На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Гарантии прав и свобод граждан в сфере государственного управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  университет
МВД России
Специальный факультет 

      Кафедра административного  права 
 

      Курсовая  работа
      Тема:
      «Гарантии прав и свобод граждан в сфере государственного управления» 
 

                                                                               Выполнил: слушатель
                                                                                                            591 учебной группы
                                                                                                            Раджабов А.В.
                                                                                                           Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение  ………………………………………………………….. 3
1.  Государственное управление - предмет административного права……………………………………………………………….  
6
1.1. Понятие  государственного управления…………………...… 6
1.2.  Принципы государственного управления………………….. 8
2. Граждане  и государственные органы как  субъекты административного права в сфере государственного управления………………………………………………………….  
 
9
2. 1. Индивидуальные  субъекты …………………………………. 9
2. 2. Коллективные  субъекты ……………………………………. 11
3. Гарантии  прав и свобод граждан в  сфере государственного управления………………………………………………………..  
13
3.1. Основные  положения ……………………………………… 13
3.2. Виды  гарантий прав и свобод граждан  в сфере государственного управления  …………………………………..  
15
Заключение………………………………………………………. 20
Список  литературы……………………………………………… 22
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Процессы  управления весьма многообразны и присутствуют в различных областях деятельности. Главное в управлении состоит в понимании его как определенного целенаправленного воздействия. Цель такого воздействия заключается в упорядочении системы, на которую оказывается управляющее воздействие, для обеспечения ее функционирования в должном порядке. В настоящее время общепризнанны следующие виды управления:
      техническое - управление машинами и технологическими процессами;
      биологическое - управление процессами в живых организмах;
      социальное - управление поведением людей и их коллективов.
      Главным содержанием управления в социальном смысле является воздействие на коллективную деятельность людей для согласования их действий в процессе совместного  решения общих задач. Объектом социального управления является поведение людей, их действия, поступки. Субъектом социального управления обычно выступает определенный коллектив людей, организованных в государственный орган, общественную организацию, либо должностное лицо. Социальное управление подразделяется на два вида:
      государственное управление;
      общественное  управление.
      Общественное  управление охватывает своим воздействием общественные организации и в  отличие от государственного, как  правило, осуществляется на общественных началах. Государственное управление, будучи разновидностью социального управления, является организующей деятельностью государства, охватывает все происходящие в нем политические, экономические и социальные процессы
      Государственное управление является одним из важнейших  видов государственной деятельности. От других видов государственной деятельности, таких как осуществление государственной власти, правосудие, прокурорский надзор, государственное управление отличают определенные признаки.
      Важнейшими  приоритетами административного правового обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан.
      Статья 1.2. Кодекса об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП)1 устанавливает задачи законодательства об административных правонарушениях: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
      За  десятилетие, минувшее с момента  принятия Конституции РФ2, в этом направлении сделано уже немало. В частности, на федеральном уровне приняты законы об общественных объединениях, об информации, информатизации и защите информации, об основах государственной службы, об альтернативной гражданской службе, а также ряд других законодательных актов, которые существенно обогатили права граждан в сфере управления и их гарантии. Однако до настоящего времени отсутствует надлежащее административно-правовое сопровождение таких конституционных прав граждан, как право граждан на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Помимо этого, ощущается дефицит административно-правовых норм по отношению к общеобразовательным, культурным и другим социально-экономическим правам.
      Трехуровневость регуляции административно-правового  статуса граждан (на уровне Федерации, субъекта Федерации и местного самоуправления), помноженная к тому же на отсутствие в законодательстве ясных и непротиворечивых критериев разграничения предметов ведения каждого из уровней публичной власти, нередко приводит к разбалансированности механизма правового обеспечения прав и обязанностей граждан в сфере управления.
      Итак, цель данной работы рассмотреть гарантии прав и свобод граждан в сфере государственного управления.
      Данная  цель реализуется посредством решения  следующих взаимосвязанных задач:
      - раскрыть государственное управление как предмет административного права;
      - охарактеризовать граждан и государственные органы как субъекты  административного права в сфере государственного управления;
      - исследовать гарантии прав и  свобод граждан в сфере государственного  управления;
      Для реализации цели и задач в данной работе использовались такие научные  методы исследования, как анализ, синтез, сравнительно-правовой и документальный методы.
      Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. 

