На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рефинансирование коммерческих банков как один из инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 

Курсовая  работа
 на тему: Рефинансирование коммерческих банков как один из инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ 
 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка 2 курса
« Финансы  и кредит»
Инчина  Маргарита Игоревна
Проверила:
к.э.н., доцент кафедры 
Финансы и кредит
Огородникова  Елена Петровна 
 
 
 
 
 

Оренбург, 2010
Содержание 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты рефинансирования
коммерческих  банков………………………………………………………………..6
      Становление и развитие системы рефинансирования………………………...6
      Сущность, назначение и инструменты рефинансирования………………...…8
      Зарубежный опыт использования рефинансирования Центральным Банком на примере стран Евросистемы………………………………………………..13
      Рефинансирование кредитных организаций Банком России………………..18
ГЛАВА 2. Современное состояние рефинансирования коммерческих банков в России……………………………………………………………...………………..34
2.1 Рефинансирование коммерческих банков во время кризиса………………..34
2.2 Перспективы  и проблемы развития рефинансирования……………………..36
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованной литературы……………………………………………...43
Приложение…………………………………………………………........................45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

   Формирование  рыночных отношений в России и  перспективные задачи развития экономики  страны предъявляют новые требования к устойчивости и масштабам функционирования банковской системы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковской системы, в свою очередь, невозможно без решения  вопросов управления банковской деятельностью  и регулирования банковской ликвидности. Именно поэтому эти задачи являются одними из приоритетных для Банка  России. Для выполнения своих функций  Банк России использует ряд инструментов и методов единой государственной  денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, операции рефинансирования, обязательные резервные требования, процентная политика по операциям Банка  России). В целях обеспечения комплексного подхода к решению вопросов регулирования  банковской ликвидности и обеспечения  стабильности банковского сектора  Банк России, являясь кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.
    Система рефинансирования активно развивается, расширяется спектр и объем операций рефинансирования, оттачивается инструментарий анализа финансового состояния  банков-контрагентов.
    Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что история развития банковской системы последнего десятилетия наглядно демонстрирует тот факт, что в кризисных ситуациях существующая система рефинансирования кредитных организаций в России не всегда способна обеспечить ожидаемую эффективность.
    В работе была поставлена следующая цель: изучение современной системы рефинансирования кредитных организаций в России, оценке ее соответствия потребностям банковского сообщества и экономики в целом и разработке методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы рефинансирования.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    обосновать сущность системы рефинансирования;
    определить структуру системы рефинансирования, выделить ее элементы;
    изучить современное состояние системы рефинансирования, особенности взаимодействия ее участников;
    определить перспективные направления совершенствования системы рефинансирования в России и выработать механизмы их реализации.
      Наиболее  подробными и систематизированными теоретическими работами о государственной  денежно-кредитной политике страны, ее инструментах и методах являются труды таких авторов, как: Валенцевой Н.И., Вьюгина О.В., Жукова Е.Ф., Захарова В.С., Зеленского Ю.Б., Лаврушина О.И., Моисеева С.И., Новикова А.Н., Пановой Г.С., Усоскина В.М., и др. Детально проработаны вопросы осуществления операций кредитных организаций на межбанковском кредитном рынке в научных работах Арсланбекова-Федорова А.А., Иванова В.В., Масленченкова Ю.С.
      Среди работ зарубежных ученых и практиков, посвященных проблемам денежной теории, как наиболее значимые можно  выделить труды таких авторов, как  Кейнс Дж., Макконнелл К.Р., Тобин  Дж., Фридмен М., вопросами денежно-кредитной  политики также глубоко занимались Борио С., Долан Э.Дж., Кэмпбелл Э.Дж..
      Объектом  исследования является система рефинансирования кредитных организаций в России, ее элементы, политика Банка России по формированию механизмов и условий рефинансирования кредитных организаций, предметом – экономические отношения, складывающиеся в процессе рефинансирования кредитных организаций.
      В первой главе рассматриваются теоретические  основы системы рефинансирования: история развития, инструменты и зарубежный опыт использования системы рефинансирования.
      Во  второй главе оптимизированы пути повышения эффективности системы рефинансирования, ее состояние во время кризиса, перспективы развития и меры по усовершенствования системы рефинансирования.
     В заключении приведены обобщающие выводы и сведения о системе рефинансирования коммерческих банков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты рефинансирования коммерческих банков 

