1. Национальная экономика России: современное  состояние и перспективы развития………………………………………………….. 5
     1.1. Структура экономики Российской Федерации……………. 5-6
     1.2. Актуальные проблемы стратегического  развития и перспективы экономического роста российской  экономики……………………….. 7-15
     ГЛАВА 2. Общая характеристика основных макроэкономических показателей. ………………………………………………………… ….. 16
     2.1. Анализ основных макроэкономических величин и их роль в экономическом развитии  России……………………………………… 16-32
     2. 2. Обзор макроэкономических показателей России
     в 2009 году ………………………………………………………. 33-37
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………….. 38-40
     Список  использованной литературы …………………………… 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Развитие  человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.
     Постепенно  экономика  сформировалась как вполне точная наука, требовавшая четких взаимоувязанных определений  сущности экономических процессов.  Как и всякая наука, экономика оперирует множеством показателей, как на уровне предприятия, так и на уровне государства в целом.
     Применение  математических методов анализа  экономических процессов позволило определить ряд фундаментальных показателей, характеризующих экономическое состояние любого государства.
     Показатели, характеризующие  состояние экономики  страны получили название макроэкономические показатели. Четкое понимание экономической сущности этих показателей и их взаимного влияния друг на друга – это основа для разработки политики регулирования экономических процессов в государстве. Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы – накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент. Пример потоков – сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, запасов – накопленный в результате капитал, государственный долг.
     Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются  соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах  показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.
     Рассмотрению макроэкономических показателей и их взаимных связей посвящена настоящая работа. Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время Россия переживает экономический кризис, который не имеет аналогов в новейшей истории. В течение последних десяти лет при обосновании путей перехода к рыночной экономике использовались различные подходы, в том числе делались (и делаются) попытки использовать рекомендации экономической теории, разработанной для объяснения функционирования сложившейся рыночной экономики западных стран. Опыт применения такого подхода свидетельствует о его неприемлемости в России, поскольку многие допущения, лежащие в основе макроэкономической теории, в России не выполняются. Поскольку к настоящему времени не сложилось окончательно сформировавшегося подхода к анализу и прогнозированию макроэкономических процессов рыночной экономики, вследствие чего многие важнейшие решения в масштабах всей страны по-прежнему принимаются без должного анализа возможных последствий, прогнозирование динамики макроэкономических показателей относится к числу важнейших и актуальных задач экономической науки и практики.
     Основной  целью курсовой работы является анализ основных макроэкономических показателей российской экономики.
     Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
     - рассмотреть структуру российской  экономики;
     - изучить текущее состояние экономики  Российской Федерации;
     - проанализировать проблемы стратегического  развития российской экономики;
     - рассмотреть перспективы экономического роста России;
     - дать анализ основным макроэкономическим показателям;
     - охарактеризовать роль макроэкономических показателей;
     - проанализировать макроэкономические показатели России в 2009 году
     Объектом  исследования выступает экономическая система России, которая характеризуется происходящими в ней процессами, определяющими состояние и динамику внешнеэкономической деятельности России.
     Предметом  исследования  являются макроэкономические показатели.
     Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные, а также  труды ведущих российских и зарубежных ученых, посвященные макроэкономике и внешнеэкономической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. Национальная экономика России: современное состояние и перспективы развития
      Структура экономики России
     Успешное  развитие национальной экономики России невозможно без ее эффективной структуры. От её состояния зависят степень  удовлетворения потребностей населения и реализация его интересов. Современная структура национальной экономики России, в связи с финансовым кризисом, глубоко деформировалась. На фоне последовавшего спада в экономике обнажились многие структурные проблемы. А значит, задача восстановления структуры экономики России является приоритетной.
     Восстановление  экономики по масштабам осуществления, имеет долгосрочный стратегический характер и требует всестороннего  подхода к данной проблеме, обобщения  и выработки направлений регенерирования структуры национальной экономики. Только на этой основе возможны поступательное движение к предкризисному уровню экономики и поднятие экономики, которое  осуществляется в интересах всего общества и каждого его члена.
