На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика исследования систем управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. Социологическая методология ИСУ…….…………...…………….....6
              1.1. Методы активизации технологии творчества………………….….…6
              1.2. Ассоциативные методы…………………………………………........10
ГЛАВА 2. Социологические методы ИСУ…….………………………………....10
              2.1 Метод анкетирования ………………………………………………..12
              2.2 Метод интервьюирования…………………………………………….14
              2.3 Метод выборки……………...………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….…………20
Библиографический список………………………………………………………..22
Приложение 1............................................................................................................24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
         Для наиболее яркого раскрытия социологических методов в исследовании систем управления, приведем понятия управления и системы.
         Процесс целенаправленного  воздействия на систему. Обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта. И называется управлением.
        Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления.
        Поскольку управление – специфическая функция, то она реализуется определенными элементами системы. Система в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую системы. Действительно, если мы полагает, что в системах не может быть бесцельных процессов, то очевидно, что если есть цель деятельности, должно быть управление достижением этой цели и сама деятельность по ее достижению.
         Итак, система – это множество, составляющее единство элементов, связей и взаимосвязей между ними и внешней средой, образующее присущую данной системе целостность, качественную определенность и целеполагание.
В исследовании систем возникли определенная тер­минология и принципы анализа. Поскольку под опера­цией мы будем понимать любое целенаправленное дей­ствие, то в качестве «модели системы» мы должны себе представлять некоторую совокупность, состоящую из субъекта (оперирующей стороны), формулирующего цель операции, запаса активных средств (ресурсов) для проведения операции, набора стратегий, т. е. способов использования этих ресурсов, и критерия-способа сравнения различных стратегий (т.к. тема у нас «творческа»), преследующих дости­жение цели операции. Сам критерий, точнее — стрем­ление к максимизации или минимизации его значений часто и объявляется целью операции.
           Решение реальных задач показывает, что первый шаг это формализация операций, их описание с помощью метода. От того, как будет формализована задача, зависит вся судьба исследования. Простое описание де­лает анализ довольно простым, но если оно не будет в достаточной степени адекватно реальности (что во многом зависит от творческого подхода), то может привести к результатам сомнительной достоверности. Наоборот, переусложненная задача, учитывающая раз­нообразные детали процесса и с большими подробностя­ми описывающая реальность, может привести к такой затрате определенного времени, которая окажется не оп­равданной высокой точностью результата.
Исследование систем управления имеет целью развитие навыков исследовательской работы будущих специалистов. Необходимость определяется  квалификационной  характеристикой специалиста, в которой предусмотрена готовность к практической деятельности, владению навыками исследования систем управления.
Для написания данной работы были использованы различные источники, к примеру таких авторов, как Белозерцев В.И., Косенко С.И., Попов А.А.,  Саати Т. и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТЕХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе творческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин:
•    движущих сил процесса — внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вы­зывающих течение процесса;
•    факторов ускорения — внешних и внутренних усло­вий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;
•    факторов торможения — внешних и внутренних ус­ловий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.
Эффективность решения творческой проблемы, в первую очередь, определяется продуктивностью творческого мышле­ния при отсутствии информации о технологии поиска. Но продуктивность, в свою очередь, зависит от искусства преодо­ления препятствий, лежащих на пути познания.
Ф. Бэкон указывает на четыре вида препятствий — призра­ки познания. Первые два из них коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными. Два других вос­ходят к ней опосредованно, будучи порожденными особенно­стями социальной жизни и психологии.
Первый вид заблуждений — это «призраки рода». Они свойственны всем людям, поскольку постигаемых вещей при­роду собственно духа, т.е. результаты мыслительной деятель­ности базирующейся на искаженной информации органов чувств, что приводит к заблуждениям. К этому же виду за­блуждений относится стремление человека при разрешении проблемных ситуаций пользоваться готовыми решениями, привычными штампами, освоенными стандартами (психоло­гическая инерция мышления).
Второй вид заблуждений — это «призраки пещеры», к ко­торым относятся разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявлении «призраков рода», неодинаковые интересы людей ориентируют различным образом их познава­тельные усилия и оценки.
