На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовые результаты деятельности организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Частное учреждение образования
        Минский техникум предпринимательсва 

                 Предметно-цикловая комиссия
                  «бухгалтерского учета и финансово – экономических дисциплин»

           КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
на  тему «  Финансовые результаты деятельности организации  »                            
по  дисциплине «Экономика организации» 
 
 

                                                Выполнил учащийся
                  Специальности «Коммерческая деятельность»
                  2 курса, гр. К-21 Марков А.И. 

                  Руководитель  Мацкевич Н.А. 
                   
                   

                Допущен к защите «____»_______________2011    г.
                     ________________________________ 

        Работа защищена с отметкой _______________
          ________________________________ 

       Минск 2011 

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1.  Прибыль и рентабельность как показатели результативности деятельности организации………………………………………………………………………5
1.1.  Сущность прибыли, её виды……………………………………………….5
1.2.  Понятие, виды, показатели рентабельности……………………………...11
2.  Пути совершенствования деятельности организации……………………..22
2.1.  Пути рационального распределения прибыли…………………………...22
2.2.  Факторы, влияющие на величину прибыли……………………………...27
2.3.  Факторы, влияющие на увеличение уровня рентабельности……………28
3.  Практическая  часть…………………………………………………………..31
     Заключение…………………………………………………………………...50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Финансовая  система ( от фр. finances мн. от finer – “оплачивать”) – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Упрощенно, финансы представляют собой все процессы, сопровождающие деятельность по управлению денежными средствами. На практике же финансами обычно именуют совокупность денежных средств, находящихся в непосредственном владении предприятия.
      Степень обеспеченности финансами, скорость притока\оттока денежных средств и их динамика являются одними из важнейших показателей деятельности предприятия. Так, при отсутствии (недостатке) финансов предприятие не сможет в полной мере осуществлять свои функции; отток денежных средств способствует истощению “казны” предприятия, а значит и потенциальной нефункциональности организации; негативная динамика явно свидетельствует о наличии недостатков в сфере регулирования финансов, сбыта, хозяйственных отношений, прочих аспектах деятельности организации, что, опять же, ведет к несостоятельности предприятия, как хозяйствующего субъекта, а в долгосрочной перспективе – к банкротству. И наоборот, обеспеченность финансами дает возможность совершенствовать производство, налаживать контакт с крупными предприятиями, привлекать высококвалифицированные кадры; приток денежных средств, собственно, и формирует данную обеспеченность; положительная динамика общего количества денежных средств предприятия отражает правильность выбора политики, структуры, кадров данным предприятием.
     В условиях рыночной экономики эффективность  производственной, инвестиционной и  финансовой деятельности выражается в  финансовых результатах.
     В условиях рынка каждый хозяйствующий  субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведённую и реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию:
     Суть  деятельности каждого предприятия  определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного финансового результата.
     Таким образом, рассмотрение вопроса о  сущности и формировании финансовых результатов хозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики.
     Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов формирования прибыли, способов её увеличения и эффективного использования. 
 
 
 

    Прибыль и рентабельность как показатели результативности деятельности организации.
    1.1 Сущность прибыли, её виды 

