На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основы регионального управления экономикой

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Вариант №7
«Основы регионального управления
экономикой, региональный менеджмент»
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
    РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……...……………………….…4
      Особенности регионального управления……………..…………..4
      Сущность и регионального управления………………………….5
      Задачи и объект регионального управления……………………...7
    ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА…...9
      Сущность организационной структуры управления……………..9
        Факторы, влияющие на организационные структуры……….….11
        Типы организационных структур управления……………….….11
      Классификация организационных структур управления……….14
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………17
      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...18
 
 


 
ВВЕДЕНИЕ
 
Основной тенденцией в  практике государственного регулирования  экономики,начиная с конца 90 – х годов ХХ столетия, стал процесс переноса на уровень государственной исполнительной власти принципов организации и методов управления, которые используются в деловом мире и корпорациях. Тем самым администрация региона превращается в инновационную организацию по оказанию разнообразных социально-экономических услуг. Такий опыт уже давно существует в європейских странах и США, где они даже называются корпорациями.
Исходя из этого, принципы менеджмента, которые применяются в корпорациях, предприятиях переносятся на региональный уровень, что приводит к возникновению новой категории – региональный менеджмент.
Под региональным менеджментом следует понищать такое управление экономикой региона, которое базируется на корпоративних принципах и учете территориального разделения труда. Его основними требованиями являются:
- концентрация на достигнутых результатах и розработка мер для достижения перспективных целей региона;
- признание управленцами, что граждане, которые проживают на данной территории, являются их потенциальными клиентами, и поэтому следует понимать и принимать во внимание их потребности и интересы;
- умение работать лучше, быстрее и дешевле, чтобы выдержать конкуренцию  с коммерческими компаниями по оказанию услуг.
 
 
 
 
      РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ,
РЕГИОНАЛЬНЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ
 
1.1. Особенности регионального управления
 
Противоречия и неурегулированность  взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.
Можно выделить следующие  условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных условиях.
1. Система новых отношений  создается в условиях, когда планово-директивные  методы управления региональным  хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.
2. В новых условиях  субъекты сосредоточили большую  часть властных и хозяйственных  функций. Регион является основным  субъектом собственности, который  делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.
3. Упразднение государственной  отраслевой системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект — муниципалитет; муниципалитет — основное производственное звено; субъект— основное производственное звено.
4. В этих условиях меняются  регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой — вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
5. Чтобы обеспечить заинтересованность  субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.[4,c.87-89]
 
      Сущность регионального управления
 
Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента  представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.
С точки зрения современной  украинской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.
Суть перехода от планово-директивной  системы управления хозяйством региона  к региональному менеджменту  состоит в таких изменениях, как:
• ориентация развития региона  на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
• формирование организационно-экономических  условий для реализации всеми  хозяйствующими субъектами региона  принципов экономической свободы  и хозяйственной самостоятельности;
• ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
• формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
• переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
• оценка конечного результата регионального менеджмента в  зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона  и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами,  многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального менеджмента в Украине.[6,c.234-237]
Региональный менеджмент функционирует в соответствии с  законами развития рыночной системы  хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.
Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.[7,c.129-136]
 
      Задачи и объект регионального управления
 
Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.
В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления.[5,c.185-193]
В число основных задач регионального менеджмента входят:
• обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности  населения региона, высокого уровня и качества жизни;
• экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
• оптимизация финансовых потоков, формирование условий и  механизмов укрепления экономической  базы региона и муниципальных  образований;
• обеспечение экологической  безопасности в регионе, защита окружающей среды;
• формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической  политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.[3,c.168-172]
Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.
1. Принадлежность объекта  к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта).
2. Характер продукции  или услуг, производимых субъектом  хозяйствования (продукция целиком  или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).
3. Характер и степень  воздействия субъекта хозяйствования  на экономические, социальные, экологические  и другие процессы в регионе.
4. Воспроизводство условий  жизнедеятельности населения, удовлетворение  потребностей людей вне сферы  производства (охрана здоровья, удовлетворение  потребностей в образовании и  культуре, социальная защита и поддержка).
Анализ приведенной классификации  объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов государства, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты — опосредованное.[5,c.245-248]
 
2.  ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
 
2.1. Сущность организационной структуры управления
 
Организационная структура  управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.
Организационные структуры  управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования — кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии.
Такая типизация организационных  структур обусловливает и соответствующие  организационные формы управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.
Элементы организационной  структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели.
Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и  не может быть чистых функций без  их субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.[2,c.12-14]
Формирование рыночной экономики  предполагает создание новых организационных  отношений и структур управления.
Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них — невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое — то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.
Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних важнейшими являются те, которые являются адекватными социально-рыночной среде экономического развития Украины, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.[8,c.112-114]
 
