На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История культуры Византии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ
    Византия - государство, которое  внесло большой  вклад в  развитие культуры  в  Европе Средних  веков. В истории  мировой культуры Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В  художественном творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы   литературы и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом  форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического    мышления,   глубиной философской  мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди  всех  стран  средневековой Европы.
    Византийская  империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и  рождения средневекового общества в  результате разделения Римской империи  на восточную и западную части. После  падения Западной Римской империи  концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой  монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке  — в Византийской империи.
    На  берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый  Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она  пришельцам с Запада,
    Востока и Севера.
    Географическое  положение Византии, раскинувшей  свои владения на двух континентах  — в Европе и Азии, а порою  простиравшей свою власть и на области  Африки, делало эту империю как  бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между  восточным западным миром, скрещение  азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные  эпохи то одних, то других) стали  историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.
    Если  пытаться отделить византийскую  культуру  от  культуры  Европы, Переднего  и  Ближнего  Востока,  то наиболее  важными будут  следующие факторы :                             
      В  Византии  была  языковая  общность  (основным  языком был греческий);
      В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме      
      православия);
      В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое  ядро, состоящее из греков.
    Византийскую   империю    всегда   отличали   устойчивая    государственность  и централизованное управление.  Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,  оказывавшая  воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась  культурному  влиянию со стороны как  племен и народов, населявших ее,  так  и  сопредельных  ей  государств.  В течение своего тысячелетнего  существования Византия  сталкивалась с  мощными внешними  культурными  влияниями, исходившими из  стран, находившихся на  близкой ей стадии  развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского  Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в  разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько  или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их “варварами” ).
    Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и  упадка, периоды торжества прогрессивных  идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового   прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена.
    Поэтому культура Византии является интереснейшим  культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями. 

    В истории культуры Византии выделяют три этапа:
    ранний (IV - середина VII века);
    средний (VII - IX века);
    поздний (X - XV века).
    Как известно, Византия образовалась из восточной  части Римской империи. Центром  нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил  название Константинополь.
    В истории европейской, да и всей мировой  культуры византийской цивилизации  принадлежит особое место, для нее  характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество  формы и глубина мысли. В течение  всего тысячелетнего существования  Византийская империя, впитавшая в  себя наследие греко-римского мира и  эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы. 
 
 
 
 

    2. Ранний этап в  истории культуры  византии IV - VII вв. 

