На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет арендованного имущества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                           Министерство образования и науки
                                        Российской Федерации
                      Государственное образовательное  учреждение  
                              высшего профессионального образования

                  «Южно-Уральский государственный  университет»
             Кафедра Экономической теории  и мировой экономики 
 
 
 

                                    Курсовая работа
                      по курсу «бухгалтерский  учет»
                                       Вариант №25:
                  « Учет арендованного имущества»     

      

                                                                             Выполнил:
                                                                            Студент группы   ЗЭУ-202
                                                 Штраух В.Е.
                             Проверила:  Калинина С. В. 
               

                                                  Челябинск
                                                       2010
     Содержание 

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Экономическая и правовая сущность арендных отношений партнеров……………5
1.1. Понятие, сущность, виды, формы аренды…………………………….……5
1.2. Значение  учета в соблюдении норм арендных  отношений…………….….7
1.3. Нормативное регулирование арендных отношений……………………….9
2. Бухгалтерский учет арендных обязательств…………………………….…..13
2.1. Документальное  оформление текущей аренды у арендодателя…………13
2.2. Документальное оформление текущей аренды у арендатора…………....15
2.3. Синтетический и аналитический учет по текущей аренде…………….…17
2.4. Синтетический  и аналитический учет по долгосрочной аренде………...20
2.5. Предмет лизинга………………………………………………………...…..25
2.6. Лизинговые платежи в составе расходов лизингополучателя и
       лизингодателя………………………………………………………...……..27
2.7. Амортизация  предметов лизинга……………………………………..……29
Упражнения……………………………………………………………..………..32
Заключение……………………………………………………………………….42
Список  использованной литературы………………………………………...…43
Приложения……………………………………………………………………...44
 

                                                  Введение 

     В современных экономических условиях эффективное функционирование предприятия  любой организационно-правовой формы  вне зависимости от видов деятельности является обязательным условием его  существования, деятельность любого предприятия  должна быть рентабельна и целью  любого производства является получение  прибыли. Достижение этой цели зависит  от очень большого числа факторов и связано с общей организацией производства, применением высоких  технологий, финансовыми возможностями. А также с технической оснащенностью  предприятия.
     Эффективное ведение предпринимательской деятельности предполагает широкое внедрение  и использование арендных механизмов. Предприятия, испытывающие необходимость  в расширении парка оборудования или его замене, имеют две возможности: приобрести оборудование в собственность  или взять его в аренду.
     В первом случае необходимо изыскать значительные денежные ресурсы или изъять из оборота ликвидные средства, что может вызвать ухудшение структуры баланса, или использовать заёмные средства, что обусловит появление дополнительных расходов на оплату процентов по кредиту.
     Аренда  позволяет предприятиям вовлекать  в хозяйственный оборот необходимое  имущество без значительных единовременных вложений, связанных с его приобретением, и представляет возможность получать доход посредством сдачи в  аренду временно неиспользуемых объектов, сохраняя право собственности на них.
     Широкое распространение получила сдача  в аренду действующими предприятиями  временно свободных зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств. Предметом  договора аренды могут быть и имущественные комплексы, например предприятия. Это создаёт условия для быстрого введения в действия производственных мощностей, использования готовой инфраструктуры, в первую очередь малыми и средними предприятиями. Могут заключаться договора на аренду земельных участков и иных природных объектов.
     Использование аренды во всем многообразии ее форм и  методов позволяет российским предприятиям подключиться к ценнейшему опыту, накопленному десятилетия практикой западных фирм. Развитие арендных отношений  в российской экономике способно оживить экономическую конъюнктуру, дать инвестиционный толчок начинающемуся  росту, расширить платежеспособный спрос, создать заинтересованность у хозяйствующих субъектов в  подъеме деловой активности.
     Актуальность  темы курсового проекта будут  обусловлены следующими положениями. Новый этап рыночных преобразований выдвигает повышенные требования к  экономическому поведению непосредственных участников рынка – предприятиям. Овладение новыми экономическими взаимоотношениями становится условием долгосрочного роста и развития, залогом превращения малосведущих в рыночных законах хозрасчетных производственных единиц в современные динамичные фирмы, способные противостоять конкуренции и осваивать новые формы бизнеса.
     Цель  данного курсового исследования изучить арендованные и сданные  в аренду основные средства.
     Задачи  курсового проекта:
     -  раскрыть специфику бухгалтерского учета арендных отношений у их основных участников: арендатора и арендодателя;
     - обобщить существующую практику учета имущества, участвующего в арендных операциях,  учет арендной платы.
     - выявить направления совершенствования бухгалтерского учета арендных операций.
Глава 1. Экономическая и правовая сущность арендных 
                          отношений партнеров
         1.1. Понятие, сущность, виды, формы аренды 

