На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Понятия «Затраты», «расходы», «себестоимость» всегда находились под пристальным вниманием отечественной теории и практики. С переходом к определению финансового результата деятельности предприятия как разницы между доходами и расходами, а больше с необходимостью гармонизации российских и международных стандартов бухгалтерского учета усиливается необходимостью определения новых подходов к этим понятиям. С принятием новых законодательных актов по ведению бухгалтерского учета существенно меняется содержание этих понятий. Понимание сущности «затрат», «расходов», «себестоимости» становится еще более важным с введением в действие главы 25НК РФ, в которой эти понятия определяются для  целей налогообложения, и с новым подходом к порядку их расчета. Все это вызывает необходимостью осмысления этих понятий и выявления их взаимосвязи.
     Актуальность  проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых  на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность  производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
     Объект  рассмотрения – предприятие, предмет управления – затраты предприятия. Логика работы обусловлена задачами, которые стоят перед предприятием и решение которых является основной целью управления затратами. 
 
 
 
 
 
 

         1 Сущность управления затратами предприятия
     1.1 Что понимают под управлением затратами предприятия
     Управление  затратами предприятия является составляющей системы управления предприятием в целом. Поэтому в общих чертах остановимся на некоторых аспектах управления предприятием, чтобы понять сущность управления затратами.
     Управление - деятельность предприятия (организации), направленная на реализацию целей объекта управления, при условии рационального использования имеющихся ресурсов.
     Что касается сути управленческой деятельности, то, придерживаясь широко распространенной точки зрения, управление можно представить как реализацию функции планирования, контроля и регулирования, организационной работы, а также стимулирования. Процесс управления схематично изображен на рисунке 

