На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая безопасность экономики Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ ГОУ ВПО  МО
«Коломенский  Государственный  Педагогический Институт»
исторический  факультет, отделение  «Государственное и  муниципальное управление».
Кафедра экономики 
 

Дневное отделение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

        по  дисциплине: Экономическая теория
        на  тему: Экономическая безопасность экономики Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка 3 курса
Бородавкина Ю.А 

Научный руководитель:
Леонова Ж.К. 
 
 
 
 
 

Коломна
2009 год
 


     СОДЕРЖАНИЕ
     Введение                                                                                                                            3
           Глава 1. Экономическая  политика государства и экономическая  безопасность           5
      Понятие, структура и элементы концепции экономической
    безопасности  государства.                                                                                                5
    1.2 Нормативно-правовая основа экономической безопасности РФ                            12
     Глава 2. Настоящее и будущее российской экономики                                                16
     2.1.  Направление и реализация экономической политики России                             16
     2.2.  Современное состояние экономической безопасности  России                           20   
     2.3.  Глобализация, как угроза экономической безопасности                                      35
     2.4. Основные направления повышения экономической безопасности страны.         37
     Заключение                                                                                                                     43
     Список  использованной литературы                                                                             44
 

     
     ВВЕДЕНИЕ
       Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Такое внимание отнюдь не случайно. Связано оно, прежде всего с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.
     Раньше  считалось, что экономическая безопасность — прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ  России, — важное звено обеспечения  экономической безопасности государства. Но и сама структура экономики  должна обеспечивать безопасность, реализация условий которой возможна только при соблюдении национальных интересов  России при проведении экономических  реформ и учете существующих угроз. Россия — многонациональная страна, которая включает десятки национальностей, имеющих свою государственность и даже свои Советы безопасности, занимающиеся обеспечением национальной безопасности. Может сложиться впечатление, что в Российской Федерации под национальной безопасностью понимается безопасность только русской нации, но это не так. Понятие «национальной безопасности» отражает состояние, уровень защищенности всех народов и наций, входящих в Россию.
     Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и    эффективности    жизнедеятельности    общества,    достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
     Премьер министр РФ Путин Владимир Владимирович сказал, что у России есть два  возможных пути развития – либо Россия будет сильным государством, либо данное государство исчезнет с  атласа мира, по крайней мере, в том  виде, в каком оно существует сегодня. Многим иностранцам Россия нужна  в виде сырьевого придатка их экономики, живущая за счёт продажи своих  ресурсов. Это гибельный путь для  России. Для того чтобы выжить, государству  необходимо строить свою экономическую  политику с учётом  требований техногенного развития мирового сообщества в 21 веке, необходимо найти свои точки роста  в виде новых технологий, в которых  мы должны не догонять, а опережать  зарубежных конкурентов. Понятие экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, но и прежде всего развитие экономики с включением её в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе.
     Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.
     Актуальность  темы исследования определяется необходимостью усиления позиций российской экономики в современном мире, особенно в период экономического кризиса, а так же, проведения более активной экономической политики.
       В данной работе рассмотрены  некоторые вопросы экономической  безопасности страны, а также  направления развития российской  экономики с целью отражения  угроз экономической безопасности  России.   
       Целью данной курсовой работы  является изучение понятия, структуры, нормативно-правовой базы и стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
     Задачами  данного исследования являются: рассмотрение теоретических положений, касающихся экономической безопасности, анализ современного состояния экономической безопасности России, выявление основных направлений повышения экономической безопасности России.
     Можно без преувеличения утверждать, что  разработка проблем обеспечения  гарантированной внутренней и внешней  безопасности страны, всех ее аспектов и особенно экономической безопасности является приоритетной задачей специалистов в области государственного и муниципального управления.
 


     Глава 1. Экономическая  политика государства  и экономическая  безопасность
      Понятие, сущность и критерии экономической безопасности страны.
     В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность". Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители, прежде всего стран Западной Европы, выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности.
     Наиболее  интенсивные исследования в области  экономической безопасности Российской Федерации начались с создания Межведомственной комиссии Совета безопасности по Экономической безопасности, хотя проблемам, сопряженным с этим понятием, были посвящены многочисленные исследования российских экономистов, социологов, политологов и исследователей в области ряда смежных дисциплин.
