На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности технологии развивающего обучения истории в современной школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ) 
 

Историко-географический факультет
Кафедра теории и методики обучения истории и обществознанию 
 
 
 
 

Особенности технологии развивающего обучения истории  в современной  школе 
 
 
 
 
 

 Курсовая работа:
Студентки IV курса, гр. 61 И
Ю.Ф. Кручининой 

Научный руководитель:
Л.И. Некрасова 
 
 
 
 
 

Томск  2010
ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение_______________________________________________________   3
Глава I. Развивающее обучение в образовательном процессе____________  6
 1.1. Сущность и значение развивающего обучения____________________  7
1.2. Основные характеристики развивающего обучения________________  9
1.3. Соотношение воспитания, развития и обучения  в педагогическом процессе, развитие в процессе обучения истории_____________________ 12
Глава II. Системы развивающего обучения, используемые в школе._____   17
3.1. Программа «ШКОЛА 2100»___________________________________   19
3.2. Программа «Начальная школа XXI века»________________________    22
3.3.Программа  «ГАРМОНИЯ»_____________________________________   24    3.4. Программа «Школа России»___________________________________   25
3.5. Развивающее обучение на уроке истории (пример урока)___________   26
Заключение.____________________________________________________    31 Список использованных источников и литературы. ___________________   33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       «Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
       Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывая вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования»1.
       Анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ указывает на необходимость приведения его в соответствии с потребностями страны в начале XXI в.
       «В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование – одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.
       Реформа средней школы 1990 г. привела к  определенным позитивным результатам: появилась большая творческая свобода  педагога, возможность выбора образовательных  программ, форм обучения, учебных пособий»2.
       Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности.
       Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить  достаточно сложно.
       Таким образом, современный урок истории  – это, прежде всего урок, на котором  учитель умело, использует все возможности  для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ. Современный урок истории предполагает применение современных методик обучения, авторских педагогических методик, оригинальных приемов.
       Поэтому целью своей работы считаю необходимость уяснение сущности технологии развивающего обучения истории и освоение ее с целью применения на практике, на уроках истории.
       Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
    Выяснить сущность и значение развивающего обучения, проанализировать, что такое развивающее обучение в образовательном процессе: основные принципы развивающего обучения; соотношение воспитания,  развития и обучения  в педагогическом процессе, развитие в процессе обучения истории.
    Рассмотреть системы развивающего обучения, применяемые в обучении в современной школе, изучить авторские программы практикующих преподавателей.
 
      В написании данной работы мной использовались  следующие источники: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. История; Лубков А.В. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации; для определения государственного заказа на образование. Работа Казьменковой Г.А., в которой описывается эффективность применения системы учебных задач в развивающем обучении на уроках истории и во внеклассной работе;  работа Усиковой С.В. в которой говорится о проблеме развивающего обучения на уроках истории.
   Также для выполнения данных задач  использовалась следующая литература: Вольваков С.П. Познавательно-развивающие вопросы в преподавании истории отечества; Гранкина Н.Г. Урок развивающего обучения «Древнегреческий театр»; Умбрашко К.М. Развитие творческого мышления на уроках истории. Также использовала рукописи учителей истории Казьменковой Г.А и Усиковой С.В.; Интернет-ресурсы, где учителя делятся своим опытом по применению развивающего обучения на уроках истории  с другими учителями, учат и помогают своими советами в составление планов.
   Моя работа состоит из двух глав, одна теоретическая, а другая практическая. В первой главе идет речь о сущности развивающего обучения; анализ, что такое развивающее обучение в образовательном процессе: соотношение воспитания,  развития и обучения  в педагогическом процессе; развитие в процессе обучения истории. Во второй главе мной рассмотрены различные программы, как утверждение министерством образования, так и авторские. 

   Глава I. Развивающее обучение в образовательном процессе 

       На  уроках математики дети решают задачи, на занятиях по физики и химии ставят лабораторные опыты, на уроках литературы эмоционально воспринимают художественный текст и пытаются анализировать его структуру. На уроках истории перед школьниками лежит учебник, в котором собраны некоторые факты и предлагаются их объяснения; деятельность учащегося чаще всего сводится к чтению и пересказу тех или иных фрагментов текста. Современные педагоги стараются сделать уроки более содержательными и развивающими, сформировывая у обучающихся чувство историзма.
       «Уроки  истории способствуют развитию мышления, которое формируется в процессе самостоятельной умственной деятельности. Чтобы такая деятельность осуществлялась (а не имитировалась), человек должен овладеть определенными приемами (умениями, навыками) познания»3.
       Историческое  мышление на творческом уровне предполагает умение решать проблемные познавательные задачи. На это обратил внимание еще И.Я. Лернер, в работах которого содержится немало интересных мыслей о роли проблемных заданий в историческом обучении и в развитии мышления. Труды Лернера, выходившие в советские годы, конечно же, не вполне свободны от воспроизведения обязательных тогда формул-заклинаний. Так, процесс решения исторических задач ученый трактовал как применение диалектико-материалистических методов познания к фактам, событиям и явлениям, характеризующим развитие общества4.
       «Понятно, что задачи, в основе которых приложение заранее известных социологических схем к конкретному материалу, не способствуют творческому мышлению. Помимо этого очевидного обстоятельства надо, однако, иметь в виду и следующее. Само по себе решение познавательных задач творческого мышления не развивает, но может способствовать становлению различных мыслительных умений. Все зависит от того, какого рода деятельность необходима для решения конкретной задачи. Лишь подлинно исследовательская историческая деятельность позволяет развивать на уроке истории творческое мышление»5.  

