На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие способностей у человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
ФГОУ  ВПО
Амурский  гуманитарный педагогический университет
Кафедра психологии и образования
«АмГПГУ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
«Развитие способностей у человека » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка ЮР-16а
Зимина  Екатерина 

Проверила:
Селезнева О.В.
Кандидат ПСХ наук
Доцент  кафедры психологии и образования
АмГПГУ 
 

Комсомольск-на-Амуре
2010г. 

                                                  Оглавление:
      Введение 

    Понятие личности в психологии
    Способности
    Темперамент
    Характер
    Воля
    Эмоции
    Мотивация
    
     Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Что можно для  того, чтобы улучшить качество своей  жизни? И какое отношение к  этому имеет развитие способностей человека?
Качество жизни  определяется тем, что человек считает своими жизненными приоритетами. Тем, какую позицию он занимает: "пассажир" (большинство), "сам-себе-лодочник" (меньшинство) или "рулевой" (еще меньше). На самом деле, все эти роли для жизни общества необходимы. Так же, как и их соотношение.
Представьте, например, что будет, если "лодочники" станут большинством. Классическая ситуация, описанная Крыловым в басне про  рака, лебедя и щуку. Реальным результатом  была бы анархия или беспорядочная  многопартийность вроде той, которую  мы знаем по истории России периода 1916-1918 гг.
С другой стороны, "рулевой" - вовсе не сам-себе-лодочник. Первый, как правило, все-таки представляет интересы большинства (редкие исключения из этого правила зовутся пассионариями. Они-то и устраивают революции - не обязательно в реальной жизни, но хотя бы в умах). А сам-себе-лодочник - это человек, движущийся туда, куда надо именно ему. И не важно, по течению это или нет. Просто у него своя лодка.
Соответственно, чтобы улучшить качество своей жизни, "пассажиру" надо взять процесс в свои руки. Стать лодочником.
Должен ли "лодочник" становиться рулевым? А вот это  как раз и необязательно. Можно  просто обзавестись для своей  лодки мотором.
Рулевого это  тоже касается. Ему также нужен  мотор: нечто, позволяющее двигаться  быстро и качественно. Двигаться вместе со своими пассажирами в выбранном направлении.
Таким мотором  является развитие способностей человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие личности  в психологии
Определение личности В широком плане личность человека является
интегральной целостью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную  систему, систему желез,
процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение»  личности обусловливается влиянии культуры и
структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он
участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников).
В современной  психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупности черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
Способности человека определяют его успехи в различных  видах деятельности.
Волевые качества характеризуют стремление человека к достижении поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
Направленность  оказывает организующее влияние  не только на компоненты
структуры личности (например, на нежелательные черты  темперамента), и на
психические состояния (например, пре отрицательных психических
состояний с  помощью поло доминирующей мотивации) и познавательные
эмоции, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивации
в развитии процессов  мышления имеет не меньше значение, чем способности).
Направленность  наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессионально («гуманитарной» или «технической») и бытовой (что для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).
Направленность  личности характеризуется уровнем  зрелости, широтой,
интенсивностью, устойчивостью и действенностью.
Большинство психологов полагает, что человек личностью  не рождается, а
становится. Однако в современной психологии нет  единой теории формирования и развития личности.
Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование.
Устойчивость  личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступления. В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения
(темперамент,  задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей
адаптироваться  к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся
социальным условиям. 

2. Способности
Понятие о способностях Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладениями.
Существует целый  ряд классификаций способностей:
1) природные  (или естественные) способности в  основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их
базе, при наличии  элементарного жизненно опыта через  механизмы научного типа условно-рефлекторных связей);
2) специфические  человеческие способности, имеющие историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в
социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь
подразделяется на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых  различных видах
деятельности  и общения (умственные способности, развитые память и речь,
точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие
успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;
б) теоретические, определяющие склонность человека к
логическому мышлению, и практические, лежащие в основе
склонности к  конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые  влияют на успешность педагогического  воздействия,
усвоение человеком  знаний, умений, навыков, форм и качеств личности, и
творческие, связанные  с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
г) способности  к общению, взаимодействию с людьми, а имен-1
но, речь человека как средство общения, способности  восприятия и Оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д.
Человек, способный  ко многим и различным видам деятельно  и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и
своеобразие деятельности и общения.
Способности, задатки  и индивидуальные различия Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это некоторые генетически
детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу (предпосылку)
формирования  и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денны (природные) и приобретенные (социальные).
Природа человеческих способностей
Здесь прежде всего  речь должна идти о природе так  называемых со­циальны
способностей, биологическая  основа которых до сих пор точно не установлена. Это — высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на социально-культурной среды, созданной искусственно тру многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментам; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после формированию путем обучения и воспитания.
Анатомо-физиологической  основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функционированные  органы – прижизненно складывающиеся нервной системы, обеспечивающие функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.
Выделяют следующие  уровни способностей: репродуктивная, которая
обеспечивает  высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемент творческого, и наоборот. 