1.1.Становление и развитие системы рефинансирования 

   История становления рыночных инструментов рефинансирования в отечественной  банковской системе ведет свой отсчет с момента отказа Банка России от целевого кредитования государственных  предприятий, доставшегося ему в  наследство от Государственного банка  СССР. Существовавшая в начале 1990-х  гг. практика предусматривала предоставление централизованных кредитных ресурсов промышленной клиентуре по заранее  оговоренным процентным ставкам. Коммерческим банкам в данной схеме отводилась роль посредника между Центральным  банком и предприятиями, а максимально  допустимый размер банковской маржи  не должен был превышать 3 процентных пункта. Однако, разраставшийся системный  кризис в экономике, породивший цепочку  массовых невозвратов ранее выданных ссуд, и частые случаи злоупотреблений  и мошенничества привели к  «сворачиванию» данной схемы.
   Именно  на этом этапе за образец для подражания в формировании новой рыночной системы  рефинансирования отечественных банков была взята практика центральных  банков развитых стран. Немаловажная роль в формировании инструментария денежно-кредитной  политики принадлежала и Международному валютному фонду, предлагавшему  активно использовать инструменты  регулирования ликвидности для стерилизации денежной массы – важнейшего элемента программы финансовой стабилизации в России1.
   Вместе  с тем, становлению системы рефинансирования в России, похожей на таковую в  развитых странах, препятствовало практическое отсутствие внутреннего финансового рынка – основы современного инструментария денежно-кредитной политики.
   В августе 1995 г. в течение нескольких дней в результате острейшего дефицита текущей ликвидности, замораживания  расчетов и последующего массового  оттока пассивов «рухнули» крупные  по тогдашним меркам банки «Лефортовский» и «Мытищинский»2.
   Однако  даже августовский кризис 1995 г. не привел к изменению парадигмы формирования системы рефинансирования, которая  по-прежнему строилась по западному  образцу. По мере становления рынка  ГКО/ОФЗ основной акцент был перемещен  на введение популярных в мировой  практике инструментов РЕПО и обратное РЕПО, по экономической сущности представляющих собой кредитование банковской системы  под залог ценных бумаг. Кроме  того, увеличение в структуре активов  коммерческих банков высококачественных государственных облигаций позволило  использовать их как залог для  ломбардных кредитов, выдаваемых на срок до 1 мес. Важнейшим каналом влияния  на размер денежной базы оставались операции Банка России на внутреннем валютном рынке и операции по прямой покупке  и продаже государственных ценных бумаг.
   Но  регулирование ликвидности посредством  столь ограниченного набора инструментов не было пригодно для преодоления  полномасштабного кризиса, происшедшего летом 1998 г. Помимо ограниченного объема ресурсов, которые могли быть предоставлены  банкам через схемы денежно-кредитного регулирования, система пополнения ликвидности за счет централизованных ресурсов Банка России была полностью  блокирована дефолтом по обязательствам ГКО/ОФЗ – основному виду залога, используемому при выдаче кредитов рефинансирования3. Однако кризис 1998 г. стал важнейшим отправным пунктом для практики применения «нестандартных» инструментов рефинансирования.
   Важным  источником стабилизации ситуации с  ликвидностью во второй половине 1998 г. явилось проведение так называемых «расшивок» неплатежей – предоставление краткосрочного кредита банковской системе со стороны Банка России в объеме части средств фонда обязательных резервов, предназначенного для проведения взаимного зачета встречных прав-требований кредитных организаций. Кроме того, было принято решение об использовании столь «грубого» с точки зрения практики центральных банков развитых стран инструмента, как снижение норматива обязательного резервирования в целях экстренного долгосрочного пополнения ликвидности банковского сектора. Именно применение данного комплекса мер позволило «вытащить» банковский сектор из разрастающейся воронки кризиса и вдохнуть в него жизнь4.
   Начиная с 1998 года, в условиях достаточного объема эмитируемых денежных средств, основной акцент в разработке инструментария денежно-кредитной политики смещается  на расширение спектра инструментов абсорбирования временно свободной  денежной ликвидности банковского  сектора. В частности, за счет увеличения спектра сроков депозитных операций Банка России, внедрения механизма  обратного РЕПО в значительной степени  удалось решить проблему хронического избытка временно невостребованных экономикой денежных ресурсов, накапливавшихся  в банковском секторе. 
 