      Сущность  и значение  развивающего обучения
       Методика  развивающего обучения – это система  качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной  деятельности, не имеющей ничего общего с репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании, обучении и консервативном педагогическом сознании.
       Суть  концепции развивающего обучения заключается  в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную  задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно: на первом этапе (начальная школа – первые 5 лет) – путем формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию, а в последующие годы – за счет усиления этой способности и создания условий для ее максимальной реализации.  
Под развивающим обучением понимают способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

       Развивающая система должна обеспечить кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний по учебным предметам. Только тогда эти знания будут способствовать развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности6.
       Такой подход культивирует творческое отношение  к деятельности, формирует общеучебные  умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения.  
Школа должна формировать у учащихся прочную основу знаний. Знания преобразуются мышлением, и в этом смысле они являются средством развития мышления.

       Развитие  мышления обеспечивается целенаправленно  организуемой деятельностью, когда  в центре внимания учителя оказывается  проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи7.
       Владение  приемами усвоения знаний закладывает  основу для активности человека и  осознания им самого себя как познающего субъекта, умеющего самостоятельно строить  процесс познания.  
Школа, работающая в системе развивающего обучения, призвана передать подрастающим поколениям опыт творческого мышления, творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.

       Творческое  мышление характеризуют следующие особенности:
    получение результата, которого раньше никто не добивался;
    возможность действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу;
    многообразие способов, применяемых для достижения результата;
    отсутствие достаточного опыта решения подобных задач;
    необходимость действовать самостоятельно без подсказки.
       Разработчики  технологии развивающего обучения считают, что система усвоенных школьником, сформированных в его сознании теоретических  понятий становится основой дальнейшей эффективной творческой учебной  деятельности школьников. Решая проблему, развития мышления школьников, которая выступает в качестве основной цели обновляющейся школы, разработчики развивающего обучения обеспечивают решение и всех остальных задач, которые стоят перед образовательными институтами, но подходят ко всему остальному как средству ее достижения.  

1.2. Основные характеристики развивающего обучения
       Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному  способу (типу).
       Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
       Основная  роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции8.
       Основные  принципы:
       1. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности.
       2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
       3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.  
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе "добывания" создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

       4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.  
Основой учения в структуре развивающего обучения является связь "цель - средство - контроль", а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Эти действия, направленные на изменение предметов и явлений, вызывали в поведении ребенка определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью, которая (в поведении ученика) выступает временно как побуждение и как цель. Мотив учения выражен либо непосредственно в практической потребности, ситуативном интересе, либо опосредованно - субъективно и скрыт от ученика. Например, для математика или другого специалиста, владеющего математикой, формулы всегда служат только вспомогательным средством, позволяющим перевести содержательную мыслительную работу в формальную и даже чисто механическую. Чтобы овладеть содержанием деятельности, которая обобщенно выражена в изучаемой формуле, ученик должен увидеть и раскрыть систему содержательных операций, заключенных в ней. Следовательно, усвоение знаний и формирование способов деятельности выступают в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика.

       5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. 
       6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка9.
       Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности  человека и на их реализацию. Продвижение  в развитии становится условием глубокого  и прочного усвоения знаний. Учебная  деятельность школьника проходит в сотрудничестве с взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы.
       Изменение характера преподавания вызывает изменение  характера и структуры учения. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий. В учении различают: учебную деятельность, в процессе которой происходит усвоение, и собственно усвоение как основное содержание учебной деятельности. Специфичным для учения является его ориентация на овладение школьниками способами деятельности еще в процессе ее конструирования10.
       Содержание  деятельности, которое ученик должен усвоить в процессе обучения, связывается  в его сознании с выполнением действия (системы действий). Таким образом, учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы учения, конкретные цели, орудия и инструменты познания вне деятельности (вне системы действий) теряют свою силу. Следовательно, предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения является не усвоение как таковое, а собственно учебная деятельность, в процессе конструирования и осуществления которой и происходит усвоение. Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукты (результаты) этой деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит его развитие11.
        