2.1.1. Факторы, влияющие на организационные структуры
 
На организационные структуры  влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обусловливают и  предопределяют процесс их преобразования, а с другой — подчиняют эти  структуры волевому воздействию полномочных органов и ответственных лиц.
Среди объективных факторов, влияющих на организационную структуру  производства, особое и все возрастающее значение приобретает научно-технический прогресс. Он является катализатором социальных, экономических, управленческих и других организационных изменений в системе отношений участников процесса производства. Достижения НТП влияют на состав элементов организационных структур производства и управления.
В прошлом дискретный и  зачастую случайный процесс формирования организационных структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управления была непомерно велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных ведомств, государственных и хозяйственных организаций, субъективным мнением политических лидеров.[10,c.212-215]
 
2.1.2. Типы организационных структур управления
 
На начальном этапе  перехода на рыночные отношения в  экономике Украины действуют два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (товарный, рыночный). Особенность интенсивного типа заключается в значительном повышении роли социальных факторов общественного развития, что требует сбалансированности всех элементов организационной структуры управления. Смена приоритетов изменяет все связи между элементами структуры, акцентирует внимание руководителей различных уровней управления не на командных функциях по поводу распределения производственных планов и заданий, а на выявлении общих проблем развития предприятий и на удовлетворении запросов потребителей. Следовательно, интенсивный тип производства и адекватный ему тип организационной структуры приобретают стратегическое значение.
Общими предпосылками  создания качественно новых организационных  структур управления интенсивного типа являются:
• перевод социально-экономических  функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предприятий и организаций, всех существующих и создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и общественных организационных структур на социально ориентированные рыночные отношения;
• реализация социальных целей  большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются  таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих  и перспективных социальных задач. Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индикатором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и технической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-экономический и даже психологический результат.
Экстенсивный тип организационных  структур управления, действующий до последнего времени, характеризуется  следующими чертами: «многоголовым» централизмом управления; бюрократическим методом работы; подчинением зачастую этнополитическим и элитно-групповым интересам; примитивизмом (формализмом) рыночных отношений, что устраивает ведомственные, но не потребительские интересы.
Экстенсивный тип структур управления имеет ряд качественных признаков:
• недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и  социальным прогрессом;
• слабая разработанность  стратегии развития организационных структур. В производстве отсутствуют приоритеты, связанные с НТП; в управлении организационная структура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.
• затратный принцип стимулирования совершенствования организационной  структуры. В производстве он характеризуется слабой заинтересованностью в ресурсосбережении, а в управлении — экономией только с помощью сокращения численности аппарата;
• административно-правовые, командно-директивные методы управления, превалирующие над экономическими и коллегиальными, что сдерживает предпринимательскую инициативу и поиск эффективных методов работы коллективов, отдельных членов общества;
• слабая адаптивность организационных  структур управления к меняющимся условиям производства, рыночному механизму хозяйствования;
• неадекватность роли органов  местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических  технологических территориальных  проблем;
• отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, способных  стимулировать многообразие организационных  форм и структур управления. Нельзя не видеть, что управленческие структуры по всей вертикали власти приспосабливаются к происходящим изменениям. На уровне страны и региона укрепляются исполнительные органы власти, все отчетливее доминирует авторитарный принцип руководства. В то же время многие социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления — муниципальным образованиям.
При недостаточной согласованности  структур управления указанной вертикали  власти (государство — регион — муниципалитет) возникает большое количество проблем, связанных с формированием социально ориентированных рыночных отношений в центре и на местах. В структуре общественного производства хозяйственные организации лучше взаимодействуют в удобных для этих структур социально-организационных формах. В настоящее время таковыми являются акционерные компании. Они сегодня заменяют отраслевые министерства, региональные органы управления, укрепляют статус крупных предприятий и производств.
Развитие рыночной экономики  сопровождается пересмотром и реорганизацией практически всех организационных  отношений — технико-технологических, социально-экономических, политических. Поэтому предприятие любого размера, любой сферы деятельности представляет собой социальную производственно-экономическую систему, которая в своей деятельности наиболее полно отражает существо и противоречия современного хозяйствования в целом.[1]
 