 

1.  Государственное  управление - предмет административного права 

1.1. Понятие государственного управления 

      Государственное управление, будучи разновидностью социального управления, является организующей деятельностью государства, охватывает все происходящие в нем политические, экономические и социальные процессы3. Государственное управление включает в себя:
      области государственного управления - сгруппированные на основе единства основного назначения отрасли государственного управления, такие как управление народным хозяйством, управление в области административно - политической деятельности;
      отрасли государственного управления - система различного рода звеньев и отношений, объединяемых общностью профиля объектов государственного управления и их конкретного назначения, таких как управление промышленностью, управление отраслями агропромышленного комплекса, управление здравоохранением, управление внутренними делами.
      сферы государственного управления - это комплекс организационных отношений, связанных с осуществлением межотраслевых функций специального характера, таких как планирование, ценообразование, стандартизация и т. п.
      Государственное управление является одним из важнейших  видов государственной деятельности. От других видов государственной  деятельности, таких как осуществление  государственной власти, правосудие, прокурорский надзор, государственное управление отличают определенные признаки. К их числу относят:
      государственно-властный характер;
      исполнительно-распорядительный характер;
      подзаконный характер;
      подконтрольность  органам государственной власти;
      наличие специального субъекта (органов государственного управления);
      непосредственное  руководство отраслями народного  хозяйства, социально - культурного строительства и административно - политической деятельности.
      Государственно - властный характер управления заключающийся в том, что субъекты государственного управления наделены соответствующими государственно - властными полномочиями и выступают от имени государства.
      Государственное управление включает исполнительную и  распорядительную деятельность органов  управления. Исполнительный характер государственного управления проявляется в исполнении, претворении в жизнь законов и других нормативных актов. Осуществляющие его органы государственного управления составляют исполнительный аппарат государства, который создается специально для проведения в жизнь принимаемых решений. Одновременно для государственного управления характерна и такая черта как распорядительство. В процессе осуществления управления субъекты государственного управления наделяются и используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, обязательных для исполнения, а также применяют соответствующие меры государственного принуждения.
      Подзаконный характер государственного управления проявляется в том, что органы государственного управления осуществляют свою деятельность на основании и во исполнение законов и основанных на них подзаконных актов. Акты органов государственного управления не имеют той высшей юридической силы, которой обладают законы и издаются лишь в тех пределах, которые определены законодательством. Однако они также как и законы обязательны и подлежат исполнению.
      Субъектами  государственного управления являются специально создаваемые органами государственной  власти в качестве своего исполнительного  аппарата органы государственного управления, включающие институт президентства, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, ведомства, местная администрация.  

1.2.  Принципы государственного  управления 

      При осуществлении государственного управления используется ряд принципов. Под ними в юридической литературе понимаются основополагающие начала, руководящие установки, которые определяют организационное построение и функционирование аппарата государственного управления.
      В систему принципов государственного управления входят социально -политические (конституционные) и организационные принципы4. Все они тесно связаны между собой и касаются различных сторон одного и того же явления - государственного управления. Вместе с тем каждый из принципов государственного управления отражает некоторые определенные закономерности данного явления. Соблюдение одних принципов объективно способствует реализации других. В то же время нарушение какого - либо одного принципа влечет за собой нарушение других. Социально - политические (конституционные) принципы государственного управления отражают основные тенденции и закономерности управления, его сущность, определяют главные направления организации и функционирования всех органов государственного управления. Особое внимание уделяется проявлению в государственном управлении таких принципов как законность, равноправие национальностей, научность и других.
      Организационные принципы государственного управления имеют более узкую сферу применения и определяют организацию лишь отдельных  звеньев аппарата управления по отраслевым, территориальным, функциональным и другим признакам. Вместе с тем они тесно связаны с принципами социально -политическими и способствуют их реализации. На этом основывается понятие система принципов государственного управления.

2. Граждане и государственные  органы как субъекты  административного  права в сфере  государственного  управления

 
      Под субъектами административного права  понимаются организации и лица, которые  административно - правовыми нормами наделяются конкретным объемом обязанностей и прав в сфере государственного управления5. Ими являются органы государственного управления, общественные организации, граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, государственные служащие, предприятия, организации и учреждения. Все они наделены определенным правовым статусом и выступают носителями определенных юридических обязанностей и полномочий.
2. 1. Индивидуальные субъекты 