     Аренда (от лат. arrendare – отдавать внаем) – правоотношения субъектов, когда арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование некоторое имущество (объект аренды). Продукция и доходы (за вычетом арендной платы), полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью.
     В странах с развитой рыночной экономикой по продолжительности арендных отношений  различают три формы аренды:
     - краткосрочную (renting, charting) – на срок до 1 года;
     - среднесрочную (hiring) – на срок от 1 до 3 лет;
     - долгосрочную (leasing) – на срок свыше 3 лет.
     В нашей стране по экономическим условиям различают три основных вида аренды:
     - текущую аренду – по окончании  срока действия договора аренды  имущество подлежит возврату  арендодателю. В течение всего  срока аренды оно продолжает  отражаться на балансе арендодателя, а арендатор лишь пользуется  правом временного владения имуществом;
     - долгосрочную аренду – по окончании  срока действия договора имущество,  как правило, переходит к арендатору, причем договор может быть  предусмотрен как досрочный переход  прав владения имуществом (по  выплате всей обусловленной договором  суммы), так и отказ арендатора  от такого права;
     - финансовую аренду, или лизинг, в  данном случае арендодатель в  соответствии с договором обязуется  приобрести в собственность указанное  арендатором имущества и предоставить его в аренду. Обязательным условием договора лизинга является использование арендуемого имущества в предпринимательских целях.
       Таким образом, в настоящее  время законодательно закреплены два вида аренды: собственно аренда имущества (в первую очередь основных средств) и финансовая аренда (лизинг). Текущая (краткосрочная) и среднесрочная аренда являются разновидностями собственной аренды. Финансовая аренда по своей сути является видом долгосрочной аренды, которая в классическом варианте предполагает участие трёх сторон в договоре лизинга – стороны, выступающие в качестве продавца имущества, лизингополучателя (как правило, это организация, которая использует арендованные основные средства для производственной или иной предпринимательской деятельности) и лизингодателя или инвестора.
     Данные  виды аренды различаются по ряду характеристик:
     - Текущая аренда предусматривает сдачу внаем имущества, которым ранее пользовался арендодатель, в то время как лизинг в основном подразумевает передачу в аренду нового, специально приобретенного по указанию лизингополучателя имущества;
     - При лизинге в отличие от текущей аренды период аренды совпадает или близок к нормативному сроку службы имущества;
     - Арендованное имущество может использоваться арендатором для извлечения дохода и удовлетворения социальных нужд, а лизинговое – только в предпринимательских целях;
     - Субъектами текущих арендных отношений выступают два лица – арендодатель и арендатор, в то время как при лизинге их трое – лизингодатель, лизингополучатель и поставщик;
     - Перечень объектов лизинга уже перечня объектов текущей аренды, так как в него не включаются земельные участки и другие природные объекты;
     - Лизинговая деятельность в отличие от текущей аренды подлежит обязательному лицензированию;
     - Арендодатель несет полную ответственность за качество сданного в аренду имущества, а лизингодатель нередко переуступает лизингополучателю свое право предъявления претензий по качеству поставщику;
     - При лизинге в отличие от текущей аренды лизингодатель не имеет права досрочного прекращения действия договора по собственной инициативе;
     - Лизинговая деятельность регламентируется не только общими, но и специальными законодательствами и нормативными правовыми актами. 

1.2. Значение учета  в соблюдении норм  арендных отношений 

     Арендные  операции оказывают прямое влияние  на имущественное состояние и  финансовые результаты деятельности организации  и косвенное – на сумму уплачиваемых ею в бюджет и внебюджетные фонды  налоговых платежей. В связи с  этим возникает необходимость в  получении достоверных сведений о величине и структуре арендных операций, что предполагает решение  следующих учетных задач:
     - формирование достоверной информации о собственном и арендованном имуществе;
     - проверка правильности документального оформления арендных операций;
     - полное и своевременное отражение арендных обязательств;
     - своевременное осуществление расчетов по арендным обязательствам;
     - правильный расчет, возмещение и налогообложение арендной платы;
     - правильное возмещение расходов, связанных с содержанием арендованного имущества;
     - выявление финансового результата об арендных операций;
     - точное определение себестоимости ремонта арендованного имущества;
     - формирование достоверной информации о капитальных вложениях в арендованное имущество;
     - обеспечение контроля за сохранностью и соблюдением правового режима использования арендованного имущества;
     - полное и достоверное раскрытие информации об арендованном имуществе и арендных обязательствах в бухгалтерской отчетности
     Необходимым условием правильной организации бухгалтерского учета арендных операций является соблюдение общеметодологических учетных принципов. К ним относятся: имущественная  обособленность организации, существенность информации, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, приоритет содержание перед формой, непрерывность деятельности организации, полнота отражения фактов хозяйственной  деятельности, последовательность применения учетной политики, разграничение  в учете текущих затрат и капитальных  вложений, рациональность учета, непротиворечивость учетной  и отчетной информации.
     Допущение имущественной обособленности предполагает обособленное существование активов  и обязательств организации от активов  и обязательств ее собственников  и активов и обязательств других организаций. В соответствии с ним  арендованное имущество должно числится на балансе собственника (арендодателя) и за балансом у реального владельца  и пользователя (арендатора). Исключением  из этого правила является:
     - имущество, выступающее предметом договора аренды предприятия, которое в соответствии с требованиями п. 84 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств подлежит учету на балансе арендатора;
     - имущество, выступающее предметом договора финансового лизинга, которое согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 октября 1998г. № 164-ФЗ «О лизинге» по соглашению сторон может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя. 