    1. Определение  целей и задач
     
Процесс планирования   2. Поиск альтернативных  вариантов
     
    3. Сбор данных  об альтернативных вариантах действий
     
Процесс контроля и регулирования   4. Выбор альтернативного варианта действий
     
    5. Реализация  принятых решений
     
    6. Сравнение  фактических и запланированных результатов
     
    7. Принятие мер  по устранению отставаний от плана
 
Рисунок 1 - Процесс управления
     По  существу первые пять этапов представляют собой процесс принятия решения  или планирование, конечный результат которого отражается на 5-м этапе - реализация принятого решения. Два Последних этапа отражают процесс управления принятым решением, который складывается из оценки и корректировки фактических результатов с целью выполнения выбранного альтернативного варианта. Остановимся кратко на каждом этапе процесса принятия решения и управления.
     1.2 Определение целей и задач
       Прежде чем принять правильное решение, необходимо определить цели и задачи, которые помогут принимающим решение оценить предпочтительность какого-либо варианта действий.
     В зависимости от того, на каком товарном рынке функционирует предприятие, какие внешние факторы экономической среды воздействуют на процесс принятия решений, цели, которыми руководствуется предприятие, могут быть различными:
    обеспечение выживаемости на данном товарном рынке;
    максимизация прибыли;
    завоевание лидерства по доле рынка;
    завоевание лидерства по показателям качества выпускаемой продукции.
     В конечном счете, определяющей целью деятельности коммерческой организации, особенно в долгосрочном периоде, является получение максимальной прибыли. В пользу выбора этой цели может служить следующая аргументация:
    Маловероятно, что выбор какой-либо другой цели даст возможность с такой же эффективностью оценить способность предприятия функционировать в будущем.
    Реализация этой цели помогает всем участникам процесса (работодателям, работникам, государству) понять, во что им обойдется выбор других целей, так как в данном случае становится известным распределение денежных средств между всеми заинтересованными лицами.
     Достижение  цели предприятия немыслимо без  преобразования и использования ресурсов, важнейшими из которых являются трудовые, материальные, информационные, финансовые и др., расход которых в денежном выражении и представляет затраты предприятия.
     1.3 Поиск альтернативных вариантов действий
     После выбора цели Функционирования осуществляется второй этап процесса принятия решения, который заключается в поиске альтернативных вариантов реализации цели.
     Если  предприятие работает в производственной сфере, то в силу Динамичности потребности рынка, а также ограниченности ресурсов оно постоянно решает проблему, что выпускать. Только небольшая часть товаров остается неизменной на протяжении длительного периода. Поэтому предприятию можно выбрать одно или несколько следующих направлений действий:
    выпуск новых товаров для сбыта на уже существующих рынках!!
    выпуск новых товаров для  быта на новых рынках;
    создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.
           Предпочтение должно отдаться такому составу товарных групп, который обеспечивает в течение продолжительного времени на постоянное превышение прибыли над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия. Это самый трудный и важный этап процессе принятия решений, так как поиск альтернативных вариантов действий вызывает необходимость получения информации об изменении экономической ситуации, о потенциальных конкурентах, питающихся производить и выводить на рынок новые товары, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей.
     Сбор  данных для выбора альтернативных курсов действий. После определения вероятных сфер деятельности на следующем этапе процесса управления предприятие оценивает возможные темпы роста показателей своей деятельности, способность удержать соответствующую долю рынка, движение денежной наличности, в том числе и выплат, по каждому альтернативному варианту. Так как! анализируемые варианты существуют в изменчивой, объективно! существующей внешней экономической среде, то возникает необ-1 ходимость учета факторов, которые вне зависимости от предприятия могут оказывать влияние на каждый альтернативный вариант, экономическое положение, инфляция, уровень безработицы, спад или бум производства, уровень конкуренции и др.
     Выбор направления действий на основе перечисленной информации вызовет вовлечение ресурсов предприятия в производство на! длительный период, что определит долгосрочную перспективу, а| следовательно, и решения, которые предприятие может принять в будущем.
     Кроме долгосрочных решений руководители предприятия должны также принимать решения, которые не требуют долгосрочного! привлечения ресурсов, т.е. краткосрочные или операционные. Принятие краткосрочных решений основывается на оценке экономической обстановки сегодняшнего дня, а также материальных, трудовых, финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие. Чтобы принять то или иное краткосрочное решение, нужно, например, ответить на такие вопросы:
    Какие цены установить на продукцию предприятия;
    Какой ассортимент товаров выпускать, и в каком объеме;
    Какие использовать каналы товародвижения;
     4. Какие виды рекламы использовать;
     5. Какой уровень послепродажного обслуживания будет предложен покупателю и др.
     Для выработки краткосрочных решений  также необходимы соответствующие данные. Например, данные о продажных ценах на товары конкурирующих предприятий, о спросе на товары по альтернативным продажным ценам и прогнозируемым при различных вариантах производства затратам. После того как необходимая информация будет собрана и проанализирована, руководители предприятия должны принять решение о выборе варианта.
     Выбор оптимального варианта из альтернативных. Принятие решения основано на осуществлении сравнительной оценки альтернативных вариантов действий, в результате которой выбирается вариант, в наибольшей степени отвечающий целям предприятия. Если таковой является максимизация прибыли, то оптимальный вариант должен выбираться на основе сравнений прогнозов прибыли по каждому альтернативному варианту краткосрочных и долгосрочных решений.
     Реализация  принятых решений. Выбранный альтернативный вариант служит основой для разработки плана реализации решений, которые могут быть краткосрочными и долгосрочными. Долгосрочный план суммирует все действия, которые должны быть выполнены в будущем. Краткосрочные планы обращают долгосрочный план предприятия лицом к нуждам ближайшего будущего и представляют собой годовые бюджеты. В данном случае термин «бюджет» используется в понимании, близком к термину «смета» (смета доходов и расходов). Бюджет может иметь различное количество видов и форм. Его состав и структура определяются спецификой предприятия, его размерами, квалификацией и опытом разработчиков. Некоторые предприятия в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли. Но во всех случаях процесс разработки бюджета по существу является уточнением долгосрочных планов (программ) для достижения целей предприятия. Бюджеты разрабатываются как для предприятия в целом, так и для его подразделений.
     Общий бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям или функциям) план работы для предприятия в целом. На рисунке представлена одна из схем общего бюджета предприятия.
     Как видно из приведенной схемы, общий  бюджет состоит из двух частей основных бюджетов: оперативного и финансового бюджета.
