На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Когнитивная психология, методы познания себя

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 
Рубцовский институт (Филиал)
Алтайского Государственного Университета
 
Кафедра психологии
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
 

 

 

Дисциплина: Общая психология Ч 3

 
 
Тема: Когнитивная психология, методы познания себя
 
 
 
Выполнила
Студентка курса
Группы
 
_______________
Доц.К.Пс.Н.
 
Оценка_________«___»_____2010г.
Подпись руководителя:
__________________
 
 
 
Рубцовск  2010

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.1   Понятие когнитивной психологии……………………………………………...5
1.2   Сфера когнитивной психологии………………………………………………...9
Глава 2. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ СЕБЯ
2.1. Развитие самопознания личности……………………………………………..15
2.2. Познание себя как предпосылка самовоспитания……………………………17
2.3. Момент познания себя…………………………………………………………26
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой является когнитивная психология, методы познания себя. Когнитивная психология. Методы познания себя, заключается в том, что проблема развития когнитивной психологии и самопознания себя является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение когнитивной психологии и самопознания динамики их развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Когнитивная психология (cognitive psychology) - это психология познавательных процессов; особое когнитивно-ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных состояний и ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ. Когнитивная психология стояла у самых истоков когнитивной науки и обязана своим названием У.Найссеру, он назвал в 1967 г. свою известную книгу аналогичным образом.
По сути дела, когнитивная психология берет свое начало в декартовом принципе cogito ergo sum. В истории психологии как специальной дисциплины можно говорить о «когнитивной революции» конца 50-х годов - ее можно считать своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм, для которого было характерно отрицание какой бы то ни было роли внутренней организации психических процессов. Р.Л. Солсо называет «неудачу» бихевиоризма в числе важнейших факторов, обусловивших «когнитивную революцию».
Подход бихевиористской психологии был достаточно простым: все решается в ходе наблюдений за непосредственно воспринимаемыми поступками человека, за его реальным поведением. Но именно этот ответ был поставлен под сомнение допущением того, что все наблюдаемое поведение человека детерминируется и определяется его внутренними состояниями и ментальными, непосредственно не наблюдаемыми процессами и механизмами. Проблеме самопознания личности посвящено большое количество фундаментальных работ, как в России, так и за рубежом. На сегодняшний день, возможно, выделить более тридцати видов и уровней саморегуляции, сформулированных в русле психологической науки.
Гипотеза: мы предполагаем, что любой когнитивный процесс рассматривается в терминах обработки информации и раскладывания сложных процессов на более простые этапы. Многомерно-функциональный анализ позволяет исследовать познание себя как системное качество личности, в единстве компонентов и функциональных связей между ними.
Цель: проанализировать основные положения и примеры экспериментальных исследований когнитивной психологии и исследование методов самопознания личности.
Задачи:
-  рассмотреть понятие когнитивной психологии;
-  изучить сферу когнитивной психологии;
-  проанализировать методы познания себя.
Объект: когнитивная психология и процесс познания себя.
Предмет: анализ понятия когнитивной психологии. Методов познания себя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.1 Понятие когнитивной психологии
Когнитивная психология — область психологии, изучающая процессы познания у человека. В англоязычной литературе более принят термин cognitive sciences, обозначающий комплекс направлений исследования познания и мышления, куда, помимо психологии, включаются кибернетика, информатика, некоторые области логики, а также ряд направлений философии сознания.
Близкие проблемы решаются некоторыми направлениями лингвистики, особенно в психолингвистике, нейропсихологии, психологии развития и др. Таким образом, когнитивная психология - комплексное экспериментальное направление на стыке наук [3,с.54].
Предметом когнитивной психологии являются разнообразные аспекты человеческого познания: описание его закономерностей, изучение способов организации, выявление мозговых субстратов когнитивных процессов. Изучению подлежит вся совокупность способностей, участвующих в познании: восприятие, распознавание образов, память, мышление, в том числе вынесение суждений, решение задач; в меньшей степени приятие решений и управление действиями. Широк диапазон используемых методов, от интроспективных отчетов и многопрофильных тестов до использования оперативных методик в клинике и современных методов трехмерного картирования мозга.
Прикладные направления в когнитивной психологии играют не такую большую роль, как в некоторых других областях психологии, однако полученные результаты находят разнообразное применение, направления в эргономике, инженерной психологии, психологии обучения и педагогике, психолингвистике [95,с.134].
Исторически первым предшественником К.П. были исследования восприятия, которые проводились в конце 19 - начале 20 вв. в лабораториях
 