     1.3. Нормативное регулирование арендных отношений 

     Правовому регулированию различных видов  арендных отношений посвящена глава 34 ГК РФ.
     Сторонами по договору аренды являются арендодатель и арендатор.
     Арендодателем является собственник имущества или лицо, управомоченные собственником или законом сдавать имущество в аренду (статья 608 ГК РФ).
     Арендодателями  могут выступать:
     - юридические и физические лица, обладающие правом собственности;
     - лица, управомоченные собственником сдавать имущество в аренду (балансодержатели). К ним относятся организации, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     Арендатором является лицо, которое получает во временное владение и пользование  имущество и платит за это арендную плату.
     Арендаторами  могут выступать юридические  и физические лица. Законодательство об аренде предъявляет к ним гораздо  меньше требований, чем к арендодателям. Главным из них является обладание  правоспособностью.
     Договор аренды, по которому арендодателем  или арендатором выступает юридическое  лицо, обязательно должен иметь письменную форму. Договор аренды недвижимого  имущества, заключаемый на срок более  одного года, подлежит государственной регистрации. Порядок такой регистрации установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ)
     Пример  типового договора аренды нежилого помещения  представлен в Приложении 1.
     Согласно  статье 606 ГК РФ существует договор  аренды, регулирующий арендные отношения, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование  или во временное пользование.
     Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором  в результате использования арендованного  имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
     Согласно  статье 610 ГК РФ срок договора аренды устанавливается:
     1. Договор аренды  заключается на срок, определенный  договором.
     2. Если срок аренды  в договоре не определен, договор  аренды считается заключенным  на неопределенный срок.
     В этом случае каждая из сторон вправе в любое время  отказаться от договора, предупредив  об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества  за три месяца. Законом или договором  может быть установлен иной срок для  предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
     3. Законом могут устанавливаться  максимальные (предельные) сроки договора  для отдельных видов аренды, а  также для аренды отдельных  видов имущества. В этих случаях,  если срок аренды в договоре  не определен и ни одна из  сторон не отказалась от договора  до истечения предельного срока,  установленного законом, договор  по истечении предельного срока  прекращается.
     Для договора аренды имущества наиболее существенным условием является собственно объект аренды. Поэтому договор аренды обязательно должен содержать данные, позволяющие определённо квалифицировать  имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, т.е. состав имущества, его местонахождение  и т.п. В противном случаи договор  аренды признаётся незаключённым.
     Статьёй 624 ГК РФ особо оговаривается форма  договора аренды, предусматривающего переход в последующем права  собственности на это имущество  к арендатору. Договор аренды имущества  с правом его выкупа арендатором  должен быть заключен в форме, обязательной для договора купли-продажи соответствующего имущества. Требования к форме таких  договоров установлены статьёй 550 в отношении продажи недвижимого  имущества и статьёй 560 кодекса  – в отношении продажи предприятия  как имущественного комплекса. Суть этих требований состоит в том, что  договор аренды недвижимого имущества  заключается в письменной форме  путём составления одного документа, подписанного сторонами. В том же случае, если предметом продажи выступает  предприятие, к договору должны быть приложены следующие документы:
     - Акт инвентаризации;
     - Бухгалтерский баланс;
     - Заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;
     - Перечень всех долгов, включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.
     А договор аренды движимого имущества, содержащей условие о праве арендатора на его выкуп, может быть заключен в любой письменной форме.
     Согласно  статьи 611 ГК РФ, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в надлежащем состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначения этого  имущества. Имущество, сданное в  аренду, должно быть передано арендатору в предусмотренный договором срок, а при отсутствии установленного договором срока передачи имущества – в разумный срок. Если арендодатель нарушит сроки, установленные договором, арендатор в праве истребовать арендованное имущество или расторгнуть договор. Кроме того, он может потребовать от арендодателя возместить ему причинённые убытки.
     Арендодатель  не отвечает за те недостатки арендованного  имущества, которые были оговорены  при заключении договора аренды или  заранее были известны арендатору.
     В свою очередь арендатор обязан своевременно и полностью вносить арендную плату (ст. 614 ГК РФ).
     Арендная  плата включает в себя: амортизационные  отчисления от стоимости арендованного имущества (их размер определяется в договоре), средства передаваемые арендатором арендодателю для ремонта объектов по истечении срока их аренды, часть прибыли (дохода), которая может быть получена от общественно-необходимого использования взятого в аренду имущества (арендный процент), устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента.
     Исчисление  арендной платы может производиться  от суммы всего арендуемого имущества  в совокупности или отдельно по каждому  объекту в натуральной, денежной или смешанных формах. Сроки и  условия перечисления арендной платы  устанавливаются договором. Величина её динамичная, зависит, например, от инфляции или переоценки основных фондов и  др. В этом случае её размеры изменяются по соглашению сторон в сроки, предусмотренные  договором, но не чаше одного раза в  пять лет.
     Размер  арендной платы допускается пересматривать досрочно по требованию одной из сторон в случаях изменения устанавливаемых  централизованно цен и тарифов  и в других случаях, регламентированных законодательными актами.
     2. Бухгалтерский учёт арендных обязательств
     2.1. Документальное оформление  текущей аренды у арендодателя 