     Межведомственная  комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности была образована в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности», «Положением о Совете Безопасности», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г., № 547 «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 г. № 1686, «О совершенствовании деятельности межведомственных комиссий Совета безопасности Российской Федерации». По существу, перечисленными документами было введено понятие экономическая безопасность. Понятие экономическая безопасность в наиболее общем смысле означает возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является материальной основой как национальной безопасности в целом, так и практически всех ее составляющих (продовольственная, энергетическая, научно-техническая, экологическая, информационная и др.).
     События 10 – 11 октября 1994 г., связанные с резким падением курса рубля (черный вторник) обострили интерес, как научной общественности, так и широких слоев населения к экономической безопасности. В апреле 1995 г. Указом президента РФ была образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности, в результате деятельности которой была разработана Государственная Стратегия Экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), одобренная Указом президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
     Цель  Государственной стратегии –  обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической  и военно-политической стабильности общества и сохранение целостности  государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних  угроз. Без обеспечения экономической  безопасности невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так  и в международном плане.
     Реализация  Государственной стратегии должна создать необходимые условия  для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:
     • защиту гражданских прав населения, повышение качества его жизни, гарантирующих мир в стране и спокойствие в обществе;
     • эффективное решение внутренних и внешних политических, экономических  и социальных задач, исходя из национальных интересов;
     • активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.
     Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, как ее основа, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание  социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь  все взаимосвязано, и одно направление  дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как  не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны  безопасности, нельзя обойти их экономические  аспекты.
     В настоящее время экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
     Под  экономической безопасностью понимается такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.
     Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
     Сама  экономическая безопасность имеет  сложную внутреннюю структуру, в  которой можно выделить важнейшие элементы:
     Экономическая независимость не носит абсолютного  характера потому, что международное  разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая  независимость означает возможность  контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность  и позволяет на равных участвовать  в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями. Данное понятие имеет сложную структуру и означает, во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.
     Стабильность  и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности  во всех её формах, создание надежных условий  и гарантий для предпринимательской  активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами  в экономике, недопущение серьезных  разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
     Способность к саморазвитию и прогрессу, что  особенно важно в современном, динамично  развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными  условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.1 Развитие должно идти по следующим направлениям:
    способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, то есть обеспечивать в ближайшее десятилетие рост ВВП (в пределах не менее 7—8 процентов в год);
    повышение конкурентоспособности экономики не только в добывающих, но и прежде всего в обрабатывающих отраслях и увеличение (в 5—6 раз) доли инновационно активных предприятий;
    повышение благосостояния населения, что означает устойчивый рост его реальных доходов, заработной платы, опережающее увеличение пенсий и пособий;
    сокращение в 3—4 раза слоя бедных людей и формирование среднего сословия граждан с соответствующим уровнем платежеспособного спроса;
    надежность банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокую конъюнктуру рынка, не допускать скачков в изменении курса рубля; достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП;
    повышение в структуре внешнеторгового оборота доли экспорта продукции обрабатывающих отраслей; 
    поддержание уровня импорта, особенно продовольствия, на безопасном уровне (примерно 25 процентов розничного товарооборота продовольствия);
    независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения;
    недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.
    Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
     Для лучшего понимания сущности экономической  безопасности важно уяснить её связь  с понятиями “развитие” и “устойчивость”. Развитие - один из компонентов экономической  безопасности. Ведь если экономика  не развивается, то резко сокращаются  возможности её выживания, а также  сопротивляемость и приспособляемость  к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие  характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует  состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность  и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать  внутренние и внешние “нагрузки”. Безопасность - это состояние объекта  в системе его связей с точки  зрения способности к самовыживанию  в условиях внутренних и внешних  угроз, а также действия непредсказуемых  и труднопрогнозируемых факторов.
     Чем более устойчивы экономическая  система, тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка её безопасности будет достаточно высокой. Нарушение  пропорций и связей между разными  компонентами системы ведет к  дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного  состояния к опасному.
     Сущность  экономической безопасности реализуется  в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики  с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической  безопасности. Критерии безопасности включают в себя оценки:2
    ресурсного потенциала и возможностей его развития;
    уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;
    конкурентоспособности экономики;
    целостности территории и экономического пространства;
    суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам,
    социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
    Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.
     Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые  значения. Пороговые значения - это  предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному  ходу развития различных элементов  воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций  в области экономической безопасности.
     Важно подчеркнуть, что наивысшая степень  безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится  в пределах допустимых границ своих  пороговых значений, а пороговые  значения одного показателя достигаются  не в ущерб другим. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами  значений пороговых показателей  национальная экономика теряет способность  к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных  и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.
     Среди показателей экономической безопасности можно выделить:
     - показатели экономического роста  (динамика и структура национального  производства и дохода, показатели  объемов и темпов промышленного  производства, отраслевая структура  хозяйства и динамика отдельных  отраслей, капиталовложения и др.);
     - показатели, характеризующие природно-ресурсный,  производственный, научно-технический  потенциал страны;
     - показатели, характеризующие динамичность  и адаптивность хозяйственного  механизма, а также его зависимость  от внешних факторов (уровень  инфляции, дефицит консолидированного  бюджета, действие внешнеэкономических  факторов, стабильность национальной  валюты, внутреннюю и внешнюю  задолженность);
     - показатели качества жизни (ВВП  на душу населения, уровень  дифференциации доходов, обеспеченность  основных групп населения материальными  благами и услугами, трудоспособность  населения, состояние окружающей  среды и т. д.).
     Пороговые уровни снижения безопасности можно  охарактеризовать системой показателей  общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
     - предельно допустимый уровень  снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования  и финансирования, за пределами  которого невозможно самостоятельное  экономическое развитие страны  на технически современном, конкурентоспособном  базисе, сохранение демократических  основ общественного строя, поддержание  оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного  потенциала;
     - предельно допустимое снижение  уровня и качества жизни основной  массы населения, за границами  которого возникает опасность  неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее  продуктивной части национального  “человеческого капитала” и  нации как органичной части  цивилизованной общности;
     - предельно допустимый уровень  снижения затрат на поддержание  и воспроизводство природно-экологического  потенциала, за пределами которого  возникает опасность необратимого  разрушения элементов природной  среды, утраты жизненно важных  ресурсных источников экономического  роста, а также значительных  территорий проживания, размещения  производства и рекреации, нанесение  непоправимого ущерба здоровью  нынешнего и будущего поколений  и др.
     Обобщая выше сказанное, можно сказать, что  экономическая безопасность - это  способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном  уровнях. Иными словами, экономическая  безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту  национальной экономики, её способности  удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз  и потерь.
     Из  этого можно сделать два вывода:
     Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
     Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми  звеньями и структурами экономики.
      Нормативно-правовая основа экономической безопасности страны.
     Законодательная ветвь государственной власти посредством  законов формирует правовые основы экономической безопасности, очерчивает круг государственных ценностей  и интересов, находящихся под  государственной защитой, устанавливает  систему органов государства, специализирующихся на обеспечении экономической безопасности, определяет их компетенцию, предусматривает  возможность, основания и виды юридической  ответственности за неправомерное  поведение физических и юридических  лиц, признанных субъектами права. Основная деятельность палат Федерального Собрания в области обеспечения экономической безопасности осуществляется на постоянной основе через структуру комитетов Совета Федерации и Государственной думы во взаимодействии с соответствующими подразделениями аппаратов Федерального Собрания (информационно-аналитическим управлением Совета Федерации и аналитическим центром Государственной думы).
     Важную  роль в обеспечении экономической  безопасности сыграл Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии  экономической безопасности Российской Федерации» 3
     В марте 1994 года, т.е. через три с лишним года после начала "реформирования" экономики, правительство приняло распоряжение о разработке "Основных положений государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации". Документ был подготовлен и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и одобрен в Совете безопасности. Однако потребовалось почти 1,5 года, чтобы он стал документом, поскольку только в апреле 1996 года президент подписал Указ № 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)". Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны.
     Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.
     Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед  государством задач, как на национальном, так и международном уровне.
     Таким образом, государственная стратегия  экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.
     Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии  экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный  характер.
     Несмотря  на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал  для обеспечения своей экономической  безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая  направленность государственной стратегии  заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные  связи, в устранении ее зависимости  от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества.
     Объектами экономической безопасности, кроме  личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.