      Совокупность  прав и обязанностей гражданина, их гарантии составляют содержание его  правового статуса. Правовое положение гражданина в сфере государственного управления является составной частью его общего правового статуса.
      Основы  административно - правового положения граждан закреплены в Конституции России, Законе «О гражданстве Российской Федерации»6 и конкретизируются в текущем административном законодательстве. При этом обязанности и права граждан в сфере государственного управления производны от основных прав и обязанностей граждан, закрепленных в конституционном законодательстве. В нормах административного права детализируются и конкретизируются конституционные обязанности и права граждан. Исходным институтом, определяющим правовое положение граждан в сфере государственного управления, является административная правосубъектность, которая включает в себя такие важнейшие элементы как правоспособность и дееспособность.
      Административная  правоспособность представляет собой  способность гражданина быть субъектом  прав и обязанностей в сфере государственного управления. Она возникает у гражданина с момента рождения и прекращается с его смертью. Конкретный объем обязанностей и прав гражданина определяется целым рядом обстоятельств (возрастом, состоянием здоровья, наличием образования и т. д.) и определяется законами и основанными на них актами управления.
      Административная  дееспособность является способностью гражданина своими действиями реализовывать  предоставленные ему права и  выполнять установленные обязанности  в сфере государственного управления. Административная дееспособность наступает  не с момента рождения, а с определенного возраста. Так, частичная административная дееспособность наступает с 16-летнего возраста. Полная - наступает по достижении лицом совершеннолетия.
      Субъективные  права граждан в сфере государственного управления по степени возможности их реализации подразделяются на абсолютные и относительные.7 К абсолютным правам относятся те, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина (право на участие гражданина в государственном управлении, право на медицинскую помощь, право на неприкосновенность личности и другие). Относительные права зависят не только от волеизъявления гражданина, но также и от наличия ряда фактических возможностей для их реализации в данное время и в данном месте (поступление в высшее учебное заведение, право на вождение транспортного средства и т. д.).
      В отличие от прав обязанности граждан в сфере государственного управления носят абсолютный характер. Это связано с тем, что государство возлагает на граждан только выполнимые обязанности. Обязанности и права граждан в сфере государственного управления подразделяются также на общие и специальные.
      Общие обязанности и права распространяются на все без исключения отрасли  и сферы государственного управления (обязанность соблюдать законы и  подзаконные акты, соблюдать трудовую дисциплину; право на участие в государственном управлении, на обжалование незаконных действий должностных лиц аппарата государственного управления и т. п.).
      Специальные обязанности и права распространяются на ту или иную группу или отрасль  управления (право на охрану здоровья, право на пользование достижениями культуры, обязанность получить среднее образование и т. п.).
      2.2. Коллективные субъекты 

      Органам государственного управления среди  субъектов административного права  принадлежит важное место. В юридической литературе под органом государственного управления понимается такая организация, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности и в пределах своей компетенции осуществлять непосредственное и повседневное руководство хозяйственным, социально - культурным и административно - политическим строительством8.
      Для органов государственного управления характерно наличие определенных признаков, позволяющих отличить их от других звеньев государственного аппарата9. В основном они сводятся к следующему:
      ведущие звенья системы органов управления образуются непосредственно органами государственной власти, которым  они подотчетны и подконтрольны;
      для осуществления исполнительно - распорядительной деятельности органы управления от имени государства наделяются юридически - властными полномочиями;
      деятельность  органов управления носит подзаконный  характер и осуществляется на основании  и во исполнение закона.
      Органы  государственного управления образуют единую систему взаимосвязанных  органов государства, призванных осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность. Система государственного управления России строится применительно  к национально - государственному и административно - территориальному устройству и включает в себя: главу исполнительной власти - Президента РФ; органы исполнительной власти, подотчетные президенту - Правительство РФ; центральные отраслевые органы государственного управления - министерства; центральные органы межотраслевого управления - государственные комитеты; ведомства; местную администрацию, местные исполнительно - распорядительные органы отдельных министерств и ведомств, не подчиненные местным органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, а также администрацию промышленных и производственных объединений, предприятий, учреждений и организаций.  