     Прибыль – это совокупность денежных средств, оставшихся в полном и свободном распоряжении организации после осуществления какой-либо хозяйственно операции (продажа продукции, оказание услуги, etc.). Прибыль наиболее точно отражает степень эффективности хозяйственной деятельности предприятия: эффективность производства продукции и её качество, состояние производительности труда на данном предприятии, адекватность себестоимости изделия и конечной отпускной цены. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, эффективное использование трудовых и материально-сырьевых ресурсов, интенсификации производства.
     Для определения прибыли необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует (т.н. “выход на ноль”), а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки — это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.
     Прибыль представляет собой произведенный  и неизбежно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Базой расчета прибыли является себестоимость продукции.
     Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).
     На  величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.
     Факторы внутренней среды изучаются и  учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организации производства и труда.
     Практически вне сферы воздействия находятся  факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и другие.
     Современная экономика выделяет следующие виды прибыли:
         1)Балансовая прибыль. Являет собой разность между доходами от реализации продукции, финансовой деятельности, прочей внереализационной деятельности и расходами по данным операциям.
         2)Прибыль от реализации продукции. Данная прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога (если имеет место)  и акцизов  и затратами на  ее  производство и реализацию.
         3)Налогооблагаемая прибыль. Прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.
         4)Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
         5) Консолидированная прибыль – совокупная прибыль материнского и дочерних предприятий.
         6)Нераспределенная  прибыль – чистая прибыль,  не пускаемая предприятием в  ход, но накапливаемая предприятием  с целью последующего использования,  либо направляемая на пополнение  оборотных средств либо фондов.
         7)Сверхприбыль –  прибыль предприятий, работающих в лучших условиях и имеющих низкую себестоимость, равная разнице между общей рыночной ценой данного предприятия и наименьшей себестоимостью изделий. В рамках данного вида прибыли также выделяют монопольную сверхприбыль, полученную ввиду монополизации рынка, а как следствие и возможностью устанавливать максимально выгодную цену на товар (к слову, практически каждая сверхприбыль – монопольная).
         Прибыль является приоритетной целью практически каждого предприятия, т.к. выполняет следующие функции:
         1)Является основным  инструментом для создания современной и эффективной материально-технической базы. Очевидно, что хозяйственная деятельность представляет собой особого вида бартер, когда первый хозяйственный субъект обменивает собственную продукцию на некоторую денежную сумму, после чего на данные денежные средства закупает иную продукцию. Схематично, данный бартер выглядит так: продукт->денежные средства, денежные средства->продукт(в данном случае – оборудование), а утрированно продукт->продукт (т.е. классический бартер). Финансы же обеспечивают посредническую, но от этого не менее важную, функцию в данной цепочке.
     2)Является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
     3)Обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной  деятельности,   научно-технического  и  социального  развития предприятия, материального поощрения работников.
      Рост  прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого, прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т. е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.
      4)Является одним из источников формирования 
бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и 
наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, 
обеспечения выполнения государством своих функций, государственных 
инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в 
формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, 
банками, другими предприятиями и организациями.

      5)Является  основным источником формирования  и увеличения рыночной стоимости  предприятия. Капитализация (вложения  в основные средства, нематериальные  активы, фонды, etc.) части полученной прибыли и эффективное научно-техническое и производственное развитие приводит к росту будущей прибыли, а в долгосрочной перспективе, к росту стоимости предприятия.
      Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем  прибыли предприятия представляет собой валовый доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
      Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов Республики Беларусь. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
      Таким образом, возникает необходимость  в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций.
      Итак, итогом из вышенаписанного являются следующие тезисы:
      1)Прибыль  в своем физическом виде являет  собой денежные средства, которыми  предприятие распоряжается исключительно  на основе собственно волеизъявления, т.е. уплатив налог на прибыль и не имея необходимых к погашению счетов.
      2)Прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия: производственной, непроизводственной и финансовой, это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.
     3)Из всего многообразия видов прибыли максимально желанной является чистая прибыль. Собственно, прибыль и является наиприоритетнейшей целью организации. Однако, даже являясь основной целью ведения хозяйственной деятельности, она всегда остается лишь инструментом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Понятие, виды, показатели рентабельности.
       Проблема  эффективности занимает одно из центральных  мест среди совокупности проблем, стоящих  перед обществом. Она волнует  экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских риском, в мировом масштабе, и учитывая нынешнее экономическое положение Республики Беларусь, в частности.
       В рыночной экономике выживают и успешно  функционируют только  те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с  затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную  продукцию в объеме не большем, чем возможно продать. Ориентация деятельности исключительно на “вал”, количество, забывая о качестве и емкости рынка – заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, улучшения качества производимой продукции.
       Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, а фискальная система страны получит больше выплат в бюджет.
       Для выяснения сущности экономической  эффективности производства, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».
       Эффект  – абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Эффективность же – величина относительная, являющая собой соотношение полученного результата(эффекта) к затратам, произведенным для его достижения . Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловивши получение данного эффекта.
      Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического результата в виде абсолютного показателя — прибыли (эффект) или относительного — рентабельности (эффективность). Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.
      Рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль как вознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
      При его помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
      По  значению уровня рентабельности можно  оценить долгосрочное благополучие предприятия, т. е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
      Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
      Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
      Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности 
характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности 
предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
 

      Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению, публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, так как на ее основе нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации» структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источником для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс отчет о финансовых результатах, приложение к балансу.
      В экономической литературе различные  авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций является подразделение на:
- показатели  рентабельности хозяйственной деятельности;
- показатели  финансовой рентабельности;
- показатели  рентабельности продукции.
      Анализ  рентабельности хозяйственной деятельности.
Рентабельность  хозяйственной деятельности (R) характеризует норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, исполь зуемых предприятием, т. е. является отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов к сумме инвестированного ими капитала:

     где П – сумма доходов вкладчиков и кредиторов;
      ИК – сумма инвестированного  ими капитала.
      В качестве инвестированного капитала при  оценке эффективности хозяйственной деятельности необходимо использовать сумму всех активов, так как их общая величина учитывает все долги предприятия, в том числе и по эксплуатации.
      Некоторые экономисты предлагают из общей величины активов исключать бездействующие и избыточные основные производственные средства, оборудование к установке, денежные средства, нематериальные активы, т.е. средства, которые не способствуют получению прибыли. Однако такой подход является недостаточно оправданным, а показатель не широко используется на практике. Это связано с тем, что руководство предприятия должно не только эффективно использовать активы в своей деятельности, но и следить за составом активов, не создавая излишних запасов оборудования, материалов и т. д.
      При расчетах рентабельности необходимо иметь  в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение. При этом наиболее правильным является расчет средней хронологической величины инвестированного капитала.
      Необходимо  отметить, что при расчетах коэффициентов  рентабельности могут использоваться различные показатели дохода предприятия: валовая прибыль, чистая прибыль, прибыль от реализации. Наиболее оправданным подходом при оценке эффективности хозяйственной деятельности является использование суммы чистой прибыли и процентов, уплаченных за пользование кредитом. С учетом этого основной показатель рентабельности хозяйственной деятельности может быть определен следующим образом:
       ,
      где  RA— рентабельность активов;
      ЧП  — чистая прибыль;
      Пр— проценты, уплаченные за пользование кредитами;
      Сн— ставка налога на прибыль в коэффициенте;
      А — среднегодовая стоимость активов.
      Однако  определение уровня рентабельности по данной формуле затруднено тем, что проценты за пользование кредитами включены в себестоимость продукции, а не возмещаются из прибыли. При проведении внутреннего анализа рентабельности такие расчеты становятся возможными. В условиях отсутствия информации внешние субъекты анализа могут использовать только показатель чистой прибыли. Но и чистую прибыль невозможно точно подсчитать по данным текущей отчетности, так как в ней не выделяются платежи в бюджет за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Чистую прибыль можно определить приблизительно, вычитая налог на прибыль из прибыли отчетного периода. Полученный результат имеет завышенное значение, которое может быть уточнено только в ходе проведения внутреннего анализа.
      Для характеристики нормы возмещения стоимости  рабочего капитала в качестве инвестированного капитала используется оборотный капитал, т. е.:
       ,
      Кроме того, для характеристики эффективности  производственной деятельности рассчитывается показатель рентабельности производства. При его расчете в качестве инвестированного капитала используется стоимость производственных фондов как сумма основных производственных фондов (ОФ) и материальных оборотных средств (МС):
      
      Если  в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем реализованной продукции, то формулу рентабельности производственной деятельности можно представить в следующем виде:
      
      где  RПД - рентабельность производственной деятельности;
      РП - объем реализованной продукции;
      ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
      МС - среднегодовая стоимость материальных оборотных средств;
      П - валовая прибыль.
      Из  приведенной формулы следует, что  рентабельность производственной деятельности зависит от изменения двух факторов:
- реализации  на рубль производственных фондов;
- прибыли  на рубль реализации.
      Первый  фактор характеризует эффективность использования производственных фондов, т. е. их фондоотдачу, выраженную через объем реализованной продукции. Второй фактор характеризует уровень рентабельности реализованной продукции. Определить влияние перечисленных факторов можно методом цепных подстановок.
      Изменение рентабельности за счет влияния фондоотдачи  с одного рубля производственных фондов равно:
      
      Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности реализованной продукции равно:
      
      Необходимо  отметить, что каждый из рассмотренных  факторов является сложным, зависящим в свою очередь от ряда других факторов второго порядка. Так, например, реализация, приходящаяся на один рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Изменение уровня прибыли, приходящейся на один рубль реализации, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения качества продукции и цен на нее, от результатов прочей операционной и внереализационной деятельности предприятия.
      Чтобы определить раздельное влияние фондоотдачи  основных производственных фондов и оборачиваемости материальных оборотных средств на рентабельность производства, используется способ долевого участия. Согласно этому способу отклонение рентабельности отчетного периода от базисного за счет изменения реализации на один рубль фондов распределяется между фондоотдачей основных производственных фондов и оборачиваемостью материальных оборотных средств пропорционально изменению их величины с учетом изменения объема реализованной продукции.
      Изменение второго укрупненного фактора (прибыли, приходящейся на один рубль реализации) также зависит от действия факторов второго порядка. К их числу относятся все факторы, оказывающие влияние на изменение валовой прибыли, кроме изменения объема реализованной продукции. Прибыль, полученная за счет роста объема реализации, не влияет на размер прибыли, приходящейся на один рубль реализации, так как с увеличением объема пропорционально меняется и валовая прибыль (числитель расчетной формулы), и реализация продукции (знаменатель формулы).
      Влияние факторов второго порядка на рентабельность производства также определяется способом долевого участия. Влияние на рентабельность распределяется между факторами пропорционально их влиянию на валовую прибыль.
      Анализ  финансовой рентабельности:
      Финансовая  рентабельность характеризует эффективность  инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли. Система показателей финансовой рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Причем:
      
      ЧП - чистая прибыль;
      А - среднегодовая стоимость всех активов;
      ИК - среднегодовая стоимость инвестированного капитала;
      СК - среднегодовая стоимость собственного капитала.
      Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  будет характеризовать степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
      В экономической литературе наиболее часто встречается следующая  формула расчета финансовой рентабельности (Rф):
      
      где ЧП - чистая прибыль;
      СК - среднегодовая стоимость собственного капитала.
      Необходимо  отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя  за период величина, так как в  течение года собственный капитал  может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.
      Анализ  рентабельности продукции
      Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется  показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, _ соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:

      Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские  и межзаводские сравнения как  по общему объему продукции, так и по отдельным их видам.
      Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

      Данный  показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию  каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный па основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.
      Для осуществления контроля не только за Себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП)- Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):
      
      По  динамике данного показателя предприятие  может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным её видам.
      Итак, главной задачей предприятия  в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребности народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высоким потребительским свойством и качеством при минимальных затратах. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение финансовых результатов своей деятельности. Анализ финансовых результатов своей деятельности имеет большое значение для оценки эффективности производства предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Пути совершенствования деятельности организации
     2.1. Пути рационального распределения прибыли в организации
     Получая прибыль, предприятие решает задачи ее использования. Характер направлений  использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия. Выплачивая дивиденды, предприятие стимулирует  рост стоимости своих акций, оставляя прибыль на предприятии, акционеры инвестируют развитие производства. Финансист должен уметь ставить стратегические цели и формулировать задачи для их достижения. Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях.
     Распределение прибыли - это составная и неразрывная  часть общей системы распределительных  отношений и, пожалуй, наравне с  распределением дохода физических лиц, самая главная.
     По  сути распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях (рис.1). 