     Государственная стратегия экономической безопасности включает:
     1) характеристику внешних и внутренних  угроз экономической безопасности  России как совокупности условий  и факторов, создающих опасность  для жизненно важных экономических  интересов личности, общества и  государства; определение и мониторинг  факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;
     2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы  в области экономики и отвечающих  требованиям экономической безопасности  России;
     3) формирование экономической политики, институциональных преобразований  и необходимых механизмов, позволяющих  устранить или смягчить воздействие  факторов, подрывающих устойчивость  национальной экономики.
     Реализация  экономической государственной  стратегии должна осуществляться через  систему конкретных мер, реализуемых  на основе качественных индикаторов  и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.
     Таким образом, только в мае 1997 года  была принята концепция национальной безопасности, которая должна была объединить силы и средства российских спецслужб и правоохранительных органов - прежде всего Департамента экономической безопасности ФСБ (образованного, правда, только в 1998 году), а также соответствующих подразделений МВД, ГРУ, Федеральной службы налоговой полиции и ГТК.
     10 января 2000 был принят 2-ой вариант  Концепции национальной безопасности  России. Этот документ определяет  принципиальные исходные положения  по национальной безопасности  страны, которые должны стать  основой формирования внутренней  и внешней политики государства.  В нем дан анализ места России  в мировом сообществе, определены  ее национальные интересы, процессы  и явления, им угрожающие.
     Первостепенную  роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической, и других зависит  от экономических возможностей страны. В то же время, разработка программы  первоочередных и долговременных мер  по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.
     В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере экономики  угрозы4 имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости». Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
     Негативные  процессы в экономике лежат в  основе сепаратистских устремлений  ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого  экономического пространства России и  его важнейших составляющих - производственно-технологических  и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
     Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  способствуют усилению напряженности  во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному  устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации5.
     Наибольшая  эффективность в реализации законодательных  полномочий Федерального Собрания может  быть достигнута посредством взаимодействия с информационно-аналитическими подразделениями  Совета Федерации и Государственной  думы, комитетами Федерального Собрания, Администрацией президента, аппаратом  Совета Безопасности, аппаратом Правительства. Однако координация между указанными органами по вопросам экономической безопасности на сегодняшний день недостаточно эффективна. Различные органы участвуют в обеспечении национальной безопасности независимо друг от друга без согласования планов и результатов работы. Такая распыленность наносит ущерб качеству работы и снижает уровень государственного управления. Очевидно, что функциональные и организационные вопросы обеспечения национальной и экономической безопасности нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
     Глава 2. Перспективы российской экономики.
     2.1.Направление и реализация экономической политики России
     Среди основных направлений экономической  политики целесообразно выделить следующие  направления, которые сегодня актуальны  как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:
     —   конъюнктурная политика;
     —   политика экономического роста;
     —   структурная политика;
     —   региональная политика;
     —   политика занятости;
     —   антиинфляционная политика;
     —   инвестиционная политика;
     —   социальная политика.
         Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг  другу. Правительство в зависимости  от ситуации выбирает приоритеты.
         Особое внимание Правительства  Российской Федерации в среднесрочной  перспективе уделено реализации  приоритетных национальных проектов  в сфере здравоохранения, образования,  обеспечения жильем населения,  а также развития агропромышленного  комплекса.
     Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать  меры, направленные на повышение эффективности  программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В  этой связи следует обеспечить координацию  деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих  программ, содействовать повышению  региональной и межрегиональной  трудовой мобильности.
     Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной  службы, которые направлены на обеспечение  публичности и регламентации  деятельности государственных органов  власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.
     Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется  повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста  путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной  правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения  инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия  для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное  и сбалансированное развитие инновационной  инфраструктуры.
     В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих  субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования к  мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться  путем повышения эффективности  государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.
     Для решения задач, связанных с устранением  ограничений инфраструктурного  и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры  экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.
     Развитие  конкуренции и сокращение нерыночного  сектора будут обеспечены путем  создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении  предпринимательского климата и  создании экономических стимулов для  межотраслевого перетока капитала будут  созданы условия для повышения  привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы  услуг.
     19 апреля 2007 года российское Правительство  одобрило прогноз социально-экономического  развития на 2008г. и на период  до 2010г. Министерство экономического  развития и торговли (МЭРТ) представило  обновленный сценарий развития  страны на среднесрочную перспективу,  в котором прослеживается ориентация  на диверсификацию экономики,  сильный инвестиционный и потребительский  спрос, опережающее развитие обрабатывающей  промышленности и рост несырьевого  экспорта. Отечественная экономика  будет снижать зависимость от  ценовой конъюнктуры на нефть,  обещают чиновники. Они не предвидят  внутренних макроэкономических  рисков и полагают, что показатели  развития экономики достигли  показателей стабильности.
