На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нравственные качества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы формирование нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в игровой деятельности……………….………………..7
      Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..7
      Роль игры в развитии нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..11
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………17
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..17
2.2 Условия эффективного формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…………24
Заключение……………………………………………………………………….42
Список  использованных источников…………………………...........................44
Приложения………………………………………………………………….......47 

 


Введение 
 

     В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество,- не в спаде экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня моральные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость. Поэтому актуальность проблемы, связанной с нравственным воспитанием подрастающего поколения в современном обществе, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубины обсуждалась проблема формирования нравственных качеств личности, поскольку они занимают особое место среди многих личностных свойств. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т.е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей. Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена еще и тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре. Если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное и эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот. Дошкольный возраст период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития. Поэтому воспитание нравственных качеств ребенка является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка.
     Государственная важность и социально-культурная значимость проблемы формирования нравственных качеств  у детей старшего дошкольного возраста вызвали большую активность ученых и практиков в разработке ряда аспектов этого вопроса. Существенный вклад в решение данной проблемы внесли Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Година Г. Н., Жуковская Р. И., Загик Л. В., Запорожец А.В., Козлова С. А., Комарова Т. С., Маркова Т. А., Свадковский И. Ф., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д. и др. В них раскрыты общие закономерности, задачи, содержание, методы и средства нравственного воспитания.
     Ученые  и практики выделяют несколько путей  формирования нравственных качеств  личности, среди которых можно  назвать игру. В связи со сказанным  стоит отметить, что в практике дошкольного образования складывается классическая ситуация, которой присущ ряд противоречий, в том числе  между: требованиями общества к современной  личности и общей неудовлетворенностью результатами нравственного воспитания; преимущественно коллективными  формами воспитательной работы с  детьми в образовательных учреждениях  и индивидуальными особенностями  нравственного поведения ребенка; между необходимостью формирования нравственных качеств личности дошкольника  и отсутствием научно обоснованных рекомендаций для воспитателей по её осуществлению. С учетом этого мы сформулировали проблему исследования следующим образом, при каких педагогических условиях возможны эффективные пути воспитания у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.
     Решение данной проблемы составляет цель курсовой работы: систематизация педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
     Объектом является нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
     Предметом исследования – процесс формирования нравственных качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
     В ходе работы выдвинута гипотеза: игровая деятельность будет одним из эффективных средств воспитания нравственных качеств дошкольников при соблюдении следующих условий:
     - создание атмосферы положительного  эмоционального насыщения в процессе  игровой деятельности;
     - сформированности положительных  взаимоотношений между детьми;
     - учет индивидуальных возрастных  особенностей каждого ребенка.
     В исследовании решались следующие  задачи:
    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
    Систематизировать педагогические условия, методы работы и приемы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств;
    Выявить с помощью экспериментальных исследований значимости игровой деятельности для воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
     Методологической  основой являются: исследования в области развития психики в игровой деятельности, отраженной в работах А. Н.Леонтьева, Л. С.Выгодского, В. А.Сухомлинского, Д. С. Буре, В. И. Тютюнника, а так же  психологические в трудах Л. А. Антониди и Б. Г. Ананьева; психологические основы игровой деятельности в работах Т. Б. Эльконина.
     В нашем исследовании были использованы следующие методы как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, беседа с родителями и детьми и др.
       Работа  состоит из введения двух глав, списка использованных источников и приложения.
    Теоретические основы воспитания нравственных качеств в старшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности
 
   
      Проблема  воспитания нравственных качеств в психолого-педагогической литературе
 
     Мораль  в прямом значении этого слова  понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого  слова используется понятие этика, означающее привычку, обыкновение обычай. В другом значении «этика» употребляется  как философская наука, изучающая  мораль. В зависимости от того, как  освоена и принята человеческая мораль, в какой мере он соотносит  свои убеждения и поведение с  действующими моральными нормами и  принципами, можно судить о его  уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая  такие  качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Поведение оценивается  по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций, и люди не могли  бы прийти к единому мнению –  хорошо или плохо поступает человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющийся на множество  одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма – это  правило, требование, определяющее, как  человек должен поступать в той  или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка  к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или  предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, с коллективом, с людьми.
     Дети  не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением  нравственных понятий. Мы чаще задумываемся на том, что не знаем возможностей детей. Например, одни в ситуации, когда необходимо как-то отреагировать на успех другого ребенка, говорят: «Я знаю, что это зависть и что завидовать не хорошо, но я хотел бы, что бы и меня похвалили». Другие, обсуждая вопрос о том можно ли осуждать близких, замечают: «Осуждать нельзя. Но сказать о том, что друг поступил неправильно, надо. Сказать, по-доброму, от чистого сердца, с добрыми чувствами». Как глубоко, оказывается, дети понимают тончайшие оттенки нравственных понятий, мотивируют ими свои поступки [19, c 3].