     Передаче  в текущую аренду предшествует подписание договора аренды (Приложение 1). Сама передача основных средств происходит после  проведения их инвентаризации и оформляется  актом (накладной) приемки-передачи (Приложение 2). Он составляется в двух экземплярах (для арендодателя и арендатора) и прилагается к договору аренды.
     На  основании этого документа определяется момент реальной передачи арендатору помещения или сооружения во владение и пользование. Если подписание договора совмещается с актом передачи помещения арендатору, то договор  будет реально исполнен при его  подписании.
     В акте приема-передачи имущества в  аренду указывается наименование имущества, характеристика его качества, для  недвижимости - место нахождения и  другие признаки, позволяющие точно  установить соответствующий объект и его состояние.
     Передаточный  акт подписывается сторонами, скрепление его печатями является необязательным.
     Арендодатель  вправе требовать арендную плату  только после передачи имущества  в аренду, что должно фиксироваться  актом приема-передачи имущества  в аренду.
     Отсутствие  передаточного акта лишает права  налогоплательщика-арендатора включать в расходы, учитываемые при налогообложении  прибыли, арендные платежи.
     Кроме того, на арендодателя как плательщика  НДС возложена обязанность по составлению счетов-фактур на сумму  арендной платы. Единственное исключение составляют арендодатели - органы государственной  власти и управления и органы местного самоуправления при сдачи в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества. В этом случае обязанность по составлению счетов-фактур возлагается на арендатора, который выписывает счет-фактуру на сумму начисленной арендной платы с выделением отдельной строкой налога на добавленную стоимость. Счет-фактура составляется в одном экземпляре и подписывается руководителем и главным бухгалтером организации арендатора. С 01.07.2002 на основании Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ скреплять печатью счет-фактуру не требуется. Кроме того, счет-фактура может быть подписана лицом, уполномоченным на то приказом или доверенностью организации.
     В книге покупок счет-фактура регистрируется только в той части арендного  платежа, который подлежит списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения и в  соответствующей доле - НДС.
     Арендодатель, исполнив свое основное обязательство, переводит переданные арендатору во временное владение и пользование (временное пользование) объекты  основных средств в состав арендованного  имущества. Переданные в текущую  аренду основные средства оформляются  записью с дебета счета 01- субсчет  «Основные средства, сданные в  аренду» в кредит счета 01 - субсчет - «Собственные основные средства».
     Инвентарные карточки по арендованным основным средствам  арендодатель группирует в специальной  картотеке. В них указываются  реквизиты акта (накладной) приемки-передачи основных средств и проставляется  гриф «В аренде».
     По  истечению срока аренды, а также  в связи с досрочным расторжением сторонами договора арендованное имущество  возвращается арендодателю. Оприходование  возвращенного имущества в состав собственных средств сопровождается записью с дебета счета 01 – субсчет  «Собственные основные средства» в  кредит счета 01 – субсчет «Основные  средства, сданные в аренду».
     Арендодатель  делает соответствующие отметки  в инвентарных карточках, после  чего они помещаются в картотеку  собственных основных средств.
     Арендная  плата, определяемая исходя из балансовой стоимости арендованного имущества, его состояния, предельного уровня рентабельности при использовании, длительности аренды, финансовых возможностей арендатора и других факторов, включает следующие элементы:
     амортизацию арендованного имущества;
     плату за дополнительные услуги арендодателя, предусмотренные договором;
     плату за государственную регистрацию  права аренды недвижимого имущества, если она осуществлялась арендодателем;
     налог на имущество, уплачиваемый арендодателем;
     вознаграждение  арендодателю;
     налог на добавленную стоимость.
     Методология бухгалтерского учета и налогообложения  арендной платы зависит от того, какое место арендные операции занимают в деятельности арендодателя. Действующее  законодательство различает сдачу  имущества в аренду как основной (обычный), так и вспомогательный  вид деятельности. 