     По  оценкам экономистов, представленный прогноз выглядит оптимистично, и  для этого есть некоторые предпосылки. Прошлый год, успешный по многим параметрам экономического самочувствия страны, и I квартал 2007г. продемонстрировали ускорение  экономики. То, что российская экономика  уйдет от роста, основанного на экспорте нефти и газа, и будет строиться  на обрабатывающей промышленности и  технологиях, можно только приветствовать, считают специалисты.
     В прогнозе социально-экономического развития страны на 2008–2010гг. зафиксированы следующие  параметры. Прогноз по инфляции на 2007г. составляет 7-8%, на 2008г. – 6-7%, на 2009г. – 5,5-6,5%, на 2010г. – 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на 2007г. – 6,5%, на 2008г. – 6,1%, на 2009г. – 6%, на 2010г. – 6,2%. При этом глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может  выйти и на более высокие темпы  роста ВВП, чем заложенные в трехлетний прогноз. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий  будет выше и цена на нефть превысит официальные ожидания.
     Прогноз по росту промышленного производства на 2007г. составляет 5,2%, на 2008г. – 5,1%, на 2009г. – 4,8%, на 2010г. – 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, по прогнозу МЭРТ РФ, составит: в 2007г. – 12,8%, в 2008г. – 11,9%, в 2009г. – 10,5% и в 2010г. – 11,4%.
     Кроме того, в центре внимания чиновников оказались индикаторы, относящиеся  к социальной сфере. Реальные располагаемые  доходы россиян в 2007г. вырастут на 9,8%, в 2008г. – на 9,1%, в 2009г. – на 8% и в 2010г. – на 7,5%. При этом реальная заработная плата, по прогнозу, в 2007г. увеличится на 12,8%, в 2008г. – на 10,8%, в 2009г. – на 8,8% и в 2010г. – на 8,2%. Ожидается снижение безработицы – с 7,3% в 2006г. до 6,8% в 2010г. При этом число зарегистрированных безработных должно вырасти, что  говорит о структурных изменениях в этой сфере.
     Оборот  розничной торговли вырастет в 2007г. на 11,6%, в 2008г. – на 10,5%, в 2009г. – на 9,1%, в 2010г. – на 8,4%. Положительное  сальдо торгового баланса РФ в  среднесрочном периоде будет  постепенно сокращаться. Так, по прогнозу МЭРТ, в 2007г. оно составит 100,8 млрд долл., в 2008г. – 67,6 млрд долл., в 2009г. – 34,7 млрд долл., а в 2010г. уже 3,2 млрд долл.
     Экономисты  отмечают, что, повышая прогноз роста  экономики, чиновники делают ставку на сильный внутренний инвестиционный и потребительский спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы роста экономики  в целом выглядят очень правдоподобно: экономика имеет еще громадный  резерв для роста, связанный с  возможностью повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения  производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом роста для нее.
     Высокий потребительский спрос будет  способен обеспечить рост в перерабатывающих секторах промышленности. Явно обозначившийся приход иностранных производителей, локализующих те или иные производства, не только вносит вклад в прогнозируемый рост, но и может оказать дополнительное позитивное влияние на экономику. Явных  внутрироссийских или внешних угроз  для роста, за исключением обвала мировых цен на сырьевые товары, пока не просматривается, однако эта  угроза с каждым годом становится менее значимой из-за все той же диверсификации экономики. В то же время, в прогнозе есть несколько моментов, вызывающих вопросы: перспективы нефтяного  и нефтеперерабатывающего сектора  выглядят недооцененными, а перспективы  несырьевого экспорта – переоцененными. Многие аналитики также положительно оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный МЭРТ. И предполагают, что на фоне возможного дефицита рабочей  силы одним из приоритетов для  правительства должна стать миграционная политика. Высокие темпы роста  зарплат и пенсий приведут к дальнейшему  росту располагаемых доходов населения, в связи с чем увеличение потребления будет по-прежнему оставаться одним из ключевых факторов роста российской экономики.
     Однако, без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне.