     Конечно, не всегда приходиться слышать такие  рассуждения от дошкольников и видеть соответствующие поступки. Известно, что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав  образец нравственного поведения  в одной ситуации, в другой поступает  противоположным образом. Тем не менее, потенциальные возможности  детей, позволяющие им понять и принять  нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать. Это и  послужило основой для создания программы духовно-нравственного  воспитания, которая апробируется в  МАДОУ №89 г. Саранска.
     Почему  духовно-нравственное воспитание? Мы полагаем, что этот термин имеет право на существование: он подчеркивает взаимосвязь  нравственного и духовного воспитания как части и целого, так как  человек, следуя нравственным нормам в  постоянно изменяющихся и порой  противоречивых ситуациях, должен иметь  определенные непреложные ориентиры  – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Кроме  того, термин «духовно-нравственное воспитание»  определяет связь духовной культуры общества и процесса воспитания, ибо  с категорией духовности соотносится  потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Стремление показать ребенку, что наряду с внешним  окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека – мир  желаний, переживаний, чувств.
     Основной  целью нравственного воспитания является стремление реализовать те задачи воспитания, которые содействуют, прежде всего, духовному развитию ребенка, а именно:
     - формирование желания поступать  в соответствии с нравственными  ценностями и правилами (желание  жить по совести);
     - развитие способности понимать  другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
     - воспитание стремления к любви,  добру, терпимости, мужеству в  различных жизненных ситуациях;
     - воспитание чувства собственного  достоинства, уверенности в своих возможностях [29, с 16].
     Эти задачи решаются поэтапно и конкретизируются для каждой возрастной группы. Известно, что нет «взрослых» и «детских»  нравственных норм и понятий. Все  нравственные категории усваиваются  детьми, хотя уровень усвоения, конечно  же, зависит от возраста. Это позволило  нам с уверенностью включить в  программу духовно-нравственного  воспитания дошкольников такие понятия, как «совесть», «осуждение», «зависть», «милосердие», «дружба и верность», «предательство», «прощение» и др. определяя  содержание каждой темы, мы стремились выделить доступные дошкольнику  и в то же время требующие дополнительной внутренней духовной работы вопросы.
     В основу работы с детьми была положена идея В. А. Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности  ребенка дошкольного возраста». Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
 


      Роль  игры в развитии нравственных качеств у детей  старшего дошкольного  возраста
 
     Огромная  роль в развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых  качеств, в игре реализуется потребность  воздействия на мир. Советский педагог Сухомлинский В. А подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
     Основная  проблема, которую мы рассматриваем, связана с нравственным воспитанием  дошкольников (воспитанием патриотизма, коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношений к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
     В игре ребенок развивается как  личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной  и трудовой деятельности, его отношения  с людьми.
     Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция  действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением  является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает  существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных  замыслов, развитие событийного содержания и достижения общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта [11, с 21].
     Крупская Н. К, Макаренко А. С, отмечая воспитательное значение игры, неустанно ратовали за её всемерное применение в практической педагогике.
     В советской педагогике фундамент  теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей  заложили исследования таких ученых, как Флёрина Е. А., Тихеева Е. И., Аркин Е. А. (20-30-е гг.); позднее игре были посвящены работы Лехтман-Абрамович Р. Я., Фрадкиной Ф. И., Аксариной Н. М., Усовой А. П., Менджерицкой Д. В., Жуковской Р. И., Марковой Г. А. и др.
     Одно  из основных положений педагогической теории детской игры заключается  в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое  понимание природы игры и закономерностей  её развития нашло отражение в  исследованиях психологов Выгодского Л. С., Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б., Запорожца А. В. и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.
     Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает, активны характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.
     Анализ  воспитательной работы в детских  садах показывает, что в ряде случаев  дети играют мало и примитивно, уровень  отображения действительности в  игре не всегда соответствуют их возрастным возможностям. Это отставание связано  с разными причинами, но недостатки руководства игрой и слабая связь  игры с жизненным опытом детей  имеют один и тот, же результат: дети не умеют играть. Попытки помочь им путем разучивания с ними ролевых действий, придумывание сюжетов не решают главного: остается не сформированной сама игровая деятельность, и, разумеется, не появляется желание играть. Следовательно, у ребят нет и опыта, который воплощался бы в игровых действиях. В таких случаях игровые действия проводятся механически, бесцельно. Без учета условий, в которых задана эта цель. Плохо играющие дошкольники. Ждущие от взрослого подсказки каждого очередного действия, - это, как правило, те дети, у которых не сформирована психологическая деятельностная основа игры (видимость игры можно создать, научив ребенка игровым умениям, органически не связанными с необходимыми мотивами), либо те дети, которые в обстановке менторского руководства теряют инициативу.
     Было  бы большой ошибкой считать, что  полноценная в воспитательном отношении  игра может развиваться без влияния  среды и определенного руководства  со стороны взрослых. Но последнее  лишь тогда достигает цели, когда  учтены факторы, формирующие собственно игровую деятельность, а также  внутренние закономерности развития игры как деятельности попытки управлять  ею могут разрушить её естественные механизмы. Взрослому не менее важно  знать и сам процесс протекания игровой деятельности.