Вундта, Вюрцбурской и Берлинской школах психологии, а также в гештальт-психологии.
Главным результатом, полученным в тот период, можно считать осознание того факта, что даже такая сравнительно простая когнитивная способность, как восприятие, устроена чрезвычайно сложно. Большой вклад в изучение законов мышления внес также деятельностный подход и изучение социальной и культурной обусловленности мышления. Толчком к формированию когнитивной психологии как комплексной науки стало появление в середине 20 в. кибернетики, информатики и создание первых компьютерных программ.
С тех пор определяющим пониманием когнитивной психологии является понимание ее как науки о процессах переработки информации (включая ее хранение, кодировку, применение). Ведущей эвристикой в исследованиях мышления в тот период стала так называемая компьютерная метафора -сравнение организации познавательных механизмов человека с организацией работы компьютера.
Органы чувств рассматривались как устройства ввода, законы мышления - как программы. Функционализм способствовал отделению исследований работы мозга, который сравнивался с hardware, компьютерным механизмом, от исследований software, программ переработки информации, которые, как считалось, автономны от hardware и могут реализовываться на любом носителе (человеческом мозге, компьютерном железе, гипотетической силиконовой жизни). Именно изучение когнитивных программ стало объектом когнитивной психологии [3,с.55].
Главным положительным итогом применения компьютерной метафоры можно считать то, что она позволила снять требование изоморфизма мысли и мозга, которое представлялось обязательным предыдущим поколениям исследователей. В области собственно понимания процессов мышления возможности компьютерной метафоры сравнительно быстро оказались исчерпаны. Стало ясно, что познавательные процессы у человека отличаются от
программ. Так, программными средствами не удается реализовать даже распознавание образов, а более сложные задачи выделения фигуры из фона и осмысленного сигнала из шума признаны практически не решаемыми.
Согласно теории когнитивных модулей Дж. Фодора, сенсорная информация перерабатывается узкоспециализированными независимыми друг от друга модулями, в то время как высшие мыслительные функции реализуются неспецифическими механизмами. Эта гипотеза затем подверглась уточнениям и изменениям вследствие высокой пластичности практически всех мозговых структур[9,с.91].
Однако важнейшая идея параллельной переработки информации получила дальнейшее развитие. В 80 гг. 20 в. внимание исследователей привлекло изучение нейронных ансамблей и сетей, смоделированных компьютерными средствами. Нейронные сети позволяют легко моделировать обучение. На них удалось получить такие свойства реального познавательного процесса, как игнорирование несущественных изменений стимула и устойчивость к изменению самой нейронной сети. Но надежда смоделировать человеческое познание в полном объеме потерпела неудачу; не удалось обучить нейронную сеть решению даже простых логических задач.
В настоящее время предпринимаются попытки объединить сетевой подход с компьютерным, однако значимых результатов пока не получено.
Для современного этапа развития когнитивной психологии характерен возврат интереса к нейронному субстрату познавательных процессов. Возможности для этого значительно выросли с открытием методов трехмерного картирования работы мозга.
Наиболее богатые результаты получены в области изучения восприятия, в то время как высшие мыслительные функции остаются пока сравнительно мало изученными. Особый интерес данные о распознавании образов представляют для теории познания, т.к. полученные свидетельства о зависимости наблюдаемых фактов от ожиданий, от предшествующего опыта, от концептуальной   модели  и  т.п.   позволяют  подкрепить  экспериментальным
материалом критику упрощенных представлений о познании, характерных для неопозитивизма.
Данные, полученные когнитивной психологией используются в таких учениях, как радикальный конструктивизм. Особого внимания заслуживает связь когнитивной психологии и философии сознания, характерная для современной англо-американской философии [95,с.150].
Философия сознания служит для когнитивной психологии источником концептуальных моделей и гипотез. Так, например гипотезы о возможной архитектуре познавательных способностей во многом направляются соображениями о невозможности гомункулуса, исходящими от философов. Многие ученые-экспериментаторы в области когнитивной психологии одновременно являются известными философами, например Дж. Фодор. Философия сознания также проявляет интерес к когнитивной психологии.
Экспериментальные данные об организации мышления человека, о механизмах внимания и воли (и, в последнее время, о связи сознания и мозга) способствуют обогащению философских представлений о природе человека [3,с.60].
 