    Первые  столетия  существования Византийского  государства можно  рассматривать  как  важнейший  этап  в  формировании  мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает философия  неоплатонизма.  Появляется  ряд  философов-неоплатоников - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий,  Ареопагит.
    Формирование  неоплатонизма совпадает с зарождением  христианства, с разложением и  упадком Риской империи. В целом  для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение  в испорченности человеческой природы.
    Важнейшими  темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его  месте в Троице, о смысле человеческого  существования, месте человека во Вселенной  и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько  направлений богословской мысли  той эпохи:
      Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
      Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
      Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
      Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.
    Основные  христианские догматы, в частности  Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).
    Формирование  христианства как философско-религиозной  системы было сложным и длительным процессом.  Христианство впитало  в себя  многие философские и  религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным  влиянием не только ближневосточных  религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один  из центральных  догматов христианского  вероучения, - это,  по  существу  переосмысленная  триада  неоплатоников.  Однако христианство,  несмотря   на  наличие   общих  с   манихейством  и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского  монизма.  Само  христианство  являлось  не  только синкретическим религиозным  учением, но  и синтетической  философско-религиозной системой,  важным компонентом  которой являлись  античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и  то, что христианство не только  боролось с античной философией, но  и использовало ее в своих  целях. На смену непримиримости  христианства со  всем  что несло клеймо  язычества,  приходит  компромисс  между христианским  и античным  миросозерцанием.  В самом неоплатонизме образовалось два течения :  одно -  радикальное, настроенное против христианства,  другое  -  более умеренное.  Постепенно  берут верх  сторонники   компромисса   с   христианством.   Происходи   процесс отталкивания,  обособления   и одновременно   сближения,  слияния неоплатонической  философии и   христианского богословия,  который завершается поглощением неоплатонизма христианством.    
    Расцвет  византийского  искусства  раннего  периода  связан  с  укреплением  могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это  время  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы. 
    Стиль византийской архитектуры складывался  постепенно, в нем органично совмещались  элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным  сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.
    Отныне  здесь стали проводить императорские  церемонии и торжественные богослужения. Впервые  в  нем  была  воплощена  идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен  огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.
    Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства 
    известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не
    естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так 
    называемые  смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко
    использовали  золотой цвет, который, с одной  стороны, символизировал роскошь 
    и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. 
    Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или
    сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск 
    неровных  кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее
    пространство, еще более сверкающему благодаря  свету горящих в храме свечей. 
    Мозаичисты  Византии пользовались широким красочным  спектром: от
    нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и
    красного  различных оттенков и степени  интенсивности. Изображения на стенах
    главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,
    земной  жизни Иисуса Христа, прославляли  власть императора. 
    Особую  известность приобрели мозаики  церкви Сан-Витале в городе Равенне (6
    в.). На боковых нефах апсиды, по обеим  сторонам от окон, расположены мозаики 
    с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры  со свитами. 
    Художник  помещает персонажи на нейтральном  золотом фоне. Все в этой сцене 
    исполнено торжественного величия. Обе мозаичные  картины, расположенные под 
    фигурой восседающего Христа, внушают зрителю  мысль о незыблемости
    византийского императора.
    В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский  образ,  очищенный  от  инородных  влияний.  В  основе  его лежит опыт мастеров  Востока  и  Запада,  пришедших  независимо  друг от друга к созданию  нового  искусства,  соответствующего  спиритуалистическим 
    идеалам  средневекового  общества.  В  этом  искусстве появляются уже  различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась   великолепным   качеством   исполнения,   утонченным   артистизмом,  живописностью   и   красочным    разнообразием,   трепетностью   и   
    переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных  произведений этой  школы  были  мозаики  в  куполе  церкви  Успения  в  Никее.  
    Церковное богослужение  превратилось в  Византии в  своего рода 
    пышную  мистерию.  В полумраке  сводов византийских  храмов сумеречно 
    сияло множество свечей и  лампад, озарявших  таинственными отблесками 
    золото  мозаик,  темные  лики икон, многоцветные мраморные  колоннады,
    великолепную  драгоценную  утварь.  Все  это  должно было, по замыслу 
    церкви, затмить в душе человека эмоциональную  приподнятость античной 
    трагедии, здоровое веселье мимов, суетные  волнения цирковых ристаний и 
    даровать  ему  отраду  в  повседневности  реальной  жизни.
    В прикладном искусстве Византии в  меньшей мере, чем в архитектуре 
    и  живописи,  определилась  ведущая  линия  развития  византийского 
    искусства,  отражающая  становление средневекового  миросозерцания. 
    Живучесть античных традиций здесь проявлялась  как в образах, так и в 
    формах  художественного выражения.  Вместе  с тем и сюда проникали
    постепенно  художественные традиции народов  Востока. Здесь, хоть и  в 
    меньшей мере  чем в Западной Европе,  сыграло свою  роль воздействие
    варварского  мира.
    Музыка  занимала  особое  место  в  византийской  цивилизации. 
    Своеобразное  сочетание  авторитарности  и  демократизма  не могло не
    сказаться на и на характере музыкальной  культуры, которая представляла
    сложное  и  многоликое  явление духовной  жизни  эпохи.  В  V-VII  вв. 
    происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры 
    вокального  искусства.  Музыка  обретает  особый  гражданский статус,
    включается  в  систему  репрезентации  государственной  власти. Особый
    колорит  сохраняла  музыка  городских  улиц,  театральных  и цирковых
    представлений и народных  празднеств, отразившая богатейшую  песенно-
    музыкальную практику  многих народов,  населявших империю.  Каждый из
    этих  видов  музыки имел  свой собственный  эстетический и  социальный
    смысл и  в то  же время,  взаимодействуя, они  сливались в  единое и
    неповторимое  целое. Христианство очень рано оценило  особые возможности 
    музыки  как искусства универсального и  в то же время, обладающего силой 
    массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее
    в свой культовый ритуал. Именно культовой  музыке было суждено занять 
    доминирующее  положение  в  средневековой  Византии.
    Система образования также наследует  греко-римские традиции, основываясь  на принципе (семи свободных искусств. Два уровня образования:
      Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.
      Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
 