 

3. Гарантии прав  и свобод граждан  в сфере государственного  управления 

3.1. Основные положения 

      Неотъемлемой составной частью совершенствования административно-правового статуса граждан является закрепление и развитие разветвленной системы юридических гарантий прав и свобод граждан в качестве участников управленческих отношений.
      Надлежащее  гарантирование административно-правовых возможностей граждан предполагает:
      во-первых, определение в законодательстве персонифицированных представителей государственной и муниципальной  власти, ответственных за обеспечение  условий для реализации их прав и  свобод;
      во-вторых, закрепление конкретных обязанностей органов и должностных лиц публичной администрации, корреспондирующих правам и свободам граждан в сфере управления;
      в-третьих, установление детальных административных процедур, исчерпывающим образом оговаривающих порядок исполнения соответствующими субъектами управления своих обязанностей в отношениях с гражданами и их объединениями;
      в-четвертых, усиление ответственности органов  и должностных лиц публичной  администрации за неисполнение ими  своих обязанностей, повлекшее нарушение прав граждан в сфере управления10.
      Особое  значение для обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан  в сфере государственного и муниципального управления имеет закрепление в  законодательстве административных процедур, предусматривающих применительно к органам публичной администрации условия, очередность, временные рамки совершения и способы оформления (фиксирования) конкретных действий по осуществлению властных полномочий регистрационного, разрешительного, экзаменационного, правоудостоверительного и правонаделительного характера. При этом административные процедуры нужны в первую очередь не для эффективного публичного администрирования и расширения арсенала средств управленческого воздействия на физических и юридических лиц, а для ограничения административного усмотрения, обеспечения прозрачности процесса государственного управления и выравнивания юридических возможностей публичных органов (должностных лиц) и граждан в ходе реализации ими своей правосубъектности.
      По  существу, административные процедуры призваны играть сдерживающую, ограничительную роль в процессе реализации государственными и муниципальными властными структурами принадлежащих им распорядительных полномочий, лишая их возможностей манипулирования своим статусом, исключая чрезмерную свободу публичных органов и должностных лиц в определении допустимого режима собственной управленческой деятельности в отношении граждан.
      Основные  способы обеспечения законности и дисциплины в государственном  управлении исходят из директивных документов о необходимости всемерного укрепления законности, правопорядка и государственной дисциплины, охраны прав и законных интересов граждан.
      Законность  является основополагающим принципом  организации и деятельности государственного аппарата и его должностных лиц, выражается в строгом выполнении законов и изданных на их основе подзаконных актов. Он находит свое юридическое закрепление в Конституции РФ, ряде других основополагающих нормативных актов. Так, ст. 1.6 КоАП определяет законность в качестве важнейшего принципа производства по делам об административных правонарушениях. Законность имеет ряд отличительных черт - единство законности в масштабах всего государства, обязательность требования исполнять законы для всех органов, граждан и должностных лиц, верховенство конституционного законодательства и законов по отношению к другим правовым актам, связь законности с государственной дисциплиной, единство законности и целесообразности. Применительно к государственному управлению принцип законности находит свое конкретное выражение11:
      подзаконном характере деятельности органов  государственного управления и их должностных  лиц;
      полном  соответствии принимаемых органами управленияактов управления законам;
      строгой соподчиненности актов управления;
      требовании строжайшего соблюдения законности всеми органами управления и их должностными лицами.
      Соблюдение  и обеспечение гарантий прав и  свобод граждан в сфере государственного управления в Российской Федерации  обеспечивается рядом экономических, социально - политических, моральных, правовых и организационных гарантий.  

3.2. Виды гарантий  прав и свобод  граждан в сфере  государственного  управления 

      Особое  значение имеют организационные гарантии, под которыми понимается наличие системы органов государства, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением органами, общественным и организациями, должностными лицами и гражданами требований законов и основанных на них подзаконных актов. Деятельность таких органов получила наименование способов обеспечения законности.
      В настоящее время в РФ функционирует  широкая система органов, призванных обеспечивать соблюдение законности. Она включает в себя:
      государственный контроль; 
      общественный  контроль; 
      судебный  контроль; 
      административный  надзор; 
      прокурорский надзор;
      обжалование незаконных действий органов государственного управления и их должностных лиц.
      Государственный контроль проводится различными видами государственных органов и включает в себя:
      контрольную деятельность органов государственной  власти;
      контрольную деятельность органов государственного управления общей компетенции;
      надведомственный  или междуведомственный контроль.
      Разновидностью  государственного контроля является также  административный надзор, который осуществляется, как правило, различными государственными инспекциями.
      Права и свободы граждан в сфере  государственного управления, так же как и в других сферах общественной жизни, реально обеспечиваются социально-экономическими условиями. В нашей стране существует система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан12.
      Экономические гарантии - это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, основу которой составляют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
      К политическим гарантиям относятся:
      - принадлежность государственной  власти народу;
      - соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина  государством;
      - широкие возможности для участия  граждан в управлении 
делами государства и общества.   

      Юридические гарантии - это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:
      - обжаловать решения и действия  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
      - на судебную защиту от посягательств  на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.