     «Национальная экономика — это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера» [6].
     «Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.» [8].
     «Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики» [6].
     Структура российской экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Так как экономика постоянно изменяется, то это вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.
     Таким образом, экономика России очень сложная структура и в свете финансового кризиса её надо «откачивать». Государство принимает все возможные меры, чтобы вывести страну из кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Актуальные  проблемы стратегического развития и перспективы экономического роста российской экономики
     Мировой экономический кризис, тлевший еще  с начала века, благодаря тому, что  причины кризиса старательно  замалчивались, а его далеко идущие последствия не оценивались как  серьезные, постепенно перерос в финансовый кризис в России.
     «Пришел кризис к нам как всегда «неожиданно», и правительство как всегда, «эффективно» начало спешно реанимировать находящуюся в предынфарктном состоянии экономику нашего государства. Несмотря на это, финансовый кризис в России все-таки привел страну на грань экономического шока, ввергнув в состояние растерянности простых граждан, не успевших адаптироваться к новым реалиям. Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта, снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 года и начале 2009 спровоцировали обвал на фондовом рынке России, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали трат значительной доли международных резервов, но об этом чуть позже. В целом же по данным Минэкономразвития РФ в 2009 году произошло сокращение экономики страны на 8 %» [12].
    «Хорошо известно, что бывший СССР, несмотря на недостатки его экономической системы, выступал на мировом рынке капитала надёжным заёмщиком и своевременным плательщиком по своим внешним обязательствам. Осуществление в ходе реформ 90-х гг. по сути долговой модели экономики привело к тому, что масштабы привлечения внешних кредитов в страну и рост её внешней задолженности значительно увеличились. В результате это привело к сокращению экономики, а это в свою очередь, препятствует преодолению кризисных процессов и дальнейшему экономическому развитию страны» [4].
    Ежегодные выплаты России по внешним долгам оказываются по объемам эквивалентными 28-30% всего объема и капиталовложений в экономике. То есть колоссальный объем ресурсов, который мог бы в той или иной части быть использован для инвестиций в целях восстановления производства, уходит на оплату долгов.
      Очевидно, что такая долговая нагрузка, неподъемная  для экономики, находящейся в состоянии глубокого кризиса, жестко связывает национальные ресурсы страны, которые могли бы быть направлены на нужды инвестирования, реконструкции производства и возобновления экономического роста. «Проблема обостряется тем, что в последующие годы долговая нагрузка на бюджет, по прогнозам, будет все более усиливаться. Согласно оценкам правительственных экспертов, если не удастся изменить структуру государственного внутреннего и внешнего долга, то на обслуживание задолженности уже к 2015 году потребуется направлять порядка 70% всех доходов бюджета. Поэтому, не снизив высокую долговую нагрузку, рассчитывать на интенсивный экономический рост не приходится» [3].
     Внешнеэкономическая политика России в предстоящие несколько лет   будет направлена на обеспечение [12]:
     - наилучших условий доступа российских  товаров, услуг и рабочей силы  на мировые рынки; 
     - эффективного уровня защиты внутреннего  рынка товаров, услуг и рабочей силы;
     - доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение  для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);
     - благоприятного платежного баланса страны;
     - повышения эффективности государственной  поддержки экспорта продукции  с высокой добавленной стоимостью;
     - соблюдения принципа взаимности  – благоприятного баланса взаимных  уступок и обязательств.
     Отличительной и наиболее существенной чертой текущего периода в области внешнеэкономической деятельности является проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. «То есть иными словами, основной задачей внешней экономики страны остается вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)» [7]. Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. «Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами» [3].
     Конечные  сроки присоединения будут зависеть от характера требований, предъявляемых к России во время переговоров, и возможности их учета с точки зрения обеспечения необходимого уровня защиты отечественных операторов.
     Выгоды  от присоединения России к ВТО будут возрастать по мере увеличения в экспорте страны удельного веса товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в ближайшей перспективе особую значимость приобретут вопросы реализации эффективной государственной политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение товарной структуры.