     2.2.Современное состояние экономической безопасности России
     Структура проблем экономической безопасности приведена на схеме 1.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 1. Структура проблем экономической  безопасности.6
     Вернемся  к Государственной стратегии  экономической безопасности. В этом документе определены критерии и  параметры экономической безопасности, подлежащие мониторингу.
     Критерии  экономической безопасности, определяемые как факторы, определяющие возникновение  угроз экономической безопасности, формулируются следующим образом:
     1.Способность  экономики страны к устойчивому росту.
     2.Зависимость  экономики страны от импорта  важнейших видов продовольствия  и продукции, производство которых  может быть организовано в  стране.
     3.Уровни  внешнего и внутреннего долга. 
     4.Воспроизводство  стратегических ресурсов.
     5.Уровни  бедности и безработица. 
     6.Устойчивость  финансовой системы. 
     7.Рационализация  структуры внешней торговли.
     8.Доступность  для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта, массовых  видов связи, а также жилья  и коммунальных услуг. 
     9.Поддержание  научного потенциала страны.
     10.Взаимоотношения  с государствами – участниками  СНГ. 
     Каждый  из этих факторов имеет установившуюся совокупность показателей, которые  можно найти на сайте Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.
     Анализ  категорий экономической безопасности развитых стран и России показывает, что Российская Федерация сталкивается с целым рядом угроз, которые  не характерны для развитых стран. К  этим угрозам можно отнести необходимость  интеграции в уже сложившуюся  систему международных институтов; сложности с идентификацией положения  системы, связанные с кризисом органов, ответственных за сбор статистической информации, и как следствие, невозможность  принятия оптимальных управленческих решений; на территории ряда субъектов Российской Федерации действуют правовые акты, противоречащие Федеральному законодательству; Россия имеет огромные по протяженности неохраняемые границы. При этом Российская Федерация как страна, развивающаяся в условиях глобальной экономики, сталкивается со всем традиционным комплексом угроз, присущим эпохи глобализации.
       Стратегические национальные интересы  России в сфере экономики многогранны,  но, суммируя, их можно представить в трех важнейших направлениях: долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян и признания их роли в мировом культурном пространстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7
     Более конкретно реализацию национальных интересов России в сфере экономики  можно выразить следующим образом: способность экономики функционировать  в режиме расширенного воспроизводства, то есть обеспечивать в ближайшее  десятилетие рост ВВП в пределах не менее 7—8 процентов в год; повышение  конкурентоспособности экономики  не только в добывающих, но и прежде всего в обрабатывающих отраслях и увеличение в 5—6 раз доли инновационно активных предприятий; повышение благосостояния населения, что означает устойчивый рост его реальных доходов, заработной платы, опережающее увеличение пенсий и пособий; сокращение в 3—4 раза слоя бедных людей и формирование среднего сословия граждан с соответствующим уровнем платежеспособного спроса; надежность банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокую конъюнктуру рынка, не допускать скачков в изменении курса рубля; достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП; повышение в структуре внешнеторгового оборота доли экспорта продукции обрабатывающих отраслей; поддержание уровня импорта, особенно продовольствия, на безопасном уровне (примерно 25 процентов розничного товарооборота продовольствия); независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения; сохранение единого экономического пространства и недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.
     Практический  опыт разных стран, в том числе  нашей, свидетельствует, что угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме, однако это не означает, что нам ничего не угрожает или, что любой кризис можно легко пережить. Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности. Выделено 19 таких показателей, отражающих наиболее важные участки в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере (см. табл. 1). Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.
     Пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном  уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным  элементом правительственных прогнозов  и программ развития, а также разработки бюджетов. К сожалению, этого не произошло, утвержденных количественных параметров пороговых значений до сих пор нет.
     Таблица 1 показывает, что пороговые значения индикаторов достаточно точно сигнализируют  о состоянии экономической безопасности России. Ситуацию нельзя характеризовать  как однозначную, с оценкой “хорошо” или “плохо”. Часть индикаторов  в 2005 году была ниже пороговых значений. Это уровень инфляции, дефицит бюджета, госдолг. Объем золотовалютных резервов многократно превышает пределы порогового значения.