1.2. Сущность, назначение и инструменты рефинансирования 
 

   Термин  «рефинансирование» означает погашение  старой задолженности посредством принятия новых обязательств.
   В современной практике известны три основные сферы использования рефинансирования:
      рефинансирование использует государство в лице Министерства финансов (в отдельных странах — казначейства), когда с согласия держателей обязательств заменяет обязательства с истекшими сроками на новые или одни обязательства на другие с более длительным сроком погашения;
      рефинансирование могут проводить коммерческие банки путем замены одного межбанковского кредита на другой, выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках, замены ипотечного кредита на ипотечные ценные бумаги;
      рефинансирование широко используется центральными банками для поддержания ликвидности и регулирования денежного оборота.
   При этом инструменты рефинансирования, используемые центральными банками, постоянно расширяются и совершенствуются.
   В настоящее время к инструментам рефинансирования относятся:
    кредиты, выдаваемые центральными банками коммерческим банкам под залог ценных бумаг;
    краткосрочные двусторонние сделки на валютном и фондовом рынках (операция СВОП и операция РЕПО).
   При различии в механизме организации  этих инструментов общим между ними, позволяющим относить их к инструментам рефинансирования, является:
    возможность коммерческих банков иметь временные заимствования у центральных банков в случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных денежных средствах (рублях или иностранной валюте);
    наличие замены одного обязательства на другие (например, при выдаче кредита: вместо обязательств по ценным бумагам возникает обязательство по ссуде).
   Предоставление  кредита есть прямое увеличение высоколиквидных средств коммерческих банков, используемых для погашения текущих обязательств.
   Операции  СВОП, как и операции РЕПО, предусматривают заключение двух встречных сделок — продажу и одновременно покупку того или иного вида ликвидного актива — валюты или ценных бумаг.
   Так, если кредитная организация имеет  неотложные денежные обязательства  в рублях и располагает временно свободными денежными активами в  долларах США, она может мгновенно (с расчетами, например, в день заключения сделки) продать доллары за рубли, необходимые ей для выполнения своих обязательств, и заключить одновременную встречную сделку по обратной покупке долларов с более продолжительным расчетным периодом. Расчетные периоды встречных сделок СВОП могут быть любые (от одного дня до нескольких лет). Механизм рефинансирования посредством использования краткосрочных сделок РЕПО аналогичен приведенному выше.
   В зарубежной и российской практике применяются  разнообразные инструменты рефинансирования, выбор которых зависит от реальной ситуации и целей денежно-кредитной политики. Однако основным инструментом рефинансирования коммерческих банков в России остается кредит Банка России. Отражая реальность, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указано, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет веселей.5
   Назначение  рефинансирования центральными банками коммерческих банков можно рассматривать на макро- и микроуровнях.
   На макроуровне политика рефинансирования банковских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посредством ставки рефинансирования.
   Механизм  воздействия кредитов центральных  банков на денежно-кредитный оборот состоит в следующем. Коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.
   Для предотвращения неожиданных последствий  от выдачи кредитов центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т.е. в пределах лимитов.
   Регулирование ставок денежного рынка также  осуществляется посредством установления центральным банком ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам, выступая кредитором в последней инстанции.    
      Поскольку рефинансирование может проводиться путем учета (переучета) векселей, существует также понятие «учетная ставка», под которой понимается процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков. Таким образом, учетная ставка является разновидностью ставки рефинансирования. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк.
      Данная ставка служит ориентиром  как для ставок по другим  видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем больше учетная ставка, тем выше стоимость кредитов рефинансирования. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов.
      Посредством манипуляции с официальной  учетной ставкой центральный  банк воздействует на состояние  не только денежного, но и  финансового рынка. Так, рост  учетной ставки влечет за собой  повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.
      Такое влияние на ставки денежного  рынка инструментов рефинансирования обеспечивается благодаря как организации по инициативе центральных банков кредитных аукционов и операций на открытом рынке, так и проведению кредитных и других операций по инициативе банков, но по ставкам, установленным центральными банками.
       На микроуровне механизм рефинансирования главным образом способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитно-финансовые институты в случае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в центральный банк за ссудой. Наличие механизма рефинансирования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект «домино» в банковской системе.6
   С учетом того, что кредиты центральных  банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиентами. Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно классифицировать по разным критериям. (Таблица 1) 
 

1.3. Зарубежный опыт  использования рефинансирования  центральным банком  на примере стран  Евросистемы. 
 

