На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Налогообложение организаций финансового сектора экономики (на примере коммерческого банка)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Налогообложение организаций финансового сектора экономики (на примере коммерческого банка)

Содержание

     Введение
    Теоретические основы налогообложения организаций финансового сектора экономики
      Экономическая сущность и основные принципы налогообложения юридических лиц
      Нормативно-правовая база налогообложения юридических лиц
    1.3.    Специфика налогообложения организаций финансового сектора экономики
    Опыт налогообложения организаций финансового сектора экономики в России и в мире
      Мировой опыт налогообложения организаций финансового сектора
      Особенности налогообложения коммерческих банков в России
    2.3.    Проблемы и перспективы развития налогообложения банков в России
    Анализ практики налогообложения ОАО КБ «__________»
      Характеристика ОАО КБ «_______»
      Порядок налогообложения прибыли банка
      Анализ налоговой нагрузки банка
Заключение
Список литературы
 

Введение 

       Актуальность. Проблемы развития и совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.
       Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.
       Немаловажно регулирование, в том числе и налоговое, банковского рынка с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики. Взаимосвязь, существующая между функциональной способностью и стабильностью банковской системы и функциональной способностью и стабильностью общественной и политической систем, исторически многократно подтверждена. Более того, эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от ее кредитной системы, а значит, от банков. Особое место, которое отводится банковской системе как связующему звену экономики при проведении экономической политики государства, делает актуальным исследование вопросов налогообложения банков, взаимоотношений банков и налоговых органов, налогового механизма регулирования деятельности коммерческих банков.
       В настоящее время в банковской системе России продолжаются структурные преобразования, начавшиеся на рубеже 80-90 х годов и испытавшие новый импульс в результате финансового кризиса 1998 года.
       Одной из задач дальнейшего реформирования банковской системы является совершенствование системы налогообложения кредитных организаций. Для банков и других кредитных учреждений Российской Федерации взаимоотношения с налоговыми органами России являются одним из наиболее проблемных вопросов, требующих принятия оптимальных решений, причем как для налоговых органов, так и для учреждений кредитной системы РФ. При этом банки и иные кредитные организации испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на всех субъектов хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма.
      Разработанность проблемы. Несмотря на актуальность темы на сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них. Только, с конца 90-х годов начинает выходить в свет специализированный журнал «Налогообложение, учет и отчетность коммерческих банков», который стал более глубоко освещать проблемы налогового законодательства
      Целью настоящей работы является изучение особенностей налогообложения организаций финансового сектора экономики (на примере ОАО КБ «______»)
      Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие конкретные задачи:
      Определить экономическое содержание налогообложения организаций финансового сектора
      Проанализировать нормативно-правовую базу налогообложения банков в России
      Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт налогообложения организаций финансового сектора экономики
      Провести анализ практики налогообложения и дать рекомендации по оптимизации налогообложения  в ОАО КБ «_____»
       Объект исследования - налогообложение организаций финансового сектора экономики
       Предмет - система налогообложения коммерческих банков в современной России
       Структура работы включает в себя введение, три логически взаимосвязанные главы, заключение и список литературы.
       Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи работы.
       В первой главе даются теоретико-методологические основы налогообложения организаций финансового сектора экономики, определяется специфика налогообложения с подобных организаций, анализируется нормативно-правовая база налогообложения.
       Вторая глава посвящена анализу практики налогообложения коммерческих банков в России и в мире,  а также рассматриваются проблемы и перспективы развития налогообложения банков в России
       Третья глава - практическая. В ней дан анализ практики налогообложения ОАО КБ «________»,  рассчитаны основные виды налогов, определена налоговая нагрузка банка, даны рекомендации по ее оптимизации.
       В конце каждой главы и в заключении сделаны соответствующие выводы.
    1. Теоретические основы налогообложения организаций финансового сектора экономики 