     
     Рис.1 Направления распределения прибыли 

     Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим  предприятием. Пропорции этого распределения  в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.(Стоит помнить, что грамотный собственник на стадии развития, расширения бизнеса не будет забирать более 15-20% прибыли)
     К важнейшим обязательствам предприятий  перед государством относится уплата налога на прибыль. Порядок исчисления данного налога включает несколько этапов: правильный расчет налогооблагаемой прибыли; выбор ставок налога и льгот; обеспечение своевременности и полноты расчетов с бюджетом.
     Налогооблагаемой  прибылью является валовая прибыль  предприятия. В процессе распределения  прибыли она корректируется, так  как по отдельным доходам применяются  различные налоговые ставки. Налогооблагаемую прибыль (Н) можно определить как: 

     Н = В - Р - Ц - Д - И - О - Х - Ф, где 

     В - валовая прибыль;
     Р - рентные платежи;
     Ц - доходы, полученные по ценным бумагам;
     Д - доходы, полученные от долевого участия  в других предприятиях РБ;
     И - доходы казино, видеосалонов, от игровых  автоматов;
     О - прибыль от посреднических операций;
     Х - прибыль от производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
     Ф - отчисления в резервный и другие аналогичные фонды.
     На  предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов.
     Распределение этой части прибыли отражает процесс  формирования фондов и резервов предприятия  для финансирования потребностей производственного  и социального развития.
     В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее посредством предоставления налоговых льгот оно стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.
     Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними  документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.
     К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся расходы: на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы; финансирование разработки и освоения новой продукции и технологических процессов; затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования; затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов, проведением природоохранных мероприятий. В эту же группу относят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям и пр. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.
     Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя: расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т.п.
     К затратам на материальное поощрение  относятся: выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и др.
     За  счет чистой прибыли уплачиваются некоторые  виды сборов и налогов, например, налог  на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и т.д.
     Кроме того, в случае нарушения предприятием дейстующего законодательства именно прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит источником для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы принесоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения., санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
     В случае сокрытия прибыли от налогообложения  или взносов во внебюджетные фонды  также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.
     Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.
     Важную  роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала (он должен составлять не менее 15% уставного  капитала). В рыночном хозяйстве  отчисления в резервный капитал  носят первоочередной характер. Наличие  и прирост резервного капитала обеспечивают увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, создание возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Факторы, влияющие на величину прибыли 

     Факторы, влияющие на прибыль могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним факторам относят факторы, зависящие от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия, но которые могут оказывать существенной влияние на темпы роста прибыли.
     В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на производственные и  внепроизводственные. Внепроизводственные  факторы связаны в основном с  коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли – средства труда, предметы труда, сам труд. По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
     К экстенсивным относятся факторы, отражающие объем производственных ресурсов, их использования по времени, непроизводственное использование ресурсов.
     К интенсивным относят факторы отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому.

      В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции  и получением прибыли, эти факторы  находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

      Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более  высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные  факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

 
2.3. Факторы, влияющие на увеличение уровня рентабельности
     На  величину рентабельности, рассчитанную на балансовой прибыли, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств. Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора.
     Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства продукции, повышения  удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышения качества выпускаемой продукции. Прирост прибыли в результате увеличения объема производства продукции можно рассчитывать по следующей формуле:
П=(QПЛ - Qб ) / 100%
где Q пл и Qб - соответственно плановый и базовый  объем производства в оптовых  ценах предприятия;
     Ассортимент выпускаемой продукции оказывает  непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного  веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли:
Па =( (QПЛ а пл - Qб аб) ( Rб - Rср) ) / 100%
где апл, аб - плановый и базовый удельный вес изделий, рентабельность которых  превышает средний уровень предприятию;
Rб, Rср - повышенная и средняя рентабельность изделий в процентах.
     Если  в результате структурных сдвигов  увеличился удельный вес нескольких высокорентабельных изделий, то общий  прирост прибыли определяется как  сумма прироста прибыли по каждому  изделию:
Па = Па1 + Па2 + … + Паi
     Рентабельность  является показателем, характеризующим  использование основного капитала, поэтому на ее уровень большое  влияние оказывают стоимость  основного капитала и уровень  его использования. Уменьшение среднегодовой  стоимости основного капитала обеспечивает прирост рентабельности за счет повышения удельной прибыли, приходящейся на 1 руб. основного капитала и снижения амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции.
     При расчете рентабельности по чистой прибыли  дополнительные факторы, влияющие на рост уровня рентабельности, обусловлены снижением абсолютной величины налога.
     Чистая  рентабельность производства отражает чистую прибыль, приходящуюся на 1 руб. среднегодовой стоимости производственных фондов:
R ч = ПР ч / ПФср.г.
где ПФср.г. - среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е. сумма среднегодовой стоимости основных производственных фондов ОПФ ср.г. и нормируемых оборотных средств ОС.
     Стоимость производственных фондов в отчетном периоде рассчитывается по формуле:
ПФ отч = ОПФ отч + ОС отч
     Чистая  рентабельность в отчетном периоде  равна:
R ч.  отч. = ПР ч. отч. / ПФ отч 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
                         1. Трудовые ресурсы организации
      Понятие и показатели производительности труда
         Производительность  труда – это эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. В настоящее время различают несколько показателей эффективности затрат труда.
    Измерить  производительность труда можно  исходя из количества продукции, произведенной в единицу времени (выработка), или количества времени, затраченного на производство единицы продукции (трудоемкость).
    Для этого используются 2 показателя:
      выработка
      трудоемкость.
    Выработка – это показатель количества продукции, произведенного в единицу рабочего времени или приходящегося на одного среднесписочного работника. Представлена показателя годовой, дневной и часовой выработки.
    Трудоемкость  представляет собой показатель индивидуальной производительности труда, который характеризует затраты рабочего времени на производство единицы продукции. 