     Если  бы уровень монетизации соответствовал предельному значению индикатора, можно  сделать однозначный вывод об улучшении финансового положения. Однако он ниже в два раза, что  свидетельствует о неразвитости банковского сектора, о недоверии  инвесторов к банкам, недостаточной  склонности населения к организованным формам сбережения, о слабом развитии безналичных расчетов. Экономические  и политические риски в инвестировании по-прежнему очень высоки.
     Увеличение  финансово-банковских резервов происходит за счет ущемления финансовых возможностей развития реального сектора экономики, инновационной и социальной сфер. Все индикаторы сигнализируют о  неблагополучном положении этих секторов экономики. Доля продовольствия, поступающего по импорту в общем  объеме продовольственных ресурсов, намного (15 процентных пунктов) превышает  величину порогового значения, что  делает экономику уязвимой при неблагоприятном  развитии ситуации на валютном рынке. Общий объем ВВП существенно  ниже порогового значения. Следовательно, для решения задачи удвоения ВВП  к 2012 году необходимо существенно ускорить темпы экономического роста.
     К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально  развитых странах. В целом по интегральному  показателю здоровья россияне находятся  на 68 месте в мире. Средняя трудоспособность российского рабочего, если оценивать  по количеству лет работы, потерям  рабочего времени из-за болезней и  несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем рабочего США.
     Значимой  личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. На это качество указывал еще Аристотель в своей работе «Никомахова этика». За годы реформ получили развитие такие  отрицательные черты нравственности у работников, как безынициативность, агрессивность, конфликтность, циничное отношение к обществу, государству  и человеку, взяточничество, рэкет, коррупция. Так же, большое значение для обеспечения экономической  безопасности государства имеет  ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность  индустрии страны в случае нарушения  внешнеэкономических связей или  внутренних социально-экономических  потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво  осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему, металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве. Вместе с тем анализ данных Госкомстата РФ показывает, что высокотехнологичные отрасли — производство станков, кузнечно-прессовых машин, радиоэлектронной аппаратуры, компьютеров, современных средств связи составляет чуть более 5 % от уровня 1991 г. Удельный вес машиностроения в общем объеме промышленной продукции сократился втрое.
     Промышленность  России в настоящее время ориентирована  преимущественно на производство промежуточного продукта — топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного  потребления, составляют только примерно две пятых промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий  реального сектора экономики  более чем на половину изношены, а в топливно-энергетическом комплексе  изношенность уже достигает почти 80%.
     Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует  в минимально короткие сроки самостоятельную  разработку новейших технологических  решений, обеспечивающих прорыв в ведущих  отраслях гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России в ключевых технологиях, наращивание  технологического потенциала на основе новейших научно-технических достижений, несомненно, укрепит экономическую  безопасность страны. Массовое же использование  перспективных технологий будет  способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению  экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической  зависимости от зарубежных стран.
     В третьем тысячелетии передовые  страны мира — США, страны Европы и  Япония — стоят на пороге нового этапа научно-технического прогресса, внедрения новейших технологий ХХI века во все сферы жизни.
     Ведущим направлением в научно-технической  сфере является гуманизация технического прогресса, усиление жизнеобеспечивающей  ветви НТП, смещение приоритетов  в сторону биологии, биохимии, биофизики, медицинских наук, информационных услуг, т.е. в сторону тех направлений  науки и техники, которые повышают качество жизни людей.
     Вторым  важным направлением НТП является снижение энергоемкости и металлоемкости общественного производства. Развитые страны существенно продвинулись на этом пути, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором  удовлетворение производственных и  личных потребностей людей сможет осуществляться при меньших удельных объемах  вовлекаемых в производство ресурсов. Реализация этого направления будет  способствовать обеспечению устойчивого  развития отдельных стран и глобальной экономики.
     Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и  спутниковой связи позволяет  легко преодолевать национальные границы  и придает жизни общества все  более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий — Интернет — сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания.
     Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость постепенного отхода от энергосырьевого экспорта к более сбалансированному участию  путем интеграции отечественного научного и технологического потенциала в  мировую экономику, экспорта наукоемкой продукции и услуг, подключения  к стратегическим альянсам.
     Важным  элементом системы экономической  безопасности является продовольственная  составляющая, предполагающая способность  сельскохозяйственного сектора  экономики обеспечивать население  страны продовольствием, а промышленность — необходимым сельскохозяйственным сырьем.