      Экономическая сущность и основные принципы налогообложения юридических лиц
 
     Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
    работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
    хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
     За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
           Налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - физических и юридических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему Российской Федерации.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
    прибыль (доход);
    стоимость определенных товаров;
    добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
    имущество юридических и физических лиц;
    передача имущества (дарение, наследование);
    операции с ценными бумагами;
    отдельные виды деятельности;
    другие объекты, установленные законом.
          В блоке налогов с юридических лиц, представляющих собой прямые налоги, выделяется налог на прибыль предприятий и организаций, введенный Законом РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1.
          Налог на прибыль во всех странах имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, он является важным доходом бюджета. В консолидированном бюджете РФ, объединяющем бюджеты всех уровней власти, налог на прибыль обеспечивает свыше одной трети всех поступлений. Во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Изменяя обложение прибыли юридических лиц, государство способно с помощью ставок, порядка расчета налогооблагаемой базы, налоговых льгот и санкций оказать большое влияние на динамику производства: либо стимулировать его развитие, либо сдерживать. Рост прибыли производителей увеличивает, в свою очередь, поступление в бюджет страны налога на прибыль.
     Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории России.1
          Объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, которая включает:
    прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг);
    прибыль (убыток) от реализации основных фондов, включая землю, и другого имущества, которая определяется как разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, переоцененных на основании постановлений Правительства РФ с учетом индекса инфляции, исчисленного в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества. Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной передачи не уменьшает налогооблагаемую прибыль;
    доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы:
    доходов, полученных по ценным бумагам, которые принадлежат предприятию;
    доходов от долевого участия в деятельности других предприятий (кроме доходов, полученных за пределами РФ);
    доходов от игорного бизнеса, видеосалонов, проката видео- и аудикассет;
    прибыли от посреднических операций и сделок, если ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ.
     Несмотря на необходимость учета специфики каждой страны, любая налоговая система должна отвечать конкретным принципам.
     В условиях кардинального реформирования современной налоговой системы России и учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов налогообложения, через которые на практике осуществляется построение и структурное взаимодействие, реальное функционирование национальной налоговой системы.
     Кроме того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления. Именно от их содержания берут свои истоки многие базовые положения российских финансов вообще и налогообложения в частности. Поэтому их недооценка или недостаточная проработка на теоретическом уровне неизбежно вызовут проблемы во всей системе в целом.
     Основные принципы организации налогообложения российской налоговой системы закреплены преимущественно в Конституции РФ и первой части Налогового кодекса Российской Федерации, в котором учтены принципы налогообложения и сборов, обозначенные в постановлениях Конституционного Суда РФ, а также практика применения судебными и налоговыми органами действовавших с 1992 года налоговых законов. Представляется, что в настоящий момент налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы.
     Принцип единства налоговой системы. Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.2 Это положение развивает одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства3, означающий в том числе, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств.4
     Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Именно поэтому согласно Конституции России не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства страны, т.е. недопустимо как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое может позволить формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий.
     Принцип подвижности (эластичности). Данный принцип был сформулирован еще в конце XIX в. немецким экономистом В. Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов в налогообложении, по сравнению с частными. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
     Этот принцип характерен не только для российской налоговой системы, переживающей свое становление (с 1992 г. в Закон о налоге на добавленную стоимость было внесено 16 изменений и дополнений, в Закон о налоге на прибыль - 14, в Закон о налоге  на имущество - 8, в Закон об акцизах - 5), но и для устоявшихся и сформировавшихся налоговых систем (в 1992 г. в Германии в законодательство по подоходному налогу было сделано 125 поправок)5.
     Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов в налоговом законодательстве страны. В своем большинстве подвижность выступает в качестве контрмер государства против активных действий части налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов. Поскольку не все налоги обладают подвижностью, то налоговая система государства в обязательном порядке должна содержать в себе и такие налоги, которые при увеличении потребностей можно было бы увеличить. В то же время подвижность означает, в первую очередь, постепенное внутреннее развитие налоговой системы, но никак не ее качественное реформирование.
     Реализация данного принципа в российской налоговой системе имеет серьезные недостатки. По мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым иностранные инвесторы отказываются работать в России.
     Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. Налоговая реформа по общему правилу недопустима. Введение налоговой реформы должно проводиться только в исключительных случаях в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения, вносимые в налоговые законы, могут вступать в силу только с начала нового финансового года.
     Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно влечет к резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет, а для восстановления равновесия необходим ряд лет.
     Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию перераспределения налогов по плательщикам.
     Другим по значимости аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном  изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.
     Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.
     Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.
     Единое экономическое пространство России предопределяет политику российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данное положение является проявлением государственно-правовой идеи фискального федерализма, как основного способа распределения налоговых полномочий между федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления. Стержень идеи - распределение налоговых доходов между различными уровнями бюджета на научной оптимальной основе6.
     Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».
     Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими  лицами налогов и других обязательных платежей.
     На налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей. Им предоставлено право взыскивать с юридических лиц не уплаченные в срок налоги и другие обязательные платежи и начисленные за просрочку пени в бесспорном порядке. Финансовые санкции, предъявленные за нарушения налогового законодательства (например, за сокрытие прибыли от налогообложения), уплачиваются юридическими лицами добровольно либо только по решению судебных органов.
     Контроль за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных налогов и других обязательных платежей как в ходе проверок непосредственно у плательщиков, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т. п.).
     Контроль за предприятиями достигается посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику.
     Оперативно-бухгалтерский учет представляет собой стройную систему учета и отчетности. Он охватывает весь комплекс вопросов, связанных с начислением налогов, других платежей и финансовых санкций, их фактическим поступлением в бюджеты всех уровней, возвратом или зачетом переплат в счет уплаты очередных платежей, составлением установленной отчетности, аналитических записок и т. п.
     Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Министерством налогов и сборов РФ. Его ведут инспекции Министерства налогов и сборов РФ, у которых непосредственно состоят на учете в качестве налогоплательщиков юридические и физические лица. Вышестоящие налоговые органы ведут учет поступлений платежей в целом по регионам, стране по отчетности, поступающей от нижестоящих налоговых органов.
     Учет начисленных и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утверждаемой Министерством финансов РФ. Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. Она предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на определенный для него раздел, параграф, код, статью доходной части бюджетов.
     Классификация доходов и расходов не определяет виды бюджетов, в которые должны поступать те или иные налоги и другие обязательные платежи. Указания о порядке их зачисления в бюджеты содержатся в законодательных и других нормативных актах, регулирующих порядок исчисления и уплаты этих платежей.    
     Юридические лица при исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей руководствуются указанными выше законодательными и нормативными актами. В установленные сроки они представляют налоговым органам бухгалтерские отчеты и налоговые расчеты, в которых исчислены суммы платежей, подлежащие уплате в бюджет за определенный отчетный период.
     Налоговым органам представляются также справки о предполагаемых суммах прибыли и авансовых взносов по налогу на прибыль, подлежащих уплате в бюджет в определенные законодательством сроки.
     Налоговые органы проводят с юридическими лицами работу по обеспечению сдачи в банк платежных поручений накануне установленных сроков уплаты налогов и других обязательных платежей. В случаях сдачи платежных поручений после срока налоговые органы принимают меры по бесспорному взысканию причитающихся бюджету платежей с одновременным начислением плательщикам пени.
     Налоговые органы контроль за достоверностью отчетности и соблюдением налогового законодательства осуществляют в два этапа7: на стадии приемки от предприятий бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов (так называемая камеральная проверка) и путем проверки первичных бухгалтерских документов непосредственно на предприятии (документальная проверка).
 

