На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «г. Комсомольск-на-Амуре»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?49
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Местом прохождения производственной практики явилось Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
Полное официальное наименования: Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации муниципального образования городского округа «Комсомольск-на-Амуре» (далее – Управление ЖКХ).
Местонахождение Управления: Российская Федерация, Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре, Аллея Труда, дом № 22.
Начальник Управления – Куликов Иван Михайлович.
Управление ЖКХ администрации муниципального образования городского округа «Комсомольск-на-Амуре» является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа «Комсомольск-на-Амуре».
Управление является юридическим лицом, по организационно-правовой форме – муниципальным учреждением, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать с изображением герба Комсомольска-на-Амуре, штампы и бланки со своим наименованием, счета, открываемые в установленном законодательством порядке.
В своей деятельности Управление ЖКХ подотчетно администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре». Оно руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, законодательными и нормативными правовыми документами Хабаровского края, городской Думы, мэра города, Уставом муниципального образования городского округа «Комсомольск-на-Амуре», а также Положением об Управлении ЖКХ.
Управление осуществляет в установленном порядке функции получателя средств бюджета муниципального образования городского округа «Комсомольск-на-Амуре». Расходы на содержание Управления осуществляются за счет средств бюджета МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» в пределах выделенных ассигнований.
Имущество Управления составляют закрепленные за ним на праве оперативного управления основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, отражаемые на его самостоятельном балансе.
Источниками финансирования деятельности Управления являются:
– средства, полученные из бюджета муниципального образования городского округа «Комсомольск-на-Амуре»;
– иные средства, полученные в установленном законом порядке.
Управление осуществляет начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей в бюджет муниципального образования городского округа «Комсомольск-на-Амуре», уточнение невыясненных поступлений, контроль за полнотой и своевременностью уплаты платежей, закрепленных за Управлением как за администратором поступлений в бюджет муниципального образования городского округа «Комсомольск-на-Амуре».
Обеспечение эффективного функционирования сферы ЖКХ требует экономически грамотного умения управления ее деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности, оцениваются результаты деятельности предприятий ЖКХ, вырабатывается экономическая стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с этим, целью данной работы выступает анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1.                            Рассмотреть теоретические основы управления системой отрасли ЖКХ;
2.                            Провести анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре»;
3.                            Охарактеризовать состояние жилищно-коммунального хозяйства г. Комсомольск-на-Амуре;
4.                            Дать рекомендации по улучшению деятельности Управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре».
В работе были использованы статистические материалы деятельности Управления ЖКХ за соответствующие периоды, официальные статистические данные Администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре», официальные статистические данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Положение об Управлении ЖКХ.


1 Теоретические основы управления системой отрасли ЖКХ.

 
1.1 Общие сведения Управления ЖКХ.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.
В составе отрасли ЖКХ выделяются следующие подотрасли:
• жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
• санитарно-технические службы (канализация, предприятия по санитарной очистке);
• водоснабжение и водоотведение;
• внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
• коммунальная энергетика (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
• информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения;
• коммунально-бытовое обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, ритуальное обслуживание и т.д.);
• подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).
• внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;
• гостиничное хозяйство;
• санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
• зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);
• уличное освещение.
Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона.
Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связаны с региональной экономикой. Городское хозяйство можно рассматривать как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города (территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и некоторые другие отрасли.
К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства можно отнести:
• сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
• особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
• сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
• отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);
• многообразие организационно-правовых статусов предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;
• сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
• рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;
• особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
• необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;
• многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).
К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также его многоотраслевой характер; преимущественно местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь отраслей и предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.
Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.
Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения. ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.
В условиях форсированной приватизации в значительной мере была нарушена прежняя система жизнеобеспечения и организации экономики ЖКХ. Стихийно внедрялись новые механизмы хозяйствования, далеко не во всем заменявшие те, что действовали прежде. Государственное (муниципальное) экономическое регулирование было сведено к минимуму. Определенное равновесие в экономической системе и на потребительском рынке было достигнуто ценой крупных экономических и социальных издержек, резко снизился уровень потребления услуг ЖКХ. В результате оказались серьезно нарушенными условия нормального функционирования населенных пунктов, системы обеспечения занятости и нормальной жизнедеятельности.
И, как следствие, – сегодня в России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям; возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. В связи с этим реформа жилищно-коммунального хозяйства становится одной из самых острых экономических и социальных проблем современной России. Причина в том, что она продолжается уже более десяти лет и пока, по мнению подавляющей части населения, не принесла сколько-нибудь существенных результатов, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому реформа ЖКХ и связанные с ней процессы являются постоянным источником социального напряжения в обществе.
 

1.2 Характеристика жилищно-коммунального хозяйства города.

Управление ЖКХ выступает как вышестоящий орган управления для муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства и осуществляет координацию и контроль их деятельности. Перечень подведомственных предприятий представлен в таблице 1.1.
 
Таблица 1.1 – Перечень подведомственных муниципальных предприятий
Наименование предприятия
Адрес предприятия
Наименование оказываемых услуг
Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика № 1»
ул. Севастопольская, 24
управление жилищным фондом
Муниципальное унитарное предприятие «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт Ленинского округа»
ул. Радищева, 4
озеленение, ремонт и содержание улично-дорожной сети и объектов благоустройства
Муниципальное унитарное предприятие «Производственное предприятие тепловых сетей»
ул. Путейская, 68
теплоснабжение
Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Комсомольска-на-Амуре»
ул. Ленина, 44/2
оказание услуг расчетно-кассового обслуживания предприятий, работающих в сфере ЖКХ
Муниципальное унитарное предприятие «Теплоцентраль»
ул. Пугачева, 84
теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение
Муниципальное унитарное предприятие «Предприятие электрических сетей»
ул. Просвещения, 1
электроснабжение
Муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство»
ул. Павловского, 18
озеленение, ремонт и содержание улично-дорожной сети и объектов благоустройства
Муниципальное унитарное предприятие «Бани – 2»
ул. Орехова, 57
баня, сауна
Муниципальное унитарное предприятие «Специализированный комбинат коммунального обслуживания»
ул. Копровая, 10
оказание ритуальных услуг, содержание кладбища
Муниципальное унитарное предприятие «Горсвет»
ул. Комсомольская, 19
содержание, капитальный и текущий ремонт линий наружного освещения
Муниципальное унитарное предприятие «Производственный банно-прачечный комбинат»
ул. Кирова, 36
банно-прачечные услуги, сауна
Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал»
ул. Кирова, 24
холодное водоснабжение, водоотведение
Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство по санитарной уборке города»
Северное шоссе, 44/2
вывоз мусора, сбор и утилизация ТБО, озеленение, ремонт улично-дорожной сети и объектов благоустройства
 