   Операции  рефинансирования служат главным инструментом денежно-кредитной политики Евросистемы, включающей Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки стран — членов Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС).
   Инструменты рефинансирования стран Евросистемы  подразделяют на инструменты, обслуживающие  операции  на открытом рынке, и постоянно действующие, используемые по инициативе коммерческих банков.
   В свою очередь операции на открытом рынке подразделяются на основные инструменты рефинансирования, операции долгосрочного рефинансирования, операции тонкой настройки и структурные операции:
    основные операции (инструменты) рефинансирования национальные центральные банки выполняют еженедельно посредством аукционов с недельным сроком погашения кредитов в целях обеспечения ликвидности. Эти операции играют главную роль в предоставлении финансовому сектору основного объема рефинансирования. Указанные операции проводятся в форме аукциона с минимальной ставкой предложения;
    операции долгосрочного рефинансирования проводятся ежемесячно на стандартных аукционах с трехмесячным сроком погашения кредитов. Они не служат сигналом для рынка об изменениях в денежно-кредитной политике и потому обычно имеют форму торгов с плавающей процентной ставкой. Объем рефинансирования в указанном случае определяется Советом управляющих ЕЦБ один раз в год и доводится до сведения кредитных организаций;
    операции тонкой настройки осуществляются в оперативном порядке для сглаживания колебаний процентных ставок, вызванных неожиданными изменениями в рыночной ликвидности. Эти операции выполняют национальные центральные банки преимущественно в виде обратных транзакций, но могут также приобретать форму сделок аутрайт, валютных свопов или срочных депозитов. Операции тонкой настройки проводятся посредством ускоренных тендеров или двусторонних процедур. При особых обстоятельствах и по решению Совета управляющих ЕЦБ последний может осуществлять эти операции децентрализованно;
    структурные операции совершаются для корректировки позиции Евросистемы по отношению к финансовому сектору. Эти операции могут проводиться путем обратных сделок, сделок аутрайт или выпуска долговых сертификатов ЕЦБ.
   Европейским центральным банком установлены  минимальные требования, которым должна соответствовать кредитная организация для допуска ее к участию в операциях на открытом рынке и к постоянно действующим механизмам рефинансирования. Так, кредитная организация должна быть резидентом страны, реализующей механизмы денежно-кредитной политики, участвовать в системе поддержания минимальных резервов, иметь стабильное финансовое состояние, отвечать критериям по технической обеспеченности.
   Постоянно действующий механизм рефинансирования включает учетные и залоговые операции центральных банков.
   Рефинансирование  в рамках учетных операций состоит в переучете (покупке) векселей, ранее купленных коммерческими банками.
   Центральные банки предъявляют определенные требования к учитываемым векселям относительно их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства.
   В законе о центральном банке каждой страны приводится подробный перечень этих требований.7 В частности, в Италии принимаются к переучету в центральном банке только векселя, срок действия которых не превышает 4-х месяцев. Кроме того, учитываемые Банком Италии векселя должны иметь поручительство двух платежеспособных гарантов.
   Общая сумма ссуд, предоставляемых под  учет векселей, обязательно лимитируется. Лимит кредитования, а также учетная  ставка, могут повышаться или понижаться в зависимости от задач денежно-кредитной политики.
   Повышая объем лимита, центральные банки  стремятся расширить кредитные  ресурсы коммерческих банков в рамках предусмотренного прироста денежной массы. Поэтому повышение суммы лимита для учета векселей не означает проведение курса центрального банка на расширение денежной массы в обращении, а характеризуется как регулирование банковской ликвидности.