 
 
 
1.2 Сфера когнитивной психологии
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследования: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект; каждую из них мы рассмотрим отдельно.
Восприятие
Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и— что более важно для когнитивной психологии — о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.
Описание, данное полицейским в приведенной уличной сцене, значительно зависит от его способности «видеть» существенные признаки окружения. «Видение», однако, — это непростая вещь. Чтобы воспринимались сенсорные стимулы — в нашем случае они преимущественно зрительные надо, чтобы они имели определенную величину: если водителю предстоит выполнить описанный маневр, эти признаки должны иметь определенную интенсивность. Кроме того, сама сцена постоянно изменяется. По мере изменения положения водителя, появляются новые признаки.
Отдельные признаки получают в перцептивном процессе преимущественную важность. Указательные знаки различаются по цвету, положению, форме и т.д. Многие изображения при движении постоянно меняются, и чтобы превратить их указания в действия, водитель должен быстро корректировать свое поведение [94,с.230].
Экспериментальные исследования восприятия помогли идентифицировать многие из элементов этого процесса; с некоторыми из них мы встретимся в
следующей главе. Но исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.
Распознавание образов.
Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов. Так, когда полицейский говорит водителю «проехать через железнодорожный переезд мимо озера... рядом со старой фабрикой», его слова описывают сложные объекты (переезд, озеро, старая фабрика).
В какой-то момент полицейский описывает плакат и предполагает при этом, что водитель грамотный. Но задумаемся над проблемой чтения. Чтение — это сложное волевое усилие, при котором от читающего требуется построить осмысленный образ из набора линий и кривых, которые сами по себе не имеют смысла. Организуя эти стимулы так, чтобы получились буквы и слова, читающий может затем извлечь из своей памяти значение. Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических и когнитивных систем [94,с.232].
Внимание. Полицейский и водитель сталкиваются с несметным количеством признаков окружения. Если бы водитель уделял внимание им всем (или почти всем), он точно никогда бы не добрался до хозяйственного магазина. Хотя люди - это существа, собирающие информацию, очевидно, что при нормальных условиях мы очень тщательно отбираем количество и вид информации, которую стоит принимать в расчет. Наша способность к переработке информации, очевидно, ограничена на двух уровнях — сенсорном и когнитивном. Если нам одновременно навязывают слишком много сенсорных признаков,   у   нас   может  возникнуть   «перегрузка»;   и   если   мы   пытаемся
 
обработать слишком много событий в памяти, тоже возникает перегрузка. Последствием этого может оказаться сбой в работе.
В нашем примере полицейский, интуитивно понимая, что если он перегрузит систему, то пострадает результат, игнорирует множество тех признаков, которые водитель конечно бы заметил. И если иллюстрация, приведенная рядом с текстом диалога, является точной репрезентацией когнитивной карты водителя, то последний действительно безнадежно запутался [90,с.43].
Память. Мог бы полицейский описать дорогу, не пользуясь памятью? Конечно, нет; и в отношении памяти это даже более верно, чем в отношении восприятия. И в действительности память и восприятие работают вместе. В нашем примере ответ полицейского явился результатом работы двух типов памяти. Первый тип памяти удерживает информацию ограниченное время -  достаточно долго, чтобы поддержать разговор. Эта система памяти хранит информацию в течение короткого периода — пока ее не заменит новая. Весь разговор занял бы около 120 секунд и маловероятно, чтобы все его детали навсегда сохранились и у полицейского, и у водителя. Однако, эти детали хранились в памяти достаточно долго для того, чтобы они оба сохраняли последовательность элементов, составляющих диалог, и некоторая часть этой информации могла отложиться у них в постоянной памяти. Этот первый этап памяти называется кратковременной памятью (КВП), а в нашем случае это особый ее вид, называемый рабочей памятью [95,с. 115].
С другой стороны, значительная часть содержания ответов полицейского получена из его долговременной памяти (ДВП). Наиболее очевидная часть здесь -  знание им языка. Он не называет озеро лимонным деревом, место выставок - автопокрышкой, а улицу -  баскетболом; он извлекает слова из своей ДВП и использует их более-менее правильно. Есть и другие признаки, указывающие на то, что ДВП участвовала в его описании: «...помните, у них была выставка Экспо-84.» Он смог за долю секунды воспроизвести информацию о событии, происшедшем несколько лет назад. Эта информация
 