     Оперативный бюджет, или текущий бюджет, определяет планируемые операции на предстоящий год по сегментам или отдельным функциям предприятия. Коль скоро современное предприятие - сложная система, то управление им для достижения поставленной цели требует разделения труда на составляющие части, что обычно называют горизонтальным разделением труда. Если на малых предприятиях горизонтальное разделение труда проявляется недостаточно четко, то на крупных предприятиях выделяются функциональные сферы (виды) деятельности. Так, на производственном предприятии типичными являются следующие виды деятельности, которые требуют управления ими:
    управление маркетингом;
    управление производством;
    управление персоналом;
    управление инвестициями;
    управление финансами.
     Управление  маркетингом обеспечивает на основе изучения рынка правильность определения, какую продукцию необходимо производить, в каких количествах, по каким ценам. На основе исследований отдела маркетинга определяется бюджет продаж, который является отправной точкой для разработки большей части других бюджетов. Бюджет продаж и его товарная структура предопределяют общий характер деятельности всего предприятия.
     Маркетинговая деятельность предполагает необходимость  осуществления соответствующих затрат, которые находят выражение
     в бюджете коммерческих расходов. В нем аккумулируются все расходы, связанные со сбытом продукции. Состав и структура этих расходов, формирующих себестоимость реализации, а также методы их распределения рассмотрены в последующих разделах. Здесь же отметим, что оптимизация величины этих расходов является важнейшей составляющей управления маркетингом.
     Управление  производством  предполагает, что соответствующие службы осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов, полуфабрикатов в продукт, который реализуется покупателям.
     Процесс управления производством включает в себя:
    управление разработкой и проектированием продукта;
    выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники;
    управление закупкой сырья, материалов, полуфабрикатов;
    управление запасами на складах, включающее хранение закупленных товаров собственного производства для внутреннего пользования и конечной продукции;
    контроль качества сырья, материалов, топлива, товаров.
     В результате реализации всех этапов производственного  процесса определяется выпуск продукции исходя из объема продаж в натуральном выражении, что и находит отражение в производственном бюджете.
     В целях обеспечения материальными ресурсами плана производства разрабатывается бюджет закупки/использования материалов:
     плановые  потребности закупки материалов и их использование могут отражаться вместе в одном документе и определяться отдельно. Поскольку производственный бюджет определяет потребное количество необходимых материальных ресурсов для обеспечения запланированного объема производства продукции, то все вопросы, связанные с определением этой величины затрат, будут рассмотрены в последующих разделах.
     Управление  персоналом обеспечивает производственный бюджет потребным количеством работающих, подбор, расстановку кадров, т.е. оптимальное использование трудовых ресурсов и формирование на этой основе денежного выражения затрат труда - фонда оплаты груда. Весь этот объем информации находит отражение в бюджете трудовых затрат, который также в дальнейшем будет рассмотрен.
     1.4 Бюджет общепроизводственных расходов
  Представляет собой детализированный план предполагаемых остальных производственных затрат, не нашедших отражения в перечисленных бюджетах, которые необходимо осуществить для выполнения производственного плана.
      1.5 Бюджет общих и административных расходов -
     Предполагает аккумуляцию всех других затрат текущего характера, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, но необходимы для поддержания деятельности предприятия в целом.
     Бюджеты общепроизводственных расходов, а также  общих и административных расходов, их состав и структура, методы распределения рассматриваются в последующих разделах.
     На  основе разработанных бюджетов использования  материальных ресурсов, трудовых затрат, общепроизводственных расходов определяется смета (бюджет) себестоимости выпуска продукции, а с учетом бюджетов коммерческих расходов, общих и административных расходов и общая себестоимость реализованной продукции, используя данные которой разрабатывают прогнозный отчет о прибылях и убытках.
     Управление  инвестиционной деятельностью, направленное на совершенствование организации производства, труда и управления, предполагает реализацию как капитальных (долгосрочных), так и текущих затрат. Если текущие затраты находят отражение при формировании соответствующих бюджетов, составляющих оперативный бюджет, то затраты капитального характера находят отражение в соответствующем бюджете — бюджете капитальных затрат. Он включается во второй раздел общего бюджета — финансовый бюджет.
     Финансовый  бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Поэтому финансовый бюджет включает в себя кроме бюджета капитальных затрат бюджет (смету) денежных средств, а также бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.
     Таким образом, все бюджеты, в том числе и расходования отдельных видов ресурсов, тесно взаимосвязаны. Прогноз продаж — первый шаг в процессе составления бюджетов, на основе которого разрабатываются бюджет коммерческих расходов и производственный бюджет, который, в свою очередь, является исходным для определения бюджетов материальных затрат, трудовых и общепроизводственных расходов. На основе вышеперечисленных бюджетов формируется бюджет себестоимости продукции, который используется при разработке прогнозного отчета о прибылях и убытках.
     Сравнение фактических и  запланированных  результатов и  принятие мер в случае их расхождения - это последние этапы процесса управления, представленные на рис. 1.1. В них выражается действие функции управления, контроля и регулирования. Реализация функции контроля предполагает сопоставление фактических данных, представленных в отчетах, с бюджетными. Данные отчетов обеспечивают обратную связь для сравнения запланированных и фактических результатов. Особое внимание уделяется показателям, которые расходятся с запланированными, чтобы менеджеры соответствующих служб сосредоточили на них свое внимание. Этот процесс анализа — применение способа управления по отклонениям - подробно изложен далее при анализе затрат на производство единицы продукции.
     Эффективность контроля и регулирования зависит  от корректирующих действий, направленных на приведение фактических результатов в соответствие с запланированными показателями. В свою очередь планы также могут уточняться, если сравнительный анализ показывает, что какие-то запланированные показатели не могут быть достигнуты. Эти корректирующие действия обозначены на рис. 1.1 линиями со стрелками, соединяющими этапы 7 и 5, 7 и 2. Эти линии формируют контуры обратной связи. Они показывают, что процесс планирования — динамичный процесс, и подчеркивают взаимосвязь между его различными этапами. Обратная связь между этапами 7 и 2 свидетельствует о том, что ход выполнения планов должен постоянно анализироваться и если окажется, что они не выполняемы, то необходимо рассмотреть альтернативные курсы действий, которые обеспечат достижение целей предприятия. Контур обратной связи между этапами 7 и 5 показывает корректирующие действия, предпринимаемые с целью приведения фактических результатов в соответствие с запланированными. Процесс планирования, контроля и регулирования применительно к управлению затратами будет рассмотрен в последующих главах. 