     «В ближайшие годы в целях содействия экспорту России необходимо реализовать следующие мероприятия [3]:
     - усилить межведомственную координацию  в сфере содействия экспорту и сосредоточить основные функции в этой области в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти;
     - обеспечить эффективное функционирование  системы государственного страхования  и гарантирования экспортных  кредитов;
     - обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;
     - активизировать работу по привлечению  российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;
     - улучшить транспортное обслуживание  внешней торговли, особенно экспортных  операций, путем установления благоприятных  тарифов по регулируемым государством  транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений и т.п.;
     - осуществлять меры государственной  поддержки отечественных перевозчиков  с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов;
     - обеспечить запуск системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные массивы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России и обеспечивающей доступ к ним в режиме реального времени заинтересованных участников ВЭД;
     - обеспечить более широкое привлечение  к работе межправительственных  комиссии по торгово-экономическому  сотрудничеству представителей  регионов, отраслевых союзов и  ассоциаций производителей и  экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной-партнером;
     - активно содействовать продвижению  российских товаров, услуг и  капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах.
     Важнейшим направлением деятельности государства  в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных  условий для доступа российских товаров на внешние рынки.
     В этой связи необходимо активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том числе используя принцип взаимности.
     Для этих целей следует также эффективнее  использовать возможности членства России в международных экономических организациях.
     Российская  экономика, характеризуемая сравнительно низкой конкурентоспособностью, еще длительное время будет нуждаться в разумной протекционистской политике. Поэтому принятие Россией обязательств по облегчению доступа на внутренний рынок товаров и услуг должно сопровождаться мерами по повышению конкурентоспособности отечественного производства и совершенствованию механизмов защиты национальных товаропроизводителей.
     «Стержнем внешнеэкономической политики является формирование международных региональных приоритетов» [8].
     «В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение имеет сотрудничество с Европейским Союзом (ЕС) - основным торговым партнером, на долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации и 25% иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы» [12].
     «Расширение ЕС на Восток, в скором будущем будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, а также других единообразных правил и норм, регулирующих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность группировки» [10].
     Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами-членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера:
     - активизировать работу по выполнению  Соглашения о партнерстве и  сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом;
     - совершенствовать систему валютно-финансовых  расчетов со странами ЕС;
     - развивать стратегическое сотрудничество  в ЕС в области энергетики  на взаимовыгодной основе;
     - рассмотреть возможность формирования зоны свободной торговли с ЕС;
     - обеспечить дальнейшее развитие  транспортной инфраструктуры и  систем связи.
     «Страны-участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле - исторически сложившаяся сфера интересов России, которая играет большую роль в обеспечении экономической безопасности. Поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ - важнейшее направление российской торгово-политической деятельности в этом регионе» [3].
     В этой связи необходимо:
     - в рамках совершенствования договорно-правовой  базы сотрудничества усилить работу по обеспечению для Российской Федерации максимально благоприятного доступа на рынки этих стран, принимая во внимание их взаимные обязательства в рамках ЦЕССТ и по договорам с ЕС;
     - обеспечить привлечение российских  предприятий к строительству новых и реконструкции действующих промышленных объектов, в первую очередь тех, возведение которых было осуществлено ранее при российском участии;
     - добиться от стран ЦЕССТ максимально  возможных компенсирующих уступок  в торгово-политическом режиме сотрудничества с ними в процессе переговоров этих стран о вступлении в ЕС;
     На  американском континенте важнейшим  торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. В связи с этим в этом направлении необходимо:
     - предоставление России режима  нормальных торговых отношений  на постоянной основе;
     - прекращение применения дискриминационных  по отношению к России положений  американского антидемпингового законодательства, препятствующих экспорту российских товаров в США или грозящих вытеснению их с американского рынка, а также ограничивающих доступ России к американским товарам и технологиям.
     «Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший производственно-экономический потенциал этого региона. Эти страны остаются традиционными поставщиками на российский рынок продовольственных товаров и товаров тропического земледелия»[10].