В системе жилищно-коммунальных и специализированных предприятий города Комсомольск-на-Амуре работают 4213 человек. Помимо 5 муниципальных предприятий управлением, содержанием и эксплуатацией жилищного фонда занимаются также 18 частных организаций. Содержание и ремонт лифтового оборудования, ремонт кровель осуществляют также две частные компании – ООО «Компания «Резонанс» и ООО «Амурлифт».
В топливно-энергетическом комплексе, помимо указанных в таблице 1 муниципальных организаций, осуществляют свою деятельность также и ряд сетевых компаний. Так, производством и реализацией тепловой энергии занимаются структурные подразделения филиала «Хабаровская генерация» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» – «Комсомольская ТЭЦ-2» и «Комсомольская ТЭЦ-3». Ими в 1-ом полугодии 2011 года было произведено 1083,5 млн. кВт. ч. электроэнергии и 2089,2 тыс. Гкал тепловой энергии, что составляет112,3% и 107,2% к уровню 2010 года соответственно. Эксплуатацией электрических сетей и энергоснабжением потребителей занимается также структурное подразделение «Северные электрические сети» филиала «РСК» ОАО «Хабаровскэнерго».
Газоснабжение потребителей, а также эксплуатация газовых сетей и газового оборудования находится в ведении Комсомольского филиала ОАО «Хабаровсккрайгаз».
В прошлом году был выполнен ремонт 18 единиц энергетического оборудования на городских ТЭЦ, на муниципальных котельных отремонтировано 12 отопительных котлов. Проведены испытания температурные, на плотность и механическую прочность, промывка тепловых сетей. Выполнен монтаж 1,4 тыс. погонных метров трубопроводов, проведено восстановление теплоизоляции протяжённостью 1,1 тыс. метров. Выполнен капитальный ремонт 2,9 тыс. погонных метров внутриквартальных теплотрасс. Произведена замена 12,2 км воздушных и 1,2 км кабельных электролиний.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 году составил 1 120 725,4 тыс. рублей, в 2011 году на эти цели запланировано 956933,3 тыс. руб. Из них 486 803 тыс. руб. будет потрачено на увеличение стоимости основных средств, а 60055 тыс. руб. – на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения. Остальные средства пойдут непосредственно на содержание объектов ЖКХ.
За первое полугодие 2010 года по капитальному ремонту объектов жилищного фонда всего выполнено работ на общую сумму 42,4 млн. рублей, при плане на год 1059,4 млн. рублей, или 40,0 %, из них:
–          за счёт средств бюджета города выполнено работ на сумму 17,2 млн. рублей, при плане на год 46,6 млн. рублей, или 37,0 %;
–          за счёт средств собственников помещений на капитальный ремонт и найм жилья на сумму 25,2 млн. рублей, при плане на год 59,4 млн. рублей, или 33,0 %.
В том числе за первое полугодие капитально отремонтировано:
–          272 кровли, при плане на год 665 кровель, или 41,0 %;
–          выполнен ремонт панельных швов на 3 жилых домах протяжённостью 4,0 тыс.м.п. при плане 3 жилых дома, 7,9 тыс. м.п.;
–          заменено 3 единицы лифтового оборудования, что соответствует плану;
–          завершены работы по капитальному ремонту внутридворовых территорий на 11-ти объектах, при годовом плане 18 объектов.
За первое полугодие 2010 года по капитальному ремонту и текущему содержанию объектов благоустройства выполнено работ на общую сумму 94,8 млн. рублей, при скорректированном плане работ на текущий год 205,3 млн. рублей, или 46,2%, в том числе:
–          по капитальному ремонту объектов благоустройства – 9,4 млн. рублей, при плане на год 36,9 млн. рублей, или 25,5%;
–          по текущему содержанию объектов благоустройства- 84,6 млн. рублей, при плане на год – 165,7 млн. рублей, или 51,1%. По текущему содержанию объектов благоустройства выполнялись работы по содержанию дорог и линий уличного освещения, озеленению, содержанию памятников, мест отдыха, мемориала, оформление города к празднику.
За 1 полугодие 2010 года в городе высажено за счёт местного бюджета 640 деревьев, выполнено устройство цветников на площади 3,1 тыс.м.кв., проведено кошение газонов на площади 1032,2 тыс.м.кв.
В списках граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, состоит 1153 человека. В течение первого полугодия 2010 года получили жилые помещения, улучшили свои жилищные условия 162 семьи.
В городе в настоящее время насчитывается 102 жилых дома, относящихся к категории ветхого жилья. Процент износа строений составляет 55-70%.
В течение последних двух лет Управление ЖКХ участвует в реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. В ходе реализации указанных программ уже выполнен капитальный ремонт 373 объектов в 197 многоквартирных домах. Общая стоимость работ составила 565 млн. рублей. Большая часть средств, около 500 млн. рублей, поступила из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Из местного бюджета было выделено более 36 млн. рублей. Около 28 млн. рублей вложили в реализацию программ собственники жилых помещений. На указанные средства были отремонтированы кровли в 126 домах, фасады в 46 домах, внутридомовые инженерные сети в 43 домах, подвалы в двух домах, заменено 156 лифтов в 40 жилых домах.
В 2011 году федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ Хабаровскому краю установлен денежный лимит на проведение капитального ремонта в размере 98 млн. рублей. В связи с незначительным объемом выделенных средств, Правительством края принято решение о включении в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2011 году ограниченное количество муниципальных образований и поселений края. Город Комсомольск-на-Амуре в данный перечень не включен.
Вместе с тем, в текущем году от Управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» в Правительство края представлены документы, необходимые для участия в программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Администрация города намерена привлечь из фонда содействия реформированию ЖКХ для этих нужд 162 млн. рублей.
Показатели состояния газификации, водоснабжения и некоторых других отраслей жилищно-коммунального хозяйства Комсомольска-на-Амуре представлены в Приложении А.
 

1.3 Задачи и функции Управления ЖКХ.