     Задачи  всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при  условии сформированности психологической  основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и  дошкольного детства. Это обусловлено  тем, что с развитием игры связаны  существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего, в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности [30, с 15].
     В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей в дошкольных учреждениях и в семье. Неоднократно отмечались однообразие и стереотипность игр, отсутствие каких либо существенных отличий поведения в игре детей различных возрастных групп, из неумения играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества. Тревогу вызывает и тот факт, что зачастую педагоги, не осознавая воспитательной, развивающей ценностей игры, подменяют ее другими видами деятельности, переводят игру в форму игровых приемов обучения не столько на занятиях (что вполне оправдано), но и вне занятий. Своеобразная ситуация возникает в детском саду и в тех случаях, когда педагоги, руководствующихся  самыми лучшими намерениями и полагая, что они учат детей играть, начинают расчленять игру на составные элементы и акцентировать внимание своих  воспитанников на каждом из них. И тогда игра превращается в искусственную, клочковатую деятельность. Не будучи сцементирована ни смыслом, ни чувством, она легко распадается.
     Кроме того, хорошая игра – действенное  средство коррекции нарушений в  эмоциональной сфере детей, воспитывающихся  в неблагоприятных семьях.
     Как показывает опыт, часто родители плохо  представляют себе воспитательную ценность игры и её возрастные особенности, а  отсюда и их равнодушие, ограничивающее педагогическое влияние на игры лишь покупкой детям игрушек. Поэтому  именно воспитателям детского сада надлежит правильно организовать игры, которые  не только были бы интересны, но и приносили  бы максимальную пользу всестороннему  развитию и воспитанию дошкольников.
     Игра  динамична тем, где руководство  направлено на поэтапное формирование, с учетом тех факторов, которые  обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться  на личный опыт ребенка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают  особую эмоциональную окраску. В  противном случае обучение в игре становиться механическим. Чтобы  добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить её формированием, а именно: целенаправленно обогащать практический и игровой опыт ребенка, постепенно переводя его в условный план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольников к творческому отображению действительности. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляются содержание обучающихся игр и условия предметно – игровой среды. Смещается акцент активизирующего общение взрослого с детьми: оно становиться деловым, направленным на достижение совместных целей. Итак, сформированость игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников. Однако одним видом игры нельзя обеспечить решения всех задач всестороннего воспитания детей в игре это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.) [27, с 34].
     Как известно, любая деятельность определяется по мотивам, т.е. тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней  самой. Это означает, что ребенок  играет потому, что ему хочется  играть, а не ради получения какого-то конкретного результата, что типично  для бытовой, трудовой и любой  другой продуктивной деятельности.
     Игра, с одной  стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано c тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питает продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.
 


      Опытно - экспериментальная работа по формированию нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
 
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста 

     Наше  исследование проводилось в Саранском детском саду №89. В нем приняли участие двадцать детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.
     Работа  проходила в четыре этапа, каждый из них имел определенную задачу. Испытуемые участвовали в четырех предложенных ситуациях (с нравственным содержанием) по разным планам реализации. В ходе эксперимента фиксировались эмоциональные  переживания ребенка в начале деятельности, походу ее осуществления  в соответствии с условиями и  после завершения, что является показателями того, ради чего ребенок выполняет (не выполняет) нравственную норму.
    1 этап Ситуация  рассказа.
     Задача: выяснить, понимают ли дети необходимость соблюдения нравственной нормы «надо помогать друг другу». Для реализаций поставленной задачи детей по одному приглашали в комнату, где им рассказывалась история, содержащая мысль о том, что надо помогать другим. После прочтения рассказа ребенку предлагалось пересказать его, уточнялись детали, затем просили оценить поступки героев и сказать, а как бы ты поступил в этом случае.
     1. плохо или хорошо поступил  мальчик Игорь (который не помог)? Почему?
     2. плохо или хорошо поступил мальчик Миша (который помог)? Почему?
     3. А как бы ты поступил?
     В этом случае фиксировались ответы ребенка, их содержание и степень ревности (см. приложение А).
    2 этап Реальная жизненная ситуация.
     Задача: установить, руководствуется ли ребенок нравственной нормой «надо относиться хорошо к другим и помогать» в своем поведении в реальной жизни.
     Основным  требованиям построению к данной ситуации, было сохранение их естественному  для детей, включенность в обычную  жизнь.
     План  реальной жизненной ситуации экспериментально строится следующим образом после занятий рисований детям предлагали вымыть кисточки, причем у одного ребенка их было больше, чем у других. Нас интересовало, будут ли дети, закончив рисовать, помогать мыть кисточки своему товарищу (см. приложение А)
    3 этап Взаимоотношения сверстников - дошкольников в процессе сюжетно - ролевой игры.
    Задача: установить подчиняют ли дети свое поведение нравственным нормам «надо помогать другим» во взаимоотношениях по поводу сюжетно-ролевой игры.
    В данном эксперименте детям предлагалось поиграть в космонавтов, но прежде чем  начать игру, т.е. отправиться в полет, каждый ребенок должен был построить  себе ракету. Нас интересовало, будут  или нет испытуемые помогать сверстникам (см. приложение А)
    4 этап Сюжетно - ролевые отношения.