      Нормативно-правовая база налогообложения юридических лиц
 
       До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.
       Начатое в конце 1990 года акционирование государственных специализированных банков и превращение их в коммерческие, завершенное в 1991 году, практически совпало со становлением российской налоговой системы.
       В 1991 году был принят действующий и в настоящее время Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы и не претерпевший (за редким исключением) кардинальных изменений. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.
       В 1992 - 1993 годах налогообложение результатов деятельности банков осуществлялось в соответствии с Законом РСФСР " О налогообложении доходов банков", который был введен в действие с 1 января 1992 году, и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 7 апреля 1992 г. № 7 "О порядке налогообложения доходов банков".
       Принятие данного закона свидетельствовало, во-первых, о том, что в России произошло становление двухуровневой банковской системы, на первом уровне которой находился Центральный банк РФ, а на втором - все остальные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на совершение соответствующих банковских операций. Действие закона распространялось только на второй уровень банковской системы.
       Во-вторых, принятием закона законодатель отделил банки и другие кредитные учреждения, с точки зрения налогообложения, от других субъектов предпринимательства.
       Налогообложение дохода (а не прибыли) объяснялось прежде всего тем, что данный закон носил явно временный характер и отражал период становления налоговой системы в целом. Как известно налогообложение прибыли является более гибким рычагом регулирования деятельности субъекта предпринимательства, так как прибыль представляет собой определенный результат его деятельности, и то время, как размер дохода может не учитывать произведенные затраты для прибыли.
       Налог на доходы банков платился в 1992-93 гг. по ставке 30 % от доходов банка (прибыль плюс зарплата работников банка). В период действия этого налога в банках получили широчайшее распространение разнообразные методы "неофициальной" выплаты зарплаты с выводом ее из-под налога: беспроцентные ссуды на длительный или неопределенный срок, вклады под 1000000 % годовых, льготная продажа валюты по курсу в 100000 раз ниже рыночного и тому подобные. Некоторые из этих методов в настоящее время фактически легализованы и облагаются только подоходным налогом с физического лица, а некоторые формально запрещены, но продолжают использоваться благодаря нечетким формулировкам законодательства. Такие методы сохраняют эффективность и в условиях налога на прибыль, в связи с высоким уровнем начислений на зарплату (Пенсионный фонд, соцстрах и т. п.).
     C 1 января 1994 года Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней был отменен действующий порядок налогообложения доходов банков, кредитных учреждений и страховых организаций. Установлено, что налогообложение этих организаций производится в порядке и на условиях, определенных Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Этот Указ с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента РФ № 2292 от 24 декабря 1993 года, применяется, начиная с результатов финансово-хозяйственной деятельности за первый квартал 1994 года предприятий, организаций, банков, кредитных учреждений и страховщиков.
     Таким образом, объектом обложения налогом становится валовая прибыль, при этом следует учитывать особенности определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли банков. Эти особенности были учтены в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490.
     Положением в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" устанавливаются особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, а также порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении банков и других кредитных учреждений в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
     Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Законе РФ "О налоге на прибыль с предприятий и организаций" и касающиеся порядка определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, толкуются Положением с учетом специфики деятельности банков.
     В Положении отдельным разделом выделены доходы и расходы, непосредственно относимые на финансовые результаты деятельности банка и расходы, не подлежащие отнесению к расходам, включаемых в себестоимость оказываемых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.
      Кроме того, при уплате налога на прибыль за 1998 год банки, как и другие предприятия, были освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными.
     Предоставление банкам такой льготы (в какой-то мере оправданной для предприятий-производителей) повлекло за собой дальнейшее повышение курса валюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагам способствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются от реального сектора экономики.
    Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.
         С 01 января 2002 года для банков действует новая редакция закона о налоге на прибыль, которая, практически полностью соответствует духу времени.
     Первое, и очевидно самое важное, что изменилось в этом налоге - это снижение ставки с 43% до 24%. Это является самым большим плюсом, который, произошел на протяжении реформ в налоговом законодательстве за последнее время, что позволило большинству кредитных, да и не только, учреждений улучшить свое положение.
    Для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы налогообложения юридических лиц, в частности финансового сектора можно дать следующие рекомендации8:
    Система налогообложения должна быть эффективной, не препятствовать налогоплательщикам принятию решений по эффективному использованию капиталовложений, однако НК РФ не предусматривает возможности уплаты налогов одним лицом, вместо другого на основании договорённости между ними.
    Налоговые законы должны быть сформулированы по возможности просто, а процедура взымания налогов относительно дешёвой, чем не отличается НК РФ. Затраты инспекции по взысканию с предприятия 500 рублей составляют 350 рублей.
    Несовершенство законодательства - не конституционность ст. 855 ГК РФ по упорядочению норм очерёдности списания денежных средств с банковских счетов сводит на нулевую эффективность работы инспекции по ст. НК РФ №46 «Взыскания налогов и сборов а также пени за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков в банках»,  ст. №76 «Приостановление операций по счетам налогоплательщика».
    Внести изменения в НК РФ и ст. 855 ГК РФ по очерёдности списания денежных средств с банковских счетов предприятий недоимщиков, предусмотрев в первую очередь платежей в бюджет при исполнении ст. 46, и ст. 76 НК РФ.
    Законодательно закрепить право самостоятельной проплаты дебиторов налоговых платежей за те предприятия, перед которыми имеют задолженность.        
 