     1.6 Стимулирование (мотивация)
     Стимулирование (мотивация) — это такая функция управления, воздействующая на сознание людей, которая помогает всем участникам производственно-хозяйственной деятельности предприятия уяснить цели и задачи предприятия и принять решение, соответствующее этим целям и задачам. При этом акцент делается на создание в сознании людей мотива, побуждающего к реализации этих целей и задач. Важным моментом в деятельности руководителей (менеджеров) является их умение побудить подчиненных действовать, прилагая усилия к достижению целей и задач, поставленных высшим руководством предприятия.
     Из  сказанного следует, что управление - это важнейший вид деятельности по координации работы групп людей, подразделений, предприятия в целом, направленный на выполнение поставленных Целей и задач. Все функции системы управления взаимодействуют, Формируя единый процесс, т.е. непрерывную цепь взаимосвязанных Действий. Управление затратами, являясь частью общей системы управления предприятием, реализуется также исходя из этих функций.
     Управленческая  функция, «организационная работа», применительно к затратам предприятия реализуется путем разработки соответствующих норм и нормативов потребления различных видов ресурсов (материальных, трудовых, потребления основных фондов)] определения круга лиц, подразделений, которые осуществляют деятельность и принимают на себя определенную ответственность]
     Функция «планирование» предполагает постановку целей  предприятия, а также конкретных задач, обеспечивающих ее выполнение. Применительно к затратам это разработка плана (бюджета) по себестоимости и отдельных его составляющих (бюджетов материальных, трудовых, общепроизводственных и других расходов)]
     Реализация  контрольной и регулирующей функций  предполагает осуществление анализа затрат и контроля за соблюдением плановых (бюджетных) нормативов и показателей в части расходования ресурсов, выявление отклонений от запланированных параметр ров и разработку мер по предотвращению увеличения фактически] затрат по сравнению с плановыми.
     Что касается мотивационной функции, то через нее осуществляется стимулирование кого-либо (человека или подразделения) к деятельности, направленной на достижение целей предприятия, а данной ситуации - деятельности по снижению затрат предприятия,
     1.7 Понятия «расходы» и «затраты» предприятия
     Расходы, затраты, себестоимость всегда находились под при стальным вниманием отечественной теории и практики. В период построения рыночной экономики важность перечисленных показателей возросла. С переходом к определению финансового результата деятельности предприятия как разницы между доходам!* и расходами, а также в связи с необходимостью гармонизации российских и международных стандартов бухгалтерского учета усилилась потребность в новых подходах к этим понятиям, что нашлс отражение в законодательных документах по бухгалтерскому учету, включая Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. и Положениях по ведению бухгалтерского учета и отчетности. С 1 января 2000 г. введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, которое существенно меняет толкование понятий «расходы», «затраты», «себестоимость». С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ эти понятия определяются для целей налогообложения, что обусловливает новый подход к порядку их расчета.
    Поскольку определение расходов в НК РФ отсутствует, то предприятиям следует руководствоваться определением, данным в ПБУ Ю/99, которое будет использоваться и в дальнейшем изложении проблемы управления затратами.
    НК РФ отождествляет понятие «расходы» и «затраты». А поскольку в нормативных актах по бухгалтерскому учету отсутствует определение термина «затраты», то можно предположить идентичность этих определений и в практике бухгалтерского учета. Косвенно такое предположение подтверждается использованием этого термина наряду с термином «расходы» в ст. 8 ПБУ 10/99 в части «материальные затраты», «прочие затраты».
     В Плане счетов бухгалтерского учета  раздел III называется «Затраты на производство», т.е. также применяется термин «затраты». Он используется и для характеристики содержания счета 20 «Основное производство», где говорится, что «счет используется для учета затрат по выпуску промышленной и сельскохозяйственной продукции...». Можно еще приводить примеры однозначного употребления этих терминов в нормативных актах по бухгалтерскому учету. Ограничимся последним. В инструкции по применению плана счетов, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94/11 раздел III «Затраты на производство» начинается следующей фразой: «Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о расходах по основным видам деятельности...».
     Таким образом, в дальнейшем мы будем исходить из тождества понятий «расходы»  и «затраты». Расход материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении и есть затраты предприятия. 
 