        Расчет показателей использования трудовых ресурсов
         Основными показателями эффективности  использования трудовых ресурсов  являются следующие показатели:
1)Среднегодовая выработка в стоимостном выражении, которую рассчитаем  по формуле:

ГВ=
 

 где ВП –  объём выпущенной продукции в  стоимостном выражении, тыс. руб.;
Чппп – численность  промышленно – производственного  персонала, чел. 

Среднедневная выработка, которую определим по формуле:

ДВ=
 

Где Д - число рабочих дней, дни. 

Среднечасовая выработка,  рассчитываем по формуле:
 

t – продолжительность рабочей смены, часы.
 
       Таблица 1.1 –  Показатели использования производительности  труда

Показатели  
Среднегодовая выработка, млн. руб.\ч-к 2,8
Среднедневная выработка, млн. руб\Чдни 0,007
Среднечасовая выработка, млн. руб\Ччас 0,001
 
2. Основные фонды  предприятия
2.1 Понятие и состав  основных фондов
    Основные  фонды представляют собой средства производства, которые многократно участвуют в процессе производства, постепенно переносят свою стоимость на готовую продукцию и при этом не меняют своей материально-вещественной формы.
    здания – производственные и непроизводственные корпуса, жилые здания,
    сооружения – гидротехнические сооружения, мосты, подвесные дороги,
    передаточные устройства – с их помощью передается энергия различных видов, жидкие и газообразные вещества (кабельные линии, газопроводы, электросети, трубопроводы),
    машины и оборудование:
    транспортные средства – железнодорожный подвижной состав, морской и речной флот, производственный и коммунальный транспорт,
    инструмент – бурильные и отбойные молотки, электродрели,
    производственный инвентарь и принадлежности – контейнеры, инвентарь гостиниц, верстаки, рабочие столы,
    хозяйственный инвентарь и принадлежности – шкафы, несгораемые ящики, ковры,
    рабочий и продуктивный скот – лошади и другой скот кроме оленей и волов,
    многолетние насаждения – вишня, слива, виноградники,
    прочие основные фонды – животные цирков, зоопарков, библиотечные фонды, музейные ценности.
 
    2.2 Расчёт показателей  использования основных  фондов
    При начислении амортизации, расчете показателей эффективности использования основных фондов, расчете показателей движения основных фондов используется среднегодовая стоимость основных фондов.
    Таблица 2.1 - среднегодовая стоимость основных фондов  в тысячах рублей

и т.д.................


Стоимость основных фондов на начало периода Стоимость вводимых основных фондов Стоимость выбывших основных фондов Стоимость основных фондов на конец периода Среднегодовая стоимость основных фондов
        940000 15000

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.