1.3. Специфика налогообложения организаций финансового сектора экономики 

   Специфика банков как финансовых посредников, управляющих денежными потоками, требует при применении общего режима налогообложения конкретизации и уточнения целого ряда понятий.
       Общепризнанно, что режим налогообложения банков должен выполнять не столько фискальную функцию сколько поощрять перелив средств из финансового в реальный сектор экономики и не увеличивать цену кредита. Высокие банковские налоги влекут дороговизну кредита, что в свою очередь снижает рентабельность реального сектора и тем самым налоговые поступления. Изъятие лишних 100 млрд. налогов у банков мультиплицирует снижение налоговых поступлений от реального сектора на 300--400 млрд. Банки -- это финансовые посредники, налогообложение которых автоматически увеличивает налоговый пресс на предприятия и в итоге вытесняет их в бартерное и полулегальное поле.
       Создание целостного эффективно функционирующего механизма налогообложения банковского сектора - сложная и важная задача.
       В налогообложении банков очевидны четыре проблемы9:
    как максимально точно конкретизировать понятие «добавленная 
    стоимость» для кредитных институтов?

    как  выработать  универсальные  процедуры   налогообложения
       операций с ценными бумагами?
    как конкретизировать налогооблагаемые базы для уплаты налога 
    на доходы банков, в т. ч. как выработать механизмы изъятия из них 
    убытков, а также механизмы льготирования доходов от определенных 
    видов банковской деятельности с целью направления кредитных потоков 
    в приоритетные для государства отрасли? Влияние налогов на инвести 
    ционную активность банков, ее масштабы и направления соответственно 
    интересам государства очевидно.

    как урегулировать налоговые отношения центрального офиса и 
    его филиалов, в том числе зарубежных?

       В белорусских условиях высокой инфляции появляется и пятая проблема:
       5) взаимосвязь налогового бремени и инфляции. Опыт многих стран, 
в том числе и России, убедительно показал, что высокий налоговый пресс, 
искусственно увеличенный на инфляционный налог, не дает возможности 
стабилизировать национальную валюту, что в конечном итоге ведет страну к финансовому краху.

       Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить10:
    Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;
    Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;
    Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;
    Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;
    Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;
    Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;
    Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.
       Таким образом, банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д. 

 

