На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Иван IV Грозный

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Иван IV Грозный
Иван IV Грозный
(1530, село Коломенское, близ Москвы, — 1584, Москва), великий князь московский и Всея Руси с 1533, первый русский царь с 1547. Сын великого князя Василия III и княгини Елены Васильевны Глинской. С 1533 государством при малолетнем царе управляли княгиня Елена, князь И.Ф. Овчина-Оболенский-Телепнёв, БельскиеШуйские, Воронцовы, Глинские. Иван IV рос в обстановке дворцовых переворотов, сопровождавшихся убийствами и насилиями. 16 января 1547 Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Кремля (в 1561 получил благословение константинопольского патриарха). В 1547 женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. 20 июня 1547 в Москве вспыхнул пожар, получивший название «Великого». Следствием пожара стало восстание 1547 года. Иван IV спасался в подмосковном селе Воробьёво. Сумев успокоить восставших, затем жестоко расправился с ними. В 1552 Иван IV возглавил поход на Казань. В память о покорении Казани в Москве на Красной площади был построен Покровский собор. В декабре 1564 Иван IV вместе с царицей и детьми уехал из Москвы в Александровскую слободу, превращённую по его приказу в укреплённый лагерь, и приступил к организации опричнины. В январе 1565 царь послал в Москву две грамоты. В первой, адресованной духовенству, придворной знати и служилым людям, он обвинил князей и бояр в измене, казнокрадстве, уклонении от военной службы, осуждал духовенство за пособничество боярам. Иван IV сообщал также о своём решении оставить царский престол. В грамоте посадским людям он объявлял, что у него «гнева на них и опалы никоторыя нет». В Александровскую слободу была послана депутация, просившая Ивана IV о возвращении в Москву. Специальным указом Иван IV провозгласил учреждение опричнины. Управляла опричниной особая Боярская дума, возглавляемая М.Т. Черкасским. Уже в феврале 1565, после возвращения царя в Москву, начались казни и расправы. В 1566 Иван IV повелел «... двор себе ставить за городом, за Неглинною, между Арбатской улицей и Никитскою,... и ограду каменную вокруг двора повелел ставить...» (в районе современной Воздвиженки; сгорел во время нашествия Девлет-Гирея в 1571).
Опасаясь за свою жизнь, Иван IV часто менял резиденции (жил в Опричном дворце, Александровской слободе, Вологде, Старице). С обличением опричных репрессий Ивана IV в Успенском соборе, затем в Новодевичьем монастыре выступил митрополит Филипп (в ноябре 1568 лишён митрополичьего сана). В 1569 в Москве были приняты жестокие карантинные меры в связи с голодом и эпидемиями. В январе — феврале 1570 руководил походом на Новгород и расправой над новгородцами. 25 июля 1570 в Москве состоялись массовые публичные казни (в том числе бывших сторонников царя — дьяка И.М. Висковатого, казначея Н. Фуникова и др.). На площадь у «Поганой лужи» (современные Чистые пруды) согнали 300 человек, обвинённых в сношениях с польским королём, турецким султаном и крымским ханом. Сначала была объявлена царская «милость» — 184 человека получили прощение. В расправе над остальными участвовал сам Иван IV с сыном Иваном. В мае 1571 у стен Москвы, обойдя заслоны русских войск, неожиданно появился крымский хан Девлет-Гирей; 23 мая он занял подмосковные сёла Коломенское и Воробьёво. Тогда же в Москву вошло русское войско во главе с И.Д. Бельским и И.Ф. Мстиславским, расположившееся на Большой улице (от Варварки к р. Яузе), Якиманке, Таганском луге. Воевода Бельский попытался дать бой татарам, совершив вылазку «за Москву-реку, за болото на луг», но неудачно. 24 мая Москва была сожжена. Вскоре после этого был казнён главнокомандующий опричным войском Черкасский.
Летом 1572 русское войско во главе с князем М.И. Воротынским предотвратило новую попытку Девлет-Гирея подойти к Москве. В 1572 была отменена опричнина, но расправы и казни в Москве продолжались. В 1575 на площади у Успенского собора в Кремле были казнены 40 человек, участники Земского собора, выступившие с «особым мнением», в котором Иван IV увидел «мятеж» и «заговор». В 1575 Иван IV назначил великим князем Всея Руси касимовского хана Симеона Бекбулатовича, сам же стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским. Оставаясь фактически главой государства, продолжал бессудные расправы, в 1576 вернул себе царский трон. В 1578 была разгромлена Немецкая слободав Москве (причиной, вероятно, послужили неприятные известия, полученные Иваном IV из Ливонии). После смерти Ивана IV митрополит Дионисий совершил над ним обряд пострижения. Похоронен в Архангельском соборе.