       Вместе  с тем учетные операции используются для селективного воздействия на развитие определенных отраслей народного хозяйства. В Италии данный инструмент рефинансирования призван стимулировать развитие аграрного сектора экономики.8
   Наряду  с учетными операциями в зарубежной практике постоянно действующий  механизм рефинансирования включает также ломбардные, однодневные и внутридневные кредиты под залог депонированных в банке ценных бумаг.
   Эти кредиты предоставляются кредитным  организациям для поддержания их ликвидности.
   При залоге ценных бумаг заемщик сохраняет  право собственности на них, но в  случае нарушения срока возврата ссуды это право переходит к кредитору — центральному банку.
   Размер  кредита, предоставленного кредитной  организации, равен размеру обеспечения за минусом скидки (в зависимости от типа актива, срока до погашения), характеризующей уровень риска предоставленного обеспечения. Размер обеспечения по кредиту рассчитывается ежедневно и может меняться в зависимости от рыночной стоимости ценных бумаг. При этом принятые в обеспечение активы формируют так называемый залоговый пул.9
   В целом в еврозоне в обеспечение  предоставленных национальными  банками кредитным организациям денежных средств может приниматься достаточно широкий круг финансовых активов, которые подразделяются на две категории:
      обеспечением первой категории могут быть только государственные долговые обязательства — как котирующиеся, так и не котирующиеся на бирже;
      в качестве обеспечения второй категории могут выступать котирующиеся на бирже долговые обязательства предприятий и организаций, векселя и кредитные требования предприятий (Германия, Франция), акции (Испания) и депозитные сертификаты (Банк Финляндии).
   Указанные виды обеспечения могут быть в  равной мере использованы как при  операциях на открытом рынке, так  и кредитными организациями постоянно  действующих механизмов рефинансирования.
   Активы, принимаемые в обеспечение предоставленных  кредитным организациям денежных средств, должны соответствовать:
    ¦  критериям, идентичным во всех странах  Евросистемы;
    ¦ критериям, дополнительно установленным федеральными банками, обусловленным спецификой финансовых рынков.
   Так, например, существуют следующие ограничения  для ценных бумаг, принимаемых в  обеспечение кредитов Банка Финляндии:
        Эмитентом ценных бумаг может быть как государство, так и частный сектор, являющийся резидентом Финляндии, а также интернациональные институты.
        Эмитент ценных бумаг должен быть финансово стабильным.
        Ценные бумаги должны быть выпущены в бездокументарной форме.
        Ценные бумаги должны быть номинированы в евро (в целях исключения валютных рисков).
        Ценные бумаги должны быть зарегистрированы на фондовой бирже. 10
   Таким образом, можно сделать вывод о том, что в зарубежной практике операции рефинансирования предназначены для регулирования денежно-кредитного оборота и оказания помощи финансово устойчивым банкам, испытывающим потребность в дополнительных ресурсах. Центральные банки активно выполняют функцию кредитора последней инстанции, обеспечивая при этом регулирование ликвидности банковской системы в целом. Осуществление этой функции в сочетании с развитой системой страхования депозитов в развитых странах практически свело на нет возможность традиционных банковских кризисов вследствие панических настроений вкладчиков. Характерной чертой европейской системы рефинансирования является равный доступ банков (крупных, средних и мелких) к кредитам центральных банков, что обеспечивается использованием достаточно широкого перечня финансовых активов. 
 