1.3. Соотношение воспитания, развития и обучения в педагогическом процессе, развитие в процессе обучения истории
 
       Проблема  соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики. На различных  исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания, как сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.
       Связь обучения и развития человека –  одна из центральных проблем образования. При ее рассмотрении важно отметить, что: а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке; б) развитие, особенно личностное, продолжается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.
       Говоря  об основной цели любой системы образования  – развитии личности обучающегося, следует, прежде всего, подчеркнуть, что: обучение является не только условием, но и основой и средством личностного развития человека12.
       По  мере обогащения педагогической теории уточнялись представления о каждом из этих понятий. Постепенно понятия  обучения и развития обретали статус междисциплинарных и базовых категорий.
       Общеупотребляемыми  стали следующие трактовки этих понятий:
    развитие – это освоение внутреннего, индивидуального и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей.
    обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.
       Отправной точкой для разработки педагогических стратегий обучения и воспитания становились концепции личности. Смена концепции развития личности немедленно сказывалась на смене концепций обучения и воспитания, принимаемых педагогической теорией и практикой.
       В педагогических исследованиях проблема обучения и развития зачастую сводилась  к организации учебного процесса. Задача формулировалась так: отыскать объективные педагогические закономерности обучения и развития детей различных возрастных групп. Для этого в первую очередь необходимо было раскрыть связь между построением процесса обучения и ходом общего развития обучающихся. Требовалось апробирование различных типов построения процесса обучения, которые выступали в качестве причин, обусловливающих ход общего развития школьников. Важно было установить, что дает развитию та или иная система обучения, каковы ее возможности и пределы. Поэтому апробировались и сравнивались по строению и эффективности различные способы обучения.
       Немаловажным  представлялся и вопрос о зависимости  качества усвоения знаний, умений и  навыков от общего развития школьников. Так как в массовой практике использовались традиционные методы обучения, то требовался эксперимент, чтобы находить более прогрессивные методы обучения и затем заменять старые способы обучения вновь найденными.
       Для объяснения вопроса о влиянии  обучения на развитие Л.С. Выготский  ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: первый - зона актуального развития; второй - зона ближайшего развития.
       Первый уровень  характеризует собой уже достигнутый  ребенком уровень развития. Это уровень  интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи13.
       Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития. Однако целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее образования использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы, находящиеся в стадии становления. Перспективы развития у двух детей из нашего примера различны, поскольку различны зоны их ближайшего развития.
       Поэтому развивающее обучение всегда ориентируется  на зону ближайшего развития ребенка, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка. То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве с взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.
       Стоит отметить, что выделение обучения в качестве ведущего фактора в становлении личности ребенка не означает, что обучение полностью подчиняет логику его развития или (что еще опаснее) отрывается от нее. Обучение и развитие по сути есть две грани одного общего процесса, каковым выступает процесс социокультурного становления личности14.
       Обучение  и воспитание являются средствами организации процесса присвоения человеком общественного исторически выработанного опыта, индивидуальное воспроизведение которого характеризует развитие. Воспитание и обучение (понимаемые как присвоение) есть необходимые и всеобщие формы осуществления развития.
       Поэтому развитие и обучение не могут выступать как два самостоятельных процесса, они соотносятся как содержание и форма единого процесса – социокультурного становления личности.
       Само по себе обучение (приобретение человеком знаний, умений и навыков) еще не означает развития. Древние говорили: «Многознание уму не научает». А один из наших современников пошутил: «Ум – это то, что остается после того, когда мы забываем все, чему нас научили». Речь идет об умственном развитии, но сказанное относится и к развитию вообще15.
       Во время обучения истории, между учеником и учителем возникают противоречия. Они представляют собой движущие силы обучения, но основополагающим в процессе достижения ведущей цели образования – развития и становления личности, соответствующей запросам и перспективам общества. Противоречие между достигнутым учащимся уровнем развития (мотивацией, эрудицией, владением приемами деятельности, уровнем развития способностей и т.д.) и требуемым, но находящимся в зоне его ближайшего развития уровнем16
       Понятие зоны ближайшего развития отражает способ продвижения личности в процессе обучения истории и то внутреннее пространство жизни ребенка, которое восприимчиво к формирующим воздействиям культуры. При этом развитие трактуется как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования.
       Важно учитывать, что в «зоне ближайшего развития» располагается тот этап овладения деятельностью, развития отношений, который логически следует за освоенным, этап, к освоению которого обучаемый подготовлен предшествующей деятельностью.
       В последнее время многие учителя истории на первый план в системе исторического образования выдвигают задачу «оживления» исторического процесса, наполнения его чувствами, страстями, палитрой красок. Мыслящий учитель просто обязан оживить исторические события, факты, показать исторический процесс не только и не столько как цепочку войн, переворотов, революций и изобретений, но и как полный драматизма и стремления к совершенству путь человечества. Не подлежит сомнению, что продуманная работа в этом направлении приближает изучающего предмет школьника к его главной цели – живому осмыслению истории, поиску и нахождению общего языка с прошлым17.
       Опираясь на реально достигнутый уровень развития, обучение должно всегда несколько опережать его, стимулировать, вести за собой. Иными словами, овладение знаниями должно быть организовано так, чтобы вносить новые элементы в деятельность, формировать новые отношения и тем самым обеспечивать развитие в процессе обучения истории. 
 
 

       Глава II.  Системы развивающего обучения, используемые в школе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.