На Управление ЖКХ возложены следующие задачи:
– формирование и реализация на территории муниципального образования единой политики и стратегии развития жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса, направленной на повышение эффективности деятельности и устойчивого функционирования муниципальных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению;
– участие в разработке и обеспечении реализации программ социально-экономического развития городского округа;
– разработка основных перспективных направлений по развитию, модернизации, повышению качества предоставляемых услуг муниципальными предприятиями жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса городского округа;
– координация научно-технической политики в жилищно-коммунальном и топливно-энергетическом хозяйстве городского округа;
– участие в формировании, исполнение местного бюджета и контроль исполнения местного бюджета по отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
– определение и осуществление тарифной, ценовой политики в жилищно-коммунальном и топливно-энергетическом хозяйстве городского округа;
– содействие развитию предпринимательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг населению.
–          создание условий для управления многоквартирными домами;
–          разработка комплексных перспективных планов внешнего благоустройства территорий МО ГО «Комсомольск-на-Амуре»;
–          создание комфортных условий для проживания населения на территории МО ГО «Комсомольск-на-Амуре», придание территориям внешней выразительности.
В целях выполнения возложенных задач Управление осуществляет следующие функции:
– разрабатывает и предоставляет в установленном порядке главе администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» проекты муниципальных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
– участвует в разработке проектов развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры городского округа;
– содействует внедрению новых ресурсосберегающих технологий, современных высокоэффективных материалов, изделий, конструкций в жилищно-коммунальном хозяйстве;
– в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по развитию жилищно-коммунального хозяйства;
– оказывает в пределах своей компетенции методическую и организационную помощь организациям жилищно-коммунального комплекса;
– участвует в рассмотрении технико-экономических обоснований тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
– предоставляет гражданам по их запросам информацию в рамках своих полномочий;
– заключает контракты на сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов, осуществляет контроль за исполнением их условий;
– заключает контракты на содержание городских дорог, площадей, парков, пляжей и иных мест общего пользования, осуществляет контроль за соблюдением их условий;
– заключает контракты на ремонт и техническое содержание объектов внешнего благоустройства (ограды, скамейки, фонтаны и т.п.), осуществляет контроль за исполнением их условий;
– заключает контракты на производство работ, связанных с уходом за зелеными насаждениями, осуществляет контроль за исполнением их условий;
– заключает контракты на эксплуатацию муниципальных аттракционов, осуществляет контроль за исполнением их условий;
– заключает контракты на отлов бродячих животных, осуществляет контроль за исполнением их условий;
– заключает контракты на содержание муниципальных общественных туалетов, осуществляет контроль за исполнением их условий;
– осуществляет контроль за содержанием и развитием системы уличного освещения городского округа, разрабатывает перспективные планы ее развития, заключает контракты со специализированными организациями на предоставление услуг по уличному освещению;
– заключает контракты на установку указателей с названиями улиц и номерами домов, их содержание и своевременный ремонт (замену);
– ведет учет созданных на территории городского округа товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных, иных специализированных кооперативов, управляющих компаний, предоставляющих услуги по управлению многоквартирными домами, организует постоянное взаимодействие с их руководителями;
– оказывает организационную, методическую и техническую помощь при проведении общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах;
– организует в предусмотренных законодательством случаях проведение конкурсов на выбор управляющих организаций;
– оказывает организационную и методическую помощь по подготовке профессиональных кадров для работы, связанной с управлением многоквартирными домами;
– осуществляет контроль за работой аварийно-диспетчерских служб для ликвидации аварий на инженерных сетях многоквартирных домов;
– осуществляет контроль за выполняемыми подрядчиками в рамках полномочий Управления работ, а также иные контрольные функции в рамках полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством;
– разрабатывает ежегодные планы финансирования работ и услуг в сфере деятельности Управления, выполняемых с привлечением различных подрядчиков;
– участвует в разработке предложений по градостроительному и социально-экономическому развитию территорий;
– по поручению главы администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре», заместителя главы, курирующего Управление, выдает проектным организациям задания на разработку проектной документации по благоустройству и внешнему оформлению территорий, контролирует их выполнение;
– участвует в разработке и реализации градостроительных разделов целевых программ в части благоустройства и внешнего оформления, а также программ социально-экономического развития на территории муниципального образования;
– участвует в разработке правил благоустройства и внешнего оформления территорий МО ГО «Комсомольск-на-Амуре»;
– разрабатывает положения о проведении конкурсов, направленных на улучшение внешней выразительности территории МО ГО «Комсомольск-на-Амуре»;
– обеспечивает координацию деятельности муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и иных организаций на территориях МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» по решению вопросов местного значения;
– участвует в организации и контроле за обеспечением потребностей населения на территориях МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» в социально-культурных, коммунально-бытовых, торговых, транспортных услугах, услугах энергосбережения и связи, других жизненно важных услугах;
– участвует в организации и контроле за благоустройством, санитарной очисткой и озеленением территории МО ГО «Комсомольск-на-Амуре»;
– рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
– заключает иные контракты в рамках задач, предусмотренных настоящим Положением;
– осуществляет иные функции в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами.
Управление, в соответствии с возложенными на него задачами и функциями, обладает следующими полномочиями:
–          издавать в пределах своей компетенции приказы, правила, инструкции и положения, обязательные для исполнения подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним и контролировать их исполнение;
–          подготавливать проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
–          запрашивать и получать в установленном порядке от органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Управление задач;
–          по согласованию с Главой города выступать учредителем и осуществлять полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций, входящих в систему Управления, и утверждать их уставы;
–          создавать в установленном порядке при Управлении комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов, относящихся к компетенции Управления;
–          запрашивать и получать в установленном порядке у органов местного самоуправления, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Управление задач;
–          представлять в установленном порядке работников жилищно-коммунального хозяйства к государственным и муниципальным наградам и присвоению почетных званий к работникам жилищно-коммунального комплекса и организаций подведомственных Управлению.


2 Анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «г. Комсомольск-на-Амуре».

 

2.1 Анализ структуры управления и кадровой работы.

Управление ЖКХ является структурным подразделением Администрации г. Комсомольск-на-Амуре и сформировано на основе линейной структуры управления (рисунок 2.1).
 