     Задача: выявить, выполняют ли дети нравственную норму в сюжетно - ролевых отношениях.
     Для реализации поставленной задачи организовывались сюжетно-ролевые игры: с девочками - « В дочки - матери», с мальчиками - «водители». При этом в игру вводились  определенные условия: две девочки - «мамы» пойдут в «магазин» лишь после того, как постирают белье. Причем у одной мамы белья в два раза больше. Соответственно и у мальчиков: два «водителя» отправляются в рейс только после того, как обе машины будут загружены материалом, причем у одного значительно больше этого груза.
     Нас интересовало поведение основного  испытуемого в этой ситуации (см. приложение А). Чтобы нейтрализовать фактор эмоционального отношения в  исследовании в качестве напарников испытуемых подбирались дети, к которым  испытуемые относились безразлично. Этот факт устанавливался в предварительном  исследовании, проведенном по вербальному  варианту социометрической методике.
     Вербальный  вариант проводился с каждым ребенком индивидуально и точно. Ребенку  задавались следующие вопросы:
    Как тебя зовут?
    Во что ты любишь играть?
    С кем ты любишь играть?
    С кем ты не любишь играть?
    Результаты  и анализ результатов исследования.
    1. Поведение детей в ситуации рассказа.
    После того, как ребенку была рассказана история, мы проверяли, хорошо ли он понял  ее смысл. Оказалось все 20 детей правильно  передали содержание рассказа. Отвечая  на вопрос, плохо или хорошо поступили  герои, все дети оценивали поведение  мальчика, который не помог как  плохое. Все 20 детей оценивали поведение  мальчика, который помог, как хорошее. На вопрос как бы ты поступил сам  в этой ситуации 19 детей ответили, что помогли бы сами, одна девочка (Юля И.) сказала, что не знает. Это может быть связано с тем, что она не смогла поставить себя на места героя. Поскольку Юля И. уверенно отвечала на два первых вопроса верно, квалифицируя поступки героев как хорошие или плохие.
    2. Поведение детей в реальной жизненной ситуации.
     Семеро  из обследованных детей выполняют  «нравственную норму», причем только пять из них делают это охотно, с  удовольствием. До выполнения нормы они доброжелательны к напарнику. Два ребенка выполняют норму проявляя неудовольствие, причем до начала выполнения нормы они демонстрировали безразличное отношение к напарнику. После того, как они помогли ему, безразличное отношение сменяется доброжелательным, завязывается беседа.
     Тринадцать  детей не выполняют норму, до и  после этого проявляют безразличие  и равнодушие по отношению к напарнику. Во время не выполнения нормы дети держатся спокойно, уверенно, проявляя безразличие. Лишь у одного ребенка (Всеволод Б.) просьба вызывает раздражение.
     Таким образом, в реальной ситуации у большинства  детей поведение не регулируется нравственной нормой «надо помогать другим».
    3. Поведение детей в отношениях, возникающих по поводу игры.
     12 детей из 20 помогают напарнику,  причем 6 из 12 детей делают это  охотно, по собственному желанию,  демонстрируя при этом спокойное  доброжелательное отношение к  напарнику, активный интерес к  его деятельности. После выполнения  нормы отношение к напарнику  становится радостно - оживленным, эмоционально  насыщенным.
     Другая  часть детей (6) помогают напарнику  по просьбе. Причем чаще всего это  у них вызывает неуверенность, напряженность, растерянность. После выполнения нормы  отношения с напарником становятся доброжелательными, только одного ребенка (Саша Б.) просьба вызывает раздражение  и после выполнения нормы отношение  к напарнику становится равнодушным. Заметим, что до того как он помог  напарнику, отношение было спокойно - доброжелательным. Во время выполнения нормы Саша. Б. обвиняла напарника в медлительности и винила его в том, что они последними начнут играть.
     8 из 20 не выполняют нравственную  норму «надо помогать другим».  При этом просьба вызывает у них раздражение, возмущение, неудовольствие. 3 из 8 детей мотивируют свой отказ. Как правило, оправдывались тем, что им нужно проверить все ли на месте в их ракете. Перед просьбой дети относятся к напарнику дружелюбно, наблюдают за их работой, беседуют с ним. После того, как дети отказались помочь напарнику, отношения становятся к нему равнодушным. Один ребёнок (Юля П.) отказалась от дальнейшей игры.
     Итак, большинство детей выполняют  нравственную норму ситуации по поводу игры. Но детей, которые помогли немного  больше, детей, которые отказались помочь.
    4. Поведение детей  в сюжетно - ролевых  отношениях.
     12 из 20 детей в сюжетно-ролевой игре  подчиняют своё поведение нравственной  норме. Лишь один ребёнок (Лиза  С.) не выполняет нравственной  нормы. В течение всей игры  отношение к напарникам дружелюбное,  отличается активностью и оживленностью.
     Поведение детей во всех четырёх ситуациях  сопоставлялось и сравнивалось.