Третий вид заблуждений — это «призраки рынка», про­истекающие из особенностей социальной жизни человека. Эти «призраки» состоят в подверженности общераспростра­ненным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждени­ям.
Четвертый вид — это «призраки театра», которые производны от «призраков рынка». Здесь речь идет об искажаю­щем влиянии ложных теорий и философских учений.
Р. Декарт в работе «Рассуждение о методе» изложил четы­ре правила познания.
Первое правило метода Декарта требует принимать за ис­тинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетли­вом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, то есть вполне очевидно.
Второе правило метода предлагает делить каждую слож­ную вещь ради успеха ее изучения, на более простые состав­ляющие, дабы затем устремить внимание на эти простые, т.е. неподдающиеся дальнейшему делению умом части.
Третье правило — в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания.
Четвертое правило метода требует осуществлять полные описания предмета исследования, не упуская ничего из вни­мания.
В рассмотренных подходах четко просматриваются эле­менты системного анализа.
Попытка формализовать метод активизации технологии творчества с точки зрения системного анализа осуществлена в работе. В ней рассмотрены направления развития систем­ных объектов, общие законы развития систем и закономерно­сти структурных преобразований систем. Кроме того, рас­сматривается методика, в основе которой лежит «принцип уз­лового элемента» системы.
Алгоритм поиска узлового элемента включает:
       •    определение состава элементов исходной системы;
•  определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требую­щего улучшения, — критичного потребительского свойства;
•     установление и исследование причинно-следствен­ной цепи
     взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой     
       критичного потребительского свойства;
•    определение круга элементов, которые допускают видоизменение;
•    выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потреби­тельского свойства.
Метод активизации технологии творчества позволяет ре­шать проблемные ситуации поэтапно и может быть представ­лен в следующем виде:
Этап 1. Формулировка задачи в системных категориях в виде потребительского противоречия. Важной особенностью данного этапа является необходимость принятия решения о стратегии дальнейшей поисковой деятельности.
Этап 2. Задача решается на базе условий первого этапа, т.е. отталкиваясь только от системной формулировки задачи. Решение производится за счет личных творческих возможно­стей и информированности разработчика (исследователя, ру­ководителя и т.д.) без применения каких-либо внешних мето­дических приемов.
Этап 3. Если проблемная ситуация не решается на втором этапе простым силовым наскоком. Значит, творческие ресур­сы исчерпаны, и пришло время применения методических средств — специальных приемов и логических операторов.
Этап 4. Если задача не решается на третьем этапе, следует продолжить решение, используя операторы предварительного «дробления» задачи (оператор выявления противоречия, опе­ратор применения приемов и таблиц разрешения противоре­чий; оператор применения законов интеграции и дифферен­циации).
Этап 5. Если процедуры четвертого этапа не привели к разрешению проблемной ситуации, следует продолжить ре­шение задачи, используя операторы полного «ослабления» за­дачи (оператор определения физического противоречия, опе­ратор применения приемов разрешения физических противо­речий).
1.2 АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Эти методы основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использова­ния аналогии их вторичных смысловых оттенков, основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.
К ассоциативным методам (во многом аналогичные) отно­сятся:
?      метод каталога;
?      метод фокальных объектов;
?      метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Метафоры могут служить подсказкой для нахождения идеи. С целью расшире­ния пространства поиска идей и повышения степени их ори­гинальности, прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций). Чаще всего применяют две их разновидности: концентриро­ванные гирлянды, различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие; гирлянды последовательных метафор, при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.
Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения. Эта идея явилась ос­новой метода каталога и усовершенствованного метода фо­кальных объектов.
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств и для тренировки воображения. Сущность метода состоит в пе­ренесении признаков случайно выбранных объектов на со­вершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе пе­реноса.
Дальнейшим развитием метода фокальных объектов явля­ется метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций.
Метод контрольных вопросов используется для психоло­гической активизации творческого процесса, для чего с по­мощью наводящих вопросов пытаются подвести к решению задачи. Суть метода состоит в том, что исследователь (изобретатель) отвечает на вопросы, содержащие в универсаль­ных вопросниках (составленных Д. Пирсоном, Э. Раудзенпом, А. Осборном и др.) и в связи с ними рассматривает свою задачу.
 