Рисунок 2.1 – Организационная структура Управления ЖКХ
Из данного рисунка видно, что в основу оргструктуры Управления ЖКХ положена функциональная модель: структурные подразделения сгруппированы по функциям.
Организационная структура и штатное расписание Управления утверждаются начальником Управления по согласованию с главой администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре». На данный момент в штате Управления ЖКХ числится 29 человек. Из них 6 человек относится к категории «Управленческий персонал», а остальные 23 – к категории «Специалисты».
Работники Управления, замещающие муниципальные должности муниципальной службы, являются муниципальными служащими администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре». На них распространяются все права, обязанности, ограничения и социальные гарантии, предусмотренные для муниципальных служащих муниципальной службы действующим законодательством, Уставом муниципального образования городского округа «Комсомольск-на-Амуре», решениями городской Думы МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» и постановлениями главы администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре».
Прием (назначение), перевод и увольнение (освобождение) от занимаемых должностей муниципальных служащих Управления производится приказом начальника Управления.
Прием на работу и увольнение с работы работников Управления, не являющихся муниципальными служащими, производится приказом начальника Управления.
Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре».
Начальник Управления имеет одного заместителя. Он осуществляет деятельность в соответствии с должностной инструкцией и выполняет функции начальника Управления в период его отсутствия.
Начальник Управления:
– действует без доверенности от имени Управления, представляет его интересы во всех государственных учреждениях, организациях, предприятиях, в отношениях с иными юридическими и физическими лицами по вопросам и задачам, входящим в компетенцию Управления;
– открывает и закрывает в установленном законодательством порядке в уполномоченных учреждениях счета, подписывает и визирует финансовые и иные документы в пределах своей компетенции;
– утверждает должностные инструкции сотрудников Управления, положения о структурных подразделениях Управления;
– предоставляет на согласование главе администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» структуру и штатное расписание Управления;
– издает в пределах своей компетенции приказы, дает указания, обязательные для исполнения работниками Управления и руководителями подведомственных учреждений;
– организует прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам своей компетенции, принимает по ним решения, а в иных случаях в соответствии с законодательством – направляет их в соответствующие органы местного самоуправления городского округа, государственные органы и организации;
– осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами.
Начальник Управления несет персональную ответственность за:
– выполнение возложенных на Управление задач и функций;
– своевременность рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам своей компетенции;
– соблюдение финансовой дисциплины;
– хранение и правильное использование гербовой печати;
– создание сотрудникам Управления условий труда, соответствующих требованиям законодательства.
 
2.2 Финансовый анализ деятельности Управления ЖКХ.
Для общей оценки динамики финансового состояния Управления ЖКХ необходимо построить аналитический баланс, позволяющий оценить структуру имущества предприятия и источников их формирования, а также одновременно произвести горизонтальный и вертикальный анализ баланса. Для наглядности оформим это в виде таблицы 2.1.
 
Таблица 2.1 - Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
Показатель
2009 год
2010 год
Изменение
 
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
Актив
 
 
 
 
 
 
Денежные средства
1306
28,09
41430
25,77
40124
-2,32
Краткосрочные финансовые вложения
0
0,00
19000
11,80
19000
11,80
Дебиторская задолженность
3276
70,45
48336
30,06
45060
-40,39
Сырье
1
0,02
12389
7,70
12388
7,68
Готовая продукция
0
0,00
3493
2,20
3493
2,20
Расходы буд. периодов
1
0,02
163
0,10
162
0,08
НДС
0
0,00
2349
1,50
2349
1,50
Показатель
2009 год
2010год
Изменение
 
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
Итого оборотных активов
4584
98,58
127160
79,08
122576
-19,50
Нематериальные активы
0
0,00
0
0,00
0
0,00
Основные средства
66
1,42
2602
1,60
2536
0,18
Долг. фин. вложения
0
0,00
4178
2,60
4178
2,60
Отложенные налоговые активы
0
0,00
73
0,05
73
0,05
Прочие внеоборотные активы
0
0,00
26777
16,65
26777
0,56
Итого внеоборотных активов
66
1,42
33630
20,90
33564
19,48
Пассив
 
 
 
 
 
 
Долгосрочные кредиты
0
0,00
207
0,13
207
0,13
Кредиторская задолженность
3911
84,10
35200
21,89
31289
-62,21
Поставщики
3101
66,69
8768
5,40
5667
5,40
Персонал
244
5,25
2231
1,39
1987
-3,86
Бюджет
468
10,06
5993
3,70
5525
-6,36
Внебюджетные фонды
98
2,10
1191
0,70
1093
-1,40
Прочие краткосрочные обязательства
0
0,00
17019
10,58
17019
10,58
Займы и кредиты
293
6,30
0
0,00
-293
-6,30
Итого краткосрочные обязательства
4204
90,40
52181
32,40
47977
3,50
Уставный капитал
10
0,20
20
0,01
10
-0,19
Нераспределенная прибыль
435
9,35
115803
72,02
115368
62,67
Итого собств. капитал
446
9,60
108402
67,42
107956
57,82
Валюта баланса
4650
100,00
160790
100,00
156140
0,00
 