2.2.  Документальное оформление  текущей аренды  у арендатора 

     Основные  средства, полученные арендатором во временное владение и пользование (временное пользование), принимаются  на забалансовый учет в оценке, согласованной  с арендодателем в договоре аренды. Полученные в аренду основные средства отражаются записью по дебету счета 001 «Арендованные основные средства».
     Одновременно  арендатор открывает инвентарные  карточки учета основных средств, которые  хранятся в специальной картотеке  и служат основанием для организации  аналитического учета данных объектов.
     Возврат арендодателю арендованного имущества  в связи с истечением срока  аренды или досрочным расторжением сторонами договора обусловливает  обратную бухгалтерскую запись по кредиту  счета 001 «Арендованные основные средства».На основании оформленных актов (накладных) приемки-передачи основных средств (Приложение 2) бухгалтерия делает в инвентарных  карточках отметки о выбытии  арендованных объектов. Инвентарные  карточки по выбытии арендованным основным средствам хранятся в течение  срока, определенного руководством организации-арендатора.
     Порядок принятия к бухгалтерскому учету  расходов по арендной плате зависит  от того, какую роль арендованное имущество  играет в деятельности арендатора. При аренде отдельных объектов основных производственных средств (или их  составных частей) арендная плата рассматривается как расход по обычному виду деятельности и подлежит включению в себестоимость изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг) по элементу «Прочие затраты», что вытекает из ПБУ 10/99 «Расходы организации». Затраты, связанные с ее начислением, арендатор аккумулирует на активных калькуляционных счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу» и собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
     Если  арендованные основные средства используются арендатором для удовлетворения непроизводственных нужд, то расходы  по арендной плате должны включаться в состав внереализационных расходов. С этой целью арендатор использует счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы». Списание данных расходов производится по дебету счета 91-2 на основании оправдательных первичных документов. 
 
 

     2.3. Аналитический и синтетический учёт операций по текущей (обычной) аренде 

     Текущая аренда предполагает сдачу арендодателем, своего имущества, на определенный срок арендатору, с обязательным возвратом. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом.
     При текущей аренде арендодатель сданное  в аренду имущество продолжает учитывать  на своем балансе в составе  собственных основных средств с  соответствующей отметкой об их выбытии  в инвентарной карточке (книге). Такие  карточки группируют отдельно. Имущество  передается в аренду по договору аренды и оформляется приема - передаточным актом. В договоре оговариваются  срок использования, который рассчитывают исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих  норм амортизационных отчислений, и  величина арендной платы. Последняя  включает, как правило, средства, предусмотренные  нормами отчислений на полное восстановление основных средств, сметами затрат на ремонт и часть прибыли.
     Финансовые  результаты от сдачи в аренду имущества  арендодатель отражает в составе  прибыли или доходов будущих  периодов, а начисление амортизационных  сумм по сданным в аренду основным средствам относит на уменьшение прибыли:
     ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация собственных основных средств».
     Начисление  арендной платы за отчетный период отражают по Дебету счета 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» и Кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Арендную плату, начисленную авансом за будущие периоды, показывают по Дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и Кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Поступившие арендные платежи записывают так:
     ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
     При включении арендной платы, полученной авансом, в финансовые результаты отчетного  периода делают запись:
     ДЕБЕТ 98 «Доходы будущих периодов» КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы»
     На  стоимость проведенных арендатором  за свой счет капитальных вложений в арендованные основные средства проводят их дооценку у арендодателя при возврате средств арендатором. У арендодателя приходование дооценки фиксируют записью:
     ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 83 «Добавочный  капитал».
     У арендатора эти вложения увеличивают  стоимость основных средств:
     ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 
     При возврате имущества, в которое арендатор  вложил средства, он использует счет 91 «Прочие доходы и расходы». Формируют  следующие проводки:
     ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01 «Основные средства» — на сумму полных затрат;
     ДЕБЕТ 02 «Амортизация основных средств»
     КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» — на сумму амортизации.
     Первоначальную (восстановительную) стоимость возвращенного  имущества арендатор отражает записью  по кредиту забалансового счета 001 «Арендованные основные средства» (без дебетования какого-либо другого  счета). Полученное имущество арендодатель записывает так:
     ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 01, субсчет «Основные средства, переданные в аренду».
     Арендованные  основные средства арендатор учитывает  на забалансовом счете 001 «Арендованные  основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется  по объектам, принятым в аренду, и  по арендодателям.
     На  сумму арендной платы, начисленной  арендодателю, арендатор дебетует счета  издержек производства и обращения (на сумму амортизационных отчислений и расходов на ремонт основных средств), счет 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и кредитует счет 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» на всю сумму начисленной арендной платы.
     Перечисление  суммы арендной платы отражают так:
     ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета»
     Арендная  плата за будущие периоды начисляется  следующим образом:
     ДЕБЕТ 97 «Расходы будущих периодов»
     КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
     Текущие перечисления арендной платы списывают  с кредита счета 97 в дебет счетов издержек производства и обращения.
     Если  по условиям договора аренды капитальный  ремонт основных средств арендатор  проводит за свой счет, то затраты на такой ремонт списывают с кредита  соответствующих материальных и  расчетных счетов в дебет счетов издержек производства или счета  97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 затраты частями списывают на счета издержек производства.
     Если  капитальный ремонт проводится за счет арендодателя, то затраты на такой  ремонт отражают следующим образом:
     ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 97 «Расходы будущих периодов» (или соответствующих материальных и расчетных счетов)
     ПРИМЕР 1
     Предприятие на условиях текущей аренды ежемесячно уплачивает арендную плату 500 000 руб. (с  учетом НДС – 607 500 руб.). Эта операция будет отражена следующими записями:
     Включение в издержки производства арендной платы:
     1) ДЕБЕТ счета 20 «Основное производство»  – 500 000 руб.,
       ДЕБЕТ счета 19 «По приобретённым  материалам»–107 500 руб.
       КРЕДИТ счёта 76 «Расчёты с разными  дебиторами и кредиторами»– 607 500 руб.;
     Перечисление  арендной платы.
     ДЕБЕТ счета 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»,
     КРЕДИТ  счёта «Расчетный счет»-607500руб. 