 
 
 

1.4. Рефинансирование кредитных организаций Банком России 
 

   Система рефинансирования в России включает две группы инструментов.(Таблица 2)
   В первую группу инструментов входят три вида кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: внутридневной, овернайт, ломбардный. Эти группы кредитов предоставляются для поддержания и регулирования ликвидности банковской системы и отдельных банков.
   Вторая  группа инструментов рефинансирования возникла в нашей стране сравнительно недавно. Плотный проект кредитования Банком России коммерческих банков под залог векселей, прав требований по кредитным договорам, а также поручительств банков осуществляется с октября 2000 г. в соответствии с Положением Банка России от 3 октября 2000 г. № 122-П. Сегодня порядок предоставления этих кредитов регулируется Положением Банка России от 14 июля 2005 г. № 273-П. Этот инструмент рефинансирования предназначен для стимулирования развития реального сектора экономики России. Разная целевая направленность обеих групп инструментов Банка России, предназначенных для рефинансирования кредитных организаций, обусловливает определенные различия в механизме их организации.11
   С июня 1998 г. Банк России предоставляет  кредитным организациям в автоматическом режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт и на основании заявлений кредитной организации на получение кредита (заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) — ломбардные кредиты.
   Современный порядок предоставления указанных  кредитов изложен в Положении Центрального банка Российской Федерации от 4 августа 2003 г. № 236-П (с изменениями от 30 августа 2004 г.).12
   Внутридневные кредиты предоставляются в случае недостатка (отсутствия) денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации для осуществления необходимых платежей. Банк России, исполняя платежные документы, предъявленные к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации, при недостатке (отсутствии) денежных средств на нем предоставляет ей внутридневной кредит. Если кредитная организация к концу дня не погашает полученные в текущем дне внутридневные кредиты, Банк России предоставляет ей кредит овернайт на погашение текущей задолженности по внутридневным кредитам. Кредит овернайт предоставляется сроком на один рабочий день.
   Плата за внутридневные кредиты не взимается, стоимость кредитов овернайт равна ставке рефинансирования Банка России (13% годовых). Ранее при предоставлении кредитов овернайт одной и той же кредитной организации в течение трех и более рабочих дней подряд Банк России применял повышающие коэффициенты к процентной ставке по кредитам овернайт, т.е. кредитная организация-заемщик уплачивала проценты за пользование такого рода кредитами в большем размере, нежели непосредственно ставка по кредитам овернайт. В июне 2004 г. такой порядок был отменен, и в настоящее время размер процентов за кредиты овернайт не зависит от частоты и периодичности их использования кредитными организациями.
   В связи с тем что платежная  система Банка России не является единой и централизованной, в 1998 г. Банк России принял решение о создании прообраза единого центра регулирования ликвидности банковской системы. Сводный экономический департамент был назначен уполномоченным подразделением Банка России по предоставлению внутридневных кредитов, кредитов овернайт и ломбардных кредитов в Московском регионе (где сосредоточено более половины всех российских кредитных организаций). На Сводный экономический департамент также возложена обязанность централизованно оформлять все депозитарные операции по обеспечению таких кредитов и осуществлять взаимодействие с платежной системой Московского региона, с территориальными учреждениями Банка России и другими его структурными подразделениями (учреждениями) по вопросам кредитования, а также с внешними организациями, обеспечивающими деятельность Банка России в процессе рефинансирования — Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) и Национальным депозитарным центром (НДЦ).13
   Специфика Российской Федерации такова, что  во многих ее регионах безналичные расчеты, как правило, начинаются с платежей, осуществляемых (инициируемых) Сбербанком России, его филиалами. Остальные участники платежной системы занимают пассивную, выжидательную позицию, т.е. платежная система начинает активно «работать» только тогда, когда найдется хотя бы один участник, который направит денежные средства в пользу другого ее участника. Поэтому основная задача внутридневных кредитов — это обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежных систем Банка России.
   Поскольку Банк России разрешает кредитным  организациям иметь в его платежной системе не один корреспондентский счет головного офиса, но и корреспондентские субсчета филиалов, кредитные организации вправе выбирать, по скольким и каким счетам (корреспондентскому счету и/или корреспондентским субсчетам), открытым в Банке России, они желают кредитоваться. Со своей стороны ограничений по количеству кредитующихся счетов кредитных организаций Банк России не устанавливает.