    В жизни широких народных  масс по-прежнему огромную роль  играли
    массовые  зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку -
    античные  трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, 
    жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей  диких животных. Место 
    театра  занимает  ныне  цирк  (ипподром)  с  его  конными ристаниями,
    пользующимися  огромной  популярностью.
    Если  подвести итог по первому периоду  существования Византии, то
    можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности 
    византийской  культуры.  Прежде всего  к ним следует отнести то, что
    византийская  культура  была  открыта   другим  культурным  влияниям,  
    получаемым  извне.  Но  постепенно  уже  в  ранний период они синте
    зировались  главной,  ведущей  греко-римской  культурой.
    Культура  ранней Византии была городской культурой. Крупные города
    империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами 
    ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности,
    где  сохранялось богатое  наследие  античности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. средний этап в  истории культуры  византии VII - IX вв.

    Важной  составляющей второго этапа истории  византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с
    изображениями животных и птиц. В результате стены  храмов превратились, по
    образному выражению одного из современников, в “огороды и птичники”. В 
    период  иконоборчества (726-843) была сделана  попытка официального запрещения
    икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских
    сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально
    отличается  от идола. Она является не копией или  украшением, а иллюстрацией,
    отражающей природу и сущность божества.
    На  определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали  орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические  элементы. Однако борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно  жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего  этапа византийской культуры, в частности  первые мозаики собора Святой Софии  Константинопольской. Но все-таки окончательную  победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.
    Необходимо  отметить и тот существенный момент, что иконоборческое движение послужило  стимулом к новому взлету светского  изобразительного искусства и архитектуры  Византии. При иконоборческих императорах  в архитектуру проникло влияние  мусульманского зодчества. Так, один из константинопольских дворцов Вриас - был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В Константинополе, Никее и других городах Греции и Малой Азии возводились городские стены, общественные здания, частные строения. В светском искусстве иконоборческого периода победили принципы репрезентативной торжественности, архитектурной монументальности и красочной многофигурной декоративности, послужившие в дальнейшем основой развития светского художественного творчества.
    Достигает  в  этот  период  нового  расцвета  искусство  цветного
    мозаичного  изображения.  В  IX-XI  вв.  реставрировались  и  старые 
    памятники. Возобновлялись мозаики и в храме  св. Софии. Появились новые 
    сюжеты, в которых находила отражение  идея союза церкви с государством.
    В IX-X вв. существенно обогатился и  усложнился декор рукописей, 
    богаче  и  разнообразней стали  книжные  миниатюры  и орнамент.  Однако
    подлинно  новый  период  в  развитии  книжной миниатюры приходится на
    XI-XII  вв.,  когда  переживала  расцвет   константинопольская  школа  
    мастеров  в этой области искусства. В  ту эпоху вообще ведущую роль в
    живописи  в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные 
    школы,  отмеченные  печатью  особого  совершенства  вкуса  и техники.
    В  VII-VIII  вв.  в  храмовом  строительстве  Византии  и  стран 
    византийского  культурного  круга  господствовала  та  же  крестово-
    купольная композиция, которая  возникла в VI  в. и характеризовалась
    слабо выраженным внешним  декоративным оформлением. Большое  значение
    декор  фасада  приобрел   в  IX-X  вв.,   когда  возник  и   получил 
    распространение новый архитектурный стиль. Появление  нового стиля было
    связано  с  расцветом  городов,  усилением  общественной роли церкви,
    изменением  социального   содержания  самой   концепции  сакральной  