     2.4. Аналитический и синтетический учёт операций по долгосрочной аренде 

     Основные  средства сдаются в долгосрочную аренду по цене, согласованной арендодателем  и арендатором (выкупная цена). В  составе арендных платежей предусматривают  погашение стоимости арендованного  имущества (амортизационные отчисления), расходы на услуги по арендным операциям  и прибыль, которую получил бы арендодатель от эксплуатации объекта, но не выше процента за пользование  кредитом.
     Для учета операций по долгосрочной аренде арендодатель использует счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства  к поступлению», на котором отражают расчеты с арендаторами за арендованные ими основные средства.
     При передаче основных средств в долгосрочную аренду арендодатель составляет рекомендуемые  Планом счетов проводки по выбытию  основных средств (на списание первоначальной стоимости объекта, суммы амортизации; на согласованную стоимость; на разность между согласованной и остаточной стоимостью). Затем отражает начисление арендной платы в виде процентов  по долгосрочной аренде и части разницы  между согласованной и остаточной стоимостью объектов, приходящейся на период, за который начисляется арендная плата.
     Арендатор может выкупить долгосрочно арендуемые основные средства до истечения срока  аренды. Поступившие платежи арендодатель отражает так:
     ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Арендные обязательства к поступлению»
     Часть разности между согласованной и  остаточной стоимостью основных средств  и сумму начисленных процентов, приходящихся на очередной срок платежа, оформляют проводкой:
     ДЕБЕТ 98 «Доходы будущих периодов»КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы»
     Выкупные  платежи, поступившие по окончанию  долгосрочной аренды, отражают так:
     ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета» КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы»
     Арендатор для учета долгосрочно арендуемых основных средств использует счета 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное  имущество», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность к уплате по долгосрочной аренде» и 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация имущества, сданного в лизинг».
     Названный субсчет к счету 01 — активный. На нем учитывают долгосрочно  арендуемые основные средства в оценке, согласованной арендодателем и  арендатором. Аналитический учет на этом счете ведут по видам и  отдельным инвентарным объектам основных средств.
     Указанный субсчет к счету 76 — пассивный. Его применяют для учета расчетов с арендодателями за основные средства, предоставленные на условиях долгосрочной аренды. Аналитический учет на этом счете осуществляют по каждому арендодателю.
     По  долгосрочно арендуемым основным средствам  арендатор делает записи:
     ДЕБЕТ 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное  имущество»
     КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы"
     ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы"
     КРЕДИТ 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность к уплате по долгосрочной аренде»  — на поступление основных средств по согласованной стоимости;
     ДЕБЕТ 25 «Общепроизводственные расходы»
     КРЕДИТ 02 «Амортизация основных средств», субсчет  «Амортизация имущества, сданного в  лизинг» — на сумму начисленной амортизации по арендованным основным средствам; КРЕДИТ 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность к уплате по долгосрочной аренде» — на сумму начисленных процентов по долгосрочной аренде;
     ДЕБЕТ 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность к уплате по долгосрочной аренде»
     КРЕДИТ 51 «Расчётный счёт» - на сумму причитающихся арендодателю платежей за арендуемые основные средства
     По  окончании срока арендованные основные средства переходят в собственность  организации и делается запись:
     ДЕБЕТ 01 «Основные средства», субсчет «Собственные основные средства» 
     КРЕДИТ 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное  имущество»
     Одновременно  осуществляется проводка:
     ДЕБЕТ 02 «Амортизация основных средств», субсчет  «Амортизация имущества, сданного в  лизинг»
     КРЕДИТ 02 «Амортизация основных средств», субсчет  «Амортизация собственных основных средств»
     Если  по окончании срока договора объекты  возвращаются арендодателю, их списывают  у арендатора за счет амортизации:
     ДЕБЕТ 02 «Амортизация основных средств», субсчет  «Амортизация имущества, сданного в лизинг»
     КРЕДИТ 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное  имущество»
     При возвращении объектов арендодателю до окончания срока аренды делают запись:
     ДЕБЕТ 02 «Амортизация основных средств», субсчет 2 (на сумму начисленной по объекту амортизации);
     ДЕБЕТ 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму невыплаченных арендодателю платежей);
     КРЕДИТ 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное  имущество» — на согласованную стоимость долгосрочно арендуемых основных средств.
       При долгосрочном выкупе основных средств арендатор делает следующие записи:
     ДЕБЕТ 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму невыплаченных арендодателю платежей);
     ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму недоначисленных процентов по долгосрочной аренде;
     ДЕБЕТ 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное  имущество» (на сумму выкупа, превышающего арендные обязательства)
     КРЕДИТ  51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета» — на совокупную величину указанных выше сумм
     Приходуют основные средства так:
     ДЕБЕТ 01 «Основные средства», субсчет «Собственные основные средства»
     ДЕБЕТ 02 «Амортизация основных средств», субсчет  «Амортизация имущества, сданного в  лизинг»
     КРЕДИТ 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное  имущество» — на согласованную стоимость объекта плюс сумма выкупа, превышающая договорные обязательства.
     КРЕДИТ 02 «Амортизация основных средств», субсчет  «Амортизация собственных основных средств» — на сумму амортизации по объекту.
     ПРИМЕР 2
     Заключен  договор аренды на 6 месяцев с 1.01.2007года, объект аренды транспортное средство Газель, стоимость по договору 220 000 руб., срок полезного использования 8 лет, расчет ежемесячный. 