не поступала из непосредственного перцептивного опыта; она хранилась в ДВП вместе с огромным количеством других фактов.
Значит, информация, которой владеет полицейский, получена им из восприятия, КВП и ДВП. Кроме того, мы можем сделать вывод, что он был мыслящим человеком, поскольку вся эта информация была им представлена в виде некоторой схемы, которая «имела смысл» [94,с.237].
Воображение. Для того, чтобы ответить на вопрос, полицейский построил мысленный образ окружения. Этот мысленный образ имел форму когнитивной карты: т.е. своего рода мысленной репрезентации для множества зданий, улиц, дорожных знаков, светофоров и т.п. Он был способен извлечь из этой когнитивной карты значимые признаки, расположить их в осмысленной последовательности и преобразовать эти образы в языковую информацию, которая позволила бы водителю построить сходную когнитивную карту. Затем эта повторно выстроенная когнитивная карта дала бы водителю вразумительную картину города, которая могла бы, потом быть преобразована в акт вождения автомобиля по определенному маршруту [95,с.116].
Язык. Чтобы правильно ответить на вопрос, полицейскому нужны были обширные знания языка. Это подразумевает знание правильных названий для ориентиров и, что тоже важно, знание синтаксиса языка—   т.е. правил расположения слов и связей между ними. Здесь важно признать, что приведенные словесные последовательности могут не удовлетворить педантичного профессора филологии, но вместе с тем они передают некоторое сообщение. Почти в каждом предложении присутствуют существенные грамматические правила. Полицейский не сказал: «них ну это хозяйственном в у»; он сказал: «Ну, это у них в хозяйственном», — и мы все можем понять, что имеется в виду. Кроме построения грамматически правильных предложений и подбора соответствующих слов из своего лексикона, полицейский должен был координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения
своего сообщения.
Психология развития. Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили наше понимание того, как развиваются когнитивные структуры. В нашем случае мы можем только заключить, что говорящих объединяет такой опыт развития, который позволяет им (более или менее) понимать друг друга[93,с.45].
Мышление и формирование понятии. На протяжении всего нашего эпизода полицейский и водитель проявляют способность к мышлению и формированию понятий. Когда полицейского спросили, как попасть в «Плати-Пакуй», он ответил после некоторых промежуточных шагов; вопрос полицейского «Вы знаете, где цирк?» показывает, что если бы водитель знал этот ориентир, то его легко можно было бы направить в «Плати-Пакуй». Но раз он не знал, полицейский выработал еще один план ответа на вопрос. Кроме того, полицейский, очевидно, был сбит с толку, когда водитель сказал ему, что в мотеле «Университетский» замечательная библиотека. Мотели и библиотеки — это обычно несовместимые категории, и полицейский, который, так же как и вы знал об этом, мог бы спросить: «Что же это за мотель такой!» Наконец, употребление им некоторых слов (таких как «железнодорожный переезд», «старая фабрика», «железная ограда») свидетельствует, что у него были сформированы понятия, близкие к тем, которыми располагал водитель[94,с.237].
Человеческий интеллект
И полицейский, и водитель имели некоторые предположения об интеллекте друг друга. Эти предположения включали — но не ограничивались этим— способность понимать обычный язык, следовать инструкциям, преобразовывать вербальные описания в действия и вести себя соответственно законам своей культуры.
 