 
 
 

     2 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
     2.1 Виды анализа и их роль в управлении затратами предприятия
     Как в целом экономический анализ, так и анализ затрат на производство и реализацию продукции представляют собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. Они являются этапом управленческой деятельности. С помощью экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления, что наглядно было представлено на рис. 1.1 (см. с. 8). Последний этап процесса управления - управленческая функция контроля и регулирования, реализуется с помощью экономического анализа предприятия в целом, в том числе и анализа затрат, так как она предполагает сравнение фактических и планируемых результатов (показателей) и принятие необходимых мер в случае их расхождения. Это может выразиться в действиях, направленных на то, чтобы привести фактические результаты в соответствие с запланированными, или, наоборот, в пересмотре планов, если становится ясно, что они в дальнейшем не могут быть выполнены. Таким образом, анализ отчетных данных (фактических затрат и доходов) и запланированных результатов (сметных затрат и доходов) обеспечивает обратную связь процесса контроля и регулирования. Обобщая и аналитически обрабатывая учетную информацию о достигнутых результатах, экономический анализ научно обосновывает управленческие решения, выступая связующим звеном между учетом и принятием решения.
     В соответствии с функциями управления выделяются три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.
     Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные пути развития предприятия, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.
     Отдельные элементы перспективного анализа находят  применение в текущем и оперативном анализе и управлении, когда речь идет о подготовке упреждающей информации.
     Текущий анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия за отчетный период (месяц, квартал, год).
     Задачами  текущего анализа являются:
    анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению себестоимости продукции;
    выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели себестоимости продукции;
    объективная оценка работы отдельных подразделений и предприятия в целом.
     Информационной  базой текущего анализа служит система  первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет.
     Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости. Поэтому текущий анализ и контроль, как правило, осуществляются синхронно с планированием на базе его информационной среды.
     Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях.
     Задачи  оперативного анализа:
    систематическое выявление уровня выполнения бюджетов (смет) по центрам ответственности (центрам затрат, прибыли, инвестиций);
    определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня;
    своевременное предоставление полученной информации управляющей системе для принятия решений.
     Оперативный анализ максимально приближен к  производственным процессам. Его информационной базой служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Его объектами являются обеспеченность материальными ресурсами, использование рабочего времени и персонала, использование производственного оборудования, уровень производственного брака, непроизводственных потерь и затрат, размеры и динамика производственных запасов, остатков готовой продукции и незавершенною производства, расходы по оплате груда, уровень затрат на производство отдельных изделий, узлов, деталей, услуг, работ.
     Затраты на производство и реализацию продукции  анализируются по следующим основным направлениям:
    анализ общей сметы затрат на производство продукции;
    анализ смет затрат подразделений - центров затрат;
    анализ себестоимости единицы продукции;
    факторный анализ отклонений по статьям калькуляции;
    анализ затрат на рубль продукции;
    комплексная оценка интенсификации производства и ее анализ.
 
     2.2 Анализ сметы затрат на производство продукции 
     Анализ  затрат на производство продукции начинается с анализа сметы затрат. В смету затрат на производство продукции включаются все затраты, необходимые для производства запланированного объема продукции, сгруппированные по признаку однородности, независимо от места их применения и сферы назначения.
     Смета затрат по предприятию в целом  формируется на основе смет затрат основных подразделений (центров затрат), в которых, в свою очередь, учитывались сметы вспомогательных и обслуживающих цехов.
     Элементами  сметы являются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Поэтому группировка по экономическим элементам используется для планирования снабжения производства материалами, анализа процесса производства, регулирования фонда оплаты труда и объема денежных средств, участвующих в расчетах предприятия.
     Взаимосвязь сметы затрат на производство со всеми ее составляющими элементами, а также с другими разделами плана (бюджета) работы предприятия в целом была представлена на рисунке.
     Как видно из рисунка, смета затрат на производство формируется на основе смет затрат материалов, сметы трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Используя данные о производственной себестоимости и добавив информацию об административных и коммерческих расходах, определяют общие затраты на производство и реализацию продукции. Выручка от продаж (бюджет продаж) за минусом затрат на производство и реализацию продукции формирует план прибылей и убытков, на основе которого, а также сметы денежных средств и бюджета капитальных затрат
     составляется  прогнозный бухгалтерский баланс - конечный продукт всего процесса составления плана (бюджета).
     Для принятия оптимальных решений по оперативному управлению производством и сбытом продукции, обеспечения контроля за затратами на производство и на реализацию продукции и снижения издержек как важнейшего фактора роста прибыли от продаж необходимо систематическое сопоставление данных о фактических затратах на производство со сметными и с данными за период, предшествующий отчетному.
     На  динамику затрат на производство оказывают  влияние два фактора: структурные изменения в ассортименте выпускаемой продукции и изменения объема выпуска. Влияние первого фактора тем меньше, чем меньше период анализа. Поэтому наиболее эффективны динамические сравнения за минимальные промежутки времени. В примере сравниваются сметные затраты с фактическими за месячный период, что в определенной степени элиминирует влияние ассортиментных сдвигов.
     Влияние второго фактора (изменение объемов  производства — за период, предшествующий отчетному, или по сравнению со сметным) может быть устранено путем корректировки затрат предшествующего и сметного периодов на фактическую величину объема производства в отчетном периоде
     Результаты  сопоставления фактических затрат на производство по экономическим элементам  и в целом за июнь с откорректированными на объем производства сметными значениями и с затратами на производство в мае, а также с первоначальной сметой (абсолютное отклонение) представлены в графах 13, 15, 17, 19 таблицы, в графах 14, 16, 18, 20 - относительные отклонения.
     Алгоритмы, используемые в расчетах, можно представить следующим образом:
     а) абсолютные отклонения: 
гр. 13 = гр. 5- гр. 3;

     гр. 15 = гр. 5 - гр. 4; гр. 17 = гр. 5 - гр. 9; гр. 19 = гр. 5-гр. 10.
     б) расчет относительных отклонений: 
гр. 14 = гр. 13/итог гр. 3 х 100;

     гр. 16 = гр. 15/итог гр. 4 х 100;
     гр. 18 = гр. 17/итог гр. 9 х 100;
     гр. 20 = гр. 19/итог гр. 10 х 100. 