     Значимость  Азиатско-Тихоокеанского региона для  России определяется уникальными возможностями для улучшения товарной структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта российской высокотехнологичной продукции, включая вооружения и военную технику, наличием значительного инвестиционного потенциала.
     Для укрепления позиций России в странах этого региона в рассматриваемый период целесообразно:
     - активно развивать торгово-экономические связи с традиционными партнерами России, такими как Китай, Индия, Республика Корея, Япония путем расширения регионального и приграничного сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий по производству необходимой России продукции, в том числе в счет погашения задолженности;
     - расширять сотрудничество с динамично  развивающимися странами Юго-Восточной  Азии, предъявляющими растущий спрос  на многие виды отечественной  продукции и предлагающими широкий ассортимент качественных, но сравнительно недорогих товаров, представляющих потенциальный интерес для российского внутреннего рынка;
     - использовать членство в АТЭС  для содействия на многосторонней  основе расширению российского экспорта и привлечения в Россию капиталов из этого региона.
     «Важными внешнеторговыми партнерами России по-прежнему остаются страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружения. Платежеспособные государства этого региона (Турция, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России.
     Рынок стран Африки является одним из самых благоприятных для России с устойчивым и повышающимся спросом на российскую продукцию гражданского и оборонного комплексов и, особенно, на строительные услуги и технологии в различных отраслях экономики. Кроме этого, наличие значительных запасов разнообразных природных ресурсов в странах этого континента определяет целесообразность и направления сотрудничества в целях обеспечения наших потребностей в необходимом сырье, сохранения собственных ресурсов и экологической среды» [10].
   Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в русле рыночных преобразований в России происходит коренной поворот в сторону  либерализации всех форм внешнеэкономической деятельности.
   Довольно  продолжительное время основным источником денежных поступлений является экспорт нефти и газа. Хотя доходы по этой статье значительны, многие экономисты считают, что России необходимо перенимать иностранный опыт внедрять в производство новые технологические решения, что позволит отечественным товарам резко повысить конкурентоспособность на мировом рынке. «Об этом говорит то, что в экспорте России доля товаров, созданных с использованием высоких технологий чрезвычайно мала» [3]. «Также выдвигаются идеи о том, что в экономической политике Российской Федерации должно присутствовать оптимальное сочетание разумного протекционизма и либерализма, потому что излишнее блокирование доступа иностранных товаров на мировой рынок означает падение конкурентоспособности отечественных товаров» [9].  
 
 
 

     ГЛАВА 2. Общая характеристика основных макроэкономических показателей.
2.1.Основные макроэкономические величины.
      «Макроэкономические показатели - сводные, усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста и др. Макроэкономические показатели отражают общие тенденции в экономике» [1].
     Итак, показатели, характеризующие  состояние экономики страны получили название макроэкономические показатели. «Четкое понимание экономической сущности этих показателей и их взаимного влияния друг на друга – это основа для разработки политики регулирования экономических процессов в государстве» [1].
     «В макроэкономике такие параметры, как национальный объем производства, валовой национальный и внутренний продукт, совокупный спрос и совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д. характеризуют экономическое состояние государства и рассматриваются в агрегированном, совокупном виде» [13] .
     Важнейшим аспектом макроэкономического управления  является государственное регулирование  экономики с помощью таких инструментов, как фискальная, монетарная, социальная политика.
     Для характеристики экономических событий, сложных хозяйственных связей существует  система надежных, взаимодополняющих  показателей -    это система национальных счетов (СНС). Она охватывает все операции, происходящие в экономике, и все расходы, которыми располагает страна. На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например в области темпов экономического роста, регулирования инфляции и т.д.
     Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы).
     Второй  показатель системы национальных счетов — валовой национальный продукт (ВНП). Он также измеряет рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период (обычно за год), однако в отличие от ВВП ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран.
     Конечными товарами и услугами являются те товары и услуги, которые покупаются для  конечного потребления, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки. У крупных государств различия между ВВП и ВНП незначительны, на уровне ±1%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.