 
Искусственный интеллект. В нашем примере нет непосредственной связи с компьютерными науками; однако специальная сфера компьютерных наук, именуемая «Искусственный интеллект» (ИИ) и нацеленная на моделирование познавательных процессов человека, оказала огромное влияние на развитие когнитивной науки -  особенно с тех пор, как для компьютерных программ искусственного интеллекта потребовались знания о том, как мы обрабатываем информацию [93,с.46].
Итак, в заключение отметим, что когнитивная психология — область психологии, изучающая процессы познания у человека. В англоязычной литературе более принят термин cognitive sciences, обозначающий комплекс направлений исследования познания и мышления, куда, помимо психологии, включаются кибернетика, информатика, некоторые области логики, а также ряд направлений философии сознания.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2.МЕТ0ДЫ ПОЗНАНИЯ СЕБЯ
       2.1 Развитие самопознания личности
Самопознание - это процесс узнавания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера (предрасположенностей, ошибок слабостей, границ «Я»), своих отношений с другими людьми и т. п. «Познай самого себя!» - это изречение, высеченное над входом в храм Аполлона в Дельфах, стало любимым постулатом Сократа. Переосмыслив его, он утверждал, что познание своей нравственной сущности - путь к достижению счастья. [92,с.94].
В развитии самопознания можно выделить несколько этапов. Оно начинается в раннем детстве, когда ребенок учится отделять себя от физического мира, через окружающих его людей (первичное самопознание). Затем происходит кризис первичного самопознания, когда появляются изменения, не вписывающиеся в привычный образ «Я» [91,с.83].
Наконец, в подростковом возрасте наступает третий этап - активного самопознания - в ходе, которого человек осознает свое «духовное Я», собственные психические способности, характер, нравственные качества.
Этот процесс стимулируется активным усвоением культурного опыта предшествующих поколений в решении этических и иных жизненных проблем. С этого этапа начинается осознание внутреннего мира, достоинств и недостатков, формируются идеалы, активизируются процессы саморазвития и самосовершенствования.
Самопознание сопровождается процессом самонаблюдения. Его функция - оценка собственных возможностей, насколько человек успешно справляется с
 
 
 
 
теми или иными задачами, сравнение себя с другими по тем или иным критериям. Человек может наблюдать за собой как непосредственно в той или иной ситуации, так и, призывая на помощь память (как он вел себя вчера, месяц, год тому назад) [89,с.16].
Человек так же мало знает о себе, как и об окружающем мире. Невозможно постичь все. Воплощение мечты Фауста - всего лишь литературная фантазия, уже много десятков лет не дающая покоя людям своей волнующей возможностью быть всем...[88,с.23].
Как бы ни пытались ученые и исследователи объяснить на первый взгляд совершенно необъяснимые явления, сколь разумные и рациональные доводы не приводили бы, все равно окружающий мир остается для человека тайной. Так и каждый человек - отдельный мир - хранит в себе великое множество загадок. Постичь тайны в самом себе, познать себя, - вот заманчивая и вполне достижимая перспектива для личности. Достижимая, но не простая.
Для того чтобы разобраться в самом себе, понять, что движет теми или иными порывами и поступками, человек должен уметь объективно оценивать свои действия и их результаты. При этом не менее важно умение учитывать реакцию окружающих на собственные поступки и делать верные выводы, основываясь на отношении к себе других людей.
Процесс самопознания будет полноценным, когда человек накопит определенный жизненный опыт, так называемый «материал» для познания себя. Зрелая, состоявшаяся личность находится в постоянном развитии, и ей требуется все больше информации о жизни и о себе [83,с.22].
Можно сказать, что процесс самопознания берет начало в раннем детстве, когда маленький человек сначала учится отделять себя от остальных людей, одновременно ощущая себя как часть небольшого, камерного мира. Этот мир -семья, и ребенку поначалу трудно отделить себя от этой микрогруппы. Именно поэтому малышам кажется, что мир создан для них и вращается вокруг их интересов.
В жизни подростка самопознание оформляется в извечные вопросы: «Все
 
ли со мной так?», «Какой я?», «Чего я хочу?». Это период становления личности, осознания своих способностей и характера. С поиска ответов на эти вопросы начинается процесс самосовершенствования[78,с.12].
Первые шаги на пути к самосовершенствованию - анализ собственного внутреннего состояния, поступков и своей реакции на поступки и поведение окружающих. Это приводит к тому, что человек постепенно определяет для себя некие идеалы, нравственные образцы, которым он хотел бы соответствовать. На некоторых этапах самосовершенствование невозможно без недовольства собой, переоценки каких-то понятий, в отдельных случаях - даже угрызений совести. Если человек окажется не готов к этому, могут возникнуть внутренние и даже внешние конфликты.
Избежать подобных моментов можно, если руководствоваться опытом знающих специалистов. Самопознанию посвящено множество литературных трудов. Сформировать четкую картину того, что можно было бы в себе изменить, а что, напротив, сохранить и развить, могут помочь и курсы прикладной эзотерики[69,с.78].
Познание себя - увлекательная и захватывающая область, в которой могут открыться такие возможности, о которых человек и не подозревал ранее. Понимание себя приводит и к пониманию тех, кто рядом. А значит, становится важным шагом на пути к гармонии с собой и миром[68,с.54].
 