     В ходе первого и четвёртого экспериментов  получились почти одинаковые результаты: дети выделяют нравственные стороны  взаимоотношении, возникающих между  другими людьми и имеют правильные нравственные представления.
     Вторая  и третья ситуации принципиально  сходны: в них находит отражение действительный уровень сформированности у ребёнка нравственной нормы. Дети решают задачи, действуя от своего имени. В ходе этих экспериментов выявлен недостаточный уровень сформированности нравственных мотивов поведения. Если в четвёртом эксперименте для детей не составила трудности выполнить нравственную норму, поскольку они действуют с взятой на себя ролью «игровые отношения», то второй и третий эксперименты выявили, что нравственное поведение детей в реальности недостаточно развито. Это и может стать источником проблем в реальных отношениях в игровой деятельности. Следовательно, в данной группе имеется опасность менее успешного протекания процесса социализации.
     Констатирующий  эксперимент позволил выявить не соответствие между - нравственными представлениями детей их реальным поведением, что связано недостаточной степенью сформированности у старших дошкольников альтруистических мотивов и умений выделять нравственную сторону своих взаимоотношений с окружающими.
     Полученные в констатирующем эксперименте данные позволили установить наличный уровень усвоения нравственной нормы у каждого ребёнка. Это было достигнуто путём сравнения поведения детей во всех ситуациях. Каждая ситуация позволила вскрыть различные аспекты выполнения нравственной нормы «надо помогать другим».
     Особое  внимание привлекло сравнение поведения  детей в сюжетно-ролевых отношениях (4) и ситуация рассказа (1) с поведением детей в реальной ситуации (2) и  ситуации по поводу игры (3).
     Проведенный анализ и эксперимент показал  нам, что в ситуации рассказа - квалифицируют поступки верно 20 детей. В сюжетно – ролевых отношениях выполняют альтруистическую норму 12 детей, не выполняет один ребёнок. В ситуации по поводу игры выполняют норму 12 детей, не выполняют 8 детей, в реально ситуации выполняют нормы 7, не выполняют 13 детей.
     Исходя  из анализа особенностей поведения  детей в различных ситуациях, следует отметить, что из большинства детей, выполнивших норму, отмечалось доброжелательное отношение к партнёру и искреннее желание ему помочь в отличие от другой части детей, которые выполняли норму, испытывая недовольство, возмущение в некоторых случаях раздражение. То есть эти дети выполняли норму не вследствие сформированности в них нравственных мотивов поведения, а скорее всего ради избежание наказания или получения одобрения.
     Таким образом, было выявлено, что 4 из 20 обследованных  детей имеют уровень высокий  уровень сформированности нравственного  поведения, 9-средний и 7-низкий.
2.2 Условия эффективного формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 

     При проведении данного этапа опытно-экспериментальной  работы была поставлена цель: разработать  условия формирования нравственных качеств у старших дошкольников в игровой деятельности.
     Для реализации поставленной цели нами в  данном параграфе представлены игры, развивающие и формирующие нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются игры, которые строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка.
     Игры  предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка  в группе.
     Важное  значение для эмоциональной включенности ребенка в роль имеет образный текст; он же является и словесным  сигналом к новым движениям. Активность воображения помогает осознанию игровой ситуации и облегчает выполнение игровых правил. В заключительных играх («Лиса и гуси», «Салочки-выручалочки») дети учатся помогать друг другу (иногда рискуя быть пойманными). Это требует особой сознательности и определенных усилий. Опорой здесь является то удовольствие, которое ребенок получает от своего доброго поступка.
     Наблюдая  за действиями других, дети учатся оценивать  их правильность, видеть ошибки и неточности своих товарищей. На этой основе возникает умение оценивать и свои действия, т. е. элементы самоконтроля.
     Особенность всех предлагаемых игр состоит в  том, что в них «центром притяжения»  является взрослый. Он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и  служит для них своеобразным образцом выполнения игровых действий. Все игровые действия и движения производятся в подражание взрослому и друг другу. Взрослый как бы заражает детей своей увлеченностью. Чтобы игра была активно принята детьми и принесла им не только радость, но и пользу, нужно ее умело донести.
     Для этого необходимы понимание психологических  особенностей игры и предварительная  подготовка к ее проведению (составление  четкого плана, мысленное проигрывание и, конечно же, знание текстов). Очень  важно во время игры держаться  свободно, артистично, «заражать» детей  весельем. Важно также понимать воспитательное значение каждой игры.
     Помимо  общего веселья и активности каждая игра несет в себе организующие и  дисциплинирующие моменты, которые  зафиксированы в правилах, устанавливающих  что нужно, а чего нельзя делать в  данной игре. Конечно, начинать игру с  малышами с объяснения правил нельзя. Но в процессе игры важно тактично и ненавязчиво доносить эти правила  до детей, чтобы их действия становились  все более произвольными и  осознанными.
     Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все  они сразу включатся в игру. Можно начинать и с небольшой  группой желающих, которые быстрее  откликнутся на приглашение воспитателя. Для тех детей, кто сразу не решается принять участие в игре, наблюдение за другими станет интересным и полезным зрелищем. Постепенно они сами незаметно втянутся в игру.