    архитектуры в целом и храмового  строительства  в частности (храм как 
    образ мира).Возводилось много новых  храмов, строилось большое число 
    монастырей,  хотя  они  были,   как  правило,  невелики  по   размеру.
    Помимо  изменений  в декоративном  оформлении зданий,  менялись и 
    архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось  значение
    вертикальных  линий и  членений фасада, что  изменило и силуэт  храма. 
    Строители все чаще прибегали к использованию  узорной кирпичной кладки.
    Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. 
    Например  в Греции  X-XII  вв.  свойственно сохранение  некоторой
    архаичности архитектурных форм  (не расчлененность плоскости  фасада,
    традиционные  формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом
    влияния нового стиля  - здесь также  все  шире использовались  узорный
    кирпичный  декор  и  полихромная  пластика.
    В  VIII-XII  вв.  оформилось  специальное  музыкально-поэтическое 
    церковное   искусство.   Благодаря   его   высоким   художественным  
    достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной,
    мелодии которой ранее проникали ранее даже  в литургию. В целях еще
    большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий 
    была  проведена   канонизация  лаотональной   системы  -   “октоиха” 
    (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. 
    Однако  музыкально-теоретические  памятники  позволяют  заключить, что 
    система  ихосов  не  исключала   звукорядного  понимания.  Наиболее  
    популярными  жанрами  церковной  музыки  стали  канон  (музыкально- 
    поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли 
    не  основная ячейка византийской  гимнографии). Тропари сочинялись ко 
    всем  праздникам,  всем  торжественным  событиям  и  памятным   датам.
    Прогресс  музыкального искусства привел к  созданию нотного письма
    (нотации),  а  также  литургических   рукописных  сборников, в которых 
    фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с  нотацией).
    Общественная  жизнь также  не обходилась без  музыки. В книге  “О
    церемониях византийского двора” сообщается  почти о 400 песнопениях. 
    Это и песни-шествия, и песни во  время конных процессий, и песни  при 
    императорском  застолье,  и  песни-аккламации,  и  т.п.
    С  IX  в.  в  кругах  интеллектуальной  элиты нарастал интерес к
    античной  музыкальной  культуре,  хотя  этот   интерес  и  имел  по  
    преимуществу  теоретический характер : внимание привлекала не столько
    сама  музыка, сколько сочинения древнегреческих  музыкальных теоретиков.
    Как итог ко второму периоду можно  отметить, что Византия в 
    это время достигла наивысшего  могущества и наивысшей точки  развития
    культуры.  В  общественном  развитии  и  в эволюции культуры Византии
    очевидны  противоречивые  тенденции,   обусловленные  ее  срединным  
    положением  между  Востоком  и  Западом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. поздний этап в  истории культуры  византии X - XV вв.  

    С Х в. наступает новый этап истории  Византийской культуры — происходит обобщение и классификация всего  достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век связан с созданием произведений обобщающего характера — составлены энциклопедии по истории, сельскому  хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) “Об управлении государством”, “О фемах”, “О церемониях византийского двора” — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В то же время здесь собран красочный материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах.
    В культуре полностью торжествуют  обобщенно-спиритуалистические принципы; общественная мысль, литература и искусство  как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных  идей. Окончательно складываются и  основные принципы византийской эстетики. Идеальный эстетический объект переносится  в духовную сферу, и она теперь описывается с помощью таких  эстетических категорий, как прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры. В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им. Однако двойственность византийской культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений не исчезают даже в периоды наиболее полного господства догматизированной церковной идеологии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.