Из таблицы 2.1 видно, что в целом наблюдается заметный рост валюты баланса, что свидетельствует о стабильном развитии предприятия. В частности, наблюдается значительный рост суммы оборотных активов по сравнению с 2009 годом на 122576 т.р.
Кроме того, в пассиве баланса в 2010 году также произошли значительные изменения в сумме краткосрочных обязательств – они увеличились на 47977 т.р. по сравнению с 2009 годом, а собственный капитал снизился к 2010 году на 107956 т.р. по сравнению с предыдущим периодом. В частности, увеличение собственного капитала в 2010 году произошло, в основном, за счет увеличения суммы уставного капитала на 10 т.р. и суммы нераспределенной прибыли на 115368 т.р. по сравнению с 2009 годом.
Если рассматривать актив баланса, то можно сделать вывод о существенном увеличении суммы оборотных активов на 122576 т.р. в 2010 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это произошло, главным образом, за счет повышения суммы дебиторской задолженности в активе баланса, которая к концу 2010 года достигла 48336 т.р., что на 45060 т.р. больше суммы в 2009 году.
Кроме того, наибольший рост оборотных активов в 2010 году был достигнут, в основном, за счет постепенного увеличения сумм сырья и готовой продукции. А в 2010 году появилась статья краткосрочных финансовых вложений и составила 19000 т.р. Необходимо отметить увеличение денежных средств на 40124 т.р. в 2010 году по сравнению с предыдущим периодом.
К концу 2010 года задолженность по НДС составила 2349 т.р., что также существенно повлияло на итоговую сумму оборотных активов. Расходы будущих периодов к концу 2010 года достигли суммы в 163 т.р., что на 162 т.р. больше аналогичного показателя прошлого года.
В 2010 году произошло общее увеличение суммы внеоборотных активов на 33564 т.р.. Необходимо отметить, что в данном отчетном году отмечалось увеличение суммы прочих внеоборотных активов на 26777 т.р., доля данной статьи в валюте баланса также увеличилась на 0,56%.
В 2010 году понижение доли оборотных активов на 19,50% сопровождалось повышением удельного веса внеоборотных активов в валюте баланса на ту же величину. Это свидетельствует о том, что предприятие не уделяло должное внимание своим наиболее ликвидным активам. Произошло снижение оборотного капитала (в 2010 году его доля составила 79,08% в валюте баланса).
Необходимо также отметить, что в 2009-2010 годах дебиторская задолженность заметно увеличивается одновременно с резким ростом кредиторской задолженности, что означает отрицательную тенденцию в развитии предприятия, так как появляется реальная угроза финансовой устойчивости данного предприятия.
Теперь рассмотрим более подробно пассив баланса. Сумма долгосрочных кредитов к 2010 году увеличилась на 207 т.р. Доля кредиторской задолженности в валюте баланса в 2010 году составила 35200 т.р. В большей степени на изменение величины кредиторской задолженности повлияли статьи задолженности перед поставщиками, бюджетом и внебюджетными фондами.   Сумма задолженности поставщикам в 2010 году выросла на 5667 т.р. или на 5,4% по отношению к валюте баланса. Задолженность перед персоналом организации значительно увеличилась в отчетный период и составила 2231 т.р. Сумма задолженности перед бюджетом выросла на 5525 т.р. и к концу 2010 года составила 8768 т.р. (или 3,7% от валюты баланса).
К 2010 году увеличилась задолженность перед внебюджетными фондами на сумму 1093 т.р. В 2010 году появляется статья прочих краткосрочных обязательств в сумме 17019 т.р. В 2009 году предприятием были привлечены займы и кредиты на общую сумму 293 т.р. Все вышеперечисленные показатели в разной степени повлияли на общую сумму краткосрочных обязательств. Общее увеличение суммы краткосрочных обязательств произошло за счет повышения кредиторской задолженности. Общий итог краткосрочных обязательств по сравнению с предыдущим периодом увеличился в 2010 году – на 47977 т.р.
Динамика собственного капитала за два анализируемых периода была крайне неустойчивая. К 2010 году величина собственного капитала составила 108402 т.р., что на 107956 т.р. больше, чем в 2009 году. Это обусловлено, главным образом, изменением уставного капитала и суммы нераспределенной прибыли. Уставный капитал в 2010 году увеличился на 10 т.р., по сравнению с предыдущим периодом. Сумма нераспределенной прибыли составила 115803 т.р.
По данным аналитического баланса кредиторская задолженность увеличилась на конец 2010 года в 9 раз. Вся она является краткосрочной. Это свидетельствует об увеличении «бесплатных» источников покрытия потребности общества в оборотных средствах.
Сравнение состояния дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать следующий вывод: преобладает сумма дебиторской задолженности, темп ее прироста аналогичен темпу прироста кредиторской задолженности. Причина этого – высокая скорость обращения дебиторской и кредиторской задолженности.
 
2.3 Анализ прибыли и рентабельности УЖКХ, топлива и энергетики администрации города.
Отчет о прибылях и убытках — одна из основных форм бухгалтерской отчетности (форма № 2), которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
В форме № 2 отражается величина балансовой прибыли или убытка и отдельные слагаемые этого показателя:
- прибыль/убытки от реализации продукции;
- операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы);
- доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности (штрафы, безнадежные долги);
Также представлены:
- затраты предприятия на производство реализованной продукции по полной или производственной стоимости,
- коммерческие расходы, управленческие расходы,
- выручка нетто от реализации продукции,
- сумма налога на прибыль, отложенные налоговые обязательства (ОНО), активы (ОНА) и постоянные налоговые обязательства (активы) (ПНО(А)),
- чистая прибыль.
Для анализа и отслеживания динамики показателей прибыли ЖКХ необходимо составить таблицу, которая позволит оценить степень влияния отдельных показателей на итоговое значение чистой прибыли.
Таблица 2.2 - Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках
 
Наименование показателя
2009 год
2010год
Изменение
 
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
Выручка от продажи товаров
12477
200222
187745
Себестоимость товаров
11482
145923
134441
Валовая прибыль
995
54299
53304
Управленческие расходы
378
5943
5565
Прибыль от продаж
617
48356
47739
Прочие операционные расходы
2357
25147
22790
Внереализационные расходы
2989
640
-2349
Прибыль до налогообложения
35522
81286
45764
Текущий налог на прибыль
8077
19808
11731
Чистая прибыль
27445
61287
33842
 