     Если  проанализировать данные о затратах в целом (стр. 6 граф 3, 4, 5), то по отчету за июнь они снижаются по сравнению со сметной величиной, но остаются выше базового периода.
     Совершенно  другая картина предстанет, если проанализировать затраты соответствующих периодов, скорректированные на объемы производства. Можно признать, что достоверную информацию дает сопоставление данных графы 5 (фактические затраты) и графы 10 (затраты по смете, скорректированные на объем производства). Сравнив эти данные, мы увидим, что вместо экономии фактических затрат (-45,0 млн руб., стр. 6 графы 15) имеет место перерасход (+235 млн руб., стр. 6 граф 5-10). Это подтверждает сделанный ранее вывод, что сопоставимыми относительно ассортиментных сдвигов являются затраты фактического и сметного периодов.
     2.3 Анализ сметы затрат подразделений предприятия - центров затрат
     Общая смета затрат на производство и реализацию продукции разрабатывается на основе смет затрат внутренних подразделений - центров ответственности, которые подразделяются на центры затрат, центры прибыли, центры инвестиций. Поэтому анализ общей сметы затрат на производство и реализацию продукции дополняется анализом смет затрат по центрам затрат.
     Процесс сравнения сметных затрат с фактическим  называют отчетом об исполнении сметы. В отчет об исполнении сметы, так же как и при ее составлении, включаются лишь те затраты, которые подконтрольны данному центру затрат и на динамику которых этот центр может оказать влияние. Например, ответственность за количество используемого сырья несет руководитель производственного цеха (участка), но служащий отдела снабжения будет отвечать за цену этого сырья. На практике бывает трудно определить ответственное лицо. В частности, чрезмерные потери сырья и материалов могут возникнуть из-за небрежной разгрузки и транспортировки материалов производственным цехом или из-за закупки материалов низкого качества отделом снабжения. Тем не менее различия между фактическими и сметными затратами должны быть отражены в отчете, чтобы можно было выявить причины отклонения, установить ответственных лиц и принять корректирующие меры.
     Отчетность  содержит информацию об отклонениях  фактических затрат от сметных, что дает возможность реализовать принцип управления по отклонениям. Имеется в виду, что при нормальном ходе производства руководитель более высокого уровня не вникает в текущую деятельность центра затрат на более низком уровне. Такая потребность появляется лишь в случае, когда на нижнем уровне управления возникает отклонение от заданного параметра.
     Взаимосвязанная отчетность различных уровней управления, рассматриваемых в качестве центров затрат, представлена в таблице.
     Исходным  является отчет об исполнении сметы производственного подразделения (механообрабатывающего), помещенный в нижней части таблицы, который представляется на верхний уровень управления - в цех № 1, где собираются все отчеты входящих в этот цех производственных подразделений, и составляется отчет цеха с включением в него дополнительно расходов, возникающих на этом уровне. И так по каждому цеху. Отчеты об исполнении смет по цехам, входящим в состав предприятия А, объединяются в отчет с включением в него затрат, связанных с деятельностью этого предприятия в целом, и данная смета представляется на высший уровень управления, как и по другим предприятиям, для расчета общего отчета об исполнении сметы затрат.
     Наряду  с суммарными величинами в отчетах  указываются статьи, по которым отмечены особо плохие или особо хорошие результаты (неблагоприятные или благоприятные). Кроме того, может приводиться расшифровка причин возникших отклонений, а также меры, принятые для ликвидации последствий. Как видно из таблицы, на более высоких уровнях управления отчеты менее детализированы, а на самом низшем уровне отчеты содержат детализированную информацию об издержках производства.
Таблица 1 - Отчеты об исполнении сметы затрат центрами затрат (в руб.)
Отчет вице-президенту по производству об исполнении общей сметы
Контролируемые  затраты По смете Фактические Отклонение
Предприятие А 453 900 460 700 6800 (Н)
Предприятие Б X
    X
X
Предприятие С X
    X
X
Общехозяйственные расходы 55 000 66 400 11 400 (Н)
Коммерческие  расходы 14 000 12 100 1900 (Б)
Итого: 1 800 000 1 957 000 157 000 (Н)
Отчет руководителя производства об исполнении сметы  предприятием А
Общепроизводственные  расходы по предприятию А 34 000 32 800 1200 (Б)
цех № 1 170 000 181 000 11 000 (Н)
цех № 2 X
    X
 