    Раздувайся, пузырь
    Это одна из первых хороводных игр. В ней  продолжается знакомство и сближение  детей друг с другом и с воспитателем. В этой игре можно ввести новый  элемент - традиционный для хоровода ритуал приглашения. В процессе приглашения  каждый участник последовательно выполняет  две роли - вначале его приглашают, а затем он приглашает. При этом он сам чувствует приветливое  внимание других детей и сам его  оказывает своим партнерам.
    В этой игре дети приобретают новый  для них двигательный опыт. С одной  стороны это типичное для хоровода построение в круг, с другой –  выполнение ритмизированных движений, подчиненных образному слову. Как  и в предыдущих играх, все игровые  действия производятся вместе и всеми  детьми по подражанию воспитателю и  друг другу. Но эта игра требует большей  согласованности движений (дети должны приноровиться друг к другу в  ритме и темпе движения) большего внимания и снисходительного терпения к соседям по хороводу. В то же время игра сохраняет характер забавы и приносит удовольствие.
    Описание игры
    Игра  начинается с того, что воспитатель  предлагает всем детям сесть на стульчики  расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все  слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково  повторяет его: «Машенька, пойдем играть»  берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая  его имя, затем предлагает и ему  присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание скорее включиться в игру, а скованных, заторможенных детей приглашать последними ? наблюдая, как охотно все соглашаются играть, они постепенно заражаются желанием включиться в игру. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит на этом настаивать.
    После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка, воспитатель дает руку ребенку, стоящему последним, и  замыкает круг. «Посмотрите, как нас  много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся  большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
     К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т. е. опять раздувать пузырь.
     Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...». Дети разбегаются в разные стороны. Правила игры
     1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.
     2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются,  и все бегут к центру.
     3. Давать руку любому, кто оказался  рядом.
     При проведении этой игры очень важно  следить за движениями детей, придерживаясь  неторопливого и оптимального для  них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Эта хорошее упражнение для развития звукопроизношения. В этой игре воспитатели  часто сталкиваются с конфликтными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку соседу, перебегают с одного места на другое и т.д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что всем хочется стоять рядом с воспитателем. Напоминая детям третье правило, которое необходимо для дружной игры, не следует задерживаться на этих конфликтах. Лучше быстро и тактично разрешать споры.
    Карусели
     Ценности  игры и ее воспитательное значение
     Эта игра с давних пор пользуется большой  популярностью у всех дошкольников, чему способствует не только то, что содержание игры заменяет детям катание на карусели, но и своеобразие игровой ситуации. В игре удачно сочетаются такие важные элементы, как движение, образное слово и способ взаимодействия между участниками. Двигаясь одновременно и одинаково, в темпе, который задается текстом, дети все вместе создают и поддерживают образ карусели, движение которой то ускоряется, то замедляется. Общее переживание вызывает подлинный всплеск общего веселья, которое, конечно же, сближает детей. Игра не только забавляет, но и учит согласовывать свои движения с движениями соседей и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями. Простота и краткость игры дают ребенку возможность охватить в сознании ее содержание в целом и предвидеть ее повторение.
     Описание  игры
     Как и в предыдущей игре, все начинается приглашения. Обратившись к наиболее смелому и активному ребенку, воспитатель предлагает ему вместе пригласить детей поиграть в новую  игру. Взрослый  берет ребенка  за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Они  вместе подходят по очереди к каждому  из детей, называют его по имени и  спрашивают: «Сашенька, будешь играть с нами? Тогда прицепляйся к  нам!» Так собираются в общую  цепочку все участники игры. Цепочка  замыкается и образует круг. «Сейчас  мы все будем понарошку кататься на карусели, - говорит воспитатель. – «Повторяйте за мной и двигайтесь ровно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу вправо и произносят:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали...
Тише, тише, не спешите!
Карусель  ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и  кончена игра.
    Карусель  сначала медленно движется в правую сторону, с нарастанием темпа  речи движения постепенно ускоряются. При словах «побежали» карусель изменяет свое направление. Темп движения постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются.
     Правила игры
     1. Крепко держать друг друга  за руки, чтобы во время движения  круг не разомкнулся.
    Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
    Подчиняться общему темпу движения и дружно, хором произносить
     До  проведения игры воспитателю следует  хорошо выучить текст и научиться  произносить его, четко меняя  темп речи и движений, чтобы они  совпадали. Это важно, потому что  в этой игре воспитатель дает детям  образец движений и поведения. Успех  этой живой, веселой игры зависит  от того, умеют ли дети крепко держаться  за руки и поворачиваться в ту или  другую сторону, в которую движется круг (т.е. соблюдать первое и второе правила). Если в группе есть вялые, ослабленные малыши, их лучше поставить поближе к воспитателю или между более сильными детьми, поручив им заботу о более слабом («Следите, чтобы он не упал с карусели»).
     Эту игру особенно хорошо проводить в  разновозрастной группе, где старшие могут опекать младших, а малыши - держаться за старших и гордиться своим участием в общей игре. Такие межвозрастные контакты могут способствовать развитию гуманных отношений между детьми.