Из таблицы 2.2 видно, что в 2010 году наблюдается значительный рост первых двух показателей (выручка от продажи и себестоимость). В частности, выручка от продажи товаров увеличилась в 2010 году на 187745 тыс. руб. по сравнению с предыдущим периодом и составила 200222 тыс. руб.
А вот себестоимость товаров в 2010 году увеличилась на 13441 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. В целом изменение суммы выручки и себестоимости благоприятно сказалось на величине валовой прибыли и прибыли от продаж. Валовая прибыль в 2010 году повысилась на 53304 тыс. руб. и составила 54299 тыс. руб., что обусловлено увеличением выручки от продажи товаров по сравнению с 2009 годом.
В анализируемых периодах операционные расходы 2357 тыс. руб. и 25147 тыс. руб. соответственно в 2009 и 2010 годах). А вот внереализационные расходы снизили сумму прибыли до налогообложения на 2989 тыс. руб. и на 640 тыс. руб. соответственно в 2009 и 2010 годах.
Как видно из таблицы 2.2, прибыль до налогообложения в 2010 году существенно повысилась на 45764 тыс. руб. и достигла максимального значения в 81286 тыс. руб. Это произошло, в основном, за счет увеличения выручки от реализации продукции.
Что касается текущего налога на прибыль, то сумма налога в последнем отчетном периоде повысилась на 11731 тыс. руб. Величина чистой прибыли является главным показателем эффективной работы предприятия. Поэтому ее увеличение в 2010 году сразу на 33842 тыс. руб. за год оценивается положительно. В целом в 2010 году наблюдалась положительная тенденция в развитии данного показателя, что говорит о достаточно эффективной деятельности предприятия.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Для данного анализа необходимо рассчитать семь коэффициентов. Для удобства и простоты расчетов данной группы коэффициентов возьмем все значения из 2009 года, а результаты расчета по остальным периодам сведем в таблицу 2.3.
1). Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации) рассчитывается по формуле
Коб.акт. = выручка от реализации / активы
     Коб.акт. = 12477/4650 = 2,68
Для расчета этого и следующих коэффициентов в днях необходимо количество дней в году разделить на данное значение коэффициента, т.е. 360/2,68 = 134 дня.
2). Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается по формуле
Коб.д.з. = выручка от реализации / дебиторская задолженность
Коб.д.з. = 12477/3276 = 3,8 или Коб.д.з. = 360/3,8 = 94 дня.
3). Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается по формуле
Коб.к.з. = себестоимость / кредиторская задолженность
Коб.к.з. = 11482/3911 = 2,9 или Коб.к.з. = 360/2,9 = 124 дня.
4). Коэффициент оборачиваемости запасов рассчитывается по формуле
Коб.зап. = себестоимость / стоимость запасов
Коб.зап. = 11482/2 = 5741 или Коб.зап. = 360/5741 = 0,06 дней.
5). Длительность операционного цикла рассчитывается по формуле
Доп.ц. = оборачиваемость дебиторской задолженности (в днях) + оборачиваемость запасов (в днях) и отражается всегда в днях.
Доп.ц. = 94 + 0,06 = 94,06 дней.
6). Коэффициент оборачиваемости основных средств рассчитывается по формуле
Коб.осн.ср. = выручка от реализации / основные средства
Коб.осн.ср. = 12477/66 = 189 или Коб.осн.ср. = 360/189 = 1 день.
7). Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается по формуле
Коб.соб.кап. = выручка от реализации / собственный капитал
Коб.соб.кап. = 12477/10 = 1247,7 или Коб.соб.кап. = 360/1247,7 = 0,29 дня.
Таблица 2.3 - Расчет коэффициентов деловой активности
 
№ п/п
Показатели
Ед. изм.
2009 год
2010 год
1.
Коэффициент оборачиваемости активов
обороты
2,68
1,25
 
 
дни
134
288
 
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
обороты
3,8
4,100
 
 
дни
94
87
3.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
обороты
2,9
4,1
 
 
дни
124
87
4.
Коэффициент оборачиваемости запасов
обороты
5741
9
 
 
дни
0,06
40
5.
Длительность операционного цикла
дни
94,06
127
6.
Коэффициент оборачиваемости основных средств
обороты
189
6,2
 
 
дни
1
58
7.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
обороты
1247,7
10011,1
 
 
дни
0,29
0,04
 
Как видно из таблицы, коэффициенты деловой активности имеют различные тенденции: одни – увеличивают свое значение (как, например коэффициент оборачиваемости основных средств и длительность операционного цикла), а другие – заметно снижаются (как коэффициент оборачиваемости запасов и активов). Если рассматривать более подробно каждый коэффициент в анализируемых периодах, то можно сделать следующие выводы.
Из таблицы 2.3 видно, что коэффициент оборачиваемости активов (или коэффициент трансформации) в 2010 году заметно снизился по сравнению с предыдущим периодом почти на 60% и составил 1,25 оборотов (или 288 дней). Это значит, что за 288 дней совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход в виде прибыли, или другими словами, что 1,25 рубля реализованной продукции принес каждый рубль активов. В целом по данной отрасли (торговля) рассчитанные нами показатели оборачиваемости активов в 1,5 – 2,5 оборота в год достаточно приемлемы, однако падение данного коэффициента заставляют задуматься о причинах нестабильной работы предприятия, и по возможности, попытаться их ликвидировать. В дальнейшем предприятие должно быть нацелено на увеличение оборачиваемости активов и снижение длительности всего производственного цикла.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности также является величиной постоянно меняющейся. В частности, в 2010 году произошло увеличение данного коэффициента (с 3,8 до 4,1 оборотов), что свидетельствует о медленном снижении суммы выручки.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в 2010 году увеличился на 1 оборот в год по сравнению с предыдущим периодом с 2,9 до 4,1 оборотов, что привело к снижению оборачиваемости кредиторской задолженности на 37 дней.
Из таблицы 2.3 видно, что коэффициент оборачиваемости запасов в 2010 году показал значение в 9 оборотов или 40 дней, что объясняется увеличением суммы запасов в отчетные периоды на 16043 тыс. руб. периодом. Динамика коэффициента оборачиваемости запасов свидетельствует о достаточно нестабильном пополнении запасов на предприятии.
Если продолжить анализ следующих коэффициентов, то можно увидеть повышение длительности операционного цикла в 2010 году на 33 дня. Это означает, что для закупки, реализации и получения денежных средств за продукцию предприятию в 2010 году потребуется 127 дней. В перспективе предприятие должно стремиться к снижению данного показателя, т.к. чем быстрее будет происходить процесс реализации и оплаты продукции, тем больше прибыли получит предприятие.
Из таблицы 2.3 видно, что коэффициент оборачиваемости основных средств заметно снизился в 2010 году на 182,8 оборотов по сравнению с предыдущим периодом и составил 6,2 оборота или 58 дней. Значит, в 2010 году наблюдалась пассивность превращения основных средств в денежные (т.е. на 1 рубль основных средств в 2010 году приходилось по 6,2 рубля выручки от реализации продукции).
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала в 2010 году заметно увеличил свое значение на 8763,4 оборотов, что произошло благодаря резкому росту собственного капитала на 107956 тыс. руб. К 2010 году коэффициент оборачиваемости собственного капитала составил 10011,1 оборотов, а это значит, что на 1 рубль собственных средств предприятие получает 10011,1 рублей выручки от реализации своей продукции.
Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия. Необходимо рассчитать всего три коэффициента рентабельности. Для удобства и простоты расчетов этих коэффициентов возьмем все значения из 2010 года, а результаты расчета по остальным периодам сведем в таблицу 2.4.
1). Коэффициент рентабельности активов рассчитывается по формуле
Ракт. = прибыль от продаж / активы * 100%
     Ракт. = 48356/160790*100% = 30,07%
2). Коэффициент рентабельности реализации рассчитывается по формуле
     Рреал. = прибыль от продаж / выручка от реализации * 100%
     Рреал. = 48356/200222*100% = 24,2%
3). Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается по формуле
Рс.к. = прибыль от продаж / собственный капитал *100%
Рс.к. = 48356/108402*100% = 44,6%.
 