     Сегодня опасность утраты продовольственной  независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского  хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко усугубились  в результате избранного варианта проведения аграрной реформы. Поспешность в  разрушении сложившихся структур и  хозяйственных связей, обострение ценовых  диспропорций между промышленностью  и сельским хозяйством, практически  полное открытие внутреннего рынка  для импорта продуктов питания  — все это подрывает базу для  самообеспеченности страны продовольствием. Заметно снизилась товарность сельского  хозяйства. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным. Доля импортного продовольствия составляет 30%. По данным Минсельхозпрода, доля импорта по мясу и мясопродуктам — 34%, молоку и молокопродуктам — 18%, сахару (включая сахар-сырец) — 73%, растительному маслу — 42%, рыбе и рыбопродуктам — 50%. В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, доля многих видов импортных товаров достигает 80%7. Эти и другие данные показывают, что критический порог по продовольствию значительно превышен. Это может привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка.
     Сложившиеся неблагоприятные условия создают  реальную угрозу потери продовольственной  независимости страны, которая может  стать свершившимся фактом, если органами исполнительской власти и хозяйствующими субъектами не будут предприняты  эффективные меры по ее преодолению.
     В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая предполагает обеспечение  стабильности поставок энергоносителей  для нужд национальной экономики  и оборонного комплекса. Российская экономика приобретает все больше топливно-сырьевой характер. В то же время энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста. Рост производства вызовет увеличение внутреннего потребления топлива. Между тем топливная промышленность в настоящее время не готова заметно  увеличить объемы своей продукции. Практически все крупные и  средние месторождения нефти  вовлечены в эксплуатацию, они  находятся преимущественно в  поздней стадии разработки. Приросты разведанных запасов почти по всем видам топливных ресурсов в  течение длительного периода  не компенсировали добычу. Например, «Газпром»  в последние 20 лет не вкладывал  деньги в разработку крупных месторождений, поскольку вынужден был выступать  в роли национального кредитора  всей российской экономики. Бывший руководитель «Газпрома» Рэм Вяхирев недавно  привел факты ужасающего финансового  состояния «Газпрома» — ему должны 7,5 миллиардов долларов, а его собственный  долг равен 4,5 миллиарда долларов, поэтому  и нет денег на инвестиции в  добычу газа.
     Нужна четкая и ясная для всех структурная  политика в ТЭК, которая определяла бы приоритеты в отрасли, обеспечивающие экономическую независимость страны.
     Поразивший  прошлой зимой Приморье глубокий энергетический кризис воочию убедил в необходимости реформирования энергетической системы РФ. Энергетическая система страны, сложившаяся в  период планово-административной экономики, в условиях формирования во всех сферах жизни общества рыночных, конкурентных отношений нуждается в существенной модернизации и реконструкции. Причем это необходимо делать весьма обдуманно, с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта в интересах  всей национальной экономики.
     Информационная  составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного  обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного  комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться  надлежащая тайна ведения бизнеса  в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.
     Информационная  функция системы экономической  безопасности заключается в получении  системой в целом и ее элементами информации, необходимой для осуществления  согласованной и целенаправленной деятельности по достижению поставленных целей.
     Требования  к реализации этой функции будут  определяться необходимостью и достаточностью представляемой потребителю информации в соответствии с его запросами  и потребностями.
     Информационная  опасность имеет место тогда, когда величина и вероятность  возможного информационного ущерба больше порогового значения, требующего принятия мер по его предотвращению, защите объекта безопасности.
     Понятие информационной безопасности противоположно понятию информационной опасности  и означает защищенность от получения  значимого информационного ущерба.
     В последние годы возросла значимость обеспечения информационной безопасности во всех сферах общественной жизни, включая  экономическую. Это объясняется  рядом причин: быстрым развитием  возможностей информационной техники  и технологии, усилением экономического противоборства между государствами, транснациональными корпорациями и  фирмами, возрастающим воздействием на общественное сознание различных групп  населения, интересами и потребностями  клиентов и поставщиков.
     Информатизация  финансово-экономической сферы оказывает  как положительное, так и отрицательное  воздействие на ее развитие. О негативном воздействии на экономическое сознание и поступки российских граждан говорят  следующие факты: сотни мошеннических  финансовых пирамид, раскрученных различными каналами телевидения, позволили мошенникам ограбить миллионы доверчивых российских граждан, а недобросовестная реклама  способствовала распродаже некачественных товаров на сотни миллионов долларов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.