    Лови - лови
       Особенности игры и ее воспитательное значение
       Эта игра проводится с целью развеселить  и позабавить детей. Радость, которую  дети переживают вместе, сближает их, делает игру ярким эпизодом их повседневной жизни в группе. Такие яркие, эмоционально насыщенные эпизоды необходимы малышу и служат своеобразной разрядкой. Особенно важно участие в такой совместной игре для вялых, пассивных, неуверенных  в себе детей: это поднимает их настроение и вселяет уверенность  в себе.
       Игра  ценна также и тем, что в  ней содержится много движений, полезных для здоровья и физического развития.
       Описание  игры и приемы ее проведения
       К палочке длиной 0,5 или 0,75 см на крепком  шнуре прикрепляется легкий, удобный  для хватания предмет - мягкий поролоновый  мячик, нарядная кисточка, лоскуток, мешочек. Перед началом игры воспитатель  показывает эту палочку, опуская  и поднимая ее, при этом отдельным, детям предлагается поймать предмет  на шнурке. Заинтересовав, таким образом, детей самой задачей - ловить мячик, воспитатель собирает вокруг себя всю  группу и предлагает детям встать в кружок. Затем воспитатель становится в центре и говорит «Лови-лови!», приближая подвешенный на палочке  мячик к рукам то одного, то другого  ребенка. Когда ребенок пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ловящий подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько детей.
       Поиграв какое-то время, таким образом, можно  несколько изменить организацию  игры. Так, дети могут ловить мячик, двигаясь друг за другом, пробегая мимо палки с подвешенным мячиком  и по очереди, пытаясь поймать  его. Поймавший мячик становится позади взрослого, обхватив его обеими руками. Так постепенно из детей, поймавших  мячик, вырастает целая цепочка. Сделав несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место» рассыпается. Дети садятся на свои места, и можно начинать игру сначала.
       В кругу игра проходит живее и веселее, но она больше возбуждает детей. Поэтому  следует чередовать игру то в кругу, то в цепочке. Подвижные и активные дети в этой игре могут подавлять  более вялых и робких. Поэтому  желательно поиграть с такими детьми отдельно, тем более что эта игра особенно полезна для пассивных, слабых малышей. Поскольку цель - создание у детей веселого, радостного настроения, не рекомендуется портить его резкими замечаниями, призывами к порядку, к дисциплине. Рекомендуемый прием чередования двух вариантов игры будет лучше способствовать снятию излишнего возбуждения.
    Дудочка
     Особенности игры и ее воспитательное значение
     В предыдущих играх дети уже приобрели  некоторый опыт совместных действий. Но для дальнейшего их сближения  уже недостаточно простого подражания друг другу и интуитивной общности целей. Необходимо обеспечить более  близкое игровое взаимодействие, основанное на деловом общении. Ведь только такое общение порождает  сопричастность ребенка к тому, что  важно для всех и для каждого.
     В предлагаемой игре деловое сотрудничество достигается благодаря тому, что  дети делятся на две тесно связанные  группы, при этом одна содействует  успеху и радостным переживаниям другой. Одна группа участников - музыканты (они играют на дудочках); их роль подчеркивается словами народной потешки и заключается в том, что они содействуют тем, кто пляшет (аккомпанируют им). Другая группа - плясуны, которые вместе с воспитателем пляшут под эту музыку. Этот тип игрового партнерства укрепляет взаимосвязь между участниками игры, приносит детям новый опыт общения и новый уровень согласованности. Ведь в предыдущих играх согласованность детей вынуждалась только пространственными условиями движений. В этой же игре согласованность определяется ролью и взаимозависимостью групп участников. Роли в игре меняются, благодаря чему каждый ребенок то сам делает что-то для других, то получает то, что делают для него другие. Так завязываются более близкие, межличностные контакты. Новым в игре является и то, что ее правила более четкие, даже жесткие, выраженные как требования к роли (вовремя включаться в исполнение, соблюдать ритм мелодии и т.д.). Такого рода правила способствует тому, что содействие друг другу носит преднамеренный, а значит, и более осознанный характер.
     Эта игра хорошо вписывается в традиционные праздники, например в дни рождения детей, когда наряду с традиционным «караваем» можно использовать и  эту игру - пляску.
     Описание  игры
     Игре  предшествует короткая беседа. Воспитатель  спрашивает детей, кто из них хочет  поплясать и можно ли плясать  без музыки. Подведя детей к  мысли, что плясать без музыки труднее и не так приятно, воспитатель  поет им песенку про дудочку, которая  вводит малышей в игровую ситуацию, показывает, как кулачки могут  превратиться в дудочку, если в них  петь «ду-ду-ду». Тут же уточняется, в какой момент включается дудочка.
     После этого дети разделяются на «музыкантов» и «плясунов». Музыканты занимают места на стульчиках и освобождают  место в центре для пляски. А  плясуны собираются вокруг воспитателя  и все вместе выполняют движения под т же песенку про дудочку. 

Как без  дудки? Вот беда!
Ходят ножки
Не туда...
А как  дудочку почуют -
Сами  ноженьки танцуют. (2 раза.)