    Опыт налогообложения организаций финансового сектора экономики в России и в мире
 
      Мировой опыт налогообложения организаций финансового сектора
 
       Для полноты раскрытия проблемы налогообложения банков, необходимо затронуть зарубежный опыт, это еще и актуально в связи с тем, что российская банковская система, делает попытки влиться в международные банковские ассоциации.
       Рассмотрим сложившуюся практику налогообложения банков в некоторых странах. Как правило, в странах запада система налогообложения банков связана с общей системой налогов на корпорации.
       Так, например, в Японии банки уплачивают следующие налоги11:
    корпоративный налог на прибыль (37,5%);
    местный налог на прибыль (12,6%);
    местный душевой налог (7,76%).
       С учетом некоторых вычетов ставка налога в среднем составляет около 50% и колеблется в диапазоне от 44 от 56%.
       В Италии система налогообложения банков несколько иная: с банков взимается налог на прибыль корпораций (36%) и местный налог (16,2%). Однако реальная ставка составляет около 48%, так при исчислении налога 75% местного налога вычитается из облагаемого дохода12.
       Во Франции банки (включая отделения иностранных банков) уплачивают налог с корпораций, равный 34% с нераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, выплаченной в виде дивидендов13. Налог на добавленную стоимость не взимается с основных видов банковских доходов (процентов, комиссий и т.д.), но он уплачивается (в размере 18,6%) с доходов операций по лизингу, торговли благородными металлами, трастовых операций и хранения ценностей в сейфах.
       В Великобритании банк уплачивает 33 - 35% от общего дохода с внутренних и внешних операций.
       В США ставка федерального налога на прибыль компании составляет 34% (в 1986 г. снижена с 46% до 34%)14. Реально банки уплачивают еще более низкую ставку. Это связано с тем, что в американской практике существуют некоторые вычеты доходов (по отдельным видам ценных бумаг) из налогооблагаемой базы.
       Так, еще в 1977 г. коммерческие банки США выплатили подоходные налоги на сумму более 2,8 млрд. долл. На банки распространяются обычные ставки налогообложения корпораций. На протяжении многих лет правила взимания налогов с разных финансовых посредников различались. Комиссия по финансовым институтам рекомендовала недавно унифицировать налогообложение всех финансовых учреждений, кроме кредитных союзов. С последних подоходный налог в настоящее время не взимается. Очевидно, комиссия считает, что указанная льгота не дает им такого решающего преимущества в конкуренции, которое пагубно отразилось бы на других финансовых учреждениях. При налогообложении деятельности банков, как и при налогообложении корпораций, в Соединенных Штатах в первую очередь обращается внимание на доход, а не на добавленную стоимость или другие производственные или потребительские налоги. В связи с тем, что налогообложение банков в США происходит аналогично налогообложению корпораций, целесообразно рассмотреть общую схему налогообложения корпораций, а затем выделить некоторые особенности, присущие федеральному налогообложению коммерческих банков и налогообложению национальных банков штатами.
       Общая схема налогообложения корпорации имеет следующий вид15:
    определяется доход;
    из суммы определенного дохода исключается не подлежащий налогообложению доход;
    производятся вычеты для исчисления облагаемого налогом чистого дохода, к которому применяются особые ставки налога.
       Обычные коммерческие исключения - расходы, произведенные для получения дохода:
    амортизация производственного оборудования;
    выплата процентов по кредитам;
    безнадежные долги;
    заработная плата и премии служащих.
       Следует отметить, что любые убытки, которые возникают в результате деятельности, но не были показаны ранее для снижения задолженности по налогам, могут быть учтены. Наряду с этим отдельные правовые нормы разрешают расширять применение исключений по таким конкретным статьям, как увеличение амортизации производственного оборудования;
    определяется сумма налога;
    из определенной суммы налога, перечисляемого Службе внутренних сборов, вычитаются суммы, определенные льготами.
       Существует достаточно большое число льгот, но самой важной для крупных коммерческих предприятий считается льгота по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом.
       Следует подчеркнуть, что недоплата налогов в американской практике наказуема. Поэтому расчет налогов на уровне коммерческого банка (либо корпорации), банковской холдинговой компании представляет собой важный вопрос для служащих, бухгалтеров и руководителей. Практика налогообложения банков, как и иных корпораций, в США основана на том, что если они имеют доход, то минимальный налог, существенно пересмотренный в 1986 г., все равно должен быть уплачен.
       Наряду с этим в США существуют нормы об объединении дохода взаимосвязанных корпораций, а также о налогообложении при слиянии и приобретении. Таким образом, американские банки обычно облагаются налогом по той же схеме, что и корпорации. Но поскольку деятельность коммерческих банков имеет определенные особенности, постольку в США существует несколько норм, имеющих отношение только к коммерческим операциям банков. К их числу следует отнести: резервы для возмещения ущерба, возникшего в связи с займами; исключаемый из налогообложения доход; операционные убытки; ограниченные исключения из правил определения рынка; отложенные доходы от деятельности в другой стране; льгота по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом; альтернативный минимальный налог.
       Мы видим, что ставки налогов на доходы банков в развитых капиталистических странах, очень даже велики, по сравнению с сегодняшней ставкой налога на прибыль. В целом можно говорить, что такая ситуация должна толкнуть банковский сектор к бурному развитию. Проблемы, правда, могут заключаться в промышленном секторе экономики, как главном потребители банковских услуг, однако снижение ставки произошло и для промышленных предприятий, что может толкнуть и их к развитию.
       Следует отметить, что нецелесообразно будет держать ставки налога на прибыль для банков постоянно на таком низком уровне. С оздоровлением банковской системы их следует поднять, исходя из зарубежного опыта, однако следует ввести некоторые налоговые льготы, в особенности для малых банков и только что созданных.
 