 
2.1 Метод анкетирования
Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета исследований. Анкета должна учитывать уровень общей культуры и психологию респондентов.
Составить анкету достаточно сложная задача.
При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность. При выборочном анкетировании – только часть генеральной совокупности – выборочная совокупность.
Итак, социологический метод построен на спе­цифическом сочетании методологии и организации ис­следования.
   Большое значение имеет личность и деятельность человека, ведущего опрос. Возможны различные варианты: человек может быть для первой и второй группы один и тот же или можно дифференцировать ведущих. Человек, ведущий опрос дол­жен обладать большой творческой активностью, доб­рожелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способностью организовывать и поддержи­вать интеллектуальный процесс.
В ходе анкетирования между людьми должны быть уста­новлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником беседы, подхва­тывалась и развивалась другим.
Наи­лучшие результаты метод дает при рассмотрении проблем ор­ганизационного характера. Метод применяется при отсутст­вии или недостаточном количестве информации.
Метод анкетирования  -  опрос, проводимый письменно с использованием анкеты.
Преимущества анкетирования:
1.      Наиболее оперативный метод сбора первичной информации;
2.      Результаты анкетирования наиболее доступны для математической обработки;
3.      За короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей.
 
 
2.2 Метод интервьюирования
 
Интервьюирование (беседа) – получение информации в процессе беседы (общения) исследователя с респондентом.  сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит наиболее распространенным методом сбора данных.
Главная задача интервьюера — выявление полезных и конст­руктивных идей путем оперативного анализа высказываний.
Интервью бывает:
           1). По технике проведения:
?      стандартизированным (формализованным), то есть беседа включает в себя точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым;
?      нестандартизированным, то есть при беседе определяется только тема, вопросы задаются в свободной форме.
           2) по типу респондентов: интервью с ответственным лицом; интервью с экспертом; интервью с рядовым респондентом.
           3) по технике регистрации ответов – протоколируемым; непротоколируемым.
                 Преимущества интервьюирования следующие. Беседой можно управлять. Если одна линия опроса не дает желаемых результатов, можно попробовать другую. Кроме того, исследователь получает информацию не только из прямых ответов, но также из замечаний, комментариев, высказываний, шуток, жестов, которые их сопровождают, при условии что он внимателен и наблюдателен.
Успешность интервью зависит, прежде всего, от степени его подготовки, а также от искренности даваемых ответов, что часто определяется эмоциональным настроем участников беседы.
При подготовке к проведению беседы необходимо:
1.      сформулировать цель беседы;
2.      составить план, включающий в себя целевые вопросы;
3.      определить способы регистрации (магнитофон, диктофон, бланки, условные обозначения);
4.      создать благополучную обстановку;
5.      обеспечить атмосферу контакт, атмосферу доверия.
 