       С первыми словами песенки плясуны  отходят назад мелкими шагами, постепенно выпрямляясь. Музыканты  в это время молчат. На словах про дудочку они включаются, а  плясуны начинают приплясывать, легко  перебирая ногами и слегка поворачивая  туловище то вправо, то влево. Темп движений ускоряется. При повторении мелодии  пляска повторяется.
       Эта игра-пляска запоминается путем подражания воспитателю. Поэтому важно, чтобы  движения взрослого точно совпадали  с мелодией и текстом и правильно  передавали их ритм. При повторении последних фраз темп речи и движений ускоряется. Главное - чтобы дети поняли смысл своих ролей (музыканты  играют для плясунов) и чтобы сохранялась  атмосфера раскованности и веселья.
       Игра  может закончиться общей пляской  под любую народную плясовую мелодию.
       В торжественных случаях, например на дни рождения детей, можно заранее  подготовить для музыкантов картонные  дудочки, вместе с детьми раскрасить их, а после игры подарить именинникам.
    Куклы пляшут
     Особенности игры и ее воспитательное значение
     Эта игра-забава не только развлекает детей, но и учит их выполнять игровые  действия по очереди небольшими группами.  Организация игры является новой  для детей и предъявляет новые  требования к их поведению. Игровая  ситуация строится так, что дети легко  осмысливают и принимают эти  требования.
     Игра  содержит два вида действий, каждый из которых приобретает для ребенка  особый смысл и эмоциональную  насыщенность. Во-первых, ребенку важно  поплясать на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться под конец  пляски. Во-вторых, закончив это ответственное  дело, он с удовольствием выбирает сам, кому передать свою куклу, получая  при этом возможность выразить свою симпатию кому-то из детей. Каждое из этих действий позволяет проявить самостоятельность.
     В то же время игра организует поведение  детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу. Ожидание своей очереди требует известных усилий, но заинтересованность общей игрой облегчает эти усилия. Важно и то, что все участники игры активны на всем ее протяжении - не только те, кто пляшет с куклами, но и те, кто наблюдает, поскольку они выполняют роль музыкантов.
     Описание  игры
     Для игры нужно приготовить 5-6 кукол  средних размеров. Желательно, чтобы  куклы были нарядными - с бантиками, поясочками, в нарядных платьицах; среди  них хорошо иметь и несколько  кукол-мальчиков.
     Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики  и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы (мальчики, девочки, мишки): «Смотрите, какие куклы  пришли сегодня поиграть с нами». Воспитатель говорит, что этим куклам очень хочется поплясать, но они  еще сами плясать не умеют: они  слишком маленькие и привыкли, что их берут на руки и пляшут с ними. Взяв куклу, взрослый показывает движениями, как они пляшут.
     Потом воспитатель выбирает 5-6 детей и  предлагает каждому выбрать куклу, с которой он будет плясать. Дети с куклами становятся вокруг воспитателя  и вместе с ним по его показу выполняют плясовые движения со своей  игрушкой (слегка поворачивают куклу  в руках, подпрыгивают с куклой, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками  куклы). Под конец куклы в руках  детей раскланиваются перед остальными участниками.
     В то время как все куклы пляшут, остальные дети подпевают вместе с воспитателем мелодию пляски и  выполняют роль музыкантов: «играют» на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски кланяются, музыканты им хлопают. «А теперь подумайте, кому передать свою куклу. Пускай еще попляшет». Каждый из детей передает свою игрушку тому, кому хочет и кто еще не плясал. Игра повторяется, и куклы пляшут на руках других детей.
     Игра  продолжается до тех пор, пока все  дети не попляшут с куклами.
       Правила игры
    В начале игры каждый может выбрать себе куклу сам, но ссориться из-за игрушек и отнимать их нельзя.
    Куклу можно передавать тому, кому захочешь, но только тому, кто еще ни разу не плясал.
     Игра  может проводиться как под  музыкальное сопровождение инструмента, и под пение взрослого. Можно использовать также проигрыватель, магнитофон.  Главное - надо помнить, что эта  забава должна не только развлекать детей, но и учить их пользоваться общими вещами и уступать их друг другу. Чтобы дети лучше осознали это важное правило жизни в группе, под конец желательно подчеркнуть значение дружной совместной игры.
     Подарки
     Особенности игры и ее воспитательное значение
     Игра  проводится для дальнейшего сближения  детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. В ней создается  такая игровая ситуация, в которой  каждый ребенок может выбрать  тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные дети движениями изображают этот предмет; они  как бы удовлетворяют желания  друг друга. Эта ситуация создает  настроение праздничности и ожидания сюрприза.
     Задача  ребенка в игре - передать движениями изображаемую игрушку, сделать это  красиво и выразительно.
     Решение такой задачи активизирует воображение  детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.
     Описание  игры
     «Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки», - обращается к детям  воспитатель, предлагает им построиться  в большой круг и назначает  того, кто первый будет выбирать себе подарок. Этот ребенок выходит  на середину круга, а воспитатель  вместе с детьми ведет хоровод  под следующие слова:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.