Таблица 2.4 - Расчет коэффициентов рентабельности
 
Показатели
2009 год
2010 год
Изменение
Коэффициент рентабельности активов, %
13,3
30,07
16,77
Коэффициент рентабельности реализации, %
4,9
24,2
19,3
Коэффициент рентабельности собственного капитала, %
138,3
44,6
-93,7
 
Коэффициент рентабельности активов в 2010 году повысил свое значение на 16,77%, и именно в этот период было зафиксировано максимальное значение данного коэффициента в 30,07%. Это значит, что предприятие получает 30 копеек прибыли с каждого рубля, вложенного в активы.
Необходимо отметить, что повышению данного коэффициента в 2010 году способствовало увеличение прибыли от продаж в данном периоде на 47739 тыс. руб. Это говорит о том, что организация достаточно эффективно использовала в 2010 году все свое имущество.
Коэффициент рентабельности реализации в 2010 году увеличился на 19,3% по сравнению с предыдущим периодом и составил 24,2%. А это значит, что предприятие в 2010 году получило 0,24 рубля чистой прибыли с каждого рубля реализованной продукции.
Коэффициент рентабельности собственного капитала в 2009 году показал значение в 138,3%, а уже к 2010 году снизил его до 44,6%, что произошло благодаря резкому повышению (на 107956 тыс. руб.) суммы собственного капитала в этот период времени. В 2010 году данный коэффициент показывал реальное значение в 44,6%, а это значит, что на один рубль собственного капитала в этот период приходилось по 0,45 рублей прибыли предприятия. Данный коэффициент является важнейшим источником информации о перспективах вложения капитала в данное предприятие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство. Муниципалитет, в лице Управления ЖКХ, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами.
При этом главная задача муниципалитета в современных условиях – не оказание услуг по управлению жилищным фондом с помощью подведомственных учреждений, как это делается сейчас, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и высоком качестве. Основой преобразований в этой связи должна стать реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом, и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.
Таким образом, можно выделить ключевые направления работы муниципалитетов:
1) информационная поддержка реформы ЖКХ: обеспечение необходимыми методическими материалами собственников, их обучение;
2) создание системы независимого и объективного контроля соблюдения прав собственников.
Для принятия своевременных, эффективных и отвечающих интересам собственников управленческих решений необходима комплексная информация об экономическом, технико-технологическом и функциональном состоянии отрасли.
Поэтому для решения данной проблемы необходимо выделить в составе мониторинга состояния ЖКХ два направления:
1. финансовый мониторинг – исходя из потребности получения информации о финансовом состоянии предприятий отрасли, уровне конкуренции и, соответственно, уровне тарифов на услуги;
2. технологический мониторинг – направленный на анализ качества и гарантированности бесперебойного обеспечения населения услугами (см. рис. 3.1).


 
Рисунок 3.1 – Задачи мониторинга состояния ЖКХ
 
Для успешной реализации перечисленных на рисунке 3.1. задач мониторинга ЖКХ в структуре администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» считаем целесообразным выделение самостоятельного подразделения, осуществляющего мониторинг, т.е. занимающегося сбором, обработкой, анализом и распределением информации, и имеющего налаженное взаимодействие с собственниками жилых помещений, управляющими компаниями и компаниями-монополистами. Такую структуру по ее содержанию и функциям можно назвать информационно-аналитической.
Функции такого подразделения должны объединять стратегическое планирование, мониторинг состояния ЖКХ, работу с населением, общую координацию деятельности предприятий ЖКХ. Иначе говоря, в структуру информационно-аналитической службы целесообразно включить:
–          отдел по работе с собственниками;
–          отдел мониторинга;
–          отдел целевых программ;
–          отдел координации.
Учитывая большую значимость собственников жилых помещений как источника информации и их главную роль в управлении ЖКХ, целесообразно, в первую очередь, включение в рекомендуемую структуру отдела по работе с собственниками. Данный отдел должен заниматься работой с собственниками жилья, сбором информации о текущем положении дел в ТСЖ и управляющих компаниях, приемом претензий и предложений по работе жилищно-коммунальных структур.
Отдел мониторинга должен осуществлять сбор, обработку, анализ и распределение информации о состоянии отрасли ЖКХ, о положении предприятий ЖКХ, состоянии жилого фонда и т.п.
Отдел целевых программ будет осуществлять стратегическое планирование отрасли ЖКХ города в форме составления целевых программ развития отрасли и бизнес-планирования.
Отдел координации будет заниматься координацией работы служб коммунального хозяйства города в вопросах выполнения целевых программ и качественного исполнения своих обязанностей.
Создание описанной выше информационно-аналитической структуры позволит повысить эффективность действующей организационной структуры управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» и организовать эффективную работу с собственниками жилья, чего до сих пор в рамках муниципалитета не производилось.
Другой важной проблемой в муниципальном образовании городского округа «Комсомольск-на-Амуре» является высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Учитывая проблемы в росте тарифов на ЖКУ в г. Комсомольске-на-Амуре, основными мероприятиями по совершенствованию оплаты за жилищно-коммунальные услуги могут стать:
1.      Обязательная аудиторская проверка целесообразности произведенных предприятиями ЖКХ расходов, включаемых в структуру тарифов;
2.      Экономия затрат предприятий жилищно-коммунального обслуживания;
3.      Открытость информации о структуре тарифа;
4.      Регулирование тарифа не на формальном уровне, а путем экспертизы и целесообразности каждой из статей расходов предприятий ЖКХ.
Для уменьшения роста тарифов в целях определения оценки объективности расчета затрат всех экономических субъектов, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в формирование тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, необходимо введение обязательной аудиторской экспертизы экономически обоснованных тарифов по соответствующим видам деятельности услуг и ремонтно-эксплуатационного производства в жилье, благоустройстве и дорожно-мостовом хозяйстве, если эта сфера деятельности не регулируется конкурентной средой, а также услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и электроэнергетики, газоснабжения.
Элемент регулирования и контроля за ценообразованием, обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования и обеспечить защиту экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.
Стоит отметить еще одну важную проблему, поисками решения которой занимается Управление ЖКХ – это совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства города.
Структура регионального и муниципального финансового контроля основана на положениях федерального закона о муниципальном управлении, Жилищном кодексе РФ и представлена следующими составляющими:
1)                 контроль выделения средств бюджета и фондов (выделение и перечисление средств на все виды капитального ремонта, приобретение коммунальной техники, содержание объектов внешнего благоустройства);
2)                 контроль расходования средств бюджета (целевое назначение, по факту использования);
3)                 контроль тарифной политики.
В настоящее время население осуществляет 100% оплату ЖКУ. В то же время создана достаточно эффективная программа адресной помощи семьям с низкими доходами в оплате ЖКУ – программа жилищных субсидий, в которой принимают участие 17% семей г. Комсомольска-на-Амуре. Тем не менее, в процессе оптимизации бюджетных расходов встают серьезные проблемы: чрезвычайно неэффективна система предоставления льгот различным категориям граждан; не решены вопросы монетизации социальных выплат на оплату ЖКУ.
Поэтому даже при наличии системы льгот и скидок для поддержания благосостояния граждан малейшее повышение оплаты за коммунальные услуги приводит к резкому снижению объемов фактической оплаты этих услуг. За последние 3 года произошло снижение общего уровня собираемости коммунальных платежей в МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» с 97,08% в 2007 г. до 93,6 % в 2010 г. Это может быть обусловлено как влиянием ежегодного повышения тарифов, так и воздействием мирового экономического кризиса на платежеспособность населения.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств может заключаться не только в оказании адресной социальной помощи низкодоходным семьям, но и в замене бюджетных дотаций предприятиям на финансируемые бюджетом инвестиционные программы развития и модернизации жилищного фонда и объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. Такой подход, с одной стороны, может способствовать сдерживанию роста тарифов для населения, с другой – обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
И, наконец, нельзя не отметить характерную для большинства российских городов проблему, актуальную также и для Комсомольска-на-Амуре, – изношенность объектов городской коммунальной инфраструктуры, которая на некоторых из них составляет до 85 %. Управление ЖКХ, как собственник муниципального жилищного фонда и обслуживающей его инфраструктуры, в условиях ограниченности бюджетных средств и субсидий федерального и регионального уровней не в состоянии проводить в необходимых объемах ремонт или замену устаревшего оборудования и коммуникаций. Здесь невозможно обойтись без привлечения частных капиталов к финансированию программ развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. Одним из эффективных способов такого выгодного взаимодействия является создание механизмов государственно-частных партнерств.
Международный опыт последних десятилетий показал, что государственно-частное партнерство может приносить большую пользу для модернизации систем коммунального обслуживания. Оно выгодно как для муниципальной администрации, так и для бизнес-структур. Наиболее распространенным в мировой практике видом государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере являются концессионные соглашения, согласно которым частный сектор получает во владение государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества. Важным содержательным моментом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы. Таким образом, в рамках договора концессии частный бизнес принимает на себя все три основных риска: коммерческие и инвестиционные риски и риски, связанные с управлением инфраструктурой и обеспечением ее работоспособности.
Важным фактором, определяющим целесообразность заключения концессионных соглашений на территории МО ГО «Комсомольск-на-Амуре», является необходимость привлечения больших инвестиционных ресурсов в модернизацию и ремонт коммунальной инфраструктуры при ограниченности бюджетных ресурсов.
Очевидно, что интерес бизнеса к подобным контрактам возможен только в том случае, если они с приемлемыми рисками позволяют обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал. Поэтому концессионные соглашения должны быть достаточно длительными для обеспечения возврата вложенных инвестиций. Срок действия контрактов концессии необходимо варьировать от 10 до 30 лет.
 