Алгоритм состава метода интервьюирования следующий:
       •    определение состава элементов исходной системы;
•  определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требую­щего улучшения, — критичного потребительского свойства;
•     установление и исследование причинно-следствен­ной цепи
     взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой     
       критичного потребительского свойства;
•    определение круга элементов, которые допускают видоизменение;
•    выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потреби­тельского свойства.
Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Метафоры могут служить подсказкой для нахождения идеи. С целью расшире­ния пространства поиска идей и повышения степени их ори­гинальности, прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций). Чаще всего применяют две их разновидности: концентриро­ванные гирлянды, различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие; гирлянды последовательных метафор, при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.
Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения. Эта идея явилась ос­новой метода каталога и усовершенствованного метода фо­кальных объектов.
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств и для тренировки воображения. Сущность метода состоит в пе­ренесении признаков случайно выбранных объектов на со­вершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе пе­реноса.
Дальнейшим развитием метода фокальных объектов явля­ется метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций.
Метод контрольных вопросов используется для психоло­гической активизации творческого процесса, для чего с по­мощью наводящих вопросов пытаются подвести к решению задачи. Суть метода состоит в том, что исследователь (изобретатель) отвечает на вопросы, содержащие в универсаль­ных вопросниках (составленных Д. Пирсоном, Э. Раудзенпом, А. Осборном и др.) и в связи с ними рассматривает свою задачу.
 
 
2.3 Выборка
 
Обычно социологические исследования носят не сплошной, а выборочный характер. При необходимости этот процесс повторяется, что приводит к иерархическим древовид­ным структурам. Обычно объект анализа сложен, слабо структурирован, плохо формализован, поэтому опера­цию декомпозиции выполняет эксперт. Если поручить анализ одного и того же объекта разным экспертам, то полученные древовидные списки будут различаться. Качество построенных экспертами деревьев зависит как от их компетентности в данной области знаний, так и от применяемой методики декомпозиции (поэтому этот метод можно отнести к творческому методу).
    Обычно эксперт легко разделяет целое на части, но испытывает затруднения, если требуется доказатель­ство полноты и безызбыточности предлагаемого набо­ра частей. Стремясь перейти от чисто эвристического, интуитивного подхода к более осознанному, алгорит­мическому выполнению декомпозиции, мы должны объяснить, почему эксперт разделяет целое именно так, а не иначе. Именно на данное, а не на большее или меньшее число частей. Объяснение состоит в том, что основанием всякой декомпозиции является модель рассматриваемой системы. Операция декомпозиции представляется теперь как сопоставление объекта ана­лиза с некоторой моделью, как выделение в нем того, что соответствует элементам взятой модели. Поэтому на вопрос, сколько частей должно получиться в резуль­тате декомпозиции, можно дать следующий ответ:
столько, сколько элементов содержит модель, взятая в качестве основания. Вопрос о полноте декомпозиции — это вопрос завершенности модели.
  Объект выборки должен сопоставляться с каждым элементом модели-основания. Однако и сама модель-основание может с разной степенью детализа­ции отображать исследуемый объект. Например, в системном анализе часто приходится использовать модель типа «жизненный цикл», позволяющая деком­позировать анализируемый период времени на пос­ледовательные этапы от его возникновения до окон­чания. С помощью такой декомпозиции шахматную партию можно разбить на дебют, миттельшпиль и эндшпиль. В жизни человека принято различать молодость, зрелость и старость, но можно выделять и более мел­кие этапы, например, детство, отрочество и юность. Такое же разнообразие может иметь место и при де­композиции жизненного цикла любой проблемы. Раз­биение на этапы дает представление о последователь­ности действий, начиная с обнаружения проблемы и кончая ее ликвидацией.
    Всякий анализ проводится для чего-то. Именно эта цель анализа и определяет, какую систему следует рассматривать. Например, анализируя цель «выяснить этиологию и патогенез ишемической болезни сердца», в качестве исследуемой системы можно взять сердеч­но-сосудистую систему. А можно выбрать конкретный кардиологический институт. В первом случае декомпо­зиция будет порождать перечень подчиненных подце­лей научного, во втором — организационного характе­ра. Можно также рассматривать и такую процедуру анализа, когда перед каждым очередным актом деком­позиции заново ставится вопрос не только о том, по какой модели проводить декомпозицию, но и о том, не следует ли взять модель иной системы, нежели ранее.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
          Исследование систем управления является одним из основных источников формирования навыков в различных сферах управления. Метод творческого поиска наиболее сильно благоприятствует этому развитию, т.к. любое стратегическое решение связано с мышлением, точнее итогом мышления, а именно – принятым решением. Таким образом для наилучшего способствования  быстроте принятий решений и используется творческий метод. Можно очень быстро и легко объяснить это утверждение. Так как быстрая ориентировка в окружающем мире, зависит прежде всего от быстроты адаптации, самообладания, а также элементарного – находчивости, то именно эти понятия и являются составными структуры метода творческого поиска.
  Сам термин «исследование систем» родился в после­военные годы, когда стало очевидно, что задачи широ­кого класса, возникшие в самых различных сферах человеческой деятельности, имеют, несмотря на их качественное различие, одно общее — они сводятся к выбору способа действия, варианта плана, параметров конструкций, то есть к принятию решений.
  Таким образом, задача исследования систем управления на этом этапе нами трактуется как некоторая оптими­зационная проблема, т.к. и тема у нас соответствующая – исследование систем управления. В действительности задача ис­следователя несколько шире. Анализируя требования к операции, то есть те цели, которых предполагает достигнуть оперирующая сторона, и те неопределенности, которые при этом неизбежно при­сутствуют. Исследователь должен сформулировать цель операции на определенном языке или методе (математическом, творческом и др.).
Выбрав творческий метод, т.к. он удобен, по­скольку методы оптимизации достаточно развиты, а язык оптимизации обладает достаточно большой сте­пенью общности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Библиографический список
 
1. Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: 
    Издательство «Экзамен», 2003.
2. Белозерцев В.И. Техническое творчество. – Ульяновск, 1978.
3. Косенко С.И. Методы поиска новых технических решений. – М.: ВА им
   Ф.Э. Дзержинского, 1996. 
4. Попов А.А., Телушкин И.М., Бушцев С.Н. Основы общей теории систем.
    Часть II, – С. – П.: Вас, 1992.
5. Саати Т. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения. /
    Пер. с англ. – М., 1995.
6. Столяров А.м. Методологические основы изобретательского творчества. –
    М.: ВНИИПИ, 1991.
7. Таха Х. Введение в исследования операций / Пер. с англ. – М.: Мир,
    Кн.1, 2,   1991.
8.Теслинов А.Г. Развитие систем управления. Монография. – М.: РВСН,  
   1997.
9. Хохлачев Е.Н. Теоретические основы управления. Часть 2. Анализ и
    синтез систем управления. Учебное пособие. – М.: РВСН, 1996.
10. Белозерцев В.И. Техническое творчество. – Ульяновск, 1985.
11. Ивин А.А. искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1986.
12. Абчук В.А., Бункин В.а. Интенсификация, принятие решений. – Л.:
      Лениздат, 1987.
13. Чус А.В., Данченко В.а. Основы технического творчества. – Киев:
      Высшая школа, 1983.
14. Чапеле Ю.М. Методы поиска изобретательских идей.  – Л., 1990.
15. Шевченко Б. Развитие творческого воображения. – Фрунзе: ФПИ, 1987.
16. Гермейер Ю.Б. Введение в теорию исследования опера­ций.— М.: 1981.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Алгоритм поиска узлового элемента включает:
       •    определение состава элементов исходной системы;
•  определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требую­щего улучшения, — критичного потребительского свойства;
•     установление и исследование причинно-следствен­ной цепи
      взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой     
       критичного потребительского свойства;
•    определение круга элементов, которые допускают видоизменение;
•    выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потреби­тельского свойства.
Есть ли возможность изменения? Хотели бы что-нибудь изменить? Устраивает ли образ жизни? Увлечения? (Хобби)
 
Приложение 1
Анкета - опрос

и т.д.................


Вопрос
Да
нет
Возраст  (от 15 до 25 лет)
 
 
Работает?
 
 
Учится?
 
 
Семейное положение?
 
 
Материальное положение?
 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.