   Предоставление  внутридневных кредитов и кредитов овернайт в течение дня осуществляется в рамках лимитов кредитования по внутридневному кредиту и кредиту овернайт, ежедневно рассчитываемых (устанавливаемых) Банком России для каждой кредитной организации с учетом стоимости предоставляемого ею (в том числе в течение дня) обеспечения.
   Кредитные организации активно пользуются возможностями внутридневного кредитования в целях полдержания мгновенной ликвидности. Причем наибольший эффект достигается при управлении ликвидностью в многофилиальных кредитных организациях. Наличие внутридневного кредитования позволяет его филиалам начать процедуру расчетов клиентов вне зависимости от наличия денежных средств на собственном корреспондентском субсчете в Банке России и не дожидаясь дополнительного подкрепления денежными средствами со стороны головного офиса кредитной организации. При этом складывающаяся к концу дня величина задолженности по внутридневным кредитам фактически отражает потребность филиала в дополнительной ликвидности и может быть погашена (и, как показывает практика, погашается) встречными поступлениями денежных средств на счет, в том числе предоставляемых филиалу головным офисом в качестве подкрепления (во избежание использования филиалом «дорогого» кредита овернайт).
   Востребованность  такого рода кредитов подтверждается динамикой показателей объема предоставленных внутридневных кредитов и кредитов овернайт и числа кредитных организаций, пользующихся этим механизмом. Так, объем предоставленных в 2004 г. внутридневных кредитов составил 3 трлн. руб. Как правило, 99% внутридневных кредитов погашаются за счет поступлений денежных средств в текущем дне, соответственно, объем предоставленных в 2004 г. кредитов овернайт намного меньше: 30 млрд руб. Число контрагентов по этим операциям к началу 2005 г. достигло около 180 кредитных организаций.14
   Этот  вид кредитов предоставляется на фиксированных условиях и аукционной основе. Теоретически кредитование может осуществляться на любой срок, установленный Банком России, но не более одного года, поскольку данное ограничение определено ст. 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кредиты выделяются Сводным экономическим департаментом (кредитным организациям Московского региона) и территориальными учреждениями Банка России. Правом предоставления ломбардных кредитов Банка России обладают все территориальные учреждения Банка России.
   Ломбардные  кредиты на аукционной основе предоставляются по итогам ломбардных кредитных аукционов. В день открытия аукциона территориальные учреждения Банка России принимают заявки на участие в аукционе от кредитных организаций (за исключением Московского региона, где этим занимается непосредственно Сводный экономический департамент) и направляют общую заявку кредитных организаций в Сводный экономический департамент. Он обобщает сводные заявки всех территориальных учреждений Банка России и передает информацию рабочей группе Комитета Банка России по денежно-кредитной политике, которая принимает решение о признании аукциона состоявшимся или нет и устанавливает ставку отсечения и средневзвешенную ставку аукциона. В тот же день результаты аукциона доводятся до сведения кредитных организаций и территориальных учреждений Банка России. Кредиты выдаются на следующий рабочий день.
   Ломбардные  кредитные аукционы проводятся еженедельно (каждый вторник), ломбардные кредиты по итогам аукциона предоставляются на следующий день после его проведения, т.е. по средам. Денежные средства предоставляются на срок 14 календарных дней без права досрочного возврата. Выдача ломбардных кредитов по итогам аукционов на следующий день после его проведения обусловлена наличием в Российской Федерации 11 часовых поясов. При 8-часовом рабочем дне отсутствует период времени одновременной работы всех территориальных учреждений Банка России, соответственно, нет возможности предоставлять денежные средства по итогам ломбардного кредитного аукциона в день его проведения во всех регионах страны.
   Банк  России заблаговременно публикует  график проведения аукционов на очередной квартал в «Вестнике Банка России» и представительстве Банка России в сети Интернет. Ломбардные кредитные аукционы проводятся по американскому способу. Кредитные организации вправе подавать к участию в аукционе наряду с конкурентными и неконкурентные заявки. Для подачи конкурентных заявок Совет директоров Банка России установил ограничение по минимальному предложению по процентной ставке: предлагаемые кредитными организациями в заявках процентные ставки не должны быть ниже 7% годовых. Неконкурентная заявка предоставляет право кредитной организации получить по итогам аукциона кредит Банка России по средневзвешенной процентной ставке, сложившейся в ходе его проведения. Установлено ограничение на объем неконкурентных заявок — 50% общего объема заявок кредитных организаций, поданных для участия в аукционе. Участниками ломбардных кредитных аукционов преимущественно являются региональные кредитные организации. Практика проведения ломбардных кредитных аукционов была возобновлена по решению Совета директоров Банка России в октябре 2003 г. В этом же году были признаны состоявшимися 8 аукционов, в 2004 г. — 41, а в 2005 г. — только 4. Столь низкая активность кредитных организаций в 2005 г. обусловлена значительным избытком ликвидности в банковской системе и низкими процентными ставками межбанковского рынка в этот период. Средневзвешенные процентные ставки, сложившиеся по итогам проведения ломбардных кредитных аукционов, последовательно сни жались в пределах от 7,98% годовых в октябре 2003 г. до 7,36% в марте 2005 г., в апреле и мае — 7,37%, в июне — 7,5%. При этом процентные ставки межбанковского рынка в период с начала 2005 г. составляли в среднем 2—4% годовых.