цех № 3 X
    X
 
Итого: 453 900 460 700 6800(Н)
Отчет производственного  менеджера об исполнении сметы цеха № 1
Расходы цеха:      
Заработная  плата управленческого персонала цеха 1 15 670 16 900 1230 (Н)
Прочие 1250 998 252 (Б)
Подразделения: механообрабатывающее 67 000 75 400 8400 (Н)
отделочное X
    X
X
сборочное X
    X
X
Итого: 170 000 181 000 11 000(Н)
Отчет мастера об исполнении сметы механообрабатывающего  подразделения
Материалы 30 100 33 200 3100 (Н)
Заработная  плата основных производственных рабочих 20 700 22 400 1700 (Н)
Заработная  плата обслуживающего персонала 10 400 11 800 1400 (Н)
Вспомогательные материалы 4700 5200 500 (Н)
Прочие 1100 2800 1700 (Н)
Итого: 67 000 75 400 8400 (Н)
 
     Примечание: Н - неблагоприятное отклонение; Б - благоприятное отклонение.
     Результаты анализа отклонений от сметных затрат дают возможность оценить степень выполнения плана, внести соответствующие корректировки и исключить повторение ошибок в будущем. Процесс сметного контроля можно представить схематично в предыдущей таблице.
     Чтобы контроль затрат был эффективным, корректирующую деятельность направляют таким образом, чтобы фактические выходы соответствовали в будущем планируемым затратам.
     Если  при разработке сметы затрат осуществляется управление с прямой связью, то через  сметный контроль реализуется управление с обратной связью.
     Таким образом, отчеты об исполнении сметы  затрат и их анализ играют роль сигнальной системы, которая выдает информацию о ходе производственного процесса и динамике затрат для принятия управленческих решений на соответствующем уровне управления.
     2.4 Анализ себестоимости единицы продукции
     Смета затрат на производство по экономическим  элементам охватывает все затраты конкретного периода вне зависимости от того, связаны они непосредственно с деятельностью по производству продукции или нет.
     Чтобы определить действительную величину затрат на производство продукции, т.е. себестоимость, итоговые величины сметы затрат на производство необходимо откорректировать на величину непроизводственных затрат, на изменение остатка средств по бухгалтерскому счету «Расходы будущих отчетных периодов», а также на изменение остатков незавершенного производства.
     В результате этих корректировок получим  себестоимость выпуска продукции, т.е. общую сумму затрат, связанных с выпуском продукции. После группировки и перегруппировки экономических элементов затрат по статьям калькуляции эта общая сумма затрат может быть распределена между отдельными видами продукции. Это, в свою очередь, позволяет исходя из данных об объемах выпуска отдельных видов продукции рассчитать себестоимость единицы продукции каждого вида.
     Анализ  фактически достигнутых результатов  проводится сравнением фактической калькуляции с нормативной (сметной).
     Данные  для анализа себестоимости единицы  продукции представлены в следующей таблице.
     Себестоимость единицы продукции в целом  по предприятию определяется делением общей себестоимости продукции по смете и факту (графы 7 и 9) на общее количество выпущенной продукции 
 
 
 
 
 

Таблица 2 - Данные для анализа себестоимости единицы продукции
Наименование  изделий Количество  изделий Себестоимость единицы продукции, руб. Общая себестоимость  продукции, руб. Отклонения от сметы
 
 
смета факт. смета факт. смета условно факт. гр. 9 -гр.7
 
 
шт. % шт. %  
 
 
 
ф. 1 х хф. 5 гр. 3 х  гр. 5 ф. Зх ф. 6  
 
 
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 130 38,2 164 46,3 24 28 3120 3936 4592 +1472
Б 210 61,8 190 53,7 31 35 6510 5890 6650 +140
| итого: 340 100 354 100 27,35 31,76 9630 9826 1124 +1612
 
     Примечание: графа 8 определяется как плановая себестоимость  единицы продукции, пересчитанная на фактическое количество (объем) при фактической структуре продукции. (графы 1 и 3). Как видно из таблицы (графы 5 и 6), себестоимость единицы продукции по предприятию выросла на 4,4 руб. (31,76— 27,35).
     На  увеличение себестоимости единицы  продукции в целом по предприятию  оказали влияние следующие факторы:
     1) структурные сдвиги в выпуске продукции. Доля продукции А 
возросла до 46,3% (графа 4) по сравнению с 38,2% (графа 2) и снизился удельный вес продукции Б до 53,8% против 61,8% по смете;

     2) себестоимость единицы продукции каждого наименования. 
Чтобы оценить влияние структурных сдвигов на себестоимость единицы продукции в целом по предприятию, необходимо пересчитать сметную себестоимость продукции по каждому наименованию на фактический выпуск этой продукции и полученную сумму разделить на общий объем фактически выпущенной продукции по формуле

              
     
       где: - усредненная себестоимость единицы продукции при фактической структуре производства;
      - суммарный  объем фактически выпущенной  продукции;
      - себестоимость  единицы продукции каждого наименования  по смете.
     В нашем примере усредненная себестоимость  с учетом фактической структуры равна
      = =27,76 руб.
     Влияние структурных сдвигов на себестоимость единицы продукции по предприятию в целом можно определить и другим способом - умножив себестоимость единицы продукции каждого выпуска по смете на удельные веса этой продукции по факту, разделить полученную сумму на 100:
      = =27,76 руб.
                               