      Особенности налогообложения коммерческих банков в России
 
       Формирование действующей налоговой системы привело к тому, что коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на операции с ценными бумагами; налоги, зачисляемые в дорожные фонды; транспортный налог; ряд местных налогов, среди которых выделяются земельный налог, налог на рекламу. Помимо вышеперечисленных налогов, банки и иные кредитные учреждения являются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды. В Республике Татарстан учреждения кредитной системы уплачивают дополнительно некоторые местные налоги, среди которых выделяется налог на ликвидацию ветхого жилья. Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имущество банков.
       При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам16. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.
       Особенностью налогообложения налогом на добавленную стоимость по банкам и другим кредитным учреждениям является определение облагаемого оборота, определяемого по операциям, круг которых несколько отличается от облагаемых налогом операций по другим группам налогоплательщиков. У банков и иных кредитных учреждений налогом на добавленную стоимость облагается сравнительно небольшой объем банковских операций.
       Исчисление налогооблагаемой базы и уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к банкам и другим кредитным учреждениям, так и к органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в лице его конкретных территориальных органов. Банки и иные кредитные учреждения имеют определенные права и обязанности, как общие для всех налогоплательщиков в Российской Федерации, так и специальные, характерные лишь для данной группы субъектов хозяйствования. Это связано с особенностями места банков и иных кредитных учреждений в системе налоговых взаимоотношений и спецификой банковских операций. При этом главное место в системе ответственности банков и других кредитных учреждений за нарушение положений налогового законодательства принадлежит финансовым санкциям, предусмотренных главой 18 Налогового Кодекса РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".
       Банки и иные кредитные учреждения по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупных среди всех налогоплательщиков - юридических лиц17. Однако, кроме функционирования банка или иного кредитного учреждения в качестве налогоплательщика, данные организации выполняют не менее важные функции. Особенность учреждений российской кредитной системы состоит в том, что они участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, то есть они выступают в роли агентов фискального контроля.
 

      Проблемы и перспективы развития налогообложения банков в России
 
       В целом за последние годы налоговое бремя банков довольно резко упало, что не может отрицательно сказаться на их деятельности. Однако проблемы налогообложения во многом еще остались, и, в первую очередь, они связаны с трактовкой законодательства.
       Самой запутанной главой Налогового кодекса для банковской деятельности является 25 глава: «Налогообложение прибыли организаций».
       Итак, первой проблемой возникшей перед кредитными организациями - является введение налогового учета. Но так как бухгалтерский учет в этих организациях не был изменен, следовательно, налоговый учет вестись отдельно от бухгалтерского почти по всем видам доходов и большинству видов расходов18.
       Существует два пути решения этой проблемы:
    Разделить бухгалтерию на два отдела: бухгалтерского учета и налогового. Но на практике это означает не столько разделение, сколько создание нового подразделения. Понятно, что не в каждом банке могут позволить себе увеличение численности служащих, да и где взять специалистов широкого профиля, способных качественно и оперативно вести такого рода учет. Не следует забывать и о документообороте - потребуются дополнительные копии первичных документов.
    Это создание нового программного продукта, способного одновременно вести как бухгалтерский так и налоговый учет. И хотя этот метод более приемлемый и менее дорогой, чем первый, однако, сложность его заключается в переподготовке персонала для работы в такого рода программах.

       Итак, в первую очередь с введением налогового учета банки должны были волей-неволей потратится на создание такого вида учета.