Литература: Скрынников Р.Г., Иван Грозный, М., 1975; Зимин А.А., Хорошкевич А.Л., Россия времени Ивана Грозного, М., 1982; Кобрин В.Б., Иван Грозный, М., 1989; Шмидт С.О., У истоков российского абсолютизма, М., 1997.
Опри?чнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии[1].
Слово «опричнина»  происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый»«кроме». Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове[2].
Причины введения опричнины
Уже в ходе первого  этапа Ливонской войны царь неоднократно упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах»[3].
В 1564 году царю изменяет один из воевод, командовавших русским войсками в Ливонии князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки.
Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются совершенно чрезвычайные меры.
Создание опричнины______________________________
3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. 3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей[4]. После прочтения послания царя в Москве резко накалилась обстановка - в Кремль пришли тысячи москвичей,разъяренных названными в послании изменами бояр и Боярской Думе ничего не остается как просить Ивана возвратиться на царство.Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.
Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества "без докуки и печалований" со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину».
Это слово употреблялось раньше в смысле особого имущества или владения вдов умерших князей; теперь же оно получило иное значение личного удела царя. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены особые города (около 20, в том числе ВологдаВязьмаСуздальКозельскМедыньВеликий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины (Чертольская, АрбатСивцев Вражек, часть Никитской и пр.); прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также тысяча избранных особо дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей с знатными боярами . Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.
Все остальное государство  должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. Все дела должны были решаться по старине, причём с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские — то к государю. За подъем свой, то есть за поездку в Александровскую слободу, царь взыскал сЗемского приказа 100 тысяч рублей (для того времени совершенно фантастическая сумма).
По мнению академика  С. Ф. Платонова, после учреждения опричнины было быстро разрушено землевладение крупной феодальной знати, бояр и княжат, которые в массе своей были переселены на окраины государства, где шли постоянные военные действия:
«Опричнина была первой попыткой разрешить одно из противоречий московского государственного строя. Она сокрушила землевладение  знати в том его виде, как  оно существовало из старины. Посредством  принудительной и систематически произведенной мены земель она уничтожила старые связи удельных княжат с их родовыми вотчинами везде, где считала это необходимым, и раскидала подозрительных в глазах Грозного княжат по разным местам государства, преимущественно по его окраинам, где они превратились в рядовых служилых землевладельцев.» [5]
 
По мнению академика. С. Ф. Платонова правительство предписывало опричным и земским людям действовать вместе. Так, в 1570 г., в мае, «приказал государь о (литовских) рубежах говорити всем бояром, земским и из опришнины… и бояре обои, земские и из опришнины, о тех рубежах говорили» и пришли к одному общему решению. 
[5]
Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут  изменников царя. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для боярства; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.
Скоро царь с опричниками  уехал в Александровскую слободу, из которой сделал укрепленный город. Там он завел нечто вроде монастыря, набрал из опричников 300 человек братии, себя назвалигуменом, князя Вяземского — келарем, Малюту Скуратова — параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пировал, развлекал себя пытками и казнями; делал наезды на Москву и ни в ком царь не встречал противодействия: митрополит Афанасий был слишком слаб для этого и, пробыв два года на кафедре, удалился на покой, а преемник его Филипп, человек мужественный, напротив стал прилюдно обличать беззаконния, чинимые по приказу царя, и не боялся говорить супротив Ивана, даже тогда когда тот был в крайнем бешенстве от его слов, после того, как митрополит демонстративно отказался в Успенском Соборе дать Ивану свое митрополичье благословение, что могло стать причиной массового неповиновения царю как царю-слуге Антихриста, митрополит с крайнем поспешанием был смещен с кафедры и во время похода на Новгород убит. Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Иоанна. В 1569 году погиб и двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их младшая дочь. Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича Ефросинья Старицкая.
Взятие Казани
Вскоре после разгрома 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.