     Таким образом, влияние структурных сдвигов  на себестоимость единицы продукции  составляет:
     АС(У) = С(УФ) - (Сс) = 27,76-27,35 = +0,41 руб. Влияние второго фактора - себестоимости единицы продукции каждого наименования - определяется вычитанием усредненной себестоимости из фактической себестоимости единицы продукции:
     АС = (Оф)-С(Уф) АС = 31,76-27,76 = +4,0 руб.
     Таким образом, структурные сдвиги выпуска  продукции привели к увеличению себестоимости единицы продукции в целом по предприятию на +0,4 руб., а изменения в себестоимости конкретных видов продукции повысили ее на +4,0 руб., т.е. в целом повышение совокупной себестоимости единицы продукции составило 4,4 руб.
     Теперь  можно определить влияние удорожания себестоимости единицы продукции на общую себестоимость выпуска. Оно определяется умножением изменения себестоимости единицы продукции (гр. 6 - гр. 5) на фактический выпуск продукции (гр. 3): 4,4 руб. х х354= 1557 руб.
     Расчет  влияния объема выпуска продукции, структуры выпуска и себестоимости единицы продукции представлен в таблице, которая составлена на основе данных таблицы.
     Таким образом, общий рост фактической  себестоимости продукции - 1612 руб. образовался за счет следующих факторов:
    изменения объема производства - на 54,4 руб.;
    изменения структуры выпускаемой продукции - на 141,6 руб.;
    изменения себестоимости единицы выпускаемой продукции – на 1416 руб.
     В нашем примере предприятие выпускало  один вид продукции, изготовление которой требует одну операцию. На практике большинство предприятий выпускает несколько наименований изделий, требующих нескольких операций, осуществляемых в различных производственных подразделениях (центрах ответственности). Отчеты о согласовании, аналогичные приведенному, представляют собой итоговую сводку отклонений по многим центрам ответственности.
     В дополнение к ежемесячным отчетам  об исполнении сметы руководитель центра ответственности может получать ежедневные отчеты об отклонениях, которые контролируются ежедневно, например, использование материалов и затраты труда.
     2.5 Анализ затрат на рубль выпускаемой продукции
     Показатель  себестоимости единицы продукции  используется при планировании и  анализе в том случае, если предприятие  выпускает ограниченную номенклатуру продукции, либо в случаях, когда процессы производства (операции) повторяются.
     Но  большинство предприятий выпускают  продукцию разнообразной номенклатуры, которая постоянно меняется. В этих условиях используется показатель затрат на рубль выпускаемой продукции.
     Затраты на рубль выпускаемой  продукции исчисляются как частное отделения себестоимости выпущенной продукции на тот же объем продукции, рассчитанный в оптовых ценах предприятия. Для расчета этого показателя необходимо соблюдение условий:
    в плане по себестоимости выпуска продукции и в плане выпуска продукции по оптовым ценам должен быть принят один и тот же объем производства по составу, качеству и ассортименту;
    метод определения выпущенной продукции по себестоимости и в оптовых ценах должен быть единым.
     При анализе затрат на рубль выпущенной продукции необходимо иметь в виду, что на этот показатель влияют три основных фактора:
    изменение структуры выпускаемой продукции (ассортимент);
    изменение цен на выпускаемую продукцию;
    изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции. Пример расчета влияния важнейших факторов на изменение
     показателя  затрат на рубль выпускаемой продукции  приведен в таблице. 
 
 

Таблица 3 - Расчет влияния факторов на уровень затрат на рубль выпускаемой продукции (руб.)
Вид продукции Оптовая цена единицы продукции Себестоимость единицы продукции Выпуск  продукции предыдущего года
Преды дущий год
Плано вый год
Преды дущий год
Плано вый год
Количество  штук В оптовых ценах  предыдущего года  (гр6*гр2) По  себе стоимости предыдущего года (гр6*гр4)
1 2 3 4 5 6 7 8
А 1200 1100 1050 1000 10 12000 10500
Б 600 600 600 500 20 12000 12000
Итого выпускае мой  продукции
- - - - - 24000 22500
 

и т.д.................


Выпуск  продукции планового  года, руб. Затраты на рубль товарной продукции, коп
количество В оптовых ценах По  себестоимости Преды дущего  года (гр8/гр7)
Плано вого (гр13/гр11)
Планового года по себисто имости  и отпускной цене предыдущего года (гр12/гр10)
Планового года по себистоимости  планового года и отпускной цене предыдущего года (гр133*гр10)
Преды дущего года (гр9*гр2)
Планового года (гр9*гр3) Преды дущего  года (гр9*гр4)
Планового года (гр9*гр5)
9 10 11 12 13 14 15 16 17
20 24000 22000 21000 20000 87,5 90,91

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.