       Теперь перейдем к более серьезным проблемам.
       Наиболее важный вопрос, который необходимо прояснить в гл. 25 НК РФ,-- это вопрос о классификации доходов от банковской деятельности19.
       В соответствии со ст. 248 НК РФ доходы налогоплательщика подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации) и на внереализационные доходы.
       Не может не обратить на себя внимание тот факт, что ст. 250 НК РФ относит к внереализационным доходам доходы от операций купли-продажи иностранной валюты и доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
       Если учитывать, что основная деятельность кредитной организации должна быть направлена на получение процентов от размещения ранее привлеченных средств, то вполне возможна ситуация, когда доля внереализационных доходов будет значительно выше, чем доходы от реализации. Особенно если к внереализационным доходам еще добавятся доходы от купли-продажи иностранной валюты.
       Статья 290 НК РФ к доходам от банковской деятельности относит проценты, полученные от размещения денежных средств, а также доходы от покупки (продажи) иностранной валюты. При этом не сказано, что доходы, перечисленные в ст. 290, относятся к доходам от реализации. Наоборот, если руководствоваться формулировкой п. 1 ст. 290 НК РФ, то можно сделать вывод о том, что доходы от банковской деятельности могут носить как реализационный, так и внереализационный характер. Поскольку ст. 290 НК РФ отдельные доходы от банковской деятельности не классифицированы, то есть прямо не определено, к какому виду доходов они относятся, то такая классификация должна следовать из содержания других статьей НК РФ.
       Как уже упоминалось, ст. 250 НК РФ (п. 2 и 6) доходы от купли-продажи и процентные доходы отнесены к внереализационным доходам. Упоминание об отдельных особенностях определения данного вида доходов, которые устанавливаются ст. 290 НК РФ, не меняет этой классификации, поскольку под особенностями следует понимать только отличия, содержащиеся в ст. 290 НК РФ, и не более того. Такие отличия существуют и заключаются они в том, что для всех налогоплательщиков курс ЦБ РФ принимается на дату совершения сделки (абзац второй подп. 2 ст. 250 НК РФ), для банков -- курс Банка России принимается на дату расчетов по сделке (абзац второй подп. 4 п. 1 ст. 290 НК РФ).
       Пункт 3 ст. 249 НК РФ говорит о том, что особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливается положениями настоящей главы. Поскольку для банков существует ст. 290 НК РФ, то не значит ли это, что все доходы» перечисленные этой статьей, должны считаться доходами от реализации?20
       Но самым существенным является правило, содержащееся в третьем абзаце ст. 328 «Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов, полученных (уплаченных) по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам» НК РФ: «В порядке, установленном настоящей статьей, учитываются доходы (расходы) в виде процентов, подлежащих получению (выплате) по долговым обязательствам любого вида организациями, для которых операции с такими долговыми обязательствами признаются операциями реализации в соответствии с уставной деятельностью».
       Однако позиция, согласно которой процентные доходы и доходы от купли-продажи иностранной валюты должны будут относиться к доходам от реализации, также имеет свои слабые места. Возникает вопрос, почему в ст. 250 прямо об этом не сказано? Почему упоминается только об особенностях определения таких доходов, а не говорится, что доходы кредитных организаций в виде процентов и от купли-продажи валюты к внереализационным доходам не относятся? И, наконец, почему ст. 290 НК РФ ничего не говорит о доходах от банковской деятельности как о доходах от реализации? Ответа на эти вопросы пока нет.
       Очевидно, что существуют противоречия между отдельными статьями Кодекса по этому вопросу, и дать однозначный ответ не представляется возможным. А между тем вопрос этот важный.
       Согласно ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Поэтому если банк ведет в основном кредитно-депозитную деятельность, то вполне возможна ситуация, что доходы от реализации у него окажутся в тех пределах, которые позволят пользоваться кассовым методом определения доходов, а не методом начислений.
       Следующим существенный вопрос, который возник - это о методе начислений.
       Наиболее существенным для банков является п. 6 ст. 271 НК РФ. В его первом абзаце указано: «По кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного  отчетного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное распределение дохода (либо предусматривающим неравномерное получение дохода), в целях настоящей главы доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежеквартально. При этом доход определяется налогоплательщиком самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора дохода, приходящегося на соответствующий квартал».
       Аналогичный порядок установлен для расходов согласно п. 8 ст. 272 НК РФ: «По кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное распределение расходов (либо предусматривающим неравномерное осуществление расходов), в целях настоящей главы расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов ежемесячно. При этом расход определяется налогоплательщиком самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора расхода, приходящегося на соответствующий месяц».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.