 
2.2 Познание себя как предпосылка самовоспитания
Самосознание - это знание себя и отношение к себе в их единство. Знание себя и характер отношения к себе определяют содержание и направленность активности личности в работе над собой. Самосознание формируется как в процессе познания других людей, так и самого себя [59,с.72].
 
Под самопознанием следует понимать изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Человек познает себя как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае самопознание осуществляется методом самонаблюдения.
В процессе восприятия, представления, размышления и переживания человек как бы раздваивается - переживая, они отдает себе отчет о собственном состоянии и оценивает его. На этом, собственно говоря, и основан самоконтроль.
Наиболее благоприятным для самонаблюдения является спокойное, уравновешенное состояние человека. Недостаточная интенсивность психической деятельности, как и чрезмерное ее напряжение, ведет к снижению возможностей! самопознания и самоконтроля [53,с.41].
Аффективное состояние, страстное увлечение чем-то или углубленное созерцание чего-либо сужают возможности самонаблюдения.
Вследствие этого осознание своего состояния бывает неполным и даже не соответствующими реальному психическому процессу. Следовательно, можно говорить о порогах, в пределах которых имеет место наиболее полное и ясное самонаблюдение.
К самонаблюдению часто относят то, что на самом деле является самоотчетом по памяти, т. е. анализом запечатленных образов. Человек в этом случае пытается восстановить в своей памяти всю ситуацию событий: внешнюю обстановку, свое состояние, поступки. При этом он старается установить причинную зависимость между явлениями и воспроизвести последовательность событий.
Где бы человек ни находился и что бы он ни делал в здоровом состоянии, он постоянно, нередко не сознавая этого, контролирует свои действия и поступки. Благодаря этому не теряется разумность поведения и целенаправленность действий.
Известно, что даже действия, доведенные до полного автоматизма, казалось бы, протекающие вне и помимо сознания, на самом деле постоянно
контролируются. Об этом свидетельствуют факты коррекции при внезапно допущенных ошибках. Так, опытная вязальщица, казалось бы, не следящая за своими движениями, мгновенно приостанавливает вязание, если спущена петля.
Люди, в зависимости от умений и навыков, могут вести наблюдение за собственной психикой с различной эффективностью [42,с.44].
Замечательной способностью самонаблюдения обладал Л. И. Толстой. Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, пишет Н. Г. Чернышевский, позволяли Л. Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей. Н. Г. Чернышевский отмечает, что тот, «кто не изучил человека  в  самом  себе,   никогда  не  достигнет  глубокого  знания  людей».
Познание себя совершается и путем анализа результатов собственной деятельности, опосредованно. Анализируя и оценивая достижения в определенной области с учетом затраченного времени и усилий, можно определить уровень развития собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности [41,с. 12].
Не менее важное значение в опосредованном познании себя имеет изучение отношения окружающих людей к познающему себя человеку. Объективные оценки близких, товарищей по коллективу позволяют глубоко познать себя. Важно сравнить самооценку личных качеств с оценками, данными им другими людьми. Это позволит выяснить уровень самосознания, степень переоценки или недооценки собственной личности.
Чем шире круг общения человека, круг связей его с другими людьми, тем у него больше возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности. Индивид может себя сравнивать, как правильно отмечает А. Я. Арет, и с литературными персонажами. И наконец, личность может себя сравнивать с идеалом человека и при этом отмечать то, чего у нее нет и что должно быть сформировано.
Успех в самопознании определяется рядом причин. Он, прежде всего, зависит от уровня знаний о человеке вообще и в особенности от знания психологии личности. Само собой понятно, что если человек имеет представления об основных психических процессах, состояниях и свойствах личности, их происхождении и развитии, то ему легче разобраться в собственном духовном мире[42,с.44].
Не менее важное значение имеет изучение художественной литературы, которая представляет в образной форме разнообразные характеры в их развитии.
Однако ничто не может заменить практическое познание себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми.
Эффект самопознания обусловлен общей жизненной позицией человека и в особенности ее требовательностью к себе. Человек, переоценивший себя и
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.