Библиографический список

1.        Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Консультант Плюс.
2.        Федеральный закон от 30.12.2002 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Консультант Плюс.
3.        «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2.02.2010 № 102-р // Консультант Плюс.
4.        Арцыбашев В.М. Совершенствование рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса / В.М. Арцыбашев, Н.Е. Симионова // Экономика строительства. – 2006. – №3. – С.64-69.
5.        Абдуллаев Н., Зайнетдинов Ф. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета. - 2009. -№28, 30, 32.
6.        Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика. - 2007.-246с.
7.        Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Изд-во "ДИС": НГАЭиУ,. - 2007. - 128с.
8.        Башмаков И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги / И. Башмаков // Вопросы экономики. – 2006. – №4. – С.136-150.
9.        Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы: Учебное пособие / В.В. Бузырев, В.С. Чекалин. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 390 с.
10.   Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования / А.А. Дронов // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2009. – №6-7. – С.43-51.
11.   Жилищные условия и коммунальное обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и населения. – М.: Госстрой России, 2006. – 221 с.
12.   Карпенко Н.Б. Муниципальное хозяйство: Учеб.-метод. пособие / Сев. Междунар. ун-т. – Магадан: СМУ, 2006. – 21 с.
13.   Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2008. -512с.
14.   Крейнина М.Н. «Финансовое состояние предприятия. Методы оценки».- М. .: ИКЦ «Дис», 2007.- 224с.
15.   Литвин М.И. Применение матричных балансов для оценки финансового состояния предприятия. // Финансы. -2009. -№6. –С.14-17.
16.   Моляков Д.С. "Финансы предприятий отраслей народного хозяйства". - М.: ФиС. -2006. – 524с.
17.   Морозов О.А. Финансовый аспект совершенствования системы ЖКХ // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. – СПб., 2007. – №1. – С. 93–99.
18.   Матеюк В.И. О проблемах жилищно-коммунального хозяйства // Финансы. – 2007. – №12. – С. 29–30.
19.   Оленин Г.П. Анализ источников инвестирования в жилищно-коммунальном хозяйстве // Вестн. ун-та. – Гос. ун-т упр. Сер.: Финансовый менеджмент. – 2008. – №2. – С. 58–69.
20.   Современное управление / Под ред.Д.Н. Карпухина, Б.З. Мильнера. – М.: Издатцентр, 2007. – 217 с.
21.   Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА –М, 2007.- 288с.
22.   Соснаускене О.И. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства / О.И. Соснаускене. – М., 2009. – 349 с.
23.   Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. "Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия". - М.: Перспектива. –
2009. -164с.
24.   Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 2006.-176с.
25.   Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2007.-343с.
26.   Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат. – М.: Филинъ.2007.- 403с.
27.    
28.   Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2008.-416с.
29.   «Экономика, организация и планирование жилищного хозяйства» Крупицкий М.Л., Москва, Стройиздат. -2009. -191с.
 
 
 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Динамика показателей состояния некоторых отраслей коммунального хозяйства г. Комсомольска-на-Амуре

и т.д.................


Газификация
Показатели
Ед. изм.
по сост. на 01.01.2008 г.
по сост. на 01.01.2009 г.
по сост. на 01.01.2010 г.
Общее количество газифицированных квартир
ед.
90823
91254
91408

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.