2.2. Классификация организационных структур управления
 
На взаимодействие элементов  организационной структуры влияют цели и задачи участников, сложность  и динамизм внешних факторов, технологические и территориальные характеристики их производственной структуры, внутрипроизводственные связи и т.д. Эффективна та организационная структура, которая успешно реализует поставленные перед ней цели. С этой позиции организационные структуры могут быть прогрессивными или регрессивными.
Множество типов организационных  структур обусловлено разнообразием  критериев их классификации. Среди  них можно выделить общие, особенные  и частные.
К общим критериям относятся специфика воспроизводства, формы обобществления и масштабы производства, к особенным — формы собственности, принципы организации управления, характер связей, к частным — формы организации производства и управления.
По признаку воспроизводственного цикла различаются экстенсивные и интенсивные организационные структуры; по формам связи — горизонтальные (смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные); по формам собственности — государственные (административные),   кооперативные,   смешанные,   частные;   по принципам организации производства и управления — отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные; по сферам деятельности — государственные, общественные, коммерческие; по методам хозяйствования — государственные, корпоративные, частные; по уровням управления — федеральные, региональные, муниципальные; по формам организации производства   —   высокоспециализированные,   малые, крупные предприятия; по формам организации управления — концерны, тресты, ассоциации.
Количество и качество организационных структур имеют  тенденцию к динамическому изменению. Это происходит в результате сочетания  различных объективных и иных обстоятельств, и также качественных изменений в обществе благодаря  радикальной реформе в организационных  структурах управления на всех уровнях  развития рыночных отношений.
Многообразие критериев  формирования организационных структур не дает оснований для их противопоставления, важно, чтобы они удовлетворяли  общему критерию эффективности ?  давали высокий социальный результат. Мобильность организационных структур, их адаптивность к месту и времени, разнообразие форм их организации возможно и целесообразно регламентировать с учетом исторических особенностей развития государственного, коммерческого и общественного управления.
Организационные структуры  призваны быть гибкими, создаваемыми под определенные цели и перестраиваемыми по мере возникновения новых задач. Соответственно предусматриваются нормативные правила не только создания, функционирования организационных структур, но и расформирования организации.
При формировании организационных  структур управления необходимо тщательно  продумать соотношение единоначалия коллегиальности. Их умелое сочетание  не исключает, однако, использования  принципа прямой подчиненности. В организационной  структуре управления каждый исполнитель  должен иметь только одного непосредственного  руководителя. Когда практикуют двойное  подчинение или вышестоящий руководитель передав свои решения работникам, минуя их непосредственного начальника, то тем самым подрывается уважение к последнему, создается обстановка необязательности и возникает стремление уйти ответственности.[9,с.235-238]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Современный этап развития человеческой цивилизации предъявляет собственные требования не только к национальным экономикам, а и к мировому хазяйству в целом. Эти требования вытекают из проблем, которые связаны с выживанием нашей цивилизации. На первый план выдвигается проблема гуманизации экономики, потребностей общества, эффективного использования всех видов ресурсов.
Если взять за основу такой  подход к национальным и региональным економикам, то методологическую основу построения новой системы управления должны создавать те общие теоретические принципы, на основе которых модель, которая разрабатывается будет:
    Соответствовать характеру и уровню развития общественного производства в стране и ее регионах;
    Отражать и максимально реализовывать цели развития экономической системы, которая управляется;
    Выражать все стоимостные категории производства в денежной форме, как конечной форме воспроизводительного процесса;
    Оптимизировать комбинацию факторов регионального производства и обеспечивать эффективность их использования.
Организация регионального  менеджмента, которая будет основываться на вышеизложенных принципах, обеспечит  устойчивое управление регионального  развития.
Сегодня актуальным является формирование маркетингового типа регионального  менеджмента, который идет не от желаний  самого региона (например, в поиске средств для реализации некой  программы), а от изучения потребностей потребителей (производителей, коммерсантов, инвесторов, политиков, государственных  органов власти, некоммерческих организаций, туристов ), которые регион в состоянии  удовлетворить.
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
 
    www.stydent.od.ua
    Галуза С.Г., Артемов В.І. Регіональне управління економікою: досвід минулого в контексті сучасних проблем // Регіон. економіка. – 2006.
    Видяпина В.И., М.В. Степанова. Региональная экономика (общ. ред.) / уч. – М.: Инфра-М, 2006. – 498с.
    Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов.?  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. ? 239 с.
    Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / уч. – М., 2000. – 438с.
    Зінь Е. А. Регіональна економіка: Підручник. — К.: «ВД «Професіонал», 2007. — 528 с.
    Ивченко В.В. Региональная экономика (ред.) / уч. – Калининград, 1998. – 564с.
    Ольшанська О.В., Фащевський М.І., Білоконь І.В. та ін. Регіональна економіка: Тексти лекцій – К.: КНЕУ, 2009. – 254с.
    Современное управление. Энциклопедический справочник. (пер. с англ. Американская ассоциация управления. – М.: Издатцентр. 1977. Т.1. - 485с.
    Стеченко Д.М. Управління регіональним розвитком: Навч. посібник. – К.: Вища шк.., 2000. – 386с.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.