   В соответствии с принятым Комитетом  Банка России по денежно-кредитной  политике решением с 11 апреля 2005 г. была возобновлена практика проведения операций ломбардного кредитования на фиксированных условиях в целях более эффективного регулирования кредитными организациями собственной ликвидности, в том числе при использовании механизма усреднения обязательных резервов. В настоящее время в соответствии с решением Комитета Банка России по денежно-кредитной политике денежные средства предоставляются на срок 7 календарных дней без права досрочного возврата по процентной ставке, равной средневзвешенной процентной ставке последнего ломбардного кредитного аукциона. В случае, если последние два аукциона признаны не состоявшимися, ломбардные кредиты Банка России на срок 7 календарных дней предоставляются по ставке рефинансирования Банка России (т.е. по 13% годовых). Ломбардные кредиты на фиксированных условиях выделяются на основании заявлений кредитных организаций в день обращения.15
   Общей отличительной чертой внутридневного, овернайт и ломбардного кредитов Банка России является обязательность их обеспечения ценными бумагами, которые входят в Ломбардный список Банка России.
   С 1996 по январь 2004 г. в Ломбардный список Банка России входили только две  категории ценных бумаг: государственные федеральные ценные бумаги, номинированные в рублях Российской Федерации (ГКО и ОФЗ), и облигации Банка России.
   В течение 2004 и 2005 гг. Ломбардный список Банка России был значительно  расширен. В январе 2004 г. он пополнился облигациями внешнего облигационного займа Российской Федерации и  облигациями государственного валютного облигационного займа 1999 г. В июле 2004 г. Совет директоров Банка России принял решение о включении в Ломбардный список Банка России облигаций ипотечных агентств (гарантированных Правительством Российской Федерации); облигаций субъектов Российской Федерации, имеющих международный рейтинг инвестиционного класса, а также обеспеченных ипотечным покрытием облигаций кредитных организаций (гарантированных субъектами Российской Федерации, имеющими международный рейтинг инвестиционного класса). К концу года во исполнение этого решения в Ломбардный список Банка России вошли облигации городских облигационных займов Москвы, облигации ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», гарантированные Правительством Российской Федерации, и облигации коммерческого банка «Московское ипотечное агентство», гарантированные Правительством Москвы. В 2006 г. Ломбардный список пополнился государственными облигациями Республики Башкортостан и Самарской области.
   В апреле 2005 г. Совет директоров Банка  России принял решение о включении в Ломбардный список Банка России облигаций юридических лиц — резидентов Российской Федерации. При рассмотрении Советом директоров Банка России вопроса о включении в Ломбардный список конкретного выпуска облигаций конкретного эмитента принимается во внимание наличие у эмитента международного рейтинга инвестиционного класса.
   Расчет  стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов на биржах, заключивших с Банком России договор о взаимодействии. В настоящее время таковыми являются ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ЗАО «Фондовая биржа ММВБ». Банк России ежедневно рассчитывает стоимость ценных бумаг для целей их принятия в обеспечение по кредитам Банка России.16
   Информация  о перечне ценных бумаг, принимаемых  в каждую конкретную дату в обеспечение  по кредитам Банка России, их стоимость  ежедневно (по рабочим дням) публикуются  в представительстве Банка России в сети Интернет.
   В целях снижения кредитных рисков и рисков обесценения предметов залога залоговое обеспечение по ценным бумагам при расчете стоимости обеспечения корректируется на поправочные коэффициенты, устанавливаемые Комитетом Банка России по денежно-кредитной политике с учетом уровня валютности цен на указанные ценные бумаги, складывающиеся по итогам торгов на организованном рынке ценных бумаг.
   В результате развития рынка ценных бумаг  и изменения уровня их ликвидности Банк России корректировал используемые поправочные коэффициенты, В 1996 г. они были установлены в размере 0,8 по ГКО и ОФЗ, далее они были повышены до 0,9. Финансово-экономический кризис 1998 г. потребовал от Банка России переоценить уровень ликвидности государственных ценных бумаг, в связи с чем поправочные коэффициенты по ОФЗ были снижены до 0,3—0,27 (в зависимости от срочности предоставляемого кредита). Постепенная стабилизация ситуации в сфере государственных финансов и на рынке ценных бумаг позволила Банку России поэтапно в течение нескольких лет повышать поправочные коэффициенты сначала до уровня 0,5— 0,47 (в зависимости от срочности предоставляемого кредита), далее — до уровня 0,9.17
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.