Расчет  арендной платы за месяц   
1. первоначальная  стоимость 220 000
2. норма  амортизации (100/8/12) 1,04%
3.сумма  амортизации за месяц (220 000*1,04/100) 2288
4. прибыль  (20%) 457
5. НДС  (18%) (1872+375*18%/100) 497
Итого арендная плата за месяц  3242
 
 
 
     Регистрация хозяйственных операций за месяц.
Содержание  операций Сумма, тыс. руб. Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1. сдача  объекта в аренду  220 000 01/2 01/1
2.начислена  арендная плата  3242 76/1 91
3. начислен  НДС в бюджет 497 91 68
4.начислена  амортизация по арендованному  ОС 2288 91/2 02/2
5.на  расчетный счет получена арендная  плата 3242 51 76/1
6.определен  финансовый результат от аренды  457 91 99
 
     В результате сдачи в аренду транспортного  средства Газель, предприятием получен  доход – 457 руб. 

                                     2.5. Предмет лизинга 

     Лизинг  – это совокупность экономических  и правовых отношений, возникающих  в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением  предмета лизинга.
     Предметом лизинга могут быть любые неупотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения. Оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, кроме земельных участков и других природных объектов, так же имущество, которое федеральным законом запрещено для свободного обращения или для него установлен специальный порядок обращения.
     Субъектами  лизинговых отношений являются лизингодатель юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, или физическое лицо — предприниматель без образования юридического лица) и лизингополучатель (также юридическое или физическое лицо). Отношения между ними регулируются договором лизинга. Лизингодатель предоставляет обусловленное договором имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей.
     Лизинговые  отношения регулируются ГК РФ. Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. Лизингодатель сохраняет право собственности на имущество, передает его во владение и пользование для хозяйственной эксплуатации лизингополучателю, который перечисляет за это лизинговые платежи.
     Лизинг  выгоден лизингодателю, поскольку  приносит постоянный доход, постепенно возмещая затраты на приобретение объекта  лизинга, его страхование, выплату  процентов за денежные средства, направленные на приобретение имущества, передаваемого  в лизинг.
     Договор лизинга может быть заключен сторонами  на любой срок, который они сочтут целесообразным. Размер лизинговых платежей также устанавливается по соглашению сторон.
     В соответствии с Временным положением о лизинге в состав лизинговых платежей входят суммы:
    возмещающие полную (или близкую к ней) стоимость лизингово имущества;
    выплачиваемые лизингодателю проценты за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества по договору лизинга;
    комиссионного вознаграждения лизингодателя;
    выплачиваемые за страхование лизингового имущества если оно было застраховано лизингодателем;
     — иных затрат лизингодателя, предусмотренных  договором лизинга.
     Гражданским кодексом Российской Федерации предусматривается, что риск случайной гибели и случайного повреждения имущества по общему правилу возлагается на лизингополучателя с момента передачи ему имущества. Лизингодатель, если иное не предусмотрено договором, оставаясь собственником, от бремени риска освобождается.
     Бухгалтерский учет лизинговых операций регулируется Указаниями Минфина России, утвержденными  приказом от 17 февраля 1997 г. № 15. Порядок отражений операций определяется тем, на чьем балансе учитывается переданное в лизинг имущество  