3. Темперамент
Понятие и типы темперамента Темперамент - совокупность
индивидуальных  особенностей, характеристик динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого что их трудно разделить.
Темперамент можно  подразделить на четыре наиболее обобщенные типы:
1. Холерик - сильный  тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения.
2. Сангвиник  - сильный тип темперамента, характеризующий подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
3. Флегматик  — сильный тип темперамента, связанный  с мед,
инертностью, устойчивостью  в стремлениях и наст, слабым внешним
выражением эмоций, низким уровнем пси активности.
4. Меланхолик  — слабый тип темперамента, которому свойственна
замедленность движений, сдержанность моторики и  речи, низкий уровень
психической активности, легкая ранимость, склон глубоко  переживать даже
незначительные  события, преобладание отрицательных эмоций.
Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои
достоинства и  недостатки. Достоинство холерика —  в воз сосредоточения
значительных  усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работа выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.
Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.
Впечатлительность — свойство человека, характеризующее  степень
воздействия различных  раздражителей, время сохранения их в памяти и
силу ответной реакции на это воздействие. 

4. Характер
Определение характера, его основных черт.
В самом общем  виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.
В характере  можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и
выражающих различное  отношение личности к от сторонам действительности. Третью подсистему составляют черты, которые
проявляются в  отношении человека к самому себе (самокритичность завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая под - это
совокупность  отношений человека к вещам (аккурат - безалаберность, щедрость-скупость и др.).
Возможна и  другая классификация черт характера, например:
1) свойства, определяющие  поступки человека в выборе  целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);
2) свойства, относящиеся  к действиям, направленным на  достижении
поставленных  целей (настойчивость, целеустремленность, по и
др., а также  противоположные им качества);
3) свойства, имеющие  чисто инструментальное значение, непосредственно
связанные с  темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-
тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т. д..).
Типология характеров
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но
подавляющее большинство  психологов исходили из следующих основных общих идей:
а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;
б) входящие в  характер сочетания черт не являются случай. Они в
совокупности  представляют системы, четко различи  по типам, что и
позволяет строить  типологию характеров;
в) в соответствии с типологией характеров большинство  людей может быть
разделено на определенные группы. Наиболее известны следующие  типологии
характера:
1. конституционные  теории, связывающие особенности  ха с внешним
видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).
2. акцентуальные теории, связывающие особенности характер его
акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных  черт характера и их
совокупностей, представляющей крайние вари психической  нормы, пограничные с психопатиями (Леонард, Личко и др.).
3. социальная типология характеров, в основе которой - отношение
человека к  жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).
Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.
Гипертимный тип  — таких людей характеризует  чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносит условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.
Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контакт,
немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкну образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.
Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические  смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — по дистимному.
Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.
Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и
поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко  приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.
Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.
Интровертированный  тип. Они ориентированы на свой внутренней мир,
поэтому мало контактны, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя
перестроиться.
Садомазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в за от себя, приобретают над ними безграничную власть, при им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.
Конформистский  тип. У таких людей почти никогда  не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это тип сознательных и бессознательных приспособленцев.
Мыслительный  тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.
Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенностью
чувствительностью ко всему тому, что радует. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.
Последнее время  приобретает все большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе
«Психологические  типы.
У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизни проявлений
находится в  зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование).
Мыслители - экстра становятся государственными деятелями, адвокатами,
почет академиками  и удачливыми антрепренерами.
У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются  с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хорошее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие то считают.
Экстравертивного  ощущающего типа притягивают те объекты (люди,
ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Ре оказывается мощная
сенсорная связь  с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное
наслаждение «реальной  жизни», жизнью «на полную катушку». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей.
Для экстраверта  интуитивного типа характерна способность  воспринимать во
внешнем мире то, что происходит «за сценой». Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следователь, другие пожинают урожай, посеянный им.
Интровертный  мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей по внешнему влиянию. Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.
Интровертный  ощущающий тип руководствуется  тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими пост. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой.
Про людей этого  типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают
смеяться в  пол. Настроенные на то, чтобы здесь  и теперь, на то, что есть,
индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь воображать, что могло бы быть.
Интровертный  интуитивный тип обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Та люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещается даже в эту пространную типологию. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам.
Формирование  характера. Личность и характер:
Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и  стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст 2-3 до 9-10 лет является сенситивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черты характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость.
Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступ видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.
Волевые черты  характера развиваются и закрепляются в под возрасте,
а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней
юности. К окончанию  школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью. 

5. Воля
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.