     2.6. Лизинговые платежи в составе расходов лизингополучателя и лизингодателя 

     Приобретения  имущества через договор лизинга  становится всё более популярным у российских организаций. Ведь лизинг позволяет получить рассрочку и  сэкономить средства. Тем более что  НК РФ разрешает учитывать лизинговые платежи в составе расходов при  исчислении налога на прибыль.
     Глава 25 НК РФ разрешает вносить на расходы  весь лизинговый платеж, без каких  либо изъятий.
     Следовательно, определяя возможность включения  лизингового платежа в расходы, лизингополучатель должен руководствоваться  тем понятием лизингового платежа, которое приведено в законе о  лизинге. Под лизинговыми платежами  понимается общая сумма платежей по договору лизинга.
     Итак, можно определить, что лизинговый платёж лизингополучатель включает в расходы в полном объёме.
     В России учёт лизингового имущества  отражается на балансе юридического собственника – лизингодателя.
     В соответствии с требованиями международных стандартов имущество при финансовом лизинге отражается на балансе экономического собственника (т.е. лица непосредственно контролирующего его) – в нашей ситуации лизингополучателя. Таким образом, у лизингодателя имущество списывается с баланса в полном объёме. Общая сумма лизинговых платежей отражается в составе дебиторской задолженности в активе баланса, а разница между суммой дебиторской задолженности и стоимостью имущества относится в пассив баланса и отражается по статье «Доходы будущих периодов». Лизинговые платежи, поступившие лизингодателю, не учитываются в составе выручки, а рассматриваются как платежи в погашение дебиторской задолженности.
     По  мере погашения дебиторской задолженности  соответствующая часть суммы, учитываемой  на счёте «Доходы будущих периодов», переносится в прибыль текущего периода и, по сути, представляет собой  выручку, отражаемую на счёте о прибылях и убытках. Приходящий лизинговый платёж рассматривается частично как платёж в погашения инвестиционных затрат лизингодателя (стоимость оборудования), а частично как моржа лизингодателя (его доход).
     Действующим отечественным законодательством  предусмотрен так же вариант учёта  лизингового имущества на балансе  лизингополучателя, т.е. формально условия  о балансодержателе имущества при  финансовом лизинге в соответствии с требованиями международных стандартов может быть соблюдено и на основе действующих отечественных нормативно-правовых актов.
     В соответствии с п. 6 указаний об отражении  в бухгалтерском учёте операций по договору лизинга (приказ Минфина  РФ 17.02.97 № 15), если по условиям договора лизинговое имущество учитывается  на балансе лизингополучателя, то причитающаяся  по договору лизинга сумма лизингового  платежа, поступившая в отчётном периоде, отражается по кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Задолженность по лизинговым платежам» в корреспонденции  со счетами учёта денежных средств. Одновременно разница, учитываемая  на счёте 98 «Доходы будущих периодов» (разница между общей суммы  лизинговых платежей и стоимостью лизингового  имущества), списывается с этого  счёта в корреспонденции счёта 99 «Прибыль и убытки» 

     2.6. Амортизация предметов лизинга 

     Предприятия могут уменьшать прибыль на сумму  амортизации, начисленной по предметам  лизинга. Отсюда вытекает вопрос, кто  должен начислять амортизацию лизингодатель  или лизингополучатель, можно ли использовать коэффициент ускорения, и как отразить сумму начисленной  амортизации в бухгалтерском  учёте?
     Предмет лизинга амортизирует фирма, у которой  он числится на балансе. Это правило  действует как в бухгалтерском (ст. 31 ФЗ от 29 октября 1998г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее закон о  лизинге)), так и в налоговом  учёте (п. 7 ст. 258 НК РФ).
     В зависимости от условий договора, предмет лизинга на баланс должен ставить лизингодатель или лизингополучатель, он может быть в двух вариантах:
    Когда имущество находится на балансе у лизингодателя, тогда он начисляет амортизацию, так же он включает остаточную стоимость основного средства, переданного в лизинг, в расчёт налога на имущество. Это предусмотрено ст. 2 Закона РФ от 13 декабря 1991г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий». К такому варианту прибегают обычно в тех случаях, когда планируется, что по истечении срока действия договора предмет лизинга останется в собственности лизингодателя.
    Когда предмет лизинга ставится на баланс лизингополучателя. Тогда лизингополучатель начисляет амортизацию и платит налог на имущество. Этот вариант выбирают в тех случаях, когда лизингополучатель, в итоге выкупает имущество, которым пользуется по договору лизинга.
     Если  в договоре указано применение ускоренной амортизации и коэффициент ускорения (не более 3), то при этом обычная норма  амортизационных отчислений увеличивается  на коэффициент ускорения.
     Амортизация предмета лизинга  в бухгалтерском  учёте. В бухгалтерском учёте амортизация начисляется каждый месяц (п. 23 ПБУ 6/01). Начислять амортизацию можно одним из нескольких способов: линейным, уменьшаемого остатка, списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списание стоимости пропорционально объёму продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.